Автор: Карпухин Дмитрий Юрьевич
Должность: Преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ МО
Населённый пункт: Старая Купавна, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Методика проведения деловых игр на занятиях по специальным дисциплинам
Раздел: среднее профессиональное
Д О К Л А Д
Преподавателя правовых и специальных дисциплин
Карпухина Дмитрий Юрьевича
на тему:
«Методика проведения деловых игр на занятиях
по специальным дисциплинам»
Введение
Деловые
игры
являются
одной
из
наиболее
эффективных
форм
решения
практических
задач
обучения
специалистов.
Выступая
как
динамические
модели
упрощенной
действительности,
они
позволяют
имитировать реальные ситуации из практики будущей профессиональной
работы
курсантов,
реализуя
различные
сценарии
построения
процесса
принятия решений и взаимодействия между контрагентами.
Игровая модель существует с древнейших времен как способ проверки
знаний
и
умений
применять
их
на
практике.
Прототипом
современных
деловых игр принято считать «военные шахматы», которые использовались в
подготовке офицеров еще с 1780 г. Доска у таких шахмат имела рельеф,
король
представлял
крепость,
ферзь
-
пехоту.
Правила
описывались
математическими формулами. С 1798 г. деловая игра «военные шахматы»
проводилась на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов.
Позже данные о продвижении войск противника становились основой для
формирования
последующей
игры.
Перед
Второй
мировой
войной
в
Германии, США и Японии большое распространение приобрели военно-
политические игры.
Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение
ресурсов в международных отношениях. По характеру они являлись чисто
инструментальными,
но
затем
стали
корректироваться
с
учетом
человеческого фактора. Для оценки последствий альтернативных решений в
таких играх применялся математический аппарат теории игр.
В
СССР
впервые
применение
игр
в
хозяйственной
сфере
было
осуществлено
в
1932
г.
В
Ленинградском
инженерно-экономическом
институте была разработана и проведена деловая игра на тему «Перестройка
производства в связи с резким изменением производственной программы»
(автор
М.М.
Бирнштейн),
хотя
вместо
деловой
игры
она
называлась
организационно-производственным испытанием. Практически одновременно
на Лиговском заводе пишущих машин была разработана и внедрена деловая
игра для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Однако
история
развития
деловых
игр
в
России,
начавшись
в
30-х
годах
XX
столетия,
примерно
тогда
же
была
и
прервана.
Приостановка
использования деловых игр в учебных целях, с одной стороны, была связана
с нехваткой ресурсов в военное время, а, с другой стороны, объясняется
следующей идеологической позицией: «свободные высказывания участников,
множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр,
сделали
этот
вид
деятельности
опасным
и
несовместимым
с
режимом
тотальной регламентации».
Первая машинная деловая игра была создана в 1955 г. в США. Она
имитировала
снабжение
баз
ВВС.
В
1955
г.
Американская
ассоциация
управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом
звене» и апробировала ее на ежегодном семинаре в г. Саранак Лейке в 1957 г.
Там же впервые появился термин «деловая игра».
Первые
деловые
игры
не
отражали
процесс
принятия
решения,
основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Большая часть из них -
рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких
фирм, производящих какой-либо продукт и сбывающих его.
В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они
различаются по масштабности имитируемых объектов (участок или отрасль),
функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные и
др.) и особенностям строения.
Реализация
правовой
реформы
в
нашей
стране
предусматривает
решение
проблем
подготовки
высококвалифицированных
юридических
кадров. Профессиональные знания юриста должны обеспечивать высокую
эффективность правоприменительной деятельности.
В настоящее время для СПО актуальна задача изменения системы обу-
чения - необходимы не только высокий уровень теоретической подготовки по
юриспруденции, но и выработка практических навыков применения этих
знаний, формирование профессионального правосознания на возможно более
раннем этапе подготовки молодого специалиста. Процесс обучения должен
быть приближен к реальным условиям.
Концепция научно-образовательных деловых игр
В отличие от традиционных методов обучения, проведение деловых игр
позволяет
существенно
интенсифицировать
процесс
обучения
при
повышении его качества и способствует скорейшему профессиональному
становлению специалистов в новых и прогрессивных направлениях.
