Напоминание

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ И СЛУШАТЕЛЯ


Авторы: Никитина Ирина Петровна, Белоглазкина Екатерина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Сценарий лекции-концерта
Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ И СЛУШАТЕЛЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий лекции-концерта

«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ И СЛУШАТЕЛЯ»

В рамках Открытого лицейского фестиваля музыкально-художественного творчества

«Территория искусства»

«Музыкально-эстетический лицей им. А.Г.Шнитке»

Саратовская область, город Энгельс

Авторы сценария:

Белоглазкина Екатерина Александровна,

Никитина Ирина Петровна.

Добрый день!

Тема сегодняшнего концерта - лекции «Культура поведения исполнителя и слушателя».

Открытый лицейский фестиваль музыкально-художественного творчества «Территория

искусства» в этом учебном году посвящен профессии – музыкант.

Вы все являетесь учащимися МЭЛ. Все осваиваете какой-либо музыкальный инструмент.

И, наверное, уже в какой-то мере имеете свое видение этой профессии. Так кто он –

Музыкант? Музыка с профессиональной точки зрения – очень широкое явление, имеющее

множество направлений. Поэтому профессии музыкантов могут значительно отличаться

между собой. Одни работают в оркестрах и музыкальных коллективах, другие погрузились

в редактирование и издательство нотной литературы, третьи оттачивают голос, четвертые

преподают, развивая и направляя подрастающее поколение, пятые - с научной точки зрения

описывают все происходящие в этой сфере процессы, шестые - являются концертными

менеджерами, занимаясь организацией концертов и фестивалей, седьмые – выбирают

карьеру сольного исполнителя.

1.С.Рахманинов «Юмореска»

Исп. Соловьева Анастасия

Преп. Никитина И.П.

К профессии музыкант относят и других представителей творческой среды: композиторов,

дирижеров, музыкальных критиков, диджеев, аранжировщиков. Более подробно о них мы

поговорим в следующих лекциях. Сегодня же мы поразмышляем о важной составляющей

перечисленных направлений данной профессии – о сцене.

С самых первых шагов юные музыканты выходят на сцену. Умение не только разучить

музыкальную пьесу, но и исполнить ее для зрителя –довольно непростая задача, уж мы то с

вами это точно знаем. И любой музыкант ( будущий концертный исполнитель,

преподаватель, концертмейстер) учится этому на протяжении многих лет.

2.К. Андерсен «Колыбельная»

Исп. Пономарева Дарья

Преп. Романова Е.А.

Конц. Генбач Н.А.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene

была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra. Сцена - это место публичного,

театрального, концертного действия.

Концерт же, в свою очередь,- один из вариантов публичных выступлений, в котором в той

или иной форме мы можем видеть ,как минимум, пять видов искусства: музыка, литература,

хореография, театр, эстрада.

3.Э. Гарден «Misty»

Исп. Абраменко Дарья

Преп. Галимова Т.Р.

Конц. Власова М.С.

Музыканты – это артисты, не важно взрослые или юные, исполнительская деятельность

которых связана с выходом на публику. Для музыканта важно развивать такие способности :

сценический темперамент (артистизм),способность к перевоплощению, заразительность,

убедительность, сценическое обаяние.

4.М. Шмитц «Старая карусель в Париже»

Исп. Софья Березина, Елизавета Перепелица, Маргарита Гвоздюк

Преп. Никитина И.П., Белоглазкина Е.А.

Сценический образ исполнителя состоит из целого комплекса таких элементов, как

внешний вид и поведение, прическа и грим, концертный костюм, пластика и динамика тела,

мимика и жесты.

Музыкант-исполнитель на сцене должен проникнуть в авторский замысел композитора,

раскрыть идею произведения, увлекая слушателей своим музыкальным выражением. О

знаменитом пианисте Ван Клиберне говорили, что он был настолько артистичен и обаятелен

на сцене, что ему легко прощали те невольные ошибки, которые порой случались в момент

выступления.

5.В. Калинин «Вальс»

Исп. Зотов Иван

Преп. Яшина О.А.

Сегодня мы поговорим о сценическом поведении исполнителя. Сюда входят: владение

инструментом, нервами, вниманием, голосом. То есть, всем тем, что составляет понятие

«профессионализм».

Появление и поведение на сцене – это визитная карточка исполнителя, которая может или

объединить его с аудиторией, или, наоборот, заставит потерять к себе интерес. И поэтому

даже при наличии хорошо выученной пьесы, внешность, манеры, выход на сцену и

сдержанное достойное поведение на сцене – все это или способствует, или мешает

успешному исполнению.

