Автор: Божанова Елена Николаевна
Должность: Заведующий Отделением дополнительного образования детей
Учебное заведение: ГБОУ школа № 106 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Основные направления повышения эффективности воспитательной работы средствами педагогического образования родителей"
Раздел: дополнительное образование
Основные направления повышения эффективности воспитательной работы
средствами педагогического образования родителей
Сегодня, в силу особенностей сложившихся социально-экономических условий
жизни, многие задачи образования школа не в состоянии решить одна, поэтому в
обществе отмечается потребность в развитии взаимодействия школы и семьи как единого
социально-образовательного института, который предполагает группу ролей и статусов,
совокупность лиц, выполняющих определенные социальные и социально-
образовательные функции.
На основании анализа тенденций, характеризующих взаимодействие школы и семьи,
можно отметить ряд направлений, по которым возрастает роль родителей как субъектов
образования:
-участие в инвестициях (от финансирования отдельных мероприятий до
систематической спонсорской помощи в техническом обеспечении);
-участие в образовательном процессе (руководство кружками, секциями, влияние на
учебно-педагогическую деятельность);
-участие в управлении школой (через попечительские советы, родительские комитеты и
т.д.).
Возрастающая роль родительского «заказа», участие родителей в его реализации
делают особенно актуальным анализ мнения родителей, их ценностных представлений о
деятельности школы как института социализации, о типе личности, который она должна
формировать. Социально- демографические характеристики родителей вносят
определенные коррективы в современный образ школы.
Сегодня родители хотят, чтобы школа давала их детям широкий спектр
общекультурных знаний, проводила специализацию в зависимости от возможностей и
способностей ребенка, чтобы учителя были внимательны к состоянию здоровья и
индивидуальным особенностям детей, чтобы в школе царила позитивная
психологическая атмосфера. Образовательный заказ родителей связан с их стремлением
научить детей анализировать явления жизни, привить им навыки поведения в
конфликтных и стрессовых ситуациях. Однако те же родители могут относиться весьма
некритично к собственным действиям, иногда не имея грамотных представлений о своих
функциях и возможностях, перекладывая ответственность на внешнюю ситуацию жизни,
а именно на школу, педагогов, социум. Между тем известно, что дети, в особенности в
младшем школьном возрасте, внимают не столько словесным нравоучениям родителей,
сколько перенимают их действия и поступки.
В свою очередь, вступая на путь взаимодействия с современными родителями,
педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления
различных образовательных услуг,общественную значимость своей профессии и роли в
повышении педагогической культуры родителей. При построении учебно-
воспитательного процесса учитель старается учитывать мнение родителей, а навыки,
получаемые им в результате взаимодействия с семьей, могут распространяться и на
взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной
жизни.
Однако существует ряд проблем во взаимодействии семьи и школы. Во-первых,
весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и
школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только
воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной
деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.
Во-вторых, в настоящее время часто отмечаются деформации внутрисемейных
отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв
ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим
поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны
опытных педагогов и психологов школы. Ответственность семьи перед обществом за
воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня
оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания - в
системном всеохватывающем кризисе современной семьи. Такое положение негативно
сказывается на детях. Данные о детской преступности, наркомании, токсикомании,
детском алкоголизме - тревожные свидетельства явного неблагополучия в семейном
воспитании, известной утраты контроля за поведением детей со стороны родителей.
Последнее время в Российской Федерации значительно увеличилось количество
детей, нуждающихся в специальном педагогическом внимании: сироты, инвалиды, дети
из многодетных семей, дети-беженцы, беспризорные, безнадзорные и др.
Такие дети нуждаются в особом внимании, заботе, улучшении бытовых условий
жизни, разнообразия досуга, общения, которые помогут им в полноценном развитии с
другими детьми.
Для успешной интеграции их в полноценное сообщество всех детей, необходимыми
условиями являются:
-защита прав и интересов со стороны государства;
-ослабление негативных последствий влияния социальной среды;
-создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с
различными формами дезадаптации.
В-третьих, в обществе происходит обострение не только социально-экономических,
экологических, демографических, но и социально- психологических проблем. Оно
связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального
противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной
подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему
поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.
Семейное воспитание регулируется государством, следовательно, имеет
государственную значимость, зафиксированную в нормативных актах. В Семейном
кодексе Российской Федерации ст.1.п.З в качестве принципов построения и
регулирования семейных отношений называются принципы, в том числе: принцип
приоритета семейного воспитания, забота о благополучии детей, обеспечение
приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних .
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно,
право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними
проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на
обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого
достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях
утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается
органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего
Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию,
обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или
наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных
размеров оплаты труда .
При разработке содержания программы профессионального взаимодействия школы
и семьи необходимо использовать знания о природе детства, его культуре и
«пространстве» как отражение ментальности народа. При этом важно учитывать и то
обстоятельство, что это взаимодействие строится не по законам педагогики детства, а по
законам педагогики взрослых.
Среди основных направлений организации взаимодействия школы и родителей
можно выделить следующие: информирование, просвещение, консультирование,
обучение, совместная деятельность.
При вовлечении родителей в работу по данным направлениям взаимодействия
необходимо использовать дифференцированный подход, включая родителей в различные
группы по следующим признакам:
- по степени информированности о разных аспектах жизнедеятельности ребенка в
образовательном учреждении;
-по уровню правовой и психолого-педагогической компетентности;
-по потребности в консультировании, обучении, социальной поддержке;
-по степени активности участия в совместной деятельности.
Включение родителей в дифференцированные группы происходит на основе
диагностики и изучения их педагогических запросов.
Эффективность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в школе
обеспечивается следующими условиями:
-подготовка педагогического коллектива школы к сотрудничеству с родителями;
-взаимодействие с родителями.
Первое условие состоит из следующих последовательных действий:
-выработка основных принципов взаимодействия с семьей,
-формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива, определение
стратегических целей;
- диагностика материальных, профессиональных, кадровых, информационных,
психологических и других ресурсов, которыми обладает школа;
-определение путей достижения эффективного сотрудничества;
-обучение педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса;
-выработка критериев определения эффективности проделанной работы, способов
оценивания результатов;
-обсуждение предполагаемых действий с непосредственными участниками;
- реализация стратегии (системы работы, отдельных этапов, мероприятий);
- анализ проведенной внутри педагогического и родительского коллективов работы,
широкое информирование общественности о полученных результатах.
Второе условие состоит из последовательных этапов вовлечения родителей в процесс
жизнедеятельности школы:
-информирование;
-диагностика отношения к поставленной проблеме всех субъектов;
-совместное обсуждение, коррекция;
-подготовка ресурсной базы, в том числе повышение компетентности родителей, их
обучение, просвещение;
-реализация практических шагов по решению проблемы;
-повторная диагностика (определение результатов с целью широкого информирования
общественности).
К названным условиям следует также добавить учет характера семейных
отношений:
-взаимоотношения родителей (демократические отношения на основе любви и
взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные
(беспринципные) отношения родителей,
-неприязненные взаимоотношения между родителями);
- между родителями и детьми (авторитарные, либеральные, демократические,
формальные, партнерские, детоцентристские отношения, широкие или ограниченные
взаимоотношения);
-детей между собой (неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения);
-несемейные связи (круг общения семьи, предметы и культура общения; связь с
социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными учреждениями;
корректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения).
Наиболее важными позициями, определяющими успешность системы работы школы с
родителями, являются изучение семьи, информирование родителей и оценивание
результатов совместной деятельности.