Автор: Долганова Ольга Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 14
Населённый пункт: город Озёры, Московской области
Наименование материала: Кинетический песок как средство развития речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Тема: Мастер-класс для педагогов «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
«Кинетический песок как средство развития речи и мелкой моторики у
детей с ОВЗ»
Мы все работаем с детьми, а значит знаем о них всё или почти все. Чем больше
всего любят заниматься дети? Конечно же, играть!
утверждал, что «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». И я не могу с
ним не согласиться. Песок – это удивительный материал, он завораживает
детей и увлекает их в мир бесконечных игр.
Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, он
утверждал, что песок поглощает «негативную» психическую энергию.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного
мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры
стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Поэтому я, в своей работе с детьми, активно использую игры с песком, т. е.
песочную терапию.
Детям с ОВЗ сразу бывает очень трудно выполнить даже простейшие
упражнения пальчиковой гимнастики, которые с легкостью доступны их
сверстникам (сделать «козу», «зайчика», «кольцо», «поздороваться
пальчиками»). Поэтому мне приходится подбирать наиболее подходящие для
наших учеников способы развития речи и мелкой моторики.
Одним из таких способов является Кинетический песок или как его еще
называют- Умный песок.
Кинетический песок - это инновационная разработка, предназначена для
детских занятий. Почти весь его объем составляет обычный кварцевый песок.
Но его физические свойства меняются благодаря минимальному количеству
синтетической добавки. Кинетик не пересыхает и не прилипает к рукам. По
внешнему виду он не отличается от обычного песка, но гораздо пластичнее его.
В нем сочетается текучесть и формуемость, плотность и пористость.
При пересыпании песчинки замедляют свое движение между ними образуются
волокна, которые их удерживают. Сжимая песок, вы уменьшаете его объем
почти вдвое. Рассыпанный песок не распадается, а лежит в виде связной
массы.
Из минусов кинетического песка можно отметить только то, что он не
пересыпается.
Зато положительных качеств гораздо больше:
1. удобная для лепки консистенция, получившееся форма сохраняется
длительное время;
2. безопасностью для здоровья ребенка, песок гипоаллергенный и в нем не
размножаются бактерии, при загрязнении его можно промыть, и он сохранит
свои свойства;
3. кинетик доступен в любое время года, независимо от погоды за окном;
4. лёгкость уборки, песчинки липнут сами к себе и собрать их можно при
помощи песчаного комочка.
5. а если использовать цветной кинетик, то мы можем воспользоваться еще
приемом цветотерапии.
Цветотерапия - как способ лечения использовался с древнейших времен в
Индии, Египте, Китае и на Руси, как мы знаем различные цвета по-разному
влияют на физическое и психическое самочувствие человека. И если есть такая
возможность, то почему бы не предложить ребенку песок «правильного» цвета,
соответствующий его душевному состоянию.
Виды работ, которые можно предложить учащимся:
1. Игра «Пекари» месить песок как тесто, лепить лепешки, пирожки…
2. Игра "Осьминожки" дети оставляют отпечатки кистей рук и потом дополняют
их бусинками, чтобы получались мордочки осьминожек, рыбок.
3. Построение фигурок с использованием формочек (объемных или плоских).
Можно подбирать формочки в соответствии с изучаемой лексической темой
(транспорт, геометрические фигуры, овощи, фрукты, животные…);
4. Игра «Прятки» в песок прячутся маленькие игрушки, дети пересыпая песок
находят их.
5. Игра "Угадай-ка" в песке прячутся буквы, после того как ребенок их находит,
ему надо составить из них слово.
6. Игра "Бусы" выкладывать бусы можно из: пуговиц, фасоли, ракушек,
макарон…)
7. Печатанье слов, при помощи букв магнитной азбуки (можно раскатать песок
скалочкой и печатать, в ходе этой игры можно развивать звукобуквенный
анализ и синтез);
8. Писать, рисовать пальцами, острой палочкой на песке (буквы, слова,
рисунки);
9. Из песка можно лепить буквы и цифры (ведь при собственноручном
изготовлении их легче запомнить).