Автор: Павлова Ксения Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества города Белово"
Населённый пункт: Кемеровская область. город Белово
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Современный народный танец
Раздел: дополнительное образование
Управление образования Администрации Беловского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Белово»
Принята на заседании
методического совета
от «___» __________20__г.
Протокол №___________
Утверждаю
Директор МБУДО ДДТ
города Белово
_______________Т.Н. Казаева
«___» _________________20___г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Современный народный танец»
Возраст учащихся 10-16лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Павлова Ксения Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Белово, 2020
1
Содержание
Паспорт программы
с. 3
1.
Комплекс основных характеристик программы
Нормативно-правовое обеспечение программы
с. 4
П оя с н и т е л ь н а я
з а п и с к а (нормативно-правовые
основы
разработки
дополнительной
общеобразовательной
программы,
направленность
программы,
новизна
программы,
актуальность
программы,
педагогическая
целесообразность,
цель
и
задачи
программы,
уровни
сложности
программы,
отличительные
особенности
программы,
возраст
учащихся
с
особенностями
приема,
планируемые
результаты,
объем
и
сроки
освоения
программы, формы и методы организации занятий, особенности
организации
образовательного
процесса,
режим
организации
занятий)
с. 5-11
Учебно-тематический план первого года обучения
с. 12
Содержание программы первого года обучения
с. 13-14
Учебно-тематический план второго года обучения
с. 15
Содержание программы второго года обучения
с. 16-17
Учебно-тематический план третьего года обучения
с. 18
Содержание программы третьего года обучения
с. 19-20
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Методическое обеспечение к программе
с. 21-22
Дидактический материал
с. 22
Условия реализации программы
с. 23-24
Материально – техническое обеспечение программы
с. 24
Литература
с. 25-27
Приложения
с. 28-39
Паспорт программы
Наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Современный народный танец»
Автор программы:
Педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ города Белово
2
Образовательная направленность:
Художественная
Цель программы:
эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ
хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка,
создание условий для личностного и профессионального самоопределения
воспитанников.
Задачи программы:
Обучающие
Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству
танца;
Формирование
необходимых
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков;
Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья,
режим дня. Гигиена).
Воспитательные
В о с п и т а н и е
в н и м а н и я ,
д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т и ,
в о л и ,
самостоятельности;
Воспитание
чувства
дружбы,
товарищества
и
взаимовыручки
в
сотрудничестве;
Формирование нравственных представлений.
Развивающие
Развитие творческих способностей, обучающихся;
Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
Развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки,
которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит
детей к самореализации в жизнедеятельности.
Возраст учащихся:
10-16лет.
Год разработки программы:
2020 год
Сроки реализации программы:
3 года
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от
29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей
и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
3
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно
-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций ДО детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы
образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы;
Лицензия серия 14540 от 10 июля 2014 на осуществление образовательной
деятельности, Государственной службой по надзору и контролю в сфере
образования Кемеровской области;
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества города Белово»;
Программа развития Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества города Белово».
Методическое обеспечение программы:
Учебно-методический комплекс.
Материалы из опыта работы педагога.
Материально-техническое обеспечение программы.
Специальная, методическая литература (см. список литературы)
Рецензенты:
Пояснительная записка
4
Дополнительная, общеразвивающая программа «Современный народный
танец» модифицированная, художественной направленности.
Образовательное
и
воспитательное значение занятий
хореографией
огромно.
Занятия
хореографией
при
их правильной организации
развивают
умственные
способности
воспитанников,
расширяют
их
художественный
кругозор.
Формируют
нравственные
представления
и
содействуют
формированию творческого отношения к окружающему миру.
Р а б о т а
п о хореографическому
воспитанию
отличается
большим
многообразием
форм,
которые
требуют
от
воспитанников
проявления
организованности,
самодеятельности,
инициативы,
что
способствует
воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Осуществляемое в
т е с н о й связи
с
умственным,
нравственным,
эстетическим воспитанием хореографическое
воспитание содействует
всестороннему развитию детей.
Основные средства
хореографического воспитания
–
физические
упражнения.
Они формируют двигательные умения
и
навыки,
способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение
и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание.
Настоящая
Программа
составлена на
основе учебного пособия для
студентов
учреждений среднего
профессионального
образования,
обучающихся по специальности «Педагогика дополнительного образования»
«Учите детей танцевать», учебного пособия для ВУЗов под редакцией Г.П.
Гусева
«Методика
преподавания народного
танца».
Также
в
Программу
включены
выборочные
материалы
из
программ
и
пособий
для
образовательных и профилирующих заведений.
Программа «Современные народные танцы» имеет культурологическую
направленность и является модифицированной.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.
Задача
педагога
дополнительного
образования
состоит
не
в
максимальном
ускорении
развития
творческих
способностей
ребенка,
а
прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее
полного раскрытия и реализации способностей.
Способствуя формированию культурно-нравственных ценностей детей,
творческих
умений
и
навыков,
Программа
является общеразвивающей и
образовательной, т.к. полученные воспитанниками знания используются в
их жизнедеятельности.
Данная Программа актуальна в связи с тем, что в последнее время
национально-культурные
традиции,
которые
являются
источником
формирования морально-этических
норм
и
связывают
народ
с
историческими корнями, требуют сохранения и развития.
5
Педагогическая
целесообразность обусловлена
в а ж н о с т ь ю
художественного
образования,
использования
познавательных
и
воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у
обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический
вкус, нравственность.
