Автор: Екатерина Константиновна Сидорина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: д/с "Земляничка" р.п.Посевная
Населённый пункт: Р.п. Посевная Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Е.К. Сидорина МДОУ «Земляничка» Р.П. Посевная
Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования связной речи
детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Ключевые слова: театрализованная игра, дошкольник, связная речь.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время
вопросы развития речи находятся в центре внимания у всех участников
педагогического процесса, что связанно с необходимостью создания
психологопедагогических ситуаций для формирования связной речи. Развитая
речь служит важнейшим средством активной деятельности человека в
современном обществе, а для ребенка – средством успешного обучения.
Как отмечает Н. А. Стародубова. Развивать речь – это не значит только
предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для
устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно
работать над содержанием, ее последовательностью, учить построению
предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно
работать над правильным произношением звуков и слов. Постепенно у ребенка
развивается связная речь.
Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной
деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития детей.
Формирование связной речи – это главная задача речевого воспитания
дошкольников, которое в настоящее время претерпевает затруднения,
определяющиеся недостаточной изученностью этих условий. Данной проблемой
занимались такие исследователи. Как А. М. Бородич, В. В. Гербова. Ф. А. Сохин,
А. П. Усова и др.
В трудах отечественных психологов (Л. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.),
одним из основных условий развития ребенка является общение. Двустороннюю
связь между речью и игрой рассматривала Т. А. Репина. С одной стороны, речь
развивается и активизируется в игре, а с другой игра развивается в процессе
развития речи. А. М. Леушина, Ф. А. Сохин. Д. Б. Эльконин говорили о большой
роли игры в работе по развитию речи. Игра проявляет положительное влияние на
формирование взаимодействия и взаимообщения детей. По утверждению
исследователей одним из видов устной речи, наиболее естественная форма
речевого взаимоотношения, функции которой реализуются в процессе
непосредственного общения между собеседниками, является диалог.
Образцы ведения диалога ребенок получает в контакте с взрослым.
Овладевая диалогической речью, которая часто используется в театрализованных
играх, дошкольники учатся слышать и понимать товарища. Среди средств,
оказывающих на формирование связной речи на данном возрастном этапе,
является использование театрализованных игр. Согласно исследователям Л. В.
Артемьевой, А. Г. Арушановой, Д. В. Менжерицкой и других в ходе игр-
драматизаций и режиссерских игр воспитанники могут отработать собственно
речевые умения: излагать свое мнение, спрашивать и отвечать, соглашаться или
же возражать, поддерживать или завершать коммуникацию, излагать свое мнение.
Учатся высказывать логично, связно, говорить выразительно, пользоваться
интонацией диалога. Такие игры строятся по определенному сценарию – текста
литературного произведения, что соответствует особенностям диалогической речи
в дошкольном возрасте – контекстности. Основываясь на данные исследования,
мы в своей работе решили уделить характерный интерес к театрализованным
играм как средствам развития связной речи дошкольников, как хорошим
предпосылкам его полноценного речевого и общего психического развития.
Театрализованная игра изображает разыгрывание в лицах сказок, рассказов
или особо написанных инсценировок. Персонажи инсценируемых произведений
делаются действующими лицами, а их истории, события жизни, изменённые
детской фантазией – сюжетом игры. Обычно, в современных детских садах
применяют два главных вида театрализованных игр: игры–драматизации, где
любой ребенок как актер выполняет свою роль; игры детей с различными видами
театров (театр картинок, из втулок и стаканчиков, настольный, теневой и
конусовый театр и пр.).
Коммуникативная функция театрализованной игры связана с активным
развитием всех сторон речи детей, обогащения образной речи и словаря детей,
развитием литературно-творческих данных. Активное участие в театрально-
игровой деятельности способствует умениям детей творчески исполнять
предложенные им роли (выразительно произносить текст героев, исполнять
песни, танцевать, с использованием мимики, жестов и двигательного творчества
реализовывать свою роль и пр). Дошкольники получают возможность приобретать
практику социальных привычек и умений. Познают мир не исключительно умом,
так же сердцем. Учатся выражать собственно свою позицию к добру и злу.
Мы считаем, что систематическое использование различных
театрализованных игр в рамках процесса обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Потому призываем составить перспективный план по
использованию театрализованных игр с учетом возрастных особенностей детей.
В соответствии с программой обучения и воспитания распланировать
использование этих игр в воспитательно-образовательном процессе с целью
развития диалогических умений у дошкольников. Так же в нашей работе, мы
отмечаем необходимость последовательного усложнения игровых задач и игр-
драматизаций, в которые включаются ребенок.
При планировании рекомендуем использовать методические материалы А. Г.
Арушановой, А. В. Артемовой, Л. Б. Гавришевой, О. Л. Гнедовой и других. В
нашей работе по использованию театрализованных игр мы широко применяем
практические методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа,
рассказывания (сочинения). Все данные методы обучения родной речи предлагают
усвоение речи в обычном живом взаимоотношении, когда ребёнок даже не
замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно.
Театрализованные игры дают большие возможности для развития речи ребёнка:
ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме.
В группе есть уголок театра и уголок ряженья, где часто дошколята
инсценируют любимые сказки, придумывают свои сценки. Ребята с интересом
устраивают показ приготовленных сценок малышам из других групп. Дети так же
помогают в изготовлении атрибутов к сказкам. Таким образом, развитие связной
речи у детей старшего дошкольного возраста возможно при создании
соответствующей развивающей среды и проведении специальных
театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе ежедневной
деятельности детей.
Считаем, наши занятия с дошкольниками театром, воспитывают у них
устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развивают
артистические качества, творческий потенциал детей и способствует решению
главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.