Автор: Попова Эмилия Радиковна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 13
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая статья на тему:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В
статье
раскрываются
особенности
логопедической
работы с детьми 4-5 лет. Представление теоретические аспекты нормально-
развивающейся речи ребенка 4-5 лет. Также представление степени общего
недоразвития речи. Рассматривается план рабочей программы по развитию
разных сторон речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. К 5 годам у
ребенка должен быть сформирован грамматический строй, фонематический
слух, словарь по возрасту, а также связная речь-простые предложения и короткие
рассказы. Но у детей с нарушениями речи эти сферы нарушены, поэтому нужна
коррекция нарушенным сфер речи и развитие несформированных сфер. Для
этого разрабатывается множество программ. В представленной программе
описаны блоки, задачи которых решаются на занятиях, что способствует
развивать данные сферы речи, и без которых было бы трудно прийти к нужным
результатам. Каждый из блоков раскрывается в занятиях, в любой из сфер, будь
это выполнение заданий за столом или в совместной игре с детьми и/или
педагогом, а также при выполнение творческих заданий.
Нормативный
ребенок
к
5
годам
должен
овладеть
всей
системой
родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить
развернутые
сложные
предложения;
без
труда
пересказывать
рассказы
и
сказки.
Такой
ребенок
должен
правильно
произносить
все
звуки,
легко
воспроизводить многосложные слова.
Детям
с
нарушением
речи
характерны
ошибки
фонетико-
фонематического
и
лексико-грамматического
строя.
Они
обладают
ограниченным
запасом
слов,
нарушенным
фонематическим
слухом,
нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована
связная речь[4].
Для
таких
детей,
наряду
с
указанными
речевыми
особенностями,
характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с
речевой деятельностью, а именно:
-нарушение внимания и памяти;
-нарушение мелкой и артикуляционной моторики;
-недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое
мышление.
Совокупность
пробелов
в
фонетико-фонематическом
и
лексико-
грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для
овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и
программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим
недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима
специально построенная групповая (от 6 человек) логопедическая работа.
Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции
поведения.
Речевое
общение
создает
необходимые
условия
для
развития
различных
форм
деятельности.
Невнятная
речь
ребенка
затрудняет
его
взаимоотношения
с
людьми
и
нередко
накладывает
отпечаток
на
его
характер. В работах известных исследователей (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой,
О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.) достаточно подробно
рассмотрены
недоразвитие
лексики,
фонетики,
грамматического
строя
и
связной
речи
в
структуре
общего
недоразвития
речи.
Развитием
фонематических процессов при ФФН занималась Т. Ткаченко, в ее книгах
подробно описана коррекционная работа.
Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности
развития.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются
развернутой
фразовой
речью,
разными
конструкциями
сложных
предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками
словообразования
и
словоизменения.
К
этому
времени
окончательно
формируется
правильное
звукопроизношение,
готовность
к
звуковому
анализу
и
синтезу.
Однако
не
во
всех
случаях
эти
процессы
протекают
благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте
резко
задерживается
формирование
каждого
из
компонентов
языка:
фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.
Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим
недоразвитием
речи
всегда
отмечается
нарушение
звукопроизношения,
недоразвитие
фонематического
слуха,
выраженное
отставание
в
формировании словарного запаса и грамматического строя.
Итак,
совокупность
перечисленных
пробелов
в
фонетико-
фонематическом
и
лексико-грамматическом
строе
речи
ребенка
служит
серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего
типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
У детей с Фонетико-фонематическим нарушением речи наблюдается
и с ка же н н о е
з ву ко п р о и з н о ш е н и е ,
ф о н е т и ч е с к и е
н а р у ш е н и я ,
несформированность фонематического восприятия.
Причиной
искаженного
произношения
звуков
обычно
является
недостаточная
сформированность
артикуляционной
моторики
или
ее
нарушения.
Это
фонетические
нарушения,
которые
не
влияют
на
смысл
слова.
Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР[10].