Цель
данной Программы: эстетическое
развитие
воспитанников
в
процессе
изучения основ
хореографического
искусства
и
развитие
творческого
потенциала
ребенка,
создание
условий
для
личностного
и
профессионального самоопределения воспитанников.
В
р е зул ьт ат е
и зу ч е н и я
к у р с а
п р о г р а м м ы
р е а л и з у ю т с я
следующие задачи:
Обучающие
Художественное просвещение
детей,
привитие
им
интереса
к
искусству танца;
Формирование
необходимых
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков;
Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья,
режим дня. Гигиена).
Воспитательные
В о с п и т а н и е
в н и м а н и я ,
д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т и ,
в о л и ,
самостоятельности;
Воспитание
чувства
дружбы,
товарищества
и
взаимовыручки
в
сотрудничестве;
Формирование нравственных представлений.
Развивающие
Развитие творческих способностей обучающихся;
Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
Развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки,
которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит
детей к самореализации в жизнедеятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 10 до 16 лет.
Отличительной особенностью данной программы от типовой, заключаются
в том, что обучение ведется с использованием игровых методик (музыкально-
игровое творчество, импровизация, стилизация современных стилей), это
делает
занятия
интересными
и
современными.
Данная
методика
соответствует
возрастным
особенностям
учащихся.
Ведущей
идеей
программы
является
обучение
технике
современного
танца
в
различных
сочетаниях современных стилей через танцевально-игровую деятельность
(игротанцы, подражательные игры, творческие задания).
Формы и методы обучения
методы:
6
- формирование сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа,
диспут.
- организация деятельности и формирования опыта поведения: приучения,
педагогическое
требование,
упражнение,
общественное
мнение,
воспитывающие ситуации.
-
стимулирование
поведения
и
деятельности:
поощрение
(ведение
рейтинговой таблицы, конкурсы по разным номинациям).
Имеют место различные типы и формы занятий:
- изучение нового материала;
- формирование новых умений и навыков;
- практические занятия (применение умений и навыков)
- творческие отчеты;
- викторины;
- театрализованные представления;
- игры.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего
периода обучения.
Особенное
внимание
уделяется
учащимся
младшего
возраста.
Делается
акцент
на
ритмические
и
образные
упражнения.
В
первый
год
занятий
педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к учащимся,
заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости
приложения труда для усвоения основ танцевальной деятельности.
Основное содержание цикла занятий рассчитано на три года, содержание и
задачи
каждого
из
них
взаимосвязаны,
года
соответствуют
группам
начального звена обучения, и от года к году идет усложнение.
Наполняемость учебной группы
Количество учащихся в группе – 12-15 человек, ее состав постоянный.
Особенности возрастной группы детей. В хореографическое объединение
принимаются физически здоровые дети в возрасте от 10 - 16 лет. В процессе
обучения учащиеся проходят 3года обучения:
Возраст учащихся
- первый год (10-12 лет).
Учащиеся получают навыки умения выявлять и
воспринимать ритм.
Идет формирование творческого потенциала учащихся,
их коммуникативных навыков;
-
второй
год
(12-14
лет). Учащиеся продолжают отрабатывать
навыки
постановка
корпуса,
сочетание
упражнений
на
натянутость
ног
и
перемещений
в
пространстве,
варианты
ходьбы
по
диагонали,
по
кругу.
7
Продолжается
формирование
творческого
потенциала
учащихся,
их
коммуникативных навыков.
третий
год
(14-16лет).
Учащиеся
продолжают
отрабатывать
навыки
упражнениями на полу (parterre),техника исполнения танцевальных номеров.
Продолжается
формирование
творческого
потенциала
учащихся,
их
коммуникативных навыков. Это отражается в проявлении оригинальности в
исполнении танцевальных композиций.
Особенности набора учащихся - свободный.
Особенности организации образовательного процесса: традиционная.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
- 1 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, с перерывом на перемену 10
минут.
- 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, с перерывом на перемену 10
минут.
- 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, т с перерывом на перемену 10
минут.
Сроки реализации. Содержание программы и распределение учебных
часов дифференцируется по годам обучения. Программа рассчитана на 4 года
обучения:
- 1 год обучения стартовый уровень– 216 часа (12-15 человек);
- 2 год обучения базовый уровень– 216 часов (12-15 человек);
- 3 год обучения базовый уровень – 216 часов(12-15 человек);
Уровень усвоения программы
Принципом
проектирования
и
реализации
данной
программы
является
разноуровневость.
Содержание
и
материал
программы
составлен
в
соответствии со следующими уровнями сложности:
стартовый
-
рассчитан
на
ознакомление,
т.е.
простое
запоминание
и
воспроизведение изученного материала;
базовый
- рассчитан
на
выявление
и
развитие
у
учащихся
творческих
способностей и интереса к хореографическому искусству.
