Напоминание

Нравственные уроки по рассказу Л.Андреева "Кусака"


Автор: Карельская Наталья Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Гатчина, ленинградская область
Наименование материала: урок по литературе
Тема: Нравственные уроки по рассказу Л.Андреева "Кусака"
Раздел: среднее образование





Назад




ОТКРЫТЫЙ УРОК

по литературе

тема урока:

Нравственные проблемы в

рассказе Л.Андреева

"Кусака"

учитель : Карельская Наталья Алексеевна

МБОУ "Гатчинский лицей №3"

Тема урока : " Нравственные проблемы в рассказе

Л.Андреева "Кусака""

Урок внеклассного чтения в 6 классе, УМК Москвин Г.В.

Тип урока : изучение художественного текста.

Цель урока: В ходе анализа произведения, в том числе и лингвистического, раскрыть основную

мысль рассказа.

Форма урока: урок-беседа, с элементами лингвистического анализа текста.

Задачи урока:

Личностные:

Формирование положительной мотивации к обучению и готовности

открыто выражать свою позицию на уроках, давать оценку своей работе; сформировать у

учащихся понимание нравственных критериев для жизни.

Предметные: Хорошо владеть текстом произведения, уметь выделять ключевые

понятия ,важные для понимания авторской мысли, развивать умение обобщать текстовый

материал, делать выводы.

Познавательные: Формирование умение находить в прочитанном важное и объединять

материал для составления рассказа на тему (о герое), умение анализировать и делать

выводы по теме рассуждения.

Воспитательные: воспитание чуткого и милосердного отношения к животным и друг

другу, воспитание ответственности за свои поступки.

Оборудование:

Тест рассказа Л.Андреева "Кусака"

Презентация мультимедиа по теме урока

Словарь Д.Н.Ушакова

Подборка иллюстративного материала.

Ход урока:

1.Организационный момент: слайд №1

- Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и

злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть. Как не потеряться в

этом мире, не сбиться, найти свой путь и тебе, и тебе … и всем, всем – 13-14-летним.

Впереди столько нерешённых вопросов, сомнений, открытий. И как важно, чтобы в своих

жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к писателям.

Наш урок мы посвятим анализу рассказа Леонида Андреева «Кусака», будем размышлять

об отношении людей к «братьям нашим меньшим».

Беседа по тексту рассказа

Учитель: Теме «животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы.

Поэты и писатели создали прекрасные образы четвероногих друзей. Назовите

произведения на эту тему, которые вы читали.

Ответы учащихся: М. Пришвин «Кладовая солнца», Ф. Абрамов «О чем плачут лошади»,

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», А. Чехов «Каштанка», Л.Толстой

«Бешеная собака» и др. слайд №2

Учитель: Обратите внимание: все названные вами произведения посвящены одной теме и

объединены общей идеей. Какой?

Ответ учащихся: Человек – часть живого мира, человек и животные равны

Учитель: Вы прочитали дома рассказ Л.Андреева "Кусака", менялось ли у вас настроение

на протяжение чтения и почему?

Ответ учащихся: Да, менялось. Было грустно, что Кусака оказалась в таком положении,

было за нее страшно. Потом у нас как и у собаки появляется надежда, что все изменится.

Учитель: Наше такое эмоциональное восприятие рассказа связано с тем, что Л.Андреев

сумел показать внутренние душевные переживания собаки.

Учитель: Ребята, кто является главным персонажем рассказа, расскажите ,что происходит

с героиней в начале повествования?

Ответ учащихся: зачитывается эпизод знакомства читателей с главной героиней рассказа.

Учитель: А в какое время года начинается повествование рассказа? Почему именно в это

время? слайд № 3

Ответ учащихся: Действие рассказа начинается зимой, потому что это самое тяжелое и

трудное время для выживания бродячих собак.

Учитель: Как относились люди ( взрослые и дети) к Кусаке? Как к ней относились другие

собаки? Зачитайте из текста, эти моменты.

Ответ учащихся: Ребята работают с текстом рассказа, зачитывается эпизод

произведения.

Учитель: Рассказ представляет собой текст повествование. Какая часть речи очень важна

в таком тексте?

Ответ учащихся: Глаголы

Учитель: Давайте поработаем с глаголами в первом абзаце рассказа, найдите глаголы,

которые относятся к главной героине произведения. слайд № 4

Учитель: Ребята ,хочу обратить ваше внимание на последний глагол в абзаце, КОПИЛА. Давайте

попробуем дать лексическое значение слову . Как вы его понимаете?

-А теперь обратимся к словарю Д.Н.Ушакова и посмотрим на одно из значений в словаре.

слайд № 5

Учитель: Ребята, а что можно в жизни копить? А что копила Кусака?

Ответы учащихся: Кусака копила злобу и страх.

Учитель:

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем,

что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в

результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно,

злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Что обозначает этот

эпитет? слайд № 6

Учитель: Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с

улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её

гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Учитель: Что произошло в жизни Кусаки с наступлением весны?

Ответы учащихся: Дети говорят о том, весной на даче появилась гимназисточка Леля,

которая стала приручать собаку.

Учитель:

Как изменилась Кусака?

