Напоминание

"Развитие познавательных интересов старших дошкольников в рамках формирования естественнонаучных представлений о космосе"


Авторы: Помогаева Наталья Валерьевна, Назарова Наталья Петровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: КОУ
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Развитие познавательных интересов старших дошкольников в рамках формирования естественнонаучных представлений о космосе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа- детский сад № 292» структурное подразделение № 2

детский сад «Улыбка»

Краткосрочный проект в

подготовительной группе «Краски»

«На космических просторах»

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Составители:

Назарова Наталья Петровна

Воспитатель

Помогаева Наталья Валерьевна

Воспитатель

Королева Дарья Геннадьевна

Учитель- логопед

Омск- 2019

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Время реализации: краткосрочный, апрель 2019г. (недельный).

Актуальность: Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот

вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь

выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе

живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да

и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое

космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у

детей

представлений

о космосе.

С

самого

рождения

ребёнок

я вл я е т с я

первооткрывателем,

исследователем

того

мира,

который

его

окружает.

В

раннем

возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает

тема космоса,

так

как

все

неведомое,

непонятное,

недоступное

глазу

будоражит

детскую фантазию.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее

поколение,

так

как

им

продолжать

дело,

начатое

нашими

великими

предшественниками, среди которых славные имена: К. Э. Циолковский, С. П. Королёв,

Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, А. А. Леонов, внесших большой вклад в изучение и

освоение космоса.

Поэтому

работа

в

этом

направлении

это

и

ча с ть

патриотического воспитания:

формирования

чувства

гордости

за

свою

страну

и

достижения

учёных

и космонавтов.

Элементарные

научные

знания,

термины,

представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, даются в

играх,

учебной

деятельности,

наблюдениях,

чтении

художественной

литературы,

экспериментах,

моделировании

при

создании

проблемных

ситуаций.

Закрепление

знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника —

игровую

и

художественно-продуктивную

в

изобразительной

деятельности,

конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при

проведении досугов и развлечений.

Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через

совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс

интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды

деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной

деятельности.

Проблемы проекта: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе,

звездах, космонавтах,

так

как

данная

тема,

как

все

неведомое,

непонятное,

недоступное

глазу,

будоражит

детскую

фантазию.

Данный проект поможет

детям

научиться

добывать

информацию

из

различных

источников,

систематизировать

полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Ожидаемые результаты: Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и

детского сада.

Цель:

формирование

у

детей

целостности

картины

мира

(представление

о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса

людьми.),

способствование

развитию

познавательных

и

интеллектуальных

способностей

детей,

создание

условий

для

развития

познавательной

речевой

активности дошкольников, стремление к самостоятельному познанию.

Задачи:

Образовательные:

1.

Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать

об интересных фактах и событиях космоса.

2.

Дать

знания

об

освоении

человеком космического

пространства,

о

значении

космических исследований для жизни людей на земле. продолжить знакомство с

первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

3.

Формировать

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

диалектическое

мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей

и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;

Развивающие:

1.

Развивать

творческое

воображение,

фантазию,

умение

импровизировать;

воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу.

2.

Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью

наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей);

Воспитательные:

1.

Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни.

Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты.

2.

Воспитывать любовь и уважение к людям — первооткрывателям космоса

Коррекционные

1.

Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.

2.

Развивать общую и мелкую моторику детей.

3.

Развивать физиологическое дыхание.

Предполагаемый результат:

Д а н н ы й проект поможет

расширить

знания

и

представление

о космосе;

конкретизирует

знания

о

планетах

солнечной

системы,

созвездиях,

метеоритах,

сформирует

интерес

к

неизвестным

фактам

из

истории космоса.

Дети

научатся

анализировать

имеющие

факты,

устанавливать

причинно-следственные связи, делать выводы.

Усвоение

детьми

знаний,

представлений

о космосе,

развитие

активной,

самостоятельной,

творческой

личности.

Воспитания

патриотического

чувству

дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым. Вовлечение родителей в

совместную деятельность с ребёнком.

Этапы реализации проекта

Вводный

1. Сбор информации

Индивидуальные беседы с детьми и родителями

2. Изучение учебно-методической литературы по проблеме

Сбор

материала (книги,

иллюстрации,

открытки,

презентации,

мультфильмы,

развивающие видео).

3.Создание

модели

солнечной

системы

в

технике

папье-маше

в

качестве

развивающего пособия для детей.

Основной

1. Проведение цикла бесед для детей.

Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»

Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.

Беседа «Из истории возникновения ракеты»

Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной

поверхности, атмосфере.

2.Чтение художественной литературы.

Н. Носов «Незнайка на луне»

Цель: Вспомнить творчество писателя Н.Носова;

формировать умение осмысливать

содержание произведения

П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Цель: Уточнение представления о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней

есть жизнь, имеются все условия: вода, воздух, тепло).

О. А. Скоролупова «Покорение космоса»

Цель: Формирование умения определять характер персонажей;

развитие умения полно

и точно отвечать на поставленные

вопросы.

3. Просмотр мультипликационных фильмов для детей

Н. Носов «Незнайка на луне», Кир Булычев «Тайна третьей планеты», развивающий

мультфильм «Космос», развивающий мультфильм «Ю.А. Гагарин».

Цель: Формирование

знаний

и

представлений

детей

дошкольного

возраста

о

космических объектах и явлениях, и жизни людей, связанной с ними.

4.

Речевые игры для детей по теме «Космос»

«Подбери словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции, обогащение словарного запаса.

«Помоги Лунтику собрать звезды»

Цель: Обучение детей правильному образованию цепочки однокоренных слов.

«Что пропало с карты солнечной системы?»

Цель: Обучение детей правильному употреблению категории родительного падежа

единственного и множественного числа. Обогащать словарь.

«Объяснялки»

Цель: Образование сложных слов , формирование умения строить простые и сложные

предложения. Развивать объяснительную речь.

«Космическое путешествие»

Цель: Образование глаголов с приставками (в, на, под, у, за, пере)

«Помоги марсианам сосчитать»

Цель: Закрепление порядкового счета в пределах 10.

«Помоги астроному найти одинаковые предметы»

Цель: Сравнение предметов, выражение в речи результатов сравнения, употребеление

предложений с союзом «А»

Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

Цель: Развитие мелкой моторики.

Физкультминутка «Космонавт»

Цель: Развитие общей моторики.