Ожидаемые результаты и способы их определения
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
танцевальные термины;
правила исполнения основных движений;
схему танцевального зала;
основные положения рук, ног, головы и корпуса;
уметь:
маршировать в образах;
8
перестраиваться;
вести музыкально-ритмическую игру;
простейшие танцевальные движения;
выпрямлять конечности и позвоночник в прямую линию;
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
принципы составления учебных комбинаций;
историю развития танца как вид искусства;
творчество наиболее известных танцовщиков, балетмейстеров;
уметь:
уметь чувствовать элементарную координацию, ритм и темп;
уметь
ориентироваться
в
хореографической
фразе,
двигательной
памяти и внимания;
различать характер и настроение музыки;
развить физические данные;
маршировать в темпе и ритме музыки;
творчески подходить к решению жизненных задач;
активно проявлять себя в жизненных ситуациях;
работать самостоятельно и в коллективе;
владеть:
танцевально-ритмическими композициями в группе;
упражнениями партерной гимнастики;
сценическими движениями.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
знать затактовое построение и начало такта;
в полном объеме программный материал;
уметь:
отражать в движении характер и динамические оттенки музыки;
осуществлять контроль своей деятельности;
анализировать, классифицировать, устанавливать аналогии;
передавать в движении структуру музыкального произведения;
владеть:
музыкальностью, пластичностью движений;
умением игры во время исполнения танцевального номера.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы дополнительного образования
9
образовательные:
развитие
познавательного
интереса
к
танцевальному
искусству;
освоение
методики
исполнения
движений
народного
танца,
основных
элементов
народно-сценического
танца;
освоение
основных
правил
актерского
мастерства;
обучение
танцевальному
этикету;
формирование умения переносить культуру поведения и общения в танце на
межличностное общение в повседневной жизни;
метапредметные:
развитие мотивации к творческой деятельности, танцу,
творческой
самореализации;
формирование у обучающихся творческого
подхода к решению проблем, развитие творческих способностей;
развитие
потребности в саморазвитии, личностном росте через создание ситуации
у с п е х а ;
развитие
самостоятельности,
активности,
ответственности.
личностные:
формирование
общественной
активности
личности,
гражданской
позиции;
формирование культуры общения и поведения в
социуме;
эстетическое совершенствование ребенка, гармоничное духовное
и
физическое
развитие;
воспитание бережного отношения к культуре и
традициям
России;
формирование
системы
ценностей
отечественной
культуры.
Диагностирование
результатов
образовательной
деятельности
проходит в 3 этапа: входной (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый
(май) соответственно:
10
- начальное определение уровней знаний через устный, тестовый опрос, по
основным вопросам пройденной программы;
-
промежуточный
контроль
знаний,
умений
по
разделам
курса
(тесты,
практическая
и
самостоятельная
работа).
Цель
этого
этапа
–
диагностирование качества усвоения материала;
- итоговая проверка знаний и умений, приобретенных учащимися в течение
учебного года (тесты, городские и областные конкурсы).
Формы подведения итогов:
-входная, промежуточная и итоговая диагностики;
-педагогическое
наблюдение
и
педагогический
анализ
результатов
активности учащихся на занятиях.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится
в
форме
концертов,
участие
в
поселковых,
городских
и
областных
мероприятиях,
в
танцевальных
конкурсах
и
фестивалях
городского,
областного, межрегионального и международного значения. В
конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги и
родители, подводятся итоги.
Учебно – тематический план
первого года обучения
Задачи:
познакомить с народным танцем;
обучать практическим умениям и навыкам основных упражнений;
11
расширить имеющиеся знания и обеспечить условия для дальнейшего
развития партерного экзерсиса;
развивать
у
учащихся
выразительность
исполнения
и
формировать
художественно-образное восприятие и мышление;
воспитывать культуру здорового образа жизни;
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Знакомство с народным
танцем
4
4
-
2.
Основные хореографические
упражнения
44
4
40
3.
Экзерсис у станка
42
2
40
4.
Экзерсис на середине и
партер
42
2
40
5.
Постановочно-
репетиционная работа
42
2
40
6.
Репетиционная работа
42
-
42
Всего
216
14
194
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Знакомство с народным танцем (4 часа-2занятия).
Теория. История возникновения народного танца.
Развитие направлений
народного танца.
Раздел 2. Основные хореографические упражнения (44 часа-22занятия).
Теория. Предупреждение травматизма на занятиях.
12
Практика. Упражнения
на
развитие
чувства
ритма.
Ритмическая
основа
музыкального произведения. Ритмические упражнения, разминка по кругу,
разминка на середине, разминка в партере, растяжка на середине, растяжка в
партере, видение диагонали с права на лево, видение диагонали с лева на
право, упражнения на фиксацию движений, упражнения на развитие темпа и
ритма,
упражнения
на
развитие
пластики,
пластические
импровизации,
постановка пластического этюда на заданную тему.
Раздел 3. Экзерсис у станка (42 часа-20занятий).
Теория: Предупреждение травматизма при работе у станка.
Практика: Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной
позиции, лицом к станку, со второго полугодия – держась за станок одной
рукой). Позиции ног – 1, 2, 5. Позиции рук – подготовительная 1, 2, 3
(разучивается на середине, при неполной выворотности ног, затем держась
одной рукой, стоя боком к станку. (Деми плие, батман тандю, деми рон де
жамб пар тер, сюр ле ку де пье, батман фраппе, батман релеве лян на 45º).
Раздел 4. Экзерсис на середине и партер (42часа-20занятий)
Теория: Предупреждение травматизма при работе в партере.
Практика: Постановка корпуса (в выворотной позиции на середине зала,
держать
апломб).
Позиции
ног
–
1,
2,
3,
4,
5,
6.
Позиции
рук-
подготовительная, 1, 2, 3, руки на поясе. Деми плие, батман тандю, деми ронд
де жамп парт ер, сюр ле ку де пье, батман фраппе, батман релеве лян на 45º.
