Автор: Петшик Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 398
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: "Конспект занятия"
Тема: Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе «Первые цветы»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе
«Первые цветы»
Цель: расширить представления детей о первых цветах.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение первичных
естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания
примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Первые цветы»
(весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель,
листья, крокус, ветреница, мимоза; первый, нежный, белый, желтый).
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных
с существительными).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, тонкой и
общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков
сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности,
ответственности.
Оборудование. Картинки с цветами, тетрадь, контейнер с карандашами.
Предварительная работа. Разучивание стихотворений «Мать-и-мачеха»,
«Март», упражнения «На лужайке», высаживание растения мать-и-мачехи в
горшки и наблюдение за ним в центре экспериментирования.
Ход
1. Беседа о первых цветах. Расширение естественнонаучных и
экологических представлений. Уточнение и активизация словаря.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование
прилагательных с существительными). Развитие связной речи.
Логопед приглашает детей в кабинет. Дети садятся за стол.
Показ картинок «Первоцветы».
Логопед. Вот и появились первоцветы. Кто знает, как они называются? (
Дети. Это подснежники.
Логопед. Верно. Это настоящие подснежники. Они уже цветут у нас на
юге. Они растут у нас в лесах. Собирать эти редкие цветы в лесу нельзя.
Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья. Что вы можете сказать о них?
Дети. Цветки и бутоны красивые, белые. Стебельки тонкие, а листочки
длинные.
Логопед. Это очень нежные цветы. Послушайте стихотворение о
подснежнике.
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
В. Нищев
Логопед. Это крокус и ветреница. Наверное, крокус вы видели у себя на
даче? У него нежные сиреневые цветы. Он расцветает, когда снег еще не весь
растаял, появляется на проталинке.
Посмотрите! Что за фокус?
Из-под снега вылез крокус.
На ветру озяб слегка,
Но прекрасней нет цветка.
Что вы можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листики?
Дети. Он красивый, нежный. У него длинные листики.
Логопед. А вот это ветреница. Скоро она появится в парках и лесах.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Расскажите об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи?
Какие листики?
Дети. У него белые цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень
красивые листики.
Логопед. И подснежник, и ветреница — нежные цветы. А еще они
занесены в Красную книгу. Лучше не рвать их, а любоваться ими, иначе скоро
мы сможем увидеть их только на картинках и фотографиях, потому что они
исчезнут.
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. А теперь давайте все вместе расскажем стихотворение еще об
одном растении, на котором цветы распускаются ранней весной. Цветы этого
растения дарят маме Восьмого марта. Как вы думаете, что это за растение?
Дети. Это мимоза.
Логопед. Послушайте, как я расскажу его, а потом расскажем его все
вместе.
Март. Еще стоят морозы,
Но весна не за горами.
Я пушистую мимозу
Подарил сегодня маме.
В. Нищев
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Кто узнал этот первоцвет?
Это мать-и-мачеха. Послушайте про это растение стихотворение.
Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!
Л. Акиншина
Логопед. Ребята, послушайте следующее стихотворение и отгадайте этот
цветок: Листья выпустил как стрелы.
Он цветет цветочком белым,
В серединке желт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз
А красавца звать (Нарцисс)
Логопед: Вот и еще один весенний цветок:
Лишь пригрело солнце ярко,
Но еще совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
Одевает наш тюльпан.
Логопед. Ребята, нарциссы и тюльпаны мы можем увидеть на клумбах в
детском саду и в городе, люди сажают их у себя дома. На какой праздник мы
можем подарить эти цветы (Предполагаемые ответы детей). Правильно на
Восьмое марта маме.
Логопед. Ребята, давайте посмотрим из чего состоят растения.
(Предполагаемые ответы детей). У растения есть корни, стебель, листья,
цветок.
2. Подвижное упражнение «На лужайке». (Развитие общей моторики,
координации речи с движением. Совершенствование навыков бега по кругу,
прыжков на носках обеих ног. )
Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, приглашает
детей на ковер.
Логопед. Давайте сделаем упражнение «На лужайке».
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я — подснежник,
ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок. Встают в круг, берутся за руки.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. Делают 4 шага назад, расширяя круг.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. Бегут по кругу, взявшись за руки.
Становитесь в круг опять, Смыкают круг.
Будем в солнышко играть. Опять бегут по кругу.
Мы — веселые лучи, Останавливаются, тянутся на носочках.
Мы резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе.
3. Игра «Что лишнее?» (Развитие зрительного внимания и восприятия,
мышления, диалогической речи.)
Логопед. А теперь знакомая вам игра «Что лишнее?» Посмотрите на
картинки. Назовите их.
Дети. Подснежник, кактус, крокус, мать-и-мачеха.
Логопед. Что лишнее? Как вы думаете?
Дети. Лишний кактус.
Логопед. Почему?
Д е т и. Он растет дома.
Логопед. Верно, это комнатное растение. А как мы называем остальные
растения?
Дети. Это первые цветы.
Логопед. Правильно. Молодцы.
4. Игра «Чего не стало?»
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на
цветы. Назовите их.
Дети перечисляют цветы.
Логопед. Постарайтесь их запомнить. А теперь закройте глаза. (Логопед
убирает одну из картинок).
Логопед. Ребята, кто из вас самый внимательный? Кто вспомнит какое еще
было растение?
Игра проводится несколько раз.
5. Игра «Один – много».
Логопед называет первоцветы в единственном числе, дети – во
множественном числе.
6. Работа в тетради. (Развитие тонкой моторики, диалогической речи.)
Логопед предлагает детям сесть и раздает им открытые тетради. Ставит на
стол контейнер с карандашами.
Логопед. Что за цветок изобразил художник в вашей тетради?
Дети. Это подснежник.
Логопед. Я поставлю подснежники перед вами, чтобы вы смогли
раскрасить свой цветок правильно. (Ставит на стол картинку с цветком.)
Какими будут стебель и листики?
Дети. Зелеными.
Логопед. Каким карандашом вы раскрасите проталинку?
Дети. Черным или коричневым.
Логопед. Верно. Выполняйте задание, а дома, если захотите, вы можете
нарисовать еще одну проталинку и подснежник на ней.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если она
необходима.
7. Окончание занятия. (Оценка работы детей.) Логопед предлагает детям
вспомнить, чем они занимались на занятии, что нового узнали, что им
понравилось делать. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.