Автор: Логинова Оксана Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУДО Дубровская ДМШ
Населённый пункт: пгт. Ногинск-9, Богородский г.о., Московская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Психологические особенности общения между педагогом и учащимся на уроках в ДМШ"в
Раздел: дополнительное образование
Богородский городской округ
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дубровская детская музыкальная школа»
Методическое сообщение
«Психологические особенности общения между
педагогом и учащимся на уроках в ДМШ»
Преподаватель по классу фортепиано Логинова О.В.
Пгт. Ногинск-9
2020 г.
В процессе музыкального обучения наиболее часто взаимодействуют
две
личности:
педагог
и
ученик.
Они
представляют
собой
динамически
развивающиеся индивидуальности, которые постоянно то сближаются, то
отдаляются во взаимопонимании друг друга в процессе общения. Поэтому на
первый план выступают совокупность личностных качеств, свойственных
каждому
из
них,
и
вопросы,
связанные
с
их
взаимодействием.
Оно
складывается и формируется в процессе разнообразного общения и прежде
всего обучения. Работа педагога в ДМШ представляет собой педагогическую
поддержку
детей
различными
средствами,
одной
из
которых
является
расширение репертуара.
Учебно-педагогический и
к о н ц е р т н ы й репертуар
является
важным
компонентом
содержания
музыкально-инструментального
обучения
учащихся,
его
краеугольным
камнем.
При
этом
репертуарная
политика
должна
опираться
на
методологическое
положение о том, что музыкальные произведения, предназначенные
для
разучивания
в
классе
должны
положительно
влиять
на
эмоциональную проекцию личности учащегося, формировать его как
личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную.
Скованность
ученика
часто
мешает
установлению
доверия
и
непосредственности.
А
если
педагог
не
очень
чуткий,
то
воздействие
оказывается односторонним, направленным от педагога к ученику. Не имея
возможности «раскрыться» ученик замыкается.. и это одна из серьезных
издержек индивидуальной музыкальной педагогики.
Ансамблевые
занятия
отличает
важная
особенность
–
при
определенной направленности в работе педагога между учащимися возникает
сплоченность,
чувство
общности,
взаимной
поддержки.
Она
повышает
чувство личной ответственности , которое отсутствует в индивидуальных
занятиях и невосполнимо другими средствами.
Одаренность
ученика
несомненно
является
важнейшим
условием
продуктивности педагогического процесса.
Естественно
ожидать
высоких
результатов,
если
музыкальная
одаренность
учителя
и
ученика
достаточно
высока.
Но
и
здесь,
как
показывает история музыкальной педагогики, зависимость не всегда является
прямо
пропорциональной.
Известны
случаи,
правда,
являющиеся
исключением
из
правила,
когда
выдающийся
педагог
вынужден
был
расстаться с талантливым учеником из – за того, что у них не складывалось
взаимопонимание,
например,
помимо
одаренности,
немалую
роль
играет
общая культура как педагога, так и ученика.
Методы
и
средства
музыкального
обучения
можно
разделить
на
вербальные, т. е. использующие речь, слово, и невербальные, неречевые – в
первую
очередь
музыкальное
исполнение,
показ,
прослушивание.
Затем,
общие:
воздействие
взглядом,
мимикой,
позой,
жестом,
прикосновением,
выразитель
ной
интонацией
речи,
обращением.
Сюда
входят
и
способы
«подкрепления» - похвала, порицание или нарочная сдержанность, которые могут
быть выражены вербальными и невербальными средствами.
Ученик
как
объект
обучения
и
общения
вызывает
у
педагога
определенное
отношение.
Важно,
чтобы
это
отношение
сопровождалось
объективной оценкой и было достаточно гибким. Однако, зачастую этому
препятствует психологическая установка, сложившаяся у педагога установка
по отношению к тому или другому ученику приводит к его односторонней
оценке:
педагог
замечает
положительные
качества
и
не
замечает
отрицательных или наоборот – выделяет только отрицательные. Так, даже у
опытных
педагогов
вырабатывается
предубеждение
к
ленивым,
неуспевающим и трудным учащимся. Такие установки свидетельствуют о
стереотипности
мышления
и
отсутствии
творческого
проникновения
в
тонкости и противоречия детского и юношеского характера. Как правило, в
этих случаях по одному свойству, которое, возможно, является преходящими,
по одной черте характера педагог составляет суждение о личности в целом.