Основная растяжка в партере.
Раздел 5. Постановочно - репетиционная работа(42часа-20занятий).
Теория: Знакомство с музыкальным оформлением, сюжетом танцевального
номера
Практика: Разучивание
движений
танцевального
номера,
танцевальный
рисунок, смена танцевального рисунка, танцевальная композиция.
Раздел 6. Репетиционная работа (42часа-20занятий).
Практика: Отработка
движений
танцевального
номера,
соединение
основных
рисунков,
фигур,
отработка
элементов
танца,
работа
над
синхронностью исполнения, работа в ансамбле, репетиционная работа в зале,
репетиционная занятие на сцене, итоговое занятие.
13
Учебно – тематический план
второго года обучения
Задачи
• познакомиться с народным танцем в современной обработке;
• обучать навыка выполнения классического танца;
14
•
развивать
нравственно-эстетические,
духовные
и
физические
качества
личности;
• развивать навыки импровизации;
•
способствовать
приобщению
подрастающего
поколения
к
ценностям
мировой культуры и искусства.
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Народный танец в современной
хореографии
2
2
-
2.
Основы хореографических
упражнений
52
4
48
3.
Основы классического танца
62
8
54
4.
Основы народного танца
54
6
48
5.
Репетиционная работа
46
2
44
Всего:
216
22
194
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Народный танец в современной хореографии (2 часа-1занятие)
Теория: Как можно использовать народный танец в современном танце.
Раздел 2. Основы хореографических упражнений.(52 часа-
26занятий)
15
Теория. Предупреждение травматизма при работе у станка. Ритмическая
основа музыкального произведения.
Практика:
Работа у станка. Растяжка у станка. Растяжка на середине зала, адажио,
группа медленных движений, большое приседание по 1,2,5 позициям ног,
медленное
поднимание
ноги,
мягкий
бросок
ногой.
Растяжка
в
партере.
Упражнения на фиксацию движений. Упражнения на развитие чувства ритма.
Ритмическая основа музыкального произведения. Упражнения на развитие
пластики.
Раздел 3. Основы классического танца (62 часа-31 занятие)
Теория: Предупреждение травматизма при работе у станка.
Практика:
Основные положения рук на середине, основные положения ног на середине,
растяжка
у
станка,
упражнения
у
станка,
арабески
у
станка,
четвертый
арабеск,
прыжки
сисон,
сисон
форме,
перекидной,
прыжки
соте,
шоссе,
повороты
шене,
тур,
постановка
головы,
постановка
корпуса
у
станка,
постановка
корпуса
на
середине,
постановка
апломба,
упражнения
на
разучивание элементов совмещения.
Раздел 4. Основы народного танца (54 часа-27занятий)
Теория: Основные понятия народного танца. Основные группы народного
танца. Правила исполнения народного танца.
Практика:
Основные
положения
рук
и
ног.
Основные
движения
народного
танца.
Основные комбинации народного танца.
Раздел 5. Репетиционная работа (46 часов-23занятия)
Теория. Знакомство с выбранным произведением.
Практика:
Отработка
основных
элементов
танца,
отработка
прыжков,
отработка
верчений,
отработка
движения
в
партере,
отработка
акробатических
движений, отработка основных ходов и проходок, отработка бега, пробежек,
отработка
кросса,
движения
в
диагонали,
отработка
движений
в
степе.
Отработка комбинаций, отработка комбинаций движений на середине зала,
отработка
комбинаций
движений
в
продвижении
по
залу,
соединения
основных
рисунков,
фигур,
смена
танцевального
рисунка,
танцевальная
композиция,
работа
над
техникой
исполнения
движений
в
комбинации,
работа
над
синхронностью
исполнения
движений,
работа
в
ансамбле,
репетиционная
работа
в
зале,
репетиционная
работа
на
сцене,
итоговое
занятие.
16
Учебно – тематический план
третьего года обучения
Задачи:
• расширить имеющиеся знания народного танца;
17
• познакомиться с фолк танцем;
•развивать навыки актерского мастерства;
•развивать
психофизические
качества,
способствующие
успешной
самореализации;
•формировать у учащихся высокий уровень духовно-нравственного развития.
п/п
Разделы, темы
всего
теория
практика
1.
Народно-сценический
танец
42
10
32
2.
Танец фолк
62
6
56
3.
Народный танец в
современной обработке
46
4
42
4.
Постановочная работа
66
66
Всего:
216
20
196
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1 Народно-сценический танец. (42 часа-21занятие)
Те о р и я : Что
означает
народно-сценический
танец.
Как
влияет
на
традиционный народный танец. Чем отличается народно-сценический танец
от бытового. (10 часов.)
18
Практика: Основные положения рук и ног. Основные рисунки в
танце
(квадрат,
шахматный
рисунок,
галочка,
колонна,
диагональ,
полукруг).
Основные
переходы
в
танцах.
Основные
движения
в
танцах.
Основные
комбинации в танцах. Основные переходы в танце. Соединение комбинаций в
небольшой
танец.
Постановочная
работа
со
всеми
движениями
и
комбинациями.
Раздел 2.Танец фолк (62 часа-31занятие)
Теория:
Появления
танца
фолк.
Возникновение
фолк
танца.
Основные
понятия фолка. Просмотр видео материала.
