Напоминание

Программа по экологии


Автор: Козел Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №29 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по экологии
Раздел: дошкольное образование





Назад





Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, формулируются задачи экологического воспитания: 1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды. 2. Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). 3. Формирование представлений о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. 4. Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними. 5. Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.). 6. Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира. 7. Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы. 8. Развитие умений правильно взаимодействовать с природой. 9. Развитие интереса к миру природы. 10. Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях. При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка. Основные занятия проводятся 2 раза в месяц в первой половине дня, продолжительностью 15-20 минут. В младшей группе занятия проводятся 1раз в месяц, начинаются с ноября, продолжительностью 10-15 минут. Педагогический анализ 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае). 2 занятия (I-III неделя месяца) проводятся по программе С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». 2 занятия (II-IV неделя месяца) проводятся по данной программе. Особенностью данного курса является адаптированная Региональная программа экологического образования дошкольников 1
«Экология для малышей» Гончаровой Е.В. Кроме того программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. Природное окружение. 2. Изобразительная деятельность. 3. Ознакомление с художественной литературой. 2

Содержание программы

Цель данной программы
: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, , движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение. Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает пять разделов.
I раздел «Где мы живем?»
Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город, район, округ на карте мира, почва, полезные ископаемые.
II раздел «Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного

округа»
дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга.
III раздел «Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа»
обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины. Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.
IV раздел «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа»
информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, о целях их создания. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.
Раздел V «Человек и его здоровье».
В условиях сурового климата и экологического неблагополучия одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края. 3

II МЛАДШАЯ ГРУППА

I. ГДЕ МЫ ЖИВЕМ? МОЙ ГОРОД (СЕЛО, ПОСЕЛОК). МОЙ ДОМ
Познакомить детей с городом (селом, поселком), в котором они живут. Дать представление о квартире (доме людей), ее внутреннем устройстве и назначении. Научить различать основное состояние погоды: дует ветер, идет снег, пасмурно, солнечно. Учить устанавливать связи: светит солнце — становится теплее, дует ветер —- качаются ветки деревьев, идет дождь — на земле лужи. Учить различать и называть признаки воды, снега, льда, песка, глины (снег белый, холодный; вода льется, может быть теплой, холодной; лед твердый, скользкий; песок сыпучий, из сухого песка можно лепить; засохшая глина — твердая, а когда она влажная, можно лепить). Познакомить детей с почвой: что это такое, что находится в почве (черви, жуки, корни растений).
II. МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО

И ЖИВОТНОГО МИРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Познакомить с основными жизненными формами растений (трава, куст, дерево). Знать названия 2- 3 деревьев (ель, береза, осина); травянистых растений (мать-и-мачеха, подорожник); кустов (черемуха, акация); их отличительные признаки (окраска, размер листьев, цветков, стебля). Познакомить с опознавательными характерными признаками деревьев (один ствол, высокий, толстый), кустов (несколько стволов, они тоньше, чем стволы деревьев), трав (тонкий зеленый стебель). Знать существенные признаки растений: прикреплены к земле, имеют корень, листья
,
цветок, иногда плод. Растение живое, если оно растет, цветет, двигается к свету, питается, если у него есть корень. Каждому растению, чтобы выжить, нужны все части — корень, стебель, лист. Познакомить с ростом и развитием растений, со стадиями развития, цикличностью. Растение живое, у него бывают детки — это семена; из семян вырастают новые растения. Семена у растений могут быть спрятаны в плоды, например, в шишку, яблоко. Чтобы семя могло прорасти, оно должно попасть во влажную землю. Из семени в земле вырастает корешок растения, из земли появляется росток, листочки. Когда растение станет взрослым, у него тоже появятся семена. Сформировать представления о потребностях и состоянии растения. Растение живет, если ему достаточно места, света, влаги, тепла. Знать признаки хорошего и неудовлетворительного состояния растений. Дать первоначальные сведения о местообитании растений, способе существования. Растения живут в разных местах: в комнате, в лесу, парке, на лугу, на грядке или клумбе, в аквариуме. Каждое растение корешками прикреплено к земле, не передвигается. Знать типичных пред- ставителей различных мест произрастания: леса (ель, береза, рябина, смородина, майник); луга (клевер, колокольчик, лютик); огорода (морковь, репа, огурец, помидор, редис); клумбы (тюльпан, астра, ромашка); комнаты (фикус, бегония, герань, бальзамин). Расширять знания детей о домашних (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья) и диких животных (медведь, заяц, волк, лиса); птицах уголка природы и ближайшего окружения (воробей, ворона, синица, гусь, курица, петух); рыбах аквариума (золотая) и пресноводных водоемов (щука, карась); насекомых (майский жук, божья коровка, стрекоза, бабочка, муха, комары); земноводных (лягушка). Знать названия некоторых животных, характерные видовые признаки представителей разных групп животных, конкретного животного: — особенности внешнего строения (количество конечностей, цвет, особенности головы и органов чувств), относительная величина; — конкретное местообитание и среду в целом (воздушная, наземная, водная); — животное двигается, ест, для чего у животных есть рот, он бывает разный (клюв, пасть с зубами); дышит воздухом, видит и слышит (есть глаза, орган слуха); — назначение некоторых жизненно важных органов; знать, что животному нужны все органы; — жизнь животного зависит от наличия у него основных органов и их целостности. 4
Сообщить о потребностях животных — зверей, рыб, птиц, насекомых. Каждому животному для жизни необходимы место (жилище, убежище); свет и тепло, влага, пища. Знать некоторые способы удовлетворения потребностей диких животных (строят дом, утепляют его, запасают пищу). Домашние животные удовлетворяют потребности с помощью человека, дикие — самостоятельно. Показать характерные признаки хорошего и неудовлетворительного состояния животного. Познакомить с тем, как размножаются животные (от кошки — котенок, от курицы — цыпленок и т. д.), с названиями детенышей, особенностями их внешнего вида, яркими проявлениями поведения. Показать животных различных мест обитания (экосистема). Рассказать, кто живет в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме. Знать отдельные проявления связи, взаимодействия между животными одного класса и между представителями разных классов (кошкой и собакой, кошкой и птичкой).
III. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Познакомить с характерными особенностями каждого сезона. Осень. Осенью листья желтеют и опадают, деревья и кусты стоят голые. Сначала еще тепло, потом становится холодно, идут дожди. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. На огородах собирают урожай. Зима. Стало холодно, идет снег, вода замерзла, реку сковало льдом. По нему можно ходить. Лед прозрачный, от тепла он тает. Зимой люди надевают теплые вещи: шубы, шапки, валенки. Зимой плохо живется птицам: корма мало, поэтому птиц нужно подкармливать. Для этого делают кормушки. Весна. Солнце светит ярко, начинает пригревать, становится теплее, снег тает, бегут ручьи, появляется трава, первые цветы (мать-и- ' мачеха, одуванчик), распускаются листья на деревьях. Оживляются птицы: воробьи купаются в лужах, громко чирикают. Возвращаются с юга птицы (скворцы, грачи), устраивают гнезда. Появляются бабочки, жуки. Поздней весной люди засаживают огороды. Лето. Летом стоит теплая или даже жаркая погода. Иногда идут сильные дожди, бывают грозы. Кругом трава, много цветов. Люди ухаживают за посадками на огородах и в садах. Созревают ягоды (малина, смородина), фрукты, овощи (огурцы, помидоры, капуста). Летом много бабочек, жуков, стрекоз, птиц. Коровы, лошади, овцы пасутся на лугу. Люди косят траву, заготавливают сено.
IV. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Познакомить с растениями и животными — обитателями уголка природы, условиями их жизни: в аквариуме с водой живут рыбы (карась, золотая рыбка); в клетке живет птичка (канарейка, попугайчик). Учить различать основные части тела животных. Учить различать и называть 2-3 комнатных растения и их части (корень, стебель, листья, цветы). Объяснить, что за комнатными растениями человек ухаживает для того, чтобы они чувствовали себя хорошо, украшали дом. Рассказать о структуре конкретного трудового процесса. Цель: удовлетворение потребностей растения во влаге и свете; предмет — растение с признаками неудовлетворенных потребностей; инструменты, материалы, трудовые операции и их последовательность; результат — растение в хорошем состоянии. Научить элементарным способам ухода за растениями (поливать, обтирать крупные листья) и животными (кормить, поить, чистить вместе со взрослыми клетку, аквариум). Развивать чувство ответственности за благополучное состояние животных и растений, порученных заботам детей. Формировать бережное, доброжелательное и одновременно осторожное отношение к животным и растениям; умение предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в природу (не рвать много цветов — иначе исчезнут насекомые — бабочки, стрекозы; не протыкать палкой муравейник и не ломать его). Учить распознавать «намерения» животных по их выразительному поведению (собака оскалилась и рычит — может укусить, животных нельзя трогать во время кормления и т. д.). 5
Формировать у детей чувство ответственности за животных, которых они принесли в дом.
V. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Развивать у детей понимание необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья. Учить детей замечать грязные руки и самостоятельно, аккуратно мыть их. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Объяснять детям, что нельзя есть снег и сосульки (они холодные и грязные, можно заболеть); нельзя есть немытые овощи, ягоды и фрукты.
Тема занятия

