Напоминание

"Театрализованные игры для детей"


Автор: Канышева Валентина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Театрализованные игры для детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра «Зеркало»

Игра «Договорим то, чего не сказал автор»

Игра «Сугроб» (Игра-пантомима)

Игра «Кузнечик»

Игра «Веселый Старичок-Лесовичок»

Игра «Загадки без слов»

Игра «Поиграем — угадаем»

Игра «Телефон»

Игра «Как варили суп»

Игра «День рождения»

Игра «Одно и то же по-разному»

Консультация для родителей

«Развитие социально-коммуникативных навыков посредством театрализованной

деятельности»

«Развитие коммуникативных способностей у детей средствами театрализованной

деятельности»

«Организации театрализованной деятельности с детьми в домашних условиях»

Литература

Введение

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Успешное

усвоение

детьми коммуникативных

навыков возможно

при

установлении

в

процессе

обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и

тем, что субъективно значимо для него. Игровая деятельность чрезвычайно многообразна

по

содержанию,

характеру,

организации,

поэтому

точная

ее

классификация

затруднительна.

Игровая деятельность, выполняя различные воспитательные функции (развивающую,

познавательную, развлекающую,

диагностическую,

корректирующую

и

др.,

может

служить

средством

приобщения детей

к

культуре

в

целом,

и

является

одним

из

средств развития

коммуникативных

навыков

детей

дошкольного

возраста.

Игровая

деятельность

включает

большое

разнообразие

видов,

методов

и

форм

взаимодействия детей и педагога в игре.

Театрализованная игра

как

один

из

ее

видов

является

эффективным

средством

социализации дошкольника в

процессе

осмысления

им

нравственного

подтекста

литературного

или

фольклорного

произведения

и

участия

в

игре,

которая

имеет

коллективный

характер,

что

и

создает

благоприятные

условия

для развития чувства

партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре

осуществляется

эмоциональное развитие:

дети

знакомятся

с

чувствами,

настроениями

героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного

настроя.

Велико

значение театрализованной игры

и

для

речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности

речи).

Также

она

является

средством

самовыражения

и

самореализации

ребенка. Театрализованная игра

является

эффективным

средством коммуникативного

развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения

способов

позитивного

взаимодействия

способствует

созданию

тесных

связей

между

членами группы, корректирует негативные моменты во взаимоотношениях детей.

Театрализованные игры

свободны

в

импровизации,

не

подчиняются

жестким

правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-

то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной

инициативе

имеют

возможность

строить

взаимоотношения

в

значительной

мере

самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними

в

совместной

деятельности.

Эти

игры

особенно

полезны

для развития образной

и

выразительной речи.

Учитывая

все

вышесказанное,

предлагаем сборник

театрализованных игр

для

использования воспитателями ДОО и родителями.

Театрализованные игры

Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Ход игры:

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него,

первый

хвалит

себя,

восхищается собой,

второй

рассказывает

о

том,

что

ему

не

нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и

жюри оценивают этот конкурс.

Игра «Договорим то, чего не сказал автор»

Цель: развивать диалогическую

и

монологическую

речь детей,

воспитывать коммуникативные качества.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Начинает воспитатель:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть

очень много.Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю. нет, лучше

самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник.

Или:

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по

дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не

отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить

Игра «Сугроб» (Игра-пантомима)

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Ход игры:

Дети имитируют движения по тексту: «На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот

пригрело

солнышко.

Сугроб

тихонечко

стал

оседать

под

лучами

теплого

солнца.

И

медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот

солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая

камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река.

Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и

исчезла».

— Почему река исчезла в озере?

Игра «Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке, ориентируясь на слова ведущего.

Ход игры:

Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

(Появляется комар.)

Комар: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

Поломал я, как на грех, острую иголку!

Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!

Ты из кузницы моей убирайся поскорей!

(Комар улетает. Появляется сороконожка.)

Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.

Я осталась без ноги, вот беда какая!

Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?

Сороконожка: Кажется, сороковая.

Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

Ножка целая опять.

Сороконожка: Можно больше не хромать!

Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!

По

возможности

разыгрывать

сценку

нужно

обеим

подгруппам детей.

После

инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.

Игра «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Ход:

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту

с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-будабе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока,громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль. '

Воспитатель:

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-Гo-гo да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д. Хармс) Игра проводится несколько раз.

Игра «Загадки без слов»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Ход:

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель

вместе

с

первой

подгруппой детей садятся

на

модули

и

рассматривают

иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не

произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают,например:

ветер, море, ручеек, чайник (если сложно,то: кошку, лающую собаку, мышь и т. д.). Дети

второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Игра «Поиграем — угадаем»

Цель: развивать пантомимические навыки.

Ход:

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает

пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая

ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это

время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он верблюд и ли.? (Собака.)

(Включается грамзапись,дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках

и «вертят хвостом».)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукаетТ Как. (Кошка.)

(Под

музыкальльное

сопровождение

дети

изображают

кошек:

они

передвигаются

на

четвереньках

плавно,

мяукают,

мурлыкают, «умываются» лапкой,

шипят

и

фыркают,

показывают «когти».)

Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют

движение на машине.)

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке ядовитые. (Поганки.)

(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы

растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

Игра «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Ход:

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит

беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора.

Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игра «Как варили суп»

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Ход:

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку

с

тарелки.

Чисто

помою

морковку

и

лук,

воду

стряхну

с

потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая).

Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые

тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают

руки.

Игра «День рождения»

Цель: развивать

навыки действия

с

воображаемыми

предметами,

воспитывать

доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход:

С

помощью

считалки

выбирается

ребенок,

который

приглашает детей

на «день

рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать,

что именно они решили дарить.

Игра «Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными

причинами (предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.

Ход:

Детям

предлагается

придумать

и

показать

несколько

вариантов

поведения

по

определенному

заданию:

человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает

руку», «слушает» и т. д.

Каждый

ребенок

придумывает

свой

вариант

поведения,

а

остальные

дети

должны

догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях

выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа — задание «сидеть».Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа — задание «идти».Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т. д.

III группа — задание «бежать».Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т. д.

IV группа — задание «размахивать руками».Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т. д.

V группа — задание «Ловить зверюшку».Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т. д.

Консультации для

родителей

Консультация для родителей «Развитие социально-коммуникативных навыков

посредством театрализованной деятельности»

Все родители хотят чтобы их дети были счастливы, улыбались и умели общаться с

окружающими.

Мы для вас подготовили консультацию которая поможет развить у ребёнка

социально-коммуникативные навыки играя с ребёнком.

Театрализованная деятельность очень нравится детям, пользуется у них неизменной

любовью, так они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Начните играть с

ребёнком и увидите как он раскроется и покажет все свои способности. В

ходе театрализованной деятельностиможно решить проблемы такие как:общение со

сверстниками и взрослыми, эмоциональное напряжение, капризы и др.

Может показаться что это сложно, ведь вы не актёры, но тут и не надо актёрского

мастерства, лишь ваше желание весело и с пользой провести время с ребёнком и несколько

советов :

ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ.

В этой игре нужно делиться с ребёнком новостями, которые случились в этот день.

Например вы что-то увидели или произошла интересная история. Подойдёт все что

угодно. Чем эмоциональнее и выразительнее Вы расскажите эту новость, тем с большим

удовольствием ребёнок передаст эмоции в своей истории.

ПРЕВРАЩАЛКИ.

В этой игре можно использовать любой образ.Образы можно брать из жизни:Мы

зашли в автобус и увидели доброго кондуктора, три волшебных хлопка и ребёнок

превращается в кондуктора и продаёт вам билет. Следующую роль придумает ребёнок

Вам. Это поможет Вам научить ребёнка правилам культуры общения и поведения в

общественной жизни.

