Автор: Норманская Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с "Ручеек № 4"
Населённый пункт: Московская обл. г. Лобня
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: Конспект занятия по валеологии "Здоровые зубы - красивая улыбка"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ ЦРР Детский сад №4 «Ручеек»
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе
Тема: «Здоровые зубы – красивая улыбка»
Составила и провела воспитатель: Норманская Н.Н.
2020 г. М.О. г. Лобня
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе
Тема: «Здоровые зубы – красивая улыбка»
Цель: формировать умение самостоятельно следить за своим здоровьем.
Образовательные: познакомить детей со строением зубов и их назначением
в жизни организма, распределением зубов по челюсти; изучить правила ухода
за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил.
Развивающие: Развивать диалогическую речь, логику мышление.
Воспитательные: воспитывать у детей веру в себя, убеждение, что при
выполнении правил, и тренировок каждый может стать здоровым, сильным,
выносливым, прививать навыки личной гигиены;
Предварительная
работа:
отгадывание
загадок,
чтение рассказа: «Про
орехи, репку и зубную щетку». Беседа с детьми о вредных и полезных
продуктах для зубов. Рассматривание зубных щеток и паст.
Оборудование: схемы: «Разрез
зуба», «Как
чистить зубы», «Давайте
посчитаем
наши зубы», «Так
растёт
зуб», «Стадии
разрушения
зубов»,
зубные щётки, зубные пасты.
Предварительная
работа:
з ау ч и в а н и е
п о с л о в и ц
и
п о г о в о р о к
«Если зубы вдруг могли бы говорить, то они нас тут же начали учить: ты нас
чисти,
чисти,
чисти,
не
спеши,
и
снаружи,
и
внутри
нас
почеши», «О
здоровье
суди
не
по
годам,
а
по
зубам», «Крепкие зубы
–
здоровью
любы», «Красивые зубы – красивая улыбка».
Ход.
Воспитатель: - Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму.
Отгадайте загадку:
Тридцать два весёлых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Дети. – Зубы.
Воспитатель. - Сегодня мы поговорим о зубах, от чего они разрушаются и
как за ними ухаживать. А что вы знаете о зубах? Какую важную роль
выполняют зубы?
Дети.
–
Они
измельчают
пищу.
Без
зубов
невозможно
нормальное
п и щ е в а р е н и е ,
п и щ а
з у б а м и
р а з м е л ь ч а е т с я ,
разжёвывается. Зубы способствуют
ясному
произношению
звуков,
они
украшают лицо.
Воспитатель. - Посмотрите в зеркало и посчитайте, сколько у вас зубов?
Дети. – 20 зубов.
Воспитатель. – Одинаковую ли форму имеют ваши зубы?
Дети. – Нет.
Воспитатель. – Что ещё вы знаете про зубы?
Дети. – У взрослого человека 32 зуба, 16 на верхней челюсти, 16 на нижней.
Они имеют разную форму, так как выполняют разную работу.
Воспитатель. – Какую работу выполняют зубы?
Дети. Спереди красуются восемь острых резцов, ими мы легко перегрызаем
морковку
или
репку.
За ними четыре
крепких
клыка,
они
помогают
нам
откусить
кусочек
чего-нибудь
твёрдого
или
вязкого.
А
позади
восемь
больших коренных зубов, их задача перетирать пищу.
Воспитатель вывешивает таблицу «Строение зубов» и показывает.
- Зубы – самые твёрдые части нашего организма. Белая часть зуба называется
коронкой, остальная спрятана в десне – эта часть называется – корнем.
Корень
прочно
удерживает
зуб
в
челюсти.
Сверху зубы покрыты
белым
прочным блестящим веществом – эмалью. Под эмалью находится жёлтая
часть
зуба,
более
мягкая
чем
эмаль-
дентин,
вот
его-то
и
высверливает
острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть
дырочку пломбой из особо твёрдого цемента. Внутри зуба спрятана мягкая
пульпа, а в ней проложены нервы и кровеносные сосуды, питающие зуб так
же как все остальные части тела. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и
холод.
Рассматривание таблицы «Вот как выглядит зуб изнутри»
-
У
д е т е й
в с е го - н а в с е го
2 0
з у б о в ,
д а
и
т е
м о л о ч н ы е ,
и
появляются (прорезываются) далеко не сразу. Примерно в 6 месяцев у детей
появляются первые молочные зубы, которые к 12 годам выпадут, а вместо
них
вырастут
новые
постоянные,
поэтому
раз
в
жизни
каждый
человек
меняет свои зубы на новые.
