Автор: Королева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Здоровьесбережение в образовании: традиции и инновации в сохранении и укреплении здоровья детей»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
Методический материал
«Здоровьесбережение в образовании: традиции и инновации в сохранении и укреплении
здоровья детей»
Тема: «Повышение двигательной активности детей раннего возраста
посредством музыкально-ритмических игр в режиме дня»».
Тема: «Актуальные проблемы образования и развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста: практика здоровьесбережения в ДОУ»
Н.В.Королева,
воспитатель МБДОУ «
Детский сад № 26 «Маячок» г.Воркуты
1.
Вступление.
2.
Музыкально-ритмические игры в режиме дня.
3.
Тематическое планирование музыкально-ритмических игр.
4.
Презентация «Музыкально-игровая шкатулка».
1.
Вступление.
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкально-двигательного
воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
В. А.Сухомлинский
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого
дошкольного учреждения. В условиях современной жизни у детей наблюдается
снижение
двигательной
активности
детей.
Уже
с
3-х
летнего
возраста
существует
опасность
заболеваний,
связанных
с
сердечно
сосудистой,
дыхательной, нервной и эндокринной системой. Гиподинамия в детском возрасте
приводит
к
снижению
жизненного
тонуса,
уменьшению
защитных
сил
организма, задерживает умственное развитие детей. Педагогам групп раннего
возраста приходится искать новые возможности для оптимизации двигательного
режима с учётом индивидуальных особенностей малышей.
Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень
двигательной активности, но в раннем возрасте, в связи с интенсивным обменом
веществ и пластическими процессами роста, потребность в движении особенно
высока. Правильная организация двигательного режима позволяет удовлетворить
естественную
потребность
малыша
в
движениях,
служит
условием
формирования всех систем и функций организма, одним из способов активного
познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития
ребенка.
Однако
психика
в
раннем
возрасте
устроена
так,
что
малышей
практически
невозможно
заставить
целенаправленно
выполнять
какие-либо,
даже
самые
полезные
упражнения.
Как
поступить,
чтобы
ребенку
было
интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что это ему
нравиться?
Учитывая,
что
именно
радость
и
эмоциональный
подъем
соответствуют потребностям детского организма в движении, выбор остановился
на музыкально-ритмических играх, которые, на мой взгляд, являются одной из
эффективных форм организации двигательной активности. От природы малыши
тянутся к музыке, любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова,
движения.
Использование
музыкально-ритмических
игр
способствует
физическому
развитию
детей:
совершенствуется
координация
движений,
формируется
правильная
осанка,
красивая
походка,
повышается
жизненный
тонус, развивается ловкость, гибкость и пластичность, умение ориентироваться в
пространстве,
удовлетворяет
потребность
самовыражения
в
движениях
под
музыку, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно
сказывается на состоянии организма в целом. Они позволяют разнообразить
движения,
которые
выполняет
ребенок,
обогащают
его
двигательный
опыт,
развивают творческое воображение и фантазию, умение импровизировать, тем
самым повышая его двигательную активность. Вы думаете, что музыкально-
ритмические
игры
можно
использовать
только
на
занятиях
музыки?
Я
вам
представлю
модель,
которая
отражает использование
музыкально-
ритмических игр в режиме дня.
2.
Музыкально-ритмические игры в режиме дня.
Использование музыкально-ритмических игр с детьми раннего
возраста в режиме дня
Музыкально-
ритмические игры
Утренняя гимнастика
Утренний прием
Физкульт-минутки
Игровая деятельность
Игры-занятия по
развитию движений
Гимнастика после
сна
Динамическая
разминка
№
Мероприятия
Содержание
1
Утренняя гимнастика
- в форме подвижной игры;
- музыкально – ритмические игры;
2
Занятия физической
культурой
- обычного типа;
- занятие – прогулка;
- игровые;
- музыкально – ритмические игры;
- сюжетное занятие
3
Гимнастика после сна
- оздоровительная;
- игровая;
- музыкально – ритмические игры;
- дыхательная;
- пальчиковая гимнастика
4
Динамическая пауза
- в форме подвижной игры;
- музыкально – ритмические игры;
- с использованием нетрадиционного
оборудования
Системному подходу в использовании музыкально-ритмических игр в режиме
дня способствовал разработанный план с учетом тематической недели, составляющей
основу
«Календаря
жизни
ДОУ».
