Напоминание

Проект "О бумаге просто и интересно"


Авторы: Чернышева Марина Александровна, Теплова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад "Страна чудес"
Населённый пункт: г.Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "О бумаге просто и интересно"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для детей средней группы. Тема «О бумаге просто и интересно»

Авторы проекта: Чернышева Марина Александровна и Теплова Ольга Геннадьевна

Паспорт проекта.

Название проекта: «О бумаге просто и интересно»

Вид проекта: детский исследовательский.

Длительность: краткосрочный

Участники исследования: дети средней группы, педагоги группы и родители.

Предмет исследования: бумага

Актуальность Дети активно работают с бумагой, но несмотря на это у них

недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Знакомство со свойствами

бумаги, бумажных изделий развивает такие качества, как любознательность, умение

сосредоточивать внимание, действовать осознанно и целенаправленно, что очень важно для

общего развития.

Знакомство с миром бумаги позволяет расширить знания ребёнка о рукотворном

мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому

же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников. Мы

решили поднять и озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам

Тема изучения бумаги, её свойств стала актуальной.

I этап. Проблема:

Мы в группе собирали макулатуру. Получилась очень много. Ребята думали, что

бумага, это альбомы, цветная бумага, салфетки, а увидели столько разной бумаги, название

некоторой даже не знали. Тогда спросили у нас, воспитателей: «А что, это тоже бумага?».

Мы объяснили, что бумаги существует большое разнообразие, и предложили ребятам

собрать в группе предметы, сделанные из бумаги. Когда собрали (альбомы, книги, коробки,

настольные игры, поделки), то они удивились тому, что в группе у нас столько предметов из

бумаги. Когда рассмотрели, то поняли, что и правда, бумага бывает разной. Ребята решили

узнать, чем она отличается. Так появился наш проект. Название, «О бумаге просто и

интересно», придумали с ребятами в ходе обсуждения разнообразия бумаги.

Цель проекта: Формирование представления детей о бумаге, разных ее видах,

качествах и свойствах.

Задачи: проекта:

Формировать знания о бумаге ее переработке, понимания значимости в жизни людей,

бережного отношения к ней.

Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого

исследования, устанавливать причинно-следственные связи;

Способствовать развитию любознательности, логического мышления, а также

интереса к исследовательской работе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Гипотеза: дети предположили, что если бумаги много видов, то и свойств у бумаги

тоже много.

II этап

Проектирование проекта.

Составить план

Сбор информации

Обобщение полученных данных

Подтверждение или опровержение гипотезы экспериментальным путем.

Защита.

Методы исследования:

Подумать самостоятельно;

Спросить родителей и воспитателя;

Проведение опытов.

Наблюдение.

III этап Поиск информации.

Что мы знаем о бумаге?

Мы с ребятами выяснили, что бумага имеет белый цвет, на ней мы рисуем, пишем.

Есть цветная бумага, мы ее используем в аппликации. Еще есть картон. Он толще

альбомного листа, мы его используем в поделках. Есть бумажные салфетки.

Что можем и хотим узнать?

Какая еще бывает бумага? Какие свойства имеет бумага?

Как мы это можем узнать?

Вспомнили с ребятами, что у нас есть папка юного исследователя, а в ней есть

карточки подсказки. Стали рассматривать карточки, и выяснили как можно узнать

информацию:

спросить взрослых;

посмотреть в интернете, в книгах.

В группе есть небольшая подборка книг опытов, поэтому предложили им посмотреть

книги. Рассмотрев их, наметили, какие будем проводить опыты.

Дали домашнее задание: найти интересные, необычные кусочки бумаги и принести их

в группу. На следующий день каждый принес из дома какие -то кусочки бумаги

(гафрированная, фольга, для упаковки подарков, для скрапбукинга, для выпечки и др.).

Ребята рассказали о том, что им удалось узнать у взрослых. Первая бумага появилась

очень-очень давно, в Китае, и долго было секретом как ее делать; когда еще не было бумаги,

люди придумали писали на коре дерева.

Так как ребята принесли бумагу разного вида, и в группе у нас была интересная

бумага, мы стали ее рассматривать. Ребята отметили, что бумага разная и отличается друг от

друга. Чем отличается, решили проверить с помощью опытов.

Опыт №1 Бумага может быть гладкая и шероховатая

Для этого опыта ребята взяли альбомный лист и бархатную бумагу. Провели рукой по

ним, чтобы выяснить, какая на ощупь бумага. Затем с помощью фломастера проверили на

какой бумаге, рисунок получился яркий.

Сделали вывод: бумага на ощупь бывает гладкая и шероховатая. На гладкой белой

бумаге рисунок получается яркий, поэтому ее используют для рисования, а на шероховатой

бумаге рисунок получается бледный, поэтому для рисования ее не используют.

Опыт № 2 Бумага мнется

Для этого опыта использовали бумагу разной толщин (цветную бумагу и картон).

Сначала попробовали помять цветную, потом попробовали помять картон. Предложили

разгладить мятые листочки пальчиками. Не получилось. Виталина предложила погладить

утюгом. Утюг не смог разгладить бумагу.

