Напоминание

"Бажовских сказов дивные места".


Автор: Пьянкова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№1
Населённый пункт: город Сысерть
Наименование материала: Проект
Тема: "Бажовских сказов дивные места".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Василёк»

Проект по экологическому воспитанию

детей 5-6 лет

«Бажовских сказов дивные места»

Подготовила: Пьянкова

Наталья Александровна

воспитатель 1 кв. категории

г. Сысерть

2019

Актуальность реализации проекта:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни

общества,

одним

из

важнейших

направлений

работы

с

детьми

становиться

патриотическое

воспитание.

Проблема

патриотического

воспитания

очевидна.

Поэтому

назрела

необходимость

в

быстрейшем,

неотлагательном

решении

проблем

воспитания

патриотизма

с

детьми

дошкольного

возраста.

Невозможно

воспитать

чувство

собственного

достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность

без уважения к истории и культуре своего Отечества, к родному краю.

Родина… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то

это милый сердцу уголок – его родной город, поселок, деревня… И сколько

бы

ни

жил

человек

на

земле,

Родина

для

него

одна.

Воспитание

патриотических чувств – задача каждого родителя, воспитателя. Начинать

нужно с малого – с любви к родному городу, краю. Уральская земля – богата

своей историей, своими тайнами, своими мастерами и умельцами, своими

писателями – сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях

о

жизни

нашего

края,

о

его

особенностях

и

традициях.

Знакомство

с

творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования

знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных

сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о

жизни и быте жителей древнего Урала. Читая произведения П. П. Бажова, мы

окунаемся

в

мир

необычный,

удивительный.

Урал

земля

отмеченная,

занимающая

особое

место

на

планете.

А

сам

«Бажов

по

теперешним

меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую

мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой,

которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий –

Камня, Горы и Пещеры». (историк, языковед М. П. Никулина).

Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего

поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой

они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому

феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.

Проблема: отсутствие

достаточных

знаний

о

культуре

и

традициях

уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального

компонента,

но

содержание

раздела

«Художественная

литература»

не

позволяет

в

рамках

непосредственной

образовательной

деятельности

полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и

информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны.

Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с

традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня

компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного

наследия, традиций родного края.

Разработанный проект знакомит детей с произведениями П. П. Бажова,

родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими,

природными

особенностями

формирует

у

них

черты

характера,

которые

помогут им стать истинными патриотами и гражданами своей Родины.

Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к

Родине, родному краю; приобщение детей к истории и культуре родного

города, местным достопримечательностям, интерес к творчеству уральского

писателя П. П. Бажова.

Задачи:

1.

Формировать патриотические чувства, представления детей о родном

крае (история, символика, достопримечательности, художественно –

эстетическая культура, средствами ознакомления с традициями народов

Урала и с произведениями П. П. Бажова).

2.

Формировать

нравственные

ценности

у

детей

через

знакомство

с

творчеством уральского писателя сказочника П. П. Бажова, через его

биографические вызвать интерес к писателю как личности, раскрыть

творчество П. П. Бажова.

3.

Развивать творческую активность детей в речевой, изобразительной,

музыкальной деятельности посредством приобщения к музыкальной

культуре

родного

края

(пение

песен,

слушание

музыкальных

и

фольклорных произведений).

4.

Вовлечь родителей в совместную деятельность в оформлении мини –

музея в группе: подбор материалов, книг, статуэток, камней, выставки

совместных работ (поделки, рисунки), оформление газет посвященные

году П. П. Бажова.

Предполагаемый результат:

С помощью проекта мы пытаемся расширить и систематизировать знания

детей о своем крае, о жизни и творчестве П. П. Бажова, его сказах, как части

культуры проживающего на Урале народа, традициях родного края.

- формирование патриотических чувств, определение детьми себя, как части

народа, представителя Урала;

- активная позиция родителей детей в процессе ознакомления с родным

краем;

- развитие социальных навыков у детей в ближайшем социальном окружении.

Участники проекта: дети старшей группы, младший воспитатель,

воспитатель, родители, социальные партнёры.

Тип проекта: творческий, информационно – поисковый.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации: январь 2019 г. – декабрь 2019 г.

Оборудование для реализации проекта:

1.

Аудио и видео системы, мультимедийная установка, фотоаппарат.

