Напоминание

«Зеленый огонек»


Автор: Рехтина Анжелика Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад
Населённый пункт: г.–к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: программа дополнительного образования по по социально – коммуникативному развитию (формирование основ безопасности)
Тема: «Зеленый огонек»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Дельфин» № 19

_____________ И.Р.Салахова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

ПРОГРАММА

по социально – коммуникативному развитию

(формирование основ безопасности)

«Зеленый огонек»

возраст воспитанников от двух до семи лет

срок реализации 5 лет

Автор:

воспитатель

Рехтина Анжелика Сергеевна

- 2019 -

~

2

~

Пояснительная записка

Обеспечение

здоровья

детей

-

основная

цель,

главная

задача

цивилизованного

общества.

В

практику

дошкольных

учреждений

в

настоящее

время

вошли

программы

по

основам

безопасности

жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка

навыков

правильного

поведения

в

нестандартных,

а

порой

и

опасных

ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах города и поселков нашей страны,

увеличение

скорости

их

движения,

плотности

транспортных

потоков,

растущие

пробки

на

автодорогах

являются

одной

из

причин

дорожно

транспортных

происшествий.

Никого

не

оставляют

равнодушным

неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и

дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все

более

важной

государственной

задачей.

Большую

роль

в

решении

этой

проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно

– транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них

навыки

правильного

поведения

на

дороге

необходимо

с

самого

раннего

возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,

усвоенные

ребенком,

впоследствии

становятся

нормой

поведения,

а

их

соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного

движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа

тесно связана

с

развитием

ориентировки

в

пространстве

и

предполагает

формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за

свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в моей кружковой работе, целью которой

является

не

механическое

заучивание

ПДД,

а

формирование

и

развитие

познавательной

деятельности,

ориентированной

на

понимание

опасности

и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса

форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые

технологии,

применяемые

в программе,

дают

возможность

включиться ребенку

в практическую

деятельность, в

условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на

дорогах

и

улицах,

в

котором

складывается

и

совершенствуется

самоуправление поведением.

Актуальность:

современные

требования

к образованию

предусматривают

необходимость

сконцентрировать

своё

внимание

на

соблюдении

ПДД

и

культуре

личной безопасности.

Обеспечение

безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-

транспортного травматизма является одной из наиболее насущных задач,

требующей безотлагательного решения.

~

3

~

Новизна: главное достоинство работы по данной программе в том, что

она даёт детям реальные представления о правилах дорожного движения. В

совместной деятельности воспитателя и детей прививаются необходимые

навыки безопасного поведения

на

дорогах

в

различных

дорожно-

транспортных ситуациях, решаются задачи по воспитанию личности, хорошо

знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их

исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом

разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Вся деятельность

происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Цели кружковой организации:

Создание

условий

в

группе

для

обучения

детей

правилам

дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.

Формирование

навыков

адекватного

поведения

в

различных

неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице.

Формирование

у

родителей

воспитанников

чувства

ответственности за жизнь и здоровье детей.

Задачи кружковой организации:

Образовательные:

Формировать

у

детей

старшего

возраста

знания

о

культуре

поведения на дороге.

Обучать

умению

использовать

макет

для

моделирования

ситуации в игровом пространстве.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства по отношению к родному

городу.

Воспитывать

ответственность

за безопасность своей

жизни

и

жизни других людей.

Воспитывать

потребность

в

соблюдении

правил

дорожного

движения.

Развивающие:

Развивать мотивацию к безопасному поведению.

Особенностью программы является интегрированное решение задач в

ходе

освоения образовательных

областей «Социально-коммуникативное

развитие», «Речевое

развитие»,

«Познавательное

развитие, «Физическое

развитие», «Художественно - эстетическое развитие», что прослеживается в

содержании занятий кружковой организации и обеспечивает разностороннее

развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Методика:

тематические

занятия,

беседы,

игровые

уроки,

практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание

ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети дошкольного возраста от двух до семи

лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 5 лет.

~

4

~

Формы и режим занятий: работа кружковой организации рассчитана

на 36 часов, 1 раз в неделю, продолжительностью от 10 до 30 минут (в

соответствии

с

действующим

СанПином

2.4.1.

3049-13).

Число воспитанников кружка - 10 человек. Занятия проходят в групповой

комнате

с

использованием

мультимедийной

установки,

настольных

игр,

наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов

по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

наглядный;

практический;

игровой.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно

-

иллюстративный

-

дети

воспринимают

полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске,

решении поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

детей на занятиях:

фронтальный (одновременная работа со всеми детьми);

индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы);

групповой (организация работы в группах);

индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение

проблем).

Форма

подведения

итогов:

тестирование,

праздник

на тему: «Выпускные экзамены для будущих школьников по ПДД».

Методические пособия:

1.

Безопасность на улицах и дорогах: метод, пособие для работы с

детьми ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М.

Д. Маханева. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

2.

Безопасность:

учеб.

пособие

по

основам

безопасности

жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева,

Р. Б. Стеркина. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 144 с.

3.

Белая,

К.

Ю.

Я

и

моя

безопасность.

Тематический

словарь

в

картинках: Мир человека / К. Ю. Белая. - М. : Школьная Пресса, 2010. - 48 с.

4.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. –

М.: Мозаика – Синтез, 2013.

5.

Елжова Н.В. ПДД в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2013

6.

Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н.А. Извекова. –

М.: ТЦ Сфера, 2013.

~

5

~

7.

Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по

основам безопасности детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей

дет. сада / К. Ю. Белая [и др.]. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 24 с.

8.

Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. – М.: Скрипторий 2003,

2007.

9.

Обучение

детей

дошкольного

возраста

правилам

безопасного

поведения

на

дорогах

/

Региональный

стандарт

Мин-ва

образования

Республики Татарстан / Л. А. Артемьева [и др.]. - Казань, 1995.

10. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с

детьми 2 – 7 лет / авт. – сост. Сташкова Т.Н., Гурылева Н.И. – Волгоград,

2013.

11. Петрова К.В. Как научить детей ПДД? – СПб.: детство – пресс,

2013.

12. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /

сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова; под

ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.:ТЦ Сфера, 2005.

13. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет / авт. -сост.

Г.Д.Беляевскова. – Волгоград: Учитель, 2013.

14. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников

с

правилами

дорожного

движения:

для

работы

с

детьми

3-7

лет.

-

М.:

Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. : цв. вкл.

15. СаулинаТ.Ф.

Знакомим

дошкольников

с

правилами

дорожного

движения. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

16. Степаненкова,

Э.

Я.

Дошкольникам

о

правилах

дорожного

движения / Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1978. - 64

с.

17. Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста /

Р. Б. Стеркина. - М.: Просвещение, 2000.

10. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для сред, и ст.

дошк. возраста : кн. для дошкольников, воспитателей дет. сада и родителей /

К. Ю. Белая [и др.]. - М.: Просвещение, 2005.

11. Храмцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей

дошкольного возраста : учеб. пособие / Т. Г. Храмцова. - М.: Педагогическое

общество России, 2005.

12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. –

М.: Скрипторий 2003, 2012.

13. Шаламова Е.И. Правила и безопасность дорожного движения – М.:

Скрипторий 2003, 2013.

14. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей /

Т. А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2004.

15. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5

– 8 лет – М.: ТЦ Сфера, 2010.

16. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет

– М.: ТЦ Сфера, 2013.

~

6

~

Наглядно-дидактические пособия:

1.

Правила безопасности для детей. Комплект наглядных пособий для

дошкольных учреждений и начальной школы. - Харьков : Ранок, 2008.

2.

Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников.

Комплект сюжетных картинок. - ООО «Издательство Скрипторий 2003»,

2008.

3.

Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста :

учеб.- нагляд. пособие для детей дошкольного возраста / Р. С. Стеркина. - М.:

Просвещение, 2000.

4.

Настольно-развивающие

игры

«Внимание!

Дорога!»,

«Лото

осторожностей» и пр.

5.

Плакаты серии «Азбука безопасности для дошкольников».

Перспективный план

по обучению правилам дорожного движения

в I младшей группе.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Рассматривание большой и маленькой машины (игрушки)

2. Дидактическая игра «Куклы едут в гости».

Цель: учить называть и различать большую и маленькую машины,

проговаривая

слова

«большая»,

«маленькая».

Сажать

большую

куклу

в

большую машину, маленькую куклу сажать в маленькую.

Занятие 2.

Тема:

1. Рассматривание разных по величине машин на иллюстрациях.

2. Дидактическая игра «Найди такую же машинку».

Цель: сравнивать по величине машины на рисунке, учить показывать

большую и маленькую.

Учить

показывать

большое

круглое

колесо,

показывать

маленькое

колесо.

Занятие 3.

Тема:

1.

Знакомство

с

красным

цветом.

Упражнение:

нарисуй

красный

кружок.

Цель:

познакомить

детей

с

красным

цветом.

Научить

рисовать

и

находить предметы красного цвета.

Занятие 4.

Тема:

1. Знакомство с легковой машиной (игрушка)

2. Дидактическая игра «Назови и покажи».

~

7

~

Цель:

называть

все

части

машины:

руль,

кабина,

колесо,

двери,

багажник, мотор.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Рассматривание грузовой машины (игрушка).

2. Дидактическая игра «Назови и покажи».

Цель: познакомить с грузовой машиной, уметь называть все части

машины.

Занятие 2.

Тема: Рассматривание грузовой машины на улице.

Цель: рассмотреть машину, отметить, что она большая, назвать все

части.

Ввести

в

активный

словарь

детей

слова:

грузовик,

легковой

автомобиль.

Занятие 3.

Тема:

1. Рассматривание иллюстрации с изображением легковой машины.

2. Дидактическая игра: «Найди и покажи».

Цель: учить узнавать легковую и грузовую машины на картинках.

Занятие 4.

Тема: 1. Наблюдение за работой водителя.

Цель:

наблюдать,

как

шофер

садится

в

кабину,

заводит

мотор,

поворачивает руль. Знать, что когда едет машина, нужно уступать ей дорогу.

НОЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Знакомство с зеленым цветом.

2. Дидактическая игра «Найди и покажи».

Цель: познакомить детей с зеленым цветом, (зеленые листья, зеленая

травка,

платье,

карандаш,

машина,

огонек

на

светофоре)

среди

других

цветов.

Занятие 2.

Тема:

1. Закрепление знаний красного и зеленого цветов.

2.

Дидактическая

игра

«Назови

правильно».

(воспитатель

называет

цвет, а дети поднимают такого же цвета изображение предмета).

Цель: закрепить знания красного и зеленого цветов.

Занятие 3.

Тема: Знакомство с автобусом, (игрушка, картинка).

Цель: узнавать и называть автобус, его основные части на картинке,

игрушке. Знать, что автобус перевозит пассажиров.

Занятие 4.

Тема: Сравнение автобуса, грузовой машины, грузовой на примере

игрушек или картинках.

~

8

~

Цель:

видеть

различие

и

сходство

грузовой,

легковой

машин

и

автобуса.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Знакомство с желтым цветом.

2. Дидактическая игра « Найди и покажи».

Цель:

познакомить

с

желтым

цветом,

научить

выделять

его

среди

других цветов. Знать, что желтыми бывают одуванчики, солнышко, цыплята.

Занятие 2.

Тема: Дидактическая игра «Какой?»

Цель:

различать

и

называть

цвета

карандашей

(красный,

желтый,

зеленый).

Занятие 3.

Тема:

Дидактическая

игра

«

отремонтируем

машину»

(приложить

кружки к силуэту такого же цвета).

Цель:

учить

детей

по

заданию

воспитателя

располагать

кружки

к

силуэту такого же цвета.

Занятие 4.

Тема:

1. Рассматривание различных видов транспорта (игрушки). Машина

легковая, грузовая, автобус.

2. Дидактическая игра «найди игрушку по описанию».

Цель: закрепить умение у детей находить, различать по внешнему виду

и называть грузовой, легковой автомобили, автобус, различать и называть

различные части машин.

ЯНВАРЬ.

Занятие 1.

Тема: Дидактическая игра «Красный и зеленый»

Цель: учить действовать по сигналу в зависимости от цвета кружка.

Занятие 2.

Тема: Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый»

Цель: соотносить действия со словами воспитателя, действовать по

сигналу, в зависимости от цвета кружка, развивать внимание.

Занятие 3.

Тема: Подвижная игра «Птички и автомобиль»

Цель: учит действовать по сигналу, воспитывать внимание. Знать, что

машине надо уступить дорогу.

Занятие 4.

Тема: дидактическая игра «Найди и расскажи».

Цель:

учить

детей

действовать

по

заданию

воспитателя,

находить

легковую, машину, автобус, грузовую. Называть их части.

ФЕВРАЛЬ.

Занятие 1.

~

9

~

Тема: Наблюдение за старшими детьми в автогородке.

Цель: побуждать детей наблюдать, рассказывать об увиденном, дать

представления о правилах на дороге (машине надо уступать дорогу, играть на

дороге нельзя, ходить у дороги и через дорогу надо с мамой или папой,

держаться за руку).

Занятие 2.

Тема: наблюдение за движением машин за территорией детского сада.

Цель:

стоя

у

ворот

детского

сада,

рассмотреть

машины,

которые

проезжают мимо. Попытаться определить

в какую сторону едет автобус

(направо), в какую сторону легковой автомобиль (налево).

Занятие 3.

Тема: подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: учить действовать по сигналу.

Занятие 4.

Тема: Рассматривание картины «Улица города».

Цель:

называть

знакомые

машины,

предположить,

куда

они

едут,

действия людей на дороге и тротуарах.

МАРТ

Занятие

1.

Наблюдение

за

движением

пешеходов

(детей

а

автогородке).

Цель: дать понятие о движении пешеходов по улице: идти спокойно, не

задевая

друг

друга.

Воспитывать

умение

быть

внимательным

на

улице,

ходить только по пешеходным дорожкам.

Занятие 2.

Тема: рассматривание светофора.

Цель:

дать

понять

о

том,

что

у

светофора

огоньки

зажигаются

поочередно.

Рассмотреть

и

понаблюдать

за

сменяемостью

сигналов

светофора.

Занятие 3.

Тема: подвижная игра «Мы - пешеходы» (автогородок)

Цель:

учить

переходить

улицу

только

на

зеленый

цвет

сигнала

светофора.

Занятие 4.