«Запускаем ракеты с космонавтами»

Цель: развитие речевого дыхания

Дидактическая игра «Первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: развитие внимания, памяти, словарного запаса по теме «Космос»

5.

Сюжетно- ролевая игра «Космонавты»

Цель:

создание

космической

обстановки,

развитие

детской

фантазии,

творческого

воображения.

6.

НОД:

Конструирование (оригами)

Тема: «Космические ракеты».

Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги

Рисование», «Открытый космос»

Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветов восприятие;

поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

Лепка «Космонавты»

Цель: учить детей лепить космонавта «пружинку», используя игрушку в качестве

натуры; передавать форму частей игрушки.

7.

Создание картотеки/ проведение опытов для детей по теме «Космос».

8.

Выставка детских рисунков «Космическая галерея»

Цель: Поддержание интереса к изобразительной деятельности, развитие воображения,

творческого мышления, мелкой моторики рук, формирование умения самостоятельно

развивать

сюжет,

выбирать

способ

создания

рисунка,

подбирать

соответствующие

цвета.

9.

Коллективная работа детей и воспитателя, создание газеты «Космос»

Цель:

Формирование

интереса

к

космосу,

знакомство

со

строением

солнечной

системы, расширение представлений детей о космосе и о первом космонавте.

10.Работа с родителями

Консультация «Как познакомить дошкольников с космосом»

Стендовая информация для родителей «12 апреля всемирный день авиации и

космонавтики»

Участие в выставке поделок.

Совместный поход с детьми в Омский Планетарий

Итоговый

1.

Викторина для детей «Путешествие в космос».

Цель: Поддерживать интерес у детей к изучению космоса.

2.

Участие в театрализованной деятельности Н.Носов «Удивительные истории

в цветочном городе»

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами

театрализованной

деятельности,

формирование

творческого

мировосприятия

жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы,

игровых умений.

3.

Итоговое мероприятие, посвященное дню «Космонавтики»

Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного

характера.

Вводный этап

Приложение 2(См. на диске)

Изучение учебно-методической литературы по проблеме

Представлена картотека презентаций для детей подготовительного возраста на тему

«Космос».

Приложение 3

Создание модели солнечной системы в технике папье-маше

в качестве развивающего пособия для детей

Основной этап

Приложение 1

Цикл бесед по теме «Космос»

Беседа «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос»

Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.

Задачи: способствовать

ознакомлению

с

историей

первой

космической

ракеты,

расширению

кругозора

детей

и

развитию

их

воображение.

Воспитывать

чувства

патриотизма и гордости за свою Родину.

Ход беседы:

Воспитатель: Прошло

много

веков,

прежде

чем

человечество

нашло

способ

преодолеть

земное

притяжение

и

подняться

в

космическое

пространство.

Ребята,

вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои? (На летучих

мышах и орлах, на коврах самолетах и бородах волшебников, на Коньке – Горбунке и

волшебных стрелах…).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло придти, что самый удобный

транспорт

для

перемещения

это

ракета.

Пороховые

мини

ракеты

издавна

применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В

России,

в

середине

прошлого

века,

боевую

функцию

ракете

придал

генерал

артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолевать расстояние до трех

километров.

Первым кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные

пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он говорил: «Земля –

наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете нужен воздух, значит, она

может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость, Создать первую

ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры.

Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а

вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был

совершен первый космический полет?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его

позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе

всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было

только начало – начало освоения человеком космического пространства, с те пор

прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как

мужчины,

так

и

женщины.

Первый

полет

человека

в

космос

открыл

эру

международных

космических

станций,

стремление

освоить

ближайшие

к

Земле

планеты – Марс, Венеру, Послушайте, как о дне первого в космос говорит в своих

стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день – двенадцатого апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской.

Землей-планетой был усыновлен.

Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель

показывает

некоторые

физические

упражнения,

вовлекая

в

свои

действия детей.

Чтоб космонавтом стать.

Нужно с малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель.

Выполнять физкультзарядку.

Встанем, прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Среди поле голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это…(солнце).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

— Спать ложитесь, поздно! –

Потому, что мать – луна,

А дочурки…(звезды).

Буква А, буква А –

Алфавит голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на…(ракету).

Воспитатель:

Солнечное

утро

12

апреля

1961

год.

Ракет а

стремительно

рванула

в

небо,

оставляя

за

собой

огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома

«Байконур» стартовал первый в истории космический

корабль с человеком на борту. А первым космонавтом

Земли

стал

наш

соотечественник

Юрий

Алексеевич

Гагарин.

Юрий

Гагарин

родился

9

марта

1934

года.

Ничего

необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О

небе

он

мечтал

с

детства.

Но

кто

из

мальчиков

не

мечтал летать на самолетах? И Юрий стал летчиком – истребителем. А когда в 1959

году узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о

зачислении. Отбор в космонавты был жестоким: из 3000 добровольцев взяли только

20. Учитывалось все: Крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники.

Началась подготовка. В барокамере создавались условия, которые должен был вынести

человек

при

запуске

ракеты.

На

бешено

вращающейся

центрифуге

моделировали

«космические» перегрузки, испытывали организм на прочность. Тренировки были

очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая

своих

товарищей.

Главный

конструктор

всех

первых

космических

ракет

Сергей

Павлович Королев приглядывался к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый

парень и будет первым космонавтом». Так и получилось.

Сегодня космические полеты стали для жителей Земли совершенно привычным делом.

Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено

нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из

землян, побывавший на луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал

в космос».

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: «Как вы думаете, что

было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами

должен обладать космонавт? Хотите ли сами стать космонавтами?».

(Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был»? музыка А.

Пахмутовой,

слова

Н.

Добронравого,

во

время

которой

дети

рассматривают

фотографии посвященные освоению космического пространства).

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропинку Звездную открыл?

Пламень был и гром, замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал: «Поехали!», он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей.

Беседа «Из истории возникновения ракеты»

Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Мечта человечества обрести крылья – теряется в глубине веков. Сколько же

понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала реальностью? Мы свидетели

бурного развития авиации. К сожалению, уподобиться птице человеку не суждено.

Летать человек начал всего лишь без малого столетие, но подняться в воздух он сумел

значительно раньше.

Висеть в воздухе – это не летать. Первые полёты совершались на воздушных

шарах, наполненных дымом от костров. В принципе, внутри шара может любой газ,

легче

окружающего

воздуха.

