Автор: Литвякова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Карасук, Новосибирская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №1 Карасукского района Новосибирской области
Предметная область
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Учебный предмет
«Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Разработчик:
Литвякова Ольга Александровна,
преподаватель высшей квалификационной категории по классу специального
фортепиано
МБУ ДО «ДШИ №1» Карасукского района Новосибирской области
1
Структура программы
I. Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент.
Фортепиано» (далее «Фортепиано») разработана на основе «Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-
01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на фортепиано в детской музыкальной школе Карасукского
района Новосибирской области.
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном
образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение
на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А.
Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта
деятельности
в
области
музыкального
искусства
позволяет
раскрыть
творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства.
При
этом
освоение
фортепианной
техники
не
требует
от
начинающего
пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как
новая
интересная
игра.
Обширный
и
разнообразный
фортепианный
репертуар
включает
музыку
различных
стилей
и
эпох,
в
том
числе,
классическую, популярную, джазовую.
Данная
программа
предполагает
достаточную
свободу
в
выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе
вариативности
для
различных
возрастных
категорий
детей,
обеспечивает
развитие
творческих
способностей,
формирует
устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы
- 7 (8) – 12 лет. Дети, выбирающие занятия по фортепиано, не ставят своей
целью сделать музыку своей профессией, поэтому важно, чтобы искусство
вошло большей частью в жизнь ребенка, заняло значительное место в его
духовном
мире.
Ведь
занятия
искусством
развивают
фантазию,
будят
воображение, артистичность, интеллект.
3
В
целях
получения
учащимися
дополнительных
знаний,
умений
и
навыков,
расширения
музыкального
кругозора,
закрепления
интереса
к
музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется
включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.
Для
этого
может
потребоваться
увеличение
объема
недельной
аудиторной
нагрузки.
Занятия
ансамблевым
музицированием
развивают
музыкальное
мышление,
расширяют
музыкальный
кругозор
учащихся,
готовят
их
к
восприятию
музыкальных
произведений
в
концертном
зале,
театре,
формируют коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года продолжительность
учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель
в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные
занятия
34
36
34
36
34
36
34
36
280
Самостоятельная
работа
51
54
51
54
51
54
51
54
420
Максимальная
учебная нагрузка
68
72
68
72
85
90
85
90
700
Занятия
подразделяются
на
аудиторные
занятия
и
самостоятельную
работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-4 годы обучения – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 годы обучения – по 3 часа в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
4
Общая
трудоемкость
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 700
часов. Из них: 280 часов - аудиторные занятия, 420 часов - самостоятельная
работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных
и
мелкогрупповых
(от
2-х
человек)
з а ня т ий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю
по ст роить
проце сс
обучения
в
соответ ствии
с
п р и н ц и п а м и
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями
о
фортепианном
исполнительстве,
формирование
практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
формирование
у
учащихся
эстетических
взглядов,
нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности.
приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков
игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии
с
необходимым
уровнем
музыкальной
грамотности
и
стилевыми традициями;
приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности,
используемых
в
музыкальном
искусстве,
наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
воспитание
у
детей
культуры
сольного
и
анс амблевого
музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию
приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение учебного предмета;
5
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация
программы
учебного
предмета
«Фортепиано»
обеспечивается:
доступом
каждого
учащегося
к
библиотечным
фондам
и
фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не
менее
6
кв.м.,
оснащенными
роялями
или
пианино
и
имеющими
звукоизоляцию.
В образовательной организации должны быть созданы условия для
содержания,
своевременного
обслуживания
и
ремонта
музыкальных
инструментов.
Библиотечный
фонд
укомплектовывается
печатными,
электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного материала
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Фортепиано» рассчитана на 4 года. В
распределении
учебного
материала
по
годам
обучения
учтен
принцип
систематического
и
последовательного
обучения.
Последовательность
в
обучении
поможет
учащимся
применять
полученные
знания
и
умения
в
изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков
6
происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной
грамотой
до
самостоятельного
разбора
и
исполнения
музыкального
произведения.
Содержание
учебного
предмет а
«Основы
м у з ы ка л ь н о го
исполнительства
(фортепиано)»
соответствует
направленно сти
общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому
музицированию.
Годовые
требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских
программ,
разработанных
с
учетом
индивидуальных
и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для
продвинутых
учащихся,
а
также
с
учетом
их
возрастных
возможностей
может
разрабатываться
и
использоваться
более
высокий
уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет
партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в
4 руки, аккомпанементы голосу или духовому инструменту.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами
игры, знакомство со штрихами
non
legato, legato, staccato. Знакомство с
нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных
попевок,
песенок.
Упражнения
на
постановку
рук,
развитие
пальцевой
техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из
«Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1
класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на
фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство
со
строением
мажорной
и
минорной
гамм,
строением
тонического
трезвучия.
Знание
понятий:
скрипичный
и
басовый
ключи,
длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые
знаки и другие.
Гаммы До, Соль мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд -
тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.
