Авторы: Тихонова Елена Николаевна, Ромашова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область Анжеро - Судженский ГО
Наименование материала: Конспект по театрально - игровой деятельности
Тема: "Мы - актеры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30» Анжеро- Судженкого ГО
Конспект НОД
по театрально - игровой деятельности
в старшей группе
"Мы - актеры"
Воспитатели:
Тихонова Е.Н
Ромашова Ю.С
Анжеро – Суджженский ГО
Март 2020
Тема НОД: «Мы – актеры»
Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в
театрально – игровой деятельности.
Задачи:
- продолжать учить детей в театрализованной игре перевоплощаться в
сказочных героев;
- развивать артистические способности детей, способность к импровизации
средствами мимики, выразительных движений, интонации;
- формировать навык строить диалоговое общение с партнёром в игре;
активизировать речь, воображение, мышление;
-воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе театрально - игровой
деятельности.
Предварительная работа:
- чтение и заучивание потешек, проговаривание скороговорок;
- чтение стихов по ролям, использование разных видов театра, игры на
развитие фантазии «Продолжи сказку...»;
- пальчиковые игры, проведение артикуляционных гимнастик;
- чтение художественной литературы; пересказ, анализ характера и внешнего
вида героев;
- проведение этюдов и упражнений на развитие воображения, памяти, снятие
мышечного напряжения;
- проведение музыкальных игр-импровизаций.
Оборудование
и материалы: конверт с письмом,
куклы би-ба-бо; ширма,
макеты домиков; декорации, музыкальное сопровождение.
Ход НОД
Организационный момент:
Дети свободно играют в группе, воспитатель располагается в месте
наибольшего скопления детей и (сюрпризный момент) звучит веселая
детская мелодия. Нас веселая мелодия приглашает поиграть.
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов). Читаю, дети
имитируют движения.
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идёт!
Но сначала всё вскопает,
А потом всё разровняет.
Семена посеет ловко
И пойдёт сажать морковку.
И глядишь — на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдёт,
Урожай свой соберёт.
И как раз - здесь закончился рассказ!
Ребята, посмотрите, а здесь письмо. Хотите его прочитать? Дети садятся
рядом с воспитателем на ковре.
Это письмо приглашение прислали ребята
старшей группы из детского сада № 7. Они приглашают нас в детский театр.
Детский театр… как интересно! Театр, в котором происходят чудесные
превращения, куклы оживают, танцуют и поют, сказочные герои ждут гостей,
а птицы и звери говорят на человеческом языке. А вы любите ходить в театр,
смотреть спектакли, сказки? Тогда нам обязательно нужно попасть в этот
театр! Кто со мной? Тогда в путь! Подождите, а кто услышал, как называется
театр и где он располагается? Что же делать, мы даже названия не узнали?
Получается, что в театр мы не попадём? А мне так хотелось! А, я кажется
кое-что придумала! А если мы прямо здесь и сейчас сами откроем детский
театр? Хотите? Итак, внимание, открывается театр детского сада. А как он
называться будет? (Дети придумывают и выбирают название). Где он будет
располагаться? Где будет сцена? А зрительный зал? А костюмерная и
гримерная? Теперь скажите мне, пожалуйста, какие театральные профессии
вы знаете? Кто хочет быть актёром? А зрителями? А можно я буду
режиссёром? Чтобы решить, какую сказку мы будем показывать, нам надо
вспомнить, какие произведения мы с вами читали, обсуждали, слушаю ваши
предложения (выслушиваю всех по очереди). Итак, мы покажем сказку
«Заюшкина избушка» кто её автор, кто написал эту сказку? А что нужно
сделать артистам, чтобы быть похожим на героя сказки? Правильно:
разминки
«Я на скрипочке играю: тир ли - ли да тир – ли - ли.
Скачут зайки на лужайке, тили – ли, да тили – ли.
А теперь на барабане: трам – там – там, трам –там – там.
