Напоминание

"Работа педагога по оптимизации межличностных отношений в Гостевой группе"


Автор: Доценко Галина Петровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г. Надыма"
Населённый пункт: Надым, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Работа педагога по оптимизации межличностных отношений в Гостевой группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа педагога по оптимизации межличностных отношений

в Гостевой группе

Воспитатель МДОУ

«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

Доценко Г.П.

В

концепции

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

центральное

место

отведено

индивидуализации,

открытости и вариативности образования, обеспечению равных возможностей для

полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо

от

ме с т а

жи т е л ь с т ва ,

п ол а ,

н а ц и и ,

я зы ка ,

с о ц и а л ь н о го

с т а т у с а ,

психофизиологических

и

других

особенностей

том

числе

ограниченных

возможностей здоровья).

Сегодня общество продвинулось в понимании инклюзии и ориентировано на

совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с

ОВЗ) и нормативно развивающихся сверстников.

Введение

в

действие

Профессионального

стандарта

педагога

«Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного

общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» коренным образом

меняет

роль

и

функции

педагога,

его

профессионализм

становится

решающим

фактором развития ребёнка.

Обозначенный документ выдвигает обновлённые требования к квалификации

педагога, к его личностным и профессиональным характеристикам. В наше время

педагог

должен

обладать

необходимыми

профессиональными

компетенциями,

которые

дают

ему

возможность

выполнять

профессиональную

деятельность

со

всеми категориями детей, включая детей с особыми возможностями здоровья (далее

с

ОВЗ).

В

соответствии

с

Профессиональным

стандартом

педагог

должен

«использовать

специальные

подходы

к

обучению,

для

того

чтобы

включить

в

образовательный

процесс

всех

учеников:

со

специальными

потребностями

в

образовании;

…учеников

с

ограниченными

возможностями

и

т.д.»;

«…принять

разных

детей,

вне

зависимости

от

их

реальных

учебных

возможностей,

особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья» [1].

С 1 сентября 2018 года в нашем детском саду стартовал проект «Гостевая

группа как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ», получивший

статус федеральной инновационной площадки. В рамках деятельности проекта на

базе общеразвивающих и комбинированных групп были созданы «гостевые группы»

для организации процесса частичной интеграции дошкольников с ОВЗ из числа

воспитанников

групп

компенсирующей

направленности

детского

сада

и

неорганизованных детей города, из-за выраженных проблем здоровья, не имеющих

возможности посещать дошкольные образовательные организации на регулярной

основе.

Идея

временных

гостевых

визитов

в

коллектив

здоровых

сверстников

заключается

в

наращивании

опыта

социальных

контактов

и

нивелировании

дефицита коммуникации у детей с выраженными нарушениями в развитии для

формирования базиса социализации.

Вхождение в новый детский коллектив для дошкольника с ОВЗ является

мощным ресурсом для развития. От того, как к ребёнку станут относиться дети, во

многом

будут

зависеть

его

душевное

состояние,

образовательная,

игровая

и

коммуникативная

активность.

Поэтому

крайне

важной

миссией

воспитателя

Гостевой группы на начальной стадии является задача по плавному включению

ребёнка

с

ограничениями

в

детское

сообщество

и

обеспечение

его

психолого-

педагогической поддержки во время гостевых визитов.

Процесс введения ребёнка с ОВЗ в детский коллектив условно можно разбить

на несколько этапов.

На предварительном этапе происходит знакомство педагога Гостевой группы с

сопроводительными

документами

ребёнка,

с

родителями

и

самим

ребёнком.

Обсуждается то, что ребёнок умеет, что может делать самостоятельно, с родителями

обязательно

согласовываются

моменты,

связанные

с

особенностями

состояния

здоровья ребёнка и в мере необходимой ему помощи.

Создаётся адаптированная образовательная среда: важно детально продумать

маршрут сопровождения подопечного (например, где встретить ребёнка, что делать в

первую очередь: пройти в группу или сначала отправиться в туалет и т.д.); устранить

физические барьеры; необходимо выбрать место в группе, где будет сидеть ребёнок

с

особенностями

развития;

подготовить

рабочее

место

в

соответствии

с

потребностями и особенностями воспитанника (яркая отличительная маркировка,

местоположение, высота стола и стула и т.д.).

