"Развитие логического мышления младших школьников в разновозрастной группе"
Автор: Ревинская Светлана Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 Населённый пункт: п. Кучугуры, Темрюкский район Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Развитие логического мышления младших школьников в разновозрастной группе" Раздел: начальное образование
Ревинская Светлана Олеговна
В
последнее
время
большое
внимание
уделяется
проблеме
развития
логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
Современные образовательные программы, стандарты нового поколения для
начальных классов ставят перед учителем задачи развития логического мышления
ребёнка,
в урочной и внеурочной деятельности.
Умение мыслить логически –
необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Эта
проблема
стала
одним
из
приоритетных
направлений
внеурочной
деятельности в рамках факультатива «Учимся учиться».
Прежде всего, я определила главную цель:
-
создать
условия
для
развития
мыслительных
операций
путём
использования нестандартных заданий.
Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:
- научить детей самостоятельно мыслить, логически рассуждать, вести
поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения, выводы;
-
развивать
наглядно
–
образное
и
логическое
мышление,
воображение;
- формировать предметные умения и навыки;
-
воспитывать
интерес
к
математике,
стремление
использовать,
математические знания в повседневной жизни.
Для определения уровня развития мышления в учебной деятельности
школьников, я пришла к выводу, что всем детям, какими бы способностями они не
обладали, необходимо оказать поддержку, заметить любое начинание, создать среду
способствующую развитию логического мышления.
Считаю, что любую деятельность, в том числе и логическую, можно
представить
в
виде
выполнения
определённых
заданий
при
соблюдении
следующего требования:
- наличие разных способов решения;
- учёт разновозрастных интересов учащихся.
Соблюдая
данные
требования,
на
внеурочных
занятиях
применяю
разнообразные приёмы работы по развитию мышления:
- сравнение чисел и числовых выражений;
- решение логических задач и цепочек;
- использование нестандартных форм и методов.
Например:
классификация предметов: по форме, цвету, размеру;
нахождение лишнего предмета в ряду;
нахождение закономерностей путём сравнения чисел.
Предлагаю, фигуры разного цвета, формы, размера:
- какие это фигуры?
- сколько всего фигур?
- на какие группы можно их разбить?
- по какому признаку?
Следующее задание:
- Продолжите ряд чисел
2, 4, 3, 5, 4, 7. . . .
( сначала увеличить на 2, затем уменьшить на 2)
9, 6, 8, 5, 7, 4. . . .
(уменьшить на з, потом увеличить на2).
Усложняю предложенные задания:
Даны логические цепочки:
41, 42, 43, . . . .
91, 81, 71, . . . .
- что интересного заметили?
- попробуйте продолжить этот ряд чисел.
( Для выполнения таких заданий учащиеся должны хорошо владеть прямым и
обратным счётом).
Такие
виды
работ
позволяют
развивать
у
детей
логическое
мышление,
самостоятельность мышления, что необходимо для успешного овладения учебным
материалом.
Считаю, что логические задачи также дают богатый материал для развития
мышления учащихся.
Детям нравится решать нестандартные задачи:
1.В класс пришли Катя, Лена и Маша. В каком порядке они могли прийти в класс?
2.У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько
рыбок он поймает на остальных мух?
3.У каждой из 3сестёр по одному брату. Сколько детей в семье?
4.Год назад Ире было 5 лет. Сколько ей будет через 3 года?
5. В квадратном зале для танцев поставь вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой
стены стояло кресел поровну.
6.Девочки бегали наперегонки. Таня прибежала раньше Светы, но позже Иры, Лена
прибежала раньше Иры, а Оксана – позже Светы. Кто из них прибежал раньше всех?
Кто позже всех? В каком порядке они прибегали?
7.Пять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?
8.В цирке было 12 собачек. Половина всех собачек были белыми. Сколько белых
собачек выступало в цирке?
9.У Павлика и Даши было поровну конфет. Павлик отдал Даше 2 конфеты. На
сколько конфет у Даши стало больше?
Данные виды работ позволяют развивать мыслительные операции
учащихся. Они учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически
рассуждать.
1.
Сравнение предметов с указанием сходства и различия, дробление
недостающих элементов.
2.
Обобщение, где требуется или продолжить или найти и дорисовать
недостающий предмет.
3. ”Логические цепочки” (продолжить вправо и влево).
……, 5, 7, 9, …… (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15)
6, 12, 18, …. (6, 12, 18, 24, 30, 36)
……, 6, 12, 24, …. (3, 6, 12, 24, 48, 96)
4. “Лишнее число”
Из чисел 1, 10, 6 найди лишнее. (1 – нечетное, 10 – двузначное, 6 – не используется
1)
Из чисел 6, 18, 81 найди лишнее.