С МУЗЫКОЙ ПО ЖИЗНИ.

Музыка - мощное выразительное средство, создатель атмосферы спектакля и

выразитель чувств и эмоций героев. Слушайте классическую музыку. Представляйте о ком

или о чем эта музыка. Задавайте больше вопросов,делайте акценты на всевозможные

изменения :музыка стала тихой или появилась пауза, изменился темп и т. д. Какой характер

у музыки? Она добрая или воинствующая, игривая или задумчивая.

ИГРАЕМ В СКАЗКУ.

Придумывайте сказки вместе детьми сказки про что угодно. Можете начать

рассказывать сказку, а ребёнок продолжает и наоборот. Вот интересно какой получится

конец сказки!

ПАНТОМИММА.

Это театр без слов, но они сдесь и не нужны, все и так понятно. Можно показать

небольшие сценки, сказки.

УСТРОЙТЕ ДОМА НАСТОЯЩИЙ КОНЦЕРТ! Можно позвать друзей и знакомых,

подобрать костюмы, декорации и показать всем ваше представление. Поверьте

равнодушных не будет.

Попробуйте поиграть с ребёнком в любую из предложенных игр и выбирайте что вам

больше нравится.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей

средствами театрализованной деятельности»

В

нашем

современном,

интенсивно

меняющемся

обществе

дети,

как

и

взрослые,

подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии.

Театрализованная

деятельность

способствует раскрытию

личности

ребенка,

его

индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои

чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из

самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

- развитием коммуникативных качеств;

-

созданием

положительного

эмоционального

настроя,

снятием

напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

ЦЕЛИ:

• Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

• Формирование творческой личности;

• Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.

Создание

условий

для развития творческой

активности детей

в

театральной

деятельности;

• Обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном

педагогическом процессе.

ЗАДАЧИ:

Расширять

представления детей

о

театре,

его

видах,

атрибутах,

костюмах,

декорации.

• Создавать условия для организации совместной сюжетно – ролевой игре детей и

взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ОУ.

Формировать

в

ОУ

художественно-эстетическую

творчески развивающую

предметную среду.

• Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.

• Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

Прививать

детям

первичные

навыки

в

области театрального

искусства (использование мимики, жестов, голоса) .

• Способствовать формированию эстетического вкуса.

Обеспечить

взаимосвязь

с

другими

видами деятельности:

изобразительной,

музыкальной, художественной литературой, конструированием.

• Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.

• Приобщать родителей к театрально-культурной жизни.

ПРИНЦИПЫ:

Принцип

организации

личностно-ориентированного

взаимодействия

с

учетом

индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов

и

потребностей, развитие

творческих

способностей,

забота

о

его

эмоциональном

благополучии.

• Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.

Воспитательно-образовательный

процесс

предполагает

планирование

тематических

циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.

Принцип

интеграции

содержание театрализованных игр

взаимосвязанных

с

другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Принцип

координации деятельности

педагога

деятельность специалистов

согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

• Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных

изменений.

• Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в

соответствии и учетом возраста детей.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и

семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

-

творческая деятельность (игровое

творчество,

песенное,

танцевальное,

импровизация на детских музыкальных инструментах) ;

- экспериментирование;

- сочинения сказок, модификация сказок;

- игры-драматизации;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

-

упражнения

на развитие

мимики,

детской

пластики,

элементы

искусства

пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ)

Ведущая

идея

активное

вовлечение родителей в

творческий

процесс развития

театрализованной деятельности детей.

Задача

заинтересовать родителей

перспективами

развития

театрализованной

деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей

работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его

видов;

- посещение театра;

- выставки и фотовыставки;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

• ПЕРВЫЙ ЭТАП

Знакомство с профессиями людей, работающих в театре

• чтение стихов об этих профессиях;

• рассматривание иллюстраций;

• просмотр слайдов;

• беседы.

• Заочная экскурсия в театр с помощью слайдов.

