Автор: Рехтина Анжелика Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад
Населённый пункт: г.–к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: программа дополнительного образования по по социально – коммуникативному развитию (формирование основ безопасности)
Тема: «Зеленый огонек»
Раздел: дошкольное образование
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
Детский сад «Дельфин» № 19
_____________ И.Р.Салахова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
ПРОГРАММА
по социально – коммуникативному развитию
(формирование основ безопасности)
«Зеленый огонек»
возраст воспитанников от двух до семи лет
срок реализации 5 лет
Автор:
воспитатель
Рехтина Анжелика Сергеевна
- 2019 -
~
2
~
Пояснительная записка
Обеспечение
здоровья
детей
-
основная
цель,
главная
задача
цивилизованного
общества.
В
практику
дошкольных
учреждений
в
настоящее
время
вошли
программы
по
основам
безопасности
жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка
навыков
правильного
поведения
в
нестандартных,
а
порой
и
опасных
ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах города и поселков нашей страны,
увеличение
скорости
их
движения,
плотности
транспортных
потоков,
растущие
пробки
на
автодорогах
являются
одной
из
причин
дорожно
–
транспортных
происшествий.
Никого
не
оставляют
равнодушным
неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и
дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все
более
важной
государственной
задачей.
Большую
роль
в
решении
этой
проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно
– транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки
правильного
поведения
на
дороге
необходимо
с
самого
раннего
возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,
усвоенные
ребенком,
впоследствии
становятся
нормой
поведения,
а
их
соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного
движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа
тесно связана
с
развитием
ориентировки
в
пространстве
и
предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за
свое поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в моей кружковой работе, целью которой
является
не
механическое
заучивание
ПДД,
а
формирование
и
развитие
познавательной
деятельности,
ориентированной
на
понимание
опасности
и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса
форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые
технологии,
применяемые
в программе,
дают
возможность
включиться ребенку
в практическую
деятельность, в
условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на
дорогах
и
улицах,
в
котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление поведением.
Актуальность:
современные
требования
к образованию
предусматривают
необходимость
сконцентрировать
своё
внимание
на
соблюдении
ПДД
и
культуре
личной безопасности.
Обеспечение
безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма является одной из наиболее насущных задач,
требующей безотлагательного решения.
~
3
~
Новизна: главное достоинство работы по данной программе в том, что
она даёт детям реальные представления о правилах дорожного движения. В
совместной деятельности воспитателя и детей прививаются необходимые
навыки безопасного поведения
на
дорогах
в
различных
дорожно-
транспортных ситуациях, решаются задачи по воспитанию личности, хорошо
знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их
исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом
разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Вся деятельность
происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Цели кружковой организации:
‒
Создание
условий
в
группе
для
обучения
детей
правилам
дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.
‒
Формирование
навыков
адекватного
поведения
в
различных
неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице.
‒
Формирование
у
родителей
воспитанников
чувства
ответственности за жизнь и здоровье детей.
Задачи кружковой организации:
Образовательные:
‒
Формировать
у
детей
старшего
возраста
знания
о
культуре
поведения на дороге.
‒
Обучать
умению
использовать
макет
для
моделирования
ситуации в игровом пространстве.
Воспитательные:
‒
Воспитывать патриотические чувства по отношению к родному
городу.
‒
Воспитывать
ответственность
за безопасность своей
жизни
и
жизни других людей.
‒
Воспитывать
потребность
в
соблюдении
правил
дорожного
движения.
Развивающие:
‒
Развивать мотивацию к безопасному поведению.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в
ходе
освоения образовательных
областей «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое
развитие»,
«Познавательное
развитие, «Физическое
развитие», «Художественно - эстетическое развитие», что прослеживается в
содержании занятий кружковой организации и обеспечивает разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Методика:
тематические
занятия,
беседы,
игровые
уроки,
практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание
ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Контингент обучаемых: дети дошкольного возраста от двух до семи
лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 5 лет.
~
4
~
Формы и режим занятий: работа кружковой организации рассчитана
на 36 часов, 1 раз в неделю, продолжительностью от 10 до 30 минут (в
соответствии
с
действующим
СанПином
2.4.1.
3049-13).
Число воспитанников кружка - 10 человек. Занятия проходят в групповой
комнате
с
использованием
мультимедийной
установки,
настольных
игр,
наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов
по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
‒
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
‒
наглядный;
‒
практический;
‒
игровой.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
‒
объяснительно
-
иллюстративный
-
дети
воспринимают
полученные знания и освоенные способы деятельности;
‒
частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске,
решении поставленной задачи совместно с педагогом;
‒
исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
детей на занятиях:
‒
фронтальный (одновременная работа со всеми детьми);
‒
индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы);
‒
групповой (организация работы в группах);
‒
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем).
Форма
подведения
итогов:
тестирование,
праздник
на тему: «Выпускные экзамены для будущих школьников по ПДД».
Методические пособия:
1.
Безопасность на улицах и дорогах: метод, пособие для работы с
детьми ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М.
Д. Маханева. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
2.
Безопасность:
учеб.
пособие
по
основам
безопасности
жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева,
Р. Б. Стеркина. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 144 с.
3.
Белая,
К.
Ю.
Я
и
моя
безопасность.
Тематический
словарь
в
картинках: Мир человека / К. Ю. Белая. - М. : Школьная Пресса, 2010. - 48 с.
4.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. –
М.: Мозаика – Синтез, 2013.
5.
Елжова Н.В. ПДД в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
6.
Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н.А. Извекова. –
М.: ТЦ Сфера, 2013.
~
5
~
7.
Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по
основам безопасности детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей
дет. сада / К. Ю. Белая [и др.]. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 24 с.
8.
Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. – М.: Скрипторий 2003,
2007.
9.
Обучение
детей
дошкольного
возраста
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах
/
Региональный
стандарт
Мин-ва
образования
Республики Татарстан / Л. А. Артемьева [и др.]. - Казань, 1995.
10. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с
детьми 2 – 7 лет / авт. – сост. Сташкова Т.Н., Гурылева Н.И. – Волгоград,
2013.
11. Петрова К.В. Как научить детей ПДД? – СПб.: детство – пресс,
2013.
12. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /
сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова; под
ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
13. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет / авт. -сост.
Г.Д.Беляевскова. – Волгоград: Учитель, 2013.
14. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников
с
правилами
дорожного
движения:
для
работы
с
детьми
3-7
лет.
-
М.:
Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. : цв. вкл.
15. СаулинаТ.Ф.
Знакомим
дошкольников
с
правилами
дорожного
движения. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
16. Степаненкова,
Э.
Я.
Дошкольникам
о
правилах
дорожного
движения / Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1978. - 64
с.
17. Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста /
Р. Б. Стеркина. - М.: Просвещение, 2000.
10. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для сред, и ст.
дошк. возраста : кн. для дошкольников, воспитателей дет. сада и родителей /
К. Ю. Белая [и др.]. - М.: Просвещение, 2005.
11. Храмцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей
дошкольного возраста : учеб. пособие / Т. Г. Храмцова. - М.: Педагогическое
общество России, 2005.
12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. –
М.: Скрипторий 2003, 2012.
13. Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения – М.:
Скрипторий 2003, 2013.
14. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей /
Т. А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2004.
15. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5
– 8 лет – М.: ТЦ Сфера, 2010.
16. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет
– М.: ТЦ Сфера, 2013.
~
6
~
Наглядно-дидактические пособия:
1.
Правила безопасности для детей. Комплект наглядных пособий для
дошкольных учреждений и начальной школы. - Харьков : Ранок, 2008.
2.
Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников.
Комплект сюжетных картинок. - ООО «Издательство Скрипторий 2003»,
2008.
3.
Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста :
учеб.- нагляд. пособие для детей дошкольного возраста / Р. С. Стеркина. - М.:
Просвещение, 2000.
4.
Настольно-развивающие
игры
«Внимание!
Дорога!»,
«Лото
осторожностей» и пр.
5.
Плакаты серии «Азбука безопасности для дошкольников».
Перспективный план
по обучению правилам дорожного движения
в I младшей группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Рассматривание большой и маленькой машины (игрушки)
2. Дидактическая игра «Куклы едут в гости».
Цель: учить называть и различать большую и маленькую машины,
проговаривая
слова
«большая»,
«маленькая».
Сажать
большую
куклу
в
большую машину, маленькую куклу сажать в маленькую.
Занятие 2.
Тема:
1. Рассматривание разных по величине машин на иллюстрациях.
2. Дидактическая игра «Найди такую же машинку».
Цель: сравнивать по величине машины на рисунке, учить показывать
большую и маленькую.
Учить
показывать
большое
круглое
колесо,
показывать
маленькое
колесо.
Занятие 3.
Тема:
1.
Знакомство
с
красным
цветом.
Упражнение:
нарисуй
красный
кружок.
Цель:
познакомить
детей
с
красным
цветом.
Научить
рисовать
и
находить предметы красного цвета.
Занятие 4.
Тема:
1. Знакомство с легковой машиной (игрушка)
2. Дидактическая игра «Назови и покажи».
~
7
~
Цель:
называть
все
части
машины:
руль,
кабина,
колесо,
двери,
багажник, мотор.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Рассматривание грузовой машины (игрушка).
2. Дидактическая игра «Назови и покажи».
Цель: познакомить с грузовой машиной, уметь называть все части
машины.
Занятие 2.
Тема: Рассматривание грузовой машины на улице.
Цель: рассмотреть машину, отметить, что она большая, назвать все
части.
Ввести
в
активный
словарь
детей
слова:
грузовик,
легковой
автомобиль.
Занятие 3.
Тема:
1. Рассматривание иллюстрации с изображением легковой машины.
2. Дидактическая игра: «Найди и покажи».
Цель: учить узнавать легковую и грузовую машины на картинках.
Занятие 4.
Тема: 1. Наблюдение за работой водителя.
Цель:
наблюдать,
как
шофер
садится
в
кабину,
заводит
мотор,
поворачивает руль. Знать, что когда едет машина, нужно уступать ей дорогу.
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Знакомство с зеленым цветом.
2. Дидактическая игра «Найди и покажи».
Цель: познакомить детей с зеленым цветом, (зеленые листья, зеленая
травка,
платье,
карандаш,
машина,
огонек
на
светофоре)
среди
других
цветов.
Занятие 2.
Тема:
1. Закрепление знаний красного и зеленого цветов.
2.
Дидактическая
игра
«Назови
правильно».
(воспитатель
называет
цвет, а дети поднимают такого же цвета изображение предмета).
Цель: закрепить знания красного и зеленого цветов.
Занятие 3.
Тема: Знакомство с автобусом, (игрушка, картинка).
Цель: узнавать и называть автобус, его основные части на картинке,
игрушке. Знать, что автобус перевозит пассажиров.
Занятие 4.
Тема: Сравнение автобуса, грузовой машины, грузовой на примере
игрушек или картинках.
~
8
~
Цель:
видеть
различие
и
сходство
грузовой,
легковой
машин
и
автобуса.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Знакомство с желтым цветом.
2. Дидактическая игра « Найди и покажи».
Цель:
познакомить
с
желтым
цветом,
научить
выделять
его
среди
других цветов. Знать, что желтыми бывают одуванчики, солнышко, цыплята.
Занятие 2.
Тема: Дидактическая игра «Какой?»
Цель:
различать
и
называть
цвета
карандашей
(красный,
желтый,
зеленый).
Занятие 3.
Тема:
Дидактическая
игра
«
отремонтируем
машину»
(приложить
кружки к силуэту такого же цвета).
Цель:
учить
детей
по
заданию
воспитателя
располагать
кружки
к
силуэту такого же цвета.
Занятие 4.
Тема:
1. Рассматривание различных видов транспорта (игрушки). Машина
легковая, грузовая, автобус.
2. Дидактическая игра «найди игрушку по описанию».
Цель: закрепить умение у детей находить, различать по внешнему виду
и называть грузовой, легковой автомобили, автобус, различать и называть
различные части машин.
ЯНВАРЬ.
Занятие 1.
Тема: Дидактическая игра «Красный и зеленый»
Цель: учить действовать по сигналу в зависимости от цвета кружка.
Занятие 2.
Тема: Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый»
Цель: соотносить действия со словами воспитателя, действовать по
сигналу, в зависимости от цвета кружка, развивать внимание.
Занятие 3.
Тема: Подвижная игра «Птички и автомобиль»
Цель: учит действовать по сигналу, воспитывать внимание. Знать, что
машине надо уступить дорогу.
Занятие 4.
Тема: дидактическая игра «Найди и расскажи».
Цель:
учить
детей
действовать
по
заданию
воспитателя,
находить
легковую, машину, автобус, грузовую. Называть их части.
ФЕВРАЛЬ.
Занятие 1.
~
9
~
Тема: Наблюдение за старшими детьми в автогородке.
Цель: побуждать детей наблюдать, рассказывать об увиденном, дать
представления о правилах на дороге (машине надо уступать дорогу, играть на
дороге нельзя, ходить у дороги и через дорогу надо с мамой или папой,
держаться за руку).
Занятие 2.
Тема: наблюдение за движением машин за территорией детского сада.
Цель:
стоя
у
ворот
детского
сада,
рассмотреть
машины,
которые
проезжают мимо. Попытаться определить
в какую сторону едет автобус
(направо), в какую сторону легковой автомобиль (налево).
Занятие 3.
Тема: подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: учить действовать по сигналу.
Занятие 4.
Тема: Рассматривание картины «Улица города».
Цель:
называть
знакомые
машины,
предположить,
куда
они
едут,
действия людей на дороге и тротуарах.
МАРТ
Занятие
1.
Наблюдение
за
движением
пешеходов
(детей
а
автогородке).
Цель: дать понятие о движении пешеходов по улице: идти спокойно, не
задевая
друг
друга.
Воспитывать
умение
быть
внимательным
на
улице,
ходить только по пешеходным дорожкам.
Занятие 2.
Тема: рассматривание светофора.
Цель:
дать
понять
о
том,
что
у
светофора
огоньки
зажигаются
поочередно.
Рассмотреть
и
понаблюдать
за
сменяемостью
сигналов
светофора.
Занятие 3.
Тема: подвижная игра «Мы - пешеходы» (автогородок)
Цель:
учить
переходить
улицу
только
на
зеленый
цвет
сигнала
светофора.
