Напоминание

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством организации в ДОУ семейного клуба "Мастерская добрых дел"


Авторы: Самойлес Наталья Николаевна, Петрова Татьяна Альбертовна
Должность: Заведующий ДОУ, учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Северск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством организации в ДОУ семейного клуба "Мастерская добрых дел"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОУ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «МАСТЕРСКАЯ

ДОБРЫХ ДЕЛ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 56»

г. Северск, Томская область

Самойлес Наталья Николаевна,

заведующий ДОУ;

Петрова Татьяна Альбертовна,

старший воспитатель, учитель-логопед

Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально

призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня,

степень

педагогического

просвещения

родителей,

побуждают

использовать

на

ряду

с

традиционными, новые методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проект

«Мастерская

добрых

дел»

нацелен

на

изменение

самой

философии

взаимодействия

детского

сада

и

семьи:

с

одной

стороны,

ДОУ

становится

учреждением

комплексной

поддержки

и

содействия

развитию

родительской

компетентности,

с

другой

стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как

обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации

проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»;

идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых

сторон друг друга.

Нужно

помнить,

что

будущее

создается

сегодня!

С

семьи

начинается

всё.

От

ее

благополучия,

успехов

и

развития

зависит

развитие

города,

региона,

страны.

Семья,

как

основной

элемент

общества,

была

и

остается

хранительницей

человеческих

ценностей,

культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

С

семьи

начинается

жизнь

человека,

здесь

происходит

формирование

его

как

гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем

строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья

делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для

подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя

детского сада - донести эту мысль до родителей. Данный проект направлен на сплочение

детского коллектива и ребенка с семьей.

B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых

индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее

коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, –

начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет

каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».

Важность

семейного

воспитания

в

процессе

развития

детей

определяет

важность

взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а

порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от

решения

вопросов

воспитания

и

личностного

развития

ребёнка.

Между

тем,

именно

в

дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс

социализации

крайне

важен

и

необходим

каждому

ребенку.

Семья

и

детский

сад

два

общественных

института,

которые

стоят

у

истоков

нашего

будущего,

будущих

взрослых

граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего

государства.

В

основе

взаимодействия

современного

дошкольного

учреждения

и

семьи

лежит

сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так

как

семейное

воспитание

претерпевает

значительные

изменения.

В

современном

мире

родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые

цели и задачи в дошкольном образовании:

-ФГОС

дошкольного

образования,

где

прописаны

требования

к

структуре

ООП

дошкольного образовательного учреждения к условиям реализации ООП ДО, в них одно из

основных

направлений

-

взаимодействие

с

семьями

детей

по

реализации

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

С другой стороны, анализ работы показывает, что существуют проблемы в

эффективном взаимодействии родителей и педагогов. Проблемы воспитания, развития детей,

как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами. Воспитатели не

всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с

семьёй.

Родители

и

педагоги

не

готовы

иногда

совместно

успешно

взаимодействовать

по

реализации ООП ДО, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов

образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.

Цель родительского клуба:

- совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе

методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства образовательного

учреждения.

Задачи:

- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач

воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;

- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

-создавать

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки;

-организовывать

совместную

деятельность

по

созданию

условий

для

личностного

становления ребёнка;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Ожидаемые результаты:

создание

положительной

эмоциональной

среды

общения

между

детьми,

родителями

и

педагогами;

развитие

креативных

способностей

детей

и

родителей

в

совместной

конкурсной

деятельности;

появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

обобщение опыта семейного воспитания;

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Формы работы:

- занятия и совместная деятельность с детьми с целью выявления начальных знаний о

семье;

- индивидуальные

консультации

родителей,

родительские

собрания,

раскрывающие

важность семейного воспитания;

- анкетирование родителей, детей и педагогов по теме проекта;

- разработка конспектов различных мероприятий (занятий, праздников, развлечений);

- изготовление стендового и информационного материала для родителей;

- разработка положений проведения фестивалей, конкурсов, выставок и др. мероприятий

по совместной работе ДОУ и семьи;

- организация совместных мероприятий;

- организация совместных семейно - игровых праздников;

- оформление выставок семейного творчества;

- изготовление буклетов, лэтбуков, дидактических и развивающих игр по теме проекта;

- распространение информации и оформление информационных материалов для стендов

о семейном воспитании;

- организация фотоотчетов на сайте и в ДОУ по теме проекта.

Риски:

Трудность

привлечения

родителей

к

участию

в

мероприятиях

ДОУ,

особенно

из

проблемных семей.

Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная

задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование

нетрадиционных

форм

взаимодействия

детского

сада

с

семьей

способствует

повышению

эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в

решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в

большинстве проблем.

Мы

считаем,

что

положительный

результат,

может

быть,

достигнут

только

при

объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее

взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении

дошкольного

детства

ребенка.

И

это

возможно

при

условии

учета

особенностей

каждой

конкретной семьи.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении

способствует

объединению

педагогов,

родителей

и

детей

на

основе

общих

интересов,

привлекает

взрослых

к

проблемам

детей,

тем

самым,

способствуя

повышению

качества

образовательного процесса.



В раздел образования