Автор: Суняйкина Татьяна Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: г.Каргат, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться
о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А.
Сухомлинский
Первые чувства гражданственности и патриотизма.
Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом
направлении,могу дать утвердительный ответ: да дошкольникам доступно
чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и
есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в
процессе целенаправленного воспитания.
Поэтому патриотическое воспитание— я считаю важной частью
своей педагогической деятельности, как одно из направлений социально-
личностного развития детей
Важность патриотического воспитания в современных условиях
подчеркнута и Президентом РФ. Утверждена государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020
годы».
Содержание патриотического образования детей дошкольного возраста
определяется Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС результатом
образования на дошкольном уровне должно стать положительное отношение
ребенка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, наличие
у детей начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет и чувству собственного достоинства.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях
народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к
товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Наша задача
как педагогов–пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них
такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и
достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к
родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство
гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать
интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В ООП нашего детского сада, в части формируемой участниками
образовательных отношений лежит система
патриотического воспитания которая предусматривает формирование и
развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма
в процессе воспитания и обучения. Вся работа по воспитанию
патриотических чувств у детей разбита на тематические блоки.
Родная семья (Цель: расширить знания дошкольников о структуре семьи,
необходимости укрепления семейных связей).
Родной город (Цель: закрепить и расширить знания дошкольников об
улицах города, на которых они живут).
Родная природа
(Цель: приобщать ребенка к красоте природы родного
края)
Родная страна (Цель: привить детям гордость за свою страну, закрепить и
расширить знания о государственной символике, сформировать простейшие
географические знания о своем крае, истории своей Родины).
Родная культура (Цель: приобщить детей к истокам народной культуры,
сохранить русские традиции и обычаи).
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения,
активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал
патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными
возможностями является целью моей работы вот уже несколько лет.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности
в повседневной жизни и на занятиях.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание
экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому я стараюсь
приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения,
выводы. Я неоднократно обращаюсь к одной и той же теме, объединяя в одну
тему занятия не только по речевому, но и по ознакомлению с природой,
музыкой, изодеятельностью, что способствует развитию у детей внимания и
длительному сохранению интереса к этой теме.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через
ознакомление с художественной литературой, я использую произведения
устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках,
сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции,
высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так
как она является основной деятельностью дошкольника. Дети
обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры –
драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров:
кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры
проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей.
В своей работе я убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого
– с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного
дома,
улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим
с детьми к Международному женскому дню 8 марта, к Дню матери.
Вместе с
детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники,
организовываем выставки рисунков.
Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица»,
«Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских
обычаях, традициях.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно
стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по-настоящему играют в
военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.
Интересными бывают встречи с тружениками тыла, дети с удовольствием
слушают рассказы о военном и послевоенном времени, готовят подарки и
выступления. Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску
воинам – освободителям, ходим на экскурсию в историко-краеведческий
музей нашего города.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому
воспитанию помогает развивающая среда. В группе создан уголок “Юный
патриот”, где представлены различные фотоальбомы, игры, иллюстрации,
реальные предметы, есть глобус, портрет президента, государственная
символика России и малой Родины, мини –музей «Русская изба».
Наполняемость уголка меняется в соответствии с возрастными
особенностями детей.
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание
детей, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы
личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется
преемственность поколений, царит уважение друг к другу,
может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота
своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов,
ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в
патриотическом воспитании зависит от умения педагога работать с
родителями. Работа с родителями невозможно без их активного вовлечения
в воспитательный процесс, в организацию и проведение различных
мероприятий. Анкетирование показывает, что нет родителей, равнодушных к
судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только
в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как
ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему
Отечеству, его традициям.
Продуктивность, взаимодействия с родителями обусловлена оптимальным
выбором приемов, методов и форм работы, а это семейные встречи.
(Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных
традициях и реликвиях, о своей профессии.) ,
круглые столы, совместная работа родителей и детей по созданию
фотоальбомов “Моя родословная”, «Древо моей семьи»,
Фотовыставки «Семейные традиции», «Мой город вчера и
сегодня» «Народные умельцы Каргата».
Совместные досуги (субботники, праздники, развлечения, посиделки).
В работе я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине,
родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной
жизнью, которая окружает ребенка. Я не стараюсь замыкается в рамках
детского сада, тесно сотрудничаю с местным краеведческим музеем,
работники которого тоже вносят огромную лепту в воспитании у детей
наших русских традиций и ценностей. Сотрудники музея всегда, подготовив
удивительные тематические встречи встречают ребят с теплотой и любовью,
проводят увлекательные игры и викторины.
Воспитанники детского сада принимают активное участие в городских
мероприятиях, с удовольствием выступают на сцене Дома культуры им.
Горького., участвуют в районном спортивном соревновании «Веселые
старты», в акциях «Подари сердце маме», «Старость надо уважать».
Работа, построенная предлагаемым мной образом, значительно расширяет
знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство
уважения к малой Родине и Родине – стране во всем ее многообразии культур
и народов, воспитывает настоящего патриота. Я стремлюсь к тому, чтобы в
результате моей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание
собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он
почувствовал себя значимым со стороны окружающих, как взрослых, так и
ровесников.
Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом же направлении.
• Прививать у детей любовь и патриотические чувства не только к городу,
краю, но и к России.
• Активнее использовать проектный метод работы;
• создать мини-музеи «Семейные коллекции», «Народные промыслы»
В силу сказанного роль педагога в патриотическом воспитании
дошкольников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно
переоценить.
Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и
каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина
и патриота.
И как сказал поэт К. Симонов в стихотворении “Родина”
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”