• Знакомство с внешними атрибутами

• вывеска с названием театра;

• специальная одежда (костюмы актёров) ;

• Род деятельности

• показ спектакля;

• предоставление консультаций (администратор) .

ВТОРОЙ ЭТАП

• Подбор пособий для игры

кукольные герои;

пальчиковый театр;

билеты, монетки для покупки билетов;

корзинки для атрибутов;

конструкторы (для создания интерьеров) ;

игрушечные аксессуары;

таблички «КАССА», «ТЕАТР»;

кассовый аппарат.

• Изготовление дополнительных атрибутов

по

желанию

дети

могут

самостоятельно

изготовить

билеты,

афишу,

маски

для

спектакля.

Выбор

из

представленного

ряда

предметов,

необходимых

для

игры

(дети

самостоятельно выбирают то, что им необходимо для развития игры, воспитатель может

дать совет)

ТРЕТИЙ ЭТАП

Ознакомление детей с

ролевыми действиями

(познакомить детей

во

время бесед,

рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы)

Уточнение специфики диалога (воспитатель предлагает алгоритм диалога: «зритель

– администратор»)

Упражнение детей в диалоге

Воспитатель предлагает позвонить по телефону:

Зритель – Здравствуйте, это театр?

Администратор – Да, здравствуйте! Чем могу помочь?

Зритель – Есть ли билеты на спектакль «Колобок»?

Администратор – Да, я могу Вам отложить билеты!

Зритель благодарит и прощается.

Озвучивание и виртуальная демонстрация хода игры

Воспитатель создает ситуацию, чтобы заинтересовать детей мотивация к игре) «Мы

идем в театр»

Советы воспитателю по руководству играми детей

Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые

замыслы.

Бережно относись к творческой выдумке ребенка, завоюй доверие, установи контакт.

Поддержи интересную идею, направь усилия на её осуществление.

Давай не только знания, но и эмоции.

Советуй, но не дави инициативу детей.

Помоги каждому ребенку найти свое место в игре.

Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.

Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

• Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире

• Развиваютсяпсихические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

• Происходит развитиеразличных анализаторов: зрительного, слухового, речевого и

двигательного;

• Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение,

навыки

связной

речи,

интонационная

сторона

речи,

темп,

выразительность;

• Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений

• Развивается эмоционально-волевая сфера;

• Происходит коррекция поведения

• Формируется опыт поведения

•Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности

Консультация для родителей по организации театрализованной деятельности с

детьми в домашних условиях

Цель: повысить

компетентность

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

организации театрализованной деятельности в домашних условиях.

Самый простой и приятный метод обучения детей – это игра, во время которой у них

активно развивается воображение, речь и память. Малыши учатся взаимодействовать с

другими детьми и осваивают различные навыки.Только игра может быть ключиком к

раннему обучению ребёнка чтению,счёту, запоминанию различных фактов и выполнению

заданий на логическое мышление.

Одним из самых ярких вариантов развивающей игры является детский кукольный театр.

Этот сказочный мир фантазии и волшебства был создан очень давно. И сейчас родители во

всём мире активно используют детский кукольный театр. Это сказочный мир фантазии и

волшебства был создан очень давно. И сейчас родители во всем мире активно используют

детский театр, не только как метод обучения ребенка, но также как способ понять его

внутренний

мир,

проникнуть

в

его

переживания

и

поговорить

с

малышом

на

все

волнующие его темы. Держать в руках театральную куклу, ребёнок впервые в жизни

начинает играть на зрителя, и, находясь в центре внимания, имеет возможность донести

свои мысли и поделиться своими идеями. А родители должны внимательно слушать, о чём

и как говорит их малыш, присматриваться, какие образы он для себя выбирает, и стараться

проанализировать каждый его жест.

Кукольный театр для детей может стать неотъемлемой частью жизниВашего ребёнка

практически с самого его рождения. Конечно, в раннем возрасте кроха не сможет стать

участником

театральной

постановки.

Но

зато

он

может

быть

самым

любопытным

и

внимательным

зрителем.