Подобранные
игры
можно
использовать
в
совместной
деятельности
комбинируя
и
сочетая
таким
образом,
чтобы
они
воздействовали
на
развитие
движений,
ориентируясь
на
индивидуальные
возможности малышей и их эмоциональный настрой.
3.
Тематическое планирование музыкально-ритмических игр.
Месяц
Тема недели
Музыкально-
ритмические игры
Задачи
Сентябрь-октябрь
«Здравствуй детский
сад»
«Медведь», «Зайка»,
«Лошадка»,
«Погремушки»,
«Марш»
Развивать двигательную
активность; формировать
элементарную ритмичность
в движениях под музыку;
побуждать, передавать ритм
ходьбы и бега; развивать
ориентирование в
пространстве.
Ноябрь
«Моя семья»
«Десять зайцев», «В
гнездышке», «Как
котята», «Идем
домой»
Побуждать и припоминать
мелодии знакомых песен и
называть их; приучать
ритмично, повторять за
воспитателем несложные
движения, имитирующие
движения животных.
Декабрь
«Здравствуй,
зимушка-зима»
«Ты похлопай вместе
с нами»,
«Паровозик», «Зайка
прыгал»
Побуждать имитировать
движения животных;
танцевальные движения:
ритмичные хлопки, притопы
ногой, хлоп-топ, ходьба по
кругу.
Январь
«Новый год у ворот»
«Как на Новый год»,
«Артисты
кланяются», «Вот все
ребята собрались»
Развивать способность
воспринимать и
воспроизводить движения по
показу взрослого.
Февраль
«Отечество славлю»
«Марш»,
«Кораблик»,
«Мороз», «По кругу
мы шагаем»
Учить чередовать бодрый
шаг с высоким, с легким
бегом, тренировать ходьбу по
кругу, взявшись за руки.
Март
«Весна»
«Мамины
помощники»,
«Танцевальные
игрушки», «Танец с
платочком»
Учить быстро, реагировать
на смену движений в
соответствии с музыкой;
приучать выполнять
движения красиво,
эмоционально.
Апрель
«Апрель – на дворе
звенит капель»
«Червячки пошли
гулять», «Что это
такое», «Поросята»,
«Пузырь»
Учить начинать движения
вместе с музыкой и
заканчивать с последними
звуками; побуждать
самостоятельно выполнять
знакомые танцевальные
движения.
Май
«Мир – это главное
слово на свете»
«Цветочек»,
«Гусеница», «Ходим,
ходим, стоп»
Закреплять умение детей
выполнять простые
танцевальные движения:
хлопки, притопы, хлоп – топ;
развивать слуховое
внимание, умение начинать и
заканчивать движения под
музыку.
Одним
из
удачных
решений
привлечения
малышей
к
выполнению
музыкально-ритмических
движений
было
использование
в
совместной
деятельности разработанного пособия «Музыкально-игровая шкатулка».
4.
Презентация пособия «Музыкально-игровая шкатулка».
Пособие
«Музыкально-игровая
шкатулка»
представляет
собой
подобранный
комплекс
музыкально ритмических игр, который успешно используется в режиме дня с
целью оптимизации двигательной активности малышей.
Музыкально-игровая шкатулка.
Музыкально-
ритмические игры
Описание
«Дорожка»
Ц е л ь :
у ч и т ь
дошкольников
передавать
несложный
ритмический
рисунок на детском
музыкальном
инструменте.
Дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан),
садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),
Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, а потом (бежит на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Стоп (притоп)
Надоело мне стоять,
Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку,
ковырялочка и т.п.).
«Охотники»
Цель:
учить
детей
п е р е д а в а т ь
в
движении
ритм
и
темп стиха, выделяя
сильную долю.
Дети
маршируют,
выполняя
движения
соответственно
содержанию
стихотворения.
Ведущий. Мы охотники на льва, да?
Дети. Да! (Маршируют.)
Ведущий. Не боимся ничего, нет?
