"Новые информационные технологии в работе школьных библиотек"
Автор: Феоктистова Гульсина Равкатовна Должность: методист Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский Ресурсный центр" Населённый пункт: с. Шентала, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Новые информационные технологии в работе школьных библиотек" Раздел: среднее профессиональное
Новые информационные технологии в работе школьных библиотек
В последние годы активно происходят процессы глобальной
информатизации сфер культуры, образования и науки. Особенно ярко это
проявляется в библиотечно-информационном деле, где за достаточно
короткий срок сменилось уже несколько поколений технических и
программных средств. При этом в процессы информатизации включились
библиотеки всех уровней, от федеральных до муниципальных.
Автоматизированная информационная библиотечная система
(далее АИБС) “МАРК-SQL” является системой третьего поколения,
разрабатывалась на основе принципов открытых систем и обеспечивает
комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование
литературы, создание и ведение электронного каталога, систематизацию,
обработку поступающих изданий, справочно-информационное
обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечных фондов. С
помощью этой программы собственные информационные ресурсы библиотек
могут быть интегрированы в мировую информационную среду.
Основная версия АИБС «МАРК-SQL» предназначена для автоматизации
больших и средних библиотек уровня вузовской, отраслевой библиотеки,
крупного производственного объединения, холдинга.
Для
небольших
библиотек,
имеющих
объем
фондов
до
50
тысяч
наименований, создана мини-версия АИБС «МАРК-SQL».
Существуют
также
версия
для
библиотек
учреждений
среднего
профессионального образования, а также специальная версия для библиотек
средних школ.
Все версии АИБС «МАРК-SQL» обеспечивает:
автоматизацию традиционных библиотечных процессов;
поддержку новых направлений развития библиотек;
функциональное взаимодействие с другими подсистемами;
корпоративные
технологии
для
взаимодействия
с
другими
библиотеками и информационными центрами.
Функциональные возможности АИБС “МАРК-SQL”
АИБС “МАРК-SQL” предоставляет следующие возможности:
Формировать электронный каталог книг, учебников и других
информационных источников, находящихся в школьной библиотеке.
Получить доступ к удалённым базам данных.
Ввести информацию о структуре школы и количестве учащихся в
каждом классе для автоматического определения обеспечения
учебниками.
Автоматизировать процесс учёта выдачи книг.
Вести автоматизированный учёт должников школьной библиотеки по
классам.
Формировать заказ учебников с использованием базы данных
рекомендованных учебников и учебных пособий.
Анализировать круг чтения учеников.
Подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись
электронным каталогом и списком ключевых слов, соответствующих
школьной тематике.
Получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам,
имеющимся в библиотеке или находящимся в удалённых базах данных
через Интернет
АИБС “МАРК-SQL” состоит из пяти АРМов (автоматизированное рабочее
место):
1.
“Администратор”;
2.
“Каталогизатор”;
3.
“Комплектование”;
4.
“Поиск”;
5.
“Абонемент”.
АРМ “Администратор” – подсистема, которая осуществляет
администрирование системы и баз данных и выполняет функции по
адаптации системы к нуждам пользователей.
АРМ “Каталогизатор” — подсистема, с помощью которой осуществляется
создание и ведение электронного каталога, научная и техническая обработка
поступивших изданий, ведение инвентарного и безынвентарного учета,
формирование книги суммарного учета, формирование стандартных
выходных форм, проверка на дублетность и др.
АРМ “Поиск” — подсистема, с помощью которой читатель производит
поиск, просмотр и заказ нужной литературы. В АИБС МАРК-SQL
реализованы четыре вида поиска, рассчитанных как на неподготовленного,
так и на опытного пользователя: простой поиск, расширенный поиск,
фиксированный поиск и поиск по словарям. Дополнительно к этим видам
поиска можно осуществить поиск по типу документа и его
библиографическому уровню.
Подсистема “Поиск” реализована в двух видах:
- с помощью Internet/Intranet-технологии, поиск, просмотр и заказ литературы
осуществляется через стандартный Web-броузер;
- поиск, просмотр и заказ литературы осуществляется внутри локальной сети.