За
год учащийся может выступать на классных и академических
вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
7
Полифония
Абелев Ю. Грустная песня
Абелев Ю. «В степи»
Бах И.С. Волынка
Бах И.С. Марш
Бах И.С. Менуэт ре минор
Гайдн Й. Ария
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор
Кригер И. Менуэт ля минор
Крутицкий М. «Зима»
Лазаренко А. Колобок
Львов-Компанеец А. «Раздумье»
Моцарт В.А. Менуэт До мажор
Моцарт В.А. Менуэт Фа мажор
Моцарт Л. Менуэт ре минор
Михайлов К. Песня
Нейзидлер Г. Падуана
Нефе К. Андантино
Пёрселл Г. Ария
Русская народная песня «Дровосек»
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит»
Русская народная песня «У ворот, ворот»
Русская народная песня «Уж ты, Ванька, пригнись»
Скарлатти Д. Менуэт Фа мажор
Слонов Ю. Полифоническая пьеса
Сорокин К. Полифоническая пьеса
Телеман Г. Пьеса
Тюрк Д. «Я так устал»
Шевченко С. Канон
Крупная форма
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Ах вы, сени, мои
сени»
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в
огороде»
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Тень-тень»
Барахтина Ю. Детское рондо по К. Орфу
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Как у наших у
ворот»
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
Кепитис Е. Маленькое рондо
Клементи М. Сонатина До мажор, ч. I. Соч. 36 № 1
Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка»
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль
я»
8
Плейель М. Сонатина
Рейнеке К. Сонатина До мажор
Тюрк Д. Сонатина До мажор
Хаслингер А. Сонатина До мажор
Чичков Ю. Сонатина До мажор
Штейбельт Д. Сонатина До мажор, ч. I
Пьесы
Александров Ан. «Новогодняя полька»
Барахтина Ю. «Ехали медведи»
Барахтина Ю. «Заинька»
Бачинская В. «Что-то грустное»
Берлин Б. «Марширующие поросята»
Берлин Б. «Пони Звёздочка»
Борисова Р. «Белые цапли»
Виноградов Ю. «Танец медвежат»
Вольфарт Б. «Маленький барабанщик»
Гайдн Й. «Серенада»
Гречанинов А. «В разлуке»
Гречанинов А. «Мазурка»
Детская песня «Кошечка»
Детская песня «Дождик»
Игнатьева Е. «Грустная сказка»
Кабалевский Д. «Ёжик»
Кабалевский Д. «Первый вальс»
Кореневская М. «Дождик»
Кореневская М. «Осенью»
Коровицын В. «Падают листья»
Крутицкий М. «Зима»
Лонгшамп- Друшкевичова Л. «Марш дошкольников»
Лонгшамп- Друшкевичова Л «На льду»
Любарский Н. «Чешская песня»
Майкапар С. Педальная прелюдия до мажор
Майкапар С. «Сказочка». Соч. 28 № 10
Металлиди Ж. «Кукла Барби»
Металлиди Ж. «Хнык»
Моцарт В. « Аллегро»
Рнп «У кота воркота»
Рнп «Жучка и кот»
Рнп «Во саду ли…»
Рнп «Как пошли наши подружки»
Рнп «Веселые гуси»
Роули А. «В стране гномов»
Руднев Г. «Щебетала пташечка»
Рюигрок А. «Горе куклы»
9
Сигмейстер М. «Ковбойская песня»
Сигмейстер М. «Прыг-скок»
Смирнова Т. «Игрушки»
Слонимский С. «Лягушка»
Торопова Н. «Прогулка»
Украинская народная песня «Ой, ты, дивчина зарученная»
Украинская народная песня «Отчего, соловей»
Филипп С. «Колыбельная»
Филипенко А. «Собирай урожай»
Христов Д. «Золотые капельки»
Шостакович Д. «Марш»
Штейбельт Д. «Адажио»
Этюды
Беренс Г. Этюды. Соч. 70 №№ 1 – 8
Беркович И. Маленькие этюды №№ 1 – 7
Гедике А. Этюды. Соч.32 №№ 2, 3, 7
Гондельвейзер А. Этюд До мажор. Соч. 11
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№ 1-3, 7, 9-13, 15, 19
Жилинский А. Этюд
Лекуппэ Ф. Этюды. Соч. 17 №№ 1, 2, 5, 8
Лемуан А. Этюды. Соч. 37 №№ 1 - 5
Литовко Ф. Этюд
Любарский Н. Этюд Соль мажор
Любарский Н. Этюд До мажор
Майкапар С. Этюд ми минор
Майкапар С. Этюд ля минор
Некрасов Ю. Этюд До мажор
Николаев А. Этюд До мажор
Слонов Ю. Этюд Ми-бемоль мажор
Черни К. Этюд. Соч. 821 № 24, 65
Черни К. (редакция Гермера Г.). Этюды. Тетрадь I: №№ 1 – 10, 16, 23
Шитте Л. Два этюда До мажор
Шмидт А. Этюд
Примерный список произведений для чтения нот с листа
Андреева М. «Загадка»
Бабичева Т. Нотки-клавиши: «Сова», «Загадка», «Хохотальная путаница»
Беркович И. «Игра»
Карасёва В. «Зима»
Королькова И. «Пляшут зайцы», «Колыбельная», «Ручеек», «Ёлка»
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком: «Метелица», «За окном зима»
Попатенко Т. «За грибами»
Русская народная песня «На горе стоит верба»
Торопова
Н.
Музыкальные
картинки:
Этюд,
«Полька
для
медвежонка»,
«Мелодия»
10
Французская детская песенка «Маленький охотник»
Ансамбли
Брат и сестра. Народные песни и легкие ансамбли. Вып.1. Перелож. и обр.
С.Кузнецовой – по выбору
Брат и сестра. Народные песни и танцы. Вып.2. Сост. и ред. В. Натансона
– по выбору
Избранные ансамбли. Вып.1 (БЮП). Сост .В. Натансон – по выбору
Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП). Сост. В. Натансон – по
выбору
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1. Сост. С. Ляховицкая
и Л. Баренбойм – по выбору
Кабалевский Д. Наш край
Школа
игры
на
фортепиано. Для
первого
года
обучения. Сост.