Практика:
Знакомство с музыкальным оформлением, сюжетом танцевального номера,
разучивание движения танцевального номера, танцевальный рисунок, смена
танцевального рисунка, танцевальная композиция. Основные позиции рук.
Основные
позиции
ног.
Постановка
корпуса.
Основные
комбинации.
Не
большие
постановки,
знакомство
с
сюжетом.
Танцевальные
комбинации,
комбинация
движений
на
середине
зала,
комбинация
движений
в
продвижение
по
залу,
комбинация
движений
с
прыжками,
танцевальная
импровизация.
Раздел 3 Народный танец в современной обработке (46 часов-23занятия)
Теория: Народный танец.
Отличие основных элементов народного и современного танца.
Практика: Основные положения рук и ног, позиции. Экзерсис у станка, на
середине. Изучение дробного выстукивания, изучение элементов народного
танца.
Раздел 4Постановочная работа (66 часов-33занятия)
Практика:
Отработка
основных
элементов
танца,
отработка
прыжков,
отработка
верчений,
отработка
движения
в
партере,
отработка
акробатических
движений, отработка акробатических движений, отработка основных ходов и
проходок, отработка основных ходов и проходок, отработка бега, пробежек,
отработка
кросса,
движения
в
диагонали,
отработка
движений
в
степе.Отработка комбинаций, отработка комбинаций движений на середине
зала, отработка комбинаций движений в продвижении по залу, соединения
основных
рисунков,
фигур,
смена
танцевального
рисунка,
танцевальная
композиция,
работа
над
техникой
исполнения
движений
в
комбинации,
работа
над
синхронностью
исполнения
движений,
работа
в
ансамбле,
репетиционная
работа
в
зале,
репетиционная
работа
на
сцене,
итоговое
занятие.
19
Методическое обеспечение к программе «Современный народный танец»
20
Для реализации этой программы используются применение различных форм
и методов в организации занятий, которые позволяют сохранить активность
учащихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.
Информационный материал
1. Школа танцев для детей. Спб., 2009
2.Классический танец. М.,1987
3. Сочинение танца. М., 1989
4. Ваганова. Л.,1989
5. Искусство балетмейстера. М.,1986
6. Мгновение в жизни другого. М.,1989
Лекционный материал
1. Композиция и постановка танца.
2. Классический танец.
3. Народный танец.
4. История костюма.
Методические рекомендации
1.Методическая рекомендация «Проведение разминки»
2. Методическая рекомендация «Проведение занятий по хореографии»
3.
Методическая
рекомендации
«Возрастные
особенности
младшего
школьника»
4. Методическая рекомендация «Возрастные особенности подростков»
5. Методическая рекомендация «Влияние особенностей развития детей на
занятиях хореографией»
Методические разработки
1. «Создание образа в этюде»
21
2. «Особенности воспитания детей искусством хореографии»
Демонстрационный материал
1.Иллюстративный материал:
- Академическое хореографическое училище имени А.Я. Ваганова. Л., 1988;
- Дорога к танцу. Ансамбль И. Моисеева;
- Шедевры балета. Балет «Спящая красавица».
2. Фотографии.
3. Видеоматериал.
Диагностический материал
Входной контроль «Первичные знания, умения, навыки»
Промежуточный контроль «Усвоение материала»
Итоговой контроль «Усвоение материала»
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для
внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также
для
поощрения
успешной
работы
учащихся,
развития
их
творческих
способностей,
самостоятельности
и
инициативы
в
овладении
знаниями,
умениями, навыками.
Условия реализации программы
22
Учитывая, что в хореографическое объединения часто принимаются
дети
без
специального
отбора,
одной
из
задач
хореографа
является
исправление
дефектов
осанки,
если
они
обнаружатся
(кифоз,
лордоз,
сколиоз). Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в
полной и неполной выворотности, чтобы не было наклона в голеностопном
суставе ни снаружи, ни внутри.
Учащиеся
во время обучения должны получать представление о
выразительности
танцевальных
движений,
отражающих
внутренний
мир
человека,
стремиться
к
совершенствованию
своих
движений:
выразительности, легкости, стиле, грации.
Вместе
с
тем
выступления
на
сценической
площадке
можно
сочетать
с
выступлениями
учащихся
на
воздухе,
открытой
площадке
в
майские
празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает
участие в играх и танцах вокруг елки.
В мероприятия воспитательного характера входит подготовка и проведение
отчетных
концертов,
выступлений
учащихся
в
школе,
на
избирательных
участках, самостоятельная работа по созданию исполняемых номеров в своей
школе, в лагерях.
Материально-техническое обеспечение занятий
Занятия проводятся в свободном для перемещения танцевальном зале Дома
детского творчества, оборудованном так называемыми станками – одним
гладко отполированной круглой палкой в диаметре 5-7 см, закрепленными
стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до верхней – 100
см. расстояние между кронштейнами 2,5-3 см. высота палки устанавливается
в соответствии с ростом исполнителей. Станок служит учащимся опорой во
время исполнения упражнений и при разучивании танцевальных элементов.
Они
держатся
руками
за
станок,
что
помогает
удерживать
корпус
в
равновесии.
23
Зал для занятий должен быть чистым, светлым, пол – деревянным.
Температура воздуха в зале – 15-16 градусов. В зале установлены зеркала
для
того,
чтобы
учащиеся
следили
за
своим
отражением,
могли
контролировать себя и исправлять ошибки. До начала занятий помещение
необходимо проветрить, пол чисто подмести, взбрызнуть водой, чтобы ноги
не скользили, и не поднималась пыль.