Между
тем
положительная
или
противоположная
установка
мешает
объективно
оценивать
динамику
изменений
в
общении,
осознавать
свои
педагогические
промахи
и
вовремя
находить
правильные
методы
воздействия. Установка как психологическое свойство устойчива и инертна.
Раз сложившись в период знакомства с учеником, а также на основании
мнений коллег, высказанных ими на различных обсуждениях, наконец, на
основе собственных отрывочных впечатлений от общения с учеником, - такая
установка
с
трудом
поддается
изменению.
Между
тем
психика
ученика
неуклонно развивается, обогащается и изменяется. Поскольку ученик это
личность,
он
способен
активно
–
сознательно,
преднамеренно
или
неосознанно и непроизвольно – влиять на ход общения и воздействовать тем
самым на отношение к нему педагога. Поэтому необходимо, чтобы п
едагог
обладал достаточной чуткостью и умел видеть и правильно оценивать значимость
вклада учащегося в общении. Обычно педагог руководствуется аксиологической
(ценностной)
стороной
в
оценке
учащегося.
Музыкальные
педагоги
склонны
подчеркивать
такие
стороны,
как
одаренность,
обучаемость,
эстрадность,
работоспособность,
индивидуально
–
исполнительские
качества
и
самостоятельность в работе, которые существуют как бы независимо от других
сторон личности в целом.
Психологические три типа педагогов ( авторитарный, либеральный и
демократический) в музыкально – педагогической деятельности проявляются
достаточно рельефно. Так, авторитарный тип педагога часто складывается из
сочетания
большого
исполнительского
авторитета,
недостаточной
самокритичности
и
душевной
слепоты.
Свою
манеру
исполнения
такой
педагог - исполнитель считает единственно возможной, а свой метод работы
–
наилучшим.
Недостаток
перцептивных
способностей
(способностей
к
психологической
наблюдательности,
умение
замечать
изменение
во
внутреннем состоянии ученика) в сфере общения не дает ему возможность
увидеть и распознать индивидуальность
ученика, которую он в конце концов
подавляет, а отсутствие самокритичности создает у него внутреннее убеждение в
своей
непогрешимости.
Такая
направленность
общения
создает
покорного,
лишенного инициативы ученика, который вынужден беспрекословно выполнять все
указания педагога. Так как «обратная связь» - реальный результат педагогического
воздействия
–
оценивается
педагогом
субъективно,
в
плане
выполнения
его
указаний, то постепенно даже талантливый педагог скатывается к штампу: он
использует одни и те же методы обучения; один и тот же репертуар. Обычным
становится «натаскивание», неизбежное, когда приближаются сроки концерта или
экзамена.
Как это показано в исследовании А. А. Бодалева, комплекс психических
качеств
воспитателя
автократического,
либерального
и
демократического
типа
выражается
в
особенностях
его
социально
–
перцептивных
способностей.
Так,
педагоги
–
«автократы»
склонны
недооценивать
положительные
качества
учащихся
–
самостоятельность,
инициативность,
оригинальность
дарования.
Одновременно
они
преувеличивают
и
п од ч е р к и ва ют
н ед о с т ат к и
у ч е н и ко в
–
н е о р г а н и з о в а н н о с т ь ,
недисциплинированность, лень и безответственность. «Либералы» - пассивно
–
уступчивые
в
своих
взаимоотношениях
с
учащимися,
напротив,
преувеличивают положительные качества учеников и считают, что они очень
развитые, общительные и самостоятельные. Довольно снисходительно они
оценивают
их
организованность,
дисциплинированность,
трудолюбие
и
настойчивость.
Такой пассивный либеральный тип – не столь уже редкое явление среди
музыкальных
педагогов.
На
всех
уровнях
обучения
это
чаще
всего
равнодушные
и
случайные
люди
в
педагогике.