Современные

спектакли

рассчитаны

на

деток

младшего

дошкольного возраста, театр для детей от года становится всё более популярным как среди

родителей,

так

и

среди

педагогов.

В

нашем

дошкольном

учреждении

несколько

лет

функционирует театральная студия «Золушка».

Мы ставим музыкальные сказки, кукольные постановки и др. Дети с удовольствием

участвуют в спектаклях, но любят и сами быть зрителями. По опыту работы мы можем

отметить, что воспитанникам особое удовольствие доставляет театр, изготовлен своими

руками. В младших группах актёрами выступают воспитатели и музыкальные работники, а

в старших группах они активно привлекают в постановки всех желающих.

Мы рекомендуем в каждой семье создать свой домашний театр. Домашний театр – это

совокупность

театрализованных

игр

и

разнообразные

виды

театра.

Многие

родители

задают вопрос, с какого возраста можно играть с ребёнком в театральные игры, как

организовать кукольный театр дома.

Уже начиная с 3-х лет, можно разыгрывать с малышом несложные сценки, используя его

любимые

игрушки,

и

фантазируя на

любые темы.

Как

только

поймёте,

что ребёнок

освоился

с

правилами

настольного

театра,

начинайте

понемногу

приучать

его

к

соблюдению сюжета выбранной сказки и точному произношению текста.Это не составит

труда, так как маленькие дети обычно всегда помнят наизусть 2-3 сказки или небольшие

стихотворения, которые родители читают им каждый день.

Когда ребёнку исполниться 4 года, можете приобрести в книжном магазине бумажный

набор

для

самостоятельного

театра.

Такие

наборы

содержат

изображения

героев

из

различных

сказок.

Вы

вместе

можете

вырезать

и

склеить

в

форме

конусов,

а

это

дополнительно занятие для крохи на развитие мелкой моторики рук.

Также можно изготовить бумажных кукол на палочках и начинать работать с

ширмой. Альтернативой такому театру на палочках является пальчиковый театр, который

можно приобрести в магазине или сделать из подручных материалов.

В

возрасте

5-6

лет

предпочтения

детей

меняются.

Теперь

они

уже

могут

полноценно участвовать в постановках. Чтобы домашние постановки выходили яркими и

живыми,

используйте

театр

марионеток.

Такие

театральные

куклы

имеют

множество

разновидностей, и выбрать для себя подходящий набор можно в специализированном

магазине.

Кроме того, одним из наиболее популярных детских театров по- прежнему

остаётся театр теней.

Теневые спектакли для детей довольно просто ставить и очень забавно смотреть.

Ведь всё, что видят дети на светящем экране, это силуэты героев. Но детское изображение

способно дорисовать самые мелкие черты и детали всем сказочным персонажам. Чтобы

использовать такой театр в домашних условиях, надо изготовить экран из натянутой белой

ткани. А далее ставим экран на невысокий стол, подсвечиваем его лампой и играем

спектакль.

Кроме

бумажных

силуэтов

сказочных

героев,

используется

изображения

животных и людей пальцами рук. У Вас получиться отличная пальчиковая гимнастика. Не

обязательно ограничиваться лишь традиционными видами театральных постановок. Вы

можете

ставить

фантастические

детские

спектакли,

применяя

различные

подручные

материалы, обыгрывая обстановку в квартире или используя условия на природе. Но

каждый раз, кроме организации развлечения для малышей, пытайтесь извлекать максимум

пользы из такой нетрадиционной формы общения.

Старайтесь разыгрывать в своём кукольном театре различные спорные ситуации,

которые

переживает

малыш

или

даже

вся

Ваша

семья.

Дайте

ребёнку

возможность

выразить своё отношение к происходящему. Иногда даже полезно обыгрывать некоторые

трагические ситуации, чтобы немного подготовить кроху к тому, что в жизни бывает

всякое.

