Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР


Автор: Екатерина Константиновна Сидорина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: д/с "Земляничка" р.п.Посевная
Населённый пункт: Р.п. Посевная Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Е.К. Сидорина МДОУ «Земляничка» Р.П. Посевная

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования связной речи

детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Ключевые слова: театрализованная игра, дошкольник, связная речь.

Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время

вопросы развития речи находятся в центре внимания у всех участников

педагогического процесса, что связанно с необходимостью создания

психологопедагогических ситуаций для формирования связной речи. Развитая

речь служит важнейшим средством активной деятельности человека в

современном обществе, а для ребенка – средством успешного обучения.

Как отмечает Н. А. Стародубова. Развивать речь – это не значит только

предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для

устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно

работать над содержанием, ее последовательностью, учить построению

предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно

работать над правильным произношением звуков и слов. Постепенно у ребенка

развивается связная речь.

Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной

деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития детей.

Формирование связной речи – это главная задача речевого воспитания

дошкольников, которое в настоящее время претерпевает затруднения,

определяющиеся недостаточной изученностью этих условий. Данной проблемой

занимались такие исследователи. Как А. М. Бородич, В. В. Гербова. Ф. А. Сохин,

А. П. Усова и др.

В трудах отечественных психологов (Л. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.),

одним из основных условий развития ребенка является общение. Двустороннюю

связь между речью и игрой рассматривала Т. А. Репина. С одной стороны, речь

развивается и активизируется в игре, а с другой игра развивается в процессе

развития речи. А. М. Леушина, Ф. А. Сохин. Д. Б. Эльконин говорили о большой

роли игры в работе по развитию речи. Игра проявляет положительное влияние на

формирование взаимодействия и взаимообщения детей. По утверждению

исследователей одним из видов устной речи, наиболее естественная форма

речевого взаимоотношения, функции которой реализуются в процессе

непосредственного общения между собеседниками, является диалог.

Образцы ведения диалога ребенок получает в контакте с взрослым.

Овладевая диалогической речью, которая часто используется в театрализованных

играх, дошкольники учатся слышать и понимать товарища. Среди средств,

оказывающих на формирование связной речи на данном возрастном этапе,

является использование театрализованных игр. Согласно исследователям Л. В.

Артемьевой, А. Г. Арушановой, Д. В. Менжерицкой и других в ходе игр-

драматизаций и режиссерских игр воспитанники могут отработать собственно

речевые умения: излагать свое мнение, спрашивать и отвечать, соглашаться или

же возражать, поддерживать или завершать коммуникацию, излагать свое мнение.

Учатся высказывать логично, связно, говорить выразительно, пользоваться

интонацией диалога. Такие игры строятся по определенному сценарию – текста

литературного произведения, что соответствует особенностям диалогической речи

в дошкольном возрасте – контекстности. Основываясь на данные исследования,

мы в своей работе решили уделить характерный интерес к театрализованным

играм как средствам развития связной речи дошкольников, как хорошим

предпосылкам его полноценного речевого и общего психического развития.

Театрализованная игра изображает разыгрывание в лицах сказок, рассказов

или особо написанных инсценировок. Персонажи инсценируемых произведений

делаются действующими лицами, а их истории, события жизни, изменённые

детской фантазией – сюжетом игры. Обычно, в современных детских садах

применяют два главных вида театрализованных игр: игры–драматизации, где

любой ребенок как актер выполняет свою роль; игры детей с различными видами

театров (театр картинок, из втулок и стаканчиков, настольный, теневой и

конусовый театр и пр.).

Коммуникативная функция театрализованной игры связана с активным

развитием всех сторон речи детей, обогащения образной речи и словаря детей,

развитием литературно-творческих данных. Активное участие в театрально-

игровой деятельности способствует умениям детей творчески исполнять

предложенные им роли (выразительно произносить текст героев, исполнять

песни, танцевать, с использованием мимики, жестов и двигательного творчества

реализовывать свою роль и пр). Дошкольники получают возможность приобретать

практику социальных привычек и умений. Познают мир не исключительно умом,

так же сердцем. Учатся выражать собственно свою позицию к добру и злу.

Мы считаем, что систематическое использование различных

театрализованных игр в рамках процесса обучения и воспитания детей

дошкольного возраста. Потому призываем составить перспективный план по

использованию театрализованных игр с учетом возрастных особенностей детей.

В соответствии с программой обучения и воспитания распланировать

использование этих игр в воспитательно-образовательном процессе с целью

развития диалогических умений у дошкольников. Так же в нашей работе, мы

отмечаем необходимость последовательного усложнения игровых задач и игр-

драматизаций, в которые включаются ребенок.

При планировании рекомендуем использовать методические материалы А. Г.

Арушановой, А. В. Артемовой, Л. Б. Гавришевой, О. Л. Гнедовой и других. В

нашей работе по использованию театрализованных игр мы широко применяем

практические методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа,

рассказывания (сочинения). Все данные методы обучения родной речи предлагают

усвоение речи в обычном живом взаимоотношении, когда ребёнок даже не

замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно.

Театрализованные игры дают большие возможности для развития речи ребёнка:

ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме.

В группе есть уголок театра и уголок ряженья, где часто дошколята

инсценируют любимые сказки, придумывают свои сценки. Ребята с интересом

устраивают показ приготовленных сценок малышам из других групп. Дети так же

помогают в изготовлении атрибутов к сказкам. Таким образом, развитие связной

речи у детей старшего дошкольного возраста возможно при создании

соответствующей развивающей среды и проведении специальных

театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе ежедневной

деятельности детей.

Считаем, наши занятия с дошкольниками театром, воспитывают у них

устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развивают

артистические качества, творческий потенциал детей и способствует решению

главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.



В раздел образования