Занятие 4.
Тема: Подвижная игра «Поезд».
Цель учить двигаться в колонне, своевременно реагировать на смену
сигнала светофора.
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
Тема: Дидактическая игра «Где машина?»
Цель: знакомить детей с понятием «далеко», «близко», использовать в
речи соответствующие термины.
Занятие 2
Тема: дидактическая игра Цветные огоньки», «найди предмет такого
цвета».
~
10
~
Цель: закрепить знания детей о трех цветах светофора, называть вслух
цвет, который покажет воспитатель на табло, найти предмет такого же цвета.
Занятие 3.
Тема: Подвижная игра «Переход».
Цель: Учить двигаться в колоне по одному, не держаться друг за друга,
подчиняться сигналам светофора, не выходить из строя. Развивать внимание
и умение координировать свои действия.
Занятие 4.
Тема: дидактическая игра «Послушай и покажи».
Цель: учить по слову воспитателя находить и показывать предмет
определенного цвета.
МАЙ
Занятие 1.
Тема: подвижная игра «Мы - водители» (у всех детей «рули»).
Цель: Учить двигаться по сигналу светофора (воспитателя), соблюдать
расстояние между детьми, не наталкиваться друг на друга.
Занятие 2.
Тема: подвижная игра «Поезд»
Цель:
закрепить
умение
действовать
в
соответствии
с
сигналами
светофора и указаниями воспитателя.
Занятие 3.
Тема: подвижная игра «Разные автомобили»
Цель: учить двигаться по сигналу определенным видам транспорта.
Развивать внимание, терпение, закрепить знания различных видов машин.
Занятие 4.
Тема: рассматривание иллюстраций в книгах.
Цель: узнавать знакомые машины, светофоры, пешеходные дорожки.
Называть их. Делиться впечатлениями друг с другом.
Примечание: в летний период повторять упражнения, игры и занятия
по выбору воспитателя.
Перспективный план
по обучению правилам дорожного движения
во II младшей группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Рассматривание грузовика «ВАЗ» на территории детского сада.
Познакомить с основными частями грузовика: кабина, кузов, дверь, окна,
колеса, руль, мотор.
Цель:
Уточнить
знания
о
работе
водителя
машины,
(управляет
автомобилем, перевозит грузы.
Занятие 2
~
11
~
Тема:
1. Рассматривание легкового автомобиля марки «Волга».
2. Подвижная игра «Мы автомобилисты»
Цель: Учить выделять основные части данного вида машины, узнавать
символику на данной марке автомобиля. Учить «ездить» не сталкиваясь друг
с другом.
Занятие 3.
Тема: Рассматривание мотоцикла или велосипеда.
Цель: Учить выделять основные части: руль, колеса, бензобак, рама,
сиденье, багажник, педали. Знать, что мотоцикл и велосипед - транспорт.
Занятие 4.
Тема:
1.
Наблюдение
за
движением
транспорта
за
пределами
детского
учреждения.
2. Игра «Мы водители»
Цель: Узнавать знакомые виды транспорта, называть их, знать, как
называют человека, который сидит за рулем. (Водитель) Для чего нужны
машины? (перевозить людей и грузы). Учить приветливо « сигналить» друг
другу.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
Сравнение
грузового
и
легкового
транспорта
на
примерах
наглядного материала.
Цель: Учит называть основные части машины, находить сходство и
различие. Знать кто « главный» на дороге (машина).
Занятие 2.
Тема:
1. Рассматривание разных видов транспорта в журнале «За рулем»,
«Автомобилист».
2. Подвижная игра «Мы - водители разного транспорта».
Цель: Учить находить основные части, находить сходство и различие у
легкового
и
грузового
транспорта.
Закрепить
знания
о
разных
видах
транспорта.
Занятие 3.
Тема:
1. Рассматривание автобуса на остановке у детского сада.
2. Игра «Автобус на остановке».
Цель: Научить правильно называть: салон автобуса, окно, передняя
дверь, расположение дверей для входа и выхода в автобус: дверь для входа в
конце автобуса, дверь для выхода - в начале автобуса.
Занятие 4.
Тема:
1. Рассматривание иллюстраций троллейбуса и автобуса.
~
12
~
2. Сюжетно-ролевая игра « Мы путешествуем в автобусе по родному
городу Кисловодску»
Цель:
Учить
узнавать
на
картинках
автобус
и
троллейбус,
видеть
сходство и различие. Учить правилам поведения в транспорте. Воспитывать
интерес к своему городу.
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Рассматривание картины «Улица города».
2. Подвижная игра « Воробышки и автомобиль».
Цель: Знать что машины едут по дороге, люди - пешеходы ходят по
тротуарам. Дети играют во дворах, на улицу выходят с родителями, которые
держат их за руку. Главные на дороге - машины. Главные на тротуаре - люди.
Занятие 2.
Тема:
1. Беседа «На чем люди ездят?»
2.
Строительство
гаража
для
машин:
«Газель»
(микро-автобус),
«Волга», автобус «Икарус».
Цель: Опираясь на ранее полученный опыт детей, учить рассказывать о
своем впечатлении от езды а общественном транспорте: автобусе, трамвае,
троллейбусе, на легковом транспорте. Познакомить с некоторыми марками
машин.
Занятие 3.
Тема Знакомство со светофором (плоский макет)
Цель: Дать знания о том, что с помощью этого аппарата регулируют
движение машин и людей - пешеходов. Если загорается красный свет надо
стоять, если желтый - приготовиться, если загорелся зеленый - можно идти
через дорогу.
Занятие 4.
Тема:
1. Знакомство с работой светофора (макет)
2. Игра «Мы - пешеходы».
Цель: Закрепить ранее полученные данные.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Рассматривание разных видов светофоров на иллюстрациях.
2. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения Михалкова:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь открыт.
Цель: Дать представления о том, что светофоры бывают разные, но у
всех горят определенного цвета огоньки.
~
13
~
Занятие 2.
Тема:
1. Чтение стихотворения о светофоре Михалкова.
2. Игра с машинами «Мы - водители».
Цель:
Закрепить
знания
содержания
стихотворения,
осознанного
заучивания. В игре закрепить основы правил безопасного вождения машин.
Занятие 3.
Тема: Дидактическая игра «Найди такую же машину».
Цель: Закреплять знания и умения детей в ориентировке в пространстве
и цвета, реагировать на сигнал воспитателя.
Занятие 4
Тема:
1. Рассматривание светофора в автогородке детского сада.
2. Игра «Мы переходим улицу».
Цель: В условиях, искусственно созданных на территории детского
сада, закрепить правила перехода дороги.
ЯНВАРЬ
Занятие 1.
Тема: Знакомство с улицей, на которой находится детский сад.
Цель: уточнить знания правил поведения у дороги: не толкаться, не
спешить идти по правой стороне тротуара. Уточнить знания детей о том, что
называют тротуаром и что называют дорогой.
Занятие 2.
Тема: Знакомство с улицей. Закрепить знания о том, что по дороге едет
транспорт: грузовые и легковые машины, велосипедисты, мотоциклисты.
Цель: Закрепить ранее полученные знания.
Занятие 3.
Тема: Строительная игра «Построим нашу улицу» (строительство из
строительного материала).