Н.Кувшинников и М.Соколов – по выбору
Юный пианист Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору
Формы контроля.
Класс
Вид
ко н т р ол ь н о г о
прослушивания
Сроки
сдачи
Программные требования
1 класс
Контрольное занятие
Октябрь
Чтение нот с листа
Музыкальные термины
Дифферинцированный
зачет
Декабрь
2
произведения
разного
характера
Контрольное занятие
Март
Чтение нот с листа
Музыкальные термины
Открытое
прослушивание
Май
2
произведения
разного
характера
Структура программы открытого прослушивания:
–
2 произведения разного характера
Промежуточная аттестации может проводиться в форме:
–
контрольного занятия,
–
контрольного прослушивания.
–
дифферинцированного зачета,
–
открытого прослушивания,
–
концерта.
Зачет
по
чтению
с
листа
проводится
2
раза
в
год
(в
первом
и
втором
полугодии). Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов
зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его
музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности и
отражается в индивидуальном плане обучающегося.
11
Примеры экзаменационных программ:
I вариант
Лонгшамп- Друшкевичова Л «На льду»
Р.Н.П. «Во саду ли…» (ансамбль)
II вариант
Торопова Н. «Прогулка»
Украинская народная песня «Ой, ты, дивчина зарученная»
III вариант
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Ах вы, сени, мои
сени»
Беркович И. Маленький этюд № 1
Требования к зачету по чтению с листа
Прочитать с листа 2 одноголосные мелодии (в скрипичном ключе).
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов
игры
на
фортепиано,
звукоизвлечением.
Работа
над
упражнениями,
формирующими
правильные
игровые
навыки.
Чтение
с
листа.
Игра
в
ансамбле.
Аттестация
может
проводиться
в
конце
каждой
четверти:
в
1
и
3
четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2
и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного
урока или зачета с оценкой, или академического концерта.
За год учащийся изучает:
4 этюда,
5 разнохарактерных пьес,
1-2 произведения полифонического стиля,
1-2 ансамбля,
Гаммы 2-3 мажорные и минорные, аккорды, арпеджио каждой рукой.
Примерные репертуарные списки
Полифония
Абелев Ю. Грустная песня
Аглинцева Е. Русская песня
Бах И.С. Волынка
Бах И.С. Марш
Бах И.С. Менуэт ре минор
Гайдн Й. Ария
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор
Гуммель И. Пьеса Фа мажор
Каттинг А. Куранта
12
Кригер И. Менуэт ля минор
Лазаренко А. Колобок
Моцарт В.А. Менуэт До мажор
Моцарт В.А. Менуэт Фа мажор
Моцарт Л. Менуэт ре минор
Михайлов К. Песня
Нейзидлер Г. Падуана
Нефе К. Андантино
Пахельбель И. Сарабанда Фа- диез минор
Пёрселл Г. Ария
Русская народная песня «Дровосек»
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит»
Русская народная песня «У ворот, ворот»
Русская народная песня «Уж ты, Ванька, пригнись»
Скарлатти Д. Менуэт Фа мажор
Слонов Ю. Полифоническая пьеса
Сорокин К. Полифоническая пьеса
Телеман Г. Пьеса
Шевченко С. Канон
Крупная форма
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Ах вы, сени, мои
сени»
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в
огороде»
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Тень-тень»
Барахтина Ю. Детское рондо по К. Орфу
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Как у наших у
ворот»
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
Кепитис Е. Маленькое рондо
Клементи М. Сонатина До мажор, ч. I. Соч. 36 № 1
Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка»
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль
я»
Плейель М. Сонатина
Рейнеке К. Сонатина До мажор
Тюрк Д. Сонатина До мажор
Хаслингер А. Сонатина До мажор
Чичков Ю. Сонатина До мажор
Штейбельт Д. Сонатина До мажор, ч. I
Пьесы
Александров Ан. «Новогодняя полька»
Бачинская В. «Что-то грустное»
Берлин Б. «Марширующие поросята»
13
Берлин Б. «Пони Звёздочка»
Борисова Р. «Белые цапли»
Виноградов Ю. «Танец медвежат»
Вольфарт Б. «Маленький барабанщик»
Гайдн Й. «Серенада»
Гречанинов А. «В разлуке»
Гречанинов А. «Мазурка»
Игнатьева Е. «Грустная сказка»
Кабалевский Д. «Ёжик»
Кабалевский Д. «Первый вальс»
Кореневская М. «Дождик»
Кореневская М. «Осенью»
Коровицын В. «Падают листья»
Крутицкий М. «Зима»
Лонгшамп- Друшкевичова Л. «Марш дошкольников»
Лонгшамп- Друшкевичова Л «На льду»
Любарский Н. «Чешская песня»
Майкапар С. Педальная прелюдия до мажор
Майкапар С. «Сказочка». Соч. 28 № 10
Металлиди Ж. «Кукла Барби»
Металлиди Ж. «Хнык»
Моцарт В. « Аллегро»
Роули А. «В стране гномов»
Руднев Г. «Щебетала пташечка»
Рюигрок А. «Горе куклы»
Сигмейстер М. «Ковбойская песня»
Сигмейстер М. «Прыг-скок»
Слонимский С. «Лягушка»
Торопова Н. «Прогулка»
Украинская народная песня «Ой, ты, дивчина заручённая»
Украинская народная песня «Отчего, соловей»
Филипп С. «Колыбельная»
Филипенко А. «Собирай урожай»
Христов Д. «Золотые капельки»
Шостакович Д. «Марш»
Штейбельт Д. «Адажио»
Этюды
Беренс Г. Этюды. Соч. 70 №№ 1 – 8
Беркович И. Маленькие этюды №№ 1 – 7
Бургмюллер Ф. Этюды. Соч.100 (по выбору)
Гедике А. Этюды. Соч.32 №№ 2, 3, 7
Гондельвейзер А. Этюд До мажор. Соч. 11
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№ 1-3, 7, 9-13, 15, 19
Жилинский А. Этюд
