Напоминание

"Флажный семафор"


Автор: Каплан Раиса Викторовна
Должность: воспитатель детского лагеря
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Флажный семафор"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический материал по морской дисциплине «Флажный семафор»

Так как детский лагерь «Штормовой» является кораблем, то как у любого другого корабля, у

него обязательно должны быть средства связи, так называемые «глаза и уши корабля». Моряки

не случайно продолжают пользоваться такими средствами, как азбука Морзе, радио и флажный

семафор – дело в простоте и надежности самих средств, которые при определенных условиях

успешно конкурируют с последними достижениями в области связи.

Давайте с вами подумаем, какие виды связи существуют в наше время?

Виды современной связи

Наиболее распространенными видами современной связи являются:

- Телефонная связь

- Компьютерная телефония

- Радиотелефонная связь

- Системы сотовой радиотелефонной связи

- Системы стандарта Wi-Fi

Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток. Связь им осуществляется

только словами, передаваемыми по буквам. Достигается это благодаря тому, что каждая буква

русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак. Каждый условный знак

изображается

определенным

положением

рук

с

флажками.

Путем

последовательного

изображения знаков букв, в порядке их очередности в слове, производится его передача на

расстояние. Такой способ позволяет передавать любые слова и предложения.

Прием основан на правильном определении букв по их условным знакам и составлении по ним

(чтении) слов и предложений. Переданные и принятые таким порядком слова и предложения

составляют

процесс

связи

флажным

семафором.

Условные

знаки,

установленные

буквам

алфавита,

сведены

в

таблицу,

получившую

название

семафорной

азбуки.

В

1801

году

французский артиллерийский офицер Депиллон изобрел средство связи корабля с берегом,

использующее

перемещение

трех

перекладин,

поднятых

на

мачте.

Изобретение

получило

название семафор, что в переводе с греческого означало "знак несущий".

C 1880 года стал использоваться более простой семафор, в котором было всего два флажка.

Сигнальщик

производил

руками

определенные

движения

для

передачи

букв,

цифр

и

специальных

сигналов.

В

начале

XX

века

появилась

международная

система

сигналов,

передаваемая таким образом.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Эти

флажки делаются из древка длиной в 45 см и диаметром в 2,0-2,5 см, на одном конце которого

закрепляется кусок ткани размером 30x35 см. Обычно для этой цели используется шерстяная

(флагтух) или штапельная ткань. Цвет ее выбирается одинаковым для пары флажков. Для

передачи

семафора

цвет

флажков

выбирается

в

зависимости

от

фона,

на

котором

осуществляется связь. На темном фоне применяются флажки, имеющие ткань светлого тона

(желтый, белый), а на светлом фоне - ткань красного или черного цвета. На небольшие

расстояния связь можно осуществлять и без флажков или вместо них использовать бескозырки

(головной убор) и платки.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29

буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача

производится по буквам, словами.

Например, цифра "8" будет передана словом "восемь", а запятая - словом "запятая".

С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы

младших специалистов связи ВМФ. Вместо семафора связисты будут больше времени уделять

изучению световой сигнализации азбукой Морзе. Курс семафорной азбуки оставлен только в

рамках курсов подготовки молодого бойца, как наиболее незаметный для противника способ

передачи информации.

Флажный

семафор

наиболее

простое

и

широко

распространенное

средство

связи

-

зрительной связи («глаза корабля»).

Зная семафорную азбуку, можно во время шлюпочных и туристских походов, прогулок за город,

массовых игр в детских лагерях переговариваться на достаточно большом расстоянии.

Чтобы знаки семафорной азбуки в руках передающего и принимающего были хорошо видны,

флажки должны иметь размер примерно 30 на 40 см. Изготовить флажки можно из любого

материала различного цвета, кроме белого (белый – цвет сдачи).

С л у ж е б н ы е

з н а к и

с е м а ф о р н о й

а з б у к и :

-

знак вызова - для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных

флажков, поднятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных

д л я

б у к в ы

У .