Тема: Подвижная игра «Поезд».

Цель учить двигаться в колонне, своевременно реагировать на смену

сигнала светофора.

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

Тема: Дидактическая игра «Где машина?»

Цель: знакомить детей с понятием «далеко», «близко», использовать в

речи соответствующие термины.

Занятие 2

Тема: дидактическая игра Цветные огоньки», «найди предмет такого

цвета».

~

10

~

Цель: закрепить знания детей о трех цветах светофора, называть вслух

цвет, который покажет воспитатель на табло, найти предмет такого же цвета.

Занятие 3.

Тема: Подвижная игра «Переход».

Цель: Учить двигаться в колоне по одному, не держаться друг за друга,

подчиняться сигналам светофора, не выходить из строя. Развивать внимание

и умение координировать свои действия.

Занятие 4.

Тема: дидактическая игра «Послушай и покажи».

Цель: учить по слову воспитателя находить и показывать предмет

определенного цвета.

МАЙ

Занятие 1.

Тема: подвижная игра «Мы - водители» (у всех детей «рули»).

Цель: Учить двигаться по сигналу светофора (воспитателя), соблюдать

расстояние между детьми, не наталкиваться друг на друга.

Занятие 2.

Тема: подвижная игра «Поезд»

Цель:

закрепить

умение

действовать

в

соответствии

с

сигналами

светофора и указаниями воспитателя.

Занятие 3.

Тема: подвижная игра «Разные автомобили»

Цель: учить двигаться по сигналу определенным видам транспорта.

Развивать внимание, терпение, закрепить знания различных видов машин.

Занятие 4.

Тема: рассматривание иллюстраций в книгах.

Цель: узнавать знакомые машины, светофоры, пешеходные дорожки.

Называть их. Делиться впечатлениями друг с другом.

Примечание: в летний период повторять упражнения, игры и занятия

по выбору воспитателя.

Перспективный план

по обучению правилам дорожного движения

во II младшей группе.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: Рассматривание грузовика «ВАЗ» на территории детского сада.

Познакомить с основными частями грузовика: кабина, кузов, дверь, окна,

колеса, руль, мотор.

Цель:

Уточнить

знания

о

работе

водителя

машины,

(управляет

автомобилем, перевозит грузы.

Занятие 2

~

11

~

Тема:

1. Рассматривание легкового автомобиля марки «Волга».

2. Подвижная игра «Мы автомобилисты»

Цель: Учить выделять основные части данного вида машины, узнавать

символику на данной марке автомобиля. Учить «ездить» не сталкиваясь друг

с другом.

Занятие 3.

Тема: Рассматривание мотоцикла или велосипеда.

Цель: Учить выделять основные части: руль, колеса, бензобак, рама,

сиденье, багажник, педали. Знать, что мотоцикл и велосипед - транспорт.

Занятие 4.

Тема:

1.

Наблюдение

за

движением

транспорта

за

пределами

детского

учреждения.

2. Игра «Мы водители»

Цель: Узнавать знакомые виды транспорта, называть их, знать, как

называют человека, который сидит за рулем. (Водитель) Для чего нужны

машины? (перевозить людей и грузы). Учить приветливо « сигналить» друг

другу.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

Сравнение

грузового

и

легкового

транспорта

на

примерах

наглядного материала.

Цель: Учит называть основные части машины, находить сходство и

различие. Знать кто « главный» на дороге (машина).

Занятие 2.

Тема:

1. Рассматривание разных видов транспорта в журнале «За рулем»,

«Автомобилист».

2. Подвижная игра «Мы - водители разного транспорта».

Цель: Учить находить основные части, находить сходство и различие у

легкового

и

грузового

транспорта.

Закрепить

знания

о

разных

видах

транспорта.

Занятие 3.

Тема:

1. Рассматривание автобуса на остановке у детского сада.

2. Игра «Автобус на остановке».

Цель: Научить правильно называть: салон автобуса, окно, передняя

дверь, расположение дверей для входа и выхода в автобус: дверь для входа в

конце автобуса, дверь для выхода - в начале автобуса.

Занятие 4.

Тема:

1. Рассматривание иллюстраций троллейбуса и автобуса.

~

12

~

2. Сюжетно-ролевая игра « Мы путешествуем в автобусе по родному

городу Кисловодску»

Цель:

Учить

узнавать

на

картинках

автобус

и

троллейбус,

видеть

сходство и различие. Учить правилам поведения в транспорте. Воспитывать

интерес к своему городу.

НОЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Рассматривание картины «Улица города».

2. Подвижная игра « Воробышки и автомобиль».

Цель: Знать что машины едут по дороге, люди - пешеходы ходят по

тротуарам. Дети играют во дворах, на улицу выходят с родителями, которые

держат их за руку. Главные на дороге - машины. Главные на тротуаре - люди.

Занятие 2.

Тема:

1. Беседа «На чем люди ездят?»

2.

Строительство

гаража

для

машин:

«Газель»

(микро-автобус),

«Волга», автобус «Икарус».

Цель: Опираясь на ранее полученный опыт детей, учить рассказывать о

своем впечатлении от езды а общественном транспорте: автобусе, трамвае,

троллейбусе, на легковом транспорте. Познакомить с некоторыми марками

машин.

Занятие 3.

Тема Знакомство со светофором (плоский макет)

Цель: Дать знания о том, что с помощью этого аппарата регулируют

движение машин и людей - пешеходов. Если загорается красный свет надо

стоять, если желтый - приготовиться, если загорелся зеленый - можно идти

через дорогу.

Занятие 4.

Тема:

1. Знакомство с работой светофора (макет)

2. Игра «Мы - пешеходы».

Цель: Закрепить ранее полученные данные.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Рассматривание разных видов светофоров на иллюстрациях.

2. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения Михалкова:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь открыт.

Цель: Дать представления о том, что светофоры бывают разные, но у

всех горят определенного цвета огоньки.

~

13

~

Занятие 2.

Тема:

1. Чтение стихотворения о светофоре Михалкова.

2. Игра с машинами «Мы - водители».

Цель:

Закрепить

знания

содержания

стихотворения,

осознанного

заучивания. В игре закрепить основы правил безопасного вождения машин.

Занятие 3.

Тема: Дидактическая игра «Найди такую же машину».

Цель: Закреплять знания и умения детей в ориентировке в пространстве

и цвета, реагировать на сигнал воспитателя.

Занятие 4

Тема:

1. Рассматривание светофора в автогородке детского сада.

2. Игра «Мы переходим улицу».

Цель: В условиях, искусственно созданных на территории детского

сада, закрепить правила перехода дороги.

ЯНВАРЬ

Занятие 1.

Тема: Знакомство с улицей, на которой находится детский сад.

Цель: уточнить знания правил поведения у дороги: не толкаться, не

спешить идти по правой стороне тротуара. Уточнить знания детей о том, что

называют тротуаром и что называют дорогой.

Занятие 2.

Тема: Знакомство с улицей. Закрепить знания о том, что по дороге едет

транспорт: грузовые и легковые машины, велосипедисты, мотоциклисты.

Цель: Закрепить ранее полученные знания.

Занятие 3.

Тема: Строительная игра «Построим нашу улицу» (строительство из

строительного материала).

Цель: Закрепить ранее полученные знания, в обыгрывании постройки

использовать ранее полученный опыт и знания ПДД.