На занятия учащиеся должны приходить в специальной форме, это их
дисциплинирует.
Учащиеся
надевают
купальник
без
рукавов
и
широкие
юбочки. Обувь – народные туфли. ботиночки.
В
распоряжении
танцевального
объединения
находятся
костюмы,
музыкальный центр, танцевальный зал ДДТ.
Для
выступлений
необходимо
также
иметь
реквизит:
зонтики,
шляпки,
ленты, мячи и т.д.
Данная
программа
может
быть
использована
для
работы
педагогов
в
других учреждениях дополнительного образования, в школах, подростковых
клубах для учащихся старшего возраста.
Программа
предусматривает
связь
с
программами
средней
общеобразовательной школы:
- физкультурой, этикой,
- мировой художественной культурой.
24
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1.Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам [Текст]: учеб, пособие / Л. В.
Браиловская. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – 250с.
2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]: учеб, пособие / А. Я.
Ваганова. – М.: Просвещение, 1964. 105с.
3.Васильева, Т. К. Секрет танца [Текст]: учеб, пособие / Т. К. Васильева. –
Санкт-Петербург.: Диамант, 1997. – 200 с.
4.Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца [Текст]: учеб,
пособие / Г. П. Гусев. – М.: Просвещение, 2001. 230с.
5. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца [Текст]: учеб,
пособие / Г. П. Гусев. – М.: Просвещение, 2001. 230с.
6. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Текст]: учеб, пособие / Н. В.
Зарецкая. – М:. Айрис-пресс, 2003. 112с.
7. Колодницкий, Г. А. Ритмические упражнения, хореография и игры
[Текст]: учеб, пособие / Г. А. Колодницкий. – М.: Дрофа, 1997. 350с.
8.Моисеев, И. А. Гастроль длинною в жизнь [Текст]: учеб, пособие / И. А.
Моисеев. – М.: Галерея, 1998. 236с.
9.Полятков, С. С. Основы современного танца [Текст]: учеб, пособие / С. С.
Полятков. – Ростов на Дону.: Феникс, 2005. 259с.
10. Пуртова, Т. В., Беликова, А. Н., Кветная, О. В. Учите детей танцевать
[Текст]: учеб, пособие / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М:.
Гуманит.изд.центрВладос, 2003. 256с.
11.Смирнова, М. В. Классический танец [Текст]: учеб, пособие / М. В.
Смирнова. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.
25
12. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки [Текст]: учеб, пособие / М.
А. Смирнов. – М.: Музыка, 1990. – 248с.
13.Шишкина, В. А. Движение + движение [Текст]: учеб, пособие / В. А.
Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. 300с.
14. Казаринова, Т. А. Хороводы и кадрили [Текст]: учеб, пособие / Т. А.
Казаринова. – Пермь.: 2000. 200с.
26
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Азамова, Г. В. Нравственно-этическое воспитание младших
школьников средствами искусства [Текст]: учеб, пособие / Г. В. Азамова. –
Начальная школа, 1982. 177с.
2.Барышникова,Т.
Азбука
хореографии
[Текст]:
учеб,
пособие
/
Т.
Барышникова. – М:. Рольф, 2001. 272с.
3.Левин,
М.
В.
Гимнастика
в
хореографической
школе
[Текст]:
учеб,
пособие / М. В. Левин. – М.: Терра, 1998. 100с.
4.Миллер, Э. Б. Упражнения на растяжку [Текст]: учеб, пособие / Э. Б.
Миллер. – М:. Фаир-Пресс, 2003. 240с.
5.Смирнова, Л. А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников
[Текст]: учеб, пособие / Л. А. Смирнова. – М.: ГУП Владос, 2000. 285с.
6.Смит, Л. Н. Начальный курс. Танцы [Текст]: учеб, пособие / Л. Н. Смит. –
Балашиха.: Астрель, 2000. 376с.
27
Приложение 1
Тест «Современный народный танец»
1.
Сколько позиций ног в народно-сценическом танце ты знаешь?
А) 3 В) 8 С) 6 D) 5
2.
С чего начинается урок народно-сценического танца?
А) с поклона В) с пор де бра
С) с деми плие D) с ударов и притопов
3.
Сколько положений рук в русском народном танце мы изучали на
уроках народно-сценического танца?
А) 5 В) 8 С) 6 D) 3
4.
Сколько ключей существует в русском народном танце?
А) 1 В) 2 С) 3 D) 4
5.
Что такое пор де бра?
А) упражнение для корпуса В) упражнение для рук и корпуса
С) упражнение для головы D) упражнение для кистей рук и
корпуса
6.
Что такое сценический шаг?
А) шаг с каблука В) шаг с носка
С) шаг в деми плие с каблука D) поочерёдный шаг с носка и
каблука
7.
Сколько диагоналей ты знаешь?
А) 2 В) 4 С) 3 D) 5
8.
«Гармошка» и «Елочка» это упражнение для …
А) для колен В) для рук и корпуса С) для стоп D) для ног
9.
Чем заканчивается урок народно-сценического танца?
А) пор де бра В) упражнениями у станка
С) комбинациями в линиях D) поклоном
на середине зала
Тестовые задания для хореографии
Задание 1.Выберите правильный ответ
Вопрос: Что такое хореография?
28
Варианты ответа:__________________________________________
1.
