Напоминание

"Лэпбук как средство развития познавательного интереса"


Автор: Тельнова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДОПО
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук как средство развития познавательного интереса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Согласно

требованиям

и

целям

обучения,

которые

обозначены

в

ФГОС

ДО,

воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу

новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы,

которые способствуют повышению познавательной активности ребенка. К

ним можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще

пока мало кому известно. Что это такое?

Что такое лэпбук, спросите Вы у меня.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на

коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую

папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками,

дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится

информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по

какой-то теме.

В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку

систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой

теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут

быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие

(«Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков

и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе

иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной

сложности);

разнообразие игровых заданий;

интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную,

игровую);

возможность структурировать сложную информацию;

возможность разнообразить самую скучную тему;

научить простому способу запоминания;

компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

вариативность использования заданий;

возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить

изученное в занимательно-игровой форме.

Лэпбук формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества

источников.

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их

возраста.

2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с

картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в

себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх

вопросов.

Задаем ребенку вопросы:

1.

Что ты знаешь о ..?

2.

Что хотел бы узнать?

3.

Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для

этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров –

тогда папка получается цветная и красочная;

лист плотной бумаги формата А3 или листы А4. для изготовления самой папки.

Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются

с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После

этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку

оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему

усмотрению;

ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки,

скотч;

безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен

каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут

быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что

придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-

книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм,

карточках и т. д.

кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все

задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них

рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и

проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ

оформления самостоятельного исследовательского проекта.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не

раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для

себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук готов!

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.

По своей структуре и содержанию он доступен и детям дошкольного возраста и ученикам.

Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление

изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.



В раздел образования