Автор: Виктория Витальевна Кукушкина
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования
Тема: Развивающие игры на воображение как средство формирования математических представлений
Раздел: дополнительное образование
Методическая рекомендация для педагогов на тему:
«Развивающие игры на воображение как средство формирования
математических представлений»
Педагог дополнительного образования Кукушкина В.В.
При
работе
со
старшими
дошкольниками
по
программе
«Раз
–
ступенька,
два - ступенька» педагогу необходимо учитывать, что в этом
возрасте воображение детей характеризуется большой активностью. Ребёнок
уже обладает жизненным опытом, в его памяти хранится информация о
прочитанных
сказках,
просмотренных
мультфильмах,
различных
играх,
сформированы
некоторые
математические
представления.
Он
может
сфантазировать свой волшебный мир, в котором всё будет устроено по его
желанию.
Необходимо
так
организовывать
занятия
с
детьми,
чтобы
ребёнок
стремился направлять своё воображение в созидательное русло, в реальную
жизнь,
а
не
замыкался
в
своём
мире.
Нужно
поощрять
его
творческие
достижения на различных занятиях, в том числе и на математике. Следует
направить
развитие
воображения
ребёнка
таким
образом,
чтобы
оно
трансформировалось в реальное творчество, повысило самооценку и привело
к развитию гармоничной личности.
На
занятиях
по
программе
«Раз
–
ступенька,
два
–
ступенька»
используются
разнообразные
игры
и
упражнения
на
воображение
для
формирования
математических
представлений.
Представлю
некоторые
из
них.
«Дорисуй цифру»
Предложите детям придумать предметы, которые похожи, как жираф на
цифру 1. Это может быть строительный кран, журавль, суслик на задних
лапках. У детей большая фантазия, они порой придумывают интересные
рисунки.
В
данной
игре
дети
не
только
фантазируют,
но
и
запоминают
цифры, придумывают рассказы о ней.
«Дорисуй геометрическую фигуру»
Педагог
предлагает
детям
придумать
и
нарисовать
разнообразные
предметы
из
геометрических
фигур.
Дети
усваивают
геометрический
материал через воображение.
«Составь и нарисуй математическую задачу»
Используя
своё
воображение,
дошкольники
учатся
составлять
математические задачи на сложение и вычитание, с помощью схематического
изображения
задачи.
Овладев
этим
умением,
дети
составляют
и
зарисовывают придуманную ими задачу.
Дидактическая игра «Лето»
Педагог предлагает детям побывать в роли художника и составить
картину «Лето». В данной игре дети сначала тренируются ориентироваться в
пространстве по команде педагога. Например: в верхнем правом углу светит
солнышко, в нижнем левом углу сидит лиса. После составления картины
педагог предлагает пофантазировать и изменить картину. Дети рассказывают,
что и куда можно переставить, используя понятия «право, лево».
«Квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур.
Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены
квадраты, с одной стороны красные, с другой – зеленые.
Развивает:
• Логическое мышление;
• Пространственное воображение;
• Конструктивные умения;
• Счетные навыки;
• Мелкую моторику руки.
Кроме
того,
игры
с
Квадратом
Воскобовича
развивают
умение
различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, ребята
знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.
Игру
сопровождает
сказка
«Тайна
Ворона
Метра
или
сказка
об
удивительных
превращениях-приключениях
Квадрата».
Сказка
–
это
дополнительная
игровая
мотивация,
которая
побуждает
детей
выполнять
необходимое по сюжету действие и добиваться результата. Ведь это так
важно – помочь Квадрату превратиться в звездочку, башмачок или котенка.
Главы сказки так и называются «превращения». Их девятнадцать.
Представлю одну из них. После завтрака мама с папой ушли на работу,
а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» - вспомнил
Квадрат
дедушкин
вопрос
и
подошел
к
зеркалу.
На
него
смотрел
обыкновенный
Квадрат,
у
которого
все
стороны
были
равны.
«Всюду
одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат. – То ли
дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если б я мог
стать домиком!» Квадрат подумал об этом и вдруг почувствовал, что уголки
его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова
посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК.
Предлагаю составить из
квадрата дом, конфету, летучую мышь.
Уважаемые коллеги! Вы можете придумывать свои истории, только
стоит проявить немного фантазии! А может быть, вам, помогут и ваши
воспитанники!
Данные
фигуры
можно
собирать
по
предложенным
схемам
или
придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается более
сотни! Попробуйте пофантазировать и придумать любую фигуру.
Желаю вам успехов. Спасибо за внимание!