Автор: Вера Сергеевна Кузнецова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Светлячок"
Населённый пункт: Московская область, город Котельники
Наименование материала: Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе
Тема: Звуки [Х], [Х]. Буква Х. "Хитрый Хоттабыч в гостях у ребят"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СВЕТЛЯЧОК»
Конспект открытого фронтального занятия
по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
«Хитрый Хоттабыч в гостях у ребят»
(тема: «Звуки [Х], [Х']. Буква Х»).
Подготовила
Учитель-логопед
Кузнецова В.С.
Ноябрь 2019 год
Котельники
Цель: познакомить детей со звуками Х и Хь и соотносить их с буквенным
обозначением.
Задачи:
познавательные:
закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках;
познакомить детей со звуками [Х] и [Х'] в процессе занятия;
продолжать
формировать
умение
характеризовать
согласные
звуки
по
акустическим и артикуляционным признакам посредством работы с индивидуальными
зеркалами;
продолжать
формировать
умение
деления
слова
на
слоги
акустическим
способом
посредством
припоминания
и
применения
правила
«Сколько
гласных
–
столько и слогов»;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
закрепить навык четкого произношения звуков [Х] и [Х'];
продолжать формировать умение работать с графической звуковой схемой
слов;
формировать навык чтения;
познакомить с буквой «Х»;
закрепление навыков составления схемы предложения
коррекционно-развивающие
развивать фонематический слух;
развивать общую моторику;
совершенствовать умение работать с раздаточным материалом;
совершенствовать умение употреблять звуки [Х] и [Х'] в слогах, словах и
фразовой речи;
развивать логическое мышление;
развивать зрительное внимание, память;
формировать зрительно-слуховой анализ и синтез;
формировать у детей правильную осанку при длительном нахождении за
партой посредством вербальных побуждений;
формировать
и
совершенствовать
умение
и
желание
отвечать
полным
ответом на поставленный вопрос посредством вербальных побуждений;
формировать умение поднимать руку при желании высказаться посредством
вербальных побуждений;
формировать умение работать в коллективе и самостоятельно в процессе
занятия.
воспитательные
Воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
умение
слушать
речь
педагога,
товарища, культуру речевого общения;
формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
воспитывать
дисциплину
в
процессе
занятия
посредством
вербальных
побуждений.
Оборудование:
демонстрационный материал
демонстрационные пройденные буквы, буква Х;
плоскостные изображения мальчиков Храбреца и Хитреца;
предметные картины, картинки для задания «Зашифрованные слова»;
круги (синего, зеленого, красного цветов) для выкладывания звуковых схем;
слоговые схемы слов; символ ударения в словах;
материал для выкладывания схемы предложения;
звездочки для поощрения детей;
символы обозначения звонкости и глухости согласных звуков;
раздаточный материал
звуковые схемы в конверте;
слоговые схемы в конверте, символ ударения в словах;
схемы предложений в конверте;
буквы для выкладывания слов;
«билеты» с буквами;
счетные палочки.
Ход занятия.
Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Логопед: вот мы и поприветствовали друг друга! А сейчас я раздам вам билеты,
по которым вы сможете определить, на какое место вам сесть. На стульях приклеены
карточки, которые соответствуют вашим билетам. Сначала девочки пройдите на свои
места, а теперь – мальчики (логопед раздает «билеты» с пройденными буквами).
Дети занимают места соответствующие «билетам».
Введение в тему. Знакомство со звуками Х и Хь.
Сюрпризный момент.
(Из-за двери слышится восточная музыка, появляется Хитрый Хоттабыч).
Хоттабыч: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Хитрый Хоттабыч! Я услышал, что в
детском саду «Светлячок» самые умные, смекалистые и сообразительные дети, и решил
это проверить. Я перепутал все буквы, и теперь вам придется разобраться, навести в
буквах порядок, выполнить много сложных заданий и доказать, что вы – самые умные и
сообразительные. А за каждое выполненное задание вы будете получать звездочку, когда
их наберется 6 , вас будет ждать сюрприз. Как вы думаете, справитесь?