Задачи

Наблюдения

Изобразительная

Чтение
6

деятельность

художественной

литературы

Ноябрь II неделя
1.Занятие «Рассматривание осеннего дерева ».
Декабрь II неделя
1.Занятие «Знакомство с зайцем, лисой, медведем».
Январь IV неделя
1.Занятие «На деревенском дворе». Уточнить представление об основных частях дерева; ствол, ветви, листья, корни. Упражнять в различении деревьев по цвету ствола (белая березка).Формировать представление о том, что дерево живое(растет). Учить обследовательским действиям. Обогащать и активизировать слова. Учить выделять и называть части тела животных, выявлять их отличительные особенности, познакомить с некоторыми сведениями об условиях жизни, особенностях поведения. Расширять представление детей о домашних животных -собаке, кошке, корове и т.д.Формировать понимание того, что человек создает для их жизни необходимые условия, заботиться. Животные помогают людям: дают молоко,
II неделя
Наблюдение «как деревья готовятся к зиме.
II неделя
Наблюдение за льдом и его свойствами, как оживить воду?
IV неделя
Наблюдение за синичкой прогулке.
II неделя
Рисование «Желтые листья летят».
II неделя
Рисование «Снежинка»
IV неделя
Рисование «Раскрашивание синички».
II неделя
Рассказывание р.н.с. «Репка»
II неделя
Чтение р.н.с. «Лиса и волк».
IV неделя
Чтение р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко». 7

Февраль II неделя
1.Занятие «посадка лука».
Март II неделя
1.Занятие «Рассказ о жизни зверей в лесу»
Апрель II неделя
1.Занятие интегрированное «Птицы».
Май II неделя
1. Занятие «Божья коровка, черная головка» сторожат дом и др. Уточнить знания детей о характерных признаках луковиц (круглая, есть донце и верхушка, покрыта яркой шелухой, цвет разный). Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, особенностях поведения, образе жизни зайца, лисы, волка, медведя. Как добывают корм, как спасаются от врагов. Учить детей различать, узнавать и называть птиц (воробей, синица, ворона ).Уточнить представления о внешнем виде птиц, об особенностях поведения и их отличии от игрушки. Уточнить представление о внешнем виде божьей коровки. Способы передвижения. Питание, роль в природе. Закрепит знания о дождевом червяке, сравнить с божьей коровкой, учить находить отличия.
II неделя
Элементарный опыт «Окраска воды». Наблюдение за снегопадом.
II неделя
Наблюдение за рябиной, березой.
II неделя
Наблюдение за солнцем, ветром.
II неделя
Наблюдение за водой в луже после дождя.
II неделя
Рисование «Аквариумные рыбки»
II неделя
Коллективная аппликация «Дикие и домашние животные»
II неделя
Аппликация «Скворешник»
II неделя
Рисование «Солнышко лучистое»
II неделя
Рассказывание р.н.с. «Маша и медведь».
II неделя
Чтение стихотворения Л.Леоновой «Кто что любит»
II неделя
Чтение рассказа «Петушок с семьей».
II неделя
Чтение сказки «У солнышка в гостях» 8

СРЕДНЯЯ ГРУППА

I.

ГДЕ МЫ ЖИВЕМ?

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА (СЕЛА, ПОСЕЛКА). КЛИМАТ ОКРУГА
Расширять у детей представление о себе, как о жителе местности (города, села, поселка). Знать свой дом, двор, улицу, адрес. Знать название местности и характерные особенности: природные и климатические условия, характеристику антропогенных' структур, созданных людьми для жизни и отдыха (промышленные зоны, жилые зоны, культурно-административные центры, зоны отдыха, сеть автомобильных и железных дорог). Познакомить детей с действиями людей, направленными на благоустройство родного города (села, поселка), на сохранение и бережное отношение к зеленым массивам, рекам и озерам в данной местности. Учить различать, называть состояние погоды по существенным признакам (холодно, тепло, жарко, солнечно, пасмурно, дует ветер, идет дождь, снег, выпал град); некоторые свойства воды и снега (вода прозрачная; снег может быть рыхлым, тогда из него можно лепить снежки, снеговика, может быть рассыпчатым). Учить устанавливать причинно-следственные связи (одни предметы в воде плавают потому, что легкие; другие тонут потому, что тяжелые; в жаркую погоду вода в лужах высыхает быстро, в холодную — медленно). Учить делать сравнительный анализ почвы и песка по цвету, состоянию и свойствам. Познакомить детей со значением воздуха для живых организмов, с понятием «ветер» и его значением для растений.
II. МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО

И ЖИВОТНОГО МИРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Формировать представление о разнообразии жизненных форм растений. Продолжать учить детей распознавать растения ближайшего окружения: различать по листьям, коре четыре вида хвойных и лиственных деревьев, 2-3 вида кустарников, отличать их от деревьев; различать по цвету и форме листьев, цветка 3-4 вида травянистых растений; находить и называть лесные ягоды (1-2 вида) и грибы (2-4 вида); распознавать мухомор как несъедобный гриб. Расширять конкретные представления о назначении основных органов и частей растений (корень у растений всасывает воду из почвы и служит опорой растению; стебель проводит пищу и воду к другим частям растения; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветки появляется плод, в котором зреют детки этого растения). Расширять представления об овощах и фруктах (цвет, форма, им личина, залах, вкус), сенсорно обследовать их (надавить, погладим, понюхать, попробовать). Сформировать представления о жизни таких диких животных, как белка, заяц (где живут, как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов). Расширять знания о знакомых домашних животных и их детенышах. Дети должны уметь выделять и правильно характеризовать все части тела и особенности поведения; знать, чем питаются, как перо двигаются, как человек заботится о них. Познакомить с новыми домашними животными (лошадью, овцой) и их жизнью, использованием в хозяйстве. Конкретизировать представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных в свете, тепле, влаге, пище, место обитания, защите от врагов, способах удовлетворения потребностей. Дифференцировать представления о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, о причинах такого состояния. Расширять представления детей о связях животных со средой обитания, с неживой природой. Дать общее представление о разных средах обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода). Рассказать о том, как приспосабливаются хорошо знакомые детям растения и животные к среде обитания, указывая на внешнее строение, поведение животных, способы существования растений. 9
Расширять представления о существенных признаках всех живых организмов (рост, развитие и размножение). Знать, что растения, животные живые; они рождаются от других живых организмов: растения от растений, а животные от животных. Расширять знания о некоторых ярких стадиях развития и их последовательности: из маленького вырастает взрослое, у которого снова будет потомство (цикличность роста, развития и размножения). Дать конкретные представления о местах произрастания некоторых, хорошо знакомых детям, растений (лесе, аквариуме, водоеме), основных условиях среды обитания, о связях потребностей, растений и животных с условиями (в лесу растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, трава, цветы, живут насекомые, птицы, звери; в лесу все нужны, друг другу).
III. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Обобщать первичные представления о сезонах по существенным признакам: состояние погоды и основные явления.
Осень
. После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Это — листопад. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Летом они теплые и сильные, а осенью — мелкие и холодные. В начале осени еще много теплых дней, солнышко греет, в цветниках много цветов. Кругом красиво. Это — золотая осень. В конце осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, который почти сразу тает. По утрам бывают заморозки. Почти все деревья стоят голые, вянут цветы. Некоторые птицы улетают в теплые края (скворцы, дикие гуси и утки). Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, барсук), другие меняют шерсть (заяц, белка), третьи запасают на зиму корм (белка). Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно. Осенью собирают урожай: овощи на огороде, фрукты в саду. Люди одеваются теплее, заготавливают дрова, утепляют жилища. Осень в нашем крае непродолжительна, уже в середине октября начинается зима.
Зима
. После осени наступает зима. Дуют холодные ветры, идет 'снег, начинаются морозы. Замерзают реки, озера, пруды. Когда дует ветер и идет снег, бывает метель. Деревья все стоят голые. На них остались только почки. Но деревья и зимой живые. Если срезать веточку и поставить ее в воду в теплой комнате, распустятся молодые зеленые листочки. Животных становится меньше. Зимующие птицы питаются семенами растений и другим кормом. Их подкармливают люди. В лесу тихо, пустынно в полях. Под снегом растения и животные получают необходимое тепло. Характерные особенности начала и конца сезона: в начале зимы (заканчивается листопад. На крышах домов, в полях лежит снег, но он еще неглубокий, морозы небольшие. Реки, озера, пруды замерзли. В конце зимы ярко светит солнце, становится теплее, снег на крышах домов на солнечной стороне тает, звучит капель. Вода, стекая с крыш при похолодании замерзает, образуются сосульки. Зима у нас очень долгая и холодная.
Весна.
Весной больше света и тепла. От тепла лед и снег тают. На реках трескается лед, в конце апреля начинается ледоход. Лед легче воды, поэтому льдины плывут по поверхности реки, тают, превращаются в воду. На солнечных пригорках снег тает быстрее, чем в теневых местах. Небо яркое и голубое. Иногда набегают тучи, из которых идет теплый весенний дождь. Дует теплый ветер. На деревьях и кустарниках набухают и раскрываются почки, появляются молодые клейкие листочки. Распускаются первые весенние цветы. Цветет черемуха. Прилетают с юга птицы: скворцы, дикие гуси и утки. Птицы устраивают гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов. Просыпаются лягушки, жабы и насекомые; вылетают мухи, пчелы бабочки, стрекозы. Характерные особенности начала весны: дни становятся длиннее, а ночи — короче, тает снег, звучит капель, ярко светит солнце. Но еще бывает холодно, дуют холодные ветры, идет снег. В 10
конце весны снега уже почти нет, появилась трава, цветут черемуха, рябина. Все деревья оделись листвою.
Лето.
После весны, примерно в середине июня, наступает лето. Летом солнце появляется рано, день становится длиннее, ночь — короче. Тепло и даже жарко. Выпадают сильные теплые дожди, бывают грозы. Когда светит солнце и идет дождь, на небе появляется радуга. На деревьях густая листва, в лугах высокая трава. Много цветов: ромашек, васильков, лютиков, мышиного горошка. Траву косят, сушат, получается сено, его собирают в копны — заготавливают на зиму. В лесу появляются ягоды (черника, малина) и грибы (сыроежки, белые грибы, маслята, подберезовики). Много насекомых, обитателей водоемов. Порхают бабочки, жужжат пчелы, учатся летать птенцы разных птиц. Лето в нашем крае короткое, уже в августе наступает осень Признаки осени.
IV. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Научить детей узнавать 4-5 комнатных растений уголка природы по форме, окраске листьев, цветков. Закреплять умение сравнивать их по значимым признакам (характер поверхности листьев, их количество, расположение). Выявлять связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли. Знакомить со строением и поведением животных — обитателей уголка природы. Учить выделять части тела, покров, характерные особенности поведения (как едят, передвигаются, отдыхают). Объяснять, что домашние животные и культурные растения не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Формировать представления о труде человека по уходу за домашними животными и культурными растениями, основных компонентах трудовых процессов (кормление животных, полив и рыхление растений, выращивание овощей и цветов). Привлекать детей к посильному труду в уголке природы и на участке детского сада: учить проращивать лук в помещении; убирать участок от листьев и после снегопада; собирать ягоды для обитателей уголка природы; подкармливать птиц; стряхивать снег с веток и кустарников; окапывать снегом деревья; ухаживать за комнатными растениями, животными уголка природы; менять вместе с воспитателем 'воду в аквариуме; Сеять крупные семена для корма животным. Дать детям первоначальные сведения о коренном населении Югры (ханты, манси). Ханты и манси строят свои жилища в лесу, тайге, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства. Рассказать об особом отношении народов Югры к собакам, оленям — своим помощникам и друзьям. Формировать у детей активную позицию защитника природы. Познакомить с правилами поведения в природе.
V. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Учить детей любить себя. Ты — человек! Какие органы у тебя есть? Зачем нужны глаза, ресницы, уши, сердце, ноги, руки, желудок? Как ты дышишь? Зачем человеку зубы? Что полезно для зубов, а что вредно? Зачем нужно чистить зубы и как? Когда нужно идти к зубному врачу и как нужно вести себя в его кабинете? Познакомить с правилами здорового образа жизни. Чаще проветривать комнату, заниматься физкультурой. Чаще гулять в лесу: воздух там чище, чем в городе, где много машин, загрязняющих атмосферу выхлопными газами. Чтобы не болеть, особенно зимой, нужно принимать витамины, выращивать зеленый лук, есть фрукты и овощи. Можно приготовить вкусный витаминный чай из сухих плодов шиповника. 11

Тема занятия

Задачи

Наблюдения,

опыты

Изобразительная

деятельность

Чтение

художественной

литературы

Сентябрь II неделя
1. «Что нам осень подарила» Уточнить представления детей о внешнем виде овощей. Закреплять умение узнавать овощи на вкус. Конкретизировать понятие «овощи».
II неделя
Наблюдение за осенней погодой (сезонные изменения)
II неделя
Рисование «Вот и лето прошло» Лепка «Что нам осень принесла»
II неделя
Чтение р.н.с. «Вершки и корешки»
IV неделя
2.«Беседа о насекомых»
Октябрь II неделя
1.«Что растет в лесу?»
IV неделя
2. «Что такое природа?» Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистоногое строение тела, шесть ног, крылья, усики). Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Дать первоначальные знания о лесе. Закрепить знания об изменениях в жизни растениях осенью. Научить детей отличать природные объекты от
IV неделя
Наблюдение за осиной, березой.
II неделя
Наблюдение за листопадом.
IV неделя
Наблюдение в уголке природы
IV неделя
Рисование «Посадим божьих коровок на листочки»
II неделя
Рисование «Листопад, листопад, листья кружатся, летят».
IV неделя
Рисование «Я рисую осень»
IV неделя
Чтение сказки «Смелый муравей» Чтение рассказа Н. Павловой «Большое Чудо»
II неделя
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Всяк по-своему»
IV неделя
Чтение сказки К. Чуковского 12