Петь хором
2.
Танцевальное искусство
3.
Театральное искусство
Задание 2. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какая из форм хореографического произведения является наиболее
сложной?
Варианты ответа:
1.
Миниатюра
2.
Балетный спектакль
3.
Сюита
Задание 3.Выберите правильный ответ
Вопрос:
Что
является
результатом
эстетического
воспитания
средствами
классического танца?
Варианты ответа:
1.
Виртуозная техника
2.
Гармония движений
3.
Свободная пластика
Задание 4.Выберите правильный ответ
Вопрос: Эффективность учебно-воспитательной работы зависит от:
Варианты ответа:
1.Уровня
деградации
педагогической
деятельности
по
целям,
содержанию, формам и технологиям.
2. Овладение педагогом методом моделирования урока
3. Климатических условий региона
Задание 5. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какой из рисунков в танце является главным?
Варианты ответа:
1.
Линия
2.
Два круга
3.
Карусель
29
Задание 6. Выберите правильный ответ
Вопрос: Чтосоставляет основу хореографического образа?
Варианты ответа:
1.
Развернутая драматургия
2.
Выразительные средства хореографии
3.
Трюковое мастерство
Задание 7. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какой вид лексики наиболее соответствует образу в
хореографическом произведении?
Варианты ответа:
1.
Трюковая.
2.
Традиционная.
3.
Ассоциативно-подражательная.
Задание 8. Выберите правильный ответ
Вопрос: Современная система преподавания предполагает:
Варианты ответа:
1.
Создание продуктивных моделей формирования искомых качеств в
личности воспитуемого
2.
Формирование кадров удовлетворяющих сиюминутные потребности
общества
3.
Создание базы творческого потенциала, не несущей духовной основы
жизнеобеспечения населения
Задание 9. Выберите правильный ответ
Вопрос: Что характеризует взаимосвязь хореографии с изобразительным
искусством?
Варианты ответа:
1.
Динамика развития сюжета
2.
Ощущение пространства
3.
Эмоциональность
Задание 10. Выберите правильный ответ
30
Вопрос: Что помогает раскрыть эмоциональный настрой в танце?
Варианты ответа:
1.
Литература
2.
Изобразительное искусство
3.
Музыка
Задание 11. Выберите правильный ответ
Вопрос:Одним
из
основных
принципов
хореографического
образования
является:
Варианты ответа:
1.
Равномерное чередование временных долей
2.
Бессистемность
3.
Последовательность наращивания развивающе-тренирующих
воздействий.
Задание 13. Выберите правильный ответ
Вопрос: Как происходит взаимосвязь литературы с хореографическим
произведением?
Варианты ответа:
1.
Через образный строй
2.
Через язык передачи информации
3.
Через детализацию
Задание 14. Выберите правильный ответ
Вопрос: Гигиеническое нормирование физических нагрузок, для
танцевальной деятельности школьников:
Варианты ответа:
1.
Развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу
2.
Выполняемые
физические
нагрузки
не
разделяются
по
возрастно-
половым функциональным возможностям растущего организма
3.
Без
учета
особенностей
телосложения
и
функциональных
особенностей и возможностей школьников
Задание 15. Выберите правильный ответ
Вопрос: Правильная последовательностьосновных этапов развития
хореографического произведения:
31
Варианты ответа:
1. 2. 3.
1.Развитие
действия
1.Экспозиция
1.Экспозиция
2.Экспозиция
2.Развитие
действия
2.Завязка
3.Завязка
3.Кульминация
3.Развитие
действия
4.Развязка
4.Завязка
4.Кульминация
5.Кульминация
5.Развязка
5.Развязка
Задание 16. Выберите правильный ответ
Вопрос:
Что
является
важнейшим
в
преподавании
хореографических
дисциплин?
Варианты ответа:
1.
Знание истории хореографического искусства
2.
Владение методом рассказа
3.
Виртуозность исполнительского мастерства педагога
Задание 17. Выберите правильный ответ
Вопрос: Методические пути реализации принципа системного чередования
нагрузки:
Варианты ответа:
1.
Иррациональная повторность заданий
2.
Безочередность нагрузок и отдыха
3.
Повторность и вариативность заданий и нагрузок
Задание 18. Выберите правильный ответ
Вопрос: Автор хореографической постановки это?
Варианты ответа:
1.
Балетмейстер
2.
Режиссер
32
3.
Композитор
Задание 19. Выберите правильный ответ
Вопрос: Важной особенностью физического развития является:
Варианты ответа:
1.
Без учетность возрастных физиологических изменений,
2.
Учет диалектического взаимодействия наследственных, социальных и
социально-экологических факторов.
3.
Широта дыхания, ощущение легкости, невесомости
Задание 20. Выберите правильный ответ
Вопрос: К какому виду танца относится джаз-танец?
Варианты ответа:
1.
Классический танец
2.
Фольклорный танец
3.
Современный танец
Задание 21. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какая последовательность разделов урока модерн-джаз танца верна:
Варианты ответа:
1. 2. 3.
1. Кросс
1. Разогрев
1. Разогрев
2. Разогрев
2. Изоляция
2. Кросс
3.Комбинация
или
импровизация
3. Упражнения
для
позвоночника
3. Изоляция
4. Изоляция
4. Кросс
4. Упражнения
для
позвоночника
5.Упражнения
для
позвоночника
5. Комбинация
или
импровизация
5. Комбинация
или
импровизация
33
Задание 22. Выберите правильный ответ
Вопрос: Для формирования простейших двигательных навыков для детей 6-
8 лет эффективными являются:
Варианты ответа:
1.