Цель: Закрепить ранее полученные знания, в обыгрывании постройки
использовать ранее полученный опыт и знания ПДД.
Занятие 4
Тема: Как водитель объявляет об остановках автобуса пешеходам во
время движения автобуса по улицам города.
Цель: знать на какой остановке надо выходить в детский сад.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
Тема: Изготовления альбома из фотографий экскурсий на тему «Наша
улица».
Цель:
Учить
рассматривать
фотографии,
узнавать
знакомые
места
города, улицы.
Занятие 2.
Тема: Обучение детей ходьбе по тротуару.
~
14
~
Цель: в приближенных условиях к действительной обстановке, научить
детей правильно ходить по тротуару.
Занятие 3.
Тема:
Целевая
прогулка
по
улице,
прилегающей
к
детскому
саду.
Наблюдение за тем, как выполняются правила поведения у дороги.
Занятие 4.
Тема: Вечер развлечения для детей 2 младшей группы на тему «В
гостях у Светофорчика».
Цель:
закрепить
знания
о
сигналах
светофора
в
игровой
и
занимательной форме.
МАРТ
Занятие 1.
Тема: Игра « « Мы - водители автобусов»
Цель:
учить
развивать
сюжет
игры,
используя
практический
опыт
наблюдений за работой водителя автобуса.
Занятие 2.
Коллективный труд: «Машины нашего города».
Цель:
учить
детей,
в
соответствии
с
заданным
цветом
остановки
приклеить изображение автомобиля такого же цвета.
Занятие 3.
Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением улиц
города, автотрассы. Беседа на тему: для чего нужны машины.
Занятие 4.
Тема: игра « Пешеходы».
Цель: вспомнить, где должны ходить пешеходы, что помогает людям
переходить дорогу, какие сигналы дети выучили.
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
Тема: Игра « Путешествие на автомобилях». Воспитатель под пение
песни «Машина, машина идет, гудит» и т.д. предлагает детям имитировать
поездку
на
автотранспорте.
По
содержанию
песенки
меняются
действия
детей: гуляют, рассматривают окружающее, а потом опять садятся в свои
машины:
автобус,
троллейбус,
мотоцикл,
велосипед,
легковую
машину
«Волгу» и микроавтобус «Газель».
Цель: закрепить знания различного транспортного средства.
Занятие 2.
Тема: Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей подготовительной
группы. Принять участие в игровой деятельности в роли пешеходов.
Цель:
Уметь
без
напоминания
взрослого
реализовывать
свой
опыт
пешехода в игровой ситуации.
Занятие 3.
Тема: Наблюдение за работой водителя автобуса и пассажирами на
остановке.
~
15
~
Цель: Знать правила поведения пассажиров в автобусе: не толкаться
при входе, пропускать пожилых людей вперед, пассажиров с маленькими
детьми и т.д.
Занятие 4.
Тема: Наблюдение за тем, как взрослые и дети идут по тротуару и
переходят дорогу.
Цель: Закрепить ранее полученные знания о правилах перехода дороги.
Закрепить правила поведения у дороги.
МАЙ
Занятие 1
Тема: Игры в песке. Строительство дороги для транспорта и тротуаров
для пешеходов. Обыгрывание постройки. Чтение стихотворение Маршака
«Светофор»
Занятие 2.
Тема: Игра с детьми подготовительной группы в автогородке.
Цель:
Закрепить
знания
о
правилах
перехода
через
дорогу,
учить
правильно называть марки знакомых машин.
Занятие 3.
Тема: Рассматривание фото альбома с фотографиями: экскурсии детей
к дороге, к автобусу, к светофору и т.п.
Занятие 4.
Тема: Вечер развлечений на тему « Зеленый огонек»
Цель: Закрепить ранее полученные знания у детей по правилам ПДД.
Перспективный план
по обучению правилам дорожного движения детей
средней группы.
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Целевая прогулка « Улица моего города».
Цель: Дополнить представления детей новыми сведениями (все здания
имеют свое назначение: в одних живут люди, в других работают для всех
людей «Поликлиники, магазины, аптеки, школы, парикмахерские и т.д.)
Занятие 2.
Тема: Игра «Я скажу, а ты дополни». Воспитатель называет действия,
которые производят люди определенных профессий, а дети должны отгадать,
как называется это учреждение, где работают эти люди.
Цель: Называть учреждения по описанию.
Занятие 3.
Тема:
1.
Рассматривание
картины
с
изображением
учреждений
и
жилых
зданий.
2. Чтение Михалкова «Моя улица»
~
16
~
Цель: Закрепить ранее полученные представления об улице города.
Занятие 4.
Тема:
1. Целевая прогулка «Знакомство с улицей» .
2.
Заучивание
отрывка
из
стихотворения
«Для
тебя,
пешеход»
Тимофеева:
Объяснить можно просто.
Будь ты юн или стар.
Мостовая для транспорта,
Для людей - тротуар.
Цель: Познакомить с проезжей частью улицы и тротуаром.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Целевая прогулка. Знакомство с односторонним движением на
улице. Знакомство с двухсторонним движением на улице.
Цель: дать представления о
том, что движение на проезжей
части
улицы
бывает
односторонним
и
двухсторонним.
Проезжая
часть
может
разделяться линией.
Занятие 2.
Тема: Игра в автогородке.
Цель: Закрепить ранее полученные знания о значении линии на дороге
для автотранспорта.
Занятие 3.
Тема: Целевая прогулка. Знакомство с правилами пешеходов.
Цель: заучивание правил, познакомить детей с понятием «пешеход»,
объяснить правила для пешеходов: ходить, не толкаясь, спокойным шагом,
придерживаться правой стороны тротуара.
«На тротуаре все люди должны
Правой держаться стороны».
Занятие 4
Тема:
1. Рассматривание картины «Улицы города»
2. Игры в автогородке «Мы - пешеходы»
Цель: Расширять знания детей об улице посредством рассматривания
картины, а в игре закрепить правила пешеходов.
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Целевая прогулка в автогородок.
Цель: знакомство с пешеходной дорожкой. Дать знания о том, что
проезжую часть улицы можно переходить в специальных местах, которые
называются пешеходными переходами.
«Помнить обязан любой пешеход,
Что через улицу есть переход!»
Занятие 2.
~
17
~
Тема:
1. Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход» (группе)
2.
Вспомнить
стихи
о
ПДД.
Цель:
познакомить
со
знаком
«
Пешеходный
переход»,
закрепить
знания
о
правилах
перехода
проезжей
части улицы.
Занятие 3.
Тема:
1.
Рассказ
воспитателя
о
том,
какие
бывают
переходы
(«Зебра»
-
островок безопасности).
2. Игра «Мы переходим улицу»
Цель: закрепить знания о том, что движение бывает односторонним и
двухсторонним. Познакомить с новыми правилами перехода: при переходе
улицы посмотреть налево, дойдя до середины дороги, посмотреть направо.
Закрепить правила в игре.
Занятие 4.
Тема:
1. Прогулка к пешеходному переходу «Зебра».
2. Заучивание стихотворения о знаке перехода.
Цель: Закрепить знания детей о переходах.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1 .Беседа о том, как надо переходить улицу, какие переходы дети
знают.
2. Знакомство с подземным переходом.