Дети. Нет!
Ведущий. А в руках у нас ружье!
Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)
Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)
Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)
Ведущий. Мы по улице идем,
Левой, правой, левой, правой!
На охоту всех зовем.
Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)
Ведущий. Стоп! Перед нами река.
Широка, глубока,
Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)
Кролем, брассом поплывем.
Ведущий. Стоп! Перед нами лес.
Деревья до небес,
Болото на пути,
Как туда пройти?
С кочки на кочку
Прыг, прыг, прыг!
С кочки на кочку
Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)
Ведущий. Стоп! Пещера на пути
Нам в нее войти?
Дети. Не видать ничего.
Не слыхать никого!
Ай, ай, ай, ай,
Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)
Мы в пещеру вошли,
И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)
А в пещере лев спит
И громко храпит
Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)
Вдруг лев проснулся
Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)
И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)
Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)
И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)
Ведущий. Домой добежали,
Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)
Вот так охотнички!
«Погуляем»
Ц е л ь :
р а з в и т и е
движений,
п е р е м е щ е н и е
и
п е р е с т р о е н и е
в
п р о с т р а н с т в е
в
с о о т в е т с т в и и
с
ритмом
и
темпом
музыки.
Дети
двигаются
по
залу
для
музыкальных
занятий
в
разных
направлениях.
Ведущий. Погуляем, погуляем
В садике своем...
Дети. Погуляем, погуляем
И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)
По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)
Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)
По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой,
прощаясь.)
При
повторении
игры
ребенок
находит
нового
дружка.
Можно
предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг
(возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.
«Я иду к тебе»
Цель:
перемещение
и
перестроение
в
п р о с т р а н с т в е
в
с о о т в е т с т в и и
с
ритмом
и
темпом
музыки.
Воспитатель. Хорошо вокруг,
Дети. (Свободно гуляют по комнате.)
Солнце светит нам. (Находят себе партнера, становятся напротив друг
друга и выполняют хлопки.)
Улыбаюсь я всем моим друзьям.
Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)
(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись
за руки, идут по кругу.)
Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!
Становись со мной в кружок!
Хорошо вокруг,
Солнце светит нам,
Улыбаюсь я
Всем моим друзьям.
«Музыкальн
ый ежик»
(модифицированный
вариант
игр
Е.
И.
Юдиной)
Цель:
воспроизведение
ребенком
ритмического
рисунка с помощью
хлопков или детских
музыкальных
инструментов
(барабан, бубен).
Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков?
Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту
Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика
(читает стихотворение):
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И об землю ударялись:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную
игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана
изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками.
Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан.
Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем
исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети
под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)
А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью
яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки
падают,
их
звук
не
похож
на
удар
барабана?
(Дети
предлагают
озвучить
падение
яблок
мягкими
хлопками;
бубном
и
т.п.
Игра
повторяется
с
музыкальным оформлением.)
«Мишка»
Цель: озвучивание
ребенком
стихотворных строк.
Воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а
чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.
Воспитатель.
Шлепал мишка по дорожке:
Шлеп-шлеп-шлеп!
И захлопал он в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
А потом, а потом,
Побежал скорей бегом:
Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!
Он по кочкам Топ-топ-топ!
Добежал до дому — Стоп!
(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)
Или:
Мишка весело шагал:
Топ! Топ! Топ! Топ!
А потом он побежал:
Топы-топ, топы-топ!
Вдруг споткнулся и упал: Бух!
Отряхнулся и сказал: Ух!
Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!
И ворча, заковылял домой.
«Прогулка»
Цель:
закрепление
длительностей
нот,
развитие
чувства
ритма.
Игровой
материал:
музыкальные
инструменты
по
числу
играющих
(молоточки,
барабан,
бубен,
ксилофон,
металлофон,
колокольчик,
музыкальные тарелки).
Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это
будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные
инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком
по
столу),
а
теперь
мы
вышли
на
улицу.
Светит
яркое
солнышко,
мы
обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками
по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг
появилась туча, подул ветер,
ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь.
Сначала это были редкие
капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут
стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки,
колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты
для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень
дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются
знания о длительностях нот)».
Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова
быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали
новые
события,
которые
происходили
на
«прогулке»,
и
каждый
раз
ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
«Научи
матрешек
танцевать»
Цель:
Учить
детей
передавать
несложный
ритмический
рисунок,
закреплять
т е к с т ы
р а н е е
изученных песен.
Игровой материал: большие и маленькие матрешки.
У взрослого в руках большая матрешка, у детей - маленькие.
«Большая матрешка
учит танцевать маленьких»- говорит взрослый.
Отстукивает
по
столу
сначала
несложный
ритмический
рисунок.
Дети
повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям
мелодии песен и плясок: «Сорока», «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки»,
знакомые
песни,
разученные
ранее.
Если
вначале
дети
повторяли
за
взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические
рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических
рисунков были самые разнообразные.
«Тень-тень»
Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у
детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой
форме: - песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста - дети
одновременно
поют
и
хлопают
тихонько
в
ладоши,
отмечая
хлопками
ритмический рисунок. - пение
по ролям: взрослый - автор, а дети - герои
(лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь,
коза). Каждый ребенок прохлопывает
свою
роль.
-
пение
по
ролям,
но
роль
исполняют
ладошками.
Детям
объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него». - вся песня
от начала до конца поется ладошками - когда ритм песни
хорошо усвоен,
можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.
«Ноги и ножки»
Цель: сформировать
у
д е т е й
у м е н и е
д в и г а т ь с я
в
с о о т в е т с т в и и
с
б ы с т р ы м
и л и
медленным
темпом
музыки.
муз. В. Агафонникова
Необходимое
оборудование:
аудиозапись
«Ноги
и
ножки»
муз.
В.
Агафонникова.
Содержание ситуации: Педагог предлагает детям погулять, но обращает
внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не
промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом
шагают «большими ногами». Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и
по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками». После чего движения
выполняются под музыку в сопровождении пения педагога.
«Ходим – бегаем»
Цель:
развивать
у
д е т е й
с л у х о в о е
внимание – начинать
и
з а к а н ч и в а т ь
д в и ж е н и я
в
с о о т в е т с т в и и
с
музыкой,
своевременно
п е р е х о д и т ь
в
д в и ж е н и я х
с
медленного темпа на
быстрый.
муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Ходим – бегаем»
муз. Е. Тиличеевой; бубны по количеству детей.
Содержание : Педагог предлагает детям послушать музыку. Проводится
беседа о том, что в начале музыка спокойная, ритмичная, медленная, а во
второй
части
быстрая,
стремительная.
Затем
педагог
предлагает
детям
постучать в бубен под медленную, ритмичную музыку, а когда музыка станет
быстрая
–
потрясти
бубном.
Упражнение
повторяется
два
раза.
Педагог
обращает внимание детей, что движения нужно менять быстро, внимательно
слушать музыку. После этого дети ходят и бегают по залу в соответствии с
характером музыки и со словами песни. В конце дети три раза хлопают по
коленям.
«Весёлый мячик» муз. М. Сатулина
Проводится совместно с музыкальным руководителем.
Цель:
развивать
у
детей
слуховое
внимание
–
умение
передавать
в
движении смену темпов в музыке.
Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Мячики» муз. М.
Сатулина; мягкие мячики по числу детей; один резиновый мяч.
Содержание
:
Педагог
показывает
детям
мячик
и
рассказывает
стихотворение А. Барто: «Мой весёлый звонкий мяч» - педагог ритмично
стучит мячом об пол. На слова: «А потом ты покатился…» - педагог соединяет
руки, показывая, как катится мячик. В конце стихотворения: «Лопнул, хлопнул
– вот и всё!» - педагог прячет мячик за спину. Затем воспитатель раздаёт
мячики.
Дети
повторяют
движения
за
воспитателем.
После
этого
педагог
предлагает детям послушать музыку и показать – когда мячики скачут, а когда
они
катятся.
Затем
педагог
приглашает
детей
попрыгать
и
побегать,
как
мячики. Дети в движении передают характер музыки: в 1 – ой части дети
прыгают, во 2 – ой – бегают в рассыпную. Упражнение повторяется 2 раза.
