Автор: Леонова Ирина Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Омская область город Калачинск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи
Раздел: дошкольное образование
Леонова Ирина Алексеевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 7»
г. Калачинска Омской области
Современная социокультурная образовательная ситуация требует от дошкольных
организаций
«открытости»,
и
«открытости»
не
декларируемой,
а
реальной.
И
реальность эта обусловлена пониманием того, что гармоничное развитие современного
ребёнка невозможно без взаимодействия с семьёй и внешней средой, окружающей его
с самых ранних лет жизни. Основная цель нашего учреждения – создание единого
социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели,
взаимодействуя
друг
с
другом,
осуществляют
развитие
ребенка
с
учетом
специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.
Семья
–
надёжная
социальная
система,
придающая
ребёнку
уверенность
в
сегодняшнем и завтрашнем дне. Для воспитателя равно важны тесное взаимодействие
с родителями, уверенно справляющимися с воспитанием своих детей и адекватная
поддержка тех родителей, которые чувствуют себя недостаточно компетентными в
вопросах
воспитания.
Взаимодействие
строится
на
основе
регулярного
диалога
относительно
текущей
ситуации
и
перспектив
развития
ребёнка,
что
позволяет
совместно направлять и контролировать изменения. Для родителей функционируют
«Мамина школа» и клуб по интересам, где специалисты помогают найти выход из
проблемной ситуации и делятся своей методической копилкой и проводят круглые
столы
по
обмену
опытом.
Самой
распространенной
формой
работы
являются
родительские
собрания.
Воспитатели
нашего
центра
стараются
проводить
их
в
нетрадиционной
форме.
Ещё
одно
направление
сотрудничества
–
вовлечение
родителей,
как
носителей
широкого
социокультурного
опыта
в
образовательную
работу
ДОО.
В
нашем
ДОУ
стало
традицией
проводить
встречи
с
интересными
людьми. А кто для ребенка является самым интересным человеком? – конечно же
родители.
Они
с
увлечением
рассказывают
детям
о
работе
и
отдыхе,
о
своих
достижениях и увлечениях. Практически любое конструктивное действие родителей
не только повышает самооценку их ребёнка и его авторитет среди сверстников, но и
благотворно
сказывается
на
упрочении
родителей
в
собственной
родительской
компетентности.
У
детей
уверенных
в
своих
возможностях,
есть
потребность
в
освоении пространства, как в физическом, так и в социальном, и в образовательных
планах.
Ресурсы
Калачинского
муниципалитета
предоставляют
для
этого
разнообразные возможности: для прогулок парк культуры и отдыха имени Гагарина,
стадион
Юбилейный,
МБУК
МКДЦ
и
МБОУ
ДОД
«ДООФСЦ»
(детский
оздоровительно – образовательный физкультурно–спортивный центр) для расширения
представлений
о
мире,
межпоколенного
взаимодействия,
поддержки
развития
способностей, опробования своих сил и возможностей, предъявление «миру» своих
талантов.
Родители несут большую ответственность за сохранение и укрепление здоровья
ребёнка. В их компетенции, например, сделать детям необходимые прививки, провести
профилактические обследования для раннего распознавания заболеваний, следить за
его питанием и достаточной подвижностью.
Детский сад в силу многих обстоятельств располагают разными возможностями
для
удовлетворения
потребностей
детей
в
активном
движении.
Это
и
наличие
отдельного спортивного зала, гимнастической площадки, футбольного поля, беговой
дорожки, сенсорной комнаты, экологической тропы. При соблюдении определённых
правил, эти ресурсы используются совместно с социумом.
Родители являются активными участниками всех спортивных развлечений в
группах, но самыми популярными стали традиционные учрежденческие мероприятия:
«День Здоровья», «Масленица», «День защиты детей», Олимпиады (Спартакиады).
Познавательные ресурсы семей намного разнообразнее и шире, чем ресурсы
дошкольной организации. В то же время, ресурсы дошкольной организации более
упорядочены,
целенаправлены,
педагогически
обусловлены.