Цель: дать знания о том, что переходы бывают наземные и подземные.
Через
улицу
-
«зебра»,
через
железную
дорогу
-
мост
или
специальная
дорожка, на больших проспектах или на улицах с очень сильным движением
автотранспорта,
перекрестках
и
железнодорожных
путей
-
подземные
переходы.
Занятие 2.
Тема: Экскурсия к подземному переходу.
Цель:
наблюдение
за
поведением
пешеходов,
движением
автотранспорта, пройти по подземному переходу на другую сторону улицы,
отметить преимущество этого перехода перед другими переходами (самый
безопасный)
Занятие 2.
Тема:
1. Рассматривание знака «Подземный переход».
2.
Постройка
железной
дороги,
перекрестка
дорог,
подземного
перехода из строительного материала.
Цель:
Закрепить
ранее
полученные
знания
о
знаках
перехода,
нарисовать знакомые знаки перехода.
Занятие 3.
~
18
~
Тема:
1. Беседа «Дети, улица и игра».
2. Рисуем знакомый автотранспорт.
Цель: объяснить детям, почему нельзя играть у дороги, почему надо
играть во дворах. В рисунках отобразить знания о марках машин и правилах
ПДД.
Занятие 4.
Тема: Коллективная аппликация на тему: «Улицы моего города».
Цель: Учить детей правильно располагать изображения разных видов
машин в зависимости от нахождения учреждений, (машина скорой помощи
стоит около больницы, такси около таксопарка и т.п.)
ЯНВАРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Знакомство с содержанием стихотворения Михалкова «Мяч».
2.
Игра с мячом с проговариванием правила:
«На мостовой не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться!»
3.
Научим куклу Дашу правилам поведения у дороги.
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
тем,
что
на
проезжей
части
дороги и около нее нельзя играть в мяч (он может укатиться на дорогу)
Занятие 2.
Тема:
1. Чтение произведения Клименко «Происшествие с игрушками».
2. Прогулка к светофору.
Цель: Наблюдать, как светофор регулирует движение автотранспорта,
как пешеходы выполняют правила безопасного поведения на улицах города.
С помощью художественного слова и наблюдений закрепить правила ПДД.
Занятие 3.
Тема:
1. Чтение стихотворения Плясковского «Светофор».
2. Игра «Цветные автомобили»
Цель: Закрепить знания красного и зеленого сигналов светофора для
пешехода.
Закрепить
правила
поведения
автомобилистов
на
дороге
(не
наталкиваться, не шуметь, не делать резких поворотов, при знаке «переход» -
остановиться и пропустить пешеходов).
Занятие 4.
Тема:
1. Наблюдение за работой светофора в автогородке, как выполняют
правила поведения на дороге дети старших групп.
2. Заучивание стихотворения Клименко «Светофор».
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
Тема:
~
19
~
1. Игра «Научим куклу Дашу правильно переходить дорогу».
2.
Коллективное
изготовление
макета
перекрестка
дорог
города,
(начало работы)
Цель: Продолжать учить детей выполнять правила ПДД в игровой
форме. Закрепить знания детей о сложных
участках для перехода через
дорогу.
Занятие 2.
Тема:
1. Дидактическая игра «Кто быстрее?»
2. Коллективная работа по изготовлению макета перекрестка.
Цель: Объяснить правила новой игры. Продолжать работу по созданию
макета городских улиц для индивидуальной игры в группе.
Занятие 3.
Тема: Рассматривание машин. Их назначение.
Цель:
закрепить
знания
детей
об
автодорожном
транспорте.
Знать
части машины, правильно их называть (капот, багажник, мотор, бензобак и
т.п.)
Занятие 4.
Тема:
1. Повторение стихотворения о светофоре.
2. Изготовления светофора для макета городских улиц.
Цель:
закрепить
знания
о
значении
светофора
для
пешеходов
и
водителей, закрепить знания сигналов светофора.
МАРТ
Занятие 1.
Тема: Сравнение разных видов грузовых и легковых автомобилей на
иллюстрациях журналов «За рулем» и другого иллюстративного материала.
Занятие 2.
Тема:
1. Чтение книги Ю. Магутина «Ты идешь по улице»
2. Рассматривание фотографий улиц родного города.
Цель: углублять знания детей о разнообразии машин. Подвести детей к
тому, что все водители должны соблюдать все правила. Узнавать знаковые
улицы города.
Занятие 3.
Тема:
1. Сравнение грузового и легкового транспорта.
2. Чтение рассказа «Кто важней на улице» Клименко.
Цель:
Знать
назначение
грузовых
и
легковых
машин,
знать
части,
видеть общее и видеть различия.
Занятие 4.
Тема:
1. Рассматривание картины «Улица нашего города»
2. Коллективная работа по созданию макета улиц города.
~
20
~
Цель: уточнить и закрепить знания детей о структурном расположении
учреждений и других объектов в городе. Знать особенности поведения у
дороги и на дороге.
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
Тема: Строительство улиц города из строительного и сопутствующего
материала.
Цель: Уметь располагать полотно дороги и тротуаров, проектировать
перекрестки, подземные переходы.
Занятие 2.
Тема:
Дидактические
игры
«Кто
быстрее?»,
«Лото»,
Разрезные
картинки с изображением транспорта.
Цель: учить детей в игровой форме называть марки и виды машин.
Закрепить знания знаков ПДД.
Занятие 3.
Тема:
1. Игра «Светофор».
2. Чтение книги «Машины на нашей улице».
Цель: Закрепить знания детей о цветах светофора, о правилах ведения
машин по улицам города.
Занятие 4.
Тема:
1. Беседа «Наш город Кисловодск»
2.
Рассматривание альбома улиц Кисловодска.
3.
Чтение стихов о светофоре.
Цель:
Знать
особенности
дорог
города
Кисловодска
(мало
прямых
дорог, много подъемом, спусков, что затрудняет вождение автомобилей)
МАЙ
Занятие 1.
Тема:
1. Рассматривание мест остановки автобуса, маршрутного такси.
2. Игра «Поездка в автобусе»
Цель: продолжать учить детей узнавать некоторые виды транспорта,
знать правила поведения пассажиров при входе в автобус.
Занятие 2.
Тема:
1. Прогулка на ближайшую улицу около детского сада.
2. Поездка в маршрутном такси.
Цель: Закрепить правила поведения на улице во время движения по
тротуару, Знать и выполнять правила поведения в транспорте: держаться за
ручку, не толкать друг друга, не вставать во время движения транспорта.
Занятие 3.
Тема:
~
21
~
1.
Рассматривание
знаков
«Переход»,
«Подземный
переход»,
«Осторожно, дети».
2. Изобразить знаки, знакомые детям.
Цель: закрепить знания детей о знаках дорожного движения, находить
среди знакомых знаков новый знак («осторожно, дети»)
Занятие 4.
Тема:
1. Составление рассказа она тему: как надо переходить дорогу.
2.
Наблюдение
за
играми
детей
подготовительной
группы
в
автогородке.
Цель: активизировать знания у детей по правилам ПДД, принимать
участие
в
играх
по
дорожному
движению
с
детьми
подготовительной
группы.
Перспективный план
по обучению правилам дорожного движения
в старшей группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1.
Разговор - беседа «Эти правила нужны, эти правила важны»
2.
