Напоминание

"Роль педагога в формировании личности ребёнка"


Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в формировании личности ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ комбинированного вида детский сад №49 «Ладушки»

Пряслихина Татьяна Александровна

Роль педагога в формировании личности ребенка.

На Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является

профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни

ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной

ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего

перед детьми. Профессия педагога, на мой взгляд, в наше время не совсем

обычная. Одним словом, работа воспитателя выполняется без репетиций, без

черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые

личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя

просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка воспитателя

в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не

сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его

умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её

никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к

детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой

педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.

Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в детский сад приходили случайные

люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть

жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к

делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к

ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все

книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам.

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной

безграничной щедрости, мудрой любви к детям.

Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и

интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является группа, в которой

они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых

коллективных отношений, возникновению общественной направленности

личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне

ведущей в этом возрасте деятельности — игры.

Реализация личностно-ориентированного образования в детском саду

выдвигает ряд требований к воспитателю: кроме высокого

профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен

обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к

творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической

подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к

детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и

учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении

педагогического процесса. В настоящее время перед педагогическим

образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится

задача подготовки воспитателя-гуманиста. Современная модель предполагает

воспитание в воспитателе профессионализма, компетентности, творчества,

духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен

иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать

гуманистический стиль взаимоотношений с детьми.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это

специально организованная система воздействия на подрастающего человека

для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль

педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная

среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень

развития производства и характер общественных отношений определяют

характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от

абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной

реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом

случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки

еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.

Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и

деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков

формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при

взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей,

расположить их к себе.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний

и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной,

оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило

важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов

умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и

расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс

рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и

науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным

состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок

раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно

раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно

актерское мастерство.

К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения

народного учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом

воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было

благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,

хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он

чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим

ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по

наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся

царства и им живут целые пополнения".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс,

самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором

внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние

условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной

активности индивида в его личностном развитии.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От

того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит

какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное

развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его

потенциальных способностей.



В раздел образования