Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Суняйкина Татьяна Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: г.Каргат, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться

о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А.

Сухомлинский

Первые чувства гражданственности и патриотизма.

Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом

направлении,могу дать утвердительный ответ: да дошкольникам доступно

чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и

есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в

процессе целенаправленного воспитания.

Поэтому патриотическое воспитание— я считаю важной частью

своей педагогической деятельности, как одно из направлений социально-

личностного развития детей

Важность патриотического воспитания в современных условиях

подчеркнута и Президентом РФ. Утверждена государственная программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020

годы».

Содержание патриотического образования детей дошкольного возраста

определяется Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС результатом

образования на дошкольном уровне должно стать положительное отношение

ребенка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, наличие

у детей начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, в котором

он живет и чувству собственного достоинства.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях

народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к

товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Наша задача

как педагогов–пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них

такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и

достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к

родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство

гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать

интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В ООП нашего детского сада, в части формируемой участниками

образовательных отношений лежит система

патриотического воспитания которая предусматривает формирование и

развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма

в процессе воспитания и обучения. Вся работа по воспитанию

патриотических чувств у детей разбита на тематические блоки.

Родная семья (Цель: расширить знания дошкольников о структуре семьи,

необходимости укрепления семейных связей).

Родной город (Цель: закрепить и расширить знания дошкольников об

улицах города, на которых они живут).

Родная природа

(Цель: приобщать ребенка к красоте природы родного

края)

Родная страна (Цель: привить детям гордость за свою страну, закрепить и

расширить знания о государственной символике, сформировать простейшие

географические знания о своем крае, истории своей Родины).

Родная культура (Цель: приобщить детей к истокам народной культуры,

сохранить русские традиции и обычаи).

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения,

активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.

Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал

патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными

возможностями является целью моей работы вот уже несколько лет.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности

в повседневной жизни и на занятиях.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда

новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому я стараюсь

приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения,

выводы. Я неоднократно обращаюсь к одной и той же теме, объединяя в одну

тему занятия не только по речевому, но и по ознакомлению с природой,

музыкой, изодеятельностью, что способствует развитию у детей внимания и

длительному сохранению интереса к этой теме.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через

ознакомление с художественной литературой, я использую произведения

устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником

познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках,

сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так

как она является основной деятельностью дошкольника. Дети

обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры –

драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров:

кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры

проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей.

В своей работе я убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого

– с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного

дома,

улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим

с детьми к Международному женскому дню 8 марта, к Дню матери.

Вместе с

детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники,

организовываем выставки рисунков.

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица»,

«Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских

обычаях, традициях.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно

стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по-настоящему играют в

военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.

Интересными бывают встречи с тружениками тыла, дети с удовольствием

слушают рассказы о военном и послевоенном времени, готовят подарки и

выступления. Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску

воинам – освободителям, ходим на экскурсию в историко-краеведческий

музей нашего города.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому

воспитанию помогает развивающая среда. В группе создан уголок “Юный

патриот”, где представлены различные фотоальбомы, игры, иллюстрации,

реальные предметы, есть глобус, портрет президента, государственная

символика России и малой Родины, мини –музей «Русская изба».

Наполняемость уголка меняется в соответствии с возрастными

особенностями детей.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание

детей, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы

личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется

преемственность поколений, царит уважение друг к другу,

может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота

своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов,

ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в

патриотическом воспитании зависит от умения педагога работать с

родителями. Работа с родителями невозможно без их активного вовлечения

в воспитательный процесс, в организацию и проведение различных

мероприятий. Анкетирование показывает, что нет родителей, равнодушных к

судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только

в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как

ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему

Отечеству, его традициям.

Продуктивность, взаимодействия с родителями обусловлена оптимальным

выбором приемов, методов и форм работы, а это семейные встречи.

(Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных

традициях и реликвиях, о своей профессии.) ,

круглые столы, совместная работа родителей и детей по созданию

фотоальбомов “Моя родословная”, «Древо моей семьи»,

Фотовыставки «Семейные традиции», «Мой город вчера и

сегодня» «Народные умельцы Каргата».

Совместные досуги (субботники, праздники, развлечения, посиделки).

В работе я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине,

родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной

жизнью, которая окружает ребенка. Я не стараюсь замыкается в рамках

детского сада, тесно сотрудничаю с местным краеведческим музеем,

работники которого тоже вносят огромную лепту в воспитании у детей

наших русских традиций и ценностей. Сотрудники музея всегда, подготовив

удивительные тематические встречи встречают ребят с теплотой и любовью,

проводят увлекательные игры и викторины.

Воспитанники детского сада принимают активное участие в городских

мероприятиях, с удовольствием выступают на сцене Дома культуры им.

Горького., участвуют в районном спортивном соревновании «Веселые

старты», в акциях «Подари сердце маме», «Старость надо уважать».

Работа, построенная предлагаемым мной образом, значительно расширяет

знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство

уважения к малой Родине и Родине – стране во всем ее многообразии культур

и народов, воспитывает настоящего патриота. Я стремлюсь к тому, чтобы в

результате моей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание

собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он

почувствовал себя значимым со стороны окружающих, как взрослых, так и

ровесников.

Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом же направлении.

• Прививать у детей любовь и патриотические чувства не только к городу,

краю, но и к России.

• Активнее использовать проектный метод работы;

• создать мини-музеи «Семейные коллекции», «Народные промыслы»

В силу сказанного роль педагога в патриотическом воспитании

дошкольников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно

переоценить.

Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и

каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина

и патриота.

И как сказал поэт К. Симонов в стихотворении “Родина”

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”



В раздел образования