6.Е.Медведовский «Вместо диксиленда»

Исп. Варвара Чебатуркина и Полина Полищук

Преп. Белоглазкина Е.А.

Мы с вами ,конечно же ,знаем о поклонах в начале и конце выступления. Они должны быть

спокойны и одновременно сделанные всеми исполнителями. Выходя на сцену и уходя с нее,

не забываем, что исполнителю никогда не нужно торопиться. Ступать надо легко, голову не

следует опускать вниз, а подбородок прижимать к груди. Мешковатая или сгорбленная

фигура выглядит на сцене эстетически менее привлекательной. Стройная осанка показывает

достойный вид, обеспечивает более глубокое дыхание, лучшее самочувствие, а,

следовательно, и большую уверенность исполнителя в себе.

Выйдя на сцену, следует дождаться тишины в зале, одновременно с этим окончательно

настраиваясь на исполнение.

Выступая в коллективе, не стоит торопить или подталкивать в спину товарища. Все

технические приготовления производить в полной тишине. Даже если происходят какие-то

мелкие «недоразумения» - сделайте вид, что ничего не происходит.

Если вы играете с концертмейстером, будьте внимательны и к нему. Дождитесь, когда он

приготовит ноты и кивком головы сообщит вам об этом.

7.С.Рахманинов « Вокализ»

Исп. Ангелина Дробина

Преп. Скрипинская О.В.

Конц. Генбач Н. А.

Юный музыкант с детских лет должен привыкнуть к тому, что выступление на эстраде —

серьезное дело, за которое он несет персональную ответственность перед слушателями,

автором произведения, своим педагогом и самим собой. В то же время выступление — это

торжественное событие.

Долгое время считалось, что звучащая со сцены музыка имеет гораздо большее значение ,

чем внешность или поведение исполнителя. Однако исследование британских ученых

доказало, что это не так. Согласно их выводам, зрители оценивают качество музыкального

представления по тому, что они видят, и в меньшей степени по тому, что они слышат.

Концертный костюм, концертное платье так же важны для выступления, как и хорошее

настроение. Как музыкант оденется на концерт, говорит о его отношении к слушателям.

Музыкант выражает уважение к слушателю тем, что старательно и верно исполняет музыку,

и создает на концерте своим обликом и сценической манерой ощущение исключительности

события, а не обыденности.

Итак,как же мы должны одеться для выступления?

Конечно. На сцене хочется видеть именно торжественный, нарядный вариант платья,

блузы или юбки. Длина концертного костюма пианистки, скрипачки, флейтистки - МИДИ и

МАКСИ. Т.е. ни в коем случае не выше середины колена. На высокой сцене, как наш

большой зал, визуально одежда будет казаться еще короче. Узкое платье в положении сидя не

должно открывать ногу выше колена. Другая, более короткая длина приемлема только у

танцоров и театралов согласно образу.

Исполнительницы на виолончели, домре, аккордеоне, гитаре могут играть в брюках с

нарядной блузой. Но не джинсах и узких спортивных брючках. Длина юбки для них –

МАКСИ, в пол.

7.«Кубинский танец»

Исп. Звягинцева Кристина

Преп. Яшина О.А.

Конц. Долгополова А.А.

Цветовая гамма одежды для выступлений – разнообразна. Но прилична и интеллигентна. В

ярком , пестром наряде мы можем видеть представителей фольклорных коллективов. Но и

там есть свои правила.

Мужчины на сцене всегда в строгом классическом костюме. С пиджаком и галстуком. Без

пиджака - в выглаженной строгой рубашке. Не в джинсах!!!. Даже если они и черного цвета.

Надписи неприемлемы.

Одежда коллективов: у всех ОДНА! Если все же еще нет одинакового концертного

платья для участников ансамбля, должны быть одинаковыми длина, одинаковый оттенок

блузы, единый стиль в одежде. Нельзя одному одеть школьную блузку, другому футболочку

белого цвета с коротким рукавчиком, третьему свиншот или спортивную толстовку или

свитер с буковками и картинками , хоть и меленькими.

В образе ведущих мы придерживаемся этих же правил, только еще более строго, т.к.

конферансье выходит на сцену много раз за мероприятие. И зрителю удается подробно

рассмотреть все «ляпы».

Обувь – только КОНЦЕРТНАЯ! Не спортивная, хоть и очень красивая и модная! У девочек

с закрытой передней частью ноги. Чистая, не стоптанная, в тон одежды. Очень высокий

каблук, как и очень толстая платформа и неуместны, и неудобны.

Колготы – лучше телесного цвета, черные возможны, но тогда у всех участниц ансамбля.

Прически аккуратны, волосы, если они распущены, не должны мешать исполнителю, не

должны закрывать его лицо, как «шторки».