Воздушные

шары

аэростаты

приспособили

для

путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Со временем родилась идея

сделать каркас этого транспортного средства жёстким – так появился дирижабль. На

такого рода устройства начали ставить двигатели, что позволило перемещаться на

огромные расстояния.

Настоящие самолёты,

то

есть

управляемые

аппараты

тяжелее

воздуха,

снабжённые двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились

лишь на рубеже двух последних веков. Первые самолёты приводились в движение

пропеллером-винтом.

Но для достижения больших скоростей и высот нужны иные двигатели. Если сжигать

топливо в камере, а продукты сгорания – газы - выпускать в одном направлении,

возможно, это заставит самолёт двигаться. И в 1910 году в воздух в Париже был

поднят в воздух самолёт новой конструкции. Это стало началом создания реактивного

самолёта.

Именно

реактивный

двигатель

позволил

впервые

превысить

скорость

звука,

подняться

на

высоту

20

километров.

Новые

двигатели

увеличили

мощность

и

грузоподъёмность летающих машин настолько, что стало возможным перевозить по

200-300 пассажиров на тысячи километров, доставлять в самые разные точки земного

шара сотни тонн грузов. Реактивный самолёт стал самым быстроходным современным

видом транспорта.

Человек всегда стремился вырваться за пределы земного тяготения, но долгие

годы об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Осуществить эти мечты

помогло использование ракет. Сами по себе они были известны давно, исторические

источники отмечают их применение несколько столетий назад в Китае и Индии. Но это

были небольшие устройства, и вряд ли кто-нибудь усматривал в них возможность

заатмосферных

путешествий.

Космонавтика

начала

становиться

на

ноги,

когда

появились первые научные расчёты. Они доказывали выполнимость полёта по орбите

вокруг

Земли

и

даже

далеко

за

её

пределы

с

помощью

реактивной

техники,

но

создание

её

требовало

новаторских

конструкторских

и

инженерных

решений.

В

обстановке глубокой секретности шла работа над космическими устройствами. И

прошло поразительно мало времени с начала постройки первых, ещё во многом

несовершенных, часто взрывающихся ракет до того, как человек сумел вырваться в

космос, то есть достичь скорости около 8 километров в секунду! Всё это стало

возможным, благодаря изобретённому авиацией реактивному двигателю.

Беседа на тему «Земля и луна»

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной

поверхности, атмосфере.

Программное содержание:

-формировать представления детей о космическом пространстве,

-познакомить детей с небесными телами: планетами, звездами, спутниками планет,

-конкретизировать знания детей о планете Земля,

-развивать речь детей.

Материал : глобус, сюжетные картины, лист ватмана, разноцветные маркеры.

Ход беседы:

Воспитатель:

-Сегодня

мы

с

вами

отправимся

в

необычное

путешествие

в

Космос.

Где

много

небесных

тел:

планет,

звезд,

спутниковых

планет.

Во

время

путешествия вы узнаете много интересного о них. Обратите внимание на глобус.

Глобус- маленькая копия планеты, на которой мы живем, и которую называют Земля.

Глобус круглый, и наша Земля тоже круглая. И все планеты круглые. Такими они

становятся в космосе под силой собственной тяжести.

Воспитатель:- Посмотрите на картину (обращаю внимание детей на сюжетную

картину)

-Видите, какая красивая наша Земля?

Космонавты, которые видели ее из Космоса, говорят, что Земля кажется голубой и

хрупкой, как стеклянный шар.

-А почему она кажется голубой?

-Видите, как много воды покрывает ее поверхность. Это моря, океаны. Рассмотрите их

на глобусе и на картине.( дети рассматривают глобус и картину)

-А что мы видим еще на поверхности Земли?

Верно:

это

горы,

леса,

пустыни.

Они

разные,

поэтому

Земля

кажется

разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля- как мама. И люди должны

беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас

окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой

планеты, как наша Земля.

Воспитатель:-

Да,

Земля

кажется

живой,

но

вообще-то

все

планеты

и

их

спутники- холодные в отличии от звезд, раскаленных шаров. И если звезды светятся,

потому что они очень горячие ,то планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Мы с

вами наблюдали за Солнцем во время прогулок, и нам казалось, что оно движется по

небу. На самом деле это Земля движется вокруг Солнца.

Воспитатель: Посмотрите, я возьму желтый маркер и нарисую в центре листа

большой круг и закрашу его. Это Солнце. Теперь возьму голубой маркер и нарисую с

стороне от Солнца маленький кружок и закрашу его. Это Земля. А теперь я нарисую

красным

маркером

линию,

по

которой

наша

планета

Земля

вращается

вокруг

раскаленного светила.

Это путь Земля проходит ровно за один год. Именно за это время на смену зиме

приходит весна, потом лето, потом осень, и снова наступает зима.

Воспитатель: Но кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается

еще и вокруг своей оси. Посмотрите, как вращается глобус. Большая и тяжелая Земля

делает это медленно, ровно за сутки совершает она один оборот .Именно за это время

на смену утру приходит день, потом вечер, потом ночь, снова наступает утро. На той

стороне Земли, которая обращена к Солнцу -день, а на другой ее стороне –ночь.

Воспитатель: У

Земли

есть

спутник-

Луна,

обратите

внимание

на

картину

.Художник нарисовал, как Земля держит Луну за ручку. На самом деле Луна быстро

движется вокруг Земли.

Воспитатель: Мы с вами наблюдали за Луной, видели, какой она бывает разной,

то она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький

рогатый серп.

Мы с вами уже говорили о том, что планеты сами не светятся. Луна нам кажется

светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны ,которую освещает

Солнце.

Иногда это вся Луна, а иногда это только ее часть.

Воспитатель: Ребята! На Луне в отличие от Земли нет ни воды, ни лесов, ни

полей. А вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется

серой.

Контрольные вопросы:

Как называется наша планета?

Какую форму она имеет?

Есть ли у нее спутник?

Как называется спутник Земли?

Есть ли на Луне вода?

Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли?

Почему светятся звезды?

Светятся ли планеты?

Приложение 2 (см. на диске)

Приложение 3 (см на диске)

Приложение 4

Речевые игры для детей по теме «Космос»

«Подбери словечко»

У детей по одной звездочке и педагог просит подобрать к слову «звезда»

родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

человек, который считает звезды - звездочет,

Космический корабль летящий к звездам - звездолет,

Скопление звезд на небе - созвездие,

Момент, когда звезды «падают»- звездопад,

Небо, на котором много звезд?- звездное,

Небо на котором нет звезд?- беззвездное

Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.