14
Игнатьева Е. «Чертово колесо»
Кюнер К. Этюды
Лекуппэ Ф. Этюды. Соч. 17 №№ 1, 2, 5, 8
Лемуан А. Этюды. Соч. 37 №№ 1 - 5
Литовко Ф. Этюд
Любарский Н. Этюд Соль мажор
Любарский Н. Этюд До мажор
Майкапар С. Этюд ми минор
Майкапар С. Этюд ля минор
Некрасов Ю. Этюд До мажор
Николаев А. Этюд До мажор
Рыбицкий «Зефир»
Слонов Ю. Этюд Ми-бемоль мажор
Черни К. Этюд. Соч. 821 № 24, 65
Черни К. (редакция Гермера Г.). Этюды. Тетрадь I: №№ 1 – 10, 16, 23
Шитте Л. Два этюда До мажор
Шмидт А. Этюд
Примерный список произведений для чтения нот с листа
Андреева М. «Загадка»
Бабичева Т. Нотки-клавиши: «Сова», «Загадка», «Хохотальная путаница»
Беркович И. «Игра»
Карасёва В. «Зима»
Королькова И. «Пляшут зайцы», «Колыбельная», «Ручеек», «Ёлка»
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком: «Метелица», «За окном зима»
Попатенко Т. «За грибами»
Русская народная песня «На горе стоит верба»
Торопова
Н.
Музыкальные
картинки:
Этюд,
«Полька
для
медвежонка»,
«Мелодия»
Французская детская песенка «Маленький охотник»
Ансамбли
Брат и сестра. Народные песни и легкие ансамбли. Вып.1. Перелож. и обр.
С.Кузнецовой – по выбору
Брат и сестра. Народные песни и танцы. Вып.2. Сост. и ред. В.Натансона
– по выбору
Избранные ансамбли. Вып.1 (БЮП). Сост .В. Натансон – по выбору
Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП). Сост. В.Натансон – по
выбору
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1. Сост. С.Ляховицкая
и Л. Баренбойм – по выбору
Кабалевский Д. Наш край
Школа
игры
на
фортепиано. Для
первого
года
обучения. Сост.
Н.Кувшинников и М.Соколов – по выбору
Юный пианист Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору
15
Формы контроля:
2 класс
Контрольное занятие
Октябрь
Чтение нот с листа
Музыкальные термины
Дифференцированный
зачет
Декабрь
2
произведения
разного
характера
Контрольное занятие
Март
Чтение нот с листа
Музыкальные термины
Открытое
прослушивание
Май
2 произведения:
Полифония
или
крупная
форма, пьеса или этюд
Структура программы открытого прослушивания:
–
полифония или крупная форма,
–
пьеса или этюд.
Примерная программа экзамена
I вариант
Моцарт В.А. Менуэт Фа мажор
Майкапар С. Этюд ля минор
II вариант
Крутицкий М. «Зима»
Берлин Б. «Пони Звёздочка»
III вариант
Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Тень-тень»
Сигмейстер М. «Ковбойская песня»
Требования к зачету по чтению с листа
Прочитать с листа 1 лёгкую пьесу в двуручном изложении.
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль
является
неотъемлемым
элементом
выразительного
исполнения
(П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа.
Игра в ансамбле.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
1- 2 полифонических произведения,
16
1 часть произведения крупной формы,
1-2 ансамбля,
Гаммы 3-4 мажорные и минорные до 3-х знаков в прямом движении на 2
октавы, расходящиеся (по возможности). Трезвучия с обращением , арпеджио
короткие и длинные.
Примерные репертуарные списки
Полифония
Александров А. Кума
Бах И.С. Волынка
Бах И.С. Марш
Бах И.С. Менуэт ре минор
Бах И.С. Менуэт Соль мажор
Бах И.С. Менуэт соль минор
Бах И.С. Полонез соль минор
Бах Ф.Э. Фантазия ре минор
Бах Ф.Э. Менуэт
Ботяров Е. Канон
Гайдн Й. Ария
Гедике А. Инвенция. Соч. 60 № 9
Гедике А. Сарабанда ре минор
Гендель Г. «Встреча»
Гендель Г. «Шалость»
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор
Кригер И. Сарабанда
Корелли А. Сарабанда ре минор
Люли Ж. Менуэт
Лядов А. Подблюдная
Майкапар С. Прелюдия и фугетта до-диез минор .Соч.28
Моцарт В.А. Менуэт До мажор
Мясковский Н. Полевая песня
Павлюченко И. Фугетта ля минор
Русская народная песня «Ах, ты степь широкая»
Скарлатти Д. Ария
Фрескобальди Д. Песня
Циполи Д. Менуэт ре минор
Циполи Д. Фугетта
Щуровский Ю. Песня
Крупная форма
Андре А. Сонатина Соль мажор, ч. I
Андре А. Сонатина №5 Фа мажор, ч. I
Бенда Й. Сонатина
Беркович И. Сонатина До мажор
17
Беркович И. Сонатина Соль мажор
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. I
Бетховен Л. Сонатина Ми-бемоль мажор, ч. I
Благой Д. Маленькие вариации соль минор
Благой Д. Маленькие вариации Ля мажор
Глиэр Р. Рондо. Соч. 43 № 6
Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор
Гурлитт К. Сонатина
Диабелли А.Сонатина. Соч.151 № 1
Дусек Я. Сонатина
Кабалевский. Вариации на тему русской народной песни. Соч.51 № 1
Кабалевский Д. Сонатина ля минор
Клементи М. Сонатина До мажор, ч. I. Соч. 36 № 1
Клементи М. Сонатина Фа мажор, ч. I. Соч. 36 № 4
Кулау Ф. Сонатина До мажор, ч. I. Соч. 55 № 1
Кулау Ф. Сонатина Соль мажор, ч. I. Соч. 55 № 2
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка» (соль
минор)
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Моцарт В. Сонатина Фа мажор, чч. I, II
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль
я»
Плейель И. Сонатина Ре мажор, ч. I
Салютринская Т. Сонатина Соль мажор
Сильванский И. Лёгкий концерт для фортепиано и камерного оркестра
Сорокин К. Детская сонатина № 1 Ре мажор
Хаслингер А. Сонатина До мажор
Чимароза Д. Сонатина ре минор
Чичков Ю. Сонатина До мажор
Шмит Д. Сонатина
Штейбельт Д. Сонатина До мажор
Пьесы
Амиров Ф. Вальс.