8.Д Крамер «Диснейленд»

Исп. Анастасия Соловьева, София Патокина

Преп. Никитина И.П., Белоглазкина Е.А.

Хочется напомнить и правила поведения слушателей, зрителей на концертах и спектаклях,

в театре, филармонии, консерватории или в наших залах:

1. Уважайте исполнителей, рядом сидящих зрителей и самих себя!

2. Всегда будьте в курсе происходящего: ознакомьтесь с программой концерта, узнайте о

произведениях, которые будут звучать, их авторах и исполнителях. Чем лучше Вы будете

знать о произведении, тем впечатление от концерта будет более полным и приятным.

3. Как одеться на концерт классической музыки или в театр? Одежда несомненно должна

быть нарядной, но не вызывающей. В зрительном зале приходится сидеть без движения

большое количество времени, поэтому одежда должна быть удобной для Вас. Прическа не

должна мешать зрителям, сидящим сзади Вас. В театре и филармонии желательно иметь

сменную обувь.

4. Не надо брать с собой много вещей в зал, они будут Вас отвлекать. Конечно, Вам

пригодятся входной билет, деньги для программки или буфета, номерок гардероба. Все эти

необходимые вещи будет неплохо поместить в такое место, откуда эти предметы не будут

выпадать в самые неподходящие моменты , отвлекая тем самым и себя, и других слушателей.

Неуместны на концерте и в театре шуршащие пакеты и сумки, предназначенные для улицы и

магазинов.

5. Обязательно не забудьте отключить мобильный телефон!

6. Не фотографируйте со вспышкой: это раздражает, отвлекает артистов, да и потом,

необходимо помнить, что во многих залах и, тем более, театрах это вообще категорически

запрещено.

7. Не опаздываете! В концертный зал лучше приходить за 10-15 минут до начала , тогда Вы

успеете купить программку и спокойно найти свои места по билетам. Если Ваши места

находятся в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка –

тогда Вы не будете беспокоить сидящих с краю. Проходить по ряду мимо сидящих людей

надо лицом к ним. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Если всё же Вы

опоздали, никогда не входите в зал, пока не раздались аплодисменты.

8. Самое главное на концерте – музыка или то, что происходит на сцене. Поэтому основной

принцип Вашего поведения в зале – «поменьше звуков», не шуметь!!!

9. Как бы ни вдохновляло зрителей происходящее на сцене, ни в коем случае нельзя вставать,

ходить, топать, подпевать и тем более разговаривать.

10 .Любые еда и напитки ИСКЛЮЧЕНЫ во время концерта, отложите их до перерыва. В

антракте Вы сможете это сделать, но не в зале , и не в фойе, а только в буфете!

11. Не уходите во время исполнения! Это неприлично!

12. Когда аплодировать на концерте классической музыки? Аплодисменты при выходе

исполнителя - это Ваше ему приветствие и пожелание удачного выступления. Аплодисменты

после каждого произведения - это Ваша благодарность за то, что Вы услышали. Но

аплодировать между частями произведения – это «слушательская» безграмотность. Так как

части произведения составляют единое целое. Аплодисменты между частями мешают

исполнителю ,сбивают его. Если Вам трудно различать части, и Вы не уверены, можно ли

хлопать, следите за более опытными зрителями вокруг. Также обратите внимание на то, что

перед аплодисментами всегда есть небольшая пауза, после нее уже обрушивается гром

аплодисментов. Крики «Браво!» допустимы только после исполнения всего произведения.

Тогда же уместно вручать цветы солистам или дирижеру. Часто бывает, что после ухода

солиста или оркестра со сцены аплодисменты не смолкают, исполнители возвращаются на

сцену для повторного поклона. Если публика продолжает аплодировать, музыканты могут

исполнить еще одно или несколько небольших произведений. Во время исполнения на «бис»

следует сесть на свои места, а не стоять в проходе или у дверей зала.

13. И последнее: никогда нельзя вставать и отправляться в гардероб до того, как исполнители

покинут сцену. Зритель уходит только после артистов. Запомните это!

9.Астор Пьяцолла «Oblivion» ( «Забвение»)

Исп. Кузнецова Юлия Михайловна, Яшина Олеся Александровна, Никитина Ирина Петровна

Изучая особенности личности людей, которые занимаются и увлекаются искусством, - будь

то профессиональный или юный музыкант, актер, танцор, вокалист или художник, психологи

заметили, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это - Талант,

Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность.

Так давайте , как учащиеся «Музыкально-эстетического лицея» не забывать об этом, чаще

применять к себе, и в любом концертном зале, как артист и как зритель, быть примером для

окружающих!



В раздел образования