Занятие 4

Тема: Как водитель объявляет об остановках автобуса пешеходам во

время движения автобуса по улицам города.

Цель: знать на какой остановке надо выходить в детский сад.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

Тема: Изготовления альбома из фотографий экскурсий на тему «Наша

улица».

Цель:

Учить

рассматривать

фотографии,

узнавать

знакомые

места

города, улицы.

Занятие 2.

Тема: Обучение детей ходьбе по тротуару.

~

14

~

Цель: в приближенных условиях к действительной обстановке, научить

детей правильно ходить по тротуару.

Занятие 3.

Тема:

Целевая

прогулка

по

улице,

прилегающей

к

детскому

саду.

Наблюдение за тем, как выполняются правила поведения у дороги.

Занятие 4.

Тема: Вечер развлечения для детей 2 младшей группы на тему «В

гостях у Светофорчика».

Цель:

закрепить

знания

о

сигналах

светофора

в

игровой

и

занимательной форме.

МАРТ

Занятие 1.

Тема: Игра « « Мы - водители автобусов»

Цель:

учить

развивать

сюжет

игры,

используя

практический

опыт

наблюдений за работой водителя автобуса.

Занятие 2.

Коллективный труд: «Машины нашего города».

Цель:

учить

детей,

в

соответствии

с

заданным

цветом

остановки

приклеить изображение автомобиля такого же цвета.

Занятие 3.

Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением улиц

города, автотрассы. Беседа на тему: для чего нужны машины.

Занятие 4.

Тема: игра « Пешеходы».

Цель: вспомнить, где должны ходить пешеходы, что помогает людям

переходить дорогу, какие сигналы дети выучили.

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

Тема: Игра « Путешествие на автомобилях». Воспитатель под пение

песни «Машина, машина идет, гудит» и т.д. предлагает детям имитировать

поездку

на

автотранспорте.

По

содержанию

песенки

меняются

действия

детей: гуляют, рассматривают окружающее, а потом опять садятся в свои

машины:

автобус,

троллейбус,

мотоцикл,

велосипед,

легковую

машину

«Волгу» и микроавтобус «Газель».

Цель: закрепить знания различного транспортного средства.

Занятие 2.

Тема: Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей подготовительной

группы. Принять участие в игровой деятельности в роли пешеходов.

Цель:

Уметь

без

напоминания

взрослого

реализовывать

свой

опыт

пешехода в игровой ситуации.

Занятие 3.

Тема: Наблюдение за работой водителя автобуса и пассажирами на

остановке.

~

15

~

Цель: Знать правила поведения пассажиров в автобусе: не толкаться

при входе, пропускать пожилых людей вперед, пассажиров с маленькими

детьми и т.д.

Занятие 4.

Тема: Наблюдение за тем, как взрослые и дети идут по тротуару и

переходят дорогу.

Цель: Закрепить ранее полученные знания о правилах перехода дороги.

Закрепить правила поведения у дороги.

МАЙ

Занятие 1

Тема: Игры в песке. Строительство дороги для транспорта и тротуаров

для пешеходов. Обыгрывание постройки. Чтение стихотворение Маршака

«Светофор»

Занятие 2.

Тема: Игра с детьми подготовительной группы в автогородке.

Цель:

Закрепить

знания

о

правилах

перехода

через

дорогу,

учить

правильно называть марки знакомых машин.

Занятие 3.

Тема: Рассматривание фото альбома с фотографиями: экскурсии детей

к дороге, к автобусу, к светофору и т.п.

Занятие 4.

Тема: Вечер развлечений на тему « Зеленый огонек»

Цель: Закрепить ранее полученные знания у детей по правилам ПДД.

Перспективный план

по обучению правилам дорожного движения детей

средней группы.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: Целевая прогулка « Улица моего города».

Цель: Дополнить представления детей новыми сведениями (все здания

имеют свое назначение: в одних живут люди, в других работают для всех

людей «Поликлиники, магазины, аптеки, школы, парикмахерские и т.д.)

Занятие 2.

Тема: Игра «Я скажу, а ты дополни». Воспитатель называет действия,

которые производят люди определенных профессий, а дети должны отгадать,

как называется это учреждение, где работают эти люди.

Цель: Называть учреждения по описанию.

Занятие 3.

Тема:

1.

Рассматривание

картины

с

изображением

учреждений

и

жилых

зданий.

2. Чтение Михалкова «Моя улица»

~

16

~

Цель: Закрепить ранее полученные представления об улице города.

Занятие 4.

Тема:

1. Целевая прогулка «Знакомство с улицей» .

2.

Заучивание

отрывка

из

стихотворения

«Для

тебя,

пешеход»

Тимофеева:

Объяснить можно просто.

Будь ты юн или стар.

Мостовая для транспорта,

Для людей - тротуар.

Цель: Познакомить с проезжей частью улицы и тротуаром.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: Целевая прогулка. Знакомство с односторонним движением на

улице. Знакомство с двухсторонним движением на улице.

Цель: дать представления о

том, что движение на проезжей

части

улицы

бывает

односторонним

и

двухсторонним.

Проезжая

часть

может

разделяться линией.

Занятие 2.

Тема: Игра в автогородке.

Цель: Закрепить ранее полученные знания о значении линии на дороге

для автотранспорта.

Занятие 3.

Тема: Целевая прогулка. Знакомство с правилами пешеходов.

Цель: заучивание правил, познакомить детей с понятием «пешеход»,

объяснить правила для пешеходов: ходить, не толкаясь, спокойным шагом,

придерживаться правой стороны тротуара.

«На тротуаре все люди должны

Правой держаться стороны».

Занятие 4

Тема:

1. Рассматривание картины «Улицы города»

2. Игры в автогородке «Мы - пешеходы»

Цель: Расширять знания детей об улице посредством рассматривания

картины, а в игре закрепить правила пешеходов.

НОЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: Целевая прогулка в автогородок.

Цель: знакомство с пешеходной дорожкой. Дать знания о том, что

проезжую часть улицы можно переходить в специальных местах, которые

называются пешеходными переходами.

«Помнить обязан любой пешеход,

Что через улицу есть переход!»

Занятие 2.

~

17

~

Тема:

1. Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход» (группе)

2.

Вспомнить

стихи

о

ПДД.

Цель:

познакомить

со

знаком

«

Пешеходный

переход»,

закрепить

знания

о

правилах

перехода

проезжей

части улицы.

Занятие 3.

Тема:

1.

Рассказ

воспитателя

о

том,

какие

бывают

переходы

(«Зебра»

-

островок безопасности).

2. Игра «Мы переходим улицу»

Цель: закрепить знания о том, что движение бывает односторонним и

двухсторонним. Познакомить с новыми правилами перехода: при переходе

улицы посмотреть налево, дойдя до середины дороги, посмотреть направо.

Закрепить правила в игре.

Занятие 4.

Тема:

1. Прогулка к пешеходному переходу «Зебра».

2. Заучивание стихотворения о знаке перехода.

Цель: Закрепить знания детей о переходах.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1 .Беседа о том, как надо переходить улицу, какие переходы дети

знают.

2. Знакомство с подземным переходом.

Цель: дать знания о том, что переходы бывают наземные и подземные.