Деловая игра - это модель реального процесса, проводимая в движение
решениями,
принимаемыми
её
участниками.
Деловую
игру
можно
рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста
в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников
соответствующих знаний и навыков.
Деловая
игра
как
метод
обучения
позволяет
как
бы
«прожить»
определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии.
Выделяют
восемь
основных
качеств,
которые
формируются
при
деловой игре:
1.
умение
общаться
на
формальной
и
неформальной
основах
и
эффективно взаимодействовать на равных;
2. умение проявлять качества лидера;
3. умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их
разрешать;
4. умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать,
сравнивать и усваивать её;
5. умение принимать решения в неопределённых ситуациях;
6. умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди
других,
давать
им
необходимые
полномочия,
оперативно
принимать
организационные решения;
7.
умение
проявлять
деловые
качества
предпринимателя:
ставить
перспективные цели, использовать благоприятные возможности;
8. умение критически оценивать вероятные последствия своих решений,
учиться на своих ошибках.
Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут
дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным
этапом усвоения.
Являясь
одним
из
активных
способов
обучения,
деловые
игры
обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения
участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью
взаимодействия участников между собой и с материалом игры.
Отмечают следующие функции деловой игры:
информационно-познавательская,
организационно-управленчиская,
эмоционально-воспитательная,
профессионально-адаптационная.
В деловой игре существуют следующие этапы:
-
информационный,
который
связан
с
усвоением,
запоминанием,
обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний,
умений и навыков;
- проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на
языке практических действий;
- поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы
действий
в
условиях
конкретной
ситуации
на
основе
её
глубокого
теоретического осмысления;
-
оценочный,
позволяющий
выбрать
и
обосновать
оптимальный
вариант решения поведенческой программы.
Такой
целостный,
многоступенчатый
процесс
создаёт
основу
для
увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования
творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога -
руководителя
деловой
игры
приобретает
качественно
новую
окраску,
предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-педагогической
компетентности.
От игры - развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть
«последействия» - то, что является социально-психологическим следствием
участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим - «не повезло» - и
тотчас
забываем
об
этом.
Допустив
просчёты
в
деловой
игре,
надолго
задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю».
Сверхзадача
игры
-
это
достижение
эффекта
саморазвития,
самообразования,
саморегуляции.
Именно
в
этом,
а
не
в
самом
только
процессе надо видеть главное её преимущество.
В
игре
человек
полностью
раскрывается
и
материал,
который
ему
нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги
учат курсантов быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение,
стремиться к знаниям - к постижению нового.
Построение деловой игры преследует следующие педагогические цели:
дидактические:
закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
выработка системных умений по конструированию и методическому
описанию игры;
обмен опытом создания деловых игр;
совершенствование навыков принятия коллективных решений;
развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
развитие творческого мышления;
выработка установки на практическое использование деловой игры:
воспитание
индивидуального
стиля
поведения
в
проце ссе
взаимодействия с людьми;
преодоление
психологического
барьера
по
отношению
к
формам
и
методам активного обучения.
Концепция
научно-образовательной
деловой
игры
по
дисциплине
«Уголовный процесс» предполагает:
•
формирование
профессиональных
качеств
будущих
специалистов в условиях, приближенных к реальным, а также
элементов профессионального правосознания;
•
создание
психологических
условий
для
быстрого
и
качественного усвоения сложного материала;
•
методологическое обеспечение научно-образовательными
материалами
по
теме
деловой
игры,
имеющими
большое
практическое применение.
Результатом
научно-образовательной
деловой
игры
становится
новое
качество
-
адаптация
специалистов
к
условиям,
при
которых
они
должны
грамотно
решить
поставленную
задачу.
Стремление
к
постоянному
профессиональному
саморазвитию
предполагает принятие жизненных ситуаций (условий работы) во
всех
проявлениях,
относительную
автономность,
готовность
и
способность изменяться во времени и изменять условия своей
профессиональной жизни.
