Автор: Казарцева Кристина Юрьевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: Белгородская область,г. Старый Оскол
Наименование материала: методический материал
Тема: Применение АВА терапии для работы с детьми с РАС
Раздел: дошкольное образование
Казарцева Кристина Юрьевна
Тьютор МБДОУ №22 «Улыбка» Старооскольского городского округа
Применение АВА терапии для работы с детьми с РАС
ABA-терапия
(Applied
Behavioral Analysis)
–прикладной
анализ
поведения
или
метод
Ловааса)
–
система
лечения
расстройств
аутистического
спектра,
впервые
примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского
университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие
навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы
поощрений и последствий.
В 1995 году Ивар Ловаас создал Институт Ловааса в Лос-Анджелесе, который
обучает преподавателей работе по его методике. В настоящее время тысячи детей в США
и во всем мире получают терапию по методу Ловааса. В России этот метод впервые стал
широко применяться в Центре психолого-медико - социального сопровождения детей и
подростков Департамента образования Москвы.
АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на
поведенческих
технологиях
и
методах
обучения,
которые
дают
возможность
изучать
влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть
манипулировать
этими
факторами.
Метод
АВА-терапии
имеет
еще
одно
название
–
модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение
влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти
действия, если же не нравится –не будет.
Поведение аутичного ребёнка зачастую кажется непредсказуемым и странным. Он
может часами проводить время, погружённый в свои стереотипии, проявлять агрессию
или панический страх в совершенно безобидных ситуациях и самое главное полностью
отказываться от какого-либо сотрудничества.
В
АВА-терапии
выделяют
функцию
поведения
(4
основных
вида
поведения),
выявляют предшествующие факторы, реакции окружающей среды (прежде всего людей),
различные
стимулы,
способствующие
возникновению
той
или
иной
поведенческой
реакции. Зачастую для эффективного анализа приходится вести достаточно длительные
наблюдения
и
собирать
статистику
для
последующей
обработки.
В
этом
процессе
участвует не только ава-терапист, но и все члены семьи ребёнка.
Это процесс не быстрый и трудоемкий, но зато в результате загадочное поведение
перестаёт быть таковым и приобретает смысл. Естественно с точки зрения обычного
человека
этот
смысл
кажется
искажённым,
но
ведь
и
отражённое
в
кривом
зеркале
причудливое изображение имеет все же человеческие черты. Первым шагом ава-тераписта
является описание причудливого поведения, отразившегося в кривом зеркале аутизма.
Для
описания
текущего
уровня
развития
и
определения
актуальных
целей
проводится тестирование по системе VP-MAPP или альтернативной системе. Программа
является руководством для ава-тераписта на определённый срок. Формально считается,
что
программа
должна
корректироваться
раз
в
месяц,
но
реально
необходимость
в
корректировке
появляется
по
мере
освоения
ребёнком
новых
навыков,
и
период
корректировки может достигать двух месяцев и более. Для отслеживания
текущего
уровня
освоения
программы
используются
чек-листы,
заполняемые
ава-терапистом
каждое
занятие.
В
чек-листах
фиксируются
все
основные
данные,
относящиеся
к
выполнению программы и показывающие динамику развития ребёнка. Можно сказать, что
это
основной
инструмент
для
оценки
эффективности
работы
ава-тераписта
и
последующих корректировок программы.
Прикладной:
ABA
уделяет
внимание,
в
первую
очередь,
социально
значимым
формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание
не
только
кратковременное
изменения
поведения,
но
так
же
учитывать
то,
как
эти
изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.
Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не
то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не
прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения.
К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не
является, поведенческие аналитики не работают.
Аналитический:
Поведенческий
аналитик
может
так
или
иначе
влиять
на
то
поведение, которой следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить
целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной
среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать.
Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от
силы её принципов. Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего
использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно,
соблюдением этических норм. Первое – это постоянное отслеживание результата, а второе
– это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата
означает,
что
перед
каждым
возможным
вмешательством
со
стороны
поведенческого
аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена
чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры
поведения
вновь
измеряются.
Если
поведении
меняется
после
интервенции,
то
производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный
паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается,
то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого
действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны
поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.