- знак ответа - для подтверждения приема знака вызова на связь (вызов на связь замечен), а

также для подтверждения каждого правильно принятого слова при ведении переговоров. Дается

взмахами семафорных флажков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны выходить за

п р е д е л ы ,

у с т а н о в л е н н ы е

д л я

б у к в ы

А .

- знак повторения (ошибки) - для запроса о повторении непринятого слова. Дается подъемом

дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствующих положению рук для знака Ь

(Ъ).

Применяется

при

передаче

текста

и

как

знак

ошибки,

после

чего

следу ет

передача

п р а в и л ь н о г о

( и с п р а в л е н н о г о )

с л о в а .

- знак окончания - для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены.

Обозначается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и

п р а в о й

р у к о й

н е с к о л ь к о

р а з .

-

знак

разделительный

-

при

передаче

сигнала,

состоящего

из

нескольких

сигнальных

сочетаний, для разделения одного сигнального сочетания от другого. Обозначается подъемом

семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к ногам.

Этот

служебный

знак

похож

на

знак

повторения,

разница

только

в

том,

что

при

знаке

повторения семафорные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном —

один раз.

Основной

метод

обучения

практические

упражнения

по

приему

и

передаче

флажного

семафора. С самого начала обучения надо добиться правильной постановки корпуса, головы и

рук. Следует также правильно держать флажки: руки с древками флажков должны составлять

одну линию. Очень важно сразу же акцентировать внимание обучаемых при передаче семафора

переходить от одного знака к другому, не опуская рук. Только при соблюдении этого требования

в

дальнейшем

удается

добиться

увеличения

скорости

передачи.

В

начале

обучения

не

рекомендуется гнаться за скоростью передачи, так как это может привести к небрежности в

показе знаков. По мере освоения азбуки нужно постепенно переходить от передачи отдельных

букв

к

передаче

и

приему

слов,

предложений (принцип

от

простого

к

сложному). Для

быстроты освоения азбуки следует работать по следующим принципам:

работа

вместе

(преподаватель

стоит

к

ребятам

лицом

на

небольшом

возвышении,

подростки размещаются в шахматном порядке на расстоянии вытянутых рук);

работа с зеркалом (отрабатывается четкая постановка рук);

работа в парах (закрепление и отработка полученных знаний);

использование игровых и соревновательных методов (развитие интереса);

работа по принципу от простого к сложному.

Правила показа букв семафорной азбукой.

Правило №1: у каждой буквы есть своя пара

Правило №2: у буквы, которая в паре идет первая по алфавиту, правая рука выше левой

Для удобства запоминания знаков семафорная азбука изучается по трем группам:

Первая группа буквенных знаков:

- знаки правой руки – Н, В, Е, Ё,Э, И, Й;

- знаки левой руки – О, Г, С;

- знаки двух рук – А, Т, У, Ь,Ъ.

Вторая группа буквенных знаков:

- знаки выше плеч – П - Р, Ж - З, Ш – Щ;

- знаки ниже плеч – Ц – Ч;

- знаки по диагонали – Л – М и образующиеся от них – Ф – Ы.

Служебные знаки семафорной азбуки:

- знак ожидания - при необходимости временно прервать передачу или прием семафора.

Сигнальщик, прерывающий передачу (прием), описывает над головой горизонтальные круги

п о д н я т ы м и

к в е р х у

с е м а ф о р н ы м и

ф л а жками.

- знак вопроса - в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается

п е р е д а ч е й

д в а

р а з а

з н а к а ,

с о о т в е т с т в у ю щ е г о

б у к в е

Т .

- знак невозможности приема - для показа передающему сигнальщику, что прием невозможен

(плохо видны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в

одной руке трех окружностей в вертикальной плоскости.

Третья группа буквенных знаков:

- знаки наперекрест – Б – Д , К – Х.;

- ( исключение из правила №2), Ю – Я.



В раздел образования