Объединение
возможностей
семей
и
дошкольной
организации
открывает
для
детей
широкие
образовательные горизонты: родители могут подсказать детям темы новостей или
проблемных ситуаций для обсуждения на групповом сборе; инициировать (через своих
детей
или
непосредственно)
тему
проекта,
принять
участие
в
обсуждении
и
планировании образовательного события, обеспечить (пополнить) ресурсы для работы
и многое другое.
Учитывая родительскую и детскую инициативу в группах разрабатываются и
реализуются разнообразные творческие, познавательно-исследовательские проекты, в
которых дети и родители являются непосредственными активными участниками от
обсуждения и составления плана проекта до его реализации («Растут ли овощи на
огороде»;
«Хлеб всему голова», «Будь вежлив, пассажир»; «Слава армии родной»,
«Согрей
своим
теплом»,
«Образ
настоящего
мужчины
и
настоящей
женщины
в
сказках» «Парк будущего»; «Открытка ветерану»; «Мы - журналисты»; «Парад на
Красной площади»; «Архитектурное бюро», «Домашний логопед», «Мы одной семьёй
живём, среду вместе создаём», «8 дней вокруг света»…).
И сейчас мы хотели бы подробно остановиться на одном из таких проектов!
В
настоящее
время
педагогические
работники
многих
дошкольных
образовательных организаций находятся в поиске способов и вариантов организации
групповой развивающей предметно-пространственной среды. И не смотря на то, что
ФГОС
ДО
достаточно
подробно
описывает
основные
принципы
организации
пространственной среды, данный вопрос на практике вызывает множество вопросов.
Как
создать
трансформируемую
среду?
Как
достичь
вариативности
и
полифункциональности среды? Как создать условия для развития самостоятельности и
инициативности
детей
в
развивающей
среде?
И,
наконец,
куда
деть
имеющийся
арсенал оборудования?
Развивающую
предметно-пространственную
среду
«строили»
совместно
с
родителями.
Исходя
из
актуальности
вовлечения
родителей
в
образовательный
процесс,
мы
определили
возможность
подключить
их
к
созданию
предметно-
развивающей среды группы.
Наша работа проходила в несколько этапов:
Проведение
родительского
собрания
«Организация
РППС
в
соответствии
с
требованиями ФГОС ДО»;
Создание
информационного
уголка
для
родителей
с
целью
обеспечения
своевременной
информацией
об
особенностях
работы
группы,
о
событиях,
происходящих в ДОУ, а также размещение информационных материалов по теме
недели и рекомендации по проведению образовательной работы с детьми.
Изучение и обзор нормативно-правовых документов регламентирующих выбор
оборудования; учебно-методических и игровых материалов;
Круглый стол-обсуждение теоретических вопросов;
Непосредственное создание дидактических игр и пособий;
Оформление функциональных модулей в группе;
В тексте ФГОС ДО (п.3.3.4) сформулированы принципы создания развивающей
предметно-пространственной среды. Среда должна быть: содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Среда содержательно-насыщенная – не просто «насыщенная», а «содержательно-
насыщенная».
Обратим
на
это
внимание,
поскольку
в
основном
среда
многих
групповых помещений детских садов явно перегружена играми и дидактическими
пособиями,
накопленными
за
последние
годы.
Содержательная
насыщенность
предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического
содержания в представленной в группе подборке материалов. Вместе с родителями
изготовили дидактические и настольные игры: лото из губок для посуды «Волшебные
узоры»; развивающее пособие «Волшебные геометрические фигуры»; дидактический
горох; тактильные мешочки; верёвочный конструктор; математическая дидактическая
игра «Цыплята»; решётки для раковины используем для игры «Коврик-шнуровка»
Заполняем стеллаж несколькими настольными играми, но по теме комплексного плана.
При таком подходе развивающие пособия не отвлекают ребёнка, не рассеивают его
внимание, а достигается и сосредоточенность на определённой тематике, и частая
сменяемость
материалов,
учитываются
интересы
детей,
и
самое
главное,
освобождается
пространство
для
разнообразных
видов
деятельности
детей
и
взрослых. А ещё, ограниченность ресурсов, наличие материалов в единственном или
ограниченном количестве приводит к необходимости договариваться друг с другом.
