Автор: Смирнова Надежда Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 40 Колпинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург город Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие мелкой моторики ребенка через игры с крупами и макаронами»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики ребенка через игры с крупами и макаронами»
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте является одной из первостепенных
задач. В этом смысле отличным игровым материалом могут стать крупы. Знакомясь с различными
сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений, развивает фантазию и
мелкую моторику. В этой статье мы расскажем вам, как организовать для ребенка игры с крупами
и макаронами.
Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая
или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом
его речь.Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала.
Игры с сыпучими материалами приносят маленьким детям большую пользу. Специалисты
утверждают, что игры с крупами способствуют развитию у ребенка мелкой моторики, восприятия,
внимания, речи и воображения.
Для игр подойдут различные виды круп (гречка, рис, нут, горох, манка, фасоль, чечевица и т.д.), а
также макароны разной формы. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как
ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений. Для игр с детьми младшего
дошкольного возраста можно использовать поднос и пластиковые лоточки. В дополнение к крупам
можно запастись различными мелкими предметами, которые будут особенно интересные ребенку:
орехи, шишки, желуди, камушки, игрушки от киндера.
Инструменты для игр с крупами: стаканчики, миски, бутылки, совочки, ложки, воронки,
пластиковый пинцет, игрушечная посуда и т.д.
Детям очень нравится играть с различными крупами. Дайте ребенку пощупать крупу, покажите
ему пример, как можно с ней играть: перекладывать из емкости в емкость (пинцетом, рукой или
ложкой), прятать и искать в крупе клад, бросать в отверстия, просеивать, выкладывать дорожки.
Чтобы игры с крупами были интереснее, крупу можно покрасить. Рис и макароны можно
покрасить гуашью. В рис просто добавляю немного гуаши (если гуашь сухая, можно капнуть
немного воды) и перемешайте все руками. Покраска — это отдельная игра с крупами, не менее
интересная, чем все остальные. Крупы и макароны можно покрасить небольшими партиями в
разные цвета для творческих работ. Манка отлично прокрашивается гуашью, получается
приятный, не слишком яркий цвет. А вот кукурузная крупа покраске поддается плохо.
Крупы и макароны можно так же покрасить пищевыми красителями. Для этого высыпьте крупу в
пакет, добавьте туда 8-10 капель пищевого красителя и 1 ст. ложку спирта (для закрепления цвета).
Далее завяжите пакет и хорошенько встряхните, чтобы крупа равномерно окрасилась. Развяжите
пакет и дайте крупе просохнуть. Уже через полчаса мы получите замечательный сенсорный
материал. Цветная крупа вызывает у деток неподдельный восторг!
Самое главное в играх с сыпучими материалами – это безопасность ребенка. Ни на секунду нельзя
отвлекаться. Опасность не только в проглатывании крупы. Ребенок может засунуть крупу или
фасоль в нос или ухо. Поэтому, безопасность прежде всего.
Предлагаю несколько не сложных вариантов игр с крупами:
Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без
сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости
в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох,
манка, фасоль и др. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха -
звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Вкусная кашка
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите мишку, зайку,
куклу. Помешай кашку! Через некоторое время обратите внимание ребенка, что она разбухла.
Когда все «гости» накормлены и каша уже не нужна, ее можно превратить в средство для лепки.
Когда такая масса подсохнет, перестанет липнуть к рукам, из нее можно лепить.
Сортируем, перекладываем, собираем
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите
ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки. Перемешать можно манку и
фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот
способ малышу!
Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять
с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое
занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите,
как соединять три пальца и как ими брать крупу.
Найди такой же
Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления. Идея в том, чтобы найти
пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.
Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-
сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их
лентой или клеем .В начале игры предложить ребенку изучить шумелки, а затем обратить
внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить:
«Давай найдем такой же!».
Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых
по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем
каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дата
освоиться и предложить найти такой же.
Просеиваем и ищем макароны
Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку. Для деток постарше можно
усложнить задачу и просить искать гречку пальчиками.
«Золушка»
В эту игру лучше играть детям от 3 лет и старше, так как само разделение крупы очень трудоемкий
и нужно терпение и усидчивость.
Что нам понадобиться для игры «Золушка» несколько емкостей, сколько точно не могу сказать, так
как эту будет зависеть от сложности игры.
Для детей 3-4 лет можно использовать от 2 и более круп и соответственно емкостей для круп.
Для ребятишек от 5-6 лет можно также использовать от 3 круп с более, но, уже усложняя задачу,
тем, что им надо перебирать пальчиками двумя руками сразу или по очереди использовать руки
для более качественного развития мелкой моторики рук. Игру можно усложнить тем, что дать им
картонки с отверстиями в руки, прищепки, пинцет для перебирания круп или перебирать в
определенном пространстве (емкости). Можно разнообразить игру нестандартным подходом,
например, выбрать только один вид крупы и сложить в емкость с узким горлышком используя
например только одну руки, а затем другую.
Счет, форма, цвет
Возьмите макароны разного цвета, формы, перемешайте их, а затем предложите ребенку их
разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых
макарошки, чтобы у ребенка сработала ассоциация.
Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны
быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного
цвета.
Учимся считать. Мелкие крупицы могут стать отличным счетным материалом для вашего ребенка,
который всегда будет у вас под рукой.
Повтори последовательность.
Разложите на столе последовательность из разных крупинок и попросите малыша повторить ее.
Такая игра будет способствовать развитию мышления ребенка.
Рисование
Возьмите поднос и крупу на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка,
кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу
по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий),
предложите то же самое сделать ребенку.
Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!
На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке.
Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.
Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!
Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!
Аппликации
Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей,
бумага, макароны и фантазия! Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для
этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово.
Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова!
Бусы из макарон
Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны
на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим
непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Это занятие очень нравится детям
дошкольного возраста, кроме этого оно отлично развивает пальчики ребенка.
Пластилиновые фантазии
Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для
занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может
заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в
него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее
пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны
необычной формы могут превратиться в цветы.
Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в
любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет отыскать
«клад на дне крупяного бассейна».
Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте,
занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!
Игры с крупами – это простой и интересный для детей способ развития мелкой моторики,
мышления, речи, внимания, воображения. Такие игры относятся к «упражнениям в практической
жизни». У детей они вызывают особый интерес, так все малыши хотят быть похожими на
взрослых. Тот опыт, который ребенок получает, взаимодействуя с различными предметами из мира
взрослых, чрезвычайно важен для его дальнейшего развития. В этой статье мы собрали для вас
идеи простых и доступных игр с сыпучими материалами, которые можно организовать в
домашних условия. Весёлых вам игр!