Амиров Ф. Элегия
Александров Ан. «Башкирские мелодии». Соч. 73
Арро Э. «Казачок»
Вебер К.М. Вальс Ми – бемоль мажор
Верстовский А. Вальс
Вилла-Лобос Э. Избранные нетрудные пьесы - по выбору
Гайдн Й. Серенада
Гедике А. Танец
Глиэр Р. Маленький марш
Гнесина Е. «Верхом на палочке»
Гречанинов А. «Звёздная ночь»
18
Грибоедов А. Вальс
Гуммель И. Шесть лёгких пьес. Соч. 42
Григ Э. «Элегическая». Соч. 47 № 7
Денисов Э. «Утро»
Зиринг В. «Юмореска»
Кабалевский Д. «Клоуны»
Коровицин В. «Первая проталина»
Косенко В. «Пастораль». Соч. 15 № 11
Львов-Компанеец Д. «Матрёшки»
Майкапар С. «Маленький командир»
Майкапар С. «Раздумье»
Моцарт В.А. Аллегро
Накада Е. «Танец дикарей»
Парфенов Н. «Лесные прогулки»
Петров А. « Песня о первой любви»
Прокофьев С. «Сказочка». Соч. 65
Раков Н. Вальс
Ребиков В. «Восточный танец». Соч. 2
Рыбицкий Н. «Фокстрот»
Селиванов В. «Шуточка»
Сибелиус Я. «Сувенир»
Тактакишвили О. «Утешение»
Таривердиев М. «Музыка из телевизора»
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П.И. Мазурка
Чайковский П.И. «Марш деревянных солдатиков»
Шейко М. «Мгновение»
Шмитц М. «Микки-Маус»
Шостакович Д. «Шарманка»
Шнитке А. Постлюдия
Шуман Р. «Первая утрата»
Шуман Р. Сицилийская песенка
Эйгес Э. Русская песня
Пьесы
региональных
композиторов
на
усмотрение
преподавателей,
соответствующие уровню сложности третьго класса.
Этюды
Беренс Г. Этюд. Соч. 88 №№ 4, 10
Беркович И. Маленькие этюды: №№ 33-40
Бургмюллер Ф. «Арабеска» (этюд)
Бургмюллер Ф. Этюд. Соч. 109 № 18
Гедике А. 40 маленьких этюдов для начинающих. Соч. 32 №№ 23, 29-32
Гедике А. Этюд. Соч. 36 № 26
Гедике А. Этюд. Соч. 46 № 44
Гречанинов А. Этюд Ми мажор
19
Зирин В. Этюды. Соч. 36 №№ 1, 2
Лак Т. Этюды. Соч. 172 №№ 1, 5, 6, 8
Лекуппэ Ф. Этюд. Соч. 24 № 12
Лекуппэ Ф. Лёгкие этюды. Соч. 17 №№ 3, 6, 7, 9, 18, 21
Лемуан А. 50 характерных прогрессивных этюдов. Соч. 37 №№ 4, 5, 9, 11, 15,
16, 20 - 23, 35
Лёшгорн А. Избранные этюды для начинающих. Соч. 65 - по выбору
Майкапар С. Этюд ми минор
Назарова Т. «Струйки» (этюд)
Черни К. Этюды. Соч. 821 №№ 5, 7, 24, 26, 33, 35
Шитте Л. 25 этюдов. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9
Шмит Г. Этюд. Соч. 3 № 16
Примерный список произведений для чтения нот с листа
Виноградов Ю. «Танец медвежат»
Диабелли А. Багатель
Грубер Ф. Колыбельная
Гуммель И. Экосез
Кулау Ф. Экосез
Остен Т. Колыбельная
Телеман Г. Аллегро
Тюрк Д. Детская пьеса
Хоф И. Танец
Шишов И. Песня
Ансамбли
Брат и сестра. Вып.2,3. Сост. В. Натансон – по выбору
Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.1 – по выбору
Избранные ансамбли для 2-х ф- но в 4 руки. Вып.4. Сост. Г.Баранова, Т.
Взорова: Аренский А. Гавот, Романс
Сборник фортепианных пьес, этюдов
и
ансамблей. Вып.4, ч.2. Сост. С.
Ляховицкая: Мусоргский М. Гопак
Фортепианные ансамбли для ф-но в 4 руки. Ред.Н.Лукьяновой - по выбору
Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред .Л.Ройзмана и В. Натансона: Беркович И.
