Напоминание

"Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в обучении слушанию музыки на качество музыкального образования старших дошкольников".


Автор: Волокитина Елена Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №389
Населённый пункт: г.Екатеринбург,Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в обучении слушанию музыки на качество музыкального образования старших дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в

обучении слушанию музыки на качество музыкального образования

старших дошкольников».
МБДОУ детский сад № 389 музыкальный руководитель первая квалификационная категория Волокитина Елена Алексеевна. 2011го 1

«Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в

обучении слушанию музыки на качество музыкального образования

старших дошкольников».
МАДОУ детский сад №389 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников реализует программы: «Детство» В.Н. Логиновой и « Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова. Одним из средств реализации программ является использование здоровье формирующих технологий. Комплекс нормативно- правовых, экономических, социально- культурных условий в МАДОУ детском саду №389 сложился в определенную систему качества в образовании дошкольников, что позволяет педагогам творчески подходить к своей работе. На протяжении нескольких лет работая над темой : «Влияние уровня профессиональных компетенций педагога в обучении слушанию музыки на качество музыкального образования старших дошкольников», пришла к выводу, что использование нетрадиционных форм работы с детьми в музыкальной деятельности, повышает не только общий уровень музыкальной образованности детей , но и дает им знания , умения в других видах деятельности, развивает умственные, физические способности, формирует социально- нравственные понятия обогащают речь малышей, эффективнее решаются вопросы художественно-эстетического развития. Нисколько не умоляя и не отрицая традиционные формы работы с детьми по слушанию музыки, но активно используя новые, поняла, что взятые мною на вооружение современные технологии помогают детям лучше качественнее усвоить предложенный материал. Целью своей работы выделила: приобщение детей к музыке и формирование у них потребности в этом виде искусства. В соответствии с 2
этим в качестве главных задач развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста поставила следующие: - накопление интонационного опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки; - развитие способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувствам; - формирование эмоционально –оценочного отношения к музыке. В своей работе опиралась на особенности музыкального восприятия детей, которые, обусловлены системой детерминант, а именно: - самим музыкальным произведением; - музыкальным и жизненным психологическим опытом ребенка; - внешними и внутренними (личностными ) условиями: - характером музыкальной деятельности ребенка. Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности ребенка является восприятие ( слушание) музыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребенок еще не может включиться в освоение других видов деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступны детям по мере их взросления, в ходе личностного развития. Восприятие музыки - это сложный многоплановый процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков ( высота, тембр, сила и т.д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка. В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста, по мере развития психики детей, обогащения жизненного и музыкального опыта, в процессе слушания музыки, я опиралась на уже имеющийся жизненный 3
опыт детей , пережитые раннее психологические ситуации, включающие в себя яркие образы-фантазии , образы- воспоминания, учитывала , что временной характер музыки требует от ребенка активного следования за развитием музыкального образа и отслеживала, как он не только переживает и понимает содержание произведения, но удается ли ему различать отдельные выразительные средства. Организуя процесс восприятия музыки, намечая определенную последовательность в его развитии: методы, приемы, форму, которая лучше всего будет обеспечивать прослушивание, огромное значение отдавала репертуару, качеству исполнения, его художественной и воспитательной направленности. Эффективен оказался показ слайдов с использованием мультимедиа установки. Например, совсем по-другому дети воспринимают произведения П.И. Чайковского «Времена года». Хорошо подобранные слайды на порядок усиливают восприятие музыки, позволяют включаться сразу нескольким анализаторам и чувствовать красоту природы, выделить изобразительные средства музыки, « как изображает музыка?» Показ мультипликационных фильмов по известным произведениям: «Золушка» С.Прокофьева; «Детский альбом», « Щелкунчик» П. И. Чайковского и др., а так же показ слайдов, картин, иллюстраций имеет вспомогательное, но очень важное значение. Используемый метод создания композиций позволяет активизировать творческую инициативу детей, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие музыки - первую часть произведения дети вокализируют, вторую слушают, а третью исполняют с помощью музыкальных инструментов или отражают в пластике движений. С помощью словесного метода
,
я старалась активизировать творческую инициативу ребенка, его воображение, фантазии. Не навязывая ребенку определенную программу музыкального произведения, во время беседы обсуждения я стараюсь побудить ребенка к осознанию тех чувств и настроений, которые переданы в музыке. Немаловажной задачей 4
считаю активизацию и расширение словарного запаса детей через использование сложносочиненных предложений, прилагательных в речи. Действенным и интересным оказался практическийметод (активное слушание). Дети знакомясь с собственным телом (хлопая в ладоши, щелкая, насвистывая , топая и т.д.); слушая звуки живой природы, - узнают ,что звуки живут везде- в них, в вещах и в живой и неживой природе т.д. Сопровождение музыки движением и словом( логоритмика), передача впечатлений от музыки пластикой движений(ритмопластика) делает ее восприятие более глубоким и осознанным. Краски и звуки в природе и в искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи. Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи, тембр в музыке - главный фактор ее изобразительности. Умело используя связь между слуховым и зрительным восприятием, посредством музыки мы старались вызывать у детей яркие зрительные представления. Такие представления позволяют композиторам создавать « музыкальные картины». («Утро»Э.Грига;« Лунный свет»; К. Дебюси, «Рассвет на Москва- реке» М. Мусоргского.). Возникновение цвета - звуковых соощущений , которые характерны не только художникам и композиторам, но и простым взрослым людям, и детям, мы взяли себе на вооружение. Так прослушав музыкальное произведение ребенок обращался к рисованию, и чем точнее он определял выразительные средства в музыке, тем правдивее, красочнее получался его рисунок- его рассказ выполненный в образной нарисованной форме . Совместная работа с Государственной Свердловской филармонией оказывает неоценимую помощь в воспитании ценителей музыки. Концерты интересны , несут в себе много информации о музыкальных инструментах, композиторах и их произведениях. Слушая классическую музыку в живом исполнении, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель и другими струнными и духовыми инструментами. Концерты с участниками фольклорного 5
коллектива - дают возможность детям слышать живую народную музыку, песни, узнавать народные музыкальные инструменты, историю их создания, увидеть русские народные костюмы, самим принять участие в организованных артистами народных играх, хороводах. Успехом педагогического коллектива можно считать следующие результаты работы: старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь участниками этого процесса; ярче проявляется индивидуальный творческий потенциал детей - ребята умеют передать музыкально-художественный образ в музыкально-ритмических движениях ; подобрать музыкальный инструмент , который подходит данному персонажу и передает его образ, играть на нем ; достоверно изображают музыкальные впечатления в изобразительной деятельности; у детей появилось желание исполнять прослушанную музыку в детском оркестре, или в музыкально- художественной театрализации. В процессе активного восприятия (слушания) музыки выработалось произвольное внимание: начало формироваться умение сосредотачиваться на осмыслении особенностей музыкальной интонации, и ее изменениях, а взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов стали проявляться гораздо ярче, дети реализуют естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. 6


В раздел образования