Автор: Подорящая Наталья Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Д/с № 27 о.в.» г. Магнитогорска
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ при общении с родителями (законными представителями) воспитанников»
Раздел: дошкольное образование
«Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ при
общении с родителями (законными представителями) воспитанников»
Комфортная
непринужденная
обстановка,
уютная
атмо сфера,
использование
современных методик с
о п о р о й
н а
к л а с с и ч е с к и е
основы педагогики
помогут
родителям осознать
творческую
природу
процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений,
улучшить отношения с детьми.
Задачи работы д о ш ко л ь н о го
о б р а з о в а т е л ь н о го
у ч р е ж д е н и я
п о
взаимодействию с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия для развития и воспитания детей.
Создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интере сов,
эмоциональной взаимоподдержки.
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Поддерживать
их
уверенность
в
собственных педагогических
возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный
настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором
строиться вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя
с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая
прекрасно
выстроенная
администрацией
ДОУ
модель
взаимодействия
с
семьей останется «Модель на бумаге», если воспитатель не выработает для
с е б я
ко н к р е т н ы х
ф о р м
о б р а щ е н и я
с родителями.
Ежедневно е
доброжелательное
взаимодействие педагогов
с
родителями значит
гораздо
больше, чем отдельно проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и
в работе
с
родителями. Воспитатель,
общаясь
с родителями,
должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться
человеческое
и педагогическое
умение
воспитателя
усп окои ть,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в
большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо
знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция
наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли
принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание
атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
4.
Серьезная
подготовка.
Любое,
даже
самое
небольшое
мероприятие
по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное
в этой работе – качество, а не количество.
5.
Динамичность.
Детский
сад
сегодня
должен
находиться
в
режиме
развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Наглядная
информация,
в
виде
стендов
и
уголков,
универсальна
и
имеет
огромные
возможности
по
освещению педагогического
процесса.
Наиболее
важным
в
информационно-просветительской р а б о т е
с
родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть
информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета
детского
сада,
стенгазета.
В
то
же
время
она
не
предусматривает
непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ
ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.
Как правило, родители – люди очень занятые и зачастую им бывает
совершенно
некогда
побеседовать
с воспитателями,
обсудить
проблемы
развития и воспитания своего ребенка. Выручает нас в этом случае наглядная
информация.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и
родителей решают
задачи
ознакомления родителей
с
у с л о в и я м и,
содержанием
и методами
воспитания детей
в
условиях
дошкольного
учреждения,
позволяют
правильнее
оценить
деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть
деятельность воспитателя.
Задача педагога научиться
подавать
информацию
так,
чтобы
она
привлекала
внимание,
заинтересовывала
и
отвечала
насущным
потребностям родителей. Но не стоит забывать о важности преподнесения
информации.
Ведь
однообразные,
стандартные
уголки,
папки-передвижки
уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать
информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.
ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В ДОУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения
занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него
элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю,
ввести его в круг своих интересов).
СЕМИНАРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель
семинара
и
консультации
–
повышение педагогической
грамотности
родителей
по
вопросам
воспитания
и
обучения
ребенка,
решение
проблемных
вопросов,
активизация педагогических
умений
родителей.
И х
т е м а т и к у
м о ж н о
о п р е д е л и т ь ,
проанализировав родительские потребности
и
интересы,
например
путем
анкетирования. Консультации и семинары могут проводиться фронтально для
группы родителей,
которых
заинтересовал
тот
или
иной
вопрос,
или
и н д и в и д у а л ь н о .
И х
ц е л ь
–
п о м о ч ь родителям в
р а з р е ш е н и и
сложных педагогических
ситуаций,
проинформировать
об
успехах,
достижениях ребенка.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей,
она
может
использоваться
как
самостоятельно,
так
и
в
сочетании
с
другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании,
консультации.
Ведущая
роль
здесь
отводится воспитателю,
он
заранее
планирует
тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие
условия
и
начинать
ее
с
нейтральных
вопросов,
затем
переходить
непосредственно к главным темам.