Вальс
Блантер М. Футбол (спортивный марш)
Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Формы контроля
3 класс
Контрольное занятие
Октябрь
Чтение нот с листа
Музыкальные термины
Дифферинцированный
зачет
Декабрь
2
произведения
разного
характера
Контрольное занятие
Март
Чтение нот с листа
Музыкальные термины
20
Открытое
прослушивание
Май
2 произведения: полифония
или
крупная
форма,
пьеса
или этюд
Структура программы открытого прослушивания:
–
полифония или крупная форма,
–
пьеса или этюд.
Примеры программ:
I вариант
Бах И.С. Волынка
Бургмюллер Ф. «Арабеска» (этюд)
II вариант
Беркович И. Сонатина До мажор
Майкапар С. «Раздумье»
III вариант
Бах И.С. Менуэт соль минор
Накада Е. «Танец дикарей»
Требования к зачету по чтению с листа
Чтение с листа двух произведений уровня 1 класса
Четвёртый год обучения
Продолжается развитие беглости, разновесовой игры, полифоническое
мышление и слышание. Акцентируется внимание на осознанном
художественном исполнении.
В течение года педагог должен пройти с учеником 6-8 произведений в
различной степени готовности:
- 1 произведение крупной формы
- 1 полифоническое произведение
- 2-3 пьесы (включая подбор аккомпанемента по буквенным басам)
- 1 ансамбль
- 2 этюда
Чтение с листа. Накопление навыков ансамблевой игры.
Гаммы
3-4
мажорные
и
минорные
(три
вида)
до
4-х
знаков
в
прямом
движении на 4 октавы и в противоположном с симметричной аппликатурой,
хроматические гаммы в прямом движении, а расходящиеся от ре и соль диез.
Трезвучия с обращением, арпеджио короткие и длинные (по возможности)
Примерный репертуарный список:
Полифония
21
Бах Ф.Э. Фантазия до минор
Гедике А. Инвенция. Соч. 60 № 9
Гендель Г. Куранта
Гендель Г. Сарабанда с вариациями
Гендель Г. Фуга Соль мажор
Глинка М. Фуга ля минор
Глинка М. Четыре двухголосные фуги - по выбору
Кирнбергер И. «Шалун»
Люлли Ж. Гавот соль минор
Маттесон И. Ария
Моцарт В.А. Жига
Мясковский Н. Соч. 43: «Охотничья перекличка», «Элегическое настроение»
Павлюченко И. Фугетта
Пахельбель И. Фугетта
Рихтер М. Менуэт
Фрескобальди Д. Песня
Щуровский Ю. «Степная песня»
Крупная форма
Беркович И. Концерт Соль мажор
Бетховен Л. Сонатина Ми-бемоль мажор, ч. I
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. II
Вебер К. Сонатина До мажор, ч. I
Гайдн Й. Сонатина Соль мажор, ч. I
Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор
Диабелли. А. Рондо. Соч. 151
Диабелли А. Сонатина До мажор, ч. I
Дусек Я. Сонатина Соль мажор
Клементи М. Сонатины. Соч. 36 №№ 3, 4, 5
Клементи М. Сонатина До мажор, ч. I. Соч.37 № 1
Кулау Ф. Сонатина До мажор, ч. I. Соч. 55 № 1
Майкапар С. Вариации на тему русскую тему. Соч.8
Медынь Я. Сонатина До мажор
Моцарт В.А. Соната До мажор, ч. I
Моцарт В.А. Соната Фа мажор, ч. I
Моцарт В.А. Шесть сонатин: До мажор, Си-бемоль мажор
Фадеев В. Веселый концерт
Черни К. Сонатина До мажор
Чимароза Д. Сонаты: ре минор, Ми-бемоль мажор, соль минор
Шпинглер А. Сонатина
Штейбельт Д. Сонатина До мажор
Шуман Р. Детская соната, ч.I
Пьесы
Акутагава Я. Пьеса
Александров А. «Встреча»
22
Амиров Ф. Ноктюрн
Барток Б. Детям. Тетрадь II: №№ 32 - 37
Бах В.Ф. «Весной»
Бах Ф.Э. Анданте Ре мажор
Бетховен Л. Элегия
Вебер К. Вальс Ля-бемоль мажор
Гедике А. Десять миниатюр. Соч. 8 №№ 2, 4, 7, 10
Гладковский А. «Маленькая танцовщица»
Грибоедов А. Вальс
Вебер К. Романс
Григ Э. Элегия. Соч. 47 № 7
Гедике А. Прелюдия
Глиэр Р. Мазурка. Соч. 47
Денисов Э. «Колокола»
Гнесина Е. Марш.
Губайдуллина С. «Барабанщик»
Дварионас Б. Вальс ля минор
Жиганов Н. «Танец мальчиков»
Зив М. Романс
Зиринг В. «В лесу». Соч. 8.
Лей Ф. «История любви»
Лядов А. «Танец комара»
Майкапар С. Элегия. Соч. 43
Мендельсон Ф. 6 детских пьес :Ми-бемоль мажор, Ре мажор
Парцхаладзе М. 18 детских пьес: №№ 2, 11, 15
Пахульский Г. «Интимное признание»
Пирумов А. «Воспоминание»
Прокофьев С. Детская музыка. Соч. 65: «Сказочка», «Прогулка», «Шествие
кузнечика».