Упражнения на внимательность: найди ошибку и исправь ее.
3.
Сюжетная игра «Путешествие».
Цель: определить у детей уровень знаний правил дорожного движения.
Подвести
детей
к
умозаключению
того,
что
выполнение
правил
дорожного движения - обязанность каждого пешехода.
«Правила движения все без исключения,
знать должны зверюшки -
Барсуки и хрюшки, зайцы и тигрята, пони и котята.
Вам, ребята, тоже все их надо знать!» (В Головко.)
Занятие 2.
Тема:
1.
Рассматривание
макета
светофора.
Чтение
отрывка
из
книги
О.
Тарутина «Для чего нам светофор». Знакомство со строением улицы.
2. Целевая прогулка по автогородку.
Цель: Закрепить знания детей о строении улицы, ее составных частях:
проезжей части (дорога, трасса), тротуар, обочина. Провести наблюдение за
выполнением правил дорожного движения детьми в автогородке.
Занятие 3.
Тема:
1. Знакомство с улицей: осевая линия.
2. Упражнение: нарисуем дорогу.
3. Чтение стихотворения «Светофор».
~
22
~
4.
Игровая
ситуация:
Мишка
обгоняет
машину
на
дороге
в
неположенном месте. Что может произойти?
Цель:
Знакомить
детей
с
дорожной
разметкой,
рассказать
о
прерывистой и сплошной линиях, найти ее на плакатах, пояснить назначение
и почему надо неукоснительно соблюдать правила движения пешеходам и
водителям.
Занятие 4.
Тема:
1.
Перекресток (пересечение улиц)
2.
Рассматривание
дорожного
знака
«Пересечение
равнозначных
дорог»
3.
Игровая ситуация: Мишка выбежал на перекресток на желтый
свет для машин. Что надо сделать?
Цель: Учить детей не теряться в экстремальной ситуации, применять
правила дорожного движения. Дать общее понятие о перекрестке. Знакомить
с дорожными знаками.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема: Прогулка к перекрестку.
Цель:
учить
детей
узнавать
некоторые
знаки
дорожного
движения
«перекресток»,
«переход»,
«осторожно,
дети».
3акрепить
знания
о
перекрестке.
Занятие 2.
Тема:
1. Рассматривание плакатов «Осторожно! Улица».
2. Беседа о правилах пешеходах.
Цель: закрепить имеющиеся знания о правилах дорожного движения по
улицам города: ходить по тротуарам, ходить по правой стороне тротуара:
«Все будьте правилу верны: держитесь правой стороны»
Занятие 3.
Тема:
1. Правила перехода улицы.
2. Указатели перехода и разметка дорог.
3. Зарисовка знакомых дорожных знаков.
Цель: Уточнить у детей знания о правилах перехода проезжей части.
Познакомить
с
различными
указателями
переходов,
дорожным
знаком
«Пешеходный переход» и разметкой. «Если ты спешишь в пути через улицу
пройти, Там иди. Где весь народ, где есть надпись «переход». Этот знак
желает вам доброго пути, Здесь можно через улицу спокойно перейти»
Занятие 4.
Тема: Игра в автогородке.
Цель:
продолжать
учить
переходить
улицу
при
двухстороннем
движении
машин:
посмотреть
налево,
перейти
на
середину
дороги,
~
23
~
посмотреть
направо,
перейти
оставшийся
путь
спокойно,
не
перебегая
дорогу.
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Знакомство с островком безопасности.
2. Заучивание стихов о правилах дорожного движения.
Цель: Показать различные островки безопасности. Рассказать об их
назначении. Стихотворение:
« Улицу сразу не смог перейти,
На островке безопасности немного подожди!»
Занятие 2.
Тема: Знакомство с переходом на перекрестке.
Цель: наблюдение за поведением пешеходов на перекрестке. Оценить
правильность
поведения
и
отметить
нарушения
при
переходе.
Найти
правильное решение при исправлении ошибки.
Занятие 3.
Тема:
1. Знакомство с видами светофоров.
2. Игра «Едем, едем мы домой!»
Цель:
познакомить
детей
с
четырехсторонним
светофором
на
перекрестке. Закрепить знания о ранее полученных светофорах, для кого они
предназначены (для пешеходов, для автотранспорта, для незрячих звуковой)
Занятие 4.
Тема:
1. Чтение книги О.Тарутина «Для чего нам светофор».
2. Игра «Можно - нельзя».
Цель:
убедить
детей
о
необходимости
действовать
только
в
соответствии с сигналом светофора, закрепить ранее полученные знания в
игре о правилах дорожного движения.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Наблюдение за работой инспектора ГАИ.
2. Ролевая игра «Водители»
Цель: учить детей анализировать действия инспектора и нарушения
водителей на дороге. Закрепить полученные знания в игре.
Занятие 2.
Тема:
1. Рассматривание разнообразие видов транспорта.
2. «Нарисую тот вид транспорта, на котором я буду ездить, когда
выросту».
Цель:
Закрепить
знания
детей
о
видах
транспорта,
уметь
замечать
отличительные особенности внешнего вида некоторых из них.
~
24
~
Занятие 3.
Тема: Игра «Путешествуем в автобусе» (правила для пассажиров)
Цель:
продолжать
учить
детей
правильно
понимать
правила
и
выполнять их.
Занятие 4.
Тема:
1. Чтение стихотворения «На остановке». А.Кима.
2. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
ЯНВАРЬ
Занятие 1.
Тема: Сюжетно - ролевая игра « Экскурсия по городу»
Цель:
продолжать
учить
детей
правилам
поведения
в
автобусе:
во
время
поездки
не
вставать
с
мест,
не
кричать,
не
кушать,
не
сорить,
держаться за поручни.
Занятие 2.
Тема:
1. Беседа» Пассажиры и пешеходы».
2. Упражнение « ошибиться нельзя!»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге и в
транспорте.
Занятие 3.
Тема:
1. Рассказ о правильном поведении на улице у проезжей части дороги.
«Зайка - велосипедист»
2. Знакомство с основными правилами поведения на улице, (не играть у
проезжей части дороги, кататься на велосипеде только во дворе или на
детской
площадке,
не
переходить
дорогу
перед
близко
идущим
транспортом.)
Занятие 4.
Тема: Вечер развлечений «Дядя Степа - Светофор»
Цель:
в
игровой
форме
вспомнить
правила
поведения
и
знаки
дорожного внимания.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
Тема: Рассказ инспектора ГАИ о правилах дорожного движения и о
том, почему необходимо их выполнять.
Занятие 2.
Тема:
1.
Знакомство
с
дорожными
знаками:
«пункт
питания»,
«пункт
медицинской помощи», «телефон», «проезд запрещен».
2. Заучивание стихотворения: « Правилу этому следуйте строго:
Детям опасно играть на дорогах.
Хоккей - игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
~
25
~
Цель:
познакомить
с
основными
правилами
поведения
на
улице
добиваться осознанного
Занятие 3.
Тема: Продолжение занятия № 2.
Цель: заучить стихотворение:
«Помни, кататься на велосипеде
По мостовой запрещается детям.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться.
Занятие 4.
Тема: Знакомство с дорожным знаком «Дети»
Цель: Объяснить значение знака «дети». Расширить представления о
том, к чему приводит незнание правил безопасности.
