Напоминание

"Основные направления повышения эффективности воспитательной работы средствами педагогического образования родителей"


Автор: Божанова Елена Николаевна
Должность: Заведующий Отделением дополнительного образования детей
Учебное заведение: ГБОУ школа № 106 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Основные направления повышения эффективности воспитательной работы средствами педагогического образования родителей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные направления повышения эффективности воспитательной работы

средствами педагогического образования родителей

Сегодня, в силу особенностей сложившихся социально-экономических условий

жизни, многие задачи образования школа не в состоянии решить одна, поэтому в

обществе отмечается потребность в развитии взаимодействия школы и семьи как единого

социально-образовательного института, который предполагает группу ролей и статусов,

совокупность лиц, выполняющих определенные социальные и социально-

образовательные функции.

На основании анализа тенденций, характеризующих взаимодействие школы и семьи,

можно отметить ряд направлений, по которым возрастает роль родителей как субъектов

образования:

-участие в инвестициях (от финансирования отдельных мероприятий до

систематической спонсорской помощи в техническом обеспечении);

-участие в образовательном процессе (руководство кружками, секциями, влияние на

учебно-педагогическую деятельность);

-участие в управлении школой (через попечительские советы, родительские комитеты и

т.д.).

Возрастающая роль родительского «заказа», участие родителей в его реализации

делают особенно актуальным анализ мнения родителей, их ценностных представлений о

деятельности школы как института социализации, о типе личности, который она должна

формировать. Социально- демографические характеристики родителей вносят

определенные коррективы в современный образ школы.

Сегодня родители хотят, чтобы школа давала их детям широкий спектр

общекультурных знаний, проводила специализацию в зависимости от возможностей и

способностей ребенка, чтобы учителя были внимательны к состоянию здоровья и

индивидуальным особенностям детей, чтобы в школе царила позитивная

психологическая атмосфера. Образовательный заказ родителей связан с их стремлением

научить детей анализировать явления жизни, привить им навыки поведения в

конфликтных и стрессовых ситуациях. Однако те же родители могут относиться весьма

некритично к собственным действиям, иногда не имея грамотных представлений о своих

функциях и возможностях, перекладывая ответственность на внешнюю ситуацию жизни,

а именно на школу, педагогов, социум. Между тем известно, что дети, в особенности в

младшем школьном возрасте, внимают не столько словесным нравоучениям родителей,

сколько перенимают их действия и поступки.

В свою очередь, вступая на путь взаимодействия с современными родителями,

педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления

различных образовательных услуг,общественную значимость своей профессии и роли в

повышении педагогической культуры родителей. При построении учебно-

воспитательного процесса учитель старается учитывать мнение родителей, а навыки,

получаемые им в результате взаимодействия с семьей, могут распространяться и на

взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной

жизни.

Однако существует ряд проблем во взаимодействии семьи и школы. Во-первых,

весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и

школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только

воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной

деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

Во-вторых, в настоящее время часто отмечаются деформации внутрисемейных

отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв

ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим

поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны

опытных педагогов и психологов школы. Ответственность семьи перед обществом за

воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня

оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания - в

системном всеохватывающем кризисе современной семьи. Такое положение негативно

сказывается на детях. Данные о детской преступности, наркомании, токсикомании,

детском алкоголизме - тревожные свидетельства явного неблагополучия в семейном

воспитании, известной утраты контроля за поведением детей со стороны родителей.

Последнее время в Российской Федерации значительно увеличилось количество

детей, нуждающихся в специальном педагогическом внимании: сироты, инвалиды, дети

из многодетных семей, дети-беженцы, беспризорные, безнадзорные и др.

Такие дети нуждаются в особом внимании, заботе, улучшении бытовых условий

жизни, разнообразия досуга, общения, которые помогут им в полноценном развитии с

другими детьми.

Для успешной интеграции их в полноценное сообщество всех детей, необходимыми

условиями являются:

-защита прав и интересов со стороны государства;

-ослабление негативных последствий влияния социальной среды;

-создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с

различными формами дезадаптации.

В-третьих, в обществе происходит обострение не только социально-экономических,

экологических, демографических, но и социально- психологических проблем. Оно

связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального

противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной

подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему

поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

Семейное воспитание регулируется государством, следовательно, имеет

государственную значимость, зафиксированную в нормативных актах. В Семейном

кодексе Российской Федерации ст.1.п.З в качестве принципов построения и

регулирования семейных отношений называются принципы, в том числе: принцип

приоритета семейного воспитания, забота о благополучии детей, обеспечение

приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних .

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно,

право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними

проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на

обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого

достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях

утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается

органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего

Кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными

представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию,

обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или

наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных

размеров оплаты труда .

При разработке содержания программы профессионального взаимодействия школы

и семьи необходимо использовать знания о природе детства, его культуре и

«пространстве» как отражение ментальности народа. При этом важно учитывать и то

обстоятельство, что это взаимодействие строится не по законам педагогики детства, а по

законам педагогики взрослых.

Среди основных направлений организации взаимодействия школы и родителей

можно выделить следующие: информирование, просвещение, консультирование,

обучение, совместная деятельность.

При вовлечении родителей в работу по данным направлениям взаимодействия

необходимо использовать дифференцированный подход, включая родителей в различные

группы по следующим признакам:

- по степени информированности о разных аспектах жизнедеятельности ребенка в

образовательном учреждении;

-по уровню правовой и психолого-педагогической компетентности;

-по потребности в консультировании, обучении, социальной поддержке;

-по степени активности участия в совместной деятельности.

Включение родителей в дифференцированные группы происходит на основе

диагностики и изучения их педагогических запросов.

Эффективность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в школе

обеспечивается следующими условиями:

-подготовка педагогического коллектива школы к сотрудничеству с родителями;

-взаимодействие с родителями.

Первое условие состоит из следующих последовательных действий:

-выработка основных принципов взаимодействия с семьей,

-формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива, определение

стратегических целей;

- диагностика материальных, профессиональных, кадровых, информационных,

психологических и других ресурсов, которыми обладает школа;

-определение путей достижения эффективного сотрудничества;

-обучение педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса;

-выработка критериев определения эффективности проделанной работы, способов

оценивания результатов;

-обсуждение предполагаемых действий с непосредственными участниками;

- реализация стратегии (системы работы, отдельных этапов, мероприятий);

- анализ проведенной внутри педагогического и родительского коллективов работы,

широкое информирование общественности о полученных результатах.

Второе условие состоит из последовательных этапов вовлечения родителей в процесс

жизнедеятельности школы:

-информирование;

-диагностика отношения к поставленной проблеме всех субъектов;

-совместное обсуждение, коррекция;

-подготовка ресурсной базы, в том числе повышение компетентности родителей, их

обучение, просвещение;

-реализация практических шагов по решению проблемы;

-повторная диагностика (определение результатов с целью широкого информирования

общественности).

К названным условиям следует также добавить учет характера семейных

отношений:

-взаимоотношения родителей (демократические отношения на основе любви и

взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные

(беспринципные) отношения родителей,

-неприязненные взаимоотношения между родителями);

- между родителями и детьми (авторитарные, либеральные, демократические,

формальные, партнерские, детоцентристские отношения, широкие или ограниченные

взаимоотношения);

-детей между собой (неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения);

-несемейные связи (круг общения семьи, предметы и культура общения; связь с

социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными учреждениями;

корректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения).

Наиболее важными позициями, определяющими успешность системы работы школы с

родителями, являются изучение семьи, информирование родителей и оценивание

результатов совместной деятельности.



В раздел образования