Напоминание

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Автор: Попова Эмилия Радиковна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 13
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая статья на тему:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В

статье

раскрываются

особенности

логопедической

работы с детьми 4-5 лет. Представление теоретические аспекты нормально-

развивающейся речи ребенка 4-5 лет. Также представление степени общего

недоразвития речи. Рассматривается план рабочей программы по развитию

разных сторон речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. К 5 годам у

ребенка должен быть сформирован грамматический строй, фонематический

слух, словарь по возрасту, а также связная речь-простые предложения и короткие

рассказы. Но у детей с нарушениями речи эти сферы нарушены, поэтому нужна

коррекция нарушенным сфер речи и развитие несформированных сфер. Для

этого разрабатывается множество программ. В представленной программе

описаны блоки, задачи которых решаются на занятиях, что способствует

развивать данные сферы речи, и без которых было бы трудно прийти к нужным

результатам. Каждый из блоков раскрывается в занятиях, в любой из сфер, будь

это выполнение заданий за столом или в совместной игре с детьми и/или

педагогом, а также при выполнение творческих заданий.

Нормативный

ребенок

к

5

годам

должен

овладеть

всей

системой

родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить

развернутые

сложные

предложения;

без

труда

пересказывать

рассказы

и

сказки.

Такой

ребенок

должен

правильно

произносить

все

звуки,

легко

воспроизводить многосложные слова.

Детям

с

нарушением

речи

характерны

ошибки

фонетико-

фонематического

и

лексико-грамматического

строя.

Они

обладают

ограниченным

запасом

слов,

нарушенным

фонематическим

слухом,

нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована

связная речь[4].

Для

таких

детей,

наряду

с

указанными

речевыми

особенностями,

характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с

речевой деятельностью, а именно:

-нарушение внимания и памяти;

-нарушение мелкой и артикуляционной моторики;

-недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое

мышление.

Совокупность

пробелов

в

фонетико-фонематическом

и

лексико-

грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для

овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и

программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим

недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима

специально построенная групповая (от 6 человек) логопедическая работа.

Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции

поведения.

Речевое

общение

создает

необходимые

условия

для

развития

различных

форм

деятельности.

Невнятная

речь

ребенка

затрудняет

его

взаимоотношения

с

людьми

и

нередко

накладывает

отпечаток

на

его

характер. В работах известных исследователей (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой,

О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.) достаточно подробно

рассмотрены

недоразвитие

лексики,

фонетики,

грамматического

строя

и

связной

речи

в

структуре

общего

недоразвития

речи.

Развитием

фонематических процессов при ФФН занималась Т. Ткаченко, в ее книгах

подробно описана коррекционная работа.

Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности

развития.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются

развернутой

фразовой

речью,

разными

конструкциями

сложных

предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками

словообразования

и

словоизменения.

К

этому

времени

окончательно

формируется

правильное

звукопроизношение,

готовность

к

звуковому

анализу

и

синтезу.

Однако

не

во

всех

случаях

эти

процессы

протекают

благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте

резко

задерживается

формирование

каждого

из

компонентов

языка:

фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.

Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим

недоразвитием

речи

всегда

отмечается

нарушение

звукопроизношения,

недоразвитие

фонематического

слуха,

выраженное

отставание

в

формировании словарного запаса и грамматического строя.

Итак,

совокупность

перечисленных

пробелов

в

фонетико-

фонематическом

и

лексико-грамматическом

строе

речи

ребенка

служит

серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего

типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

У детей с Фонетико-фонематическим нарушением речи наблюдается

и с ка же н н о е

з ву ко п р о и з н о ш е н и е ,

ф о н е т и ч е с к и е

н а р у ш е н и я ,

несформированность фонематического восприятия.

Причиной

искаженного

произношения

звуков

обычно

является

недостаточная

сформированность

артикуляционной

моторики

или

ее

нарушения.

Это

фонетические

нарушения,

которые

не

влияют

на

смысл

слова.

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР[10].