Среда трансформируемая – это один из самых трудно реализуемых принципов,
поскольку
групповые
помещения
в
большинстве
случаев
заполнены
громоздкой
мебелью,
стационарными
стендами
и
конструкциями,
не
способными
к
трансформации.
А
трансформируемость
предполагает
возможность
менять
функциональную
составляющую
предметного
пространства
в
зависимости
от
образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Важно,
что
трансформировать
среду
дети
могут
сами,
поэтому
родители
помогли
изготовитьлёгкие и мобильные конструкции (лёгкие ширмы, легко передвигаемые
стеллажи, развивающий стол, тактильно-сенсорное панно, мягкие коврики,
мягкие
формы и т.д.).
Среда
полифункциональная.
Полифункциональность
-
это
возможность
изменений,
позволяющих,
по
ситуации,
многофункциональное
использование
предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования). Развивающие игры и иные
дидактические
материалы
предполагают
разнообразие
действий
ребёнка
с
ними:
кубики используем не только для строительства, но и организуем их счёт, используем в
сюжетно-ролевой игре; с помощью частей конструктора осмысливаем состав числа;
книги используем как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в
библиотеку;
материалы
для
творчества
используем
для
сортировки
и
т.д.,
разнообразно используем и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи
могут стать основой конструкции, создаваемой детьми (дом, магазин, мастерская и
т.д.); стенды или информационные доски дети оформляют самими по развиваемому в
процессе игры сюжету и т.д.
Среда вариативная предполагает возможность выбора ребёнком пространства для
осуществления
различных
видов
деятельности
(игровой,
двигательной,
конструирования, изобразительной, музыкальной и т.д.), а также материалов, игрушек,
оборудования,
обеспечивающих
самостоятельную
деятельность
детей.
Мы
предоставляем
детям
возможность
заниматься
широким
спектром
активностей:
живописью,
рисунком,
игрой
на
музыкальных
инструментах,
пением,
конструированием, актёрским мастерством различными видами ремёсел, поделками по
дереву, из глины и пр. Вариативная среда состоит из различных площадок (мастерских,
исследовательских
площадок,
художественных
студий,
библиотечек,
игровых,
лабораторий и пр.), в группе с помощью родителей богато представлена база для
исследований, которые могут выбираться ребёнком по собственному желанию.
Среда доступная.
Доступность групповой среды в соответствии с ФОГОС ДО
предполагает свободное использование детьми игр, игрушек, материалов, пособий,
обеспечивающих
все
основные
виды
детской
активности.
Доступность
среды
позволяет ребёнку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не
прибегая
к
помощи
взрослого.
Доступность
в
нашей
группе
обеспечивается
расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками, удобными
съёмными
контейнерами,
возможностью
к
трансформированию
пространства
и
оформлению его сами детьми и т.д. Главный критерий доступности – возможность
ребёнка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое
пространство предоставлено в его собственное распоряжение.
Среда безопасная предполагает соответствие всех её элементов требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования. В групповом помещении
всё оборудование исправно и безопасно, отсутствие опасных предметов, закрыты углы
и т.д. Вместе с тем исправность и безопасность оборудования не всегда гарантируют
отсутствие опасных ситуаций в группе. Дети подвижны и активны, поэтому ситуации
могут возникать всякие. Эффективным приёмом обеспечения принципа безопасности
в нашей группе является разработка правил поведения.
Важным средством
моей педагогической работы становится создание среды и
наблюдение
за
действиями
ребёнка
в
этой
среде,
выявление
интереса
ребёнка
и
сопровождение
его
развития.
Например,
заметив,
увлечённость
одного
из
детей
динозаврами, вместе с родителями можно вносим в книжный уголок книги о них, а с
детьми организуем игровое поле с фигурками динозавров. А для детей, увлечённых
лего - конструированием также совместно с родителями создаёмлего-центр. Таким
образом, повышается востребованность среды, поддерживаются детские интересы со
стороны взрослых.
В заключении хочется отметить, что развивающую игровую среду не следует
отождествлять
с
материально-технической
базой.