Через

улицу

-

«зебра»,

через

железную

дорогу

-

мост

или

специальная

дорожка, на больших проспектах или на улицах с очень сильным движением

автотранспорта,

перекрестках

и

железнодорожных

путей

-

подземные

переходы.

Занятие 2.

Тема: Экскурсия к подземному переходу.

Цель:

наблюдение

за

поведением

пешеходов,

движением

автотранспорта, пройти по подземному переходу на другую сторону улицы,

отметить преимущество этого перехода перед другими переходами (самый

безопасный)

Занятие 2.

Тема:

1. Рассматривание знака «Подземный переход».

2.

Постройка

железной

дороги,

перекрестка

дорог,

подземного

перехода из строительного материала.

Цель:

Закрепить

ранее

полученные

знания

о

знаках

перехода,

нарисовать знакомые знаки перехода.

Занятие 3.

~

18

~

Тема:

1. Беседа «Дети, улица и игра».

2. Рисуем знакомый автотранспорт.

Цель: объяснить детям, почему нельзя играть у дороги, почему надо

играть во дворах. В рисунках отобразить знания о марках машин и правилах

ПДД.

Занятие 4.

Тема: Коллективная аппликация на тему: «Улицы моего города».

Цель: Учить детей правильно располагать изображения разных видов

машин в зависимости от нахождения учреждений, (машина скорой помощи

стоит около больницы, такси около таксопарка и т.п.)

ЯНВАРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Знакомство с содержанием стихотворения Михалкова «Мяч».

2.

Игра с мячом с проговариванием правила:

«На мостовой не играть, не кататься,

Если хочешь здоровым остаться!»

3.

Научим куклу Дашу правилам поведения у дороги.

Цель:

Продолжать

знакомить

детей

с

тем,

что

на

проезжей

части

дороги и около нее нельзя играть в мяч (он может укатиться на дорогу)

Занятие 2.

Тема:

1. Чтение произведения Клименко «Происшествие с игрушками».

2. Прогулка к светофору.

Цель: Наблюдать, как светофор регулирует движение автотранспорта,

как пешеходы выполняют правила безопасного поведения на улицах города.

С помощью художественного слова и наблюдений закрепить правила ПДД.

Занятие 3.

Тема:

1. Чтение стихотворения Плясковского «Светофор».

2. Игра «Цветные автомобили»

Цель: Закрепить знания красного и зеленого сигналов светофора для

пешехода.

Закрепить

правила

поведения

автомобилистов

на

дороге

(не

наталкиваться, не шуметь, не делать резких поворотов, при знаке «переход» -

остановиться и пропустить пешеходов).

Занятие 4.

Тема:

1. Наблюдение за работой светофора в автогородке, как выполняют

правила поведения на дороге дети старших групп.

2. Заучивание стихотворения Клименко «Светофор».

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

Тема:

~

19

~

1. Игра «Научим куклу Дашу правильно переходить дорогу».

2.

Коллективное

изготовление

макета

перекрестка

дорог

города,

(начало работы)

Цель: Продолжать учить детей выполнять правила ПДД в игровой

форме. Закрепить знания детей о сложных

участках для перехода через

дорогу.

Занятие 2.

Тема:

1. Дидактическая игра «Кто быстрее?»

2. Коллективная работа по изготовлению макета перекрестка.

Цель: Объяснить правила новой игры. Продолжать работу по созданию

макета городских улиц для индивидуальной игры в группе.

Занятие 3.

Тема: Рассматривание машин. Их назначение.

Цель:

закрепить

знания

детей

об

автодорожном

транспорте.

Знать

части машины, правильно их называть (капот, багажник, мотор, бензобак и

т.п.)

Занятие 4.

Тема:

1. Повторение стихотворения о светофоре.

2. Изготовления светофора для макета городских улиц.

Цель:

закрепить

знания

о

значении

светофора

для

пешеходов

и

водителей, закрепить знания сигналов светофора.

МАРТ

Занятие 1.

Тема: Сравнение разных видов грузовых и легковых автомобилей на

иллюстрациях журналов «За рулем» и другого иллюстративного материала.

Занятие 2.

Тема:

1. Чтение книги Ю. Магутина «Ты идешь по улице»

2. Рассматривание фотографий улиц родного города.

Цель: углублять знания детей о разнообразии машин. Подвести детей к

тому, что все водители должны соблюдать все правила. Узнавать знаковые

улицы города.

Занятие 3.

Тема:

1. Сравнение грузового и легкового транспорта.

2. Чтение рассказа «Кто важней на улице» Клименко.

Цель:

Знать

назначение

грузовых

и

легковых

машин,

знать

части,

видеть общее и видеть различия.

Занятие 4.

Тема:

1. Рассматривание картины «Улица нашего города»

2. Коллективная работа по созданию макета улиц города.

~

20

~

Цель: уточнить и закрепить знания детей о структурном расположении

учреждений и других объектов в городе. Знать особенности поведения у

дороги и на дороге.

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

Тема: Строительство улиц города из строительного и сопутствующего

материала.

Цель: Уметь располагать полотно дороги и тротуаров, проектировать

перекрестки, подземные переходы.

Занятие 2.

Тема:

Дидактические

игры

«Кто

быстрее?»,

«Лото»,

Разрезные

картинки с изображением транспорта.

Цель: учить детей в игровой форме называть марки и виды машин.

Закрепить знания знаков ПДД.

Занятие 3.

Тема:

1. Игра «Светофор».

2. Чтение книги «Машины на нашей улице».

Цель: Закрепить знания детей о цветах светофора, о правилах ведения

машин по улицам города.

Занятие 4.

Тема:

1. Беседа «Наш город Кисловодск»

2.

Рассматривание альбома улиц Кисловодска.

3.

Чтение стихов о светофоре.

Цель:

Знать

особенности

дорог

города

Кисловодска

(мало

прямых

дорог, много подъемом, спусков, что затрудняет вождение автомобилей)

МАЙ

Занятие 1.

Тема:

1. Рассматривание мест остановки автобуса, маршрутного такси.

2. Игра «Поездка в автобусе»

Цель: продолжать учить детей узнавать некоторые виды транспорта,

знать правила поведения пассажиров при входе в автобус.

Занятие 2.

Тема:

1. Прогулка на ближайшую улицу около детского сада.

2. Поездка в маршрутном такси.

Цель: Закрепить правила поведения на улице во время движения по

тротуару, Знать и выполнять правила поведения в транспорте: держаться за

ручку, не толкать друг друга, не вставать во время движения транспорта.

Занятие 3.

Тема:

~

21

~

1.

Рассматривание

знаков

«Переход»,

«Подземный

переход»,

«Осторожно, дети».

2. Изобразить знаки, знакомые детям.

Цель: закрепить знания детей о знаках дорожного движения, находить

среди знакомых знаков новый знак («осторожно, дети»)

Занятие 4.

Тема:

1. Составление рассказа она тему: как надо переходить дорогу.

2.

Наблюдение

за

играми

детей

подготовительной

группы

в

автогородке.

Цель: активизировать знания у детей по правилам ПДД, принимать

участие

в

играх

по

дорожному

движению

с

детьми

подготовительной

группы.

Перспективный план

по обучению правилам дорожного движения

в старшей группе.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1.

Разговор - беседа «Эти правила нужны, эти правила важны»

2.

Упражнения на внимательность: найди ошибку и исправь ее.

