Автор: Тельнова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДОПО
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук как средство развития познавательного интереса"
Раздел: дополнительное образование
Согласно
требованиям
и
целям
обучения,
которые
обозначены
в
ФГОС
ДО,
воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу
новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы,
которые способствуют повышению познавательной активности ребенка. К
ним можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще
пока мало кому известно. Что это такое?
Что такое лэпбук, спросите Вы у меня.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на
коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую
папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками,
дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится
информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по
какой-то теме.
В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку
систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой
теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут
быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие
(«Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков
и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе
иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:
возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной
сложности);
разнообразие игровых заданий;
интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную,
игровую);
возможность структурировать сложную информацию;
возможность разнообразить самую скучную тему;
научить простому способу запоминания;
компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
вариативность использования заданий;
возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить
изученное в занимательно-игровой форме.
Лэпбук формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества
источников.
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?
1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их
возраста.
2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с
картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в
себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх
вопросов.
Задаем ребенку вопросы:
1.
Что ты знаешь о ..?
2.
Что хотел бы узнать?
3.
Что сделать, чтобы узнать?
3. Создание макета.
Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для
этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров –
тогда папка получается цветная и красочная;
лист плотной бумаги формата А3 или листы А4. для изготовления самой папки.
Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются
с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После
этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку
оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему
усмотрению;
ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки,
скотч;
безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен
каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут
быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что
придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-
книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм,
карточках и т. д.
кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все
задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них
рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и
проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ
оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не
раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для
себя самого, повторить пройденный материал.
Лэпбук готов!
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.
По своей структуре и содержанию он доступен и детям дошкольного возраста и ученикам.
Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление
изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.