Авторы: Самойлес Наталья Николаевна, Петрова Татьяна Альбертовна
Должность: Заведующий ДОУ, учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Северск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством организации в ДОУ семейного клуба "Мастерская добрых дел"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОУ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «МАСТЕРСКАЯ
ДОБРЫХ ДЕЛ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 56»
г. Северск, Томская область
Самойлес Наталья Николаевна,
заведующий ДОУ;
Петрова Татьяна Альбертовна,
старший воспитатель, учитель-логопед
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально
призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня,
степень
педагогического
просвещения
родителей,
побуждают
использовать
на
ряду
с
традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проект
«Мастерская
добрых
дел»
нацелен
на
изменение
самой
философии
взаимодействия
детского
сада
и
семьи:
с
одной
стороны,
ДОУ
становится
учреждением
комплексной
поддержки
и
содействия
развитию
родительской
компетентности,
с
другой
стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как
обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации
проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»;
идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых
сторон друг друга.
Нужно
помнить,
что
будущее
создается
сегодня!
С
семьи
начинается
всё.
От
ее
благополучия,
успехов
и
развития
зависит
развитие
города,
региона,
страны.
Семья,
как
основной
элемент
общества,
была
и
остается
хранительницей
человеческих
ценностей,
культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
С
семьи
начинается
жизнь
человека,
здесь
происходит
формирование
его
как
гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем
строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья
делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для
подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя
детского сада - донести эту мысль до родителей. Данный проект направлен на сплочение
детского коллектива и ребенка с семьей.
B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых
индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее
коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, –
начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет
каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
Важность
семейного
воспитания
в
процессе
развития
детей
определяет
важность
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а
порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от
решения
вопросов
воспитания
и
личностного
развития
ребёнка.
Между
тем,
именно
в
дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс
социализации
крайне
важен
и
необходим
каждому
ребенку.
Семья
и
детский
сад
–
два
общественных
института,
которые
стоят
у
истоков
нашего
будущего,
будущих
взрослых
граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего
государства.
В
основе
взаимодействия
современного
дошкольного
учреждения
и
семьи
лежит
сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так
как
семейное
воспитание
претерпевает
значительные
изменения.
В
современном
мире
родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые
цели и задачи в дошкольном образовании:
-ФГОС
дошкольного
образования,
где
прописаны
требования
к
структуре
ООП
дошкольного образовательного учреждения к условиям реализации ООП ДО, в них одно из
основных
направлений
-
взаимодействие
с
семьями
детей
по
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
С другой стороны, анализ работы показывает, что существуют проблемы в
эффективном взаимодействии родителей и педагогов. Проблемы воспитания, развития детей,
как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами. Воспитатели не
всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с
семьёй.
Родители
и
педагоги
не
готовы
иногда
совместно
успешно
взаимодействовать
по
реализации ООП ДО, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов
образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Цель родительского клуба:
- совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе
методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства образовательного
учреждения.
Задачи:
- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач
воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
-создавать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
-организовывать
совместную
деятельность
по
созданию
условий
для
личностного
становления ребёнка;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Ожидаемые результаты:
создание
положительной
эмоциональной
среды
общения
между
детьми,
родителями
и
педагогами;
развитие
креативных
способностей
детей
и
родителей
в
совместной
конкурсной
деятельности;
появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
обобщение опыта семейного воспитания;
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Формы работы:
- занятия и совместная деятельность с детьми с целью выявления начальных знаний о
семье;
- индивидуальные
консультации
родителей,
родительские
собрания,
раскрывающие
важность семейного воспитания;
- анкетирование родителей, детей и педагогов по теме проекта;
- разработка конспектов различных мероприятий (занятий, праздников, развлечений);
- изготовление стендового и информационного материала для родителей;
- разработка положений проведения фестивалей, конкурсов, выставок и др. мероприятий
по совместной работе ДОУ и семьи;
- организация совместных мероприятий;
- организация совместных семейно - игровых праздников;
- оформление выставок семейного творчества;
- изготовление буклетов, лэтбуков, дидактических и развивающих игр по теме проекта;
- распространение информации и оформление информационных материалов для стендов
о семейном воспитании;
- организация фотоотчетов на сайте и в ДОУ по теме проекта.
Риски:
Трудность
привлечения
родителей
к
участию
в
мероприятиях
ДОУ,
особенно
из
проблемных семей.
Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ
Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная
задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование
нетрадиционных
форм
взаимодействия
детского
сада
с
семьей
способствует
повышению
эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в
решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в
большинстве проблем.
Мы
считаем,
что
положительный
результат,
может
быть,
достигнут
только
при
объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее
взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении
дошкольного
детства
ребенка.
И
это
возможно
при
условии
учета
особенностей
каждой
конкретной семьи.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении
способствует
объединению
педагогов,
родителей
и
детей
на
основе
общих
интересов,
привлекает
взрослых
к
проблемам
детей,
тем
самым,
способствуя
повышению
качества
образовательного процесса.