Автор: Бондарь Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 п.Дубовое Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: Белгородская область, Белгородский район, п.Дубовое
Наименование материала: Статья
Тема: "Из песочницы в Аграрии"
Раздел: дошкольное образование
"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших
воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает
первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека". В.А.Сухомлинский
Работаю воспитателем много лет, люблю детей, люблю свою работу. Родилась в
деревне, привыкла трудиться с детства. Свою любовь к труду стараюсь передать
детям. Есть у меня на территории детского сада любимое место – настоящее
маленькое поле, где вместе с детьми выращиваем злаковые растения. Постоянно
участвуем в проекте «Из песочницы в Аграрии». Задачи и цели проекта:
формировать представления о значении и содержании труда работников сельского
хозяйства (агроном, тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь); формировать
познавательный интерес к людям труда и их профессиям; способствовать
формированию понимания того, что любая профессия важна и нужна;
воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. Очень
важная профессия в сельском хозяйстве — агроном.
Занят важной он работой:
Урожай — его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница.
Это человек, который знает, как получить хороший урожай зерна, овощей.
Агроном определяет, какие полевые работы и в какое время нужно проводить,
какие овощи, злаки следует выращивать, как ухаживать за ними, как бороться с
вредными насекомыми. Он руководит выполнением этих работ.
У нас в группе есть небольшая лаборатория, где у ребят есть возможность
проводить исследования в зимний период: они рассматривают семена,
проращивают их, наблюдают за их ростом и развитием. Они предложили создать
закрытую экосистему, куда поместили семена фасоли и горчицы. Дети
сравнивают, ведут зарисовки, дискутируют…
Круглый год на поле ведется работа: весной дети сеют: ячмень, овёс, просо,
горох, подсолнечник, кукурузу, наблюдают за ростом, убирают сорняки,
лакомятся горохом и кукурузой, июль-август: срезают колоски, собирают зерно
для будущего урожая. Осенью засевают поле горчицей и сеют озимую пшеницу.
Зимой – работа в лаборатории.
Предлагаю
ознакомительное
занятие
для
детей
по
духовно-нравственному
воспитанию. Тема: «Хлеб – богатство нашей Родины» Цель: закрепить знания
детей о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей. Закрепить знания
детей о том, что хлеб – это одно из самых главных богатств, как в России, так и на
нашей
Белгородской
земле.
Познакомить
детей
с
трудом
хлеборобов.
Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Демонстрационный
материал:
иллюстрации
с
изображением
города
(многоэтажные
дома,
широкие
проспекты)
и
деревни
(одноэтажные
дома
с
огородами, поля, различные виды работ в поле).
Раздаточный материал: зерна пшеницы и ржи, по 3 квадрата разного цвета –
черного, зеленого, желтого, черный и белый хлеб, печенье.
Ход.
-Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Какая она? Как называется
наша область? Чем отличается страна, область, город, деревня друг от друга?
Воспитатель
выставляет
перед
детьми
картинки
с
изображением
города
и
деревни, и предлагает детям внимательно их рассмотреть.
–Расскажите, чем отличается город от деревни, чем занимаются люди в деревне?
-Говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?
Россию называют богатой, потому, что в нашей стране много лесов, в земле много
полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но главным богатством России
издавна считался хлеб. (рассматривание иллюстраций с изображением различных
видов работ в поле). Перед вами лежат кусочки хлеба, печенье. Хлеб получить
трудно. С помощью квадратиков мы с вами проследим выращивание хлеба.
Черный
квадратик
обозначает
вспаханное
поле,
засеянное
зерном.
Как
вы
думаете, что обозначает зеленый квадратик? (Появление зеленых ростков). А кто
догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу). А
теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что
люди делают весной, летом, осенью.
-Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно много пшеницы и
ржи.
У
вас
на
тарелочках
лежат
зерна
пшеницы
и
ржи.
Рассмотрите
их
внимательно,
одинаковые
они?
Зерна
пшеницы
круглые,
а
ржи
–
длинные.
Возьмите их в руки. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле, из их
зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
-Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю)
-А какой должна быть земля? Какая техника выходит первой? (рассматривание
картинки с изображением работающих тракторов). На распаханное поле выходят
другие машины – сеялки.(картинки).
Шумело на просторе золотое море.
Пароход пришел
-Выпил море и ушел.
-Что же это за пароход? (Выставляется картинка с изображением работающего
комбайна)
-Людей, которые выращивают хлеб называют – хлеборобами.
-Сегодня мы с вами будем хлеборобами. Я буду работать на тракторе, а вы на
сеялках. Возьмите в ладошки зерна пшеницы. Я буду делать борозды, а вы сеять в
них зерна пшеницы. (Идем на поле, которое находится на территории детского
сада и сеем пшеницу - озимую). Зерна взойдут. Зима укроет ростки снегом, а
весна и лето помогут колосу вызреть.
-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Теперь вы знаете, откуда
приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, вы будете с уважением относиться к
хлебу.
В
подготовке
занятия
использовала
методическое
пособие
Н.В.Алешиной
«Патриотическое воспитание дошкольников»
"Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может
оставить своим детям и бедный и богач". К.Д.Ушинский
Спасибо за внимание!