Автор: Доценко Галина Петровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Работа педагога по оптимизации межличностных отношений в Гостевой группе"
Раздел: дошкольное образование
Работа педагога по оптимизации межличностных отношений
в Гостевой группе
Воспитатель МДОУ
«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
Доценко Г.П.
В
концепции
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
центральное
место
отведено
индивидуализации,
открытости и вариативности образования, обеспечению равных возможностей для
полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо
от
ме с т а
жи т е л ь с т ва ,
п ол а ,
н а ц и и ,
я зы ка ,
с о ц и а л ь н о го
с т а т у с а ,
психофизиологических
и
других
особенностей
(в
том
числе
ограниченных
возможностей здоровья).
Сегодня общество продвинулось в понимании инклюзии и ориентировано на
совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с
ОВЗ) и нормативно развивающихся сверстников.
Введение
в
действие
Профессионального
стандарта
педагога
«Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» коренным образом
меняет
роль
и
функции
педагога,
его
профессионализм
становится
решающим
фактором развития ребёнка.
Обозначенный документ выдвигает обновлённые требования к квалификации
педагога, к его личностным и профессиональным характеристикам. В наше время
педагог
должен
обладать
необходимыми
профессиональными
компетенциями,
которые
дают
ему
возможность
выполнять
профессиональную
деятельность
со
всеми категориями детей, включая детей с особыми возможностями здоровья (далее
–
с
ОВЗ).
В
соответствии
с
Профессиональным
стандартом
педагог
должен
«использовать
специальные
подходы
к
обучению,
для
того
чтобы
включить
в
образовательный
процесс
всех
учеников:
со
специальными
потребностями
в
образовании;
…учеников
с
ограниченными
возможностями
и
т.д.»;
«…принять
разных
детей,
вне
зависимости
от
их
реальных
учебных
возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья» [1].
С 1 сентября 2018 года в нашем детском саду стартовал проект «Гостевая
группа как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ», получивший
статус федеральной инновационной площадки. В рамках деятельности проекта на
базе общеразвивающих и комбинированных групп были созданы «гостевые группы»
для организации процесса частичной интеграции дошкольников с ОВЗ из числа
воспитанников
групп
компенсирующей
направленности
детского
сада
и
неорганизованных детей города, из-за выраженных проблем здоровья, не имеющих
возможности посещать дошкольные образовательные организации на регулярной
основе.
Идея
временных
гостевых
визитов
в
коллектив
здоровых
сверстников
заключается
в
наращивании
опыта
социальных
контактов
и
нивелировании
дефицита коммуникации у детей с выраженными нарушениями в развитии для
формирования базиса социализации.
Вхождение в новый детский коллектив для дошкольника с ОВЗ является
мощным ресурсом для развития. От того, как к ребёнку станут относиться дети, во
многом
будут
зависеть
его
душевное
состояние,
образовательная,
игровая
и
коммуникативная
активность.
Поэтому
крайне
важной
миссией
воспитателя
Гостевой группы на начальной стадии является задача по плавному включению
ребёнка
с
ограничениями
в
детское
сообщество
и
обеспечение
его
психолого-
педагогической поддержки во время гостевых визитов.
Процесс введения ребёнка с ОВЗ в детский коллектив условно можно разбить
на несколько этапов.
На предварительном этапе происходит знакомство педагога Гостевой группы с
сопроводительными
документами
ребёнка,
с
родителями
и
самим
ребёнком.
Обсуждается то, что ребёнок умеет, что может делать самостоятельно, с родителями
обязательно
согласовываются
моменты,
связанные
с
особенностями
состояния
здоровья ребёнка и в мере необходимой ему помощи.
Создаётся адаптированная образовательная среда: важно детально продумать
маршрут сопровождения подопечного (например, где встретить ребёнка, что делать в
первую очередь: пройти в группу или сначала отправиться в туалет и т.д.); устранить
физические барьеры; необходимо выбрать место в группе, где будет сидеть ребёнок
с
особенностями
развития;
подготовить
рабочее
место
в
соответствии
с
потребностями и особенностями воспитанника (яркая отличительная маркировка,
местоположение, высота стола и стула и т.д.).