Ноябрь II неделя
1. «Живая и неживая природа»
IV неделя
2. «Кто во что одет?»
Декабрь II неделя
1. «Кто живет в лесу?» искусственных, созданных человеком, объекты живой от объектов неживой природы Продолжать учить различать объекты живой и неживой природы, формировать наблюдательность детей. Уточнить представления детей о внешнем виде птиц (окраска перьев, величина и форма туловища, клюва, особенности строения ног). Учить замечать особенности внешнего вида птиц и образно описывать их. Закрепить представления детей о том, что в лесу живут разные животные( заяц, белка, лиса, волк, медведь). Лес дает им не только кров, но «Знакомство с бегонией крапчатой»
II неделя
Наблюдение за осиной.»Какой ствол у дерева?»
IV неделя
Наблюдение за синичкой. С приближением холодов синички снова прилетели к жилью человека.
II неделя
Наблюдение «Как узнать ель?» «Что есть у елки?»
II неделя
Рисование «Разноцветные снежинки»
IV неделя
Лепка «Птичка»
II неделя
Лепка «Вылепи ,какое хочешь животное». «Путаница» Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
II неделя
Акимушкин И. «Природа чудесница»
IV неделя
Чтение «Синичкин календарь».
II неделя
Акимушкин И. «Чем кролик на зайца не похож» 13

IV неделя
2. «Сравним ель живую и искусственную»
Февраль II неделя
1.Заняти -Беседа о жизни животных зимой в лесу «Зимовье диких зверей»
IV неделя
2.Занятие-беседа о домашних животных. и пищу. Учить различать животных по особенностям внешнего облика. Показать главные различия ( живая ель имеет корни, которые питают ее соками земли; в теплое время года она растет, у нее появляются новые ветки, шишки, старые становятся длиннее, она издает аромат. Искусственную елку сделали из пластмассы; у нее есть ствол, ветки, но нет корней, она не пахнет.) Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются, как приспособились. Закрепить знания с помощью моделей. Развивать доказательную речь. Воспитывать интерес к повадкам зверей. Формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, человек использует их, заботится о них: кормит, лечит,
IV неделя
Наблюдение «Что спряталось в еловых шишках»
II неделя
Наблюдение за сосной. Рассказать, как кора защищает ствол от жары и холода. Обратить внимание, как во время метели, сильного ветра качаются деревья. Высокие деревья защищают, охраняют молодые деревца от ветра и стужи.
IV неделя
Наблюдение : «Какой кролик?».
IV неделя
Рисование «Наша нарядная елка»
II неделя
Лепка «Три медведя».
IV неделя
Аппликация по готовым формам «Одень зверей»
IV неделя
Чтение стихотворений о елке.
II неделя
Рассказывание р.н.с. «Зимовье зверей»
IV неделя
Чтение С.Маршак «Где обедал воробей?» 14

Март II неделя
1. Комплексное занятии «К детям приходит доктор Айболит»
IV неделя
2.Занятие «Рассказ о том, как живут звери весной»
Апрель II неделя
1.Занятие беседа «Откуда хлеб пришел» ухаживает). Развивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать интерес к домашним животным Продолжать формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни; воспитывать сочувствие к болеющим; углублять знания о необходимости витаминов, которые содержатся во фруктах, шиповнике, зеленом луке. Уточнить представление о знакомых фруктах. Уточнять и расширять конкретные представления детей о зверях и их детенышах, закреплять умения узнавать и различать по признакам внешнего вида и особенностям поведения, правильно называть взрослое животное и детеныша. Уточнить и расширить представления детей о том, как хлеб пришел на стол: хлеб
II неделя
Наблюдение за сосульками.
IV неделя
Элементарный опыт « Возьмем снеговика с собой»
II неделя
Наблюдение за весенней погодой (Учить наблюдать явления природы,
II неделя
Рисование «Зимние забавы»
IV неделя
Рисование набивкой «Медвежонок»
II неделя
Рисование «К нам весна шагает быстрыми шагами»
II неделя
Шлыгин А. «Мартовские догонялки».
IV неделя
Н. Сладков «Как медведя переворачивали»
II неделя
Чтение белорусской народной сказки «Легкий хлеб» 15

IV неделя
2. Занятие беседа «Птицы нашего края»
Май

II неделя
1.Занятие «Насекомые»
IV неделя
Мониторинг пекут их муки, муку получают из зерна, которое растет в поле, зерно мелют на мельнице; шофер привозит хлеб в магазин, продавец продает хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц , формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении. Развивать наблюдательность. Воспитывать заботливое отношение. Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, отношение человека к насекомым). Развивать любознательность. устанавливать простейшие связи между ними).
IV неделя
Наблюдение за птицами, которые прилетают к нам на участок.
II неделя
Наблюдение за муравьями.
IV неделя
Лепка «Птички клюют зернышки»
II неделя
Аппликация «Разноцветные бабочки»
IV неделя
Этическая беседа по стихотворению С.Михалкова «Зяблик»
II неделя
Чтение сказки В.Бианки «Приключения муравьишки». 16

СТАРШАЯ ГРУППА

I. ГДЕ МЫ ЖИВЕМ?

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА (СЕЛА, ПОСЕЛКА). КЛИМАТ ОКРУГА
Формировать комплексное представление о своем городе (поселке, селе), местностях, расположенных на его территории. Продолжать изучение неживой природы, погоды. Знакомить детей с представлением о движении предметов, облаков, туч, солнца. Учить фиксировать начальную точку движения и линию, вдоль которой движется тело, определять характер движения (медленно, быстро, проходит разные отрезки пути). Расширять представления о переходе вещества из твердого состояния в жидкое (плавление льда, смолы) и из жидкого состояния в твердое (отвердевание воды, смолы). Знакомить с явлениями перехода жидкости в пар, и наоборот. Формировать представления о возможности превращений твердых тел в жидкие и жидких в твердые, жидкости в пар, пара в жидкость (лед превращается в воду, а вода — в пар). Знакомить с такими явлениями природы, как снегопад, град, туман, метель, ледоход, гроза, ветер, иней, роса и т. д. (например, ветер как движение воздуха, он невидим, но ощутим по движению других предметов: качаются деревья, летят листья и т. п.). Роль ветра в жизни человека и природы может быть отрицательной (волны, ураганы, бури) и положительной (опыление растений). Наблюдать за солнцем: где оно всходит, где заходит; какого цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от местоположения солнца.
II. МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО

И ЖИВОТНОГО МИРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Обобщать представления детей об основных группах растений и животных и объяснять общие природоведческие понятия: «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «живое», «неживое». Например, птицы — это животные, живущие в воздухе и на земле, тело которых покрыто перьями, большинство из них летает. У них есть крылья, две ноги, чтобы передвигаться по земле, для приема пищи служит клюв. Звери — это животные, тело которых покрыто шерстью, рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. Раскрыть связи между строением органов и их функциями (у рыбки есть плавники, которые помогают ей плавать, жабры помогают ей дышать в воде; крылья и перья у птиц помогают им при полете; звери по земле ходят, бегают, прыгают, лазают по деревьям с помощью четырех ног). Формировать представления о потребностях конкретных растений и животных в свете, воздухе, месте для обитания, благоприятной температуре, защите от врагов. Например, комнатным растениям нужна питательная земля, вода, свет, тепло, воздух, без которых растения не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек. Преобладающая окраска лесных цветов Югры — белая с розовым отливом — объясняется тем, что опылители быстрее различают белые цветы в сумраке леса. Знакомить детей с сигнальными признаками хорошего и неблагополучного состояния живых существ в зависимости от удовлетворения их потребностей. Дать понятие о неповторимости и своеобразии каждого живого существа и показать необходимость бережного и заботливого отношения к природе. Формировать обобщенное представление о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды (например, растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и 17
засухоустойчивые; рыбы нуждаются в большом и чистом пространстве воды, свете, разнообразном корме, для аквариумных рыб и рыб местных водоемов необходимы разные условия). Конкретизировать представления о стадиях роста и развития растений и животных разной среды и мест обитания. Обобщать и систематизировать представления о цикличности роста и развития, об условиях, необходимых для развития живых существ на каждой стадии, о зависимости состояния существ от соответствия условий потребностям (медведь, олень, хомячок, клест, герань, лук, одуванчик и др.). Конкретизировать и расширять представления о составе сообществ (водоема, леса, луга, огорода, сада). Систематизировать и обобщать представления об условиях среды, к которым приспособи- лись растения и животные. Например, пруд, озеро — это сообщество водных и прибрежных растений и животных, связанных друг с другом. В пруду живут растения, которым подходят его условиям, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле пруда влажная почва, поэтому там растут влаголюбивые растения (хвощ, рогоз). Возле водоема много комаров, стрекоз. Около пруда живут водоплавающие птицы (гусь, краснозобая казарка, лебедь, журавль, кряква, чомга и др.). Пруд (озеро) нельзя засорять. Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем изменяется жизнь обитателей. Лес — это сообщество растений и животных, которые живут вместе. Леса бывают разные: лиственный, хвойный, смешанный. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве живут животные. Одни питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами (растительноядные). Другие питаются разными животными (хищники). Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу (белка, рысь, лось, волк, сова, клест, дождевые черви и т. д.).
III. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в среде обитания и на этой основе учить осознавать пути приспособления к ним разнообразных живых существ.
Осень.
После лета наступает осень. Начало осени — «золотая осень»: еще ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде (березы желтые, осины и рябины красные, но остались зелеными ели и сосны). В парке и саду много осенних цветов (астры, георгины). В середине осени солнце светит все меньше, дни становятся короче, а ночи — длиннее. Все чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди, часто бывают туманы, дуют холодные ветры. Утром и вечером замерзают лужи; крыши домов покрываются инеем. Идет снег, но днем он тает. Трава пожелтела и засохла. В конце осени становится еще холоднее, снег уже не тает, но он лежит еще тонким слоем. Сквозь снег видны опавшие листья, засохшие растения. Деревья стоят голые. На ветках видны только почки. Перелетные птицы (скворцы, жаворонки, журавли) улетают на юг. Зимующие перебрались поближе к жилью человека (снегири, вороны, сороки, синицы). Животные приготовились к зиме: насекомые спрятались; медведи, барсуки, ужи, ящерицы, лягушки спрятались и заснули; рыбы ушли на дно реки и зарылись в ил. На полях, огородах и в садах собирают урожай. Осень в нашем крае непродолжительная, уже к середине октября начинается зима.
Зима
. Приходит на смену осени. Зимой бывают снегопады, морозы, метели; дни короче, чем ночи; небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья; на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги, бураны. На реках (озерах) по льду ездят на санках, на лыжах. Подо льдом живут рыбы. 18
Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных (кедр, ель, сосна) остаются зеленые листья- иголки. Птицы зимой перебираются ближе к жилищам, питаются оставшимися семенами, ищут корм у жилья. Некоторые животные (заяц-беляк, горностай, ласка, белый песец) на зиму белеют. Белая окраска имеет маскирующее значение. В начале зимы снег еще неглубокий, морозы небольшие, лед на реках, озерах тонкий, ходить по нему нельзя. Часто идет мокрый снег и снег с дождем. Поля и огороды пусты: урожай давно собрали. Середина зимы — глубокая зима. Лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. В морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. В конце зимы часты бураны, метели, вьюги. Крепкие морозы бывают ночью. Днем солнце пригревает, снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой (настом). Зима в нашем крае продолжительная, холодная.
Весна
. В начале весны солнце раньше встает, дольше светит, все короче становится ночь и длиннее день. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках тает снег, появляются проталинки. По вечерам и утрам еще холодно. Дует холодный ветер, случаются метели. Погода в апреле изменчивая: то холодно, небо закрыто серыми тучами, идет снег, то ярко светит солнце, тепло, небо голубое и чистое. От яркого солнца и снега люди щурятся. Падают и со звоном разбиваются сосульки. В середине весны бурно тает снег, бегут ручьи. На реках, озерах лед покрывается трещинами, тает, ходить по нему становится опасно. В мае в нашем крае реки вскрываются. Ледоход, разлив. Ночи еще холодные, лужи покрываются корочкой льда, но весна берет свое. Набухают почки, появляется первая травка, зацветает ива. Вылезает из берлоги медведица, выводит медвежат. Люди готовятся к встрече птиц — строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают дальше на север снегири, свиристели. Зашевелились ожившие муравейники, вылетают бабочки и пчелы. На лесных проталинках греются на солнышке первые ящерицы. В конце весны снег растаял. Лишь в глухих местах леса еще видны его остатки. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождик. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы (мать-и-мачеха). Цветут деревья (береза, осина), кустарники (рябина, черемуха). Прилетели перелетные птицы (ласточка, кукушка, зяблик, трясогузка), выводят птенцов. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Линяют животные, появляется пятнистый рисунок у молодых косуль и оленей, полосатый — у кабанов, темный окрас шерсти — у белки, соболя. На огородах, в парках много работы. Люди обрезают и окапывают деревья, уничтожают вредителей, копают огороды.
Лето.
В начале лета уже с утра припекает солнце, сияет голубое небо. Стоят длинные теплые дни, короткие белые ночи. В жаркие дни бывают грозы с сильными теплыми дождями. Во время дождя или после него, если светит солнце, на небе появляется радуга — разноцветное коромысло. В жаркие дни утром и вечером выпадает роса, образуются туманы в полях. Деревья покрылись густой крупной листвой. На деревьях появляются плоды и семена: у ели, сосны, лиственницы — шишки, у рябины — ягоды. Цветет шиповник. Цветут травы на лугах. В лесу начинают поспевать ягоды, появляются и грибы (сыроежки, волнушки, подосиновики, подберезовики). Вылетают из гнезд молодые птицы. В июле стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь, и опять жарко. Особенно жарко в полдень. Солнце висит в небе как раскаленный шар. На лугах начинается сенокос. В лесу пахнут деревья, цветы, поспевшие ягоды (голубика, черника), в полях душистый запах сена. Жужжат пчелы, стрекочут кузнечики. 19
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. Еще ласково светит солнце, пригревает, но в тени уже прохладно. Листья желтеют. Зелень деревьев стала тусклой. В садах собирают смородину, малину, крыжовник. Начинается уборка урожая в огородах. В лесу много грибов. Рябина покрывается ярко-красными ягодами, береза роняет свой первый желтый лист. Птицы собираются в стаи. Скоро они полетят на юг.
IV. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Совершенствовать навыки самостоятельной деятельности детей в уголке природы и на участке детского сада. На участке детского сада. Сбор семян в цветнике, дикорастущих трав для подкормки птиц. Заготовка и сушка листьев растений для аппликаций, зимних букетов, гербария, семян арбуза, дыни для животных уголка природы, ручного труда. Уборка листьев осенью, зимой после снегопада, сооружение построек из снега, подкормка птиц. Поливка водой ледяных дорожек и построек, разбрасывание песка во время гололеда, стряхивание снега с кустов и молодых деревьев. Помощь в побелке деревьев, содействие воробьям в постройке гнезд (положить на кормушку лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату). В уголке природы. Наблюдение за погодой и отражение изменений в календаре, уход за растениями и животными, посев лекарственных трав (настурция, календула, ромашка), лука, петрушки. Участие в смене воды в аквариуме. Изготовление моделей календаря. Экспери- ментирование с объектами природы, посев семян злаков для выращивания корма животным. Систематизировать представления детей о заботе человека о диких и домашних животных. Жизнь домашних животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), использует в хозяйстве. Без человека домашние животные погибают. Человек помогает зимующим птицам: подкармливает их крошками хлеба, семенами различных растений, охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничие), которые очищают лес, подкармливают зимой копытных животных. Формировать интерес детей к природоохранной деятельности человека, желание участвовать вместе с взрослыми и самостоятельно в доступных акциях. Учить детей соблюдать некоторые предосторожности при наблюдении за животными, правила при проведении опытов, наблюдении за растениями, моделировании, трудовой деятельности, игр в природе. Использовать знания и ощущения, полученные от наблюдений в природе в изобразительной деятельности. Расширять представления о внешнем виде, одежде, быте и деятельности коренного населения Югры (ханты и манси). Учить сравнивать современный фенологический календарь и народный календарь Югры.
V. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Уточнять представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т. д.), условиях их нормального функционирования, о состоянии своего организма и здоровья, о потребностях человека (свет, тепло, пища, жилище). Сообщить о рациональном питании в условиях севера, научить рассказывать, как мама варила варенье, заготавливала грибы, овощи, консервы на зиму. 20