Позволяйте ребёнку хоть иногда быть негативными героем. Обычно дети любят

играть только положительных персонажей. Но примерив на себя маску того героя, которых

он не хочет быть малышей сможет победить свой маленьких страх и посмотреть на

ситуацию с другой стороны. Хотя сильно давить и заставлять ребёнка играть того, кто ему

не нравиться, конечно, не стоит.

Постарайтесь сделать все, чтобы малыш поборол свою стеснительность. Хвалите

его, смейтесь вместе, образно и ярко играйте свою роль. Подайте ребёнку пример, что чем

более раскрепощённо он чувствует себя на сцене, тем интересней зрителю, и тем больше

положительных эмоций испытывает он сам.

Чтобы заинтересовать детей игрой, никогда их не ругайте и не пытайтесь довести

их актёрские данные до совершенства. Для Вас важен процесс, а не результат. Сократите

весь неинтересный текст автора, и дайте возможность маленьким актёрам руководить

сценой. Конечно, хорошо, если дети будут знать слова наизусть, но импровизация также

приветствуется.

Чем старше ребёнок, тем глубже должно быть содержание спектаклей и тем

сложнее

должен

быть

реквизит.

Возможно,

такое

семейное

время

препровождения

придется Вам по душе, и Вы с удовольствием будете устраивать в своём доме такие

интересные мини-постановки. А между тем Ваш малыш будет учиться красиво и грамотно

говорить, выгодно презентовать себя перед окружающими, а также очень эмоционально и

чувственно

доносить

свои

мысли

и

переживания.

Это

непременно

станет

отличной

основой для развития в нем интересной и много граничной личности.

Подготовьте игрушки и различные предметы, которые при помощи фантазии

можно превратить в персонажи спектакля. Например: старый меховой воротник в ловких

руках может стать хитрой лисой или коварным волком.

Бумажный

пакетик

может

превратиться

в

весёлого

человечка.

На

пакетике

нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а

большой и средний станут руками.

Кукла из бумажной тарелке.

На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой

лентой палочку.

Игрушки и куклы из коробок и бутылок. Коробки, бутылки можно склеить друг с

другом, обклеить бумагой и приклеить детали.

Лошадка из носка.

Набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Всё скрепите верёвочкой или

резинкой.

Пальчиковые игрушки из перчаток.

Возьмите перчатку и для каждого пальца придумайте свой образ, или из одной

перчатки сделайте персонаж.

Ширма для кукольного театра.

Её

сделать

не

сложно.

Натяните

скатерть

или

покрывало

на

дверь

или

между

стульями.

Для

малышей

можно

разыграть

спектакль

с

собственными

детьми.

Ребята

постарше могут придумать сюжет сами или разыграть уже известный.

Клубочки ниток (пряжа для вязания) легко превращаются в забавных и всеми

полюбившихся смешариков.

Ещё

есть

много

различных

предметов,

которые

кажутся

нам

совершенно

бесхозными, но если приглядеться получше и подключить фантазию, могут превратиться в

великолепные атрибуты и куклы для вашего домашнего театра.

Список литературы:

1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] / А.

Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 6 – С. 86 – 89.

2. Афонькина, Ю. А., Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Ю. А.

Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М., 2014. – 368 с.

3. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В. Я. Воронова. - М.,

2014. – 80 с.

4. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического

воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Гребенникова, О. В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте

игровой деятельности [Текст] / О. В. Гребенникова // Мир психологии. - 2015. - № 1. - 101-

111с.

6. Ивакина, И. А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Учебно-методическое пособие [Текст] / И. А. Ивакина. – Пенза, 1995.- 234 с.

7. Лисина, М. И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет

[Текст] / М. И. Лисина. - М., 2013. – 184 с.

8. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной.

– М., 2012. – 305 с.

9. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. М. А.

Васильевой. - М., 2010. – 105 с.

10. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры [Текст] / И.

Фришман // Дошкольное воспитание. - М., 2010, №2 .-с. 16-24.

11. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 2011. – 104 с



В раздел образования