Автор: Буканина Елена Анатольевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: р.п.Майна, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями работы"
Раздел: дополнительное образование
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, а также детьми, страдающими синдромом
гипердифицита внимания.
1. Дети с ОВ здоровья.
Социальная интеграция детей-инвалидов – процесс двух сторонний. С одной стороны
– это включение детей-инвалидов социальные системы и связи, предназначенные для
здоровых людей. С другой стороны – подготовка общества к принятию таких детей,
формирование положительного, гуманного отношения здоровых членов общества к
детям-инвалидам. То есть интеграция должна идти по пути взаимодействия обычных
детей
и
детей-инвалидов.
Этот
процесс
достаточно
сложный,
неоднозначный.
Неправильный
выбор
средств
может
привести
к
сложным,
непредсказуемым
результатам.
В
настоящее
время
система
школьного
образования
не
имеет
ресурсов
для
компенсации социальных и психологических отклонений детей-инвалидов. Более того,
дети, не посещающие учреждения образования (а таких детей становится всё больше),
лишены освоить навыки социального взаимодействия. Обучающиеся дети-инвалиды с
ограниченными возможностями (ОВ) по здоровью по индивидуальным программам на
дому,
как
правило,
не
получают
знаний
и
умений
по
таким
предметам
как
изобразительное творчество, музыка, пение – то есть предметам тесно связанным с
культурной жизнью творчества.
Существует категория родителей детей-инвалидов с низким образовательным уровнем,
ограниченным кругом интересов и невысокими образовательными способностями.
Многие из них сами отличались в детстве задержками развития. В таких семьях
инвалидностью ребёнка могут пренебрегать, поставить развитие событий на самотёк
или
перепоручить
все
проблемы
реабилитации
своего
ребенка
медицинским
или
социальным работникам.
Условно говоря, выделяются 2 основных направления реабилитации и социализации
детей с ОВ:
- медицинская – попытка устранить или ослабить так называемый первичный дефект,
основное заболевание;
- социальная – устранение вторичного дефекта, т.е. изменение социальной ситуации
развития
ребёнка,
его
социализация,
преодоление
ограничений,
связанных
с
нарушениями социальных отношений вследствие органического дефекта.
Для социальной реабилитации (СР) необходимо создать среду, где бы ребёнок с ОВ
развивался
полноценно,
гармонично.
Создателем
такой
атмосферы
должна
быть,
конечно, его семья. Но в определённом возрасте семья не может заменить собой весь
мир
и
предоставить
богатство
и
разнообразие
социальных
контактов,
ролей,
возможностей. Ребёнку необходимо выйти в «большой мир» Его жители это другие
взрослые
и дети.
Однако детские и подростковые коллективы практически не
включают в свой круг сверстников-инвалидов. По разным причинам: из-за незнания и
неумения преодолевать барьеры общения как одной, так и другой стороной; из-за
болезни самого ребёнка или его родителей войти в такой коллектив. Но одно из
необходимых условий социальной реабилитации детей с ОВ – интеграция в среде
сверстников и активное включение в совместную, полезную деятельность, культурную
жизнь, иметь возможность заниматься творчеством.
В
коллективе
вырабатываются
навыки
социального
поведения,
а
также
речевой
коммуникации.
Предъявляются
повышенные
требования
к
самоорганизации,
дисциплине, т.е. требования, которые не ставятся перед ребёнком с ОВ в обычной
жизни.
В процессе занятий творческой деятельности у детей с ОВ формируется правильная
оценка
своих
возможностей
и
восприятие
своих
дефектов
не
как
болезненного
состояния, а как особенности организма, с которой нужно считаться, но не более того.
Это помогает избежать иждивенчества, которое может быстро сформироваться у части
детей с ОВ, как только они поймут, что взрослые делают им поблажки, как больным
детям.
Нужно во время занятий творческой деятельности не только учитывать интересы
детей,
но
и
формировать
их.
Пусть
их
интересы
просты,
позже
исподволь
формируются новые, более сложные интересы (овладеть ребёнку с ДЦП музыкальным
инструментом, хореографическими навыками и т.п.).
В конечном итоге каждый ребёнок с ОВ и их семья должны понять ценность каждого
отдельного знания и умения.