АРМ “Комплектование” — подсистема, в которой реализуются функции по
заказу и учету поступающей литературы, контролю поступлений,
формированию отчетных бухгалтерских документов.
АРМ “Абонемент” – подсистема, где осуществляется заведение и
регистрация читателей, выполняется выдача и возврат литературы,
осуществляется постановка на очередь, определяются задолженности по
литературе, обеспечивается возможность формирования статистических
отчетов. Доступ к подсистеме “Абонемент” осуществляется внутри
локальной сети.
АИБС “МАРК-SQL” обеспечивает автоматическое формирование и
печать полного комплекта стандартных выходных форм (карточек,
формуляров, читательских требований, бюллетеней, указателей и т. д.).
Одним из важных функций при применении АИБС в учебных
заведениях является наличие возможности производить многоаспектный
анализ обеспеченности литературой учебного процесса, оперативно
информировать о книгообеспеченности отдельных предметов,
информировать учащихся о рекомендуемой учебной литературе,
осуществлять распределение учебной литературы по классам, а также
формировать необходимые отчетные документы.
Для решения этой задачи в АИБС МАРК-SQL была разработана
подсистема “Книгообеспеченность”. С помощью этой подсистемы
предоставляется возможность определять структуру школы: группы
учащихся с указанием количества учащихся, список предметов изучаемых в
данном учебном заведении, рекомендуемую основную и дополнительную
литературу по каждому предмету, расписание занятий, и на основании этих
данных получать необходимые статистические отчеты.
Школьные библиотеки Шенталинского района, как и библиотеки
Самарской области централизовано получили программное обеспечение для
автоматизации библиотечных процессов ещё в 2011 году. Это продукт НПО
"Информ-система" АИБС "MAPK-SQL". Перед нами стояла достаточно
сложная проблема освоения автоматизированной информационной
библиотечной системы и постепенный переход к её эксплуатации. Вначале
было сложно, много вопросов и недопониманий. Перед библиотекарями
стоял большой объём работы.
Решить проблему массового обучения в сжатые сроки нам помогли
выездные курсы. Это позволило каждому слушателю курсов получить
основные практические знания и навыки работы с АИБС, а также
индивидуальные консультации с методистом, связанные и с библиотечными,
и с технологическими проблемами автоматизации.
Конечно, существуют проблемы с обучением и утечкой кадров из-за
низкой оплаты труда школьных библиотекарей. Мне, как методисту,
приходится постоянно обучать вновь поступивших библиотекарей. Зачастую
это человек без библиотечного образования, который не владеет
специальными библиографическими навыками, а порой и компьютерными.
К тому же это и огромный труд по внесению всей информации в базы
данных: регистрация читателей, внесение всей учебной и художественной
литературы, постановка на учёт и многое другое. Но это по началу. АИБС
“МАРК-SQL” даёт нам огромные возможности по всем направлениям
библиотечного процесса. С помощью АРМа «Абонемент» мы можем
сформировать множество отчётов: общее количество читателей, книги
возвращённые читателем за выбранный период времени, книги, выданные и
возвращённые за день, список должников, информация о заказанной и
выданной книге, журнал бывших читателей. А в подсистеме
«Книгообеспеченность» реализован список стандартных отчётов,
позволяющий быстро получить информацию по обеспеченности учебниками
классов, параллелей и предметов.
Школьные библиотекари наших образовательных учреждений
эффективно работают в данной системе уже более 5 лет и многого добились.
Перед нами стоит ещё много задач в дальнейшем освоении программы
и внедрении её в практику. Это и автоматическая идентификация объектов с
помощью штрих-кодов, и электронная доставка документов и многое другое.
Обучение пользованию АИБС "MAPK-SQL" будет продолжено, а
впоследствии, по мере приобретения соответствующего оборудования, мы
предполагаем повышать квалификацию библиотекарей наших
образовательных учреждений и помогать им осваивать, например,
технологии обслуживания читателей с использованием штрих-кодов.