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает
на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают
трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в
момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности
возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при
самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при
выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и
синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического
восприятия
у
детей
с
ФФНР
наблюдаются:
общая
сма-занность
речи;
нечеткая
дикция,
некоторая
задержка
в
формировании
словаря
и
грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях,
употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с
существительными).
Л.П.
Носкова
выделяет
следующие
условия
развития
языковой
способности
как
одного
из
направлений
коррекции
фонетико-
фонематической системы:
1.
Создание
полноценной
речевой
среды
за
счет
постоянного,
непрерывного,
мотивированного
(связанного
с
конкретной
ситуацией
и
деятельностью) говорения взрослых друг с другом в присутствии детей и с
детьми, независимо от их возможностей восприятия (слуха и навыков чтения
с лица) и уровня речевого развития.
2. Соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:
орфоэпических, грамматических, стилистических.
3. Включение детей в разнообразную практическую деятельность как
на специальных занятиях, так и в быту.
4.
Развитие
слуховой
функции
как
физиологической
основы
формирования звуковой стороны речи и важнейшего условия становления
языковой способности.
5.
Всемерное
развитие
форм
общения:
ситуативно-личностного
общения и ситуативно-делового общения, а затем внеситуативно-делового
общения, основными условиями для развития которых являются доступное
для
ребенка
содержание
конкретной
ситуации,
эмоциональный
контакт,
действия с реальными предметами и постепенное усвоение языка слов как
знаков этих предметов и действий.
6.
Развитие
у
детей
подражания
как
предметным,
так
и
речевым
действиям взрослого. Привлечение внимания ребенка к движениям рук и
лицу говорящих, поддержание любых речевых реакций и действий ребенка,
как бы далеки они не были от речевого образца взрослого.
7. Побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее
становления
и
в
разных
формах:
от
голосовых
реакций,
попыток
артикулировать и произносить отдельные звуки или слоги до более точного
воспроизведения
звуковой
структуры
слова
с
допустимыми
заменами
отдельных фонем[9].
Все
эти
стороны
можно
развивать
и
корректировать
на
групповых
занятиях. Вид программ должен носить речевой, игровой и коммуникативный
характер.
Нами разработана программа по рекомендациям ведущих логопедов.
В задачи программы входят:
1. Расширение словаря и грамматического строя.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие пространственных представлений и восприятия.
5. Формирование временных представлений.
6. Формирование навыка общения.
7. Ф о р м и р о в а н и е
п о з н а в а т е л ь н о г о
и н т е р е с а
и
произвольности.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи
1
–
3
уровней,
фонетико-фонематическим
недоразвитием,
повышенной
утомляемостью и расторможенностью. Для демонстрации правильной речи
детям с ОНР и ФФНР в группу возможно введение ребенка с нормативным
речевым развитием.
Эффективность программы и способы ее отслеживания.
На
начало
и
конец
занятий
у
детей
4-5
лет
проводят
следующую
диагностику.
Выявление:
· уровня сформированности словаря;
· уровня сформированности грамматического строя;
· уровня сформированности фонематического слуха;
· уровня развития мелкой моторики;
· у р о в н я
с ф о р м и р о в а н н о с т и
п р о с т р а н с т в е н н ы х
представлений и восприятия;
· уровня сформированности временных представлении;
· уровня сформированности навыка общения;
· уровня
сформированности
познавательного
интереса
и
произвольности.
Результаты диагностики оформляются в речевую карту.
Динамика
развития
отслеживается
в
написании
сравнительной
характеристики,
которая
составляется
на
каждого
ребенка,
и
анализе
групповой динамики в целом.
Содержание программы.
Задачи программы реализуются посредством комплексов занятий. Один
комплекс равен одному дню пребывания ребенка в группе в течение 1 часа.
Один комплекс состоит из двух занятий (речевого и аппликации) и
пребывания ребенка в игровом пространстве на перемене между занятиями.
На речевом занятии реализуются следующие блоки программы:
1.Блок
расширения
словаря включает
в
себя
создание
условий
для
освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение,
строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых
они
изготовлены.