«Ай – да!» муз. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко
Проводится совместно с музыкальным руководителем.
Цель:
развивать
у
детей
слуховое
внимание
–
умение
передавать
в
движении контрастные музыкальные темпы.
Необходимое оборудование: аудиозапись «Ай – да» муз. Г. Ильиной, обр.
Т. Попатенко.
Содержание: Педагог предлагает детям потанцевать под музыку. Когда
звучит медленная музыка – дети покачиваются с ноги на ногу, а когда звучит
быстрая
музыка
–
топают
ногами.
Дети
выполняют
движения
по
показу
воспитателя. Когда дети освоят упражнение, то могут исполнять движения
самостоятельно.
«Солнечная карусель»
Проводится совместно с музыкальным руководителем.
Цель: развивать координацию движений в соответствии с постепенным
ускорением и замедлением темпа.
Необходимое
оборудование:
нотное
приложение
с
русской
народной
мелодией «Ах, вы, сени»; обруч с прикреплёнными на нём лентами разного
цвета по числу детей.
Содержание : Педагог сообщает детям, что сегодня к нам в музыкальный
зал заглянуло солнышко, и предлагает спеть про него песенку.
В середину обруча встаёт воспитатель, дети встают вокруг обруча и
берутся за «лучики». Исполняется песня «Солнышко» муз. Е. Макшанцевой.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни – поднимают
«лучики», а затем опускают. После этого педагог говорит детям, что солнышку
очень понравилась песенка, и оно приглашает всех детей поиграть. Игра
называется: «Солнечная карусель». Необходимо обратить внимание детей, что
карусель вначале крутится медленно, затем постепенно увеличивает скорость
и крутится очень быстро, и также постепенно останавливается. Воспитатель
встаёт
в
середину
обруча,
дети
берутся
за
конец
ленточки
левой
рукой.
Педагог даёт команду – карусель начинает медленно крутиться. Дети бегут по
кругу, меняя темп в соответствии со словами песни и характером музыки. На
повторном исполнении можно двигаться в другую сторону.
«Кто как ходит»
Цель игры: умение
п е р е д а в а т ь
в
д в и ж е н и и
с
кубиками
контрастный
темп:
быстро – медленно.
Используется
в
совместной
образовательной
деятельности
с
воспитателем
по
ознакомлению
детей
с
домашними
животными
и
их
детёнышами.
Необходимый
материал:
игрушки
или
картинки
с
изображением
животных и их детёнышей; по 2 кубика на каждого ребёнка по количеству
детей.
В руках у детей кубики.
Педагог: «Сейчас мы поиграем. Покажите, как ходит мама – курочка?» -
дети вместе с воспитателем поочерёдно медленно ударяют кубиками об пол.
Педагог: «А как ходят её маленькие детки – цыплятки?» - дети вместе с
воспитателем
быстро
стучат
кубиками
об
пол.
На
повторение
игры
дети
изображают других животных – собачку с щенками, уточку с утятами, кошку с
котятами и т.п.
«Прогулка»
(Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.)
Необходимый материал: музыкальные молоточки (по числу детей).
Педагог: «Сейчас мы пойдём на прогулку. Но прогулка будет необычная
– нам помогут музыкальные молоточки. Вот так мы с вами спускаемся по
лестнице (педагог медленно ударяет по ладони музыкальным молоточком: топ
– топ – топ, а дети повторяют).
Мы вышли на улицу, светит солнышко. Коля взял мяч и стал ударять им о
землю (педагог в среднем темпе ударяет по ладони молоточком: скок – скок,
скок – скок, а дети повторяют).
Вдруг подул ветер, набежали тучи. Закапал дождик (кап, кап, кап –
медленно), а потом начался ливень (кап – кап – кап – кап – быстро). И мы
побежали в группу, чтобы не промокнуть (топ – топ – топ)».
Вариант игры: деревянной ложкой о ведро; бубном.
«Велосипед»
Цель:
развивать
координацию
д в и ж е н и й
в
с о о т в е т с т в и и
с
темпом музыки.
Проводится
совместно
с
воспитателем
на
утренней
или
бодрящей
гимнастики, на физкультминутках в группе.
