Автор: Притолюк Екатерина Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУДО «Детская музыкальная школа»
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Работа над гаммами с учащимися младших классов
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
города Магадана «Детская музыкальная школа»
Методическое сообщение:
«Работа над гаммами
с учащимися младших классов»
Подготовила:
преподаватель народного отделения
по классу баяна
Притолюк Екатерина Валерьевна
Содержание:
1.
Введение
2.
Что такое гамма?
3. Способы работы над гаммами
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Введение
Г. Нейгауз: «Гамма – это полуфабрикат,
но та же гамма в музыкальном произведении –
это уже готовая продукция»
Обучение игре на любом музыкальном инструменте: скрипке, фортепиано, домре,
баяне и т.д. обязательно сопровождается изучением и игрой гамм. Гаммы развивают не
только
исполнительский
аппарат,
но
и
обогащают
музыкально-теоретические
знания
музыкантов. При этом развивается механическая, или автоматическая, аппликатурная
память. Регулярные занятия гаммами повышают выносливость мышц, развивают беглость
пальцев. Таким образом, гамма является основой исполнительского искусства. Однако,
материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных
элементов техники игры на инструменте служат не только гаммы, но и арпеджио, а также
специальные упражнения и этюды.
Что такое гамма?
Гамма – это звукоряд, в котором первая и последняя ноты совпадают по названию,
но находятся друг от друга на расстоянии октавы. Ступени гаммы всегда располагаются
на определенном расстоянии друг от друга, составляющем полутон, тон или полтора
тона. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие
либо нисходящие звукоряды протяжѐнностью в несколько октав.
Само название «гамма» происходит от третьей буквы греческого алфавита - y
(гамма), которой в средние века обозначали крайний нижний тон звукоряда, а затем и весь
звукоряд. Так назвал постепенный звукоряд Гвидо д'Ареццо, музыкант XI века.
По принципу построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные.
Расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в
следующие схемы:
Для мажорной гаммы – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Для минорной гаммы – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Также выделяют и третий вид – хроматическая гамма, в которой расстояние между
звуками всегда составляет половину тона.
Вот что писали о гаммах великие мастера исполнительского искусства:
«Нет
такой
степени
мастерства,
когда
постоянное
упражнение
в
гаммах
станет излишним» - писал о гаммах австрийский пианист, знаменитый автор огромного
количества этюдов для фортепиано Карл Черни. Он считал, что «гаммы – это фундамент
техники». Примечательно то, что первые уроки с Карлом Черни Бетховен посвятил
изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному
расположению пальцев, движениям руки.
Г.
Нейгауз:
«Гамма
–
это
полуфабрикат,
но
та
же
гамма
в
музыкальном
произведении – это уже готовая продукция»
По
словам
выдающегося
педагога
и
талантливого
исполнителя
А.
Б.
Гондельвейзера, «музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами и
арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден
учить эти пассажи каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел
техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными».
И.
Гофман:
«…Не
презирайте
гамм,
а
постарайтесь
лучше
сделать
их
красивыми».
К. Таугиз считал, что гаммы формируют и дисциплинируют слух. Об этом же
говорят Т. Лешетицкий и А. Есипова: «…Гаммы полезны не только для обязательной
ориентации на клавиатуре, но и для освоения интервалов, а также развития тонального
слуха…»
Способы работы над гаммами
Развитие техники идѐт успешно лишь в том случае, если перед учеником при
каждом проигрывании гаммы или арпеджио ставить определѐнную музыкальную задачу,
например, варьировать динамику, артикуляцию, ритм. В. Сафонов писал: «Даже в самых
сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с
напором и даже с некоторым спортивным увлечением. И наоборот, небрежная игра без
должного
контроля
за
качеством
выполнения
и
без
определѐнных
звуковых
целей
дезорганизует ученика, вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».
Существует множество способов работы над гаммами, и чем они разнообразней,
тем больше технических задач можно реализовать. При каждом проигрывании гаммы
необходимо
ставить
определѐнную
задачу.
Важно
ориентироваться
на
ключевой
дидактический принцип: «от простого к сложному».
Изучение гамм на баяне начинается с гамм C-dur, G-dur и F-dur. При их изучении
необходимо строго соблюдать традиционный позиционно-аппликатурный способ. Выбор
аппликатуры связан с постановкой исполнительского аппарата, с усвоением принципа
«каждый палец на своем ряду»: 2-й палец нажимает клавиши первого ряда, 3-й – второго,
4-й – третьего. Сначала учащийся осваивает гамму целыми нотами, затем половинными,
четвертными,
восьмыми,
шестнадцатыми.
При
этом
смену
движения
меха
в
гамме
производят после каждой ноты, после четырех (в разжим и сжим), пооктавно и затем две
октавы в разжим и две в сжим.
Игра гамм при смене меха после четырѐх звуков:
При игре пооктавно в разжим и сжим исполняется по семь звуков:
Аналогично учащийся играет гаммы левой рукой, затем двумя руками.
Полезно играть гаммы в разных темпах, от очень медленного до предельного для
учащегося темпа.
Большое значение имеет игра гамм с использованием штрихов: non legato, legato
staccato. Сначала учащийся играет гамму отдельно каждой рукой в одну октаву, а затем
двумя руками в две октавы, например, штрихом
non legato. Полезен и такой способ:
правая рука играет гамму на legato , левая staccato и наоборот, или правая играет на legato,
левая рука штрихом non legato и наоборот.
Способы работы над гаммами должны быть неразрывно связаны со звуковыми и
артикуляционными задачами. Необходимо играть гаммы на pp, p, mf, f. Вверх по ступеням
делать crescendo, начиная с двух pp и постепенно подводя к ff, а вниз – diminuendo.
А также полезно играть гаммы разной группировкой (дуоли, триоли, квартоли).
Для начинающих можно использовать подтекстовки.
Игра дуолями с акцентами:
Можно играть триолями на слоги «му-зы-ка»:
Игра квартолями с акцентом на первую и вторую долю, используя подтекстовку
«Я-иг-ра-ю» :
Большое
внимание
необходимо
уделять
развитию
ритма
(для
этого
следует
отрабатывать разнообразные ритмические построения, пунктирные, синкопированные и
т.п.):
При игре ритмическими рисунками, важно уметь сохранять между звуками равные
временные промежутки, для этого можно использовать метроном.
Заключение
Овладение
гаммовым
комплексом
способно
принести
учащемуся
неоценимую
пользу для технического и музыкального развития. Гаммообразные последовательности,
арпеджио, хроматические пассажи составляют существенную часть баянной техники.
Именно поэтому здесь важна регулярность и точность исполнения: гаммы необходимо
повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев.
Список литературы:
1.
«Азбука баяниста», учебное пособие для готового и готово-выборного баяна,
начальное обучение, состав.: Кузовлев В.В.
2.
Гондельвейзер А. Мастер советской пианистической школы. Сборник статей.
М.: М., 1966, с.128
3.
Коннова Е.В. Учебно-методическое пособие для учащихся младших классов
ДМШ и ДШИ, 2015.
4.
Семенов В. А. «Современная школа игры на баяне». – М.: Музыка, 2014.
5.
Ушенин В.В. «Новая школа игры на баяне»: учебно-методич. пособие.- Ростов-
на Дону: Феникс, 2015. – 165.
6.
Школа художественного мастерства баяниста: учебно-методическое пособие /
Ушенин В.- Ростов н
/Д: Феникс, 2009.-222 с.- (Учебное пособие для ДМШ).