Также необходимо составление индивидуального плана работы с ребёнком с
ОВЗ.
На
любом
из
этапов
работы
воспитателю
Гостевой
группы
может
потребоваться помощь специалистов - психолога, дефектолога, логопеда. Поэтому
составление индивидуального плана работы с ребёнком удобно делать в рамках
работы консилиума специалистов детского сада.
На начальном этапе на воспитателя «принимающей» стороны ложится работа
по
подготовке
детского
коллектива
Гостевой
группы
к
принятию
ребят
с
ограничениями
здоровья.
Желательно
провести
предварительную
беседу
с
воспитанниками, в ходе которой доступным языком сообщить им о предстоящих
визитах новеньких детей, рассказать без лишних подробностей об особенностях
визитёров и научить некоторым правилам общения с такими детьми. Дошкольникам
можно сказать примерно следующее: «Ребята, сегодня к нам в гости придёт новый
мальчик. Когда он придёт в группу, вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте,
запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он
будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнеситесь к нему с
терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо».
Если ребёнок сильно отличается по внешнему виду (например, ДЦП и другие
нарушения движения), то детям следует рассказать о том, почему он не может
ходить [2].
О
физических
проблемах
ребёнка
можно
сказать
следующее:
«Так
случилось, что, когда... (имя ребёнка) был совсем маленький, он заболел и его
мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так,
как ему хотелось бы».
Нередко ребята, видя, что их ровесник сильно отличается от других детей,
задают массу «неудобных» и каверзных вопросов: «А почему он такой?», «А это не
заразно?», «А почему он не играет с нами?», «Почему он не отвечает на занятии?»,
«Он что, глупый?», «А у него это пройдёт?» и другие.
Об особенностях сверстника с ОВЗ нужно рассказывать спокойным голосом,
без
лишних
подробностей:
«К
сожалению,
не
все
рождаются
сильными
и
здоровыми. Поэтому наша с вами задача – помочь... (имя ребёнка) стать сильным
(или спокойным, или более разговорчивым и т.п.)».
О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «...
(имя ребёнка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он
очень этого хочет, поэтому и пришёл заниматься с вами».
О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно
сказать: «Так случилось, что, когда... (имя ребёнка) был совсем маленький, работа
его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это
нарушение осталось. Но в остальном.... (имя ребёнка) – обычный ребёнок, такой же,
как вы. Это не заразно. Заразными болезнями болеют все дети. Когда они болеют
такими болезнями – они находятся дома. А потом они выздоравливают и идут в
детский сад».
О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение,
задержка психического развития и пр.) говорится: «... (имя ребёнка) трудно видеть
мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему
помочь, то он обязательно справится».
В конце каждого ответа обязательно нужно говорить: «А в остальном... (имя
ребёнка) такой же, как все. Он любит.... Ему интересно.... Он хочет…» и т.п. «У него
пока не получается. Но он будет учиться; надеюсь, мы все ему в этом поможем».
Полезно
будет
рассказать
ребятам
Гостевой
группы
заранее,
какие
способности есть у их «особого» сверстника. Например, если ребёнок мало говорит,
но усидчив, о нём можно сказать: «Ваня умеет слушать», о подвижном ребёнке
можно сказать: «Рома может очень быстро бегать» и т.п. То есть дети в группе
должны понимать, что, как и каждый из них, новый член коллектива что-то умеет
лучше, а что-то хуже.
Рассказ воспитателя о ребёнке с особенностями развития должен быть больше
похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одногруппника. Для
детей Гостевой группы важна чёткая информация о том, как себя правильно вести.
Со
временем,
когда
дети
лучше
узнают
друг
друга,
острота
вопросов
о
непохожести ребёнка с ограничениями обычно спадает. Дети просто привыкают и
при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему
новому товарищу в играх и на занятиях [2].
В этом звене к работе воспитателя активно подключается педагог-психолог,
который проводит серию тренингов толерантности, направленную на выработку у
нормативно развивающихся детей навыков принимающего поведения и тренировку
доброжелательности.