Необходимое
оборудование:
аудиозапись
«Велосипед»
муз.
Е.
Макшанцевой, коврики для детей.
Детям предлагается покататься на велосипеде. Дети, лёжа на спине,
вращают поднятыми ногами. С ускорением музыки – дети вращают ногами
быстрее, в конце – замедляют темп и останавливаются. Это упражнение можно
проводить без музыки, используя только стихотворения.
«Ножки
в е с е л о
с т у ч а т »
Цель:
развивать
у
детей
координацию
д в и ж е н и й
в
с о о т в е т с т в и и
с
ритмической
пульсацией музыки.
муз. Г.Ф. Вихаревой.
Необходимое
оборудование:
аудиозапись
с
музыкой
Г.Ф.
Вихаревой
«Ножки весело стучат».
Содержание : педагог предлагает детям потанцевать. Дети выполняют
движения по показу и в соответствии с текстом песни. В 1 – м куплете они
топают одной ногой, во 2 – м – хлопают в ладоши, в 3 – м – выполняют «
пружинку», а в 4 – м – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся
«топотушкой». Педагог обращает внимание детей на ритмичность музыки,
говоря, что выполнять движения нужно дружно, всем вместе. В конце танца
музыкальный руководитель хвалит всех детей. Танец можно повторить 2 раза.
Музыкально-ритмические игры (по Е. Железновой).
«Медвежата»
Перед игрой детям нужно показать игрушечного мишку. Спросить -"Кто
это?","Как он ходит?","Как топает ногой?"
Обязательно обратить внимание детей на то, что мишка неуклюжий,
косолапый. Когда ходит - переваливается с ноги на ногу.
Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.
".... медвежонка прыгали..." - подпрыгивают на месте (ноги на ширине плеч).
"упал вниз...." - наклоняются, голову опускают вниз и трясут ею.
"медвежонка увели домой" - переваливаются с ноги на ногу, стоя на месте.
Во время проигрыша дети гуляют по залу, как медвежата.
Три медвежонка прыгали в саду
И один сказал: "Я упаду!"
И, конечно, он упал вниз головой
Медвежонка увели домой
Два медвежонка...
Вот медвежонок...
«Веселый марш»
«Королева как-то раз собрала своих солдат,
Их повела на вершину холма, а потом повела назад
Идёт, поднимаясь наверх,
Идёт, возвращаясь назад,
И снова на месте она идёт, а за нею идёт отряд
Поохотиться идёт, серых зайцев наловить
Зайцев наловить, и в мешок посадить
А потом в лес отпустить...»
1 куплет - дети идут по залу.
Припев:
«...наверх» - поднимают руки, тянутся вверх.
«...назад» - наклоняются вниз.
«и просто...» - шагают на месте.
2 куплет - дети прыгают по залу как зайчики-руки согнуты в локтях, кисти
свободно опущены.
«Червячки»
(серия Забавные
ладошки»)
Ладони лежат на коленях или столе.
«Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре,
пять, Червячки пошли гулять» (пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
движение ползущей гусеницы).
«Вдруг ворона подбегает (пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы).
Головой она кивает, (идут по столу указательным и мизинцем (остальные
пальцы поджаты к ладони)
Каркает: «Вот и обед !» (складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и
вниз)
Глядь (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
- а червячков уж нет! (Разводят руками, сжимают кулачки, прижимают их к
груди)
«Маленькая
мышка»
(серия Забавные
ладошки»)
Маленькая мышка по городу бежит, (бегут пальцами обеих рук по столу или
коленям)
Глядит ко всем в окошки, заглядывают в него (сложив пальцы рук круглым
окошечком),
И лапочкой грозит (грозят пальчиком)
«А кто не лёг в кроватку? (руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на
тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать? (переворачивают руки на другой «бок».)
Такого непослушного Я буду щекотать!» (щекочут пальчиками то одну, то
другую ладошку.)
Таким образом, использование музыкально-ритмических игр в режиме дня
позволяет успешно вовлекать малышей в двигательную активность, формировать
ритмичность в движениях под музыку, обогащая их двигательный опыт.