2.

Наборы наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

3.

Выставки плакатов, рисунков, поделок с участием родителей.

4.

Подборка мультфильмов по сказам П. П. Бажова.

5.

Презентации для детей о жизни и творчестве П. П. Бажова. Подборки

материалов из семейных архивов П. П. Бажова (фотографии, книги

сказов П. П. Бажова).

6.

Иллюстративный материал: набор – коллекция уральских минералов и

полезных ископаемых.

7.

Оформление мини-музея.

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

- Привлечение младшего воспитателя, музыкального работника и учителя-

логопеда.

- Методические рекомендации по теме.

- Составление конспектов для работы с детьми по данной теме.

Взаимодействие с учреждениями города (социальные партнеры):

- Сысертский краеведческий музей;

- Сысертский «Дом - музей П. П. Бажова».

- Сысертская библиотека для детей и юношества им. П. П. Бажова.

- Дом ремёсел «Живинка в деле».

- Чайный дом «Черёмуха».

- Парк «Бажовские места».

Ожидаемые

результаты: расширение кругозора детей в области знаний

творчества П. П. Бажова, развитие творческих способностей детей, привитие

бережного

отношения

к

природе,

приобщение

родителей

и

детей

к

совместной

деятельности,

установление

доверительных

и

партнёрских

отношений.

Реализация проекта:

1 Этап. Подготовительный.

- Познакомить с темой проекта детей и родителей;

- Сбор материала о П. П. Бажове;

- Знакомство с биографией П. П. Бажова (просмотр презентации);

- Оформить выставку книг по творчеству писателя П. П. Бажова «Сокровища

малахитовой шкатулки»;

- Чтение произведений П. П. Бажова;

- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому

же сказу);

- Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста в семье»;

- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2 Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

- Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или

вымысел?»;

- Беседа «Что мы знаем о П. П. Бажове»;

- Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова;

-Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов;

- Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине, о родном

крае;

- Рассказывание стихотворений о родном крае;

- Разгадывание загадок, кроссвордов;

-Тематический выпуск газет «Познаём Урал с Бажовым».

Продуктивная деятельность:

- Рисование к сказу «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Огневушка - Поскакушка»,

«Малахитовая шкатулка»;

- Лепка (пластилинография): «Малахитовая шкатулка»,

«Каменный цветок»,

«Кокошник хозяйки медной горы»;

- Лепка «Создай свой самоцвет», «Бусы»;

- Аппликация «Каменный цветок» (мозаика);

- Конструирование по сказу П. П. Бажова «Каменный цветок…» с игрой

Воскобовича «Крестики – 2»;

- Оригами «Каменный цветок».

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

- хоровод «Уральский»;

- песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный.

-

Создание

альбома

«Мудрые

сказы

П.П.

Бажова»

(детские

рисунки

по

сказам);

- Выставка поделок и рисунков по сказам П. П. Бажова «Мой любимый сказ»

(дети совместно с родителями);

- Картотека игр и игровых упражнений по нравственно - патриотическому

воспитанию;

- Создать «Альбом путешественника» (фото, зарисовки, рассказы о том в

каких городах отдыхали или о своем городе);

-

Мастер-класс по изготовлению кукол – оберегов из ткани (совместная

работа детей с родителями).

Планирование мероприятий:

Мероприятия

Сроки

- Сбор материала о П. П. Бажове;

- Провести консультацию для родителей

«Патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста в семье».

январь

- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о

труде;

январь

- Тематический выпуск газет «Познаём Урал с

Бажовым».

- Знакомство с биографией П. П. Бажова (просмотр

презентации);

- Рассматривание иллюстраций и книг П. П. Бажова;

- Рисование к сказу: «Голубая змейка»,

«Огневушка – Поскакушка»,

«Серебрянон копытце».

февраль

- Чтение сказов П. П. Бажова, пересказ эпизодов:

«Голубая змейка»,

«Огневушка – Поскакушка»,

«Синюшкин колодец»,

«Серебряное копытце»,

«Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Каменный цветок»,

«Горный мастер»,

«Таюткино зеркальце».

в течении всего

проекта

- Игровая, театрализованная программа « В гостях у

хозяйки медной горы» (краеведческий музей).

февраль

- Выставка книг «Сокровище малахитовой шкатулки;

- Экскурсия в библиотеку для детей и юношества им.

П. П. Бажова «Беседа с презентацией о П. П.

Бажове».

февраль

- Показ мультфильмов для детей по сказам П. П.

Бажова: «Огневушка – Поскакушка»,

«Серебряное копытце»,

«Синюшкин колодец»,

«Горный мастер».

март

- Экскурсия в чайный дом «Черёмуха» - русское

гулянье «Масленица» (совместно с родителями).

март

- Знакомство с Уралом (неисчерпаемые богатства

земли уральской: неповторимая, своеобразная

красота края с его лесистыми горами, глубокими

и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами,

реками);

- Беседа на тему «Полезные ископаемые Урала»;

- Рассматривание коллекции минералов,

просмотр презентации «Уральские самоцветы»;

- Лепка «Создай свой самоцвет»;

апрель

- Знакомство с природой Урала;

- Рассматривание иллюстраций животного и

растительного мира Урала.

- Майская прогулка – 2019. Маршрут «Травяная

западёнка» (5 км.) – совместно с родителями.

май

- Знакомство с жизнью и традициями народов Урала

того времени рассматривание изображений с

одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций о

жизни простых людей тех времён (дать детям

элементарные знания о жизни людей времён Бажова,

о культуре и быте народов Урала.);

- Просмотр презентации «Народные промыслы»;

- Пластилинография:

«Малахитовая шкатулка»,

«Каменный цветок».

- Подвижные игры народов Урала.

май

- Создание коллекции «Камни Урала»;

- Разучивание стихов о П. П. Бажове, песен об Урале;

- Знакомство с фольклором народов Урала;

- Разучивание танцев хоровод «Уральский»;

- Оригами «Каменный цветок», «Хозяйка медной

горы».

-Выставка детских работ совместно с родителями

«Мой любимый сказ» (рисунки, поделки).

июнь

- Экскурсия в «Дом - музей П. П. Бажова».

август

- Массовая прогулка «Шестая Бажовская верста»-

2019, маршрут «Уральские были» (5.5 км.) –

совместно с родителями.

сентябрь

- Просмотр презентации «Народная игрушка»;

- Мастер-класс по изготовлению кукол из ткани

(совместная работа детей с родителями);

-Посещение дома ремёсел «Живинка в деле» мастер-

классы по гончарному и ткацкому делу.

ноябрь

Заключение:

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера,

которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания:

трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с

восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что

вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им

глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную

роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет

потенциальные

возможности

формирования

социальных

чувств,

нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества

личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека,

окрашивает

поступки,

влияет

на

мировоззрение,

социальные

качества

человека.

Приложение:

Беседа с детьми «Красота родного края».

Задачи: Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о

лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать

заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты.

Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о

необходимости ее оберегать.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение поэта Татьяничевой Людмилы

«Малахит».

«Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И кажется: слегка подуть —

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.»

-Ребята, о чём говориться в этом стихотворении?

-А вы знаете, что такое природа?

Сегодня мы поговорим с вами о природе родного края. Наш край богат

полями,

лугами,

озёрами,

реками,

и

лесами.

Давайте

вспомним.

Какие

деревья растут у нас (ответы детей)

Для

многих

людей

символом

России

является

белоствольная

берёза.

Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, она украшает городские

парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в

берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об

одном дереве не сложено столько много стихов.

«Белая берёза».

«Люблю берёзку русскую

Под моим окном

То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике

Точно серебром

С платочками в карманчиках

И стоит берёза

С красивыми застёжками,

В сонной тишине

С зелёными серёжками.

И горят снежинки

Люблю её, нарядную,

В золотом огне.

Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.»

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава,

ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть

на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу

березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк). Найдите среди

картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут

ели? (Находят

картинку

ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) Как

вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы

деревьев - сосны, березы, осины ит. д.).

- Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от

размыва.

Из

древесины

можно

изготовить

более

20

тысяч

изделий

и

продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес – это

дом животных, птиц. Лес – это место отдыха для человека. Вот почему лес

называют зеленым другом.

- Как вы понимаете словосочетание «охрана природы»?

- Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе.

Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую

роль

в

охране природы играет

современная

техника.

С

космических

аппаратов

ведутся

съемки

земной

поверхности,

которые

помогают

предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, наводнения.