Сентябрь II неделя

№1
1.занятие –беседа «Живое неживое»
IV неделя

№3
2. Занятие –беседа (обобщающая) «Насекомые осенью»
Октябрь II неделя

№5
1. Занятие «Наш Сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, способности к росту и развитию и к размножению; о приспособленности живого организма к условиям существования. Учить, используя модель, находить признаки живого и жив у растений и животных. Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно- следственные связи (время года -поведение насекомых); активировать познавательный интерес к природе. Познакомить детей
II неделя
Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?» (представления о стадиях роста растения)
IV неделя
Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений»
II неделя
Элементарные
II неделя

№2
Рисование «Космея». Комарова Т.С. стр.82
IV неделя

№4
Рисование «Картинка про лето» Комарова Т.С. стр.80
II неделя

№6
Лепка «Чашечка»
II неделя
Марголин Я. «Где у растения дом».
IV неделя
В. Бианки «Почему муравьи в одиночку не ходят».
II неделя
21
дом-природа»
IV неделя

№7
1. Занятие – беседа (обобщающ ая) «Овощи и фрукты на нашем столе»
Ноябрь II неделя

№9
1. Занятие «Уходит осень золотая». с тем, что нас окружает природа. Расширить представления о ее объектах. Учить находить свойства и различия между домом человека и домом-природой. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой. Человек- часть природы. Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах употребления в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей. Воспитывать трудолюбие. Уточнить представления детей о том, что происходит осенью в природе, осенние признаки. Развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать репродукции опыты с песком и глиной (свойства).
IV неделя
Экскурсия на огород «Что выросло на грядках?»
II неделя
Наблюдение за деревьями.
IV неделя

№8
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Комарова Т.С. стр.85
II неделя

№10
Рисование «Золотая осень». Гребнев Н. «Наши братья меньшие» Мошковская Э. «Жил на свете человек»
IV неделя
Оформление выставки «Дары осени». Чтение стихов о осени.
II неделя
Плавильщиков Н. «Времена года» 22

IV неделя

№11
2.Птицы осенью (обобщающая беседа о перелетных птицах)
Декабрь II неделя

№13
1.Занятие «Как лесные звери проводят зиму в лесу»
IV неделя

№15
2.Занятие –беседа «Как помочь больному». художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах(среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей). Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима - трудное время года для всех, звери по- разному приспосабливаются к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой. Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей (здоровый человек всегда в хорошем настроении, отлично выглядит,
IV неделя
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
II неделя
Наблюдение за елью (чем искусственная ель отличается от настоящей).
IV неделя
Наблюдение за снегом. Куда летит снег? Где он? Откуда падает?
IV неделя

№12
Лепка «Птичка»
II неделя
Аппликация «Наш любимый мишка» Т.С.Комарова стр.89
IV неделя

№16
Рисование «Зимние развлечения»
IV неделя
В. Бианки «Оранжевое горлышко»
II неделя

№14
Чтение р.н.с. «Заюшкина избушка».
IV неделя
Чтение К. Чуковский «Айболит». 23

Январь II неделя
каникулы
IV неделя

№17
2.Занятие Рассматривание картины «Волки. Зима»
Февраль II неделя

№19
1.Занятие «Два царства и их обитатели». готов к любому делу) воспитывать отношение к больному сверстнику или взрослому как страдающему человеку, нуждающемуся в заботе со стороны близких. Учить рассматривать картину: на лесной поляне после охоты расположилась стая волков. Закрепить представление о внешнем виде животных: это сильное красивое животное. У волка большая лобастая голова, толстая шея, высокие и очень сильные ноги, выразительная морда, длинный хвост, острые зубы. Дать детям представления об экологическом единстве в окружающем нас мире. Обобщить представления о мире растений и животных. Познакомить с местом человека в окружающем мире.
IV неделя
Наблюдение «Какие птицы прилетают к кормушке?»
II неделя
Наблюдение «Учимся находить птичьи следы на снегу» Элементарный опыт «Пар – это вода»
IV неделя

№18
Лепка «Олешек» Комарова Т.С. стр.95
II неделя
Рисование «Птицы синие и красные».
IV неделя

IV неделя
Беляев А. «Волчонок Уртчук»
II неделя

№20
Е. Чарушин «Что за зверь?». 24

IV неделя

№21
2.Занятие . Рассматривание живородящих комнатных растений (хлорофитум).
Март II неделя

№23
1.Занятие «Птицы весной.
IV неделя

№26
2.Интегрированное занятие «Кому нужна вода» Научить узнавать хлорофитум по характерным признакам (Особенностям листьев, стеблей). Дать знание о размножении растений детками, научить находить их у растений, сравнивать между собой. Дать знание об укоренении деток, показать приемы посадки. Воспитывать интерес к жизни растений. Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения -греются на солнышке, на деревьях, чирикают, вьют гнезда, и др. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Закрепить представления детей о потребности живых существ в воде. Закрепить навык симметричного вырезывания, продолжать учить рисовать по
IV неделя
Наблюдение за ростом лука.
II неделя
Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной.
IV неделя
Элементарный опыт с солью «Соль растворяется в воде» Аппликация «Красивые цветы»
II неделя

№24
Лепка «Птицы на кормушке» Комарова Т.С. стр.121
IV неделя

№27
Рисование «Ваза с ветками»
IV неделя

№22
Смирнов Г. «Зачем луку луковицы?»
II неделя

№25
В .Бианки «Птичьи разговоры»
IV неделя

№28
Авдеева Н. «Кто живет в воде: реке, озере». 25

Апрель II неделя

№29
1.Занятие «Соль и ее свойства»
IV неделя

№32
2.Занятие «Воздух и его свойства»
Май II неделя
заданной теме. Развивать творческий интерес, воображение, наблюдательность. Воспитывать желание ухаживать за растениями в уголке природы. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах(белая, без запаха, растворяется в воде, бывают разные виды соли); продолжать формировать умение детей комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом. Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачность, он повсюду, подвижность, отсутствие запаха, у воздуха есть вес. Учить устанавливать простейшие связи, делать выводы. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
II неделя
Наблюдение «Сравнение колеуса с геранью»
IV неделя
Познавательная минутка «Для чего человеку зубы»
II неделя

