Автор: Никулина Инна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №7
Населённый пункт: г. Киселёвск. Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое развитие старших дошкольников. Игры на развитие речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие старших дошкольников. Игры на развитие
речи дошкольников.
Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной,
красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно,
ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления.
Составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его,
обсудить с другими.
То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть:
а) правильной (то есть без ошибок),
б) красивой, образной, точной, богатой, выразительной.
Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов.
И существуют определенные ориентиры, показатели развития речи ребенка в
каждый его возрастной период.
6 – 7 лет - это возраст, который для большинства детей является
наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания,
памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к
развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Чем лучше
будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем
легче ему будет овладеть чтением и письмом. Письменная речь является
отражением устной речи.
Что же включает в себя развитие речи – какие направления в нем
выделяются:
Звуковая культура речи – правильное звукопроизношение, ритм, темп,
тембр, интонация, речевое дыхание, дикция и другие показатели
«звучащей речи». Развитие словаря: включает три линии:
а) обогащение словаря новыми словами,
б) активизация словаря,
в) уточнение словаря (то есть умение подбирать наиболее точное и уместное
в данной ситуации слово).
Усвоение грамматического строя речи:
а) морфология (то есть умение правильно и без ошибок согласовывать друг с
другом слова в предложениях – например, говорить «краснЫЕ сапожки», но
«краснОЕ платье», а не «красныя сапожки», «красныя платье»),
б) синтаксис (умение строить предложения и тексты разных видов),
в) словообразование (умение образовывать новые слова от известных по
аналогии, например: строит – строитель, учит — учитель, развитие
языкового чутья и словотворчества)
Развитие связной речи – умение строить диалог и монолог (описание,
повествование, рассуждение), творческое сочинение сказок, небылиц,
рассказов, загадок.
Подготовка к обучению грамоте – ознакомление со словом, звуком,
предложением, слогом, овладение звуковым анализом слов.
Развиваем речь, играя (6 до 7 лет)
Игры на развитие речи.
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие
по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи
по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-
приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
«Два приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький),
смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие
словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет
способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих
должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на
вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) -
зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая,
болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Два брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А
другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было
своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У
Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их
облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше,
называя предмет только одного из братьев. Глазик - глазище; ротик - ротище;
зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик
- ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным,
образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Магазин посуды»
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово,
развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна
посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба -
хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда
для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли -
солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.
Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды
самостоятельно.
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде
и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного
цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род,
число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой
форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем
ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«Найди картинку»
Цель: развитие анализа и синтеза.
Цель: развитие анализа и синтеза.
Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя
слова: аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет
слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я
бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно,
а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО