Автор: Любецкая Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №174
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие дошкольного образования и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие ДО и семьи по патриотическому воспитанию
дошкольников»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к
родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем
ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв.
Национальная доктрина образования Р.Ф. говорит о том, что
«Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового
общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, учить их
правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-
патриотических чувств у дошкольников.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что
за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что современные дети мало знают о своём городе,
стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к
товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с
родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Взаимоотношения в семье
проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Поэтому работа воспитателей по патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Чтобы у
детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательной
деятельности, нужна система воспитательно – образовательной работы по патриотическому
воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.
Функции семьи в патриотическом воспитании детей
•
Обеспечение диалога между поколениями в формировании личности
•
Привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков
•
Формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии
•
Через семью ребёнок осознаёт такие понятия, как «малая Родина», «Родная земля», «родной
язык», «моя семья», «мой дом»
Новизна этой работы состоит в
Вовлечение каждого родителя в педагогический процесс;
•
привлечение родителей к разработке и отбору тематики совместных мероприятий;
•
внедрению нетрадиционных форм организации общения и форм работы педагогов с родителями.
Цель взаимодействия с родителями состоит в
•
Повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания
ребёнка
•
Объединение усилий взрослых для успешного патриотического воспитания каждого
воспитанника группы (расширение кругозора в части представлений о себе, семье, родном крае,
государстве, мире, патриотического отношения к малой Родине, любви к родному краю, интереса
к её историческому прошлому и настоящему)
•
Формирование у родителей желания помогать своему ребёнку, общаться с ним
Задачи:
•
Привлекать родителей к проблемам патриотического воспитания и развития ребёнка.
•
Обучать правильной организации досуга детей.
•
Учить выдержке, терпению, доброжелательному отношению к ребёнку.
•
Знакомить родителей с традиционными и нетрадиционными методами и формами работы с
детьми в вопросах реализации целей и задач в патриотические воспитания.
•
Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого родителя в педагогический процесс.
•
Настроить на активное участие в жизни детского сада
Работа с родителями построена на следующих принципах:
принцип доброжелательности -Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится
вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны
категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него
зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом
принцип
сотрудничества
-
Современные
родители
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция
наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные
результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных
педагогических
ситуациях,
демонстрация
заинтересованности
коллектива
детского
сада
разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
принцип дифференциации и индивидуализма - Индивидуальный подходнеобходим не только в
работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать
ситуацию,
настроение
родителей.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое
умение
воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо
ситуации.
принцип
динамичности
- детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования,
представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные
потребности
и
воспитательные
запросы.
В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для
того
чтобы
спланировать
работу
с
родителями,
надо
хорошо
знать
родителей
своих
воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и
ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему
поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные
формы взаимодействия с семьей
.
Формы взаимодействия с семьей -еще Сухомлинский сказал, что «Семья-это та самая среда, в
которой человек учится и сам творит добро».
И для создания атмосферы сотрудничества по вопросам патриотического воспитания
дошкольников необходимо использовать следующие формы общения:
1.Информационно-аналитические формы организации общения включают в себя :
Составление социального паспорта семьи
Анкетирование с целью выявления уровня образованности родителей, их жизненных
интересов, степень значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка
Опрос с целью изучения проблем семьи по патриотическому воспитанию ребенка
Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ
Обобщение передового семейного опыта « Почтовый ящик» , « Вопросы и
предложения».
2.Познавательные формы организации общения включают в себя :
Дни открытых дверей
Традиционные и нетрадиционные родительские собрания
Семейный клуб « Делимся опытом семейного воспитания»
Консультации
Организация библиотеки для родителей
Экскурсии ( в музеи, библиотеку)
Почтовый ящик « Спрашивайте отвечаем »
Участие родителей в НОД
Семинары
Родительские всеобучи
Реализация проектов « Россия – Родина моя» , « 9 Мая – день Победы » и др.
3.Наглядно- информационные формы организации общения педагогов с родителями
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей можно разделить на
две группы – информационно-ознакомительные и информационно-просветительные.
Информационно-ознакомительные формы общения - это
•
Создание совместно с родителями предметно- развивающего образовательного пространства
(патриотический уголок)
•
Выпуск памяток:«Учите, играя».
•
Круглый стол «Патриотическое воспитание в семье».
Информационно-просветительские -это
•
Информационный стенд: «Помоги своему ребёнку».
•
Выставка методической литературы по проблеме «Нравственно-патриотическое воспитание
детей в д/с и семье».
•
Составление списка художественной литературы, рекомендуемой родителям для домашнего
чтения.
•
Оформление тематических папок-передвижек.
•
Оформление фотовыставок: «Мой любимый город», «Мой папа служил в Армии», и др.
Просмотр
и
участие
родителями
(КВН,
викторин,
театрализованных
представлений
и
др.
мероприятий).
Вместе
с
родителями
мы
оформили
в
группе
патриотический
уголок,
подобрали
литературу
по
патриотическому воспитанию для родителей и для детей.
Оформили к празднику мам газету «Мама, любимая моя»
Оформить мини музей, подобрать и оформить папки-передвижки, демонстрационный материал,
сходить на экскурсию в музей и в библиотеку
4.Досуговые формы организации общения
К досуговой организации общения относятся
•
Общесадовские традиции:
«День открытых дверей»
•
Участие родителей в выставках поделок, рисунков, как символ единения семьи.
•
Праздники,
•
Развлечения
•
Литературные вечера, КВН
•
Знакомство с творчеством русских художников и композиторов
Для родителей был проведены разные праздники «День матери», «Проводы зимы», «День
защитника Отечества», и др. Вместе с ними мы организовали конкурс рисунков «Герб семьи» и
оформили выставку этих рисунков, к празднику осени был проведен конкурс поделок из природного
материала и проведены другие мероприятия.
Направления работы педагогов с семьями воспитанников
•
Создание условий для благоприятного взаимодействия на всех участников
воспитательного процесса педагогов, детей и родителей.
•
Психолого-педагогическое просвещение родителей
•
Вовлечение родителей в воспитательный процесс
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
•
Привлечение родителей к проблемам нравственно- патриотического воспитания и развития
детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях, между
воспитателями, детьми и родителями. Применяя в воспитательной - образовательной работе
разнообразные методы, формы, создание определенных организационно- педагогических
условий позволяет обеспечивать эффективность в нравственно-патриотическом воспитании
дошкольников
И в заключении мне хочется сказать, что не надо останавливаться на достигнутом, надо искать
новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить
и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и
единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического
воспитания детей.