МАРТ
Занятие 1.
Тема:
1. Знакомить детей со знаками «Место стоянки», «Проезд запрещен»
2. Игра по правилам дорожного движения на макете городских улиц.
Цель:
продолжать
учить
детей
читать
знаки,
в
игровой
форме
правильно выполнять их.
Занятие 2.
Тема:
1.
Рассматривание
дорожных
знаков
в
автогородке
на
территории
детского сада.
2. Игра «Мы - водители», «Мы - пешеходы».
Цель:
продолжать
учить
детей
читать
дорожные
знаки,
выполнять
правила движения автотранспорта и пешеходам в автогородке.
Занятие 3.
Тема: Беседа с юными инспекторами (школьниками): «Эти правила
нужны всем»
Цель: Развивать интерес к выполнению правил дорожного движения, к
их выполнению.
Занятие 4.
Тема: праздник, подготовленный совместными усилиями работников
ГАИ, родителей и детей на тему «Красный, желтый, зеленый».
Цель: продолжать формировать у детей знания о правилах дорожного
движения о пользе светофора, перехода, островков безопасности.
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
Тема: Развлечение «Конкурс знатоков правил дорожного движения»
Цель: продолжить работу по формированию у детей стойкой привычки
выполнения правил дорожного движения, показать теоретические знания
правил ПДД.
Занятие 2
~
26
~
Тема: Экскурсия по городу Кисловодску.
Цель: Знакомство с улицами, перекрестками, дорожными знаками в
реальных условиях.
Занятие 3.
Тема: Сюжетная игра «Перекресток»
Цель:
развивая
сюжет
игры,
упражнять
детей
в
практическом
выполнении правил поведения на перекрестке.
Занятие 4.
Тема:
1.Рассказы детей о правилах поведения в транспорте.
2.Игры «Автомобильное лото», «Домино».
Цель: уточнить знания детей о правилах поведения, закрепить правила
ПДД, виды машин.
МАЙ
Занятие 1
Тема:
1. Рассматривание плаката «Школа светофора».
2. Изготовление макета близлежащей улицы к детскому саду.
Цель: Продолжать закреплять ранее полученные навыки и знания ПДД.
Занятие 2.
Тема:
Рисунки
детей
на
тему
«Мы
знаем
правила
дорожного
движения».
Цель: Учить детей выражать на бумаге свои знания и умения по ПДД,
Занятие 3.
Тема: Вечер развлечений « говорящие знаки»
Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в
транспорте, на дороге, во дворах.
Занятие 4.
Тема: Экскурсия к посту ОГИБДД.
Цель: Вызвать интерес к работе инспекторов ОГИБДД, закрепить ранее
полученные знания.
Перспективный план
по обучению детей правилам дорожного движения
в подготовительной к школе группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Разговор с детьми «Кому нужны правила дорожного движения?»
2. Коллективная работа по аппликации «Наша улица».
Цель:
Продолжать
работу
по
формированию
у
детей
устойчивых
знаний
по
правилам
дорожного
движения.
Закрепить
ранее
полученные
знания об улице, ее особенностях строения.
~
27
~
Занятие 2.
Тема:
1.
Чтение
и
беседа
по
содержанию
«Случай
на
мостовой»
(Ю.
Могутин)
2. Правила для пешеходов. Дорожные знаки «Пешеходный переход».
Цель: Выявить уровень знаний у детей по теме «дорожные знаки».
Познакомить с новым (предупреждающим знаком) «Пешеходный переход».
Помочь детям понять значение знаков.
Занятие 3.
Тема:
1. Игра в автогородке «Мы едем, едем, едем в далекие края!»
2. Игровая ситуация: в автобусе ехал «заяц».
Цель: Уточнить и расширить знания детей о правилах поведения в
общественном транспорте.
Занятие 4.
Тема:
1. Дорожный знак «Автозаправочная станция».
2. Рисуем автозаправочную станцию.
Цель: познакомить с новым знаком, в рисунках отобразить правила
пожарной безопасности на технической и заправочной станции.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 .
Тема:
1. Заучивание стихотворения
«Вдруг шофер затормозил
В машине кончился бензин.
Но знак сказал: грустит не надо,
Станция заправки рядом»
2. Экскурсия к заправочной станции «ЮКОС» по проспекту Победы.
Цель: Закрепить ранее полученные знания о видах топлива (бензин, газ,
солярка). Наблюдение за работой заправщика машин, какие виды топлива,
какому виду транспорта нужны. Отметить экологичность газозаправки.
Занятие 2.
Тема:
1. Дорожные знаки «Место отдыха», «Гостиница».
2. Игра «Пассажиры и пешеходы».
Цель: рассказать о значении дорожных знаков. В игре упражнять в
правильном применении правил для пешеходов, водителей и пассажиров.
Занятие 3.
Тема: Экскурсия к проспекту.
Цель:
наблюдать
за
движением
транспорта,
пешеходов,
отметить
некоторые правила для пассажиров общественного транспорта. Вспомнить,
что такое перекресток, наблюдение за работой светофора. Повторить стихи о
правилах дорожного движения.
~
28
~
Занятие 4.
Тема: Викторина «Красный, желтый, зеленый»
Цель: Закрепить знания о назначении сигналов светофора, о правилах
перехода дороги и поведении на улице.
НОЯБРЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Знакомство с дорожным знаком «Двустороннее движение».
2. Рассказ воспитателя «Для чего нужны дороги»
Цель:
Познакомить
детей
с
новым
дорожным
знаком,
уточнить
и
расширить знания детей о значении дорог в жизни человека.
Занятие 2.
Тема:
1. Игры в автогородке с применением правил дорожного движения.
2. Разучивание стихотворения
« Мы знака каждого значенье
Усвоили и поняли:
Здесь - в обе стороны движенье.
А здесь – одностороннее»
Цель: закрепить знания о правилах движения, правил для пешеходов,
правил для пассажиров. Закрепить знания о разметки на дороге.
Занятие 3.
Тема:
1. Чтение А. Валентинова «Счастливого пути».
2. Игра «Пассажиры, пешеходы и водители»
Цель: Показать детям, опираясь на их опыт, труд многих людей в
строительстве дорог. Закрепить и уточнить ПДД.
Занятие 4.
Тема:
1. «Что начерчено на дороге» (контрольный диктант)
2. Игры «Автомобильное лото», «Домино», пазлы.
Цель: активизировать память детей при изображении разметки дороги
на листе бумаги, закрепляя ранее полученные знания.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1.
Тема: Автобусная экскурсия по городу Кисловодску.
Цель: применять ранее полученные знания о правилах поведения в
общественном транспорте.
Занятие 2.
Тема:
Экскурсия
на
городскую
площадь.
Знакомство
со
знаком
«кольцевая дорога»
Цель: наблюдение за движением транспорта «по кольцу». Отметить
роль знания правил водителями, но и выполнение их. Соблюдение правил
движения - сохраненные жизнь и здоровье.
~
29
~
Занятие 3.
Тема: КВН по правилам дорожного движения.
Цель: закрепить ранее полученные навыки и знания о правилах ПДД.
Занятие 4.
Тема: Коллективная работа. Составление фотомонтажа центральных
улиц города Кисловодска.