В страхе зайцы разбежались, по кустам, по кустам».
Распределение ролей:
Вы все хотите быть актёрами, а мне нужны 2 помощника. Как быть? Может
кто-нибудь сам согласится? Тогда предлагаю вам распределить роли и
обязанности по-честному. Вытягивайте карточку и смотрите, какая роль вас
ожидает. Ну что, актёры, проходите в костюмерную и готовьтесь. Как только
будете готовы, мы начнем. А мы с помощниками, тем временем, будем
готовить сцену и декорации. Артисты готовы, зрители готовы: (звучит
музыка) мы начинаем.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница: У лесочка на опушке в лубяной своей избушке. Мирно Заяц
жил косой рядом с рыжею Лисой. Но ленивая Лисица не желала потрудиться
- дом построить лубяной, а вселилась в ледяной. Вот весною лёд растаял,
ледяной избы не стало… Стала хитрая Лисица к Заюшке на двор проситься.
Лиса: (лиса подходит к калитке, стучит). Ты пусти уж, сделай милость!
Заяц: Не пущу: зачем дразнилась? (Задумывается, махнув лапой,
добродушно улыбается). Ну да ладно! Не до ссор… Проходи, Лиса, во двор!
(Лиса проходит во двор).
Сказочница: Без избушки сыро, плохо… Принялась Лисица охать. Ночь
промаялась без сна, зайца просит вновь она.
Лиса: (Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе).Ты пусти
хоть на крылечко… Много ль надо мне местечка? Добрый Заинька, прости,
Пожалей меня, пусти!
Заяц (из окошка): Надо Лисоньку пустить, чаем сладким напоить! (Заяц
выходит на крыльцо, протягивает Лисе кружку чая; Лиса пьёт чай и
устраивается на крылечке).
Сказочница: Третий день настал. Лисица в двери к Зайчику стучится.
Лиса: Я озябла на крылечке. Мне б на лавку, ближе к печке. (Заяц открывает
дверь, Лиса входит в избу и садится возле двери).
Сказочница: На четвёртый день опять стала к Зайцу приставать с тихой,
ласковою речью. (Лиса осторожно, мелкими шажками приближается к Зайцу
и робко просит).
Лиса: Заинька, пусти на печку… (Заяц обращается к залу).
Заяц: Как ей тут не уступить?! (Лисе) Полезай уж, так и быть! (Лиса залезает
на печку).
Сказочница: Заяц, доброе сердечко, рыжую пустил на печку. День-другой
прошёл. Лисица вдруг затеяла браниться.
Лиса (с печи громко, вызывающе): не желаю жить с тобой! Убирайся вон,
Косой!
(Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; заяц выходит из дома, садится поодаль
на пенёк и плачет).
Сказочница: и Зайчишку прогнала, узелок лишь отдала. Сел Зайчишка на
опушке и, прижав от страха ушки, начал горько-горько плакать… (Бежит
Собака, подходит к Зайцу). Подошла к нему собака.
Собака: Тяф! Тяф! Тяф! О чём ты плачешь? Почему, дружок не скачешь?
Заяц (продолжая всхлипывать): жил я в лубяной избушке, здесь, на этой
вот опушке, а Лисица — в ледяной. Как растаял лёд весной, жить ко мне она
пришла да меня же прогнала.
Собака: полно, слёз не лей ты боле! Помогу твоему горю! (Собака подходит
к избушке). Тяф! Тяф! Тяф! А ну, Лиса, убирайся вон в леса!
Сказочница: а Лисица-то с печи громким голосом кричит.
Лиса: вот как выскочу сейчас,только клочья полетят. Если же не хочешь
драки, убирайся вон, Собака!
(Собака, испуганно потявкивает и убегает. Заяц опять начинает плакать. К
нему бежит Волк).
Сказочница: снова Зайка горько плачет, не зовёт друзей, не скачет. Вот
бежит к нему Волчок…
Волк: что ты, Заинька, не вёсел буйну голову повесил?
Заяц: как же мне не плакать, Волк? Жил я в лубяной избушке, здесь, на этой
вот опушке, а Лисица — в ледяной. Как растаял снег весной, жить ко мне она
пришла и меня же прогнала!!!
Волк: помогу твоему горю, лиску, рыжую плутовку, прогоню я быстро,
ловко!!! (Подходит к избушке, стучит в окно).
Волк: эй, Лиса, поди с печи!!!
Лиса: кто там хочет калачи? Вот как выскочу сейчас, только клочья полетят…
Волк: ладно, Заинька, пока… шкура очень дорога…
(Волк поглаживает шерсть и убегает. Заяц опять начинает плакать).
Медведь (добродушно): полно, Заинька, реветь! Ты, ответь мне, сделай
милость, что за горе приключилось?
Заяц: как не плакать, дедушка, Дедушка-Медведушка? Жил я в лубяной
избушке, здесь на этой вот опушке, а Лисица — в ледяной. Как растаял снег
весной, жить ко мне она пришла да меня же прогнала.
Медведь: не горюй, дружок! Лису… Я заставлю жить в лесу… (Медведь
подходит к избушке и рычит).
Сказочница: Мишка грозно зарычал, во весь голос закричал:
Медведь: ну-ка, рыжая Лиса, вон ступай в свои леса!
Сказочница: а Лиса ему с печи громким голосом кричит.
Лиса: вот как выскочу сейчас, искры полетят из глаз! Убирайся сам, Медведь,
на меня не смей реветь! (Медведь сердито машет лапой и уходит)
Сказочница: даже Мишка не помог…. Жалко Зайку…
(Появляется Петух с косой на плече, подходит к плачущему Зайцу).
Сказочница: вот идёт Петух с косой!!!
Петух: плачешь ты о чём Косой?
Заяц: жил я в лубяной избушке, здесь на этой вот опушке, а Лисица — в
ледяной. Как растаял снег весной, жить ко мне она пришла и меня же
прогнала.
Петух (уверенно, весело): не горюй, приятель! Вскоре твоему поможем
горю! Покажу Лисе косу, живо выгоню Лису!
Заяц (всхлипывая): да её Собака гнала, да с испугу убежала. Волку —
шкура дорога… Гнал её и сам Медведь недавно… Ты не справишься
подавно!
(Петух направляется к избушке).
Сказочница: петух к избушке, что стояла на опушке, подошёл… Пошла
потеха! Стало рыжей не до смеха!
Петух: ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса! Вот несу косу на плечи… Я иду Лису посечи!
Лиса (испуганно): что ты, Петя, не спеши! Мне одеться разреши!
Петух: прекрати пустые речи! Прочь пошла, плутовка, с печи!
(Лиса прыгает с печи и убегает).
Сказочница: ох и струсила Лиса… Прыг с печи да и в леса, припустила во
весь дух: напугал её Петух. С той поры Зайчишка с Петей лучшие друзья на
свете. На лесной живут опушке, в лубяной своей избушке. И теперь из
самовара чай морковный пьют на пару, Сушки-пряники жуют, Веселятся и
поют… (Заяц и Петух поют и танцуют).
Убежала Рыжая; рыжая - бесстыжая!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась Петуха!
Сказочница: Хоть и виновата лиса, но мы ей поможем! Чем о домике жалеть,
лучше новый сложим!
Игра - конструирование. Все дружно строят избушку под весёлую музыку.
Итог:
Понравилась ли вам сказка и почему? Кто из персонажей (артистов)
произвёл самое большое впечатление и почему? Понравилось ли артистам
исполнять роли в театре? Как поработали художники по декорациям?
У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам
понравилась эта театрализованная сказка? А как вы думаете, интереснее
играть одному или с друзьями?
После игры воспитатель с детьми пишут
ответ на письмо.