Сигмейстер Э. Шотландский танец
Симонова В. «Листопад»
Шостакович Д. Танец
Эшпай А. «Перепёлочка»
Эйгес Э. Русская песня
Этюды
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 4, 5, 9
Беренс Г. Этюды. Соч. 61 №№ 1 - 3, 24
Беренс Г. Этюды. Соч. 88 №№ 5, 7, 10
Гедике А. Этюд. Соч. 46 № 44
Геллер С. Этюды (по выбору)
Бургмюллер Ф. Этюды. Соч. 109 № 18
Дювернуа Ж. Этюд
Зиринг В. Этюд. Соч. 20
Лак Т. Этюд. Соч. 127 № 1
23
Лемуан А. Этюды. Соч.37 №№ 5, 28 - 30, 32, 33, 37, 48, 50
Лёшгорн А. Этюды. Соч. 66 №№ 1 - 4
Майкапар С. Стаккато-прелюдия. Соч. 31
Майкапар С. «У моря ночью» (этюд)
Черни К. Избранные этюды. Тетрадь II: №№ 6, 8, 12
Черни К. Этюды. Соч. 299 №№ 1 - 4, 14
Черни К. Этюды. Соч. 821 №№ 5, 7, 24, 26, 33, 35
Шмит Г. Этюд. Соч. 3 № 16
Шитте Л. Этюды. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9
Примерный список произведений для чтения нот с листа
Беркович И. Мазурка
Витлин В. Марш
Волков В. «Танцующие секунды», Танец, «Жалоба птички»
Дмитриев Г. «Механическая кукла»
Жилинский А. «Мышата»
Львов-Компанеец Д. Неаполитанская песенка
Мерабишвили М. «Балерина»
Росин В. «Сказочка»
Стоянов А. «Весёлое приключение»
Торопова Н. Новогодний вальс
Ансамбли
Брат и сестра. Вып.2,3. Сост. В. Натансон – по выбору
Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.1 – по выбору
Избранные ансамбли для 2-х ф- но в 4 руки. Вып.4. Сост. Г.Баранова, Т.
Взорова: Аренский А. Гавот, Романс
Сборник фортепианных пьес, этюдов
и
ансамблей. Вып.4, ч.2. Сост. С.
Ляховицкая: Мусоргский М. Гопак
Фортепианные ансамбли для ф-но в 4 руки. Ред.Н.Лукьяновой - по выбору
Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред .Л.Ройзмана и В. Натансона: Беркович И.
Вальс
Блантер М. Футбол (спортивный марш)
Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Формы контроля
4 класс
Контрольное занятие
Октябрь
Чтение с листа
Музыкальные термины
Дифферинцированный
зачет
Декабрь
2
произведения
разного
характера
Контрольное
прослушивание
Март
3 произведения
24
Итоговая аттестация в
форме
концертного
выступления
Май
3произведения:
Полифония или
крупная форма,
2 пьесы разного характера
( од н у
и з
н и х
м о ж н о
заменить
на
этюд
или
а н с а м б л ь ,
л и б о
аккомпанемент)
Структура итоговой аттестации (в форме концертного выступления)
по
специальности:
–
полифония или крупная форма,
–
2 пьесы разного характера (одну из них можно заменить на этюд или
ансамбль, либо аккомпанемент)
Примеры программ
I вариант
Гедике А. Инвенция. Соч. 60 № 9
Лемуан А. Этюд. Соч.37 (по выбору)
Лей Ф. «История любви»
II вариант
Медынь Я. Сонатина До мажор
Гладковский А. «Маленькая танцовщица»
Мусоргский М. Гопак (ансамбль)
III вариант
Рихтер М. Менуэт
Шостакович Д. Танец
Чайковский П. «Сладкая греза» (аккомпанемент)
Требования к зачету по чтению с листа
Чтение с листа произведения уровня 2 класса
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом
освоения
программы
по
учебному
предмету
«Фортепиано»
является
приобретение
учащимися
следующих
знаний,
умений и навыков:
навыков
исполнения
музыкальных
произведений
(сольное
исполнение,
ансамблевое исполнение);
умений
использовать
выразительные
средства
для
создания
художественного образа;
умений
самостоятельно
разучивать
музыкальные
произведения
различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
25
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
Контроль
знаний,
умений,
навыков
учащихся
обеспечивает
оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы
контроля
успеваемости
учащихся
позволяют
объективно
оценить
успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Фортепиано»
являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена
на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету,
на
ответственную
организацию
домашних
занятий
и
может
носить
стимулирующий характер.
Текущий
контроль
осуществляется
регулярно
преподавателем,
отметки
выставляются
в
журнал
и
дневник
учащегося.
В
них
учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная
аттестация
определяет
успешность
развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации
являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также
концерты,
тематические
вечера
и
прослушивания
к
ним.
Участие
в
концертах
приравнивается
к
выступлению
на
академическом
концерте.
Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную,
годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
26
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать
знания,
умения
и
навыки
в
соответствии
с
программными требованиями.
Форма
и
содержание
итоговой
аттестации
по
учебному
предмету
«Фортепиано»
устанавливаются
образовательной
организацией
самостоятельно.
Критерии оценки
Критерии
оценки
качества
подготовки
учащегося
позволяют
определить
уровень
освоения
материала,
предусмотренного
учебной
программой.
Основным
критерием
оценок
учащегося,
осваивающего
общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского
текста, художественная выразительность, владение техническими приемами
игры на инструменте.
При
оценивании
учащегося,
осваивающегося
общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование
устойчивого
интереса
к
музыкальному
искусству,
к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей
году
обучения,
наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техниче скими
п р и е м а м и ,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
техниче ских
приемов, позволяющих создавать художественный
образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное
исполнение
с
наличием
мелких
т е х н и ч е с к и х
н е д о ч е т о в ,
н е б о л ь ш о е
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении
обнаружено
плохое
знание
нотного
27
т е кс т а ,
т ех н и ч е с к и е
о ш и б к и ,
х а р а к т е р
произведения не выявлен
2
(«неудовлетворительно»)
незнание
наизусть
нотного
текста,
слабое
владение
навыками
игры
на
инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает
достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний
срок
реализации
программы
учебного
предмета
позволяет:
перейти
на
обучение
по
предпрофессиональной
программе,
продолжить
самостоятельные
занятия,
приобщиться
к
любительскому
сольному и ансамблевому музицированию.