5. Что общего? 3 + 4 и 1 + 6
-Составь аналогичную пару примеров на вычитании
Прочитай числа: 22, 35, 48, 51, 31, 45, 27, 24, 36, 20.
- Распредели на 2 группы – четные и нечетные.
- Найди верное решение:
31, 35, 27, 45, 51, 22 48, 24, 20, 36
31, 35, 27, 45, 51 27, 20, 24, 36, 22, 48
27, 31, 35, 45, 51 20, 22, 24, 36, 48
26, 31, 36, 35, 45, 51 20, 22, 24, 48
Раздели на 2 группы числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Четные –
Нечетные -
К какой группе отнесешь числа 16, 31, 42, 18, 57?
Раздели на 2 группы числа: 2, 13, 3, 43, 6, 55, 18, 7, 9, 31
однозначные –
двузначные –
Назови группы чисел одним словом:
2, 4, 6, 8 – это …
1, 3, 5, 7, 9 – это …
Поиск недостающей фигуры.
Как
правило,
они
наглядно
предоставлены
тремя
горизонтальными
и
вертикальными
рядами:
это
могут
быть
изображения
предметов,
сюжетные
картинки, геометрические фигуры, числа. Путем зрительного и мысленного анализа
рядов фигур по горизонтали и по вертикали или на основе подсчёта количества
фигур рисуют недостающую.
В привитии детям интереса к урокам математики задачи занимательного
характера играют большую роль. Такие задачи вносят в урок оживление, повышают
интерес к знаниям, развивают воображение и память детей.
Усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале дает
возможность показать детям, что все понятия и правила, с которыми они знакомятся
на уроках, служат практике, родились из потребностей жизни. Это кладет начало
правильному пониманию связи между наукой и практикой.
Первоначальное ознакомление детей с разного рода зависимостями является
важной основой для обучения в последующем умении раскрывать причинные связи
между явлениями окружающей действительности. На основе собственных
практических действий учащиеся знакомятся с некоторыми закономерностями,
учатся применять приобретенные знания при решении практических вопросов.
Решение магического квадрата, умение составлять тройку простых задач
являются ключевым алгоритмом общего знания. Такой алгоритм является базисным
психологическим умением, необходимым для рационального обучения любых
вопросов математики и в старших классах.
К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться
самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать,
анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Поэтому в отдельную группу выделяются элементарные комбинаторные задачи. Их
особенность заключается в том, что они имеют не одно, а несколько решений и при
их решении детям необходимо осуществлять выбор решений в рациональной
последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все возможные
случаи и не пропущен ни один из них. Важно, чтобы дети увидели и осознали
возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ
их выбора. Например:
акие упражнения создают обстановку активности и повышенному интересу к
изучаемому предмету.
Все эти задания вызывают активизацию мыслительных процессов и в тоже
время вполне доступны учащимся.
- На столе стоят 2 блюдца и 3 чайные чашки.
Сколькими способами можно составить пару (чашка и
блюдце) для чая?
Реши магический квадрат
сумма чисел - 15
2
9
1
8
Вводятся нестандартные задачи. Одни из них требуют повышенного внимания к
анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений
Марина, Катя, Таня и Света нарисовали по одной кукле. Куклы Марины и Кати с
цветами,
а куклы Светы и Кати с шарами. Кто нарисовал какую куклу?
Лучше для решения составить таблицу:
цветы
шары
М
+
К
+
+
Т
С
+
Особый интерес представляют головоломки. Цифры, соединившись в числа и
участвуя по нашей воле в математических действиях, образуют иной раз весьма
причудливые и по своему красивые числовые комбинации. Например: «Числовой
треугольник». «Нарисуй такие кружки и заполни их различными нужными цифрами
от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне «треугольника» была равна 20,
17 и др.»
2
4
7
9
0
1
3
10
30
∙
2
200,180,160,140,120
Только регулярное использование на уроках математики и на внеурочных
занятиях системы специальных задач и заданий расширяет математический
кругозор
младших
школьников,
способствует
математическому
развитию,
повышает
качество
математической
подготовленности.
Дает
возможность
детям
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших
закономерностях
окружающей их действительности и активнее использовать математические
знания в повседневной жизни, создает условия для успешного продолжения
математического образования в средней школе.
-
Гале 18 лет, а сестра моложе ее
в 3 раза. Сколько лет сестре?
-Витя сделал из дерева лодку
длиной 36см, а Миша – в 4
раза короче. Какой длины
лодка у Миши?
- Масса бульдога 14 кг, а
щенка в 7 раз меньше.
Какова масса щенка?