Также необходимо составление индивидуального плана работы с ребёнком с

ОВЗ.

На

любом

из

этапов

работы

воспитателю

Гостевой

группы

может

потребоваться помощь специалистов - психолога, дефектолога, логопеда. Поэтому

составление индивидуального плана работы с ребёнком удобно делать в рамках

работы консилиума специалистов детского сада.

На начальном этапе на воспитателя «принимающей» стороны ложится работа

по

подготовке

детского

коллектива

Гостевой

группы

к

принятию

ребят

с

ограничениями

здоровья.

Желательно

провести

предварительную

беседу

с

воспитанниками, в ходе которой доступным языком сообщить им о предстоящих

визитах новеньких детей, рассказать без лишних подробностей об особенностях

визитёров и научить некоторым правилам общения с такими детьми. Дошкольникам

можно сказать примерно следующее: «Ребята, сегодня к нам в гости придёт новый

мальчик. Когда он придёт в группу, вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте,

запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он

будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнеситесь к нему с

терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо».

Если ребёнок сильно отличается по внешнему виду (например, ДЦП и другие

нарушения движения), то детям следует рассказать о том, почему он не может

ходить [2].

О

физических

проблемах

ребёнка

можно

сказать

следующее:

«Так

случилось, что, когда... (имя ребёнка) был совсем маленький, он заболел и его

мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так,

как ему хотелось бы».

Нередко ребята, видя, что их ровесник сильно отличается от других детей,

задают массу «неудобных» и каверзных вопросов: «А почему он такой?», «А это не

заразно?», «А почему он не играет с нами?», «Почему он не отвечает на занятии?»,

«Он что, глупый?», «А у него это пройдёт?» и другие.

Об особенностях сверстника с ОВЗ нужно рассказывать спокойным голосом,

без

лишних

подробностей:

«К

сожалению,

не

все

рождаются

сильными

и

здоровыми. Поэтому наша с вами задача – помочь... (имя ребёнка) стать сильным

(или спокойным, или более разговорчивым и т.п.)».

О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «...

(имя ребёнка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он

очень этого хочет, поэтому и пришёл заниматься с вами».

О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно

сказать: «Так случилось, что, когда... (имя ребёнка) был совсем маленький, работа

его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это

нарушение осталось. Но в остальном.... (имя ребёнка) – обычный ребёнок, такой же,

как вы. Это не заразно. Заразными болезнями болеют все дети. Когда они болеют

такими болезнями – они находятся дома. А потом они выздоравливают и идут в

детский сад».

О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение,

задержка психического развития и пр.) говорится: «... (имя ребёнка) трудно видеть

мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему

помочь, то он обязательно справится».

В конце каждого ответа обязательно нужно говорить: «А в остальном... (имя

ребёнка) такой же, как все. Он любит.... Ему интересно.... Он хочет…» и т.п. «У него

пока не получается. Но он будет учиться; надеюсь, мы все ему в этом поможем».

Полезно

будет

рассказать

ребятам

Гостевой

группы

заранее,

какие

способности есть у их «особого» сверстника. Например, если ребёнок мало говорит,

но усидчив, о нём можно сказать: «Ваня умеет слушать», о подвижном ребёнке

можно сказать: «Рома может очень быстро бегать» и т.п. То есть дети в группе

должны понимать, что, как и каждый из них, новый член коллектива что-то умеет

лучше, а что-то хуже.

Рассказ воспитателя о ребёнке с особенностями развития должен быть больше

похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одногруппника. Для

детей Гостевой группы важна чёткая информация о том, как себя правильно вести.

Со

временем,

когда

дети

лучше

узнают

друг

друга,

острота

вопросов

о

непохожести ребёнка с ограничениями обычно спадает. Дети просто привыкают и

при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему

новому товарищу в играх и на занятиях [2].

В этом звене к работе воспитателя активно подключается педагог-психолог,

который проводит серию тренингов толерантности, направленную на выработку у

нормативно развивающихся детей навыков принимающего поведения и тренировку

доброжелательности.