«Помоги Лунтику собрать звезды»

Цель: Учить детей образовывать цепочку однокоренных слов.

Ход: Детям к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов. За

каждое слово они получают звезду. Выигрывает тот, кто соберет больше звезд.

Космос - космонавт, комический, космонавтика, космодром.

Луна- лунный, Лунтик, луноход, лунатики…

Марс- марсиане, марсоход,.

Планета- инопланетяне, инопланетный, планетарий.

Солнце- солнышко, солнечный, солнцеворот

Метеорит- метеоритный, метеор

Звезда- звездный, звездочка, звездочет, звездолет

Материал: картинки с изображением предметов по теме, разноцветные звезды.

«Что пропало с карты солнечной системы?»

Цель: Учить детей употреблять категории родительного падежа единственного и

множественного числа. Обогащать словарь.

Ход: Детям предлагается игровая ситуация- злые инопланетяне с другой галактики

прислали карту солнечной системы, чтобы сбить с курса наши ракеты. Детям

необходимо назвать каких предметов не хватает, и восстановить карту, помочь ракетам

долететь до земли.

Материал: карта солнечной системы, картинки с изображением планет, спутников,

комет, метеоритов…

«Объяснялки»

Цель: Учить детей образовывать сложные слова. Формировать умение строить

простые и сложные предложения. Развивать объяснительную речь.

Ход: Детям предлагают угадать, образовать как называется слово из предложенных

слов.

Ходит по луне- луноход

Ходит по марсу –марсоход

Аэродром для космических кораблей- космодром

Человек, который считает звезды –звездочет

Машина, летящая к звездам- звездолет

«Космическое путешествие»

Цель: Учить детей образовывать глаголы с приставками (в, на, под, у, за, пере)

Ход: Детям предлагается отправиться в космическое путешествие на ракете,

рассказывая, что делает его ракета, что встречает на пути, как преодолевает

препятствия. За правильный ответ дети получают звезду

Материал: макет солнечной системы, ракеты.

«Помоги марсианам сосчитать»

Цель: Закреплять порядковый счет в пределах 10. Учить детей образованию

порядковых числительных. Упражнять в согласовании слов в предложении.

Ход: Детям предлагается разложить планеты на карте солнечной системы по своим

местам, и определить, сколько их, какая по счету та или иная планета? В каком

порядке отправятся в космос летательные аппараты? (ракета –первая, спутник-

второй.)

«Помоги астроному найти одинаковые предметы»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить сходства, различия. Учить

выражать в речи результаты сравнения. Упражнять в употреблении предложений с

союзом –а-.

Ход: Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны

найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие

предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники)

«Самая-самая…»

Дети берут по одной звездочке и по очереди подбирают эпитеты. (Моя звездочка

самая… яркая, блестящая, маленькая, светлая, далекая и т. д.)

«Много звезд на небе»

Дети берут по одной звездочке и составляют предложение по образцу педагога,

распространяя его своим эпитетом. (У меня одна яркая звезда, а на небе много ярких

звезд.)

«Скажи наоборот»:

Взлетать – приземляться.

Ярко –.

Прилететь –.

Далеко –.

Высоко –.

Темно –.

«Что не так?»

Земля – спутник Луны.

В космос летают на вертолете.

Скафандр – это зимняя одежда.

Измени по образцу

Солнце – солнечный.

Космос –.

Спутник –.

Земля –.

Звезда –.

Луна –.

Орбита –.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт». (Развитие мелкой моторики)

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)

День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)

Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)

Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони

соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в

стороны ладонями вверх.)

Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)

Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)

Физкультминутка «Космонавт» (Развитие общей моторики)

Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты! (обвести руками большой круг)

Астрономическая считалка

«Лунный звездочет» А. Усачева:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

А девятым был Плутон,

Кто не верит - выйди вон.

В оригинале последние две строчки были такими:

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон.

Учтем, что 24 августа 2006 года Плутон перестал считаться обычной планетой

Солнечной системы и перешёл в разряд карликовых планет.

Речевое дыхание

Упражнение на развитие дыхания «Запускаем ракеты с космонавтами»

Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Первый звук»

Назови, что изображено на картинке и определи первый звук в этом слове (галактика,

космонавт, комета, спутник).

Развитие слоговой структуры слова.

Прохлопать (протопать) слова по слогам космонавт, испытатель, конструктор и др.

. Дидактическая игра «Найди отличия"

Приложение 5

Конспект сюжетно- ролевой игры «Космонавты»

Программное содержание:

1.

Учить

выбирать

тему

для

игры,

опираясь

на

знания

различных

источников,

распределять роли по справедливости.

2.

Способствовать

развития

творческого

воображения

детей

в

игре

через

самостоятельную подготовку атрибутов и развитие сюжетной линии.

3.

Формировать

положительные

взаимоотношения

детей

в

игре

привыполнении

попеременно 2 – 3 – 4 роли.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: включает 4 взаимосвязанных этапа:

1. Обобщение опыта детей.

2. Формирование игровых умений.

3. Создание предметно-развивающей среды.

4. Руководство игровой деятельностью детей.

Атрибуты к игре:

1. Изготовление шапочек – скафандров для космонавтов.

2. Сбор технической аппаратуры (рации, компьютеры)

3. Оформление панно «Космос».

Цель:

создание

космической

обстановки,

развитие

детской

фантазии,

творческого

воображения.

4. Пополнение атрибутами космической столовой.

Руководство игровой деятельностью детей.

1. Помочь прочитать текст сообщения.

2. Экологическая катастрофа: что могло произойти?

3. Всё живое погибло на планете: отыскать воду и землю для посадки

желудей.

ХОД ИГРЫ:

1. «Ребята, несколько минут назад, пока мы ждали гостей в наш детский сад принесли

сообщение с космодрома Байконур. Я его ещё не читала.

Помогите мне» - воспитатель. (вместе читают сообщение)

« Как вы думаете, что случилось на планете?» - воспитатель (ответы детей).

« Сами полетим в космос!» - дети.

«А что для этого нужно?» - воспитатель.

« Ракета, космонавты, конструкторы, радист, штурман, борт-инженер, повара, врач,

тренер»- дети, при этом уточняют обязанности каждой роли.

