"Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в обучении слушанию музыки на качество музыкального образования старших дошкольников".
Автор: Волокитина Елена Алексеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ №389 Населённый пункт: г.Екатеринбург,Свердловская область Наименование материала: статья Тема: "Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в обучении слушанию музыки на качество музыкального образования старших дошкольников". Раздел: дошкольное образование
«Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в
обучении слушанию музыки на качество музыкального образования
старших дошкольников».
МБДОУ детский сад № 389
музыкальный руководитель
первая квалификационная категория
Волокитина Елена Алексеевна.
2011го
1
«Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в
обучении слушанию музыки на качество музыкального образования
старших дошкольников».
МАДОУ детский сад №389 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением физического развития воспитанников реализует программы:
«Детство» В.Н. Логиновой и « Развивающая педагогика оздоровления» В. Т.
Кудрявцева и Б.Б. Егорова.
Одним из средств реализации программ является использование здоровье
формирующих технологий. Комплекс нормативно- правовых, экономических,
социально- культурных условий в МАДОУ детском саду №389 сложился в
определенную систему качества в образовании дошкольников, что позволяет
педагогам творчески подходить к своей работе.
На протяжении нескольких лет работая над темой : «Влияние уровня
профессиональных компетенций педагога в обучении слушанию музыки на
качество музыкального образования старших дошкольников»,
пришла к выводу, что использование нетрадиционных форм работы с детьми
в музыкальной деятельности, повышает не только общий уровень
музыкальной образованности детей , но и дает им знания , умения в других
видах деятельности, развивает умственные, физические способности,
формирует социально- нравственные понятия обогащают речь малышей,
эффективнее решаются вопросы художественно-эстетического развития.
Нисколько не умоляя и не отрицая традиционные формы работы с детьми
по слушанию музыки, но активно используя новые, поняла, что взятые
мною на вооружение современные технологии помогают детям лучше
качественнее усвоить предложенный материал.
Целью своей работы выделила: приобщение детей к музыке и
формирование у них потребности в этом виде искусства. В соответствии с
2
этим в качестве главных задач развития музыкального восприятия у детей
дошкольного возраста поставила следующие:
- накопление интонационного опыта восприятия доступных стилей и жанров
музыки;
- развитие способности эмоционально откликаться на музыку и
сопереживать выраженным в ней чувствам;
- формирование эмоционально –оценочного отношения к музыке.
В своей работе опиралась на особенности музыкального восприятия
детей, которые, обусловлены системой детерминант, а именно:
- самим музыкальным произведением;
- музыкальным и жизненным психологическим опытом ребенка;
- внешними и внутренними (личностными ) условиями:
- характером музыкальной деятельности ребенка.
Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том,
что первичным видом музыкальной деятельности ребенка является
восприятие ( слушание) музыки. Обосновывается это тем, что с момента
рождения в силу своих возрастных особенностей ребенок еще не может
включиться в освоение других видов деятельности, таких как исполнение,
творчество, музыкально- образовательная деятельность. Эти виды
музыкальной деятельности становятся доступны детям по мере их
взросления, в ходе личностного развития.
Восприятие музыки - это сложный многоплановый процесс, в котором
переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков ( высота, тембр,
сила и т.д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в
настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их
переживание и оценка.
В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста, по мере
развития психики детей, обогащения жизненного и музыкального опыта, в
процессе слушания музыки, я опиралась на уже имеющийся жизненный
3
опыт детей , пережитые раннее психологические ситуации, включающие в
себя яркие образы-фантазии , образы- воспоминания, учитывала , что
временной характер музыки требует от ребенка активного следования за
развитием музыкального образа и отслеживала, как он не только переживает
и понимает содержание произведения, но удается ли ему различать
отдельные выразительные средства.
Организуя процесс восприятия музыки, намечая определенную
последовательность в его развитии: методы, приемы, форму, которая лучше
всего будет обеспечивать прослушивание, огромное значение отдавала
репертуару, качеству исполнения, его художественной и воспитательной
направленности.