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает

на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают

трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в

момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности

возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при

самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при

выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и

синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического

восприятия

у

детей

с

ФФНР

наблюдаются:

общая

сма-занность

речи;

нечеткая

дикция,

некоторая

задержка

в

формировании

словаря

и

грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях,

употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с

существительными).

Л.П.

Носкова

выделяет

следующие

условия

развития

языковой

способности

как

одного

из

направлений

коррекции

фонетико-

фонематической системы:

1.

Создание

полноценной

речевой

среды

за

счет

постоянного,

непрерывного,

мотивированного

(связанного

с

конкретной

ситуацией

и

деятельностью) говорения взрослых друг с другом в присутствии детей и с

детьми, независимо от их возможностей восприятия (слуха и навыков чтения

с лица) и уровня речевого развития.

2. Соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

орфоэпических, грамматических, стилистических.

3. Включение детей в разнообразную практическую деятельность как

на специальных занятиях, так и в быту.

4.

Развитие

слуховой

функции

как

физиологической

основы

формирования звуковой стороны речи и важнейшего условия становления

языковой способности.

5.

Всемерное

развитие

форм

общения:

ситуативно-личностного

общения и ситуативно-делового общения, а затем внеситуативно-делового

общения, основными условиями для развития которых являются доступное

для

ребенка

содержание

конкретной

ситуации,

эмоциональный

контакт,

действия с реальными предметами и постепенное усвоение языка слов как

знаков этих предметов и действий.

6.

Развитие

у

детей

подражания

как

предметным,

так

и

речевым

действиям взрослого. Привлечение внимания ребенка к движениям рук и

лицу говорящих, поддержание любых речевых реакций и действий ребенка,

как бы далеки они не были от речевого образца взрослого.

7. Побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее

становления

и

в

разных

формах:

от

голосовых

реакций,

попыток

артикулировать и произносить отдельные звуки или слоги до более точного

воспроизведения

звуковой

структуры

слова

с

допустимыми

заменами

отдельных фонем[9].

Все

эти

стороны

можно

развивать

и

корректировать

на

групповых

занятиях. Вид программ должен носить речевой, игровой и коммуникативный

характер.

Нами разработана программа по рекомендациям ведущих логопедов.

В задачи программы входят:

1. Расширение словаря и грамматического строя.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие пространственных представлений и восприятия.

5. Формирование временных представлений.

6. Формирование навыка общения.

7. Ф о р м и р о в а н и е

п о з н а в а т е л ь н о г о

и н т е р е с а

и

произвольности.

Программа рассчитана на детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи

1

3

уровней,

фонетико-фонематическим

недоразвитием,

повышенной

утомляемостью и расторможенностью. Для демонстрации правильной речи

детям с ОНР и ФФНР в группу возможно введение ребенка с нормативным

речевым развитием.

Эффективность программы и способы ее отслеживания.

На

начало

и

конец

занятий

у

детей

4-5

лет

проводят

следующую

диагностику.

Выявление:

· уровня сформированности словаря;

· уровня сформированности грамматического строя;

· уровня сформированности фонематического слуха;

· уровня развития мелкой моторики;

· у р о в н я

с ф о р м и р о в а н н о с т и

п р о с т р а н с т в е н н ы х

представлений и восприятия;

· уровня сформированности временных представлении;

· уровня сформированности навыка общения;

· уровня

сформированности

познавательного

интереса

и

произвольности.

Результаты диагностики оформляются в речевую карту.

Динамика

развития

отслеживается

в

написании

сравнительной

характеристики,

которая

составляется

на

каждого

ребенка,

и

анализе

групповой динамики в целом.

Содержание программы.

Задачи программы реализуются посредством комплексов занятий. Один

комплекс равен одному дню пребывания ребенка в группе в течение 1 часа.

Один комплекс состоит из двух занятий (речевого и аппликации) и

пребывания ребенка в игровом пространстве на перемене между занятиями.

На речевом занятии реализуются следующие блоки программы:

1.Блок

расширения

словаря включает

в

себя

создание

условий

для

освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение,

строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых

они

изготовлены.