На втором этапе активно осуществляется деятельность воспитателя Гостевой
группы
по
созданию
благоприятных
условий
для
комфортного
пребывания
«особого»
ребёнка
в
детском
социуме
и
его
психологической
поддержке.
Для
ребёнка
с
особенностями
развития
многое
в
массовой
группе
может
оказаться
пугающим:
новая
обстановка,
незнакомые
дети,
непривычная
манера
речи
воспитателя,
более
сложный
уровень
занятий
и
игр,
а
потому
хорошая
предварительная
подготовка
к
включению
ребёнка
в
образовательную
среду
позволит
сделать
первые
дни
пребывания
ребёнка
в
коллективе
позитивными,
снизить стресс.
Для того, чтобы условия нахождения ребёнка в группе были по-настоящему
комфортны и мотивировали его на развитие, в основе работы воспитателя должны
лежать такие понятия, как вера в ребенка, искренний интерес к его личности,
принятие его особенностей, доброжелательность, терпение и последовательность.
Следует соблюдать ровную манеру поведения со всеми детьми, говорить не
слишком громко и не быстро, жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно.
Необходимо следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей,
резкие интонации создают отрицательный фон.
Педагог
наблюдает
за
воспитанниками,
организует
совместные
игры,
способствует включению детей с ОВЗ в образовательную деятельность и режимные
моменты, помогает в конфликтных ситуациях, привлекает воспитанников к помощи
новым членам коллектива, внимательно следит за тем, чтобы во время пребывания в
гостях
дошкольники
с
особыми
возможностями
были
активными
участниками
детских игр и занятий.
В процессе образовательной деятельности важно способствовать созданию
ситуации успеха. Например, в игре можно предложить ребёнку-гостю исполнить
главную роль или распределить роли так, чтобы он оказался в паре с другом,
который поможет ему выполнить задание или преодолеть препятствие.
На первых порах воспитателю следует вовлекать воспитанников в совместные
игры, делая акцент на том, что дети могут помочь своему товарищу, научить его
играть в их игры. Осознание детьми факта помощи их сверстнику будет для них
очень хорошим стимулом, чтобы начать с ним общение.
Работа
по
накоплению
у
детей
с
ОВЗ
опыта
межличностных
отношений
начиналась с совместного с детьми составления и постепенного разучивания важных
правил общения: «Играй честно!», «Не дразни других, не приставай со своими
просьбами, не выпрашивай ничего», «Не отнимай чужого, но и своё не отдавай без
вежливой просьбы», «Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя», «Если
тебя зовут играть - иди, не зовут – спроси разрешения», «Не ябедничай, умей
хранить
доверенные
тебе
секреты»,
«Чаще
говори:
давай
вместе
играть,
давай
дружить», «Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не
лучше всех, но и не хуже», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с
тобой».
Параллельно воспитатель проводит коммуникативные игры на знакомство,
сплочение детского коллектива, на формирование навыков социального поведения и
доброжелательных
межличностных
отношений.
В
практике
Гостевой
группы
сформировалась копилка игр на развитие общения между сверстниками:
- игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые
имена, видеть и подчёркивать в другом хорошие качества, стараться сделать что-
нибудь
приятное
для
товарищей
(«Волшебные
очки»,
«Ты
мне
нравишься…»,
«Комплимент», «Волшебный стул», «Подарок другу», «Похвали соседа» и др.);
- игры на сотрудничество, в которых ребятам нужно учиться договариваться и
действовать согласованно («Мозаика», «Рукавички», «Рисуем домики», «Носочки»,
«Раскрась одинаково», «Узоры на ковриках»);
-
упражнения
на
развитие
межличностной
близости
(«Прикосновение»,
«Рукопожатие», «Разговор руками», «Ласковые лапки», «Гадкий утёнок»);
- игры и упражнения на инициативное общение (подойди к другому и попроси
игрушку;
подойди
к
другому
и
задай
вопрос;
подойди
к
другому
и
пригласи
поиграть; подойди к другому и похвали за что-нибудь и многое другое);
- игры на формирование доброжелательного отношения к сверстникам («Солнечный
зайчик»,
«Добрые
эльфы»,
«Муравейник»,
«Общий
круг»,
«Имена
друзей»,
«Островок», «Паутина», «Добрые волшебники» и другие);
-
коллективные
игры:
«Дружный
круг»,
«Весёлый
хоровод»
и
другие
игры
с
движением и обращением друг к другу.
