Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в формировании личности ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ комбинированного вида детский сад №49 «Ладушки»
Пряслихина Татьяна Александровна
Роль педагога в формировании личности ребенка.
На Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является
профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни
ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной
ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего
перед детьми. Профессия педагога, на мой взгляд, в наше время не совсем
обычная. Одним словом, работа воспитателя выполняется без репетиций, без
черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые
личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя
просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка воспитателя
в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не
сложившейся жизнью, разочарованием во всем.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств
педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его
умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её
никогда не заменит педагогическая техника.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к
детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой
педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.
Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в детский сад приходили случайные
люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть
жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к
делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к
ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам.
Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной
безграничной щедрости, мудрой любви к детям.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и
интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является группа, в которой
они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых
коллективных отношений, возникновению общественной направленности
личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне
ведущей в этом возрасте деятельности — игры.
Реализация личностно-ориентированного образования в детском саду
выдвигает ряд требований к воспитателю: кроме высокого
профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен
обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к
творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической
подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к
детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и
учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении
педагогического процесса. В настоящее время перед педагогическим
образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится
задача подготовки воспитателя-гуманиста. Современная модель предполагает
воспитание в воспитателе профессионализма, компетентности, творчества,
духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен
иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать
гуманистический стиль взаимоотношений с детьми.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это
специально организованная система воздействия на подрастающего человека
для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль
педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная
среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень
развития производства и характер общественных отношений определяют
характер деятельности и мировоззрение людей.
Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от
абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной
реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом
случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки
еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.
Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и
деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков
формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при
взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей,
расположить их к себе.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний
и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной,
оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило
важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов
умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и
расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс
рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и
науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным
состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок
раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно
раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно
актерское мастерство.
К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения
народного учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом
воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было
благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,
хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он
чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим
ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по
наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся
царства и им живут целые пополнения".
Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс,
самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором
внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние
условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной
активности индивида в его личностном развитии.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От
того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит
какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное
развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его
потенциальных способностей.