3.

Сюжетная игра «Путешествие».

Цель: определить у детей уровень знаний правил дорожного движения.

Подвести

детей

к

умозаключению

того,

что

выполнение

правил

дорожного движения - обязанность каждого пешехода.

«Правила движения все без исключения,

знать должны зверюшки -

Барсуки и хрюшки, зайцы и тигрята, пони и котята.

Вам, ребята, тоже все их надо знать!» (В Головко.)

Занятие 2.

Тема:

1.

Рассматривание

макета

светофора.

Чтение

отрывка

из

книги

О.

Тарутина «Для чего нам светофор». Знакомство со строением улицы.

2. Целевая прогулка по автогородку.

Цель: Закрепить знания детей о строении улицы, ее составных частях:

проезжей части (дорога, трасса), тротуар, обочина. Провести наблюдение за

выполнением правил дорожного движения детьми в автогородке.

Занятие 3.

Тема:

1. Знакомство с улицей: осевая линия.

2. Упражнение: нарисуем дорогу.

3. Чтение стихотворения «Светофор».

~

22

~

4.

Игровая

ситуация:

Мишка

обгоняет

машину

на

дороге

в

неположенном месте. Что может произойти?

Цель:

Знакомить

детей

с

дорожной

разметкой,

рассказать

о

прерывистой и сплошной линиях, найти ее на плакатах, пояснить назначение

и почему надо неукоснительно соблюдать правила движения пешеходам и

водителям.

Занятие 4.

Тема:

1.

Перекресток (пересечение улиц)

2.

Рассматривание

дорожного

знака

«Пересечение

равнозначных

дорог»

3.

Игровая ситуация: Мишка выбежал на перекресток на желтый

свет для машин. Что надо сделать?

Цель: Учить детей не теряться в экстремальной ситуации, применять

правила дорожного движения. Дать общее понятие о перекрестке. Знакомить

с дорожными знаками.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема: Прогулка к перекрестку.

Цель:

учить

детей

узнавать

некоторые

знаки

дорожного

движения

«перекресток»,

«переход»,

«осторожно,

дети».

3акрепить

знания

о

перекрестке.

Занятие 2.

Тема:

1. Рассматривание плакатов «Осторожно! Улица».

2. Беседа о правилах пешеходах.

Цель: закрепить имеющиеся знания о правилах дорожного движения по

улицам города: ходить по тротуарам, ходить по правой стороне тротуара:

«Все будьте правилу верны: держитесь правой стороны»

Занятие 3.

Тема:

1. Правила перехода улицы.

2. Указатели перехода и разметка дорог.

3. Зарисовка знакомых дорожных знаков.

Цель: Уточнить у детей знания о правилах перехода проезжей части.

Познакомить

с

различными

указателями

переходов,

дорожным

знаком

«Пешеходный переход» и разметкой. «Если ты спешишь в пути через улицу

пройти, Там иди. Где весь народ, где есть надпись «переход». Этот знак

желает вам доброго пути, Здесь можно через улицу спокойно перейти»

Занятие 4.

Тема: Игра в автогородке.

Цель:

продолжать

учить

переходить

улицу

при

двухстороннем

движении

машин:

посмотреть

налево,

перейти

на

середину

дороги,

~

23

~

посмотреть

направо,

перейти

оставшийся

путь

спокойно,

не

перебегая

дорогу.

НОЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Знакомство с островком безопасности.

2. Заучивание стихов о правилах дорожного движения.

Цель: Показать различные островки безопасности. Рассказать об их

назначении. Стихотворение:

« Улицу сразу не смог перейти,

На островке безопасности немного подожди!»

Занятие 2.

Тема: Знакомство с переходом на перекрестке.

Цель: наблюдение за поведением пешеходов на перекрестке. Оценить

правильность

поведения

и

отметить

нарушения

при

переходе.

Найти

правильное решение при исправлении ошибки.

Занятие 3.

Тема:

1. Знакомство с видами светофоров.

2. Игра «Едем, едем мы домой!»

Цель:

познакомить

детей

с

четырехсторонним

светофором

на

перекрестке. Закрепить знания о ранее полученных светофорах, для кого они

предназначены (для пешеходов, для автотранспорта, для незрячих звуковой)

Занятие 4.

Тема:

1. Чтение книги О.Тарутина «Для чего нам светофор».

2. Игра «Можно - нельзя».

Цель:

убедить

детей

о

необходимости

действовать

только

в

соответствии с сигналом светофора, закрепить ранее полученные знания в

игре о правилах дорожного движения.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Наблюдение за работой инспектора ГАИ.

2. Ролевая игра «Водители»

Цель: учить детей анализировать действия инспектора и нарушения

водителей на дороге. Закрепить полученные знания в игре.

Занятие 2.

Тема:

1. Рассматривание разнообразие видов транспорта.

2. «Нарисую тот вид транспорта, на котором я буду ездить, когда

выросту».

Цель:

Закрепить

знания

детей

о

видах

транспорта,

уметь

замечать

отличительные особенности внешнего вида некоторых из них.

~

24

~

Занятие 3.

Тема: Игра «Путешествуем в автобусе» (правила для пассажиров)

Цель:

продолжать

учить

детей

правильно

понимать

правила

и

выполнять их.

Занятие 4.

Тема:

1. Чтение стихотворения «На остановке». А.Кима.

2. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

ЯНВАРЬ

Занятие 1.

Тема: Сюжетно - ролевая игра « Экскурсия по городу»

Цель:

продолжать

учить

детей

правилам

поведения

в

автобусе:

во

время

поездки

не

вставать

с

мест,

не

кричать,

не

кушать,

не

сорить,

держаться за поручни.

Занятие 2.

Тема:

1. Беседа» Пассажиры и пешеходы».

2. Упражнение « ошибиться нельзя!»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге и в

транспорте.

Занятие 3.

Тема:

1. Рассказ о правильном поведении на улице у проезжей части дороги.

«Зайка - велосипедист»

2. Знакомство с основными правилами поведения на улице, (не играть у

проезжей части дороги, кататься на велосипеде только во дворе или на

детской

площадке,

не

переходить

дорогу

перед

близко

идущим

транспортом.)

Занятие 4.

Тема: Вечер развлечений «Дядя Степа - Светофор»

Цель:

в

игровой

форме

вспомнить

правила

поведения

и

знаки

дорожного внимания.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

Тема: Рассказ инспектора ГАИ о правилах дорожного движения и о

том, почему необходимо их выполнять.

Занятие 2.

Тема:

1.

Знакомство

с

дорожными

знаками:

«пункт

питания»,

«пункт

медицинской помощи», «телефон», «проезд запрещен».

2. Заучивание стихотворения: « Правилу этому следуйте строго:

Детям опасно играть на дорогах.

Хоккей - игра на льду зимой,

Но не играй на мостовой.

~

25

~

Цель:

познакомить

с

основными

правилами

поведения

на

улице

добиваться осознанного

Занятие 3.

Тема: Продолжение занятия № 2.

Цель: заучить стихотворение:

«Помни, кататься на велосипеде

По мостовой запрещается детям.

На мостовой - не играть, не кататься,

Если хотите здоровым остаться.

Занятие 4.

Тема: Знакомство с дорожным знаком «Дети»

Цель: Объяснить значение знака «дети». Расширить представления о

том, к чему приводит незнание правил безопасности.

