Автор: Трескина Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер- класс для педагогов по написанию пейзажа
Раздел: дошкольное образование
«Мастер –класс для педагогов по написанию пейзажа».
Цель
мастер-класса:
Распространить
педагогический
опыт
по
формированию изобразительных навыков у воспитанников.
Основные задачи:
- создание условий для профессионального общения, и стимулирование роста
творческого потенциала педагогов;
- передача «продуктов» опыта, полученных в результате творческой
деятельности педагога.
- формирование умения у воспитанников работать гуашью, восковыми
мелками, цветными карандашами, пастелью.
- Формировать умение использовать несколько техник при создании пейзажа.
- развитие индивидуальных задатков и творческих способностей у
дошкольников.
- привитие интереса к живописи;
Оборудование :презентация «Мастер –класс для педагогов по написанию
пейзажа». Гуашь, простой карандаш, ластик, кисти «Белка» №3,4,8, жесткая
кисть№4.Палира, альбомный лист А-4, лист бумаги 10*10 для изображения кроны
мятой бумагой.
ИКТ игра «Что перепутал художник?»
Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги, мы с вами работаем по программе
«Истоки», автор Л.А.Парамонова. Изобразительная деятельность в данной программе
представлена Т.Лыковой в методическом пособии «Цветные ладошки».
Проанализировав данное методическое пособие, было отмечено, что много занятий
отведено написанию пейзажей. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми правилами
написания пейзажа, которые должны знать вы и ваши воспитанники.
Сегодня я каждому из вас дам возможность стать художником- пейзажистом.
Пейзаж— это жанр изобразительного искусства, в котором основным
предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени
преображённая человеком природа
В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри
пейзажного жанра различают: сельский, городской, парковый, индустриальный,
морской и архитектурный пейзажи.
Сельский пейзаж- изображение деревенского быта в естественной связи с
окружающей природой
Городской пейзаж- изображение зданий, улиц, площадей, набережных
Парковый пейзаж- изображение уголков природы, созданных для отдыха
и удовлетворения эстетических потребностей людей
Морской пейзаж- изображение красоты моря
Архитектурный пейзаж-изображение памятников архитектуры в синтезе с
окружающей средой
Индустриальный пейзаж- изображение фабрик, заводов, грандиозных строек,
воспевающие созидательную роль человека –строителя
Кроме того, пейзаж может носить : эпический, исторический, героический,
лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер
Для
того
чтобы
научить
детей
правильно
рисовать
природу
необходимо
соблюдать последовательность выполнения пейзажа:
1. Начинается с выбора уголка природы, который вы хотели изобразить в своей
картине.
2. Пейзаж обычно рисуют с натуры , но есть один способ который позволяет
это делать и дома (этюды)
Этюд -
это
зарисовка
отдельных
элементов
будущей
картины
(прорисовка
цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).
На примере этих этюдов можно создать пейзаж.
Начинать рисовать пейзаж необходимо с простых этюдов. Пейзаж должен
создаваться из разных изобразительных материалов:
- акварель и пастель;
- акварель и цветной карандаш;
- гуашь и акварель;
- традиционные и нетрадиционные техники.
Надеюсь, что у вас проснулось желание творить. И сейчас я поделюсь с вами
своим опытом. Вы узнаете, с чего начинается написание пейзажа. Так же вы
познакомитесь с законами перспективы. Применяя их в рисовании, работы будут на
порядок отличаться в лучшую сторону от работ в которых эти законы игнорируются.
Необходимо помнить: чтобы научить чему-то ребенка, нужно самому это
уметь. Поэтому сейчас я предлагаю приступить к практической части мастер- класса.
Итак, начиная работу над пейзажем, необходимо подготовить рабочее место
,важно продумать, что вы хотите изобразить в рисунке, и расположить соответственно
ваш лист: горизонтально или вертикально.
Далее, не зависимо от того, чем вы будете рисовать, карандашом или красками,
необходимо обозначить линию горизонта. Она может быть высокая, средняя и низкая.
Соответственно, она будет располагаться выше середины листа, посередине листа и
ниже середины листа.
В средней группе и первом полугодии старшей группы линия горизонта и
тонировка листа для занятия выполняется педагогом. Со второго полугодия дети
старшей группы линию горизонта и тонировку листа выполняют самостоятельно.
Итак, определив положение линии горизонта мы приступаем к тонировке
листа.