II неделя

№30
Рисование «Апрель ,апрель- на дворе звенит капель»
IV неделя

№33
Рисование «Пришла весна, прилетели птицы»
II неделя

№35

II неделя

№31
Чтение рассказа «Откуда берется соль». Л. Мезинова.
IV неделя
Яхнин Л. «Дом, в котором мы живем»
II неделя
26
№34 1.Занятие-беседа «Кто живет и что растет в пруду?»
IV неделя
Мониторинг Познакомить детей с обитателями пруда растениями и животными (тростник, кувшинка, ряска, камыш, стрекоза, клоп-водомерка, жук-плавунец и др.), их внешним строением, особенностями. Учить устанавливать связи, сложившиеся в экосистеме. Наблюдение за Мать-и-мачехой. Пластилинография «Лебеди плавают в пруду»
№36
Чтение сказки Г.Андерсена «Гадкий утенок» 27

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

I. ГДЕ МЫ ЖИВЕМ?

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА (СЕЛА, ПОСЕЛКА). КЛИМАТ ОКРУГА
Систематизировать у детей представления о нашем городе (селе, поселке). Показать наш край на глобусе, карте. Познакомить детей с тем, что на Земле существуют различные времена года, области с разным климатом. Все это зависит от погоды. Облака, ветер, дождь, снег, жара и холод — от них зависит погода, какой мы ее воспринимаем. Погодные явления зависят от трех факторов: солнца, дающего свет, тепло; воздуха, окутывающего как оболочка планету, мы живем в нем, как рыбы; воды, существующей в морях, реках, озерах, прудах, в облаках и самом воздухе. Учить определять изменения в состоянии погоды по барометру, термометру, флюгеру, народным приметам. Обобщать представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, вес, движение). Определять характер осадков (дождь мелкий, моросящий, затяжной, холодный, ливень, теплый; снег сухой, мокрый, рыхлый, ноздреватый, зернистый). Знакомить с опасными атмосферными явлениями нашего края (туманы, метели, грозы, шквалы, сильные морозы, жара). Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применением.
II. МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО

И ЖИВОТНОГО МИРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Систематизировать представления детей об основных жизненных формах (человек, растения, животные, грибы, микробы). Расширять и систематизировать представления детей о многообразии растений и животных, раскрывать их принадлежность к миру живого. Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (видоизмененные стебли, листья, корни и корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, деление куста). Познакомить с животными, представителями тайги и тундры (белый медведь, олень, сова, горностай и др.). Обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям. Дать конкретные представления о проявлениях чувств животными: чувствуют изменение условий среды, воздействие человека и изменяют поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с человеческими (голод, боль, радость, привязанность и др.). Конкретные представления о проявлениях чувств у кошки, собаки, оленя, морской свинки. Дать детям представление о микробах. Это мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом. Они размножаются очень быстро в больших количествах при благоприятных условиях. Одни микробы встречаются в молочных продуктах, другие обитают в воздухе, воде, почве. Формировать конкретные представления у детей о человеке как живом существе. Он питается, дышит, двигается, чувствует, растет и изменяется, рождает детей (размножается). Познакомить с системой биологических потребностей (в пище, свете, тепле, влаге и т.д.), научить сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть сходство и своеобразие, способы удовлетворения. Назвать потребности, отличающие человека от растений и животных: познание нового. общение с другими людьми, растениями и животными, потребность в деятельности, эстетические потребности и др. Расширять представления детей о жизни живых существ в условиях экологических систем (болото, сосновый лес, кедровник). 28
Болото — это сильно увлажненный участок земли. Образуется в результате переувлажнения почвы или зарастания водоемов. На болотах растут кустарники (багульник, клюква, морошка, голубика, княженика), травы (тростник, мятлик, рогоз), хвощи, папоротники. Болото является домом земноводных (лягушка, жаба), пресмыкающихся (живородящая ящерица, гадюка), насекомых (комары, стрекозы, слепни, мошки), птиц (серая цапля, болотная сова, журавли), зверей (хорек, ласка). В сосновом бору светло, сухо. Под ногами — густой мох. В борах много ягод (черника, брусника). Сосны растут и на болотах, только там они невысокие. И растет под ними клюква. В борах, на ягодниках встречаются тетерева и глухари. В кедровниках растет кедр, который часто называют сибирской сосной. В них встречаются кустарнички (черника, брусника), травянистые растения (линнея северная, кислица), птицы (кедровка, пестрые дятлы, синицы, поползни), звери (белки, куницы, соболи, бурундуки). Познакомить детей с природными зонами Ханты-Мансийского округа (тайга, тундра). Тайга — это хвойные леса нашего края. В тайге растут деревья (ель, пихта, сосна, лиственница), кустарники (рябина, можжевельник), кустарнички (черника, брусника), папоротники и мхи. Из зверей обитают медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, лось и др. Из птиц типичны глухарь, рябчик, кедровка, клест, сова. Тундра — это безлесная, голая поверхность земли. Встречаются низкорослые растения (лишайники, мхи, карликовая березка, кустарнички). Животные тундры: северный олень, лемминг, заяц-беляк, песец, горностай, ласка. Птицы в основном водоплавающие: полярная сова, пуночка. Для экосистемы тундры характерны трофические цепи: лишайники и травы —» олень -> волк, человек; осока -> лемминг -> песец -> сова.
III. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Формировать обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов нашего края изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления. Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Осень
начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и становится короче день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди. Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени — золотые кроны берез, багряные осины и рябина. Еще темнее становятся ели, кедры, пихты. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. С началом октября быстро понижается температура воздуха. Все больше светлеет лес. Периодически выпадает и тает снег, идут моросящие дожди. В начале октября устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера. Осень продолжается у нас не более 1,5 месяцев.
Зима
самое продолжительное время года. Она длится вместе с весной 6-8 месяцев. Для зимы характерны снег, морозы, замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Сильные морозы бывают уже в ноябре-декабре. Они сопровождаются сильными ветрами и метелями. Самые морозные месяцы — январь и февраль, а самый снежный — декабрь. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели. Холодная и суровая зима является суровым испытанием для всех обитателей нашего края. Запасает корма на зиму таежное зверье: бурундуки, белки — кедровые орехи; бобры — сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями, олени добывают мох-ягель из-под снега. 29
Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетели в теплые края, где нет снега и морозов; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари питаются сосновой и кедровой хвоей. Рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают почки и березовые сережки. Человек делает основательные запасы овощей и фруктов, ягод, грибов, топлива. Весна в нашем крае приходит примерно к 20 апреля. Однако приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают чечетки, поет весеннюю песню синичка-гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы.
Весну
у нас можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце, оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно. Появляется крепкий наст (корочка на снегу). Пестрая весна (середина — конец апреля). Заснеженные участки чередуются с проталинами. Прилетают скворцы, грачи, лебеди-кликуны. Бурундуки выходят из своих нор. Пробуждается бурый медведь. Голая весна (конец апреля — начало мая). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Вскрываются реки. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек и шмелей. Зеленая весна (середина — конец мая). Появляется нежная зелень. Зацветают черемуха и луговые травы. Во все периоды весны характерны возвраты холодов. Морозы прекращаются к концу мая, но заморозки на почве возможны до середины июня. В конце мая и даже в начале июня бывают снегопады.
Лето
на севере короче на целый месяц, наступает оно примерно 22 мая — 10 июня. Июль — самый теплый летний месяц. Но в течение лета возможны заморозки. Лето в нашем крае — сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Они сопровождают заморозками и ясной погодой. Летом часты и пасмурные дождливые дни. В летний период выпадает много осадков. Летние периоды бывают холодными, дождливыми, теплыми, сухими. В жаркую солнечную погоду можно получить красивый загар и даже обгореть. Но в холодное лето нельзя обойтись без теплой кофты. Коротким таежным летом природа готовится к длинной зиме — животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы.
IV. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА
Организовать деятельность детей и взрослых в экологической зоне дошкольного учреждения (зимнем саду, теплице, экологической тропе). Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных природных условиях (пожар, гроза, гололед, начало ледостава, пурга, наводнение, ледоход, жара, мороз). Формировать представления детей о Красной книге, знакомить с животными и растениями, встречающимися на территории Ханты-Мансийского округа, занесенными в Красную книгу (азиатский бобр, краснозобая казарка, сапсан, тундровый лебедь, белый журавль, бабочка-аполлон, венерин башмачок, кувшинка и др.) Познакомить с заповедниками и заказниками (на примере государственного заказника «Елизаровский»). Сообщить детям о том, что вся жизнь коренного населения связана с лесом и природой. Основным занятием населения Югры является охота и оленеводство. Все свое охотничье снаряжение охотник делает сам: слопцы — специальные ловушки из бревен на небольших зверьков и боровую дичь; 30
силки — петли, свитые из конского волоса. Ими ловят куропаток. Самое главное время охоты — зима. Это время промысла пушных зверей (лиса, соболь, песец, колонок, белка, росомаха). Охота — очень тяжелый труд. Вся семья оказывает помощь уставшему охотнику. Все охотники — как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись. Олень для народов ханты и манси — жизненная необходимость и главное богатство семьи. Домашний олень служит транспортным средством. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно горючее, пищу находит сам, хорошо видит в темноте. Олень никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу. Рыба для народов Югры является важнейшим источником пищи. Расширять знания детей о щуке, осетре, карасе, окуне. Рассказать о рыболовстве. Сообщить детям о том, что народы Югры очень близки к природе. В лесу, тайге ханты и манси строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства.
V. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Углублять представления о детском организме, уходе за ним, знать свои индивидуальные особенности (почему мне нельзя есть апельсин. клубнику). Показать детям, зачем и как нужно закаляться, как делать самомассаж. Показать роль питания в сохранении здоровья. Рассказать о болезнях человека, связанных с загрязнением природной среды. Связывать охрану окружающей среды со здоровьем человека и на конкретных примерах показывать это.
Тема занятия