Технологический:
Если
любой
поведенческий
аналитик
возьмёт
описание
программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами».
Это
означает,
что
программа
обучения
должна
быть
очень
детально
и
тщательно
прописана,
и
места
для
неоднозначности
быть
не
должно.
У
Купера
есть
описание
хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку,
квалифицированному
в
ABA,
внимательно
прочитать
описание
процедуры,
а
затем
подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или
опустит
какие-нибудь
шаги,
или
задаст
вопросы,
чтобы
уточнить
прочитанное,
следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки».
Технологический признак АВА – это признак, который показывает, что с помощью четко
описанной программы действий любой человек может применять поведенческие методы
обучения.
Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования
интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально
обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа. Этот
признак АВА говорит о том, что вся методология в АВА основывается на принципах и
законах
поведения.
Например,
метод
использования
поощрений
основывается
на
принципе усиления поведения, метод использования подсказок основывается на принципе
переноса контроля над поведением на релевантные предшествующие факторы, метод
игнорирования
поведения,
функцией
которого
является
привлечение
внимания
-
основывается на принципе прекращения усиления или гашения поведения, и так далее.
Важно
помнить,
что
в
АВА
нет
каких-либо
методов,
которые
концептуально
не
обоснованы.
Эффективный:
При
применении
поведенческих
техник
результат
изменения
в
поведении
всегда
отслеживается.
В
частности,
работа
ведётся
не
с
теоретическим
значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в
поведении. Благодаря тому, что в АВА на постоянной основе ведется сбор и анализ
данных
–
это
позволяет
проводить
процесс
обучения
эффективно.
Если
данные
показывают нам, что ребенок уже научился различать карточки членов семьи (делает 80%
правильных реакций) – это говорит о том, что пришло время начать работать над новой
целью, а не «мучить» ребенка этими карточками еще год. Если данные показывают, что
при применении процедуры коррекции поведения (например, порицания) для уменьшения
нежелательного
поведения
(прыганья
по
диванам)
нет
изменений
в
поведении,
и
количество нежелательного поведения не уменьшилось – это говорит о том, что нужно
менять процедуру, и использовать другую (например, поощрять, когда ребенок спокойно
сидит
или
играет
в
игрушки,
или
вместо
дивана
прыгает
на
батуте).
После
этого
продолжать отслеживать процесс, и если новая процедура не помогла –снова внести
коррективы
и
выбрать
другую
процедуру.
Изменение
в
поведении
должно
длится
в
течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды
поведения,
а
не
только
на
то,
которое
подвергалось
вмешательству.
Кроме
того,
дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства,
также является примером обобщения. Общий признак АВА говорит о том, что если
ребенок научился какому-либо навыку в одной среде – необходимо побеспокоится о том,
чтобы он обобщил этот навык и в другой среде, в повседневной жизни, и в обиходе. Если
ребенок научился говорить звук «А» на занятии, но потом этот звук не использует, даже
когда хочет апельсин - то это не АВА, это пустая трата времени. Применение АВА
предполагает,
что
те
изменения
в
поведении,
которые
произошли
вследствие
поведенческой коррекции, будут постоянными и помогут человеку улучшить качество
собственной жизни.
Список использованной литературы
1. Бейкер Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
[Текст] : / Б. Бейкер, А. Брайтман. - Москва.: Тенериф, 2006. - 497 с.
2.Джон О. Купер, Прикладной анализ поведения [Текст] : / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон,
Уильям Л. Хьюард; пер. с англ. З. Х. Измайлова-Камар. - Москва.: - «Практика», 2016. – 864 с.
3. Ловаас И. Книга Я Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by [Текст] / O. Ivar
Lovaas. - University Park Press; (April 1981).
4.Мелешкевич
О.,
Эрц
Ю.
Особые
дети.
Введение
в
прикладной
анализ
поведения
(ABA)
[Текст] : / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.
5. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] : / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; под
ред. О.С. Никольской. – Москва.: -Тенериф, 2012.
6. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА : АВА (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на
методах прикладного анализа поведения [Текст] : / Роберт Шрамм; пер. с англ. 3. Измайловой-
Камар; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.