Напоминание

Взаимодействие дошкольного образования и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников


Автор: Любецкая Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №174
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие дошкольного образования и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие ДО и семьи по патриотическому воспитанию

дошкольников»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача

первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к

родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем

ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв.

Национальная доктрина образования Р.Ф. говорит о том, что

«Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового

общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и

проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких

человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, учить их

правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-

патриотических чувств у дошкольников.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что

за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны

помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что современные дети мало знают о своём городе,

стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к

товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с

родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Взаимоотношения в семье

проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Поэтому работа воспитателей по патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Чтобы у

детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательной

деятельности, нужна система воспитательно – образовательной работы по патриотическому

воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.

Функции семьи в патриотическом воспитании детей

Обеспечение диалога между поколениями в формировании личности

Привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков

Формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии

Через семью ребёнок осознаёт такие понятия, как «малая Родина», «Родная земля», «родной

язык», «моя семья», «мой дом»

Новизна этой работы состоит в

Вовлечение каждого родителя в педагогический процесс;

привлечение родителей к разработке и отбору тематики совместных мероприятий;

внедрению нетрадиционных форм организации общения и форм работы педагогов с родителями.

Цель взаимодействия с родителями состоит в

Повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания

ребёнка

Объединение усилий взрослых для успешного патриотического воспитания каждого

воспитанника группы (расширение кругозора в части представлений о себе, семье, родном крае,

государстве, мире, патриотического отношения к малой Родине, любви к родному краю, интереса

к её историческому прошлому и настоящему)

Формирование у родителей желания помогать своему ребёнку, общаться с ним

Задачи:

Привлекать родителей к проблемам патриотического воспитания и развития ребёнка.

Обучать правильной организации досуга детей.

Учить выдержке, терпению, доброжелательному отношению к ребёнку.

Знакомить родителей с традиционными и нетрадиционными методами и формами работы с

детьми в вопросах реализации целей и задач в патриотические воспитания.

Показать практические занятия с детьми, вовлечь каждого родителя в педагогический процесс.

Настроить на активное участие в жизни детского сада

Работа с родителями построена на следующих принципах:

принцип доброжелательности -Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится

вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны

категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него

зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом

принцип

сотрудничества

-

Современные

родители

в

большинстве

своем

люди

грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция

наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные

результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в

сложных

педагогических

ситуациях,

демонстрация

заинтересованности

коллектива

детского

сада

разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

принцип дифференциации и индивидуализма - Индивидуальный подходнеобходим не только в

работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать

ситуацию,

настроение

родителей.

Здесь

и

пригодится

человеческое

и

педагогическое

умение

воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо

ситуации.

принцип

динамичности

- детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не

функционирования,

представлять

собой

мобильную

систему,

быстро

реагировать

на

изменения

социального

состава

родителей,

их

образовательные

потребности

и

воспитательные

запросы.

В

зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для

того

чтобы

спланировать

работу

с

родителями,

надо

хорошо

знать

родителей

своих

воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и

ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему

поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные

формы взаимодействия с семьей

.

Формы взаимодействия с семьей -еще Сухомлинский сказал, что «Семья-это та самая среда, в

которой человек учится и сам творит добро».

И для создания атмосферы сотрудничества по вопросам патриотического воспитания

дошкольников необходимо использовать следующие формы общения:

1.Информационно-аналитические формы организации общения включают в себя :

Составление социального паспорта семьи

Анкетирование с целью выявления уровня образованности родителей, их жизненных

интересов, степень значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка

Опрос с целью изучения проблем семьи по патриотическому воспитанию ребенка

Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ

Обобщение передового семейного опыта « Почтовый ящик» , « Вопросы и

предложения».

2.Познавательные формы организации общения включают в себя :

Дни открытых дверей

Традиционные и нетрадиционные родительские собрания

Семейный клуб « Делимся опытом семейного воспитания»

Консультации

Организация библиотеки для родителей

Экскурсии ( в музеи, библиотеку)

Почтовый ящик « Спрашивайте отвечаем »

Участие родителей в НОД

Семинары

Родительские всеобучи

Реализация проектов « Россия – Родина моя» , « 9 Мая – день Победы » и др.

3.Наглядно- информационные формы организации общения педагогов с родителями

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей можно разделить на

две группы – информационно-ознакомительные и информационно-просветительные.

Информационно-ознакомительные формы общения - это

Создание совместно с родителями предметно- развивающего образовательного пространства

(патриотический уголок)

Выпуск памяток:«Учите, играя».

Круглый стол «Патриотическое воспитание в семье».

Информационно-просветительские -это

Информационный стенд: «Помоги своему ребёнку».

Выставка методической литературы по проблеме «Нравственно-патриотическое воспитание

детей в д/с и семье».

Составление списка художественной литературы, рекомендуемой родителям для домашнего

чтения.

Оформление тематических папок-передвижек.

Оформление фотовыставок: «Мой любимый город», «Мой папа служил в Армии», и др.

Просмотр

и

участие

родителями

(КВН,

викторин,

театрализованных

представлений

и

др.

мероприятий).

Вместе

с

родителями

мы

оформили

в

группе

патриотический

уголок,

подобрали

литературу

по

патриотическому воспитанию для родителей и для детей.

Оформили к празднику мам газету «Мама, любимая моя»

Оформить мини музей, подобрать и оформить папки-передвижки, демонстрационный материал,

сходить на экскурсию в музей и в библиотеку

4.Досуговые формы организации общения

К досуговой организации общения относятся

Общесадовские традиции:

«День открытых дверей»

Участие родителей в выставках поделок, рисунков, как символ единения семьи.

Праздники,

Развлечения

Литературные вечера, КВН

Знакомство с творчеством русских художников и композиторов

Для родителей был проведены разные праздники «День матери», «Проводы зимы», «День

защитника Отечества», и др. Вместе с ними мы организовали конкурс рисунков «Герб семьи» и

оформили выставку этих рисунков, к празднику осени был проведен конкурс поделок из природного

материала и проведены другие мероприятия.

Направления работы педагогов с семьями воспитанников

Создание условий для благоприятного взаимодействия на всех участников

воспитательного процесса педагогов, детей и родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

Привлечение родителей к проблемам нравственно- патриотического воспитания и развития

детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях, между

воспитателями, детьми и родителями. Применяя в воспитательной - образовательной работе

разнообразные методы, формы, создание определенных организационно- педагогических

условий позволяет обеспечивать эффективность в нравственно-патриотическом воспитании

дошкольников

И в заключении мне хочется сказать, что не надо останавливаться на достигнутом, надо искать

новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить

и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и

единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического

воспитания детей.



В раздел образования