Таблица «Так растёт зуб».
- Сначала взрослый или постоянный зуб совсем маленький, но проходит
время, и он начинает расти. А потом выталкивает своего собрата наружу,
поэтому,
когда
молочные з у б ы сменяются
на
постоянные,
мы
должны
особенно заботливо к ним относиться – больше своих новых зубов у нас не
будет.
Таблица «Стадии разрушения зубов».
- Почему и зачем нужно ходить к зубному врачу? (Ответы детей)
- Если у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не торопишься пойти к врачу и
запломбировать
это
крохотное
отверстие,
ты
сам
гостеприимно
предоставляешь удобную квартирку микробам. Даже в самом маленьком
дупле,
где
скапливаются
крошки
пищи,
могут
разместиться
миллионы
микробов.
Дети. – А без зубов скверно: и пищу пережёвывать плохо, и разговаривать
трудно, да и улыбка малопривлекательная. И даже, если зубы не болят, то
всё равно их нужно показывать врачу, он может заметить самое начало
заболевания зуба.
Воспитатель. – Как называется это заболевание?
Дети. – Кариес.
Воспитатель. – Как называют врача, который лечит зубы?
Дети. - Стоматолог.
Психогимнастика.
Воспитатель. – Вам необходимо посетить зубного врача, а чувство страха
мешает это сделать. Найдите положительные моменты в этой ситуации.
Дети. – Я храбрый.
- У меня будут красивые зубы.
- Я познакомлюсь с доктором.
Воспитатель. – Вы узнали, как важно иметь здоровые зубы. Что нужно
делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? (Ответы детей)
А ещё не грызите орехи, сахар, твёрдые конфеты.
Игра «Это полено, это вредно».
Воспитатель. – Выберите для зубов те продукты, которые для них полезны.
(Морковь,
конфеты,
яблоко,
торт,
рыба,
мороженое,
молоко,
капуста,
шоколад, сыр, репа и т. д.). Почему эти продукты полезны для зубов?
Дети. – Они богаты витаминами и укрепляют зубы.
Воспитатель. – Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Давайте выясним: чем
вы можете себе помочь? Сколько раз в день нужно чистить зубы?
Дети. – Чистить зубы надо два раза в день: утром и вечером перед сном.
Воспитатель. – Правильно, а ещё после еды надо полоскать рот тёплой
водой. У каждого человека есть своя щётка, она на только чистит зубы, но и
делает
массаж.
Верхние зу б ы нужно
чистить
движениями
сверху
вниз,
нижние – снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной, но и с
внутренней
стороны,
желательно
чистить зубы круговыми
движениями.
Чтобы хорошо почистить зубы требуется не менее 3-х минут. Пользоваться
нужно только своей зубной щёткой и следить, чтобы она была чистой.
Воспитатель. – На выставке у нас собраны зубные пасты, посмотрите на них
и назовите, какие из них вы знаете.
Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну
пасту, дети должны определить, какая паста исчезла.
Воспитатель. – Отгадайте загадку: Зубам верная подружка – это…
Дети. – Зубная щётка.
Воспитатель.
–
Вот
что
мы
знаем
о
зубной
щётке.
Ещё
Пётр
1
в
обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпочкой
с
толчёным
мелом.
Зубные
щётки
изготавливают
из
искусственного
и
натурального волокна (показ и сравнения). Кроме обычных зубных щёток
применяют электрические зубные щётки, зубные нити – флоссы для удаления
остатков пищи, зубочистки. Что может предложить народная медицина для
укрепления зубов?
Ответы детей.
Воспитатель.
–
Для
укрепления
зубов
полезно
натирать
дёсны
соком
подорожника или полоскать настоем этой травы. Нужно каждый день есть
хотя бы одну дольку чеснока. Употребление чёрного хлеба очень полезно для
питания и сохранения зубов.
Дети. – А если вечером заболел зуб, что делать?
Воспитатель. – Можно кусочек свиного сала положить на больное место и
держать 15-20 минут или для уменьшения боли положить на зуб сырую
свёклу.
Итог.
Народная
мудрость гласит: «Здоровые зубы
–
здоровью
любы»,
объясните смысл этой пословицы. Как сохранить здоровые зубы?
1. Нужно чистить зубы два раза в день.
2. Ходить к стоматологу.
3. Поменьше есть сладостей.
4. Употреблять больше в пищу фруктов и овощей.
Уточняем движения при чистки зубов.
Дети рассматривают «Стадии разрушения зубов».
Игра «Это полено, это вредно».