Простые общеразвивающие упражнения с максимального
разнообразия исходных положений
2.
Трюковые и акробатические элементы
3.
Усложнение с добавлением национальных элементов
Задание 23. Выберите правильный ответ
Вопрос: Что относится косновным техническим принципам танца модерн?
Варианты ответа:
1.
Изоляция
2.
Уровни
3.
Полиритмия________________________________________
Задание 24. Выберите правильный ответ
Вопрос: Для процесса восприятия учащимися хореографических классов
программного
материала,
связанного
с
формированием
двигательных
навыков не подходит:
Варианты ответа:
1. Стадия реадаптации связанной с бессистемностью уяснения;
2. Стадия детализация – освоения;
3. Стадия закрепления и совершенствования двигательного действия –
усвоения.
Задание 25. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какие композиторы писали музыку для балета?
Варианты ответа:
1. М.Мусоргский
2. А. Глазунов
3. Ф.Штраус
Задание 26. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какие балеты были поставлены на основе литературных
произведений?
Варианты ответа:
34
1. Спартак
2. Петрушка
3. Лебединое озеро
Задание 27. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какой из балетных образов принадлежат Ю.Н. Григоровичу?
Варианты ответа:
1. Ширин
2. Никия
3. Клеопатра
Задание 28. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какая часть урока классического танца является самой сложной?
Варианты ответа:
1.
Экзерсис на середине зала
2.
Большое adagio
3.
Allegro
Задание 29. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какой жанр лежит в основе образа Спартака из балета А. Хачатуряна
«Спартак»?
Варианты ответа:
1.
Трагический
2.
Героический
3.
Игровой
Задание 30. Выберите правильный ответ
Вопрос: Степ, брейк-данс рассматривают как:
Варианты ответа:
1.
Систему танца
2.
Самостоятельное направление танца
3.
Жанр
Задание 31. Выберите правильный ответ
35
Вопрос: Какое движение можно исполнить каждой ногой в отдельности и
двумя ногами одновременно?
Варианты ответа:
1.
Притоп
2.
Соскок
3.
Упражнение с ненапряженной стопой
Задание 32. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какое упражнение экзерсиса на уроке русского танца не имеет
аналогов с упражнениями экзерсиса классического танца?
Варианты ответа:
1.
Зигзаги
2.
Полуприседания
3.
Упражнение на развитие подвижности стопы
Задание 33. Выберите правильный ответ
Вопрос: Рефлексивный уровень педагогических способностей включает вид
чувствительности:
Варианты ответа:
1.
Чувство меры и такта
2.
Чувство безпричастности
3.
Чувство целенаправленного психологического давления
Задание 34. Выберите правильный ответ
Вопрос: Фольклорные корни джазового танца лежат:
Варианты ответа:
1.
В США
2.
В Англии
3.
В Африке
Задание 35. Выберите правильный ответ
Вопрос: Что остается неизменным при создании сценического танца на
основе этнографического материала?
Варианты ответа:
1.
Музыкальный материал
2.
Характер, манера
3.
Рисунок танца
36
Задание 36. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какиеприемы использует балетмейстер при сценической обработке
фольклорного танца?
Варианты ответа:
1.
Опирается на традиционную лексику
2.
Разрабатывает новую драматургию
3.
Использует только исходный материал
Задание 37. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какой из спортивных бальных танцев относятся к
латиноамериканской программе?
Варианты ответа:
1.
Квик-стэп
2.
Танго
3.
Джайв
Задание 38. Выберите правильный ответ
Вопрос: Какой из видов танца является ближе всего к истинной природе
экологии человека?
Варианты ответа:
1.
Народный танец
2.
Историко-бытовой танец
3.
Классический танец
Задание 39. Выберите правильный ответ
Вопрос: Каким
должно
быть
покрытие
в
хореографическом
классе
для
уроков народного танца?
Варианты ответа:
1.
Паркет
2.
Деревянный пол
3.
Линолеум
Задание 40. Выберите правильный ответ
Вопрос: В
каком
школьном
возрасте
учащиеся
должны
оканчивать
музыкальную школу?
Варианты ответа:
37
1.
Младший школьный возраст
2.
Средний школьный возраст
3.
Старший школьный возраст
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга результатов обучения детей по дополнительной общеразвивающей программе
«Современный народный танец» Год обучения --- группа № --Педагог Лазарева Лариса
Николаевна учебный год ----
Фамилия имя ребенка
38
Сроки диагностики/
Показатели
Входнй
полугодие
Итоговый
Входной
полугодие
Итоговый
Входной
полугодие
Итоговый
Входной
полугодие
Итоговый
Входной
полугодие
Итоговый
Теоретическая подготовка
Теоретические знания,
специальная терминология,
предусмотренные программой
Практическая подготовка
Практические умения и навыки,
предусмотренные программой
Владение специальным
оборудованием и оснащением
Основные общеучебные компетентности
Подбирать и анализировать
специальную литературу
Пользоваться ИКТ
Выступать перед аудиторией,
участвовать в дискуссии
Организовать своё рабочее
(учебное) место.
Аккуратно, ответственно
выполнять работу.
Соблюдения в процессе
деятельности правила ТБ
Итог %
39