2. Распределение ролей:

В: «Без кого не может лететь космический корабль?»

Д: «Без командира корабля».

В: « Кто из нас может быть командиром?» (дети выбирают) Например: Игорь хороший

друг, с ним интересно играть, много знает , поднимает руку на занятиях» Штурман

(выбирает командир): с закрытыми глазами проложит путь , хорошо знает карты, умеет

пользоваться компасом, поможет в трудную минуту.

Инженер: Любит машины, разбирается в технике, любую машину может починить,

зоркий глаз.

Радист: Очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже шёпот, внимательно

слушает воспитателя.

Конструктор: Фантазёр, выдумщик, знает как собрать любую машину, может из одной

конструкции сделать другую, знает название всех деталей.

Тренер: любит бегать, прыгать, смелый, ловкий, может научить других.

Врач: умеет лечить, добрый, знает разные лекарства, всегда придёт на помощь, даст

полезный совет.

Повар: любит вкусно готовить, знает разные овощи и фрукты, готовит различные

блюда, использует много полезных рецептов.

В: «Ребята, вы помните, что на планете – экологическая катастрофа. Как Вы Думаете,

может быть, нам ещё какой-нибудь специалист пригодится?»

Д: « Эколог».

В: « Чем он занимается? (ответы детей). Кого мы можем выбрать на эту роль?

(воспитателя). А я справлюсь? Почему?»

3. Развитие сюжета:

Командир: «Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по местам»,

Игровые действия: конструкторское бюро самостоятельно устанавливают в ракете

аппаратуру в отсеках (у радиста –рация, наушники; у капитана – пульт управления,

руль,

рация; у штурмана – компас, пульт, телескоп, рация; у борт- инженера –

компьютер, рация.)

тренер:

а/ гимнастика под бубен «Мы зарядку очень любим»

б/ ходьба по тренажёрам

в/ «барокамера» - лёжа с закрытыми глазами вдох-выдох: сейчас я досчитаю до трёх и

Вы встанете.

Теперь пройдёмте к врачу.

Врач:

а/

проверяет

готовность

космонавтов

(пульс,

зрение,

температуру,

слушает

фонендоскопом);

б/ похлопай в ладоши, как я

в/ проверка на невесомость: пройти по верёвочке – врач вручает медали «К полёту

готов».

Командир приглашает всех в столовую.

Повара:

а/ накрыли на стол.

б/ «Мы вас пропустим в столовую, если угадаете из каких продуктов приготовлена

наша еда: загадки (морковь, огурец, картошка, лимон, банан и др.)

в/ повара пропускают всех в столовую, угощают.

Командир: «Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты. Я сейчас Вас познакомлю

с отсеками корабля.(сообщает кто и где разместится. Одеть всем скафандры и занять

свои места».

Командир: «К полёту готовы?»

Экипаж: «Готовы».

Командир: «Пристегните ремни!»

Б/инженер: «Запускаю двигатель!»

Командир: «Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие перегрузки (звук

витофона), входим в плотные слои атмосферы, отошла первая ступень ракеты».

Б/инженер: « Скорость 3 метра в секунду».

Командир: «Отошла вторая ступень ракеты».

Б/инженер: « Скорость 6 метров в секунду».

Командир: « Отошла третья ступень ракеты».

Б/инженер: «Скорость 8 метров в секунду – это космическая скорость».

Командир: «Мы в космосе, отстегните ремни».

Игровые действия в полёте:

б/ инженер – проверить исправность компьютера, следить за техникойконструкторы –

собрать прибор обнаружения живых существ.

штурман – следить за курсом ракеты по карте

врач – проверяет здоровье экипажа.

Штурман: «Командир, впереди по курсу планета «Цветочная».

Командир: « Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней чего-нибудь?

Радист : « На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого пути!»

Экипаж: «Счастливого пути!»

Штурман: « Командир, вижу «Огненную планету»

Командир: «Радист, узнайте всё ли у них в порядке?»

Радист: «На планете «Огненная» всё спокойно. Они говорят нам: «Досвидания!»

Экипаж: «До свидания!»

Повар: «Командир, обед готов. Пора подкрепиться».

Командир: « Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим управления.

Прошу всех в столовую.

Повара

предлагают

еду

в

космической

упаковке

(ролевой

диалог

предполагает

узнавание содержания упаковки + социально-нравственная направленность).

Командир: «Наш полёт продолжается – всем занять свои места».

Штурман: « Командир, впереди планета «Тайн».

Командир: «Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке на планете?»

Радист: « На планете «Тайн» происшествий нет. Нам желают доброго пути!»

Экипаж: «Счастливо!»

Звучит музыка (приближение к музыкальной планете).

Радист: «Слышу позывные с музыкальной планеты. Там беда!»

Штурман: «Приближаемся к музыкальной планете»

Командир:

«Внимание!

Пристегните

ремни.

Мы

приближаемся

к

музыкальной

планете. Входим в зону метеоритов. Склоните голову к коленям. ( витафон) Включаю

торможение». «Отстегните ремни. Мы приземлились на планету. Приготовиться к

высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?»

Экипаж: « Да».

Командир: « Конструкторам взять приборы обнаружения живых существ. Все идем

друг за другом. Нас могут ждать разные опасности. Пристегнитесь друг к другу.

Вперёд!»

Обследовательские действия на планете

Конструкторы: « Вижу какой-то странный объект».

Командир: « Всем остановиться. Близко не подходить».

ЗВУЧИТ МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ (робот – эколог)

«Земляне! Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас случилась беда.

Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил всё живое. Остался один

я – Робот-эколог – устаревшая конструкция. Помогите. Спасите планету. Я знаю на

вашей

планете

растут

удивительные

деревья-

вековые

дубы.

Они

долгожители,

очищают воздух, дают пищу животным. Посадите эти деревья на нашей планете.

Спасите планету! Спасибо, спасибо, спасибо».

Командир: « Надо помочь планете, но как? Что делать?»

Эколог: « У меня есть жёлуди. Я захватила их с земли».

Командир: « Но как мы их посадим, ведь на планете нет ничего, всё погибло?

Экипаж: « Можно поискать землю и воду».

Командир: « Приказываю разойтись в разные стороны. Половина экипажа со мной,

другие – со штурманом, связь держать по рации».

Штурман: « Командир, мы нашли воду».

Командир; « А мы нашли землю. Идите к нам, мы от Вас недалеко». « Врач, проверьте

воду и землю с экологом. Есть ли загрязнение?