На втором этапе активно осуществляется деятельность воспитателя Гостевой

группы

по

созданию

благоприятных

условий

для

комфортного

пребывания

«особого»

ребёнка

в

детском

социуме

и

его

психологической

поддержке.

Для

ребёнка

с

особенностями

развития

многое

в

массовой

группе

может

оказаться

пугающим:

новая

обстановка,

незнакомые

дети,

непривычная

манера

речи

воспитателя,

более

сложный

уровень

занятий

и

игр,

а

потому

хорошая

предварительная

подготовка

к

включению

ребёнка

в

образовательную

среду

позволит

сделать

первые

дни

пребывания

ребёнка

в

коллективе

позитивными,

снизить стресс.

Для того, чтобы условия нахождения ребёнка в группе были по-настоящему

комфортны и мотивировали его на развитие, в основе работы воспитателя должны

лежать такие понятия, как вера в ребенка, искренний интерес к его личности,

принятие его особенностей, доброжелательность, терпение и последовательность.

Следует соблюдать ровную манеру поведения со всеми детьми, говорить не

слишком громко и не быстро, жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно.

Необходимо следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей,

резкие интонации создают отрицательный фон.

Педагог

наблюдает

за

воспитанниками,

организует

совместные

игры,

способствует включению детей с ОВЗ в образовательную деятельность и режимные

моменты, помогает в конфликтных ситуациях, привлекает воспитанников к помощи

новым членам коллектива, внимательно следит за тем, чтобы во время пребывания в

гостях

дошкольники

с

особыми

возможностями

были

активными

участниками

детских игр и занятий.

В процессе образовательной деятельности важно способствовать созданию

ситуации успеха. Например, в игре можно предложить ребёнку-гостю исполнить

главную роль или распределить роли так, чтобы он оказался в паре с другом,

который поможет ему выполнить задание или преодолеть препятствие.

На первых порах воспитателю следует вовлекать воспитанников в совместные

игры, делая акцент на том, что дети могут помочь своему товарищу, научить его

играть в их игры. Осознание детьми факта помощи их сверстнику будет для них

очень хорошим стимулом, чтобы начать с ним общение.

Работа

по

накоплению

у

детей

с

ОВЗ

опыта

межличностных

отношений

начиналась с совместного с детьми составления и постепенного разучивания важных

правил общения: «Играй честно!», «Не дразни других, не приставай со своими

просьбами, не выпрашивай ничего», «Не отнимай чужого, но и своё не отдавай без

вежливой просьбы», «Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя», «Если

тебя зовут играть - иди, не зовут – спроси разрешения», «Не ябедничай, умей

хранить

доверенные

тебе

секреты»,

«Чаще

говори:

давай

вместе

играть,

давай

дружить», «Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не

лучше всех, но и не хуже», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с

тобой».

Параллельно воспитатель проводит коммуникативные игры на знакомство,

сплочение детского коллектива, на формирование навыков социального поведения и

доброжелательных

межличностных

отношений.

В

практике

Гостевой

группы

сформировалась копилка игр на развитие общения между сверстниками:

- игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые

имена, видеть и подчёркивать в другом хорошие качества, стараться сделать что-

нибудь

приятное

для

товарищей

(«Волшебные

очки»,

«Ты

мне

нравишься…»,

«Комплимент», «Волшебный стул», «Подарок другу», «Похвали соседа» и др.);

- игры на сотрудничество, в которых ребятам нужно учиться договариваться и

действовать согласованно («Мозаика», «Рукавички», «Рисуем домики», «Носочки»,

«Раскрась одинаково», «Узоры на ковриках»);

-

упражнения

на

развитие

межличностной

близости

(«Прикосновение»,

«Рукопожатие», «Разговор руками», «Ласковые лапки», «Гадкий утёнок»);

- игры и упражнения на инициативное общение (подойди к другому и попроси

игрушку;

подойди

к

другому

и

задай

вопрос;

подойди

к

другому

и

пригласи

поиграть; подойди к другому и похвали за что-нибудь и многое другое);

- игры на формирование доброжелательного отношения к сверстникам («Солнечный

зайчик»,

«Добрые

эльфы»,

«Муравейник»,

«Общий

круг»,

«Имена

друзей»,

«Островок», «Паутина», «Добрые волшебники» и другие);

-

коллективные

игры:

«Дружный

круг»,

«Весёлый

хоровод»

и

другие

игры

с

движением и обращением друг к другу.

