Автор: Никорович Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Кашира, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игрушка в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Игрушка в жизни ребёнка»
Наше детство начинается с маминых теплых, добрых рук, ощущения близости
теплоты, мягкости. И у каждого из нас, конечно, был любимый плюшевый мишка (кукла,
зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется
детство.
Но,
кроме
личной
ценности
для
каждого
из
нас,
игрушка
обладает
общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное,
чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и
весёлого
одновременно.
Поэтому
относиться
к
выбору
игрушек,
по
крайней
мере,
взрослым нужно очень серьёзно.
Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность
познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в
маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и
игрушками.
В
этот
период
малышу
необходимы
всевозможные
кольца
из
резины,
погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так
как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания,
малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его.
Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые
игрушки
-
вкладыши,
которые
позволяют
ребёнку
развиваться
интеллектуально.
Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У
них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12
месяцев
можно
порадовать
ребёнка
заводными
игрушками-забавами:
клюющими
курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5
колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально
всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых,
рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо
помнить лишь о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него
появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы
родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить
вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже
можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А
большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А
где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки?
Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна
по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить
взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит
ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как
эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны
увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь.
В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти
игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с
конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен
будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы
одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами.
Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные
наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные
варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды
игрушек:
и
кукла,
и
строительный
материал,
и
головоломки,
и
атрибуты
профессиональной
деятельности,
и
различные
технические
игрушки.
Игровые
предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и
оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает
развиваться
интерес
к
различным
видам
мозаики
и
лото.
К
6-ти
годам
у
ребёнка
просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые
позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым
формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено
функциональное
назначение.
Но
существует
ещё
одна,
не
менее
важная
группа
-
предметы-заместители.
Она
включает
в
себя,
с
точки
зрения
взрослого,
совершенно
ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для
развития
фантазии
и
творчества.
Это
всевозможные
лоскутки,
тряпочки,
коробочки,
обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период
происходит
развитие
активной
речи,
а
предметы-заместители
ставят
малыша
перед
необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому,
или иному, предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного
пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).
Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не
каждая
семья
может
их
позволить!»
Да,
это,
несомненно,
так.
Но
важно
запомнить
правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, большой соблазн
купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать
своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем
купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых,
папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить
машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную
куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и
журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность
сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.
Приобретая новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка, должна
быть:
·
безопасной
(просмотрите
качество
изготовления,
материал
из
которого
она
сделана)
· эстетичной, на вид
· соответствовать возрасту
· многофункциональной
(чем
больше
действий
ребёнок
сможет
выполнить
с
игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
В заключении необходимо напомнить, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не
может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!