Эффективен оказался показ слайдов с использованием мультимедиа
установки. Например, совсем по-другому дети воспринимают произведения
П.И. Чайковского «Времена года». Хорошо подобранные слайды на порядок
усиливают восприятие музыки, позволяют включаться сразу нескольким
анализаторам и чувствовать красоту природы, выделить изобразительные
средства музыки, « как изображает музыка?» Показ мультипликационных
фильмов по известным произведениям: «Золушка» С.Прокофьева; «Детский
альбом», « Щелкунчик» П. И. Чайковского и др., а так же показ слайдов,
картин, иллюстраций имеет вспомогательное, но очень важное значение.
Используемый метод создания композиций позволяет активизировать
творческую инициативу детей, нацеливает на более глубокое и осознанное
восприятие музыки - первую часть произведения дети вокализируют, вторую
слушают, а третью исполняют с помощью музыкальных инструментов или
отражают в пластике движений.
С помощью словесного метода , я старалась активизировать
творческую инициативу ребенка, его воображение, фантазии.
Не навязывая ребенку определенную программу музыкального произведения,
во время беседы обсуждения я стараюсь побудить ребенка к осознанию тех
чувств и настроений, которые переданы в музыке. Немаловажной задачей
4
считаю активизацию и расширение словарного запаса детей через
использование сложносочиненных предложений, прилагательных в речи.
Действенным и интересным оказался практическийметод (активное
слушание). Дети знакомясь с собственным телом (хлопая в ладоши, щелкая,
насвистывая , топая и т.д.); слушая звуки живой природы,
- узнают ,что звуки живут везде- в них, в вещах и в живой и неживой природе
т.д. Сопровождение музыки движением и словом( логоритмика), передача
впечатлений от музыки пластикой движений(ритмопластика) делает ее
восприятие более глубоким и осознанным.
Краски и звуки в природе и в искусстве сосуществовали всегда. Близки
друг другу тембр в музыке и колорит в живописи. Колорит – одно из
важнейших средств
эмоциональной выразительности в живописи, тембр в
музыке - главный фактор ее изобразительности. Умело используя связь
между слуховым и зрительным восприятием, посредством музыки мы
старались вызывать у детей яркие зрительные представления. Такие
представления позволяют композиторам создавать « музыкальные картины».
(«Утро»Э.Грига;« Лунный свет»; К. Дебюси, «Рассвет на Москва- реке» М.
Мусоргского.). Возникновение цвета - звуковых соощущений , которые
характерны не только художникам и композиторам, но и простым взрослым
людям, и детям, мы взяли себе на вооружение. Так прослушав музыкальное
произведение ребенок обращался к рисованию, и чем точнее он определял
выразительные средства в музыке, тем правдивее, красочнее получался его
рисунок- его рассказ выполненный в образной нарисованной форме
.
Совместная работа с Государственной Свердловской филармонией
оказывает неоценимую помощь в воспитании ценителей музыки. Концерты
интересны , несут в себе много информации о музыкальных инструментах,
композиторах и их произведениях. Слушая классическую музыку в живом
исполнении, дети знакомятся с музыкальными инструментами
симфонического оркестра: скрипка, виолончель и другими струнными и
духовыми инструментами. Концерты с участниками фольклорного
5
коллектива - дают возможность детям слышать живую народную музыку,
песни, узнавать народные музыкальные инструменты,
историю их создания, увидеть русские народные костюмы, самим принять
участие в организованных артистами народных играх, хороводах.
Успехом педагогического коллектива можно считать следующие
результаты работы: старшие дошкольники проявляют большую
заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь
участниками этого процесса; ярче проявляется индивидуальный творческий
потенциал детей - ребята умеют передать музыкально-художественный образ
в музыкально-ритмических движениях ; подобрать музыкальный
инструмент , который подходит данному персонажу и передает его образ,
играть на нем ; достоверно изображают музыкальные впечатления в
изобразительной деятельности; у детей появилось желание исполнять
прослушанную музыку в детском оркестре, или в музыкально-
художественной театрализации.
В процессе активного восприятия (слушания) музыки
выработалось произвольное внимание: начало формироваться умение
сосредотачиваться на осмыслении особенностей музыкальной интонации, и
ее изменениях, а взаимосвязь эмоционального и интеллектуального
компонентов стали проявляться гораздо ярче, дети реализуют естественную
потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт
собственного творчества.
6