МАРТ

Занятие 1.

Тема:

1. Знакомить детей со знаками «Место стоянки», «Проезд запрещен»

2. Игра по правилам дорожного движения на макете городских улиц.

Цель:

продолжать

учить

детей

читать

знаки,

в

игровой

форме

правильно выполнять их.

Занятие 2.

Тема:

1.

Рассматривание

дорожных

знаков

в

автогородке

на

территории

детского сада.

2. Игра «Мы - водители», «Мы - пешеходы».

Цель:

продолжать

учить

детей

читать

дорожные

знаки,

выполнять

правила движения автотранспорта и пешеходам в автогородке.

Занятие 3.

Тема: Беседа с юными инспекторами (школьниками): «Эти правила

нужны всем»

Цель: Развивать интерес к выполнению правил дорожного движения, к

их выполнению.

Занятие 4.

Тема: праздник, подготовленный совместными усилиями работников

ГАИ, родителей и детей на тему «Красный, желтый, зеленый».

Цель: продолжать формировать у детей знания о правилах дорожного

движения о пользе светофора, перехода, островков безопасности.

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

Тема: Развлечение «Конкурс знатоков правил дорожного движения»

Цель: продолжить работу по формированию у детей стойкой привычки

выполнения правил дорожного движения, показать теоретические знания

правил ПДД.

Занятие 2

~

26

~

Тема: Экскурсия по городу Кисловодску.

Цель: Знакомство с улицами, перекрестками, дорожными знаками в

реальных условиях.

Занятие 3.

Тема: Сюжетная игра «Перекресток»

Цель:

развивая

сюжет

игры,

упражнять

детей

в

практическом

выполнении правил поведения на перекрестке.

Занятие 4.

Тема:

1.Рассказы детей о правилах поведения в транспорте.

2.Игры «Автомобильное лото», «Домино».

Цель: уточнить знания детей о правилах поведения, закрепить правила

ПДД, виды машин.

МАЙ

Занятие 1

Тема:

1. Рассматривание плаката «Школа светофора».

2. Изготовление макета близлежащей улицы к детскому саду.

Цель: Продолжать закреплять ранее полученные навыки и знания ПДД.

Занятие 2.

Тема:

Рисунки

детей

на

тему

«Мы

знаем

правила

дорожного

движения».

Цель: Учить детей выражать на бумаге свои знания и умения по ПДД,

Занятие 3.

Тема: Вечер развлечений « говорящие знаки»

Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в

транспорте, на дороге, во дворах.

Занятие 4.

Тема: Экскурсия к посту ОГИБДД.

Цель: Вызвать интерес к работе инспекторов ОГИБДД, закрепить ранее

полученные знания.

Перспективный план

по обучению детей правилам дорожного движения

в подготовительной к школе группе.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Разговор с детьми «Кому нужны правила дорожного движения?»

2. Коллективная работа по аппликации «Наша улица».

Цель:

Продолжать

работу

по

формированию

у

детей

устойчивых

знаний

по

правилам

дорожного

движения.

Закрепить

ранее

полученные

знания об улице, ее особенностях строения.

~

27

~

Занятие 2.

Тема:

1.

Чтение

и

беседа

по

содержанию

«Случай

на

мостовой»

(Ю.

Могутин)

2. Правила для пешеходов. Дорожные знаки «Пешеходный переход».

Цель: Выявить уровень знаний у детей по теме «дорожные знаки».

Познакомить с новым (предупреждающим знаком) «Пешеходный переход».

Помочь детям понять значение знаков.

Занятие 3.

Тема:

1. Игра в автогородке «Мы едем, едем, едем в далекие края!»

2. Игровая ситуация: в автобусе ехал «заяц».

Цель: Уточнить и расширить знания детей о правилах поведения в

общественном транспорте.

Занятие 4.

Тема:

1. Дорожный знак «Автозаправочная станция».

2. Рисуем автозаправочную станцию.

Цель: познакомить с новым знаком, в рисунках отобразить правила

пожарной безопасности на технической и заправочной станции.

ОКТЯБРЬ

Занятие 1 .

Тема:

1. Заучивание стихотворения

«Вдруг шофер затормозил

В машине кончился бензин.

Но знак сказал: грустит не надо,

Станция заправки рядом»

2. Экскурсия к заправочной станции «ЮКОС» по проспекту Победы.

Цель: Закрепить ранее полученные знания о видах топлива (бензин, газ,

солярка). Наблюдение за работой заправщика машин, какие виды топлива,

какому виду транспорта нужны. Отметить экологичность газозаправки.

Занятие 2.

Тема:

1. Дорожные знаки «Место отдыха», «Гостиница».

2. Игра «Пассажиры и пешеходы».

Цель: рассказать о значении дорожных знаков. В игре упражнять в

правильном применении правил для пешеходов, водителей и пассажиров.

Занятие 3.

Тема: Экскурсия к проспекту.

Цель:

наблюдать

за

движением

транспорта,

пешеходов,

отметить

некоторые правила для пассажиров общественного транспорта. Вспомнить,

что такое перекресток, наблюдение за работой светофора. Повторить стихи о

правилах дорожного движения.

~

28

~

Занятие 4.

Тема: Викторина «Красный, желтый, зеленый»

Цель: Закрепить знания о назначении сигналов светофора, о правилах

перехода дороги и поведении на улице.

НОЯБРЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Знакомство с дорожным знаком «Двустороннее движение».

2. Рассказ воспитателя «Для чего нужны дороги»

Цель:

Познакомить

детей

с

новым

дорожным

знаком,

уточнить

и

расширить знания детей о значении дорог в жизни человека.

Занятие 2.

Тема:

1. Игры в автогородке с применением правил дорожного движения.

2. Разучивание стихотворения

« Мы знака каждого значенье

Усвоили и поняли:

Здесь - в обе стороны движенье.

А здесь – одностороннее»

Цель: закрепить знания о правилах движения, правил для пешеходов,

правил для пассажиров. Закрепить знания о разметки на дороге.

Занятие 3.

Тема:

1. Чтение А. Валентинова «Счастливого пути».

2. Игра «Пассажиры, пешеходы и водители»

Цель: Показать детям, опираясь на их опыт, труд многих людей в

строительстве дорог. Закрепить и уточнить ПДД.

Занятие 4.

Тема:

1. «Что начерчено на дороге» (контрольный диктант)

2. Игры «Автомобильное лото», «Домино», пазлы.

Цель: активизировать память детей при изображении разметки дороги

на листе бумаги, закрепляя ранее полученные знания.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема: Автобусная экскурсия по городу Кисловодску.

Цель: применять ранее полученные знания о правилах поведения в

общественном транспорте.

Занятие 2.

Тема:

Экскурсия

на

городскую

площадь.

Знакомство

со

знаком

«кольцевая дорога»

Цель: наблюдение за движением транспорта «по кольцу». Отметить

роль знания правил водителями, но и выполнение их. Соблюдение правил

движения - сохраненные жизнь и здоровье.

~

29

~

Занятие 3.

Тема: КВН по правилам дорожного движения.

Цель: закрепить ранее полученные навыки и знания о правилах ПДД.

Занятие 4.

Тема: Коллективная работа. Составление фотомонтажа центральных

улиц города Кисловодска.