Задачи

Наблюдения

Изобразительная

Чтение
31

деятельность

художественной

литературы

Сентябрь II

неделя
1.Заняти-беседа «О лете»
IV неделя
2.Занятие «Планета Земля в опасности»
Октябрь II

неделя
1.Занятие-беседа «Кто живет в лесу» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить выражать свои мысли в связной речи. Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля-это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой….),обобщению знаний о том, что на планете обитает много живых существ, всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Способствовать углублению и обобщению представлений о лесе: в лесу растут разные растения (деревья, кусты, травы) и живут разные животные (звери, птицы, насекомые), все
II неделя
Наблюдение за сезонными изменениями .
IV неделя
Наблюдение за облаками.
II неделя
Наблюдение за деревьями ,растущими на участке детского сада.
II неделя
Рисование «Лето» Комарова Т.С. стр.137
IV неделя
Рисование «Жители планеты Земля»
II неделя
Лепка «Вылепи ,какое хочешь животное»
II неделя
Чтение рассказа В.Бианки «У кого дом лучше всех»
IV неделя
Рассматривание Энциклопедии «Почемучка»
II неделя
В. Бианки «Тайна ночного леса» 32

IV неделя
2.Занятие «Комнатные растения»
Ноябрь II неделя
1.Занятие «Птицы осенью» (Обобщающая беседа)
IV неделя
нужны друг другу в лесу; установлению причинно- следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их обитания. Способствовать формированию обобщенных представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям-с мягкими, тонкими листьями -требуется много влаги- они родом из засушливых мест, их надо часто поливать, другие- с плотными, толстыми листьями, стеблями- засухоустойчивые- они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже. Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах; обобщение знаний о зимующих птицах и заботе человека о них; классификация птиц по существенным признакам, используя схему-модель.
IV неделя
Наблюдение за цветами в уголке природы.
II неделя
Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами .
IV неделя

IV неделя
Рисование с натуры «Комнатные растения»
II неделя
Рисование «Поздняя осень»
IV неделя

IV неделя
Константиновский М. «Почему вода мокрая?»
II неделя
Рассматривание энциклопедии «Птицы» , беседы с детьми.
IV неделя
33
2.Занятие «Осень»
Декабрь II неделя
1.Занятие «Зимовка диких и домашних животных»
IV неделя
2.Занятие- беседа «Как растения приспособились зимовать» Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках(Понижение температуры…….), представления о связи живой неживой природы в осенний период, о приспособленности человека к сезонным изменениям природы. Уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способами удовлетворения потребностей и повадками. Закрепить представление об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий зимой (света недостаточно, вода и земля замерзли). Конкретизировать и углубить представления о способах приспособления растений к зимним Работа в календаре природы.
II неделя
Наблюдение за собакой.
IV неделя
Аппликация «Деревья» Аппликация «Осенний ковер» Комарова Т.С. стр.140
II неделя
Оригами «Кошка с котятами».
IV неделя
Рисование «Наша нарядная елка» Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»
II неделя
Снегирев Г. «Звери наших лесов».
IV неделя
Л. Толстой «Как ходят деревья» 34

Январь II неделя
1.Каникулы
IV неделя
2. Занятие «Жизнь на Севере».
Февраль II

неделя
1.Занятие «Откуда берутся болезни»
IV неделя
2.Занятие «Прошла зима холодная» условиям (не растут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые) о том, как помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом). Способствовать расширению представлений о жизни на Севере и в тундре (погода, природа, животный мир), о приспособлении человека к жизни в суровых условиях. Способствовать расширению представлений о микроорганизмах, бактериях, вирусах, о путях попадания их в организм, о пользе и вреде для человека; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботу о нем. Способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении
IV неделя
Элементарный опыт: «таяние и замерзание воды»
II неделя
Беседа «Февраль –конец зимы»
IV неделя
Наблюдение за солнцем (дни становятся длиннее).
IV неделя
Лепка «Девочка в зимней шубке»
II неделя
Рисование «Катание с горки»
IV неделя
Лепка «Как мы играем зимой».
IV неделя
В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
II неделя
Чтение Г. Остер «Вредные советы»
IV неделя
Сладков Н. Белая земля. 35

Март II неделя
1.Занятие «Кто, где живет и почему?»
IV неделя
2.Занятие «Путешествие за капелькой» растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; Формированию и обобщению представлений о зависимости состояния растений от внешних условий. Создать условия для обобщения представлений детей о приспособленности животных к разным средам обитания , которая проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питании, движении и т.д.) Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы связанные с различным состоянием воды: дождь, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах и т. д. Уточнить значение воды для жизни растений и животных.
II неделя
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
IV неделя
Элементарные опыты «Свойства воды»
II неделя

II неделя
Аппликация «Весенний хоровод».
IV неделя
Рисование «Рыбки плавают»
II неделя
Ф. Тютчев «Весенние воды».
IV неделя
Чтение сказки «Заяц Коська и родничок». 36

Апрель II неделя
1.Занятие «Чем богаты недра Земли»
IV неделя
2. Занятие «Весна –красна».
Май II неделя
1.Занятие «Связь живой и неживой природы»
IV неделя
Мониторинг Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют нефть, уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать, выделяя характерные качества. Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период. Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу Элементарные опыты с нефтью.
IV неделя
Наблюдение за деревьями.
II неделя
Пускаем кораблики»
II неделя
Рисование «Край, в котором мы живем».
IV неделя
Рисование «Весенний ковер».
II неделя
Оригами «Кораблик»
II неделя
Рассматривание книги «Нижневартовск – город вечной молодости».
IV неделя
Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».
II неделя
В. Даль «Старик- годовик» 37

Список литературы
1. «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000 2. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников)/Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007 3. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности в экологии .- Мн.: ООО «Асар», 2002 4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:-М.: Просвещение,1991 5. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002 6. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002 7. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002 8. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002 9. Е.В. Гончарова Региональная программа экологического образования дошкольников: «Экология для малышей» .: Тюмень:2000 38


В раздел образования