Напоминание

Анализ подходов к определению структуры готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе в отечественной науке


Автор: Солодовникова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУЦРР- детский сад №60
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Красносельский район
Наименование материала: Статья
Тема: Анализ подходов к определению структуры готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе в отечественной науке
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Анализ подходов к определению структуры готовности ребенка

старшего дошкольного возраста к обучению в школе в отечественной

науке»

ГБДОУЦРР – детский сад №60

Красносельского района Санкт-Петербурга

Автор: Солодовникова Елена Владимировна.
Готовность к школе у старших дошкольников сегодня можно рассматривать как фундамент, лежащий в основе усвоения школьной программы, на основе которого строится восприятие базовых знаний в начальных классах, и, в конечном итоге, влияющий на успешность обучения ребенка. Проблему общей готовности дошкольников к обучению в школе изучали многие известные отечественные исследователи. Л.А. Венгер, понятие «готовность к обучению в школе» определяет как определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность» [3, с. 14]. Р.В. Овчарова определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам, как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые 1
свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта [7, с. 31]. По мнению Л. И. Божович, готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника [2, с. 44]. Аналогичную позицию занимал А.В. Запорожец, полагая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее» [4, c. 28]. И. Шванцара дает более глубокое определение готовности и рассматривает ее как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении [9, с. 50]. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова считают, что готовность к школьному обучению - это сложное структурно-системное образование, которое включает личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др, и определяется уровнем физического, психического и социального развития ребёнка [6, с. 73]. Отсутствием единого понимания готовности к обучению в школе объясняется разнообразие ее структуры в трактовке разных авторов. Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов. Так, Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности. Г. Витцлак относит к таким 2
компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремленияк достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения [9, с. 45]. Отечественные психологи при определении структуры готовности к школе, исходят из того, что это многокомпонентное образование. Этот подход был сформулирован в работах Л.И. Божович. Бардин К.В. выделяет три показателя готовности к школе: 1. Общее развитие: определенный уровень развития внимания, памяти и интеллекта. Он включает сюда как общий запас знаний и представлений ребенка, так и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме); 2. Умение произвольно управлять собой, делать не только то, что тебе хочется, но и то, что «надо»; 3. Мотивы, побуждающие к учению, т.е. действительная и глубокая мотивация, способная побудить к знаниям, несмотря на трудности [1, c. 53]. На основе анализа теоретических взглядов Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера при оценке готовности ребенка к обучению в школе, Н.Г. Стародубова выделяет следующие составляющие: 1. Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений). 2. Волевая готовность (сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности). 3
3. Мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание занять новую позицию - позицию школьника). 4. Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности) [8, c. 81]. Н.Г. Стародубова считает, что к перечисленному следует добавить эмоциональную готовность (наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) [8, c. 84]. По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской в структуре готовности принято выделять: - личностную готовность; - интеллектуальную готовность; - социальную готовность [3, c. 47]. Н.И. Гуткина выделяет такие компоненты структуры готовности: - мотивационная готовность; - способность к произвольной регуляции поведения; - интеллектуальная готовность; - социальная готовность [4, c. 55]. Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень 4
психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [5, с. 17]. На основании анализа подходов к определению структуры готовности к обучению в школе можно предложить следующую структуру готовности к обучению в школе: 1. Социальная или личностная готовность к обучению в школе, которая определяется: - уровнем развития эмоционально волевой сферы ребенка; - желанием учиться, принятием социального статуса школьника; - сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения, ориентацией на социальные нормы и ценности. 2. Физиологическая готовность к школе, которая определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка. 3. Психологическая готовность к школе, которая определяется уровнем развития: - восприятия; - памяти; - внимания; - мышления; - речевого развития; - воображения. Таким образом, готовность к обучению в школе является сложным, комплексным образованием, представляющим собой такой уровень 5
психического развития ребенка, который позволит ему успешно усваивать школьную программу, подчиняться требованиям школьного распорядка и учителя. К числу компонентов готовности к обучению в школе следует отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, социально- психологическую готовность (в том числе эмоционально-волевую и коммуникативную).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе: учебное пособие /К.В. Бардин. – М., Знание, 2013. 2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., Просвещение, 2010. 3. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?: учебное пособие / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., Знание, 2004. 4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина - М., 2001. 5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2001 6. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Щадриков - М., 2002. 7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2013. 8. Стародубова, Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе./ Н.Г. Стародубова– Бийск – 2001. - С. 77-78. 9. Шванцара. Диагностика психического развития. Школьная зрелость. / Шванцара – М.: Педагогика, 2003 6
7


В раздел образования