Автор: Тюрина Розалия Ханифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: с. Кама
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Развитие воображения детей посредством музыкального сопровождения на занятиях хореографии.
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Камбарская детская школа искусств»
Методическое сообщение
Развитие воображения
детей посредством музыкального сопровождения на занятиях
хореографии.
Подготовила:
Тюрина Розалия Ханифовна
2
С самых древних времен танец является одним из первых языков, которым
люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для
успешного художественного и нравственного воспитания, приносит радость,
как исполнителю, так и зрителю. Он воспитывает художественный вкус и
любовь к прекрасному.
Занятия хореографии раскрываются такие способности детей, как умение
творить, сочинять, придумывать, воображать и т.д. Воодушевленные музыкой
дети объединены общим чувством, но каждый ребенок выражает его по-своему.
Дети, овладев навыками и способами выполнения заданий того или иного рода,
освобождают свое внимание и силы для творческой деятельности.
Овладев
техникой
исполнения
движений,
ребенок
с
удовольствием
самостоятельно танцует,
придумывает
движения,
играет,
перевоплощаясь
в
музыкальный образ, варьирует движения в соответствии с характером музыки.
Творческие
способности
детей развиваются на основе слушания музыки и
накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под
музыку.
Все
это
наблюдается
в
процессе
музыкально-ритмической
деятельности
ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений
типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов
песен
под
пение;
исполнении
танцев,
сочинении
плясок-импровизаций;
инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.
Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством
развития
эмоциональной
отзывчивости
на
музыку
и
чувства
музыкального
ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию
пространственных
и
временных
ориентировок.
Ребенок
попадает
в
такие
игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке,
на
движения
товарищей,
сталкивается
с
необходимостью
самостоятельного
выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Поэтому
необходимо
ответственно
относиться
к
подбору
музыкального
материала.
Особенно это важно на начальном этапе обучения. На занятиях по ритмике в
процесс обучения включаются упражнения, позволяющие ребенку свободно,
3
произвольно
двигаться;
«выплеснуть»
эмоции;
пофантазировать
по
мотиву
музыкальных произведений (пластически); проявить себя в игре.
Создание
образа
–
это
выражение
самобытности
ребенка
в
заданной
педагогом теме или не ограниченный «полет» детской фантазии.
Разноплановость образов наиболее полно раскрывается в этюдной работе.
На
начальном
этапе
этюд
может
быть
рассчитан
на
индивидуальное
исполнение, в последующий период – на групповое. Этюдная форма работы с
учащимися
предпочтительна
по
многим
параметрам.
Можно
выделить
два
направления
развития
ребенка,
непосредственно
касающиеся
специфики
хореографического обучения: артистизм и музыкальность.
В конечном итоге после продолжительного периода обучения танцевальному
искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только четко
исполнять
танцевально-лексическую
составляющую
хореографического
номера, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть сценическую
роль.
Перечисленные
хореографические
приемы
служат
формированию
музыкальной чуткости, учат детей «танцевать музыку», выявлять образность
музыки, эмоциональные оттенки и т.д.
Импровизация -
это
внутренняя
свобода
человека,
основанная
на
действенном воображении.
Импровизация состоит как бы из двух частей. Первая - материальная, это как
раз знание танцевальной лексики. Вторая - то, что составляет внутреннюю
культуру и творческое воображение, т.е. знание литературы, музыки, живописи,
скульптуры, прикладного искусства и т.д. Взаимодействие этих двух частей
способствует повышению качества танцевальной импровизации.
При выполнение заданий на танцевальную импровизацию, надо опираться на
музыкальный материал, способный вызвать в воспитанниках положительный
эмоциональный отклик. "Творческая установка" стимулирует воображение и
фантазию, заставляет мыслить.
4
На
первом
этапе проигрывается
музыкальное
произведение,
а
затем
исполняется импровизация, которая на данном этапе является как бы стартовой
площадкой для дальнейшей работы над качеством импровизации.
На
этом
подготовительном
этапе
резко
заметна
разница
в
исполнении
импровизации у разных детей. Одни из них быстро реагируют на музыку,
интуитивно
набирают
различные
движения,
другие
не
решаются
начать.
Причина здесь в разной степени одарённости, раскованности и фантазии.
Второй
этап можно
охарактеризовать
как
поиск
средств
формирования
духовно-интеллектуальной
сферы,
овладение
ассоциативно-образным
художественным
мышлением.
Этот
этап
представляет
собой
наиболее
трудоёмкий вид работы, требующий и от педагога, и от детей интенсивного
творческого
труда.
Здесь
главная
задача
-
обогащение
внутреннего
мира
исполнителя с помощью аннотаций к музыке.
Для
того
чтобы
импровизация
получилась
более
выразительной
и
содержательной,
необходимо
раскрыть
содержание
и
форму
музыкального
произведения, раскрыть драматургию образа.
С учетом специфики творческого развития детей и структуры творческой
деятельности
музыкальные
игры
кфалифицируются
на
основании
этапов
становления музыкально-игрового творчества: от подражания к интерпретации.
Игры-инсценировки.
Интерпритация музыкального содержания посредством ритмо-пластических,
пантомимических
и
танцевальных
движений.