Обследование:

а/ температура – норма.

б/ вода и земля без запаха.

в/ внешний вид не изменён.

Врач: « Земля и вода пригодны для посадки».

ПОСАДКА ЖЕЛУДЕЙ. Установка флажка с обозначением посадки и флаг России.

Командир: «Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается топливо.

( прощаемся с роботом, обещаем прилететь и наблюдать за ростом желудей ). Все за

мной к ракете. Занять свои места. Пристегните ремни. К взлёту готовы?»

Экипаж: «Готовы».

Б/инженер: « Запускаю двигатель», ( витофон)

Штурман: « Смотрите сколько много звёзд впереди».

Эколог: « А я вижу созвездие Большой медведицы». ( дети перечисляют созвездия,

которые увидели на небе). Ребята, грустно улетать от такой красоты.

Экипаж: « Привет, земляне!»

Командир:

«

Нас

все

уже

заждались.

Разрешаю

снять

скафандры

и

покинуть

космический корабль. Завтра утром всех жду на работу. До свидания».

Приложение 6

НОД

Приложение 7

Приложение 8

Выставка рисунков «Космическая галерея»

Приложение 9

Коллективная работа детей и воспитателя, создание газеты «Космос»

Приложение 10

Работа с родителями

Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все

знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный

интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем

больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет

место

в

нашем

интересном

и

прекрасном

мире.

Дошкольный

возраст

это

замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно

познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так

привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят

вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как

можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о

чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что

уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется

узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле

зависит

от

Солнца.

Поскольку

размеры

Вселенной

никто

представить

не

может,

объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите

фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком

расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал

меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды

только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем

Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче

понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме

полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы

вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите

ребенку

стать

главным

Звездочетом,

которому

будет

поручено

сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную

стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние

звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него

внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует

навыки счета.

Когда

ребенок

интересуется

космосом

лучше

объяснять

ему

на

простых

примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете

разговаривать на понятном ему языке.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после

таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве,

и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши

беседы и радостно улыбнется.

Участие в выставке поделок

Посещение Омского планетария

подготовительная группа «Краски»

К предстоящему празднику, «Дню Космонавтики» в подготовительной группе

«Краски»

было

запланировано

культурно-

массовое

мероприятие

для

детей

и

их

родителей-

это

посещение

Омского

планетария.

Родители

нашей

группы

с

удовольствием откликнулись. Воскресным утром 07.04.2019г состоялось знакомство

детей и родителей с удивительными звездами, планетами. А так же основателем и по

совместительству нашим лектором Крупко Владимиром Николаевичем.

Лектор, Владимир Крупко, рассказывает очень доступно и интересно. Просто

невероятные эмоции испытываешь от посещения лекций. Дети пребывали в восторге

от невероятного зрелища на космическое пространство.

Продолжительность

лекции

длилось

около

часа,

нас

так

же

ожидало

живое

общение с профессионалом своего дела.

В зале Планетария под космическую музыку гаснет свет и вспыхивают звезды,

идет путешествие по созвездиям, знакомство с мифами

и историей их образования,

ориентация

по звездному

небу,

игровые

моменты

с поиском

объектов

на небе,

путешествие с помощью аппарата. Путешествие на северный полюс, юг и экватор, мы

просмотрели фрагмент мультфильма об истории звезд, слайды, задали вопросы после

окончания

лекции. Мы, как гости планетария узнали много нового и интересного о

звёздах и планетах, солнце и луне, астронавтах и летающих тарелках, об устройстве

Вселенной и природе астрономических явлений. Мы сумели познакомиться с кусочком

настоящей кометы, из метеоритного кратера Жаманшин.

Таким образом, дети подготовительной группы отлично подготовлены ко «Дню

Космонавтики». Детям удалось cоприкоснуться с образцами уникальной выставочной

экспозиции

«Космос

на

твоей

ладони»,

знакомы

с

историей

об

астрономических

объектах,

представленных

на

фотовыставке

«Вселенная

в

телескоп».

У

детей,

побывавших в Планетарии, появилось желание узнать больше об окружающем нас

мире, Космосе и о законах природы, формируется интерес к астрономии.

Итоговый этап

Приложение 1

Викторина для детей «Путешествие в космос».

Цель: Поддерживать интерес у детей к изучению космоса.

Задачи:

1.

Закрепить

знания

детей

о

планетах

и

их

месторасположении

в

солнечной

системе, о профессии «космонавт», космических кораблях.

2.

Воспитывать дружелюбие, ответственность, выдержку, умение действовать в

команде.

3.

Развивать

творческое

мышление,

воображение,

познавательную

активность,

ловкость, внимание.

Ход мероприятия:

Дети под музыку входят в зал (2 команды, зрители).

Здравствуйте! Дорогие ребята! Вы хорошо знаете, что наша страна и весь мир

отмечают 12 апреля праздник – Всемирный день авиации и космонавтики.

Люди

всегда

мечтали

летать,

но

прошло

много-много

веков,

прежде

чем

человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое

пространство. Первым в мире стал наш российский космонавт. 12 апреля 1961 года

Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический

полет. Для всего человечества это был великий шаг в покорении космоса.

Стук

в

дверь (передают

письмо) в

группу

приходит

письмо

из

ЦУПа

с

приглашением принять участие в космическом путешествии. Но полетят не все, а

только самые выносливые и умные. Дети готовятся к испытаниям и отправляются на

отборочный тур.) Сейчас мы с вами станем свидетелями космического путешествия 2

экипажей. И пусть это не настоящий космический полёт, но ведь возможно наши

сегодняшние

космонавты,

когда

станут

взрослыми,

поведут

корабли

к

другим

планетам или будут создавать эти корабли.

Встречаем экипажи на космодроме (музыка).

Представление

экипажей (название,

девиз) У

н а с

д в а

э к и п а ж а

— «Ракета» капитан…

«Звезда» капитан…

Воспитатель: Перед началом полёта я предлагаю командам поприветствовать друг

друга.

Первая команда «Звезда».

Приветствие: «Мы команда «Звезда» освещаем путь всегда».

Наш девиз: «Светить всегда, светить везде».

Вторая команда «Ракета».

Приветствие: «Мы команда «Ракета» долетим к любым планетам».

