Анализ подходов к определению структуры готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе в отечественной науке
Автор: Солодовникова Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУЦРР- детский сад №60 Населённый пункт: Санкт-Петербург, Красносельский район Наименование материала: Статья Тема: Анализ подходов к определению структуры готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе в отечественной науке Раздел: дошкольное образование
«Анализ подходов к определению структуры готовности ребенка
старшего дошкольного возраста к обучению в школе в отечественной
науке»
ГБДОУЦРР – детский сад №60
Красносельского района Санкт-Петербурга
Автор: Солодовникова Елена Владимировна.
Готовность
к
школе
у
старших
дошкольников
сегодня
можно
рассматривать
как
фундамент,
лежащий
в
основе
усвоения
школьной
программы,
на
основе
которого
строится
восприятие
базовых
знаний
в
начальных классах, и, в конечном итоге, влияющий на успешность обучения
ребенка.
Проблему общей готовности дошкольников к обучению в школе изучали
многие известные отечественные исследователи.
Л.А. Венгер, понятие «готовность к обучению в школе» определяет как
определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать
все
остальные
элементы,
хотя
уровень
их
развития
может
быть
разный.
Составляющими
этого
набора,
прежде
всего,
являются
мотивация,
личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника»,
волевая и интеллектуальная готовность» [3, с. 14].
Р.В.
Овчарова
определяет
готовность
к
обучению
в
школе
по
таким
параметрам, как планирование (умение организовать свою деятельность в
соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих
действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые
1
свойства
предметов,
закономерности
в
свойствах
окружающего
мира
и
использовать их), уровень развития интеллекта [7, с. 31].
По мнению Л. И. Божович, готовность к обучению в школе складывается
из
определенного
уровня
развития
мыслительной
деятельности,
познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции
своей
познавательной деятельности и социальной позиции школьника [2, с. 44].
Аналогичную позицию занимал А.В. Запорожец, полагая, что готовность
к
обучению
в
школе
«представляет
собой
целостную
систему
взаимосвязанных
качеств
личности,
включая
особенности
ее
мотивации,
уровня
развития
познавательной,
аналитико-синтетической
деятельности,
степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так
далее» [4, c. 28].
И.
Шванцара
дает
более
глубокое
определение
готовности
и
рассматривает ее как достижение такой степени в развитии, когда ребенок
становится способным принимать участие в школьном обучении [9, с. 50].
Н.В.
Нижегородцева,
В.Д.
Шадрикова
считают,
что
готовность
к
школьному
обучению
-
это
сложное
структурно-системное
образование,
которое
включает
личностно-мотивационную
и
волевую
сферы,
элементарные
системы
обобщенных
знаний
и
представлений,
некоторые
учебные навыки, способности и др, и определяется уровнем физического,
психического и социального развития ребёнка [6, с. 73].
Отсутствием
единого
понимания
готовности
к
обучению
в
школе
объясняется
разнообразие
ее
структуры
в
трактовке
разных
авторов.
Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов.
Так, Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный
компоненты
психологической
готовности.
Г.
Витцлак
относит
к
таким
2
компонентам определенный уровень умственного развития, способности к
концентрации,
выносливость,
определенные
уровни
стремленияк
достижениям,
развития
интересов,
развития
способностей
к
обучению
(обучаемости), а также социального поведения [9, с. 45].
Отечественные
психологи
при
определении
структуры
готовности
к
школе,
исходят
из
того,
что
это
многокомпонентное
образование.
Этот
подход был сформулирован в работах Л.И. Божович.
Бардин К.В. выделяет три показателя готовности к школе:
1. Общее развитие: определенный уровень развития внимания, памяти
и интеллекта. Он включает сюда как общий запас знаний и представлений
ребенка,
так
и
умение
действовать
во
внутреннем
плане
(производить
некоторые действия в уме);
2. Умение произвольно управлять собой, делать не только то, что тебе
хочется, но и то, что «надо»;
3. Мотивы, побуждающие к учению, т.е. действительная и глубокая
мотивация, способная побудить к знаниям, несмотря на трудности [1, c. 53].