Занятия
у
них
проходят
стихийно, весь педагогический процесс идет за учеником: если он активен,
работоспособен
и
проявляет
инициативу
–
эти
качества
используются
педагогом. В некоторых случаях такая либерально – пассивная педагогика
воспитывает
самостоятельность
учащихся.
Но
из
–
за
отсутствия
педагогической системы, требовательности и целеустремленности ученик не
получает
настоящих
профессиональных
знаний,
он
не
развивается
как
музыкант, потому что фактически он предоставлен самому себе.
У профессиональных педагогов по призванию чаще всего формируется
демократический
тип
общения
и
руководства.
Его
отличает
правильная
оценка ученика: объективное и доброжелательное отношение к учащимся
позволяет
им
точнее
оценивать
психологические
и
деловые
качества.
Поэтому
даваемые
им
характеристики
являются
разнообразными
и
индивидуализированными. Это позволяет правильно оценивать результаты
общения, вовремя реагировать на ход обучения, постоянно искать методы
воздействия.
В
психологии
и
педагогике
применяется
различная
классификация
психологических
типов
людей:
по
физиологическим
признакам
темперамента,
которые
опираются
на
определенные
свойства
нервной
деятельности,
и
по
сложившимся
характерологическим
проявлениям
личности.
Индивидуально
–
психологические
и
исполнительские
типы
учащихся
исключительно
разнообразны
и
неповторимы.
К
тому
же
наиболее
распространенными являются смешанные типы.
Приятен
в
общении
сангвинистический
тип
ученика.
Он
хорошо
контактирует
с
педагогом,
активный
в
общении,
увлекающийся,
легко
приспосабливается
ко
всяким
трудностям
и
неожиданностям,
по
натуре
оптимист.
Указание
педагога
он
воспринимает
быстро,
на
лету.
Легко
проходит у него ознакомление с новым музыкальным произведением, иногда
уже на следующий урок он приносит его выученным наизусть, на вполне
удовлетворительном уровне, с хорошей заявкой на яркое исполнение. Так и
кажется,
что
если
пойдет
в
таком
же
темпе,
произведение
будет
скоро
освоено и интересно исполнено.
Но здесь проявляется и другая сторона психологических особенностей
сангвиника
–
он
также
быстро
остывает,
если
произведение
требует
длительной художественной, а выученная пьеса постепенно тускнеет, если
откладывается
дата
выступления.
Самая
трудная
задача
для
педагога
–
сохранить
интерес
у
ученика
к
изучаемому
произведению;
не
растерять
первоначальную
эмоциональную
увлеченность
и
довести
работу
до
художественной завершенности.
У учащихся сангвинического типа на сцене проявляется волнение –
подъем,
которое
их
воодушевляет.
Их
исполнение
отличается
больше
яркостью, чем глубиной. От сильного волнения ускоряют темпы, играют
быстрее, чем в классе, и из – за этого после удачного выступления стремятся
со всеми этим подели
ться и даже склонны к хвастовству. После неудачного
выступления
стремятся
обесценить
значимость
концерта,
сослаться
на
малочисленность публики, незначительность программы и т. д.
Холерический тип энергичного, инициативного порывистого ученика. Эти
качества
часто
сочетаются
с
оригинальной,
ярко
выраженной
творческой
индивидуальностью. Общаться с таким учеником трудно, обучать – нелегко. Если
он
открыто
не
проявляет,
то
с
трудом
подавляет
свою
вспыльчивость
и
строптивость.
Трудность
общения
с
такими
учащимися
еще
в
том,
что
они
самолюбивы
и
обидчивы,
склонны
к
крайностям:
педагога
безграничной
преданностью или плохо скрываемой неприязнью. К изучаемым произведениям
относятся крайне субъективно – если нравится, то играют «взахлеб», увлеченно,
без
меры,
если
не
нравится
–
с
трудом
можно
добиться
благополучного
исполнения. Как правило, они волнуются сильно. На ранних этапах обучения, на
сцене
играют
нервно,
склонны
к
ритмическим
и
техническим
погрешностям.