Дети: Да.
Хоттабыч: Ну вот и посмотрим! А у меня много дел, поэтому мне пора, но мои
помощники Хитрюга и Храбрец проследят, чтобы все-все задания вы выполнили и
навели порядок в буквах (на доске помещаются картинки с изображением мальчиков в
зеленой и синей футболке).
Логопед: До свидания, Хитрый Хоттабыч! Мы обязательно справимся с твоими
заданиями.
Логопед: Ребята,
давайте
прислушаемся,
с
каких
звуков
начинаются
имена
Хитрого
Хоттабыча
и
его
помощников
и
узнаем,
с
какими
звуками
мы
сегодня
познакомимся?
Дети: Хитрый и Хитрец – Хь, Хоттабыч и Храбрец – Х.
Логопед: Молодцы! Вы правильно определили, сегодня мы познакомимся со
звуками Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся
их различать.
Характеристика звука.
Логопед: Посмотрите в зеркала, произнесите поочереди сначала звук Х, а затем
звук Хь и скажите, что это за звуки? (дети смотрят на артикуляцию при произнесении
данных звуков).
Дети: Звуки Х и Хь – согласные, потому что во рту образуется преграда.
Логопед: Правильно. А они звонкие или глухие? (Дети произносят звук, приложив
руку к горлышку).
Дети: Звуки Х и Хь – глухие, потому что горлышко «отдыхает, не дрожит, молчит»
(вывешивается символ глухого согласного звука – зачеркнутый колокольчик).
Логопед: Чем же отличаются звуки Х и Хь?
Дети: Звук Х – твердый, а звук Хь – мягкий.
Логопед: Как мы обозначаем мягкий согласный звук? ( Мягкий согласный звук
обозначаем
зеленым
цветом
(вывешивается
символ
мягкого
согласного)).
Как
обозначается твёрдый согласный звук? (твердый согласный звук обозначается синим
цветом (вывешивается символ твердого согласного звука)).
Логопед:
Молодцы! Вы получаете первую звездочку (на доске размещается
звездочка).
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Ловушка»
Логопед: Сейчас вы должны «поймать» звуки Х и Хь. Когда вы услышите звуки Х
или Хь хлопните в ладошки.
Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х;
Ловим звук Хь: Мь, Хь, Ть, Кь, Хь, Пь, Хь;
Ловим звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ.
Игра «Четвёртый лишний» на слух.
Логопед: Молодцы!
А
сейчас
задача
усложнится:
вам
нужно
быть
очень
внимательными. Я буду произносить несколько слов, а вы должны догадаться, какое
слово лишнее. Маленькая подсказка вам, нужно внимательно слушать звуки этих слов: в
каких- то словах будут звуки Х или Хь, а в каких- то – не будет. Ваша задача –
определить то слово, где нет звуков Х и Хь, оно и будет лишним. Понятно?
Педагог произносит слова, дети говорят, какое слово лишнее и почему.
Хлеб, утка, хлопья, хобот.
Подсолнух, кисточка, халат, мех.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
Хижина, духи, компот, хирург.
Хитрый, хилый, сильный, хитрец.
Логопед: Молодцы! И с этим заданием вы справились и поэтому получаете
вторую звездочку (помещается звездочка на доске).
Упражнение «Где спрятался звук?»
Логопед: А сейчас помощники Хитрого Хоттабыча, Храбрец и Хитрюга, хотят с
вами поиграть. Они принесли картинки и просят вас определить, где чья картинка.
Ребята, Храбрецу мы дадим картинки с каким звуком? ([Х]). А Хитрецу? ([Х'])
На
доке
находятся
картинки
со
звуками [Х]
и
[Х']
и
звуковые
схемы
слов
(примерный список слов: горох, сухари, орехи, халат, духи, петухи, хлопушка, сахар,
халва, хата, мох, пух, хомяк, хек).
Логопед: Богдан,
выходи
к
доске.
Выбирай
картинку (выбирает). Какую
ты
выбрал картинку?