Ребята, в нашей крае, очень много разных растений и животных. Какие

животные обитают на нашем Урале? Птицы? Насекомые? (Ответы детей).

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют –

редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже,

охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек

часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень

часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа

страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за

того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все

меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения

ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную,

а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности!

Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно!

Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России.

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности.

Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов.

Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства

пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой

исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных

мер охраны.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме

Красной

Книги

люди

придумали

заповедники.

Что

такое

заповедник?

Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А

человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В

заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы

думаете,

только

ли

в

заповедниках

нужно

защищать природу? (Ответы

детей).

Правильно,

охранять природу

нужно

в

любом

месте.

Давайте

вспомним правила охраны природы.

1.

На природе запоминать увиденное.

2.

Ходить по тропинкам.

3.

Не ломать ветки деревьев.

4.

Не топтать цветы, травы.

5.

Не кричать, не включать громко музыку.

6.

Не лезть в птичьи гнезда.

7.

Не ловить насекомых.

8.

Не разрушать грибницы.

9.

Не оставлять не затушенных костров.

10.Не разорять муравейники.

А

чем

же

мы

с

вами

можем

помочь

редким

растениям

и

животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем их обижать

и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных

растениях и цветах. И тогда природа в нашем крае будет добрым и красивым

домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы

«В гостях у хозяйки медной горы».

Цель:

Приобщать детей к истокам культуры родного края.

Задачи:

1.

Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова.

2.

Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за

свою малую Родину.

3.

Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания,

полученные при чтении художественной литературы.

4.

Формировать творческие способности детей.

5.

Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук.

Организация развивающей среды:

1.

Выставка книг П. П. Бажова и его портрет.

2.

Выставка камней и изделий из самоцветов.

3.

Ноутбук, проектор, музыкальный центр.

4

Столы для самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа:

1.

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

2.

Знакомство с биографией П. П. Бажова;

3.

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок»,

«Огневушка – Поскакушка», «Горный мастер», «Синюшкин колодец»,

«Голубая мейка».

4.

Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий

из них;

5.

Подготовка детьми силуэтов из картона и пластилина (кокошник

хозяйки медной горы, каменный цветок, малахитовая шкатулка,) для

украшения их бисером;

Материал для продуктивной деятельности:

- Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;

- Пластиковые дощечки, силуэты изделий, намазанные пластилином,

салфетки;

Ход занятия: (звучит музыка)

Воспитатель читает стихотворение:

«Гордое имя Урал».

«Найдёшь ли прекрасней уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют,

Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах,

Здесь золотом, хлебом богата земля,

Кругом самоцветы, железо, руда,

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела,

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают,

Рябинка листвой тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром ты гордостью Родины стал!»

-Ребята вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла?

(в костюме хозяйки медной горы)

-Правильно, потому что наше занятие будет сказочным. Вы будете мастерами,

а я хозяйкой медной горы. Я поведу вас путешествовать по сказам уральского

сказочника П. П Бажова. Готовы?

Давайте произнесём волшебные слова и очутимся в сказке:

-Раз, два, три повернись в сказке окажись.

-Это

кто

пожаловал

в

мой

лес

заповедный,

мастеровые

люди

или

бездельники?

Дети: (мастеровые)

-Зачем пришли, богатства мои высматривать или поучиться?

Дети (поучиться)

-Ну коли учиться, так другой разговор. Но вы я думаю, знаете, что в ученики

к

себе,

беру

не

всякого.

Только

смелые

да

удалые,

весёлые

да

умелые

попадают ко мне в гору.

1 слайд:

Приглашаю вас отправиться в путешествие по сказам П. П Бажова и отгадать

мои загадки: дети садятся на скамеечки. (с показом иллюстраций)

2 слайд:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка. (Дарёнка)

3 слайд:

2. Козёл тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)

4 слайд:

3. Сироткой рос мальчишечка:

Голубенькие глазоньки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят, в народе знался. (Данила-мастер)

5 слайд:

4. Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза словно изумруды,

Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)

«Из какого сказа эти строки?» (появляются слайды)

6 слайд:

1. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а

она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка, ободранная

за ними, попрыгивает». («Серебряное копытце»).

7 слайд:

2. «И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет - все ей открыто.

Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все

зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные.