Наш девиз: «Только вперёд — ни шагу назад!»

Воспитатель:

Внимание

экипажи,

за

каждый

конкурс

вы

будете

получать

космические

фишки.

У

какой

команды

окажется

большее

количество

фишек,

та

команда и победит.

На протяжении всего полёта за вашей работой будет наблюдать и оценивать

успехи Центр управления полётами (ЦУП). Это наше жюри.

Руководитель центра: ___

Помощник руководителя: ___

Приветствуем жюри.

«Космическая разминка»

1.

Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос?

2.

Как называют людей летающих в космос? (космонавт)

3.

Что люди делают в космосе? (проводят исследования)

4.

Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?

(Белка и Стрелка)

5. Какая страна первой отправила космонавта в космос? (Россия)

6. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин)

7. Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил свой

первый полет в космос? ( «Восток-1»)

8. Какого цвета был скафандр у Ю. Гагарина? (белый)

9. Когда полетел в космос Ю. Гагарин? (12 апреля)

10. Что мы можем увидеть в космосе? (планеты, кометы, метеориты, спутники)

1.

Сколько всего планет вращаются вокруг Солнца? (8, 9)

2.

Место запуска ракеты (космодром).

3.

Какая планета названа в честь богини любви Венеры? (Венера)

4.

Назовите спутник Земли? (Луна)

5.

Назовите самую яркую звезду нашего неба? (Солнце)

6.

Назовите самую крупную планету Солнечной системы? (Юпитер)

7.

Какую планету называют "Голубой планетой"? (Землю)

8.

Какая планета окольцованная? (Сатурн)

9.

Назовите

планету

солнечной

системы,

которую

в

древно сти

называли «планетой войны» за её красный цвет? (Марс)

10.

В

каком

положении

находятся

космонавты

при

выходе

из

корабля

на

орбиту? (невесомость)

Молодцы! Экипажи справились с заданием.

Следующее задание «Космический корабль»

Из кубиков нужно собрать ракету.

А пока экипажи выполнят это задание, предлагаю поиграть зрителям.

- От земли далеко, не потрогаешь его? (Небо)

- В специальную трубу, смотрит во Вселенную. (Астроном)

Рассыпалось ночью зерно

А утром – нет ничего. (Звёзды)

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет и всех разбудит. (Солнце)

Чудо-птица, алый хвост

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

На каком пути ни один человек не бывал? (Млечный путь)

- Из какого ковша

Не пьют, не едят,

Только на него глядят? (Большая Медведица)

Молодцы! Все быстро справились с заданием.

Предлагаю космическую зарядку

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(Стук в дверь, входит Инопланетянин. Говорит медленно, на одной ноте)

Инопланетянин:

Здравствуйте,

земляне!

Я

прилетел

с

другой

очень

далекой

планеты! Но у меня случилось несчастье, и я не могу вернуться.

Ведущий:

Здравствуйте,

Инопланетянин!

Что

у

вас

случилось?

Может

мы,

сможем вам помочь?

Инопланетянин:

Я

не

могу

вернуться

на

свою

планету,

пока

не

соберу

космическую карту. У вас на земле географические карты, а у нас космические. У меня

здесь все перепуталось. Помогите мне составить модель солнечной системы, по ней я

смогу вернуться домой.

Ведущий: Ребята, поможем?

Ватман, планеты, клей, мольберт.

Инопланетянин благодарит, забирает карту и уходит.

ЦУП подводит итог.

Приложение 2 (См. на диске)

Видеоотчет по постановке театрализованной деятельности

Н.Носова «Удивительные истории в цветочном городе»

Приложение 3

Спортивный праздник ко Дню космонавтики для подготовительной группы

Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного

характера.

Задачи по основным направлениям.

Оздоровительная:

- укрепление мышц ОДА.

Образовательная:

- расширение и закрепление знаний детей о Космосе;

- закрепление двигательных умений в эстафетах с разным видом деятельности;

Воспитательная:

- воспитывать чувства патриотизма и любви к нашей планете Земля.

- воспитывать стремление к двигательной активности, внимание при действиях на

сигнал инструктора.

Предварительная работа:

• Оформление зала: фото Ю.А. Гагарина; иллюстрации с изображением солнечной

системы, космического корабля, орбитальной станции, космонавта в невесомости,

космонавта в скафандре.

• Разучивание детьми стихов по теме

Оборудование:

• 4 стойки,

• 10 обручей,

• кегли 12 штук,

• ленточки по количеству детей,

• мячи по количеству детей,

• 4 пластиковые бутылки с вырезанным отверстием для ног,

• 2 мяча фитбола,

• 2 обрезанных пластиковых бутылки с пшеном,

• 2 стаканчика,

• 2 ведерка,

• разноцветные шары 40 штук,

• две магнитные доски со схематическим изображением Полярной звезды и

созвездия Большая Медведица.

Ход праздника.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня мы не случайно собрались в

этом праздничном зале. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек нашей

планеты Ю.А. Гагарин.

Стихи

1.В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

(В. Степанов)

2.Гулять сегодня некогда,

Мы заняты другим:

Планеты необычные

Мы дружно мастерим.

Пусть в космосе вращаются

Ракеты к ним летят!

В отважных космонавтов

Играет детский сад.

3.Мы летчиками смелыми

Быстрее стать хотим,

В ракетах настоящих

Мы в космос полетим.

Над нами звезды светлые

Зажгутся в вышине,

Российский флаг поднимем

На Марсе и Луне.

(Я. Серпина)

Ведущий: Ребята, вы все знаете, что мы живем на планете Земля. Земля -

огромный шар, плывущий в бескрайнем просторе Космоса. Космос всегда интересовал

человека. Ведь это важно - знать, есть ли жизнь где - нибудь еще? Еще очень много

загадок хранит в себе Космос...

Ведущий: А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?

Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным,

образованным, умным, трудолюбивым, смелым, мужественным, упорным,

выносливым).

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь

И всерьез, не понарошку,

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

Ведущий: Внимание! Внимание! Приглашаем всех девочек и мальчиков,

совершить путешествие в открытый космос.

На нашем космодроме сегодня 2 экипажа - «Мир» и «Комета».

На полу разложены обручи в две линии. Обручи - это отсеки корабля.

Девиз космонавтов:

Чтоб ракетой управлять

Нужно смелым, сильным стать

Слабых в космос не берут

Ведь полет - нелегкий труд!