Перед вами четыре кисти. Как они называются? Толстая, средняя, тонкая и
жесткая . Как вы думаете, какая кисть подойдет для тонировки? Конечно, мы
тонируем лист самой толстой кистью. Как мы берем кисть в руки? Набираем на кисть
воду и начинаем смачивать ту часть листа, которая расположена над линией
горизонта- наше небо. Работу нужно выполнять быстро, начиная от верхнего края
бумаги. Не нужно проводить кистью несколько раз по одному месту на бумаге.
Металлическая часть кисти не должна касаться бумаги, только ворс кисти должен
прикасаться к бумаге.
Я набираю на кисть фиолетовую краску и ставлю точки, хорошо промываю
кисть, набираем синюю краску. Снова ставим точки. Около линии горизонта ставим
точки красного цвета. Теперь размываем нашу краску, начиная от верхнего края
бумаги. Воду не жалеем. Краски должны смешаться между собой, четкой границы
между ними не должно быть.
Показ на слайде тонирования неба другими способами.
Землю мы тонируем так же, сначала смочив лист водой, а затем наносим
краски двух оттенков: от нижнего края листа, к линии горизонта, высветляя краску.
Правильная тонировка листа считается в том случае, если на нем нет
катышков бумаги, нет полос от металлической части кисти и нет дырок.
Сейчас я оставляю свой тонированный лист и перехожу к работе с вами.
Именно так необходимо поступать во время работы с детьми.
Когда дети затонируют свои листы, ваш лист высохнет, и вы сможете
напомнить воспитанникам, как рисовать деревья, облака. В это время детские
тонированные листы просохнут и будут готовы к работе.
Сейчас мы будем рисовать облака. Есть несколько способов нарисовать облака.
Первый- ставим несколько точек белой краской и пальчиком растираем их справа на
лево. Получаются очень легкие весенние перистые облака. Следующий способ-
кистью рисуем кучевые облака, нижний край размываем, тем самым придаем облакам
легкость, невесомость.
Пока мы занимались облаками, появилась возможность изобразить лес на
линии горизонта. Как правило, его рисуют серой, фиолетовой или синей краской.
Здесь очертания деревьев и предметов будут размыты, объём передаваться не будет.
Рисуем кончиком кисти деревья разной высоты.
Ближе к нам расположим ели. Рисуем их используя жесткую кисть. Тычком ,
либо положив кисть плашмя, прорисовывая макушку дерева.
Если у вас есть желание, изобразите замерзшую речку. Не забывайте, что
далеко она будет казаться узкий, чем ближе к переднему плану- тем она становится
шире.
На переднем плане мы изобразим дерево, используя среднюю кисть для
рисования ствола и толстых веток. Маленькие и тонкие ветви будем рисовать тонкой
кистью. (показ способа рисования). Можно нарисовать крону дерева, используя
мятую бумагу (показ способа рисования мятой бумагой)
Так же, возле деревьев мы нарисуем кустарник. Чем отличается куст от
дерева? (у дерева один ствол, а у кустарника-много). Крону кустарника так же можно
изобразить с помощью мятой бумаги. Деревья летом можно нарисовать следующим
образом (показ образцов рисования дерева)
Не забываем о том, что деревья и предметы, находящиеся на переднем плане,
должны быть прорисованы. Рисуем кору деревьев, красные ягоды на кустике. Тени от
деревьев.
Сейчас ваши тонированные листы высохли, вы можете приступать к
написанию пейзажа (самостоятельная работа педагогов)
Работа ваша почти закончена. Подумайте, чем можно «оживить» пейзаж?
(ответы педагогов).Давайте добавим животных, людей, постройки, птиц, следы на
снегу, упавшие ягоды под кустом. Одним словом, мы дополняем композицию
рисунка, прорисовывая дополнительные детали.
Пока мы наполняли свои рисунки, деревья подсохли, теперь мы можем
жесткой полусухой кистью нанести снег на их ветви.
Скажите, какие законы перспективы вы применили, работая над своим
пейзажем?
О каком приёме рисования вы сегодня слышали впервые? Применили ли вы
его в работе? Что на ваш взгляд самое сложное в рисовании пейзажа? Какие вопросы
возникли в ходе работы?
Написание живописной картины – занятие не только увлекательное, но и
полезное, так как способствует творческому развитию обучающихся.
Немного
терпения
и
фантазии
–
и
вы
можете
не
только
научить
своих
воспитанников писать пейзажи, но и написать своими руками уникальную картину
для себя или подарить ее друзьям и знакомым.
Работа
осуществляется
без
напряжения,
при
этом
достигается
быстрый
результат
и
картина
выглядит
эффектно.
Тем
самым
создается
«ситуация
успеха», которая способствует мотивации воспитанников к познанию и творчеству.