Освоение

указанного

содержания

основывается

на

развитии дифференцированного восприятия предметов: умения видеть его

части

и

детали,

фокусировать

внимание

на

одной

из

характеристик,

абстрагируясь от других. С детьми выучиваются обобщающие понятия, и

развивается умение объяснить, что мы обобщаем этими понятиями.

2.

Блок

развития

грамматически

правильной

речи предполагает

оказание

ребенку

помощи

в

освоении

морфологической

стороны

речи,

синтаксической

структуры

высказываний

и

некоторых

способов

словообразования. Одним из непременных условий является опережающее

развитие понимания грамматических форм. На занятиях проводится серия

упражнений, предусматривающих сопоставление различных форм одного и

того же слова. Широко используются тренировочные упражнения по подбору

однородных

подлежащих,

по

введению

в

предложения

дополнений

в

различных падежах.

3. Блок развития фонематического слуха является важным процессом,

необходимым для овладения письменной и устной речью.

На

занятии

по

аппликации

реализуются

задачи

по формированию

пространственных представлений на плоскости листа.

Во время пребывания ребенка в игровом пространстве на переменах

между занятиями реализуется 4-й блок - Развитие навыка общения. Развитие

этих навыковпроисходит посредством неструктурированной игры.

Темы используются стандартные для данного возрастного промежутка.

Закрепление и развитие знаний о темах: Овощи, Фрукты, Времена года (темы

рассматриваются

в

зависимости

от

времени

года

в

«данный

момент»),

Одежда,

Праздники

(Новый

год,

День

мамы),

Посуда,

Дикие

животные,

Домашние животные, Транспорт, Город, Семья. Все темы рассматриваются

по

несколько

занятий,

для

возможности

закрепления

темы.

Программа

включает в себя 33 комплекса, рассчитанных на год с сентября по май.

Таблица 1

Структура комплекса

Название занятия

Продолжительнос

ть

1

занятие

Речевое занятие

15 мин.

Пере

мена

П р е б ы в а н и е

в

и г р о в о м

пространстве

15 мин.

2

занятие

Аппликация

15 мин.

Пере

мена

П р е б ы в а н и е

в

и г р о в о м

пространстве

15 мин.

Итог

о:

1 час

На данном занятие блоки реализуются как сидя за столом, так и в

игровые

моменты.

Так

же

темы

занятий

закрепляются

в

аппликациях

и

других работах – лепки, рисовании, проговаривая, что мы клеим или лепим,

где это используется и т.п., в зависимости от темы занятия.

Таким образом, с помощью этих блоков на занятиях мы развиваем все

стороны

речи

ребенка.

Не

забывая

и

о

мелкой

моторике,

игровой

деятельности и общении со сверстниками.

Список литературы и источников

1.Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических

средств языка у дошкольников с ОНР/ /Логопед в детском саду. 2007. №3.

С.5-19.

2.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение.

1977.

3.Лалаева

Р.

Формирование

правильной

разговорной

речи

у

дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, Союз. 2009.

4.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

М.: Мозаика-Синтез. 2006.

5.Максаков

А.И.

Правильно

ли

говорит

ваш

ребенок.

М . :

Просвещение. 1988.

6.

Максаков

А.И.,

Тумакова

Г.А.

Учите,

играя.

М.: Мозаика-

Синтез. 2000.

7.Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Формирование навыка пересказа. -М.: Детство-Пресс, 2009.

8.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Ш»,

«Ж», «С», «З».- Ярославль: Академия развития, 1996.

9.Носкова

Л.П.

Методика

развития

речи

для

дошкольников

с

нарушением слуха: учебное пособие для ВУЗов. Владос, 2004.

10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.

М.: Мозаика-Синтез. 2000.

11.Фомичева

М.Ф.,

Воспитание

правильного

произношения

М.:

Просвещение. 1981.

12.Филичева

Т.Б.,

Туманова

Т.В.

Дидактические

материалы

для

обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Дрофа.

2009.

13.

Филичева

Т.

Б.

и

др.

Основы

логопедии:

Учеб.

пособие

для

студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред.

Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение. 1989.



В раздел образования