Трудности, которые могут возникнуть при проведении деловых игр
Способность
действовать
в
соответствии
с
ролью
зависит
от
индивидуальных особенностей игрока. Тревожность, ригидность
затрудняют приятие роли. Влияют на этот процесс и социально-
психологические
характеристики
личности.
Средний
социометрический статус более благоприятен для принятия роли
в сравнении с низким.
Как правило, наблюдаются три основные стратегии поведения
игроков. При первой стратегии игрок все решения принимает от
лица некоторого обобщенного образа - эталона, который является
продуктом
понимания
игроком
особенностей
личности
представителей данной роли (например, директора). При этом
главным
становится
соблюдение
некоторых
формальных
и
неформальных
норм,
которыми
руководствуется
реальный
прототип.
Вторая
стратегия
может
быть
охарактеризована
как
азартная.
Главная
цель
-
выигрыш.
Приемлемыми
здесь
являются
и
нарушения соглашений, действия на грани «фола». Однако при
удачном управлении игроки, следующие этой стратегии, могут
даже положительно повлиять на игру, оживив ее. Им следует
предлагать осуществлять связь с внешним миром, разыгрывать
случайные события.
Третья стратегия отличается интересом к тому, что произойдет в
результате определенного действия, какие решения принимают
другие участники. Описанные стратегии не являются жесткими,
они
могут
сменять
друг
друга.
Можно
выделить
и
другие
особенности поведения игроков.
Руководитель
игры
должен
уметь
наблюдать
за
ними,
вовремя
их
фиксировать
для
того,
чтобы
поддерживать
необходимый
уровень
эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Для интенсификации
интеллектуальной
деятельности
можно
вводить
специальные
методы
коллективного
творчества
(мозговой
штурм,
синектика
и
д р . ) ,
психогимнастические упражнения.
Методика организации и проведения деловых игр по дисциплине
«Уголовный процесс»
В ходе организации и проведения деловых игр среди курсантов по
специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность» должны быть
достигнуты следующие учебные цели:
-
формируется
адекватное
представление
курсантов
о
предстоящей
профессиональной деятельности;
-
демонстрируются
типовые
модели
(алгоритмы)
профессиональной
деятельности;
-
прививаются
элементарные
навыки
правоприменительной
и
правозащитной деятельности;
-
апробируются
новые,
не
получившие
широкого
практического
применения процессуальные формы;
-
моделируются типичные проблемные ситуации;
-
отрабатываются процессуальные формы доказывания;
-
анализируются недостатки действующих нормативных предписаний и
практики их применения;
-
эмпирическим
путем
обосновываются
позиции
по
спорным
теоретическим вопросам различных отраслей права;
-
выявляются
конфликты
и
проблемы,
которые
могут
возникнуть
на
практике, определяются возможные пути их разрешения;
-
формируются профессиональные качества специалистов в условиях,
приближенных к реальным, элементы профессионального правосознания;
-
отрабатываются навыки работы в коллективе;
-
раскрывается личностный потенциал курсантов;
-
осуществляется контроль за ходом учебного процесса, оценка знаний
курсантов;
-
проверяет ся
уровень
готовно сти
курс антов
к
р е а л ь н о й
правоприменительной и правозащитной деятельности.
Общие положения
1. Цели проведения деловой игры.
Целями
проведения
деловой
игры
«Учебный
уголовный
процесс»
являются:
-
показать этапы и процедуру стадии судебного разбирательства;
-
научить правовой оценке исходной фактической правовой ситуации
(анализу
материалов
дела,
законодательства,
разработке
правовой
позиции по делу, принятию процессуальных решений);
-
привить
практиче ские
навыки
ре а лизации
п ол н ом оч и й
профессиональными субъектами уголовного судопроизводства в ходе
судебного разбирательства (составления процессуальных документов,
устных выступлений в суде первой инстанции и т.д.);
-
определить
уровень
теоретической
подготовки
курсантов
3
курса
отделения
«Правоохранительная
деятельность»
по
дисциплине
«Уголовный процесс».
2. Этапы проведения деловой игры:
подготовительный этап;
репетиционный этап;
демонстрационный этап;
подведение итогов, подготовка фото- и видеоматериалов.
3.
Количество и состав участников.
