Автор: Медведева Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ОЦ гимназия 6 "Горностай" кафедра дошкольного отделения
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: проект
Тема: «И вновь мы славим седину»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное образовательное учреждение г. Новосибирска
Образовательный центр гимназия №6 «Горностай»
кафедра дошкольного отделения
Краткосрочный социально-нравственный творческий проект
«И вновь мы славим седину»
(Подготовительная группа)
Подготовила: Медведева А.И., воспитатель высшей категории;
Новосибирск, 2018г
Введение
1
Основная направленность проекта - воспитание у детей чувств уважения и
любви по отношению к старшему поколению.
Цель проекта: развитие социально – нравственной направленности на
усвоение ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Задачи проекта:
Воспитанники:
1. Закреплять представления детей об истории семьи в контексте с историей родной
страны, опираясь на рассказы старшего поколения.
2. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
3. Воспитывать доброжелательность и уважение к старшим родственникам.
Родители:
Привлекать родителей к посильному участию в жизни детского сада и к
активному взаимодействию с воспитателями.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы,
музыкальный руководитель, родители, старшие члены семей.
Тип проекта: социально–нравственный, творческий.
Срок реализации проекта: 3 недели.
Ожидаемый результат:
Дети учатся проявлять доброту, отзывчивость к пожилым людям. У них
развиваются положительные качества - способность понимать эмоциональное
состояние окружающих.
В своей изобразительной деятельности дети научились передавать в портрете
черты мимику, настроение, характер и возрастные особенности взрослого.
Реализация проекта.
Подготовительный этап:
Воспитателям:
1.
Определить темы, цели и задачи, содержание проекта, спрогнозировать
результат.
2.
Подготовить презентаций «Международный день пожилых людей», «Как
создать подарок своими руками», «Наши любимые дедушки и бабушки»,
«Наша дружная семья», «Традиции русского и азербайджанского народов
3.
Написать сценарий к концерту «И вновь мы славим седину…»
4.
Подобрать художественную литературу.
5. Найти картинки и иллюстрации для рассматривания и описания.
6. Составить план изготовления подарков, подобрать материалы для его
реализации.
7. Организовать выставку предметов и фотографий, связанных с увлечениями
старшего поколения.
2
Родителям:
1.
Выучить с детьми стихи про бабушку и дедушку.
2.
Принести в группу фото и атрибуты хобби старшего поколения.
Основной этап реализации проекта:
Познавательная деятельность.
Беседы с детьми на темы: «Оказание помощи пожилым людям», «За что я
люблю дедушку и бабушку».
Просмотр
презентаций
«Международный
день
пожилых
людей»
(социальный
ролик);
«Наши
любимые
дедушки
и
бабушки»,
«Наша
дружная
семья»,
«Как
сделать
поделку
своими
руками»,
«Традиции
русского и азербайджанского народов» (семейные презентации)
Просмотр презентации о генеалогическом древе семьи.
Беседа «Расскажи, что ты знаешь о своей бабушке и дедушке, когда они
были в твоем возрасте».
Художественно-эстетическая деятельность.
Чтение художественной литературы «Сказка о молодильных яблоках и
живой воде» в пересказе А. Н. Толстого, «Сивка-бурка» в пересказе А. Н.
Толстого, «Дочь и падчерица» РНС и др.
Концерт для пожилых людей «И вновь мы славим седину…»
Чаепитие в группе «У самовара»
Художественно-продуктивная деятельность.
Изготовление подарка «Вазочка» (в технике пластилинография с
использованием природных материалов: скорлупа орех, семечки, зерна,
крупы и другие украшения)
Рисование портретов бабушек и дедушек.
Оформление альбома «Генеалогическое древо моей семьи»
Оформление выставки «Увлечение бабушек и дедушек»
Взаимодействие с родителями
Изготовление презентаций совместно с детьми о дедушке с бабушкой.
Изготовление интеллект карты «Генеалогическое древо моей семьи»
Активное участие в подготовке выставки и чаепития в группе.
Заучивание стихов.
Заключительный этап:
Посещение
дедушками
и
бабушками
выставки
детских
рисунков
«Портреты».
Вручение подарков детьми своим родственникам.
Посещение детьми выставки «Увлечение бабушек и дедушек».
Концерт для пожилых людей «И вновь мы славим седину».
Чаепитие в группе «У самовара».
3
Отчет.
Актуальность:
В наше время стремление молодых семей жить отдельно от старшего поколения
обернулось отсутствием тесного контакта детей с бабушками и дедушками. В свою
очередь
это
привело
к
утрате
семейных
традиций,
разрыву
преемственности
поколений. Это привело к тому, что на сегодня злободневным становится поиск
методов и способов восполнить ценностное отношение к представителям старшего
поколения и увеличить их активность в процессе воспитания. Чтобы найти пути
выхода
из
этой
проблемы,
мы
должны
открыть
детям
завесу
познания
их
собственных семей, укрепляя при этом связи между поколениями.
Проблема: что знают дети о своей семье и каков объем этих знаний?
Передо мной стояла цель - сформировать нравственно-патриотические
установки у дошкольников по отношению к старшему поколению.
