Напоминание

"Удивительные камни и их свойства"


Автор: Конради Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: города Магнитогорска
Наименование материала: Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Тема: "Удивительные камни и их свойства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 123 комбинированного вида города Магнитогорска

Конспект НОД «Удивительные камни и их свойства»

по окружающему миру с элементами

экспериментальной деятельности в подготовительной

группе

Составила: Конради С.В.

Программные задачи:

1.

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни).

2.

Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам),

выявлять их свойства и особенности.

3.

Развивать у детей представления о самоценности природы.

4.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней.

5.

Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель,

выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные

гипотезы, делать определенные умозаключения и навыки.

6.

Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас

различными терминами, умение строить доказательную речь.

7.

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной

деятельности.

Материалы:

коллекция камней, емкость с водой, наборы картинок,

фотографии с изображением камней и минералов, мольберт, глобус,

посылка.

Ход занятия

Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что интересное я принесла сегодня на

занятие? (Глобус)

В: Что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты – Земля.

В: Какие цвета вы видите на глобусе? (синий, голубой, зеленый, коричневый).

Что они обозначают? (ответы детей).

В: А я знаю одну тайну. У планеты, на которой мы живем, есть одежда. Что

это может быть за одежда? Хотите узнать?

(Дети подходят к мольберту с картинками)

В: Одежда Земли – это земная кора, на которой растет все живое (растения,

животные, птицы, насекомые, люди). Там, где одежда видна, на поверхности

много камней, возвышаются каменные горы. Есть очень высокие, вершины

которых покрыты снегами. На таких горах мало растительности. Другие горы,

например, наши Уральские горы – не такие высокие и на их растут растения,

много птиц и зверей.

В: У меня есть картинка – пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что

получится. (Дети собирают)

В: Что получилось? (Горы и озеро). Из-за разницы температуры (жара, холод),

дождей, ветра горы постепенно разрушаются. От них откалываются камни и

ветер их разносит повсюду, поэтому камни можно встретить везде. Камни по-

другому называют «полезные ископаемые». Подумайте, почему они

полезные? (ответы детей).

В: Правильно, полезные потому что приносят пользу людям, например,

строят из них дома, дороги и т.п. А почему ископаемые? (ответы детей).

В: Верно, ископаемые потому что они являются «подземными богатствами» и

залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий,

чтобы добыть эти камни.

В: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

(геологи). Давайте посмотрим на них. (Слайды на экране).

В: Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают

недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают

в лабораториях, изучают свойства камней. Работа у них трудная. Им

приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам

помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходиться

проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми

рюкзаками за спиной. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах.

И туда тоже спускаются геологи. В рюкзаках у них специальные молотки,

чтобы отбивать куски твердой породы и компас, чтобы сориентироваться на

местности. Геолог должен быть сильным, смелым, выносливым, уметь

находить дорогу по компасу и карте.

Физкульт-минутка «Гора и камешки».

Стоит гора – старушка до небес макушка, (дети поднимаются на носки)

Ее ветер обдувает , (обмахивают себя руками)

Ее дождик поливает. (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам)

Камешки теряет. (качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (разбегаются и присаживаются)

Катятся, катятся камешки прочь. ( на корточки возле столов).

В: эти камешки изучают люди какой профессии? (геологи).

В: Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришла посылка. Интересно, кто

ее прислал. А чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадку.

«В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

(Достаю коллекцию камней и письмо)

В: Смотрите, какие красивые здесь камни и все разные. Здесь еще и письмо

имеется. Давайте прочтем.

«Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные

эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства

этих камней. Помогите нам, пожалуйста.» Ученые – геологи.

В: Ну что, поможем? Тогда приглашаю вас в лабораторию.

(Дети подходят к столам с оборудованием).

В: Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.

Опыт 1. Определение характера поверхностей.

-Потрогайте свои камни и скажите какие они на ощупь, гладкие или

шероховатые? (У одних гладкие, у других – шероховатые).

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт 2. Рассмотрим камни под лупой.

- В одной руке у вас камень, а в другую возьмите лупу. Разместите лупу

между камнем и вашими глазами. Рассмотрим камень через лупу. Что вы

видите на камне? (крапинки, дорожки, трещинки, углубления, ямочки,

узоры). Какие красивые камни!

Вывод: камни имеют неровную поверхность.

Опыт 3. Какая же форма у камней?

-А сейчас посмотрим на форму камней. Что мы можем сказать? Есть круглые

камни, а также угловатые и похожи на многоугольники.

Вывод: камни имеют разную форму и они разного цвета и размера.

Опыт 4. Тонет – не тонет.

(На столе две банки с водой, выходят два ребенка).

- Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло?

(Брусок не утонул, потому что он легкий, а камень утонул, потому что он

тяжелый).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт 5 Твердый или мягкий?

- Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек

пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно – сильно.

Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а

почему? (он мягкий). А камень? (нет, он твердый). Ребята, вы определили

еще одно свойство своих камней.

Вывод: камень твердый, тверже пластилина.

Опыт 6. Мел

Загадка: «Белый маленький комочек, он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске».

Мел – это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей.

Мел залегает глубоко под землей. Очень часто мы с вами в группе рисуем

еще одним камнем. Вы догадались? Это простые карандаши. Внутри них

очень мягкий камень – графит.

Вывод: камнем можно писать и рисовать.

Опыт 7. Соль

- Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест

камни? (Камни едят птицы). А человек может питаться камнями? Мы каждый

день употребляем в пищу кристаллики одного камня. Угадайте какого? (на

столе соль, дети пробуют).

Вывод: соль можно есть.

Итог занятия: О чем же нам сегодня рассказали камни? Какие они бывают?

(гладкие или шероховатые, красивые, твердые, большие и маленькие,

круглые и угловатые, ими можно писать и даже употреблять в пищу).

-А кому мы сегодня помогали? (геологам).

- А геологи в благодарность дарят вам вот эти красивые камешки.



В раздел образования