Дорогостоящие
игрушки
и
оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребёнка и его развитию, а вот
совместно
с
родителями
изготовленное
развивающее
дидактическое
пособие,
с
рациональным
использованием
самых
скромных
финансовых
средств
оказывает
положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и
дидактический
материал
представляет
собой
выставку
для
визитов
возможных
комиссий, недоступен детям, не может использоваться ими в свободное время и не
соответствует их возрасту, он не может стать развивающей средой, а останется лишь
«материально-техническим
обеспечением».
Развитие
самостоятельности
и
инициативности
детей
возможно
только
в
активной,
мобильной,
доступной
и
содержательно
-
насыщенной
среде,
создаваемой
взрослыми
(педагогом
и
родителями)
вместе
с
детьми
и
при
участии
детей
в
процессе
развивающего
образовательного взаимодействия.
Но лучше всего проявляется заинтересованность родителей в развитии творческих и
познавательных способностей ребёнка в подготовке и выступлении детей в научно-
практической
конференции
НОУ
«Поиск»
(«Тайны
света»;
«Мыльные
пузыри»;
«Почему кошка точит ногти?»; «Братья моего дома»; «Волшебные зеркала»; «Такое
обычное
необычное
яйцо»;
«Облако
в
банке»…),
а
так
же
и
в
направлении
литературного творчества
Ведущая идея заключается в том, что практически всё окружение ребёнка может
служить
развитию
познавательных
способностей
и
расширению
образовательных
горизонтов. Важно то, насколько взрослые (воспитатели и родители) готовы открывать
мир вместе с детьми (а не вместо них).
Общение в семье является основой языкового развития ребёнка. Для педагогов
важно
непрерывно
информировать
родителей
о
речевом
развитии
ребёнка,
поддерживать языковую культуру семьи; активно включать семьи в образовательную
работу, связанную с речевым развитием и воспитанием грамотности (мы включаем
членов семьи в подготовку и проведение детских спектаклей, праздников, привлекаем
родителей к изготовлению книг с детскими рассказами сочинёнными в группе или
дома). Приглашение членов семей в группу, свободное общение с детьми во время игр,
занятий,
участие
в
образовательных
проектах
является
прекрасной
основой
для
языкового развития и приобретения навыков сотрудничества. Родители принимают
участие в «Маминой школе», в клубе «Домашний логопед» и
по интересам. Всю
полученную информацию родители применяют на практике дома.
Один из способов работы с детьми дома это..
«Детский календарь» как средство эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А. Мухачева
В дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой,
которая способна творить чудеса! В наше быстро меняющееся время взрослому иногда
сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение очень подвижное
и
интеллектуальное.
И порой
родителям
в
домашних
условиях
трудно
подобрать
развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с ребенком, чтобы
он получил своевременное развитие. К сожалению, для маленьких детей не подходят
школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов,
связанных с развитием детей от 3 лет до 7 лет, С.Г. Дороновым было разработано
оригинальное дидактическое пособие - «Детский календарь».
Это полноцветная 30-ти страничная брошюра. На каждой странице календаря
родителям
даются
рекомендации
о
том,
как
выполнить
с
ребёнком
задание
и
сопутствующие материалы.
Содержание,
предлагаемое
в
календаре,
способствует
развитию
ребенка,
а
самое
главное
создает
условия
для
общения
взрослого
с
ребенком
в
семье.
Всё, что вам понадобится, кроме календаря, это - ножницы, клей, краски, карандаши,
мелки и др.
Структура комплекта «Детский календарь»:
Познавательно
–
исследовательская
деятельность
–
представлена
с
помощью картинок и иллюстраций. Картинки предлагаются ребёнку в
определённой системе.
Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает
ребёнок при помощи взрослого.
Продуктивная
деятельность
–
представлены
в
виде
изготовления
интересных для малыша поделок.
Художественная литература – в виде книжек – самоделок.
Всем участникам образовательного процесса – педагогам и родителям – очень
важно понимать, что основная цель использования «Детского календаря» заключается
не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы
переложить
часть
образовательной
нагрузки
на
родителей.
Основной
целью
этой
работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в
котором
родители
и
воспитатели,
взаимодействуя
друг
с
другом,
осуществляют
развитие
ребенка
с
учетом
специфических
форм
каждого
из
этих
важнейших
образовательных институтов.