Детям и молодым людям с ОВ, нарушениями интеллекта для полноценного развития
обязательна
деятельность
в
среде
здоровых
людей,
что
является
современной
социальной нормой гуманного здорового общества. Деятельность детей с ОВ должна
быть настоящей, т.е. иметь привлекательные, динамичные цели, быть положительно
эмоционально окрашенной, и в ней можно было бы ощутить чувство собственного
успеха, коллективных усилий и других не менее значимых факторов, способствующих
развитию личности и её социализации. Детям с ОВ нужны такие условия, в которых
будут
не
только
приспосабливаться
к
социальной
среде,
но
и
«завоёвывать»
определённое социальное пространство.
Адаптация
через
творчество
должна
стать
одной
из
составляющих
в
системе
комплексной
реабилитации
инвалидов,
обеспечивая
условия
для
всестороннего
развития личности наиболее социально незащищённой категории юных граждан.
Сложностей,
с
которыми
сталкиваются
инвалиды
всех
категорий,
очень
много.
Затруднены
практически
все
виды
социальной
жизнедеятельности:
получение
образования, проведение досуга, а в старшем возрасте и семейная жизнь. Общение
начинает составлять смысл их существования. Однако круг этого общения значительно
ограничен и, чаще всего, включает двух-трех человек, причем с тем же заболеванием.
В наибольшей степени это относится к детям-инвалидам. Недуг ведет к изоляции
ребенка от общества, затрудняя его физическое, психическое, личностное развитие. И
мы решили, что Майнская детская школа искусств должна стать местом, где юному
человеку помогут справиться со своей бедой, сделают все возможное, чтобы ребенок
чувствовал себя полноценным членом общества. Раздвинуть рамки круга их общения,
дать знания, которые могут пригодиться в определенной жизненной ситуации, помогут
найти выход из создавшегося положения, а также творческая реабилитация – одна
из целей работы семейного клуба «Пчелка Майя», созданного не так давно у нас в
поселке.
Работа с ребенком-инвалидом невозможна без контакта с его семьей.
Наш клуб
«Пчелка
Майя»
-
это
своеобразная
группа
взаимопомощи,
объединенная
общей
жизненной
проблемой.
В
этой
группе
родители
могут
обмениваться
опытом,
информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе возникает огромный
потенциал
взаимопонимания
и
доверия,
помогающий
родителям
раскрываться,
чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Педагоги Майнской ДШИ не
имеют специального медицинского образования, поэтому в своей работе с детьми они
опираются на методики, разработки, программы ведущих Российских и зарубежных
психологов,
педагогов.
На
основе
многих
методик
была
разработана
своя
психо-
коррекционная программа.
При тяжелых заболеваниях — синдроме Дауна, детском церебральном параличе —
дети часто признаются не поддающимися обучению речи. Врачи и психологи разводят
руками: что вы хотите, «дауненок»! Таких малышей «оставляют в покое», и они
вырастают неспособными высказать даже простое желание.
Дети, с которыми ведется работа по разным методам современной арттерапии, имеют
различные заболевания: синдром Дауна, умственная отсталость, ЗПР, ДЦП, сахарный
диабет, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания
и др. Возрастные рамки составляют от 2-х до 17-ти лет. Но в нашей работе появились
положительные
результаты.
Благодаря
методам
арттерапии
(музыкотерапии,
танцетерапии,
библиотерапии,
сказкотерапии,
театрализации,
изо-терапии,
цветотерапии, а также дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой) наши
подопечные из клуба «Пчелка Майя», стали более коммуникабельные. Преодолевается
«барьер застенчивости», страха сделать, сказать что-то не так, ребята развиваются.
Происходит адаптация через творческие виды деятельности, социальная адаптация.
Ребята занимаются как в группах, так и индивидуально.
2.Гиперактивные дети
На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных
коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи
сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или
нескольким
признакам.
А
ведь
заметим,
что
диагнозы
ставят
только
врачи,
все
остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного
наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.
Специалисты
выделяют
следующие
клинические
проявления
синдромов
дефицита
внимания у детей:
-
Беспокойные
движения
в
кистях
и
стопах.
Сидя
на
стуле,
ребенок
корчится,
извивается.
- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.
-
Нетерпение,
неумение
дожидаться
своей
очереди
во
время
игр
и
в
различных
ситуациях в коллективе (занятия в школе).
- Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до
конца.
-
Сложности
(не
связанные
с
негативным
поведением
или
недостаточностью
понимания) при выполнении предложенных заданий.
- С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
- Болтливость.
- Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).
- Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом
ребенок не ищет острых впечатлений.
Нарушения
поведения,
связанные
с
гиперактивностью
и
недостатком
внимания,
проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут
выглядеть
не
столь
проблемно,
поскольку
частично
компенсируются
нормальным
уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает
серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность
предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети
с
признаками
синдрома
дефицита
внимания
не
в
состоянии
удовлетворительно
справляться с требованиями школы.
В
работе
с
гиперактивными
детьми
большое
значение
имеет
знание
причин
наблюдаемых
нарушений
поведения.
В
настоящее
время
этиология
и
патогенез
синдромов
дефицита
внимания
выяснены
не
достаточно.
Но
большинство
специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе
которых:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия
новорожденного);
- генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита
внимания может носить семейный характер);
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем
ЦНС);
-
пищевые
факторы
(высокое
содержание
углеводородов
в
пище
приводит
к
ухудшению показателей внимания)
-
социальные
факторы
(последовательность
и
систематичность
воспитательных
воздействий).
Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с
участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и
учителей.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего
улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста,
школьников. Для успешного решения этой задачи от педагогов нашей школы требуется
умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать
его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение
уровня развития психики детей является основой организации всей последующей
воспитательной и учебной работы.
Креативность
Исследование
хода
обучения
ребенка
раскрывает
многие
стороны
творчества.
Настоятельная задача наших педагогов состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять
такого рода спонтанное творческое отношение, внутренне мотивированное творческое
мышление и активность. В норме такого рода активность вполне естественна у детей.
Для решения этой задачи необходимо рассмотреть условия, в которых творчество
развивается, что является для него облегчением или, напротив, затруднением.
Высокая
ценность
и
важность
креативности
для
каждого
индивида,
как
и
для
человечества
в
целом,
неоспорима
и
никем
не
подвергается
сомнению.
С
одной
стороны,
это
универсальный
исторический
эволюционный
фактор,
с
другой
-
индивидуальный
потенциал,
дающий
человеку
возможность
не
только
решать
проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую
среду,
свою
жизнь,
свое
будущее.
Несмотря
на
то,
что
таково
общее
мнение,
креативности не придавалось и все еще не придается должного значения во многих
сферах жизни, особенно в образовании, на котором лежит ответственность за то, чтобы
сегодняшние дети достигали успеха будучи взрослыми. Термин “креативность” можно
встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных
предметных
разработках;
еще
реже
можно
найти
реализацию
идеи
развития
креативности
в
практической
деятельности
учителя
или
в
реальных
учебных
ситуациях.
Ориентация в образовании детей младшего возраста
Творческое отношение обычно естественно для поведения совсем маленьких детей.
Мы
можем
многому
научиться
на
примере
этого
естественного
научения.
Его
основные и типичные черты таковы: дети
-испытывают потребность в новизне;
-открыты для нового опыта;
-ищут стимулы и находят для себя проблемы;
-обладают широким восприятием;
-ставят вопросы своему окружению, будь то члены семьи, другие люди или ситуации, а
также неодушевленные предметы;
-исследуют явления и предметы в активном манипулировании, особенно в игре;
-играют сами и приписывают другим роли;
-обладают богатым воображением;
-легко и гибко меняют идеи, способы мышления;
-испытывают развивающиеся интересы;
-глубоко увлечены своими действиями.
Все это именно те типы поведения, которые обнаруживаются у взрослых творческих
личностей. Главная задача - в семейном клубе и за его пределами поддержать эти
исследовательские склонности.
Основная
цель
нашей
работы - выявление уровня готовности
к обучению
и
проведение
коррекционно-развивающих
мероприятий
по
развитию
у
ребенка
необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала в его
учебной, развивающей деятельности.
В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: выявление уровня готовности
позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний
уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки
успешного усвоения учебно-развивающего материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы
диагностики детей.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к
освоению необходимого материала.
4. Разработка программ и проведение психо-коррекционной работы для развития у
ребенка
навыков,
необходимых
для
успешного
усвоения
учебного,
развивающего
материала.
Методы исследования:
- обзорно-аналитический
- математико-статистический
- наблюдение и беседа
- тестирование
Формы работы:
1) индивидуальные
занятия
с
детьми-инвалидами,
с
детьми
с
ОВ
здоровья,
воспитанниками
детских
домов
(вокал,
изобразительная
деятельность,
игра
на
музыкальном инструменте).
