Напоминание

"Как заниматься с детьми дома"


Автор: Чубарова Жанна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 259" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Как заниматься с детьми дома"
Раздел: дошкольное образование





Назад







«Как заниматься с детьми дома»

Нарушения речевого развития
– одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.
Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо чаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте
информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий. Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого: • выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует; • вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз; • сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену. • не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть. Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т.д. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий: «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте. Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут
использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед. Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту. Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия. Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
В каких случаях стоит обращаться к логопеду?

Если
ребёнок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова, переставляет слоги в словах.
Если
ребёнку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих. Ребёнок неправильно произносит звуки. Недостаточный словарный запас. Не усвоены грамматические нормы языка. Ребёнок неправильно согласует слова. Ребёнок не владеет связной речью. Ребёнок испытывает трудности в обучении чтению.


В раздел образования