Богдан: Я выбрал горох. В слове горох встречается твердый согласный звук Х в
середине
слова (вешает на доску картинку с черепахой под изображением Храбреца
под соответствующей звуковой схемой, а остальные дети выбирают нужную схему на
своем рабочем месте). Я даю Храбрецу горох.
Дети по вызову логопеда выходят к доске и определяют место звуков [Х] и [Х'] в
словах (начало, середина, конец), выбирают соответствующую схему.
Дети выполняют задание с 6-7 картинками.
Логопед: И снова вы справились. Вы заслужили третью звездочку (вешается на
доску звездочка). Давайте теперь немного разомнемся.
Физминутка.
Нес хомяк мешок с горохом, Ходьба с руками за спиной.
Нес хомяк мешок и охал:
«Ох, ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.
Отдохнуть хомяк решил-
Со спины мешок свалил,
Наклоны вперед, не сгибая коленей,
достать носки руками.
Распрямился, потянулся,
Потянулся, улыбнулся…
Потягивание - руки вперед, вверх,
в стороны, вниз.
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. Ходьба на месте.
Дети рассаживаются на свои места.
Знакомство с буквой «Х».
Логопед: Посмотрите, ребята, звуки Х и Хь обозначаются буквой Х. (логопед
вешает на доску букву Х). На что похожа буква «Х»?
Дети: Буква Х похожа на крестик.
Логопед: Давайте скрестим указательные пальцы левой и правой рук и получится
буква Х.
(Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук)
Логопед: Давайте выложим из счетных палочек букву Х (выкладывают).
Игра «Зашифрованные слова».
Первое слово – «Прочитай слово по цифрам, второе слово – «Собери слово»,
третье слово – «Собери слово по первым буквам», четвертое слово – «Используй код»,
пятое слово – «Расположи буквы от самой широкой до самой узкой (от самой большой
до самой маленькой)).
Логопед: Сейчас
нам
придется
очень
постараться,
чтобы
справиться
со
следующим заданием Хитрого Хоттабыча. Нам нужно расшифровать слова, у каждого
слова есть свой код, свой шифр, который нам нужно разгадать.
Разгадываем.
Логопед: Молодцы!
Получите
четвёртую
звездочку (вешается
на
доску
звездочка).
Игра «Раздели на слоги» и Звуковой анализ слов. Выкладывание звуковой схемы.
Слова: МУХИ, ХАТА.
Логопед: Теперь давайте попробуем разделить Слова МУХИ и ХАТА на слоги,
определить ударный слог и составить звуковые схемы этих слов. Какое мы знаем
правило о слогах?
Дети: Слогов в слове столько же, сколько гласных звуков в слове.
Логопед: А что такое ударный слог?
Дети: Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой голоса.
Логопед: Как определить ударный слог в слове?
Дети: Чтобы определить ударный слог в слове, нужно произнести его так, будто
мы хотим его позвать.
Логопед вызывает ребенка к доске и просит разделить слово МУХИ на слоги и
определить ударный слог. Следующий ребенок должен выложить звуковую схему этого
слова. Затем то же самое проделываем со словом ХАТА.
Логопед: Молодцы!
Вы
заслужили
пятую
звёздочку (на
доске
появляется
очередная звёздочка).
Составление
предложений
и
выкладывание
схем
предложений
к
ним
(используются картинки и слова на изучаемые звуки).
Логопед: Ребята, нам осталось заработать последнюю, шестую звёздочку. Нам
нужно составить предложения с несколькими словами со звуками Х и Хь и выложить
схемы этих предложений (дети составляют предложения и выкладывают схемы к ним:
один ребенок у доски, остальные – на своих местах).
Логопед: Какие же вы молодцы! Вы заработали шестую звёздочку! (на доске
появляется последняя звёздочка).
Поощрение детей.
Логопед: За то, что вы справились со всеми заданиями, Хитрый Хоттабыч передал
вам медальки и сладкий сюрприз (логопед вешает детям на шею медали и раздает
халву). Ребята, как вы думает почему Хитрый Хоттабыч подарил вам именно халву?
(ответы детей).
Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- С какой буквой? На что похожа буква Х?
Подводятся итоги занятия.