Автор: Ибрагимова Гузель Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г. Сургута
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в разных видах деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 65 «Фестивальный»
Развитие зрительно-моторной координации
у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в
разных видах деятельности
Методические рекомендации для родителей
Подготовила:
учитель-логопед
Ибрагимова Г.Р.
Сургут, 2020г.
Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов
в
результате
совместной
и
одновременной
деятельности
зрительного
и
мышечно-
двигательного
анализаторов. Развитие зрительно-моторной координации является
важной предпосылкой для социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитие речи) и их дальнейшего обучения
в школе. Недостаточное развитие зрительно-моторной координации детей дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи
напрямую
влияют
на
уровень
общего
и
интеллектуального развития. Их недостаточное развитие в конце дошкольного возраста
является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными
навыками.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи
наблюдаются специфические особенности развития зрительно-моторной координации:
плохая координация движения рук и глаз, слабое развитие мышечной моторики и
координация
пальцев,
недостаточная
сформированность
пространственных
представлений проявляются в неумении начертить прямую линию, написать печатную
букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Причины нарушения зрительно-моторной координации:
Нарушение зрения;
Нарушение зрительно-двигательной функции;
Нарушение общей, мелкой моторики;
Мышечная напряженность и снижение мышечного тонуса;
Дискоординация движений;
«Леворукость»
Следует
отметить,
что
развитие
зрительно-моторной
координации
у
детей
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи
имеет
большое
значение
для
всестороннего
их
развития.
Поэтому
необходимо,
чтобы
ребёнок
систематически
занимался разнообразными видами ручной деятельности не только в детском саду, но и
дома. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда и
другие
упражнения
–
это
эффективные
пути,
используемые
для
подготовки
руки
ребёнка к письму.
Предлагаем вашему вниманию, некоторые задания и упражнения на развитие
зрительно-моторной координации, которые вы можете использовать с вашим ребенком в
домашних условиях.
Упражнения для развития зрительно-моторной координации в разных
видах деятельности
1.Срисовывание
графических
образцов (геометрических фигур
и узоров разной сложности)
Рис. 1
2. Различные виды
изобразительной деятельности
(рисование, лепка, аппликация)
Рис. 2
3. Конструирование по схеме
Рис. 3
4.Выкладывание
узоров
и з
мозаики
Рис. 4
5 . В ы к л а д ы ва н и е
ф и г у р
и з
счетных палочек
Рис. 5
6. Плетение из бумажных полосок
Рис. 6
7. Выкладывание узоров
камешками
Рис. 7
8. Выполнение фигур из пальцев
рук
Рис. 8
9. Пальчиковая гимнастика
Рис. 9
10. Вырезание по контуру фигур
из
бумаги
(вырезание
плавное,
без отрыва ножниц от бумаги)
Рис. 10
11.Заштриховывание картинки по
образцу
(в
соответствии
с
лексической темой)
Рис. 11
12. Обведение рисунков по
точкам и раскрашивание
Рис. 12
13. Обведение пунктирных
линий, не отрывая карандаш от
бумаги
Рис. 13
14. Проведение линии, не отрывая
к а р а н д а ш а
о т
б у м а г и .
Раскрашивание рисунка
Рис. 14
15. Графомоторные дорожки
(пройти по середине дорожки)
Рис 15.
16. Дорисовывание узора по
образцу
Рис. 16
17.
Дорисовывание
вт о р о й
пол о в ины
по
к л е точ ка м
и
раскрашивание
Рис. 17
18.Выполнение
графического
диктанта
Рис. 18
19. Прохождение лабиринта
Рис. 19
20. Рисование по точкам и
раскрашивание
Рис. 20