2) Надомные занятия (для сложных больных) – (ДПИ, ИЗО, музыка).
3) Занятия в группе детей-инвалидов со здоровыми детьми (хор, музыка, хореография,
ИЗО, ДПИ, театрализация).
4) Творческое сотрудничество (занятия) одарённых детей с детьми с ОВ.
5) Экскурсии, концерты, выставки, фестивали в поселке.
6) Групповые занятия с детьми-инвалидами, с детьми с ОВ здоровья, воспитанниками
детских домов (музыка, ИЗО, ДПИ, хореография, театрализация, хоровое пение).
7) Выездные выставки (в том числе собственных работ), участие в
концертах района, области, выезд на пленэр, выезд по историческим местам
8) Творческий итоговый Фестиваль «Здравствуй, мир!» для детей с ОВ здоровья.
9) Творческий Фестиваль для детей с СГДВ «Непоседы».
10)
Обобщение опыта работы по итогам цикла обучения с детьми и молодежью с
ОВ.
11)
Разработка и распространение методического пособия.
Методы
работы
с
детьми-инвалидами
и
детьми
с
СГДВ
используются
самые
разнообразные:
-арттерапия
- изо-терапия (рисунок, живопись, лепка, мозаика, коллажи и др.),
- музыкотерапия* (в креативном аспекте),
- танцетерапия,
-библиотерапия
-сказкотерапия
-театрализация
-гимнастика
- цветотерапия
* не путать с направлениями лечебной музыки, именуемыми музыкальной терапией.
АРТТЕРАПИЯ
За красивым словом «АРТ-ТЕРАПИЯ» скрывается гораздо
больше серьезных
вещей, нежели принято думать.
Огромный контингент врачей, педагогов начинает осознавать роль и
масштабы природных
сил,
заложенных
в
человеке.
Потому
арттерапия
занимает
в
комплексе
средств,
направленных
на
восстановление
здоровья
ребенка- инвалида место, достойное её значимости.
Существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-
терапия. «Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет,
например застенчивому ребенку в форме стихотворения, рассказа описать
свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не
относится (метод библиотерапии)
При использования метода музыкотерапии, воздействие музыки на ребенка
происходит на трех уровнях – вибрационном, эмоциональном и духовном.
Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека. Она связана
с раскрытием внутренних сил и позволяет многое:
. развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память,
мышление (когнитивные навыки);
. изучить свой небольшой жизненный опыт с необычного ракурса;
. научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные,
двигательные, звуковые средства);
. самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
. развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
. освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же
наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;
. повышать самооценку, что ведет к укреплению личности;
. развивать навыки принятия решений;
. расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
. заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к
творчеству.
На первом плане арттерапии – вера в творческую основу человека. Но
задача её не сделать всех детей с ОВ и с СГДВ художниками или актерами, а
возбудить у ребенка активность, направленную на реализацию его предельных
творческих возможностей с целью решения проблемы.
Арттерапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам,
поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей
ребенка,
это
развитие
в
человеке
присущей
ему
способности
творить
(креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая ему обретать
свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем.
Арттерапия
не
имеет
ограничений
и
противопоказаний,
этот
метод
всегда
ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом
возрасте и в любых направлениях Ребенок с нарушениями в развитии может быть
привлечен к участию во всех мероприятиях библиотеки, центра творчества, в
которых он участвовать в состоянии.
- к таким выводам пришли наши педагоги, подытоживая свой опыт.
Библиотерапия. Сказкотерапия.
Преподаватели нашей школы свою работу также строят на основе двух методов:
библиотерапия и сказкотерапия.
Основная
цель
библиотерапевтического
метода
работы
–
развитие
способностей детей-инвалидов, приобщение их к чтению с помощью литературно-
творческих, познавательных игр, конкурсов, участия в праздниках. Через игру в
сказку,
используя
методы
погружения
в
художественно-литературную
среду,
перевоплощение
в
сказочных
героев
и
другие
методы
арттерапии,
педагоги
эстетического отделения оказывают детям психологическую помощь, приобщают к
национальной
культуре,
способствуют
раскрытию
творческих
способностей
больных
детей.
Программы
представляют
собой
разыгранные
педагогами
и
юными актерами по специально написанным сценариям, интерактивные действия.