25-30
курсантов
3
курса
отделения
«Правоохранительная
деятельность»
с
привлечением
курсантов
4
курса
качестве
экспертов
и
специалистов.
Примерный состав участников деловой игры:
-
3
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
с уд ь и ,
о д и н
и з
ко т о р ы х
-
председательствующий судья;
-
государственный обвинитель (прокурор);
-
1-2 потерпевших;
-
адвокат-представитель
потерпевшего
(в
среднем
-
по
числу
потерпевших, допускается большее или меньшее количество);
-
законный представитель потерпевшего;
-
2-3 подсудимых;
-
защитник
(по
числу
подсудимых,
допускается
2
защитника
у
одного подсудимого);
-
законный представитель подсудимого (у одного или нескольких
подсудимых);
-
3-4 свидетеля;
-
эксперт;
-
переводчик;
-
секретарь судебного заседания;
-
2 конвоира;
-
оформительская группа (4-5 человек).
Количество
и
состав
участников
(число
подсудимых,
потерпевших,
защитников и т.д., необходимость участия эксперта (экспертов), специалиста
(специалистов),
переводчика)
варьируется
в
зависимости
от
фабулы
выбранного уголовного дела.
4.
Формы проведения деловой игры.
В зависимости от принципа формирования группы участников, игра
может быть проведена в двух формах:
а.
проводится один показательный учебный уголовный процесс на
всем курсе. В нем принимают участие представители от каждой из учебных
групп. Остальные курсанты оценивают работу участников игры, присутствуя
на судебном заседании в качестве зрителей.
б.
учебный
уголовный
процесс
проводится
отдельно
в
каждой
группе. К непосредственному участию в игре привлекаются все курсанты
группы.
Возможна комбинация двух вариантов игры.
Участие в игре и присутствие в зале судебного заседания является
обязательным для курсантов и учитывается как посещение семинарского
занятия.
5. Руководство организацией и проведением деловой игры.
В
целях
обеспечения
организации
и
проведения
деловой
игры
«Учебный уголовный процесс» создается рабочая группа.
Возглавляет рабочую группу преподаватель специальных дисциплин,
на которого возлагается задача общего руководства деловой игрой. В сферу
его исключительной компетенции входит:
•
принятие решений по основным положениям, определяющим процесс
организации и проведения деловой игры;
•
распределение
обязанностей
между
членами
рабочей
группы,
координация их деятельности;
•
осуществление наблюдения и контроля за ходом подготовки деловой
игры;
•
разрешение разногласий по принципиальным вопросам, возникающим
между непосредственными руководителями деловой игры и курсантами -
участниками деловой игры;
•
предварительное
подведение
итогов
деловой
игры
непосредственно
после завершения ее демонстрационного этапа;
•
представление
на
заседании
педагогического
совета
отчета
о
результатах деятельности рабочей группы, оценка личного вклада каждого ее
участника в организацию деловой игры.
В состав рабочей группы входят преподаватели, ведущие семинарские
занятия
по
курсам
«Уголовный
процесс»
и
«Уголовное
право».
Они
осуществляют непосредственное руководство организацией и проведением
деловой игры.
Непосредственный руководитель деловой игры должен:
•
осуществить подбор уголовного дела и участников деловой игры;
• осуществлять наблюдение и контроль за работой курсантов -участников
деловой игры;
•
консультировать курсантов по всем вопросам, возникающим в ходе
подготовки к деловой игре;
•
проводить общие собрания курсантов и генеральную репетицию;
•
давать
рекомендации
по
выбору
оптимального
варианта
решения
различных правовых вопросов;
•
представлять
курсантам
сведения
об
учебной
и
дополнительной
специальной литературе, использование которой желательно при подготовке
и проведении деловой игры;
•
анализировать
и
в
случае
необходимости
корректировать
решения
участников деловой игры в ходе ее подготовки;
•
оценивать
ход
деловой
игры,
действия
и
решения
отдельных
ее
участников;
•
провести полный анализ результатов деловой игры с курсантами на
семинарских занятиях.
Руководители деловой игры должны поощрять инициативу курсантов и
уважать их право на самостоятельность суждений.