Вместе
с
тем
нередко
играют
с
большой
яркостью,
техническим
блеском
и
оригинальной интерпретацией.
Встречаются
и
медлительные,
флегматичные
учащиеся,
своего
рода
«тугодумы». Они трудны в работе тем, что эмоционально мало восприимчивы и от
них
трудно
добиться
глубокого
и
яркого
исполнения.
Новое
музыкальное
произведение осваивается ими медленно. Больше всего затруднений вызывают
быстрые
темпы,
быстрые
части
и
пьесы,
требующие
ярких
и
глубоких
переживаний.
Волнуются
сильно,
но
играют
ровно
и
устойчиво.
Частые
выступления и работа над специальным репертуаром могут постепенно повысить
эмоциональную
отзывчивость
и
выразительность
исполнения.
Эти
три
типа
относятся к сильным типам. К слабому относятся нервозные и не уверенные в себе
учащиеся, легко ранимые и обидчивые. Эти признаки свойственны обычно лицам с
меланхолическим темпераментом.
Повышенная
чувствительность
обуславливает
их
тяготение
к
лирике,
к
произведениям интимного, шопеновского плана. Таким ученикам лучше даются
небольшие произведения, требующие тонкой отделки и «акварельных красок в
исполнение. Они легко утомляются и очень чувствительны ко всяким внешним
помехам. Склонны к пессимизму, свои неудачи преувеличивают, переживают их
тяжело
и
болезненно.
Часто
волнуются
на
уроках,
поэтому
их
исполнение
отличается неустойчивостью, даже срывами. Лучше играют в близком, дружеском
окружении. По – видимому, таким был Шопен, возможно, Сафроницкий. В учебном
процессе такие учащиеся требуют особого внимания, такта и чуткости со стороны
педагога и постоянной его моральной поддержки.
Часто
встречаются
учащиеся
с
хорошими
профессиональными
данными, контактные в общении, но лишенные инициативы, собственных
вкусов и стремлений. Они в точности выполняют указания педагога, но их
исполнению недостает «правдоподобия». Нередко тепличное воспитание и
репетиторский, школярский метод занятий в школе приводят к тому, что
студент, особенно на первых курсах «не умеет учиться»: он не может сделать
обобщающих выводов их замечаний педагога, ждет детальных указаний по
всей пьесе и подробных инструкций о работе над ней, а то и вовсе, чтобы
педагог учил с ним каждое произведение в классе. Тем самым достигнутое на
одном произведе
нии не распространяется на следующее, и при изучении нового
произведения
все
приходится
начинать
сначала.
Умение
учиться,
или
«обучаемость» является важной составной частью музыкально – педагогического
общения. Очень наблюдательно это отметил Иосиф Гофман, анализируя свои уроки
у Антона Рубинштейна: «Теперь, когда я оглядываюсь назад, на дни занятий у А.
Рубинштейна, я вижу, что не столько он меня учил, сколько я у него научался».
Само воздействие педагога на ученика осуществляется в процессе общения.
Б. Д. Парыгин выделяет следующие три структурных компонента общения:
психический
контакт,
возникающий
между
индивидами
и
реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга;
обмен
информацией
посредством
вербального
и
невербального
общения;
взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.
Одной
из
важных
форм
общения
является
обращение.
Оно
чрезвычайно
многообразно по форме и несет с собой важную функцию в установлении и
налаживании
контакта.
Определенную
роль
играет
и
настроение,
в
котором
находятся общающиеся. Так, Парыгин придает настроению большое значение как
аккумулятору всей воспринимаемой и перерабатываемой индивидом информации.
Продуктивные формы обращения должны отвечать следующим требованиям:
нужно
владеть
естественной
простотой
обращения
без
фамильярности;
искренностью
тона
без
всякой
фальши;
уметь
выражать
свою
просьбу
без
упрашивания; делать замечания, давать советы и рекомендации без навязчивости,
добиваться
выполнения
своих
требований
без
подавления
самостоятельности;
применять иронию и юмор без мелочной придирчивости; проявлять настойчивость
в
своих
действиях
без
упрямства;
использовать
деловой
тон
обращения
без
раздражительности,
сухости
и
холодности;
быть
доброжелательным
без
заласкивания;
уметь
выразить
свое
неодобрение
или
порицание
без
унижения
достоинства
ученика.
