Напоминание

"Игрушка в жизни ребенка"


Автор: Никорович Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Кашира, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игрушка в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игрушка в жизни ребёнка»

Наше детство начинается с маминых теплых, добрых рук, ощущения близости

теплоты, мягкости. И у каждого из нас, конечно, был любимый плюшевый мишка (кукла,

зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется

детство.

Но,

кроме

личной

ценности

для

каждого

из

нас,

игрушка

обладает

общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное,

чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и

весёлого

одновременно.

Поэтому

относиться

к

выбору

игрушек,

по

крайней

мере,

взрослым нужно очень серьёзно.

Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность

познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в

маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и

игрушками.

В

этот

период

малышу

необходимы

всевозможные

кольца

из

резины,

погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так

как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания,

малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его.

Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые

игрушки

-

вкладыши,

которые

позволяют

ребёнку

развиваться

интеллектуально.

Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У

них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12

месяцев

можно

порадовать

ребёнка

заводными

игрушками-забавами:

клюющими

курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5

колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально

всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых,

рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо

помнить лишь о гигиене игрушек.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него

появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы

родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить

вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже

можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А

большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А

где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки?

Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна

по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить

взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит

ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как

эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны

увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь.

В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти

игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с

конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен

будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы

одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами.

Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные

наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные

варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды

игрушек:

и

кукла,

и

строительный

материал,

и

головоломки,

и

атрибуты

профессиональной

деятельности,

и

различные

технические

игрушки.

Игровые

предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и

оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает

развиваться

интерес

к

различным

видам

мозаики

и

лото.

К

6-ти

годам

у

ребёнка

просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые

позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым

формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено

функциональное

назначение.

Но

существует

ещё

одна,

не

менее

важная

группа

-

предметы-заместители.

Она

включает

в

себя,

с

точки

зрения

взрослого,

совершенно

ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для

развития

фантазии

и

творчества.

Это

всевозможные

лоскутки,

тряпочки,

коробочки,

обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период

происходит

развитие

активной

речи,

а

предметы-заместители

ставят

малыша

перед

необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому,

или иному, предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного

пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).

Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не

каждая

семья

может

их

позволить!»

Да,

это,

несомненно,

так.

Но

важно

запомнить

правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, большой соблазн

купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать

своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем

купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых,

папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить

машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную

куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и

журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность

сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

Приобретая новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка, должна

быть:

·

безопасной

(просмотрите

качество

изготовления,

материал

из

которого

она

сделана)

· эстетичной, на вид

· соответствовать возрасту

· многофункциональной

(чем

больше

действий

ребёнок

сможет

выполнить

с

игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)

В заключении необходимо напомнить, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не

может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!



В раздел образования