Важнейшие
педагогиче ские
принципы
по степенно сти
и
последовательности
в
изучении
материала
требуют
от
преподавателя
применения
различных
подходов
к
учащимся,
учитывающих
оценку
их
интеллектуальных,
физических,
музыкальных
и
эмоциональных
данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
разная
мера
помощи
преподавателя
учащимся
при
выполнении
учебных заданий;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации
при
объяснении
материала
является
актуализация
полученных
учениками
знаний.
Важно
вспомнить
именно
то,
что
будет
необходимо
при
объяснении
нового
материала.
Часто
на
этапе
освоения
нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
28
Основное
время
на
уроке
отводится
практической
деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко
продуман
выбор
репертуара.
Целесообразно
составленный
индивидуальный
план,
своевременное
его
выполнение
так
же,
как
и
рационально
подобранный
учебный
материал,
существенным
образом
влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые
репертуарные
списки,
программы
к
зачетам
и
контрольным
урокам,
включающие
художественный
и
учебный
материал
различной
степени
трудности,
являются
примерными,
предполагающими
варьирование,
дополнение
в
соответствии
с
творческими
намерениями
преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На
заключительном
этапе
ученики
имеют
опыт
исполнения
произведений
классической
и
современной
музыки,
опыт
сольного
и
ансамблевого
музицирования.
Исходя
из
этого
опыта,
они
используют
полученные
знания,
умения
и
навыки
в
исполнительской
практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся
получает
знания
музыкальной
грамоты,
основы
гармонии,
которые
применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы
работы
над
качеством
звука
зависят
от
индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1.
Список рекомендуемой учебной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
29
Альбом
легких
переложений
для
ф-но
в
4
руки.
Вып.2/сост.
Э.Денисов,1962
Альбом
юного
музыканта.
Педагогический
репертуар
ДМШ
1-3
кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С.
Маленькие
прелюдии
и
фуги
для
ф-но.
Под
ред.
И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина
Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-
метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,
2011
Гедике А.
40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.
пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ:
Уч.
пос.
/
редакторы
–
составители
А.Г.Руббах
и
В.А.Натансон
М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ:
Уч. пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное музыкальное
издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:
Союз художников, 2008
Лемуан А.
Соч.37.
50
характерных
и
прогрессивных
этюдов.
М.:
Музыка, 2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
30
Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
Лешгорн
А. Избранные этюды. Соч.65, 66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
Милич Б.
Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
Милич Б.
Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
Милич Б.
Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008
Музыка
для
детей.
Фортепианные
пьесы:
вып.2,
издание
4.
Сост.
К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах.
М., 1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова.
М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная
коллекция,
2-3
классы
ДМШ.
Сборник
пьес
для
ф-
но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д:
Феникс, 2008
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.
Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:
Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
Путешествие
в
мир
музыки:
Уч.
пособие/сост.
О.В.Бахлацкая.
М.:
Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М.
Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая
редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
Педагогический
репертуар
ДМШ.
Этюды
для
ф-но
5
кл./
Ред.
В.Дельновой. М.,1974
Полифонические
пьесы.
Педагогический
репертуар
ДМШ
4-5
кл./
М.,1974
Пьесы
композиторов
20
века
для
ф-но.
Зарубежная
музыка/
Ред.
Ю.Холопова. М.,1996
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель
С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
31
Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:
Учеб.
пособие/Сост.
и
редактор
А.Юровский.
М.:
Государственное
музыкальное издательство, 1962
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М.,
Музыка, 1993
Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая.
М., 1961
Таривердиев М.
«Настроения».
24
простые
пьесы
для
фортепиано.
Изд. «Классика XXI век». М., 2002
Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев, Музична Украина, 1973
Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич
Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,
Л.Рощина. М.: Музыка, 1988
Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост.
М.Копчевский. М.: Музыка, 1978
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983
Хрестоматия
для
ф-но,
1
кл.
ДМШ:
Учебник
/сост.
А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хрестоматия
для
ф-но,
2
кл.
ДМШ:
Учебник
/сост.
А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Хромушин
О.
Джазовые
композиции
в
репертуаре
ДМШ.
Изд.
«Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.
А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р.
Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
Школа
игры
на
ф-но:
Учебник/
сост.
А.Николаев,
В.Натансон.
М.:
Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:
Учеб.
пособие/
сост.
и
редакция
Л.И.Ройзмана,
В.А.Натансона.
М.:
Советский композитор, 1967
32
Юному
музыканту-пианисту,
5
кл.:
Хрестоматия
для
уч-ся
ДМШ:
Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д:
Феникс, 2008
2.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка,
1978
2.
Асафьев
Б.
Избранные
статьи
о
музыкальном
просвещении
и
образовании. М.-Л., 1965
3.
Баренбойм
Л.
"Путь
к
музицированию".
2-е
изд.
М,
Советский
композитор,1973
4.
Корто
А.
"О
фортепианном
искусстве".
М.,
Музыка,
1965
5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве".
М., Музыка, 1966
6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной
игре". М., Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9.
Метнер
Н.
"Повседневная
работа
пианиста
и
композитора",
М.,
Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка,
1987
11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12.
Смирнова
Т.
"
Беседы
о
музыкальной
педагогике
и
о
многом
другом". М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М.,
Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"
33