Достижению цели способствовали следующие задачи:
1. Расширять представление детей о семье, об её истории, традициях; укреплять
связи между родственниками нескольких поколений.
2. Поощрять желание радовать старших своими хорошими поступками.
3. Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким пожилым
людям, постепенно выводя ребенка из эгоцентричного мироощущения.
4. Совершенствовать навыки культуры поведения, не только в детском саду, но и
дома.
5. Продолжать развивать и совершенствовать творческие способности
дошкольников, а также наблюдательность и умение анализировать.
Ожидаемый результат:
Дети знают и, не задумываясь, называют имена и отчества своих дедушек и
бабушек (прабабушек и прадедушек), их возраст, когда у них день рождения.
Воспитанникам стала интересна история семьи, ее традиции. Дети расширили
свое представление об окружающем мире, слушая рассказы о детстве и жизни
бабушек и дедушек.
Дошкольники приучаются помогать старшим членам семьи, демонстрируя свое
уважение к ним и заботу о них.
Ребята начали разбираться в родственных связях: понимают и определяют, кто
кем кому приходится на протяжении 3-4 поколений (по прямой линии).
Ход проекта:
Для решения задач я использовала различные виды деятельности.
В течение проекта мы обращались к воспитанникам с вопросами, ставшими
темами для пробуждения интереса детей к своим старшим родственникам: «Какую
помощь вы оказываете пожилым людям?», «За что вы любите своих дедушек и
бабушек?». Дети активно вливались в беседу и рассказывали о своих близких и
4
любимых людях. Таким образом, я расширила и систематизировала их
представления о том, какую помощь они оказывают и потенциально могут оказать
взрослым дома, на улице, на приусадебном участке.
Ребята приносили фотографии, поделки, инструменты, при помощи которых
демонстрировали увлечения своих старших родственников в свободное от
обязанностей время. Рассказы получились интересными, яркими,
запоминающимися. Мы узнали (а позже, на чаепитии, попробовали), какие вкусные
пирожки пекут бабушки, какие интересные поделки творят их руки; как ребятишки с
дедушками играют в игры, смотрят фотоальбомы, читают книжки, гуляют на улице,
ловят рыбу и собирают грибы. Таким образом, я вижу, что в семьях наших
воспитанников укрепляется связь между поколениями.
После просмотра презентаций и проведения бесед о «Дне пожилого человека» в
России (1 октября), дети захотели устроить у себя в группе такой же праздник для
дедушек и бабушек. Анастасия и Надежда предложили изготовить подарки для
близких людей.
Дети обратились за информацией к родителям, которые нашли
презентацию «Как сделать вазочку своими руками».
Дети стали собирать материалы для поделки: скорлупки от разных орехов,
крупы, семена, бусины, украшения, кто - то, принёс стеклянные баночки из – под
детского питания. И работа началась.
5
В ходе проекта были просмотрены и озвучены фото презентации,
подготовленные детьми и их родителями «Наши любимые дедушки и бабушки»,
«Наша дружная семья на даче».
Айгюн и Джамиля рассказали об обычаях азербайджанского народа почитать
старших своего рода.
Проведенная работа способствовала расширению представлений детей о семьях
других народностей и их традициях.
Дети уточнили у своих родителей про бабушек и дедушек, про прабабушек и
прадедушек. Родители показали семейные фотоальбомы. Ребята запомнили имена и
отчества, возраст и дату рождения своих любимых стариков, а также узнали о тех,
которых уже нет с ними.
В группе детям читала произведения «Сказка о молодильных яблоках и живой
воде» (в пересказе А. Н. Толстого), «Сивка-бурка» (в пересказе А. Н. Толстого),
«Дочь и падчерица» РНС, «Кукушка» (нанайская народная сказка). После прочтения
этих
произведений
дети
стали
понимать,
как
нужно
относиться
к
бабушкам
и
дедушкам,
прабабушкам
и
прадедушкам.
Уважение
перестало
быть
для
них
абстрактным словом.
После этого я предложила детям нарисовать портреты их любимых бабушек, и
оформить групповую выставку «И вновь мы славим седину».
Таким
образом,
у
детей
развивалось
творческое
воображение,
графические
навыки рисования портрета человека, наблюдательность и анализ (чем портрет
пожилого
человека
отличается
от
молодого),
умение
организовать
свою
деятельность.
6
Была оформлена художественная выставка «Моя любимая бабушка».
7
Финальная стадия нашего творческого проекта была представлена концертом и
последующим
чаепитием.
В
подготовке
концерта
участвовала
музыкальный
руководитель Татьяна Николаевна. Она разучила с детьми песни и танцы.
Репетиция праздника
Последним этапом стало чаепитие в группе «У самовара». К нему мамы и
бабушки вместе с детьми подготовили стихи и сладости к чаю
В конце праздника дети подарили свои подарки дедушкам и бабушкам.
8
Результат реализации проекта.
Я считаю, что поставленные цели и задачи мною успешно решены. Мне
удалось вовлечь в реализацию проекта не только воспитанников, но и их семьи.
Результат достигнут.
Фотографии сделаны автором проекта.
9