Синие

тоже

есть,

лазоревые.

Одним

словом,

изукрашено,

что

и

сказать

нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто

стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо с красна

медным станет, потом опять шелком зеленым отливает». («Хозяйка медной

горы»).

«Ответьте правильно на вопросы».

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства

Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

Чьи это слова:

1. «Пр-равильно говоришь, пр-равильно». (Кошка Мурёнка)

2. «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу.

Сказала и рукой махнула. Опять зашумело, и Данилушко на том же камне, в

ямине-то этой оказался» (Хозяйка Медной горы»)

3. «Что–то деда Коковани уже два дня нет. Обещал быстро с лошадью

вернуться. Наверное, завтра непременно будет». (Дарёнка)

-Молодцы ребята, знаете героев сказов П. П. Бажова.

-Интересно знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет.

В царство своё приглашаю и богатством удивлю.

8 слайд:

-Ребята давайте поиграем в мастеров горного дела, я буду загадывать загадки

о камнях, а вы посоветуетесь и найдёте нужный камень. Ну а если не

отгадаете, не беда, я вам покажу эти камни сама.

1.Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит

9 слайд:

2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит

И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит

10 слайд:

3. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд.

-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь умения ваши проверю.

-Хочу я посмотреть, какие вы мастера-умельцы и приглашаю в мастерскую.

-Раз, два, три повернись в мастерской окажись!

(дети подходят к столам, где приготовлен необходимый материал для

творческой деятельности)

-Ребята посмотрите, какая красота, так и хочется что-то сделать с этим

замечательным материалом.

-А вы знаете, что изготавливают в моих мастерских?

-Ответы детей (вазы, шкатулки, бусы).

-Посмотрите на мои изделия.

-Сегодня вы у меня в гостях, и вы мои подмастерья, я предлагаю сделать свои

изделия

-Может кто-то хочет изготовить новый наряд хозяйки медной горы.

Или каменный цветок.

Но прежде чем взяться за работу немного отдохнём.

Физкультминутка:

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

Мы ребята – мастера.

Во время работы звучит музыка (самостоятельная деятельность детей).

-Как вы работали быстро да умело, вот это настоящие мастера, полюбуйтесь,

что у вас получилось.

-Ну, что ребята, вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы

хорошо потрудились, а эти работы вы можете взять с собой в память об этом

путешествии. Прощается и уходит.

Викторина по сказам П. П. Бажова.

Воспитатель: Весь месяц мы знакомились с творчеством П.П. Бажова, а

сегодня мы узнаем, хорошо ли вам теперь знакомы сказы Бажова.

Конкурс:

1.

Что мечтал сделать из камня Данило – мастер? (цветок)

2.

Прозвище старика, взявшего на воспитание сиротку. (Кокованя)

3.

Как звали сиротку? (Даренка)

4.

Как звали кошку Даренки? (Муренка)

5.

В каких случаях Огневушка – поскакушка показывалась людям? (когда

хотела показать, где лежит золото)

6.

Сколько раз Огневушка показывалась Федюне? (три раза)

7.

В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (в ящерку)

8.

Как

наказали

Степана

за

то,

что

он

передал

слова

Хозяйки

приказчику? (выпороли и приковали цепью в забое)

9.

Откуда появилась малахитовая шкатулка в семье Степана? (её подарила

Хозяйка Медной горы)

10.Почему

жена

Степана

Настасья

не

могла

носить

украшения

из

малахитовой

шкатулки? (потому

что

кольца

ей

жали,

от

бус

было

холодно, а серьги оттягивали мочки ушей)

11.Кому досталась малахитовая шкатулка? (дочери Степана Танюшке)

12.Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (хризолиты)

Конкурс «Угадай сказ по вещи».

Дети

вытаскивают

из

шкатулки

вещь

и

называют

сказ,

в

котором

она

встречается.

1.

Кошка. («Серебряное копытце»)

2.

Голубенький платочек. («Огневушка – поскакушка»)

3.

Лопатка. («Огневушка – поскакушка»)

4.

Ящерка. («Медной горы Хозяйка»)

5.

Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка»)

6.

Пуговка. («Малахитовая шкатулка»)

7. Молоток. («Каменный цветок»)

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста в семье».

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших

звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое

патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей

страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь

к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное

человеческое

чувство».