Можно
использовать
музыкальные
произведения:
К.Сенс-Санс
«Слон»,
«Птичник»,
«Аквариум»,
С.Прокофьев «Кузнечики и срекозы» из балета «Золушка», Р.Щедрин «Скерцо».
Усложнение содержания игры-инсценировки побуждает детей самостоятельно
вслушиваться в звучание музыки и согласовывать с ней характер движений.
Вариантом усложнения может быть задание придумать танец бабочки, рыбок,
слона, используя музыкальные игрушки-инструменты.
5
Игры-инсценировки
включают
музыкально-образные
этюды,
в
которых
изображаются животные (П.Чайковский «Кот в сапогах и белая кошечка» из
балета «Спящая красавица»), герои сказок (П. Чайковский «Баба Яга», «Фея
Драже»
из
балета
«Щелкунчик»,
«Фея
Сирени»
из
балета
«Спящая
красавица»), детские игры (А.Гречанинов «Верхом на лошадке», С.Слонимский
«Считалка») и другие явления и объекты окружающей жизни.
Игры-настроения
Предполагает выражение характера музыкального произведения посредством
создания образа, соответствующего настроению музыки – радости, грусти,
нежности, ласки, торжества, тревоги.
Суть
игр
заключается
в
том,
что,
слушая
музыку,
ребенок
выделяет
доминирующую эмоцию в ее содержании и подбирают способы эмоционально-
двигательной,
художественно-изобретательной,
танцевальной
интерпретации
музыкального образа. Персонаж игры – музыкальное настроение.
А.Гречанинов «В разлуке», Ж.-Ф. Рамо «Радость», М.Мусоргский «Слеза»,
П.Чайковский «Размышление», И.С. Бах «Шутка».
Игры-образы
Близки
по
характеру
к
играм-инсценировкам
и
играм-настроениям,
однако
наличие одного персонажа предполагает иную игровую ситуацию. Персонажем
становится образ музыкального произведения. Игра-образ кратковременна, в
ней
не
присутствует
развитие
сюжета,
главное
ее
правило
–
как
можно
выразительнее
передать
характер
музыкального
произведения
посредсвом
создания
его
образной
модели.
Например,
можно
предложить
создать
эмоциональный
портрет
героев
пьес
Д.Кабалевского
«Плакса»,
«Ревушка»,
«Злюка», Г.Свиридова «Упрямец», Р.Шумана «Смелый наездник».
Игры-размышления
Направлены на соотнесение жанрово-стилистического родства музыкальных,
художественных,
литературных
произведений
при
доминировании
6
музыкального
искусства
в
полихудожественном
содержании
игровой
деятельности. Персонажами игр-размышлений выступают композитор, поэт,
художник, актер театра, дирижер оркестра. Суть игрового сюжета заключается
в
том,
что
ребенок
отождествляя
себя
с
персонажем
игры,
размышляет
о
характере музыкального образа в соответствии с выбранной ролью.
Рассмотрим пример объединения игры-образа и игры-размышления в единый
музыкально-игровой комплекс.
1. Дети слушают «Сказку о листочке»- листочек остался на веточке один – и
одновременно инсценируют ее сюжет. Листочек грустил в одиночестве, но
вдруг
налетел
осенний
ветер,
сорвал
его
и
закружил
в
быстром
танце
(С.Прокофьев «Фея Осени» из балета «Золушка»). Дети изображают танец
листочка.
2. Прослушав музыку, дети размышляют о том, что им рассказала музыка.
3. Педагог предлагает нарисовать осенний пейзаж, где главным героем был бы
листочек, и придумать название для своей картины.
Игры-импровизации
Особый вид творческой деятельности, в котором совпадают процесс и продукт.
Это
процесс
создания
продукта
без
предварительной
подготовки.
Такая
активность
требует
умения
фантазировать,
комбинировать,
варьировать
,
преобразовывать и пересочинять.
Цель
такой
игры-
развитие
творческих
способностей
путем
создания
музыкально-игровых образов в различных видах продуктивной музыкальной
деятельности
Сочинение сюжетов игр на основе логики развития музыкальной речи
Создание
образа
героя
сюжета
музыкальной
игры
и
моделирования
взаимодействия с другими персонажами.
Режиссура
последовательности
музыкальных
произведений
на
основе
объединения их общим смыслом, сюжетом, способом взаимодействия
7
Фантазирование по поводу событий, происходящих внутри художественного
образа, осмысление собственных чувств и переживаний, возникающих в ходе
восприятия музыки.
Разновидности игр-импровизаций: игра-сказка, игра-балет, игра-опера, игра-
фантазия.
На
занятиях
хореографии
учащиеся
приобщаются
к
лучшим
образцам
народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется
их
музыкальная
культура,
развивается
их
музыкальный
слух
и
образное
мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку
и хореографию в единстве. С развитием общей музыкальности появляется
эмоциональное
отношение
к
музыке,
совершенствуется
слух,
рождается
творческое
воображение. Я считаю, что основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность следует видеть не в результате, не в конечном
продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут
дети,
важно
то,
что
они
создают,
творят,
упражняются
в
творческом
воображении и его воплощении.