Подготовлены
сценарии
по
самым
известным,
узнаваемым
детьми
русским
народным
сказкам.
При
написании
сценария
учитываются
психические
особенности детей. Во время программы дети знакомятся со сказочными героями
— театральными куклами, вспоминают знакомые сказки, рассматривают и трогают
старинные предметы крестьянского быта. В программе используется не только
сказочный, но и фольклорный материал — загадки, пословицы, прибаутки. Для
улучшения
моторики
пальцев
дети
под
руководством
ведущих
программы
«оживляют» перчаточные куклы.
В
практике
работы
ДШИ
появились
новые
формы
–
театрализованное
представление и кукольный театр. Костюмы и куклы для представлений педагоги
изготавливают сами, но дети с ОВ уже пробуют делать самостоятельно эскизы к
костюмам и декорациям. Конечно, участниками представлений часто становятся
сами ребята. Дети, надевая различные костюмы, перевоплощаются в сказочных
героев и вместе с педагогами — тоже сказочными персонажами, — путешествуют
по сказкам. Театрализованные программы оказывают также большое влияние на
расширение кругозора каждого ребенка, а зачастую служат толчком к раскрытию
его творческих способностей.
Взаимодействие
педагога
с
участниками-детьми
проходит
в
форме
активного
диалога, поощряется стремление детей демонстрировать свои знания, способности,
фантазию. Такое взаимодействие доставляет детям огромную радость, благотворно
влияет на формирование у них чувства собственного достоинства.
В результате осуществления проекта в театрализованных программах участвовало
около100 детей, была организованна выставка детских рисунков.
Цветотерапия.
Ребёнок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по природе своей более
восприимчивы к многоцветью нашего мира цвет ребёнок и особо остро в нём
нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых
критических случаях. Цветотерапия зарекомендовала себя в медицине уже давно, и
даже в современной косметологии используются её элементы. Это ни в коем случае
не профанация. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света
в
наш
мозг
и
воздействие
на
определенные
светозависимые
гормоны
–
это
магическая сила цвета цветотерапия.
На востоке цветотерапию связывают с наличием у человека так называемых чакр
– участков вдоль позвоночника. Именно они отвечают за восприятие цвета лечение
цветом организмом. Цветотерапию используют даже в фен-шуй, не говоря о
современных дизайнерских мыслях по оформлению квартир.
Что нужно знать для того, чтобы начать цветотерапию? Вот основы цветотерапии.
Для начала, в это просто надо поверить и самому в этом убедиться. А убедиться
достаточно легко – просто обратите внимание на то, какой цвет у ребёнка самый
любимый. Обычно дети называют яркие цвета – красный, жёлтый. В этом
выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и
потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что
можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они
обозначают и как влияют на наш организм.
Голубой цвет незаменим при стрессах и излишних волнениях. Он действует на
организм успокаивающе, в основном благодаря тому, что снижает кровяное
давление. Так же он в силах понизить температуру и остановить распространение
инфекции. Схожие эффекты достигаются и с помощью синего цвета магическая
сила цвета цветотерапия: он особенно эффективен для борьбы со стрессом.
Считается, что долгое созерцание синего цвета может утолить боль, к тому же, он
отлично действует и на глаза в качестве успокаивающего средства.
Схожи с синим и голубым по действию и фиолетовый, и сиреневый. Эти цвета
вообще всегда считались основой цветотерапии цветами благородства и высшей
знати. Любить такой цвет означает показывать себя высоким и интеллектуальным
человеком. Однако избыток этого цвета вполне может привести к депрессии.
Поэтому стоит обратить особое внимание на то, если ребёнок стремится ко всему
фиолетовому или сиреневому. Возможно, он ищет не покоя, а просто, таким
образом, подсознательно сигнализирует о душевном дискомфорте. Лечение синим
цветом – особенно благотворное.
Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано
стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с
хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим
в тоску, поэтому не переусердствуйте.
Красный цвет, словно физически излучает тепло. Он активизирует силы
организма основы цветотерапии и даже лечит простуду. Некоторые, памятуя об
этом, даже накрываются при простуде красными пледами. Красный цвет
стимулирует сердечную активность, активизирует обмен веществ, однако с его
употреблением надо быть наиболее осторожным! От долгого воздействия красного
цвета человек может переутомиться и стать раздражительным.
Жёлтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность укреплять
нервную систему и зрение. Если долго смотреть на жёлтый лечение цветом, то
плохие мысли скорей покинут голову. Вы заметили, что в школах почти все
кабинеты окрашены в жёлтый цвет? Именно так дизайнеры стараются пробудить
больше положительных мыслей в головах цвет ребёнок усталых учеников.
Оранжевый цвет помогает улучшить пищеварение, и полезен при нарушениях в
системе желудочно-кишечного тракта, он также стимулирует щитовидную железу.
Диетологи отметили способность оранжевого стимулировать аппетит – это тоже
можно взять на заметку.
Основы цветотерапии очень просты.
А как именно лечиться цветом? Купить ребёнку жёлтое пальто и оранжевые
варежки?
Не
стоит
понимать
всё
буквально.
Цвет
и
ребёнок
должны
гармонировать. Дети вообще в большинстве своём равнодушны к одежде, поэтому
для них лучше подойдут яркие игрушки. Используйте нужный цвет в обоях в
комнате малыша или в элементах отделки. Продаются даже специальные линзы для
лечения, они вставляются в специальную лампу. Используйте тот цвет, в котором
ребёнок больше всего нуждается. И помните – полезно и приносит добро всё, во
что мы искренне верим!
Изотерапия.
Арттерапевтическая
изобразительная
работа
предполагает
широкий
выбор
различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками
или
пастелью,
часто
используются
также журналы, цветная бумага, фольга,
текстиль, глина, пластилин и др. Надо лишь иметь бумагу разных форматов,
кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы,
нитки, скотч и т.д.
Методики индивидуальной работы с рисунком:
- "настроение",
- "автопортрет",
- "фамильный герб",
- "дерево жизни",
- "вулкан",
- ассоциативный и свободный рисунок,
- "мир" и пр.
Групповые методы работы с рисунком:
- "подарки",
- "групповой портрет",
- "триптих",
- "диалог",
- "я, ты, мы",
- групповой рисунок,
- рисунок по кругу и др.
На занятиях ИЗО и ДПИ дети и подростки не только знакомятся с цветовыми
ощущениями,
но
и
учатся
навыкам
художественной
композиции.
Их
рисунки
представляют
педагогам
широкие
возможности
для
изучения
проективным
методом
особенностей
внутреннего
мира
детей,
что
дает
возможность
корректировать индивидуальную программу каждого из них.
В мастерской бисероплетения, например, в процессе создания сложных узоров
из бусин дети развивают мелкую моторику пальцев. Они тренируют наглядно-
действенное мышление. При этом во время занятий дети поют вместе с педагогом
или
слушают
музыку
соответствующего
характера.
С
одной
стороны
это
успокаивает, с другой – настраивает на определенный ритм в работе.
Занятия
ДПИ
способствует
развитию
воображения.
В
работе
используются
возможности
бумажной
пластики,
пластилина,
а
также
газеты,
фольга,
нитки,
природный материал и многое другое.
Музыкальная терапия.
На
сегодняшний
день
научно
доказано
и
подтверждено,
что
определённые
мелодии спирального или циклического типа способны формировать у слушателя
совершенно конкретные эмоциональные состояния, ощущения и образы. Целью и
направленностью
музыкальной
терапии,
как
правило,
и
является
создание
соответствующих
приятных
эмоций.
Данные
эмоции,
возникающие
во
время
прослушивания отдельных
музыкальных произведений, способны благотворно
воздействовать на многие системы организма человека, ребенка в частности. При
этом практически всегда имеет место общий гармонизирующий эффект.
Следует сказать, что музыкальная терапия - это по большей степени всё же
психотерапевтический
метод,
использующий
музыку
в
качестве
лечебного
средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно очень давно.
Многие
исследователи
склонны
полагать,
что
музыка
лежит
в
основе
самой
человеческой культуры и даже более - в основе самого человека, а точнее - в основе
управления многими психо-физиологическими и соматическими процессами.
Активная
музыкальная
терапия
представляет
собой
терапевтиче ски
направленную,
активную
музыкальную
деятельность:
воспроизведение,
фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных
музыкальных инструментов.
На наших занятиях дети прослушивают специально подобранные музыкальные
произведения,
а
затем
обсуждают
собственные
переживания,
воспоминания,
мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На
одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более - менее
законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).
Программы
музыкальных
произведений
строятся
на
основе
постепенного
изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной
нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для
всего занятия, проявлять настроения у детей, налаживать контакты и вводить в
музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное
произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение -
динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция
заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций
проективного
характера
из
собственной
жизни
человека.