Ответы учащихся: Кусака получила имя, она стала жить при доме, ее кормили, не обижали.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание Кусака получила именно имя, а не кличку .Почему?

слайд № 7

Ответы учащихся: Этим самым он словно напоминает нам, что и собаки способны

чувствовать, переживать, служить, любить… Одно только слово –«имя», а соединяет два

мира – мир животных и мир людей. Вместе с получением имени весь мир, окружающий

Кусаку, изменился.

Учитель: Давайте зачитаем описание Кусаки, в котором мы видим как она

изменилась... Чтение от слов "...Всей душой расцвела Кусака..." слайд № 8

Учитель: Почему расцвела Кусака?

Ответы учащихся: Она счастлива, есть имя, нужна людям, которые вначале хотели ее

прогнать и даже застрелить, ее изменила любовь.

Учитель: Легко ли дались эти перемены для Кусаки?

Ответ учащихся:

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко. (не умеет ласкаться, при

посторонних людях прячется под террасу)

Учитель: И сейчас, наверное, самое время увидеть еще один смысл в имени Кусака.

Какой? Кусака – от вкусить, узнать вкус, познать, попробовать. Ведь и хорошее тоже

оставляет свои следы, а не только плохое. Так что вкусила в своей жизни наша героиня?

Ответы учащихся: Она вкусила чувство любви, семьи, принадлежности кому-то, у нее

забрали ее злобу.

Учитель: Ребята, как относилась Кусака к своим новым хозяевам?

Ответ учащихся: Она ревностно охраняла их ночью от всякой опасности, она их очень

полюбила, старалась понравится, хотя и не умела этого делать.

Учитель: А как относятся хозяева к Кусаке?

Ответы учащихся: Никого по-настоящему судьба собаки не трогает, в основе отношения

к ней людей лежит только желание повеселиться. Кусака приятное развлечение на дачном

отдыхе.

Учитель:

4-я глава начинается с описания осеннего пейзажа. Случайно ли это?

Найдите в

пейзажной зарисовке моменты, ключевые слова, которые подсказывают читателю, что Кусаку

ждет беда

Ответ учащихся: зачитывается текст рассказа...: Небо заплакало частыми дождями,

тревогу передает желтый цвет, дачи пустеют и гаснут как свечи. В конце главы солнце

названо больным.

Учитель:

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг

отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно

любит Кусаку?

Чтение по РОЛЯМ «РАЗГОВОР ЛЕЛИ С МАТЕРЬЮ» 4 глава

Что мы узнали о Леле из этого диалога?

Ответы учащихся: Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение,

хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей

жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого

щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже

попрощаться с Кусакой

Учитель:

Прочитайте отрывок "Собака выла..."

- Почему выла Кусака? Каково значение слова вой? слайд № 9

Учитель:

Значит Кусака плакала .Это плач отчаяния, безысходности и душевной боли.

слайд № 10

Ребята, сравните 1 и 5 главы, где описывается одиночество Кусаки. Одинаковое ли

одиночество в начале и в конце рассказа?

Ответы учащихся: Нет, не одинаковое. В начале было одиночество, когда она не знала

доброты, ласки, любви. А в конце она испытывает одиночество от предательства. Ее

состояние стало хуже.

Подведение итогов урока.

Учитель: История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день.

Страшно то, что мы так привыкли к этому, что перестали замечать. Порой просто

равнодушно проходим мимо.

Можем ли мы изменить мир к лучшему, чтобы он стал добрее, милосерднее

Ответы учащихся: ребята рассуждают на поставленный вопрос.

Учитель: Сегодня то, какой вокруг нас мир зависит от нас . Для этого нужно понять, что

человек – частица большого и сложного мира, научиться быть сильным. А какого человека

можно назвать сильным? Кто заботится о тех, кто слабее тебя. А русского человека во все

времена отличали милосердие, гуманное отношение ко всему живому, сострадание к

ближнему.

Что же такое милосердие? Что значит быть милосердным? Подумайте ,какие слова вы

включили бы в это понятие? Давайте составим кластер. Сегодня он у нас будет в форме

круга со словом МИЛОСЕРДИЕ. От круга проведите лучи и запишите слова, которые по

вашему входят в понятие милосердие. слайд № 11

Учитель: зачитайте слова, которые вы подобрали. Ребята, милосердие одно из самых

красивых слов русского языка. Оно говорит о сердце ,которое милует, любит, жалеет.

Ребята, а на что похож наш кластер. Верно ,на солнышко. Слово милосердие такое же

теплое и лучистое. Быть милосердным или оставаться равнодушным это выбор каждого из

нас.

Что вы поняли из нашего разговора сегодня? К каким выводам пришли?

Ответы учащихся: рассуждения на вопрос...

Учитель: Послушайте притчу «Всё в твоих руках».

Жил в одном городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был

один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между

ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках:

живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет

«мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас

умнее.

Так

всё

и

случилось.

Завистник

пришёл

в

город

и

спросил

у

мудреца:

«Скажи,

о

мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»

Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».

Запишите

домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение. Тезисом для вашей

работы станет эпиграф к нашему уроку.

Выставление оценок.

Рефлексия:

Закончите предложенные предложения одной фразой. слайд № 12

Приложение к конспекту урока

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12



В раздел образования