В

последнее

время

появился

термин

«новый

патриотизм»,

который

включает

в

себя

чувство

ответственности

перед

обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине,

родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем

окружении ребенка, а точнее в семье.

У

мальчиков

с

детства

необходимо

формировать

представления

о

необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,

оказывать

помощь.

Мальчик

должен

понимать,

что

он

мужчина,

что

настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для

этого

они

должны

с

детства

готовиться

к

этому,

закаляться,

заниматься

спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт

«решения конфликтов» (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению

без «кулаков» и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять,

мирные,

доброжелательные

отношения

между

близкими,

утешать

и

заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране

он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше

рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство

гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что

создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и

порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в

своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических

чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о

хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский

фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и

стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и

уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые

передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и

трудолюбию.

Самобытный

народный

фольклор

прекрасный

материал,

формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок

должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно

принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями

и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется

бережным

отношением

к

ней,

выражается

в

элементарной

заботе

о

животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение

имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить

детей

с

некоторыми

правилами

бережного

отношения

к

природе.

При

ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и

разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об

истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера,

которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее

интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все

то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку

передается от родителей к детям.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста.

- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где

работают, как важен для общества их труд;

- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на

которой живет;

- знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная

страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге,

гербе, мелодии гимна;

- имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Рекомендации для родителей.

1.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для

него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

2.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

3.

Во

время

прогулки

расскажите,

что

находится

на

вашей

улице,

поговорите о значении каждого объекта.

4.

Дайте

представление

о

работе

общественных

учреждений:

почты,

магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников

этих учреждений, отметьте ценность их труда.

5.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

6.

Расширяйте собственный кругозор.

7.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

8.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа.

9.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.

10.

Если

вы

хотите

вырастить

ребёнка

достойным

человеком

и

гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

11. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю

ваших предков, из которых они вышли с честью.

12. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами

своей Родины.

13. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в

музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы

будете

это

делать,

пока ваш

ребёнок ещё

маленький,

тем

больше

вероятность

того,

что

он

будет

посещать

культурные

заведения

в

подростковом возрасте и юности.

14.

Помните,

что

чем

больше

вы

выражаете

недовольство

каждым

прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет

выражать ваш ребёнок.

15.

Когда

вы

общаетесь

со

своим

ребёнком,

обсуждайте

не

только

проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

16. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной

стороны,

никогда

не

говорите

ему

такие

слова

и

выражения:

«Не

высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»

17. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,

прославивших

нашу

страну,

в

которой

вы

живёте,

позитивно

оценивайте их вклад в жизнь общества.

18. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против

вас самих.

19.

Как

можно

раньше

откройте

в

своем

ребенке

умение

проявлять

позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Анкета для родителей на тему «Патриотическое воспитание».

1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?

____________________________________________________

3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации

он принадлежит? ___________________________________________________

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? _______________

__________________________________________________________________

6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? __________

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? _____________

8. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в

воспитании ребенка? _______________________________________________

9. Знаете ли Вы пословицы о Родине? _____ Назовите их ________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Назовите Российскую символику? _________________________________

11. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут

воспитывать патриотические чувства у детей? __________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

12. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ____________________

13. Какие народные праздники Вы знаете? _____________________________

__________________________________________________________________

14. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических

чувств? ___________________________________________________________

15. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Анкета для родителей на тему:

«Читаете ли Вы дома ребенку и что?»

1.

Читаете ли вы ребенку книги?

Если да, то как часто:

— ежедневно;

— несколько раз в неделю;

— редко, когда есть время.

2.

Вы читаете детям книги:

— по просьбе ребенка;

— по своей инициативе.

3.

Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?

________________________________________________________________

4.

Есть ли у ребенка домашняя библиотека?

Сколько книг (приблизительно) она включает?

Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)?

_________________________________________________________________

5.

Какие книги предпочитает ваш ребенок:

— сказки;

— стихи;

— литературу о природе;

— энциклопедии, книги познавательного содержания;

— нет определенных предпочтений.

6.

Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском

саду?

________________________________________________________________

7.

Ходите вы с ребенком в библиотеку?

_________________________________________________________________

8.

Читаете ли вы с ребенком произведения для длительного чтения?

Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

_________________________________________________________________

9.

Читаете ли вы сами литературу? Если да, то какую предпочитаете:

— периодическую (журналы, газеты);

— познавательную;

— художественную.

Анкета для детей на тему «Я и моя страна».

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты

знаешь? _________________________________________________________

2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? _________________________

3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ____

_________________________________________________________________

4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую

бы ты выбрал? Почему? ____________________________________________

5. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их. _____________

__________________________________________________________________

6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты

можешь о них рассказать? ___________________________________________

__________________________________________________________________

7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?

__________________________________________________________________

8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? _________

_________________________________________________________________

9. Ты любишь свою страну? Почему? _________________________________

__________________________________________________________________

10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания

только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пословицы и поговорки о Родине.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Кто за Родину горой, тот и герой.

В каком народе живёшь, того обычая держись.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Кто за Родину горой, тот и герой.

В каком народе живёшь, того обычая держись.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Народная дружба и братство – дороже всякого богатства

.

Нет в мире краше Родины нашей.

В своем болоте и лягушка поет.

Дома и стены помогают.

Человек без родины, что соловей без песни.

Береги землю любимую, как мать, родимую.

Всякая птичка своё гнездо бережёт.

Своя земля и в горсти мила (раньше, при отъезде из дома было принято

брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля

способна оберегать человека от опасностей).

Где родился, там и пригодился.

На родной стороне и камушек знаком.

Каждому мила своя сторона.

Где родной край, там и рай.

Родина-мать, умей за нее постоять.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

Родимая сторона - мать, чужая – мачеха.

Всякая сосна своему бору шумит (всякий человек верен своей земле).

В каком народе живешь, того и обычая держись.

С родной земли – умри, не сходи!

Если бой кругом идёт, дом целым не останется.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

К Родине любовь у семейного очага рождается.

Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.

Родных нет, а по родимой сторонке человек тоскует.

Своя земля и в горсти мила.

Собака ищет, где посытнее, а человек стремится в родные места.

Та земля мила, где мать родила.

Всякая птица своё гнездо любит.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Гусь по озеру своему скучает, человека тоска по Родине не покидает.

Земля родная – колыбель золотая.

За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.

И пылинка родной земли – золото.

Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.

Каждой птице своё гнездо нравится.

Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.

Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

На своей улице и собака — тигр.

На родной стороне даже дым сладок.

На чужбине родная землица во сне снится.

На чужбине, словно в домовине.

По родимой сторонке и сердце поёт.

Родной куст и зайцу дорог.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Пословицы и поговорки о труде.

Без труда и отдых не сладок.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Всякое уменье трудом дается.

Где хотенье, там и уменье.

Дела словами не заменишь.

Делу — время, потехе — час.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело — гуляй смело.

Копнешь, так и найдешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Человек рожден для труда.

Что потрудился, то и поел.

Воля и труд дивные всходы дают.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Наше счастье в общем труде.

Кто трудиться, тот и пользуется.

Без труда нет добра.

Без труда меду не едят.

Труд кормит и одевает.

Не замочив рук, не умоешься.

Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.

Встанешь пораньше - шагнешь подальше.

Без хорошего труда нет плода.

Авось да как-нибудь до добра не доведут.

Без дела жить — только небо коптить.

Без дела сидит да в пустой угол глядит.

Без труда ничего не дается.

Без труда чести не получишь.

Больше дела — меньше слов.

Была бы охота — будет ладиться работа.

В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

Всякая работа мастера хвалит.

Глазам страшно, а руки сделают.

Дело мастера боится.

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Доброе начало полдела откачало.

За всякое дело берись умело.

Землю красит солнце, а человека труд.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Какие труды, такие и плоды.

Каков мастер, такова и работа.

Кто не работает, тот не ошибается.

Ленивому всегда праздник.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Много спать — дело не знать.

Муравей не велик, а горы копает.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Под лежачий камень и вода не течет.

Поспешишь — людей насмешишь.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Пчелка маленькая, а и та работает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Семь дел в одни руки не берут.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Тише едешь — дальше будешь.

Торопливый дважды одно дело делает.

Труд человека кормит, а лень портит.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

У плохого мастера и пила плохая.

Уменье и труд все перетрут.

Хвались урожаем, когда в амбар засыпаешь.

Цыплят по осени считают.



В раздел образования