На
основе
анализа
теоретических
взглядов
Д.Б.
Эльконина
и
Л.А.
Венгера
при
оценке
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе,
Н.Г.
Стародубова выделяет следующие составляющие:
1. Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о
природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного,
наглядно-схематического
мышления,
творческого
воображения,
высокий
уровень доступных обобщений).
2.
Волевая
готовность
(сформированность
определенного
уровня
произвольной регуляции поведения и деятельности).
3
3. Мотивационная готовность (наличие познавательной активности,
желание занять новую позицию - позицию школьника).
4.
Коммуникативная
готовность
(развитие
умения
вступать
во
взаимоотношения
со
сверстниками
и
взрослыми
посредством
учебной
деятельности) [8, c. 81].
Н.Г.
Стародубова
считает,
что
к
перечисленному
следует
добавить
эмоциональную готовность (наличие способности преодолевать естественно
возникающее
чувство
школьной
тревожности,
определенный
уровень
эмоциональной
устойчивости,
отсутствие
или
недостаточное
развитие
которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) [8, c. 84].
По
данным
Л.А.
Венгера,
В.В.
Холмовской
в
структуре
готовности
принято выделять:
- личностную готовность;
- интеллектуальную готовность;
- социальную готовность [3, c. 47].
Н.И. Гуткина выделяет такие компоненты структуры готовности:
- мотивационная готовность;
- способность к произвольной регуляции поведения;
- интеллектуальная готовность;
- социальная готовность [4, c. 55].
Е.Е.
Кравцова
основной
упор
делает
на
роль
общения
в
развитии
ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к
самому
себе.
Уровень
их
развития
определяет,
по
ее
мнению,
степень
4
психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с
основными структурными компонентами учебной деятельности [5, с. 17].
На основании анализа подходов к определению структуры готовности к
обучению в школе можно предложить следующую структуру готовности к
обучению в школе:
1. Социальная или личностная готовность к обучению в школе, которая
определяется:
- уровнем развития эмоционально волевой сферы ребенка;
- желанием учиться, принятием социального статуса школьника;
-
сформированностью
навыков
совместной
деятельности
и
навыков
общения, ориентацией на социальные нормы и ценности.
2. Физиологическая готовность к школе, которая определяется уровнем
развития основных функциональных систем организма ребенка.
3. Психологическая готовность к школе, которая определяется уровнем
развития:
- восприятия;
- памяти;
- внимания;
- мышления;
- речевого развития;
- воображения.
Таким образом, готовность к обучению в школе является
сложным,
комплексным
образованием,
представляющим
собой
такой
уровень
5
психического развития ребенка, который позволит ему успешно усваивать
школьную программу, подчиняться требованиям школьного распорядка и
учителя.
К
числу
компонентов
готовности
к
обучению
в
школе
следует
отнести
психомоторную
(функциональную),
интеллектуальную,
социально-
психологическую
готовность
(в
том
числе
эмоционально-волевую
и
коммуникативную).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе: учебное пособие /К.В. Бардин. –
М., Знание, 2013.
2.
Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному
обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред.
А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., Просвещение, 2010.
3.
Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?: учебное пособие / Л.А.
Венгер, А.Л. Венгер. – М., Знание, 2004.
4.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина - М.,
2001.
5.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. – М.: Педагогика, 2001
6.
Нижегородцева,
Н.В.
Психолого-педагогическая
готовность
ребенка
к
школе. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Щадриков - М., 2002.
7.
Овчарова
Р.В.
Практическая
психология
образования.
-
М.:
Академия,
2013.
8.
Стародубова, Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе./ Н.Г.
Стародубова– Бийск – 2001. - С. 77-78.
9.
Шванцара.
Диагностика
психического
развития.
Школьная
зрелость.
/
Шванцара – М.: Педагогика, 2003
6
7