Цель: познакомить детей с названиями проспектов и центральных улиц
и площадей родного города в интересной и занимательной форме.
ЯНВАРЬ
Занятие 1.
Тема: «Быстро саночки бегут»
Цель:
научить
детей
правилам
катания
зимой
на
санках,
коньках,
лыжах. Рассказать к чему может привести неправильно выбранное место
катания на санках.
Занятие 2.
Тема: Игры в автогородке.
Цель: предложить детям выбрать место катания Мишки на санках.
Закрепить ранее полученные навыки и знания безопасного катания зимой.
Занятие 3.
Тема:
1. Дидактическая игра «Какой знак не стоит на нужном месте?»
2. Рассматривание фотоальбома улиц, прилегающих к детскому саду.
Цель:
Закрепить
знания
детей
о
дорожных
знаках,
названия
близко
находящихся улиц к детскому саду.
Занятие 4.
Тема:
1. Знакомство с дорожным знаком: «Светофорное регулирование»
2. Контрольная работа : нарисуй все знаки, которые знаешь»
Цель: углубить знания о дорожных знаках, их значением и внешним
видом. Познакомить с новым знаком дорожного движения «Регулирование
светофором».
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
Тема:
1. «Неизведанные острова»
2. Подвижная игра «Трасса»
Цель: Напомнить детям о двустороннем движении и одностороннем, о
значении сплошной линии и прерывистой, островка безопасности.
«Мы знака каждого значенье
Усвоили и поняли:
Здесь в обе стороны движенье,
А здесь одностороннее»
«Безопасный островок есть у перекрестка,
Ты найдешь его, дружок
~
30
~
Круглый он, в полоску.
На твоем пути лежит в центре перехода.
И вернее не найти друга пешеходу!»
Занятие 2.
Тема
1. Рассматривание картины «Улица города».
2. Составление рассказа на тему «Эти правила важны, эти правила
нужны!»
Занятие 3.
Тема:
1. «Мама спит, она устала...»
2. Знакомство со знаками «подача звукового сигнала запрещена»
Цель: дать детям знания о световых и звуковых сигналах машин, об их
значении, рассказать о роли такого рода сигнальных знаков в жизни людей.
«Где поворачивает транспорт, Быть невнимательным опасно. Не просто так
сигнал мигает, Он пешеходам помогает»
Занятие 4
Тема:
1. Виды светофоров и их значение.
2. Игра «Не ошибись!»
3. Чтение стихотворения «Если бы ...» Бедарева из книги «Светофор».
Цель: продолжать детям рассказывать о значении сигналов светофора
для жизни людей.
МАРТ
Занятие 1.
Тема:
Рассматривание
разрезных
картинок
с
изображением
города,
(улиц, дорог). Составление пано.
Цель: учить правильно отвечать на вопросы по картинкам, упражнять
детей в составлении изображения картин и рассказыванию изображенной
ситуации по картинке.
Занятие 2.
Тема: Праздник по ПДД. «Посвящение в пешеходы»
Цель: привлечь детей и родителей в изготовлении дорожных знаков для
праздника
по
ПДД.
В
игровой
и
занимательной
форме
закрепить
ранее
полученные знания по ПДД. Показать детям, что знать правила ПДД должны
взрослые и дети, выполнять их обязаны все.
Занятие 3.
Тема: Экскурсия к зданию ОГИБДД г. Кисловодска.
Цель: дать понятия, что за выполнением правил дорожного движения
следят автоинспекторы. Их работа необходима и очень важна.
Занятие. 4.
Тема:
1. «Директор Дорожного Движения»
~
31
~
2. Чтение рассказа «Влиятельная палочка» Извекова. Цель: вспомнить о
значении автоинспектора на дорогах города, о его роли в случае отсутствия
светофора.
Заучить:
«Руку вверх - предупреждение,
Жди сигнала для движенья!
Повернулся он спиной - путь закрыт,
опасно, стой!»
АПРЕЛЬ
Занятие 1.
Тема:
1. Заучивание стихотворения Титова «Стой, идите!»
2. Дидактическая игра «Найди и расскажи» (дорожные знаки)
Цель:
С
помощью
текста
стихотворения
закрепить
умение
ориентироваться
в
сигналах
разных
светофоров,
упражнять
в
умении
находить названный воспитателем дорожный знак, рассказывать о значении
их для безопасности на дорогах.
«Щеки мальчишки румянятся пылко.
Смело идет по дороге Мурзилка.
Видит зеленое слово «Идите».
Затормозил свой автобус водитель.
Рядышком встали трамваи, такси.
С места не сдвинутся, как не проси!
Встали машины и вежливо ждут
Пока пешеходы проспект перейдут.
Если же «Стойте» засветится красным,
Идти через улицу очень опасно!
На тротуаре стойте и ждите,
Пока не зажжется снова «Идите»
Занятие 2.
Тема:
1. Специальные машины.
2. Игра на макете с машинами со спецсигналами.
Цель:
рассказать
детям
о
машинах,
которым
всегда
надо
уступать
дорогу. У них есть преимущество перед другим транспортом. Это машины
«скорой
помощи»,
пожарная
машина,
машина
газовой
службы,
правительственные машины.
Занятие 3
Тема:
1. Разговор - беседа с детьми и родителями «Ходить надо уметь»
2. Совместная игра «Наоборот» (роль родителей по обучению правилам
дорожного движения на себя дерут дети, а родители становятся детьми и
учат правила дорожного движения).
Занятие 4.
~
32
~
Тема:
1. Работа сотрудников ОГИБДД.
2. Пост ОГИБДД.
Цель:
вспомнить,
что
знают
о
работе
инспектора.
Наблюдение
за
работой автоинспекторов на посту ОГИБДД.
МАЙ
Занятие 1.
Тема:
1.
Чтение
рассказов
о
происшествиях
на
улицах
города
«Санки»,
«Валина мечта», «Самокат».
2. Правила игр во дворе.
Цель:
способствовать
осознанному
восприятию
правил
дорожного
движения, учить правильно оценивать дорожную ситуацию на примерах из
произведений.
Занятие 2.
Тема:
1. Знакомство с дорожным знаком «Медпункт», «Больница»
2. Упражнение «Не ошибись»
Цель: учить видеть сходство и различие в изображении различных
знаков, углубить ранее полученные знания.
Занятие 3.
Тема: Экскурсия в гараж г. Кисловодска.
Цель: познакомить детей с тем, что водители, механики занимаются
ремонтом
автотранспорта.
Для
этого
есть
специальные
установки,
с
помощью которых поднимают машину вверх, чтобы осмотреть днище, Есть
«ямы», с помощью которых так же удобно рассмотреть поломку машины.
Знакомство
с
некоторыми
инструментами.
Подвести
детей
к
умозаключению: за машиной надо ухаживать, следить за ее состоянием, и
выезжать на
улицы города должна только
исправная машина. Это
тоже
правило дорожного движения.
Занятие 4.
Тема: Праздник «Выпускные экзамены для будущих школьников по
ПДД»
Цель: выяснение готовности детей самостоятельно оценивать дорожно
- транспортные ситуации, закрепление уверенности ребенка в том, что он
сможет
применить
в
практике
свои
ранее
полученные
знания
по
ПДД.
Привлечение родителей к проблеме детского травматизма на дорогах города.