Третье
произведение
должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным,
релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма,
энергии.
Также используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия
простейших
музыкальных
инструментов.
Ребятам
предлагается
выразить
свои
чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных
музыкальных или шумовых инструментов.
Одним из вариантов активной музыкальной терапии
является индивидуальное
пение, пение в ансамбле, также караоке и хоровое пение.
Дети с ОВ с удовольствием поют народные песни, детские. В их репертуаре
современная
эстрадная
музыка.
Выступления
наших
детей
прошли
на
сцене
«ММЦК»,
«Майнской
ДШИ»,
в
детских
садах.
Зрители
тепло
и
радушно
принимали артистов клуба «Пчелка Майя».
Танцетерапия.
В
настоящее
время
по
статистике
на
первом
месте
среди
функциональных
отклонений у детей находятся нарушения опорно-двигательного аппарата. Это
нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, косолапость.
Эффективным
средством
профилактики
этих
нарушений
являются
занятия
народным танцем. К сожалению, в последнее время детское хореографическое
творчество становится все более профессиональным, для занятий отбирают только
здоровых детей, имеющих способности, все остальные, особенно больные дети,
остаются за бортом.
Педагоги нашей школы, используя методику танцетерапии, помогают приобщиться
к
хореографическому
искусству
детям
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата, и, конечно, «непоседам».
Танцетерапия использует интегрированный подход к народному танцу, включая
народную
музыку,
традиционные
костюмы,
игрушки.
Ребята,
участвовавшие
в
проекте, начали свое знакомство с народным танцем через костюм. Они знакомились
с эскизами русского наряда, моделями костюмов для плоских и объемных кукол.
К своему танцевальному дебюту костюмы дети придумали вместе с педагогом. Она
же воплотила задуманное в реальность.
В результате работы по методу танцетерапии отмечено, что у большинства детей
наблюдалась положительная динамика коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата. Не менее важно то, что дети смогли приобщиться к народным традициям и
выразить себя в различных видах творчества — хореографии и дизайне костюма.
Цель работы— реабилитация и оздоровления детей с помощью народного танца.
Объединение включает в себя постоянную группу. Эта группа рассчитана на 10 – 15
детей.
Театрализация.
Обучение
ведется
в
групповом
порядке.
Развитие
образно-пластического
творчества
идет
на
основе
обучения
языку
выразительных
движений
–
это
принципиальное
положение
программы
и
главная
цель
занятий
с
детьми.
В
программе
можно
выделить
несколько
разделов:
выразительное
слово,
мимика,
пластика, жесты. А также обязательное использование дыхательной гимнастики.
Этюды, упражнения, «пластическая драма», пантомима, выразительное исполнение
стихов, сюжетно – ролевые игры, театральные постановки – вот способы реализации
метода театрализации.
Работа
по
разделу
нацелена
на
развитие
у
детей
творческих
способностей
и
общения. Все это достигается путем развития образно-пластического творчества на
материале художественно-игровой деятельности, где выразительность движений и
пластика тела являются главным средством воплощения образного содержания. Эта
деятельность близка к драматургии, театру
Осмысление ребенком движений, его
стремление
использовать
их,
как
средство
передачи
образного
содержания,
развивают у него артистичность, пластическую выразительность, способность к
придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении, что ведет к
«сочинительскому» творчеству.
Работа осуществляется в нескольких направлениях. Главное из них – развитие
способности к образному перевоплощению и развитие образно – пластического
взаимодействия.
У
детей
идет
освоение
действий
с
куклами,
развитие
умений
свободно двигаться «всем телом».
В начале обучения занятия театрализацией проходят в виде театрализованных игр.
Устанавливается динамика формирования этих игр на разных возрастных этапах:
1-й этап– учить детей исполнительскому творчеству.
2-й этап– появляется стремление передать образ, движение зверей. Передача образа
в развитии. Состояние персонажей, поведение в соответствующих обстоятельствах.
3-й этап – дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.
Действующими
лицами
являются
определенные
предметы
(игрушки,
фигуры,
куклы).
Театрализованные игры
предметные
Настольный театр
С объемным
материалом
С плоским
материалом
Театр на ширме
Перчаточные
куклы
Фигуры на палочках,
теневой театр
непредметные
драматургия