Предложенная в «Детском календаре» поделка из бумаги получает «вторую
жизнь» в детском саду, герои прочитанных в семье сказок «неожиданно» появляются в
совместной деятельности воспитателя с детьми и тому подобное. Таким образом,
создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту
поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский
календарь» от традиционных «Выставок работ детей и родителей».
Всё,
что
сделано
родителями
с
ребёнком
в
«Детском
календаре»,
находит
дальнейшее
продолжение
и
развитие
в
воспитательно-образовательной
работе
детского сада.
Для того чтобы сотрудничество с родителями в предложенной системе было
более осознанным и постоянным, а, следовательно, эффективным, педагог ставит и
решает ряд задач, которые заключаются в следующем:
– установление доверительных отношений с родителями и разъяснение значения
их взаимодействия по развитию ребёнка;
–
убеждение
родителей
в
необходимости
проведения
систематического
взаимодействия с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;
–
разработку
системы
публичной
и
индивидуальной
оценки
и
поощрения
совместной деятельности родителей с ребёнком с демонстрацией достижений детей.
Взаимодействие родителей и педагогов с использованием «Детского календаря»
– это не очередное мероприятие, а долгосрочный проект, положительный результат
которого будет оцениваться по тому, насколько успешным будет ребёнок при переходе
из системы дошкольного образования в школу.
На
очередном
родительском
собрании
педагог
знакомит
родителей
с
содержанием «Детского календаря», которое строится с опорой на работу с ребёнком в
семье, и проводит мастер класс
по работе с календарем дома. Немногие родители
готовы заниматься дома с ребенком. У кого-то не хватает времени, кто-то постоянно на
работе. У детей появляется дефицит общения, им не хватает внимания родителей.
Зачем нужно общение? Главное в общении – искренний интерес к другому человеку,
доброжелательность и внимание. В данном случае интерес и внимание к ребенку. «Нет
больше радости в жизни, чем радость человеческого общения», – утверждал Антуан
Де-Сент
Экзюпери. Общаться это всегда приятно, а с детьми вдвойне. Общение с
детьми
приносит
столько
радости.
Мы
наполняемся
детской
беззаботностью
и
наивностью, и наше настроение и самочувствие улучшаются.
Одним из вариантов близкого и радостного общения может стать использование
«Детского календаря». Выполняя задания со своим ребенком из «Детского календаря»,
родители развивают у него потенциальные возможности, и просто дарить друг другу
радость общения, играя с ним.
Работая с «Детским календарем» уже второй год результатами данной работы
стали:
для родителей:
– эффективное использование для развития малышей дидактических игр;
– систематическое предоставление ребенку необходимой информации;
– регулярное чтение детям художественной литературы;
– развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитие его
творческих способностей.
для детей:
–
получение
возможностей
для
своевременного
и
полноценного
развития
совместными усилиями воспитателей и родителей.
А
педагог
повышает
профессиональную
компетентность
по
вопросам
социального партнерства с родителями.
В заключение хотелось бы повторить строки А. Лопатиной:
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей.
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом.
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте,
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Важными партнёрами дошкольной организации являются МБУК ЦГДБ, которая
предоставляет
различные
услуги
(консультации,
составление
подборок
книг
по
определённой тематике, проведение литературных викторин и конкурсов и громкие
читки, реализации проектов.).
Родители дизайнеры, художники, музыканты, профессионально занимающиеся
вопросами
культуры
и
искусства
или
имеющие
творческие
увлечения,
являются
важными партнёрами в художественно-эстетическом развитии детей. Поэтому встречи
с творческими интересными людьми проходят на более эмоциональном и высоком
уровне.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников стимулируем экскурсиями,
направленными
на
ознакомление
с
природными
и
а р х и т е к т у р н ы м и
достопримечательностями, посещением музея, выставок. Важно понимание того, что
«достопримечательностью» могут быть не только памятники истории и культуры, но и
красивое дерево или большой камень, дом или ставни на окнах, свежеокрашенный
мост через реку или сама река. Эстетической ценностью является всё то, что сумеют
представить
детям
взрослые.
Особое
значение
принадлежит
сотрудничеству
с
художественной и музыкальной школой и регулярные контакты с ними.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между
взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое,
как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае,
если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей и социальных
партнеров.