Эти
качества
–
своеобразная
программа
самовоспитания
педагога. Однако она ни в какой мере не должна сковывать педагога в проявлении
важнейшей
стороны
общения
–
увлеченности
музыкой,
процессом
занятий.
С
огромным
увлечением
проводили
занятия
А.
Рубинштейн,
В.
Сафонов,
П.
Столярский, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах и многие другие выдающиеся педагоги. Они
умели создавать праздничную атмосферу в классе и заражали этим учащихся и
своих коллег. Важное значение экспрессии чувств в процессе общения придавали
многие психологи (А. Бодалев, Б. Парыгин, Т. Шибутани, П. Якобсон).
Обучение
далеко
не
всегда
протекает
гладко
и
безмятежно.
Общение
постоянно испытывается на прочность, взаимопонимание. Процесс обучения
не всегда сопровождается обоюдной симпатией – ему свойственны трения и
шероховатости. Трения обычно возникают тогда, когда ученик приходит с
невыученным уроком или сопротивляется педагогическому воздействию, как
это нередко бывает в подростковом возрасте. Здесь педагог должен быть
очень
наблюдательным,
тактичным и справедливым. В необычных и сложных
ситуациях и проявляются коммуникативные способности педагога, его мастерство
и зрелость. Некоторые педагоги действуют решительно и категорично: при первых
признаках
неприготовленного
задания
они
прекращают
занятия
и
предлагают
прийти в другой раз. Более тонко действуют те педагоги, которые молча дают
возможность показать свои промахи незадачливому исполнителю. Этот способ
особенно действен когда в классе находятся другие учащиеся или посторонние. Но
и здесь нужно соблюдать чувство меры и такт. Особую чуткость и педагогический
такт должен проявлять педагог в связи с концертным выступлением. Волнение и
тревога,
которую
показывает
или
высказывает
педагог,
дезорганизует
выступающего
и
только
усиливает
волнение,
в
то
время
как
спокойствие,
уверенность и доброе напутствие воодушевляет играющего, дает возможность,
почувствовать столь необходимую моральную поддержку. Не менее важно избрать
правильный
тон
и
верную,
дифференцированную
реакцию
на
выступление
в
концерте.
Рассматривая
проблему
общения
в
музыкальной
педагогике,
следует
особо
выделить
самое
главное
средство
коммуникации
–
музыку.
Подлинное
взаимодействие
музыкального
педагога
и
ученика
начинается
тогда,
когда
основным средством и целью общения оказывается музыка. А она представляет
собой
такой
мощный
поток
эмоционального
воздействия,
который
энергично
направляет
мысли
и
чувства
общающихся
и
сплачивает
их
действие
воедино.
Лучшие педагоги прошлого и настоящего – А. Рубинштейн и Л. Ауэр, В. Сафонов и
Л. Есипова, К. Шумнов П. Столярский, С. Козолупов и Д. Ойстрах, М. Вайман и Б.
Гутников – умели создавать атмосферу необыкновенной увлеченности музыкой.
Как гимн музыке читается книга Г. Нейгауза « Об искусстве фортепианной игры».
Едким сарказмом звучит у него осуждение тех педагогов, которые все свои усилия
направляют на овладение игрой на своем инструменте и ослабляют внимание к
музыке. «Если педагог – пианист и ученик – пианист изучают вместе не музыку, а
только фортепианную игру, то им надлежит обоим учиться у какого – нибудь
третьего лица, лица именно преподавателя музыки».
Отсюда,
важнейшим
психологическим
качеством
музыкального
педагога
в
сфере
общения
является
также
умение
слушать
исполнение
ученика.
Оно
заключается
во
внимательном,
одновременно
пристрастном
и
объективном,
критическом и сопереживающем слушании, когда педагог как бы играет вместе с
учеником.