Ведущий: Космонавты, равняйсь, смирно. В обход налево шагом марш.

Игра «Ракетодром».

Ждут нас быстрые ракеты (Ходьба на носках)

Для полета на планеты. (Ходьба на пятках)

На какую захотим, (Наклон вниз, развести руки в стороны)

На такую полетим. (Выпрямиться, руки за спину)

Но в игре один секрет (Руки за головой)

Опоздавшим места нет! (Присесть, спина прямая)

С окончанием слов дети разбегаются и попарно занимают ракеты – обручи.

Входит Фея-Звездочет.

Фея-Звездочет: Здравствуйте, дети. Я – Фея - Звездочет. Я люблю наблюдать за

звездами, Солнцем, Луной и другими планетами. Для этого у меня есть много разных

приборов: телескоп, космические зонды, бинокль и т.д. очень много времени я

провожу около радиотелескопа. С его помощью я путешествую по планетам. Ребята! А

вы куда собрались? Возьмите меня с собой.

Ведущий: Хорошо! Чтобы не заблудиться в космическом пространстве наш путь

мы будем обозначать звездами, и в этом нам поможет Фея - Звездочет.

Фея-Звездочет: Я все, все знаю и самую большую звезду - Полярную! Я вам

помещу ее на ваших звездных картах. (Прикрепляет к магнитным доскам). Зная ее

местоположение легко ориентироваться в космическом пространстве, можно даже

найти созвездие Большой Медведицы. Хотите, чтобы оно засветилось на ваших

звездных картах? Тогда вы должны постараться, совершая космическое путешествие.

За выполнение задания я буду дарить вам по звезде.

Ведущий: Экипажам приготовиться к полету. Прошу надеть космические

скафандры и пройти к своим ракетам. Руки - это наши ремни безопасности.

Экипажи готовы? Пристегнуть ремни безопасности. Земля, разрешите взлет?

Начинаем обратный отсчет 3-2-1 Пуск (хором).

Руководитель полета (позывные): «Мир», «Комета», взлет разрешаю!

Ведущий: 3,2,1, пуск! Полетели! Звучит музыка группы «Spaice»

Мы попали в невесомость (РАЗМИНКА под фонограмму).

Разминку провели вы очень ловко, за это каждая команда получает по звезде. Фея-

Звездочет вручает звезды.

Первая остановка на Луне. (Показать иллюстрацию, размещенную на стене).

Вопросы:

1. Что такое Луна? (Спутник Земли)

2. Луна больше или меньше Земли, а Солнца?

3. Почему Луна кажется больше звезд? (Близко к Земле)

4. Каким светом слетит Луна? (Отраженным)

Луна имеет неровную поверхность, передвигаться по ней сложно, помогут нам

луноходы. Командам занять стартовые места.

1 Эстафета.

«Прокатись на луноходах». Луноход – пластиковые бутылки 5л с вырезанным

отверстием для ноги. Луноходы надеть на ноги, выполнить ходьбу широким шагом до

стойки и обратно.

Фея-Звездочет вручает звезды.

Ведущий: Возвращаемся на ракету. Предлагаю совершить космическое

путешествие на планеты, расположенные ближе к Земле. Наша планета – третья от

Солнца. Летим на вторую от Солнца планету – Венеру. (Звучит музыкальное

сопровождение). Пристегнуть ремни безопасности. Венера - самая горячая планета,

окруженная плотной атмосферой, богатой углекислым газом.

Идем на посадку. Отстегнуть ремни. Передвигаемся по планете прыжками, так

как планета очень горячая. Помогут нам – «Венероболы».

2 Эстафета.

«Прыжки на венероболах». Прыжки на мячах – фитболах.

Фея-Звездочет вручает звезды.

Ведущий: Продолжаем путешествие. Летим на планету Марс. Дети стоят в

колоннах, соединяют руки над головой. (Звучит музыкальное сопровождение). В

ночном небе планета кажется красной, потому что она покрыта красным песком, а

песка так много, что от него пересохли все реки. Давайте поможем планете – соберем

красный песок. Приземляемся.

3 Эстафета.

«Перенесем марсианский песок». Около каждой команды пустые емкости. У

стойки в прозрачных пластиковых банках, находится покрашенное в красный цвет,

пшено. Ребенок со стаканчиком добегает до стойки, набирает «песок», прибегает к

команде и высыпает в емкость. Передает стаканчик следующему.

Ведущий. Продолжаем путешествие. Занимаем ракеты. (Музыкальное

сопровождение). Летим на планету Меркурий. Это самая ближайшая к Солнцу

планета, у этой планеты ней нет спутников. Днем на планете бывает жарко, а ночью

может идти ледяной дождь. Вчера на Меркурий упало много метеоритов, давайте

уберем их, чтобы было легче исследовать планету.

4 Эстафета.

«Убрать космический мусор». Каждая команда собирает рассыпанные по залу

разноцветные шары в свою корзину. Фея-Звездочет вручает звезды.

Сейчас вас ждет интеллектуальное задание.

Загадки от феи – звездочета.

Самая большая и горячая звезда во вселенной? (Солнце)

Естественный спутник земли? (Луна)

Человек, который летает в космос? (Космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический

корабль)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый

полет? ("Восток")

Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День

космонавтики)

Фея-Звездочет вручает звезды.

Ведущий: Наше путешествие продолжается.

5 Эстафета.

«Соберем спутники магнитотронами».

Бег в обруче, нужно поочередно собрать весь экипаж.

Фея-Звездочет вручает звезды.

Конкурс «Собери большую медведицу».

Ребята, сколько звезд вы собрали за время путешествия! Давайте составим

звездную карту, по которой мы возвратимся домой. Дети собирают Большую

Медведицу. Фея-Звездочет вручает последнюю звезду из созвездия.

Ведущий: Спасибо тебе фея. Ты была нам хорошей помощницей. А нам пора

возвращаться на Землю. Звездная карта нам поможет. (Музыкальное сопровождение).

Мы удачно приземлились на нашу родную планету. Вот и закончилось космическое

путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету –

Земля.

Ребенок:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Все вместе:

Береги свою планету -

Ведь другой похожей нету!

(Я.Л. Яким)

Песня «Планета детей» исполняют дети.

(сл. В.Кузнецова, Л.Шилова, муз. Н. Берестовой)

Ведущий: Из вас получились замечательные космонавты. Сейчас я хочу сделать

вам подарок, вручить сладкий приз.



В раздел образования