На протяжении всего периода работы Гостевой группы воспитатель заботится

о психологической поддержке детей с ОВЗ, содействует улучшению социального

статуса включённого ребёнка и его принятия другими детьми.

В течение дня педагог тщательно следит за настроением и самочувствием

во спит анников,

сво евременно

замечает

негативные

проявления

в

психоэмоциональном

самочувствии

и

правильно

реагирует

на

них.

Важно

не

допускать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, профилактировать

их начало, снижать детскую агрессию со стороны враждебно настроенных детей,

учить

правилам

доброжелательного

общения

и

взаимодействия,

не

допускать

отвержения детей с ОВЗ в детском коллективе и обязательно выяснять причины

этого явления.

Если

ребёнок

проявляет

неуверенность,

застенчивость

и

тревожность,

воспитатель

должен

помочь

ребёнку:

например,

похвалить

за

любой,

даже

незначительный успех, в присутствии детей; предоставить возможность выполнить

какое-либо «важное» поручение, привлечь ребёнка на главную роль.

Необходимым

условием

душевного

благополучия

является

уверенность

ребёнка

с

ограничениями

в

том,

что

воспитатель

относится

к

нему

так

же

справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же

ценным и нужным членом группы, как и других детей.

Для

изучения

становления

межличностных

отношений

в

Гостевой

группе

используется

упражнение

«Рисование

на

общем

листе»,

результаты

которого

являются

яркой

иллюстрацией

отношений

детей

в

группе.

Данное

упражнение

предполагает

одновременное

рисование

всех

детей

группы

в

пределах

одного

большого

листа

ватмана.

В

процессе

работы

педагог

обращает

внимание

на

интенсивность

общения

детей,

характер

общения

самого

ребенка

с

ОВЗ

(отрицательно

высказывается

о

работе

другого;

хвалится,

сравнивая

себя

в

превосходной

форме;

высказывает

интерес

к

работе

другого,

предлагает

сотрудничество), так и детей к нему (оказывают помощь, поддерживают); отмечает

преобладающую направленность рисунка (на предметное взаимодействие, на себя,

на

другого,

на

совместную

деятельность);

наблюдает

характер

поведения

воспитанников

(толкаются,

высвобождая

себе

место

вокруг

листа,

борются

за

пространство на листе, отбирают карандаши; стремятся манипулировать, управлять

другими;

рисуют

совместно

с

другими

детьми,

обсуждая

замысел,

содержание

рисунка).

Если всё идет хорошо, и дети правильно реагируют в различных ситуациях, то

можно переходить к следующему этапу социальной интеграции – предоставлению

детям с ОВЗ возможности самостоятельно общаться со сверстниками и оказывать

друг

другу

помощь.

На

этом

этапе

на

первый

план

выступает

постепенное

приобщение

детей

группы

к

поддержке

при

необходимости

гостей

с

ОВЗ.

Со

временем воспитатель всё меньше и меньше «вмешивается» в процесс социализации

детей с особенностями, но удалённо отслеживает ситуацию в группе и всегда готов

прийти на помощь.

Опыт социальной интеграции детей с ОВЗ в формате Гостевой группы имеет

свои несомненные достоинства. Взаимодействие обычных детей и ребят с ОВЗ

способствует

формированию

у

первых

гуманности,

опыта

толерантности,

внимательного

отношения

к

тем,

кто

слабее,

и

заботы

о

них.

Они

учатся

воспринимать

«особых»

детей

как

нормальных

членов

детского

коллектива.

А

включение

воспитанников

с

ограничениями

в

среду

здоровых

сверстников

расширяет

круг

общения

этих

ребят,

формирует

у

них

навыки

коммуникации,

межличностного взаимодействия и повышает адаптационные возможности.

Используемая литература:

1.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.

№544н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного,

начального

общего,

основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с

изменениями и дополнениями).

2.

Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики

образования. Сборник материалов / Составители: Наталья Борисова, Мария

Перфильева. – М.: РООИ «Перспектива», 2012.



В раздел образования