Цель: познакомить детей с названиями проспектов и центральных улиц

и площадей родного города в интересной и занимательной форме.

ЯНВАРЬ

Занятие 1.

Тема: «Быстро саночки бегут»

Цель:

научить

детей

правилам

катания

зимой

на

санках,

коньках,

лыжах. Рассказать к чему может привести неправильно выбранное место

катания на санках.

Занятие 2.

Тема: Игры в автогородке.

Цель: предложить детям выбрать место катания Мишки на санках.

Закрепить ранее полученные навыки и знания безопасного катания зимой.

Занятие 3.

Тема:

1. Дидактическая игра «Какой знак не стоит на нужном месте?»

2. Рассматривание фотоальбома улиц, прилегающих к детскому саду.

Цель:

Закрепить

знания

детей

о

дорожных

знаках,

названия

близко

находящихся улиц к детскому саду.

Занятие 4.

Тема:

1. Знакомство с дорожным знаком: «Светофорное регулирование»

2. Контрольная работа : нарисуй все знаки, которые знаешь»

Цель: углубить знания о дорожных знаках, их значением и внешним

видом. Познакомить с новым знаком дорожного движения «Регулирование

светофором».

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

Тема:

1. «Неизведанные острова»

2. Подвижная игра «Трасса»

Цель: Напомнить детям о двустороннем движении и одностороннем, о

значении сплошной линии и прерывистой, островка безопасности.

«Мы знака каждого значенье

Усвоили и поняли:

Здесь в обе стороны движенье,

А здесь одностороннее»

«Безопасный островок есть у перекрестка,

Ты найдешь его, дружок

~

30

~

Круглый он, в полоску.

На твоем пути лежит в центре перехода.

И вернее не найти друга пешеходу!»

Занятие 2.

Тема

1. Рассматривание картины «Улица города».

2. Составление рассказа на тему «Эти правила важны, эти правила

нужны!»

Занятие 3.

Тема:

1. «Мама спит, она устала...»

2. Знакомство со знаками «подача звукового сигнала запрещена»

Цель: дать детям знания о световых и звуковых сигналах машин, об их

значении, рассказать о роли такого рода сигнальных знаков в жизни людей.

«Где поворачивает транспорт, Быть невнимательным опасно. Не просто так

сигнал мигает, Он пешеходам помогает»

Занятие 4

Тема:

1. Виды светофоров и их значение.

2. Игра «Не ошибись!»

3. Чтение стихотворения «Если бы ...» Бедарева из книги «Светофор».

Цель: продолжать детям рассказывать о значении сигналов светофора

для жизни людей.

МАРТ

Занятие 1.

Тема:

Рассматривание

разрезных

картинок

с

изображением

города,

(улиц, дорог). Составление пано.

Цель: учить правильно отвечать на вопросы по картинкам, упражнять

детей в составлении изображения картин и рассказыванию изображенной

ситуации по картинке.

Занятие 2.

Тема: Праздник по ПДД. «Посвящение в пешеходы»

Цель: привлечь детей и родителей в изготовлении дорожных знаков для

праздника

по

ПДД.

В

игровой

и

занимательной

форме

закрепить

ранее

полученные знания по ПДД. Показать детям, что знать правила ПДД должны

взрослые и дети, выполнять их обязаны все.

Занятие 3.

Тема: Экскурсия к зданию ОГИБДД г. Кисловодска.

Цель: дать понятия, что за выполнением правил дорожного движения

следят автоинспекторы. Их работа необходима и очень важна.

Занятие. 4.

Тема:

1. «Директор Дорожного Движения»

~

31

~

2. Чтение рассказа «Влиятельная палочка» Извекова. Цель: вспомнить о

значении автоинспектора на дорогах города, о его роли в случае отсутствия

светофора.

Заучить:

«Руку вверх - предупреждение,

Жди сигнала для движенья!

Повернулся он спиной - путь закрыт,

опасно, стой!»

АПРЕЛЬ

Занятие 1.

Тема:

1. Заучивание стихотворения Титова «Стой, идите!»

2. Дидактическая игра «Найди и расскажи» (дорожные знаки)

Цель:

С

помощью

текста

стихотворения

закрепить

умение

ориентироваться

в

сигналах

разных

светофоров,

упражнять

в

умении

находить названный воспитателем дорожный знак, рассказывать о значении

их для безопасности на дорогах.

«Щеки мальчишки румянятся пылко.

Смело идет по дороге Мурзилка.

Видит зеленое слово «Идите».

Затормозил свой автобус водитель.

Рядышком встали трамваи, такси.

С места не сдвинутся, как не проси!

Встали машины и вежливо ждут

Пока пешеходы проспект перейдут.

Если же «Стойте» засветится красным,

Идти через улицу очень опасно!

На тротуаре стойте и ждите,

Пока не зажжется снова «Идите»

Занятие 2.

Тема:

1. Специальные машины.

2. Игра на макете с машинами со спецсигналами.

Цель:

рассказать

детям

о

машинах,

которым

всегда

надо

уступать

дорогу. У них есть преимущество перед другим транспортом. Это машины

«скорой

помощи»,

пожарная

машина,

машина

газовой

службы,

правительственные машины.

Занятие 3

Тема:

1. Разговор - беседа с детьми и родителями «Ходить надо уметь»

2. Совместная игра «Наоборот» (роль родителей по обучению правилам

дорожного движения на себя дерут дети, а родители становятся детьми и

учат правила дорожного движения).

Занятие 4.

~

32

~

Тема:

1. Работа сотрудников ОГИБДД.

2. Пост ОГИБДД.

Цель:

вспомнить,

что

знают

о

работе

инспектора.

Наблюдение

за

работой автоинспекторов на посту ОГИБДД.

МАЙ

Занятие 1.

Тема:

1.

Чтение

рассказов

о

происшествиях

на

улицах

города

«Санки»,

«Валина мечта», «Самокат».

2. Правила игр во дворе.

Цель:

способствовать

осознанному

восприятию

правил

дорожного

движения, учить правильно оценивать дорожную ситуацию на примерах из

произведений.

Занятие 2.

Тема:

1. Знакомство с дорожным знаком «Медпункт», «Больница»

2. Упражнение «Не ошибись»

Цель: учить видеть сходство и различие в изображении различных

знаков, углубить ранее полученные знания.

Занятие 3.

Тема: Экскурсия в гараж г. Кисловодска.

Цель: познакомить детей с тем, что водители, механики занимаются

ремонтом

автотранспорта.

Для

этого

есть

специальные

установки,

с

помощью которых поднимают машину вверх, чтобы осмотреть днище, Есть

«ямы», с помощью которых так же удобно рассмотреть поломку машины.

Знакомство

с

некоторыми

инструментами.

Подвести

детей

к

умозаключению: за машиной надо ухаживать, следить за ее состоянием, и

выезжать на

улицы города должна только

исправная машина. Это

тоже

правило дорожного движения.

Занятие 4.

Тема: Праздник «Выпускные экзамены для будущих школьников по

ПДД»

Цель: выяснение готовности детей самостоятельно оценивать дорожно

- транспортные ситуации, закрепление уверенности ребенка в том, что он

сможет

применить

в

практике

свои

ранее

полученные

знания

по

ПДД.

Привлечение родителей к проблеме детского травматизма на дорогах города.



В раздел образования