На протяжении всего периода работы Гостевой группы воспитатель заботится
о психологической поддержке детей с ОВЗ, содействует улучшению социального
статуса включённого ребёнка и его принятия другими детьми.
В течение дня педагог тщательно следит за настроением и самочувствием
во спит анников,
сво евременно
замечает
негативные
проявления
в
психоэмоциональном
самочувствии
и
правильно
реагирует
на
них.
Важно
не
допускать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, профилактировать
их начало, снижать детскую агрессию со стороны враждебно настроенных детей,
учить
правилам
доброжелательного
общения
и
взаимодействия,
не
допускать
отвержения детей с ОВЗ в детском коллективе и обязательно выяснять причины
этого явления.
Если
ребёнок
проявляет
неуверенность,
застенчивость
и
тревожность,
воспитатель
должен
помочь
ребёнку:
например,
похвалить
за
любой,
даже
незначительный успех, в присутствии детей; предоставить возможность выполнить
какое-либо «важное» поручение, привлечь ребёнка на главную роль.
Необходимым
условием
душевного
благополучия
является
уверенность
ребёнка
с
ограничениями
в
том,
что
воспитатель
относится
к
нему
так
же
справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же
ценным и нужным членом группы, как и других детей.
Для
изучения
становления
межличностных
отношений
в
Гостевой
группе
используется
упражнение
«Рисование
на
общем
листе»,
результаты
которого
являются
яркой
иллюстрацией
отношений
детей
в
группе.
Данное
упражнение
предполагает
одновременное
рисование
всех
детей
группы
в
пределах
одного
большого
листа
ватмана.
В
процессе
работы
педагог
обращает
внимание
на
интенсивность
общения
детей,
характер
общения
самого
ребенка
с
ОВЗ
(отрицательно
высказывается
о
работе
другого;
хвалится,
сравнивая
себя
в
превосходной
форме;
высказывает
интерес
к
работе
другого,
предлагает
сотрудничество), так и детей к нему (оказывают помощь, поддерживают); отмечает
преобладающую направленность рисунка (на предметное взаимодействие, на себя,
на
другого,
на
совместную
деятельность);
наблюдает
характер
поведения
воспитанников
(толкаются,
высвобождая
себе
место
вокруг
листа,
борются
за
пространство на листе, отбирают карандаши; стремятся манипулировать, управлять
другими;
рисуют
совместно
с
другими
детьми,
обсуждая
замысел,
содержание
рисунка).
Если всё идет хорошо, и дети правильно реагируют в различных ситуациях, то
можно переходить к следующему этапу социальной интеграции – предоставлению
детям с ОВЗ возможности самостоятельно общаться со сверстниками и оказывать
друг
другу
помощь.
На
этом
этапе
на
первый
план
выступает
постепенное
приобщение
детей
группы
к
поддержке
при
необходимости
гостей
с
ОВЗ.
Со
временем воспитатель всё меньше и меньше «вмешивается» в процесс социализации
детей с особенностями, но удалённо отслеживает ситуацию в группе и всегда готов
прийти на помощь.
Опыт социальной интеграции детей с ОВЗ в формате Гостевой группы имеет
свои несомненные достоинства. Взаимодействие обычных детей и ребят с ОВЗ
способствует
формированию
у
первых
гуманности,
опыта
толерантности,
внимательного
отношения
к
тем,
кто
слабее,
и
заботы
о
них.
Они
учатся
воспринимать
«особых»
детей
как
нормальных
членов
детского
коллектива.
А
включение
воспитанников
с
ограничениями
в
среду
здоровых
сверстников
расширяет
круг
общения
этих
ребят,
формирует
у
них
навыки
коммуникации,
межличностного взаимодействия и повышает адаптационные возможности.
Используемая литература:
1.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.
№544н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального
общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с
изменениями и дополнениями).
2.
Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики
образования. Сборник материалов / Составители: Наталья Борисова, Мария
Перфильева. – М.: РООИ «Перспектива», 2012.