Р а с п р е д е л е н и е
о бя з а н н о с т е й
м е ж д у
п р е п о д а в а т е л я м и ,
осуществляющими непосредственное руководство деловой игры, возможно
по двум принципам:
а.
непосредственный руководитель деловой игры проводит работу с
теми участниками деловой игры, которые являются курсантами групп, в
которых он ведет практические занятия;
б.
непосредственный
руководитель
деловой
игры
ведет
работу
с
отдельной
категорией
участников
процесса:
судьи,
сторона
обвинения,
сторона защиты, иные участниками процесса.
Руководитель
рабочей
группы
может
возложить
на
одного
или
нескольких непосредственных руководителей деловой игры персональную
ответственность за организацию отдельного этапа подготовки и проведения
деловой игры (демонстрационного, подготовительного и т.д.).
6. Этапы организации и проведения «Учебного уголовного процесса».
Организация и проведение «Учебного уголовного процесса» включают
следующие этапы:
I.
Подготовительный.
II.
Репетиционный.
III.
Демонстрационный.
IV.
Заключительный.
На подготовительном этапе осуществляется подбор дела и участников
игры.
На
репетиционном
этапе
происходит
распределение
ролей,
ознакомление
участников
игры
с
делом,
его
доработка,
составление
обвинительного
заключения
и
сценария
процесса,
имитация
стадии
назначения
судебного
заседания,
имитация
проведения
необходимых
экспертных
исследований,
подготовка
устных
выступлений
и
судебных
решений, генеральная репетиция.
На
демонстрационном
этапе
осуществляется
непосредственное
проведение судебного процесса по делу.
На
заключительном
этапе
обсуждаются
итоги
учебного
процесса,
отрабатываются процессуальные приемы исправления допущенных ошибок,
готовится стенд и видеоматериалы.
Особенности подготовки и проведения деловой игры «Судебное
разбирательство по уголовному делу, рассмотренному в особом порядке»
на практических занятиях
Курсантам
следует
знать
и
помнить
особенности
судебного
разбирательства,
проведенного
в
особом
порядке.
Так,
особый
порядок
судебного
разбирательства
представляет
собой
специфическую
форму
судебного разбирательства в суде первой инстанции, которая заключается в
правоотношениях и деятельности ее участников по установлению наличия
или отсутствия оснований для принятия решения в особом порядке судебного
разбирательства.
Основанием рассмотрения уголовного дела в особом порядке являются
достаточные доказательства, подтверждающие законность и обоснованность
предъявленного обвинения и виновность лица в совершении преступления.
Особый порядок судебного разбирательства допускается только при
соблюдении указанных в законе условий:
—обвиняемый
заявил
о
полном
согласии
с
предъявленным
ему
обвинением;
—лицо обвиняется в совершении преступления, наказание за которое не
превышает 10 лет лишения свободы;
—согласие
на
то
государственного
или
частного
обвинител я
и
потерпевшего.
При
этом
обвиняемый
должен:
во-первых,
осознавать
характер
и
последствия заявленного им ходатайства; и во-вторых, ходатайство должно
быть заявлено добровольно и после проведения консультаций с защитником.
Обвиняемый имеет право заявить соответствующее ходатайство:
—
в
момент
ознакомления
с
материалами
дела,
о
чем
делается
соответствующая
запись
в
протоколе
ознакомления
с
материалами
уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 218 УПК РФ;
—
на предварительном слушании, когда оно является обязательным
согласно
ст.
229
УПК
РФ
и
назначено
с
иными
законодательными
основаниями.
Применение особого порядка судебного разбирательства недопустимо,
если обвиняемый согласен с предъявленным обвинением лишь частично. В
этом случае судебное разбирательство должно проводиться в общем порядке.
Судебное заседание проводится с обязательным участием подсудимого
и его защитника.
Особенности подготовки и проведения деловой игры
«Судебное разбирательство по уголовному делу в отношении
несовершеннолетнего» на практических занятиях
При подготовке к данной деловой игре следует помнить, что данная
форма судопроизводства распространяется на лиц, не достигших 18-летнего
возраста.