Освоение
указанного
содержания
основывается
на
развитии дифференцированного восприятия предметов: умения видеть его
части
и
детали,
фокусировать
внимание
на
одной
из
характеристик,
абстрагируясь от других. С детьми выучиваются обобщающие понятия, и
развивается умение объяснить, что мы обобщаем этими понятиями.
2.
Блок
развития
грамматически
правильной
речи предполагает
оказание
ребенку
помощи
в
освоении
морфологической
стороны
речи,
синтаксической
структуры
высказываний
и
некоторых
способов
словообразования. Одним из непременных условий является опережающее
развитие понимания грамматических форм. На занятиях проводится серия
упражнений, предусматривающих сопоставление различных форм одного и
того же слова. Широко используются тренировочные упражнения по подбору
однородных
подлежащих,
по
введению
в
предложения
дополнений
в
различных падежах.
3. Блок развития фонематического слуха является важным процессом,
необходимым для овладения письменной и устной речью.
На
занятии
по
аппликации
реализуются
задачи
по формированию
пространственных представлений на плоскости листа.
Во время пребывания ребенка в игровом пространстве на переменах
между занятиями реализуется 4-й блок - Развитие навыка общения. Развитие
этих навыковпроисходит посредством неструктурированной игры.
Темы используются стандартные для данного возрастного промежутка.
Закрепление и развитие знаний о темах: Овощи, Фрукты, Времена года (темы
рассматриваются
в
зависимости
от
времени
года
в
«данный
момент»),
Одежда,
Праздники
(Новый
год,
День
мамы),
Посуда,
Дикие
животные,
Домашние животные, Транспорт, Город, Семья. Все темы рассматриваются
по
несколько
занятий,
для
возможности
закрепления
темы.
Программа
включает в себя 33 комплекса, рассчитанных на год с сентября по май.
Таблица 1
Структура комплекса
№
Название занятия
Продолжительнос
ть
1
занятие
Речевое занятие
15 мин.
Пере
мена
П р е б ы в а н и е
в
и г р о в о м
пространстве
15 мин.
2
занятие
Аппликация
15 мин.
Пере
мена
П р е б ы в а н и е
в
и г р о в о м
пространстве
15 мин.
Итог
о:
1 час
На данном занятие блоки реализуются как сидя за столом, так и в
игровые
моменты.
Так
же
темы
занятий
закрепляются
в
аппликациях
и
других работах – лепки, рисовании, проговаривая, что мы клеим или лепим,
где это используется и т.п., в зависимости от темы занятия.
Таким образом, с помощью этих блоков на занятиях мы развиваем все
стороны
речи
ребенка.
Не
забывая
и
о
мелкой
моторике,
игровой
деятельности и общении со сверстниками.
Список литературы и источников
1.Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических
средств языка у дошкольников с ОНР/ /Логопед в детском саду. 2007. №3.
С.5-19.
2.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение.
1977.
3.Лалаева
Р.
Формирование
правильной
разговорной
речи
у
дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, Союз. 2009.
4.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
М.: Мозаика-Синтез. 2006.
5.Максаков
А.И.
Правильно
ли
говорит
ваш
ребенок.
М . :
Просвещение. 1988.
6.
Максаков
А.И.,
Тумакова
Г.А.
Учите,
играя.
М.: Мозаика-
Синтез. 2000.
7.Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Формирование навыка пересказа. -М.: Детство-Пресс, 2009.
8.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Ш»,
«Ж», «С», «З».- Ярославль: Академия развития, 1996.
9.Носкова
Л.П.
Методика
развития
речи
для
дошкольников
с
нарушением слуха: учебное пособие для ВУЗов. Владос, 2004.
10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.
М.: Мозаика-Синтез. 2000.
11.Фомичева
М.Ф.,
Воспитание
правильного
произношения
М.:
Просвещение. 1981.
12.Филичева
Т.Б.,
Туманова
Т.В.
Дидактические
материалы
для
обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Дрофа.
2009.
13.
Филичева
Т.
Б.
и
др.
Основы
логопедии:
Учеб.
пособие
для
студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред.
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение. 1989.