Автор: Чубарова Жанна Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 259" г.о.Самара Населённый пункт: Самара Наименование материала: статья Тема: "Как заниматься с детьми дома" Раздел: дошкольное образование
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых
проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких
нарушений
велик
и
колеблется
от
неправильного
произношения
отдельных
звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают
вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное
вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем
более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи –
период
дошкольного
возраста.
Особенно
продуктивным
и
важным
является
период раннего и младшего дошкольного возраста. Речь ребёнка развивается под
влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой
практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.
Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить,
чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных
с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе
научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой
речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.
Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного
возраста.
Именно
в
игре
ребенок
постигает
все
новое.
Для
достижения
результата, надо чаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию,
мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для
достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше
ежедневно
по
15-20
минут.
Не
переутомляйте
малыша!
Не
перегружайте
информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5
минут в день, постепенно увеличивая время.
Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик,
тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это
могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика,
игры
на
развития
слухового
внимания
и
фонематического
слуха,
игры
на
формирование лексико-грамматических категорий.
Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:
• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо
себя чувствует;
• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;
• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся
ребенку скучными, найдите ему замену.
• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.
Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение
словарного
запаса
и
развитие
связной
речи.
Займитесь
вместе
с
ребенком
изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит,
играет и т.д. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из
старых журналов, раскрасок по темам занятий: «Мебель», «Посуда», «Одежда»,
«Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д. Малыш с большим удовольствием будет
учиться говорить фразами, запоминать новые слова. Разглядывая ваш альбом,
задавайте
вопросы,
а
если
ребенок
еще
мало
говорит,
то
сами
же
на
них
отвечайте.
Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к
чистому
произношению
звуков.
В
норме,
все
звуки
речи
должны
быть
сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки
сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно
навредить
ребенку.
Подготовительные
же
упражнения,
направленные
на
тренировку
органов
артикуляции
к
чистому
произношению,
родитель
могут
использовать
в
своих
домашних
занятиях.
Главное,
все
подготовительные
упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя
контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное,
чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений
поможет логопед.
Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии
у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только
фонетикой.
Нет
никакого
толку
от
идеальных
звуков,
если
ребенку
трудно
соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Если у
ребенка
логопед
обнаружил
грубые
аграмматизмы
–
срочно
спешите
на
консультацию
к
специалисту.
Специалист
определит
уровень
развития
речи
вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.
Если
вы
заметили
что-то
неладное
в
речевом
развитии
вашего
ребенка,
обязательно обратитесь к логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка,
тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
В каких случаях стоит обращаться к логопеду?
Если
ребёнок
в
2
года
не
говорит,
использует
только
лепетные
слова,
переставляет слоги в словах.
Если ребёнку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих.
Ребёнок неправильно произносит звуки. Недостаточный словарный запас. Не
усвоены грамматические нормы языка. Ребёнок неправильно согласует слова.
Ребёнок не владеет связной речью. Ребёнок испытывает трудности в обучении
чтению.