Также
следует
обратить
внимание
на
то,
что при производстве
предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному
делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с общим
предметом доказывания (перечнем обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК
РФ), устанавливаются:
— возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
— условия
жизни
и
воспитания
несовершеннолетнего,
уро вень
психического развития и иные особенности его личности;
— влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
При
наличии
данных,
свидетельствующих
об
отставании
в
психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, также
устанавливается,
мог
ли
несовершеннолетний
в
полной
мере
осознавать
фактический
характер
и
общественную
опасность
своих
действий
(бездействия) либо руководить ими.
По
общему
правилу
уголовное
дело
в
отношении
несовер-
шеннолетнего,
участвовавшего
в
совершении
преступления
вместе
со
взрослым, выделяется в отдельное производство, однако если выделение
уголовного
дела
в
отдельное
производство
невозможно,
то
к
несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному
делу
со
взрослым,
все
равно
применяются
правила
производства
в
отношении несовершеннолетних.
Суд,
получив
уголовное
дело
с
обвинительным
заключением
или
обвинительным
актом,
вправе
прекратить
его
и
примен и т ь
к
несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного
воздействия.
Следует помнить, что в судебном заседании в данном случае обязательно
участие
защитника
и
законного
представителя
несовершеннолетнего
подсудимого, а также педагога.
Особенности подготовки и проведения деловой игры «Применение
меры пресечения в виде заключения под стражу»
на практических занятиях
Создание сценария данной деловой игры необходимо начать с изучения
комплекта
необходимых
процессуальных
документов.
Курсантам
рекомендуется внимательно изучить данные документы перед проведением
деловой игры.
Все материалы производства должны быть оглашены на заседании.
Сторонам предоставляется максимум по 10 минут для выступления.
Судья оглашает лишь резолютивную часть постановления, не удаляясь
в совещательную комнату.
Необходимо обратить внимание на то, что заключение под стражу в
качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении
подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые
уголовным
законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на
срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой,
меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под
стражу
в
постановлении
судьи
должны
быть
указаны
конкретные,
фактические
обстоятельства,
на
основании
которых
судья
принял
такое
решение.
Такими
обстоятельствами
не
могут
являться
данные,
не
проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-
розыскной деятельности, представленные в нарушение требований ст. 89
УПК РФ.
Перед
началом
проведения
деловой
игры
следует
учесть
то,
что
постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры
пресечения
в
виде
заключения
под
стражу
подлежит
рассмотрению
единолично
судьей
районного
суда
или
военного
суда
соответствующего
уровня
с
обязательным
участием
подозреваемого
или
обвиняемого,
прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту
производства
предварительного
расследования
либо
месту
задержания
подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.
Неявка
без
уважительных
причин
сторон,
своевременно
извещенных
о
времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения
ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.
Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде
заключения
под
стражу
в
отсутствие
обвиняемого
допускается
только
в
случае объявления обвиняемого в международный розыск.
Заключение
Учебные деловые игры позволяют активизировать учебный процесс и
существенно ускорить формирование у слушателей комплекса теоретических
знаний, умений и навыков, которые влияют на повышение эффективности
деятельности практикующего юриста.
Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие
между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером
профессиональной
деятельности,
системным
характером
используемых
знаний и их принадлежности к разным дисциплинам.
Метод
позволяет
соединить
широкий
охват
проблем
и
глубину
их
осмысливания. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает
момент
социального
взаимодействия,
готовит
к
профессиональному
общению.
Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
Деловая
игра
насыщена
обратной
связью,
причем
б ол е е
содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче
преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
Деловая игра показывает практическую значимость теории уголовного
права и процесса; стимулирует к получению более глубоких знаний в области
уголовного
права
и
процесса;
вырабатывает
навык
ориентирования
в
сложных ситуациях, возникающих при производстве по уголовным делам;
развивает творческое мышление, формирует такие профессионально-деловые
качества, как ответственность за свои действия и самостоятельность; а также
позволяет
курсантам
получить
представления
о
работе
судьи,
государственного обвинителя, адвоката, эксперта и проверить полученные
знания по уголовному праву и процессу.
В игре предусмотрен ряд разных по сложности задач для того, чтобы
каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился.
Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности.
Деловая игра - это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций.