Автор: Верди Наталия Артемьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДОД ЦТР и ГО
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Проектирование программ и проектов педагогической поддержки одаренных детей
Раздел: дополнительное образование
Проектирование программ и проектов педагогической поддержки
одаренных детей.
Инициативный проект «Детская площадка»
Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
Детей Центр Творческого Развития и Гуманитарного Образования
«На Васильевском»
ГБУ ДО ЦТР и ГО «На Васильевском» является учреждением
дополнительного образования детей, на базе которого располагается
музыкально - хоровой отдел, концертно-выставочный комплекс, секция
информационных технологий, отдел танца, отдел ИЗО и современных ИТ.
Центр оснащен современной технической базой для обеспечения
учебно-производственного процесса. Все отделы оснащены проекторами,
позволяющими демонстрировать во время занятий мультимедийный
материал и учебные пособия по любой направленности образовательных
программ.
Студия «Мозаика» подразделяется на три возрастные группы, в которых
занятия проходят по программам, соответствующим возрасту учащихся.
Первая возрастная группа – дети от 7 лет. Программа обучения
рассчитана на 3 года. Занятия проводятся по живописи, композиции и
графике. Обучение включает в себя знакомство с различными
художественными техниками, материалами, понятиями,
профессиональными терминами.
Вторая возрастная группа – дети от 10 лет, занятия проходят по
рисунку, живописи, композиции и печатной графике. Программа рассчитана
на 3 года. Теоретические занятия по печатной графике включают в себя
знакомство с такими техниками, как монотипия, литография, офорт,
акватинта, ксилография, линогравюра, гравюра на картоне.
Третья возрастная группа – дети от 13 лет и старше, стремящиеся в
будущем поступать в художественные ВУЗы. Программа рассчитана на 4 года.
Параллельно с занятиями рисунком, который является основой данной
учебной программы, занятия проводятся по живописи и композиции, что
позволяет учащимся развиваться разносторонне. Профессиональная
ориентация помогает одаренным детям выстроить собственную систему
профессиональных предпочтений.
На занятиях широко применяется игрофикация заданий: оригинальные
конкурсы направлены на развитие творческого потенциала и способствуют
позитивной коммуникации. Примером может послужить проект «Детская
площадка».
Цель:
раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка
детей, проявивших одаренность в области искусства;
наращивание культурного потенциала РФ;
развитие творческих способностей, лидерских навыков, воспитание
гражданской ответственности и патриотических чувств.
Задачи:
Обучающие:
освоение профессиональных терминов и понятий;
овладение азами композиции, позволяющими в дальнейшем продолжать
образование по выбранной профессии;
получение опыта работы в различных техниках.
Развивающие:
раскрытие творческого потенциала ребенка;
развитие внимания, визуальной памяти, творческой активности;
развитие способностей к анализу формы;
создание условий для профессионального самоопределения и продолжения
обучения в профессиональных учебных заведениях.
Воспитательные:
адаптация к жизни в обществе, освоение навыков коммуникативной
культуры;
формирование нравственных категорий учащихся через эстетическое
воспитание;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Ожидаемые результаты:
дети познакомятся с основами дизайна и проектной деятельности;
научатся мыслить абстрактно;
получат опыт работы в дизайне;
научатся выбирать лучшее решение из нескольких вариантов;
дети научатся реализовывать свою идею.
Основная идея проекта «Детская площадка» заключается в разработке
темы и дизайна детской площадки для игр. Примерами могут послужить
«Андерсенград» в г.Сосновый Бор Ленинградской области и «Корабль» в
Новой Голландии.
Задание: выбрать тему для дальнейшей работы по разработке дизайна
детской площадки.
Предлагаемая тематика:
1)
Страны и континенты (Индия, Мексика, Африка и т.д.)
2)
Города мира (Санкт-Петербург, Лондон, Рим и т.д.)
3)
Джунгли (по мотивам «Маугли» Р.Киплинга)
4)
Средневековые замки
5)
Мосты
6)
Сказки и пр.
При работе над проектом педагог применяет все четыре тактики – защиты,
помощи, содействия и взаимодействия, но на первый план выходит тактика
содействия. Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего»,
намеренно избегая позиции «советчика» и «эксперта». При этом он
сдерживает сиюминутные желания ребенка действовать, вовлекая его в
процесс осмысления того, что он хочет сделать; постоянно интересуется его
мнением и отношением к происходящему; упрощает конструкцию его
ответов; расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых
вариантов.
Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации
деятельности ребенка. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка
и есть творчество. Формирование творческих способностей осуществляется
только через включение личности в творческий процесс.
После выбора темы начинается работа над эскизами. Из нескольких
вариантов выбирается наиболее удачный. На этом этапе работы педагог
может помочь ребенку обрести уверенность, подбодрить. Задача педагога
продемонстрировать ребенку свою готовность помочь, поддержать в
сложной ситуации, способность к рефлексии. Необходимо
продемонстрировать ребенку, что ему доверяют, уважают его решение,
обратить внимание на его усилия и старания, отметить, как интересно
работать вместе.
Следующий этап работы – перенесение эскиза на большой формат.
Особое внимание уделяется композиции, цветовому решению и проработке
деталей. Большое внимание уделяется созданию благоприятных
психологических условий для личностного развития и постоянного
наращивания творческого потенциала. Работа в коллективе над такой
интересной темой, как создание своей собственной детской площадки,
благоприятно влияет на эмоционально-личностное развитие, снижение
уровня тревожности, повышение самооценки, развитие социально-
личностных компетенций учащихся, умение сотрудничать. В процессе работы
дети обмениваются мнениями, поддерживают тех, у кого возникают
трудности в реализации своего замысла. Дети работают с разной скоростью,
но рано или поздно, наступает момент, когда все работы готовы. Очень
важно воспитывать в детях силу воли, мягко настаивая на продолжении
работы до полного ее окончания.
По итогам работы проходит обсуждение, в котором участвуют все юные
художники. Оцениваются оригинальность идеи, насколько удачно раскрыта
тема, композиционное и цветовое решение проекта. Дети учатся объективно
оценивать работу своих сверстников, высказывать свое мнение. К
голосованию по определению победителя могут быть привлечены родители.
Для этого в Детской галерее (по адресу: 13-я линия, д.40) устраивается
выставка «Детская площадка». Победитель получает право на реализацию
своего проекта в жизнь. Выделяются деньги на строительство новой,
совершенно не похожей на другие, детской площадки в одном из дворов
Санкт-Петербурга.
Предварительная смета проекта:
№
Виды работ (услуг)
Стоимость,
руб.
1.
Изготовление деталей детской площадки.
100 000 руб.
2.
Монтаж детской площадки.
60 000 руб.
Общая стоимость реализации инициативного проекта
160 000 руб.
4. Дорожная карта реализации проекта с учетом предварительных шагов по
определению источников финансирования:
Администрация Василеостровского района
Автор инициативного проекта Верди Н.А.