Вывод: Бумага легко мнется и не разглаживается. Поэтому, к предметам из бумаги

надо относится бережно, т.е. не рать, не мять, чтобы их не испортить, тогда мы сможем

дольше ими пользоваться.

Опыт № 3 Бумага может намокать

Здесь ребята взяли салфетку и картон. Обследовав их, определили, что салфетка очень

тонкая, а картон толще и плотнее. Сначала опустили в воду салфетку, а потом картон.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокнет, для плотной бумаги нужно больше

времени для намокания.

Опыт № 4 Бумага рвется

Для этого опыта, ребята так же взяли два вида бумаги: тонкий альбомный лист и

толстый картон. Попробовали порвать тонкую бумагу, затем картон.

Сделали вывод: чем тоньше бумага, тем легче она рвется.

Опыт № 5 Что легче разрезать тонкую бумагу или картон

Для этого опыта ребята опять взяли картон и тонкую гафрированную бумагу. Сначала

обследовали ее, какая бумага тоньше и какая плотнее. Затем разрезали гафрированную,

потом попробовали разрезать картон.

Сделали вывод: тонкую бумагу разрезать легче, а толстый картон тоже можно, но труднее.

Опыт №6 Бумага может быть прочная.

Для этого опыта, необходимо, 4 кубика и 2 полоски бумаги, одну полоску дети

положили на кубики в виде мостика, а другую полоску сложили гармошкой и положили

тоже на 2 кубика. На прямую полоску кладем брусок и брусок падает, потом кладем брусок

на гармошку, она выдерживает тяжесть бруска.

Рассмотрели упаковочные коробки и выяснили, что они сделаны тоже из бумаги.

Возник вопрос, почему в такие коробки мы кладем тяжелые предметы и коробки не

ломаются.

Дали ребятам по фрагменту упаковочной коробки для исследования. Ребята крутили,

вертели, нажимали на них и в разрезе коробки увидели пустоты (дырочки), тогда они решили

посмотреть, что же внутри за пространство. Оторвав верхний слой, ребята заметили, что это

тоже тонкая бумага, а между листами тонкой бумаги находится такая же гармошка. Поэтому

бумажные коробки прочные, и они выдерживают тяжелые вещи.

Делаем вывод: чем толще и плотнее бумага, тем прочнее она.

Так мы подтвердили свою гипотезу, бумага не простой предмет, она имеет много

свойств. Бумага может быть гладкой и шершавой, может легко мяться, рваться, резаться в

зависимости от толщины бумаги. А еще из тонкой бумаги можно сделать прочные предметы,

если сложить бумагу гармошкой.

Когда провели все опыты, дети спросили, а что будет с макулатурой, что мы собрали?

Мы ребятам объяснили, что собранную макулатуру мы отвезем на приемный пункт, а из

приемного пункта ее отправят на завод по переработке макулатуры. Что с ней делают на

заводе, мы узнаем, когда посмотрим небольшой фильм о том, как перерабатывают бумагу и

что из нее делают.

После просмотра фильма, в ходе беседы мы пришли к мнению, что использованную

бумагу выбрасывать нельзя. Ее надо собирать и сдавать на переработку, для того чтобы нам

сделали новую бумагу. На ней мы будем опять рисовать, делать из нее поделки и

аппликацию. Поэтому мы поставили коробку для сбора макулатуры. Теперь бумагу мы не

выбрасываем, а складываем.

Еще у них возникла идея попробовать сделать бумагу своими руками. Ребята

загорелись этой идеей и попросили нас помочь им в этом. Мы приготовили необходимое

оборудование и приступили к работе.

Бумага своими руками.

Для этого взяли тонкую бумагу нарвали на мелкие кусочки и залили теплой водой,

чтобы ускорить процесс намокания, дали постоять ночь, для того чтобы она размокла.

На следующий день, ребята переложили размокшую бумагу в чашу, и размельчили,

с помощью миксера, под нашим присмотром.

Затем разложили тонким слоем на ровной поверхности сита, освободили от лишней

воды, перевернули на гладкую поверхность.

Поставили сверху пресс. Дали высохнуть. Так мы получили бумагу, сделанную

своими руками.

Вывод: перерабатывая бумагу второй раз, в виде макулатуры, мы даем бумаге вторую

жизнь, тем самым, спасаем лес от вырубки деревьев для изготовления новой бумаги.

V этап Презентация проекта

Ребята поделились полученными знаниями о свойствах бумаги с другими детьми, на

примере опытов; показали какой сделали альбом «Коллекция разновидности бумаги».

VI этап – постановка новой проблемы

Проект вызвал большой интерес детей к данной теме. В заключении проекта,

объясняли ребятам, что собирая макулатуру мы спасаем деревья. Дети стали спорить, как

бумага может спасти дерево, ведь она мягкая и тонкая, а дерево большое и твердое? Это

будет новая тема для будущего проекта «Дерево и бумага, что общего?»

Список литературы.

1.

Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем»-М.:1998

2.

Стивен У. Занимательные опыты с бумагой»

3.

М.Султанова «Простые опыты с бумагой»

4.

Яковлев Н.Ю. «Слово о бумаге»-М.1998



В раздел образования