Это
дает
педагогу
возможность
объективно
сравнивать
настоящее
исполнение с прежним, предвидеть в еще недоработанном произведении ростки
нового, правильно наметить пути к завершению работы над ним. Требовательное и
доброжелательное вслушивание, без попутных замечаний и перерывов необходимо
и исполнителю: оно повышает его ответственность, дает возможность услышать
себя с большей самокритичностью нежели дома.
Итак, музыкальное обучение и воспитание происходит в форме творческого
общения,
следовательно,
это
двусторонний
процесс.
Поэтому
он
будет
тем
успешнее, чем больше педагог будет способен к восприятию ученического вклада в
общее содержание общения, чем объективнее он сможет оценить и использовать
вновь
обнаруженные
исполнительские
качества
в
совместной
работе.
Главная
направленность общения – развитие творческой индивидуальности ученика. Эта
мысль
настойчиво
проводится
А.
И.
Ямпольским.
«В
процессе
подготовки
зачастую проходят мимо нашего внимания отдельные яркие моменты в исполнении
ученика, проблески творческой индивидуальности.... Слушая десятки раз одно и то
же произведение в мало чем отличающемся традиционном исполнении, мы часто
не замечаем этих проблесков, поскольку всякое отступление от обычной нормы
производит на нас впечатление чего – то странного, нелогичного. Однако, именно к
таким, малейшим проблескам индивидуального творчества в исполнении ученика
следует
особенно
внимательно
прислушиваться
и
«ловить»
их.
Пусть
эти
проблески выразятся в нескольких интересно и содержательно сыгранных фразах и
эпизодах,
не
определяющих
собой
еще
художественной
законченности
и
совершенства исполнении в целом, - продолжает Ямпольский, - с педагогической
точки
зрения
эти
отдельные
яркие
моменты
в
исполнении
представляют
наибольшую ценность, так как они наглядно раскрывают перед нами особенности
дарования ученика и указывают путь, по которому следует направлять развитие его
индивидуальности.
Ученический
вклад
в
музыкальное
общение
имеет
и
другой
результат
–
совершенствование
педагогического
и
исполнительского
мастерства,
личности
педагога.
«Когда имеешь дело с талантливой молодежью, - писал Д. Ойстрах, - часто
находишь ответы на вопросы, которые ставишь себе сам в процессе работы. Порой
видишь, как твой ученик интуитивно или сознательно решает задачу, над которой
тебе не раз приходилось задумываться. Так постепенно суммируется новый опыт,
но и, в конечном итоге, это благотворно влияет на собственное исполнительское
искусство». Творческое общение с учащимися – та живительная сила, которая
совершенствует
педагогическое
мастерство.
Вот
почему
с
такой
искренней
и
горячей благодарностью обращаются А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз к своим
ученикам, обнаруживая при этом большую психологическую наблюдательность и
поразительную
скромность
и
величие,
столь
чуждое
мелкому
педагогическому
тщеславию. А. Б. Гольденвейзер писал: «Многое мне дали мои учителя, большему
я обязан самому себе, больше же всего меня научили мои ученики». Самые теплые
слова благодарности посвятил своим ученикам Г. Г. Нейгауз: «.......если дал кое –
что моим ученикам, то они дали мне не меньше, если не больше, и я им бесконечно
благодарен за это, так как наши совместные устремления к познанию искусства и
овладению им были залогом дружбы, близости и взаимного уважения, а эти чувства
принадлежат к лучшему, что можно испытать на нашей планете».
Список литературы:
1.
Бодалев
А.А.
Психология
общения./М.:
Издательство
Институт
п р а к т и ч е с к о й
п с и х о л о г и и ,
В о р о н е ж :
Н П О
М О Д Э К ,
1996.-256 страниц.
2. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. / Г.Нейгауз – Москва, 1958.
3.
Парыгин
Б.Д.
Социальная
психология.
проблемы
методологии,
истории
и
теории/ СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
4. Психологическая диагностика детей и подростков учебное пособие//Под ред.
К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия,
1995г.
5.
Б.Теплов.
Психология
музыкальных
спо собно стей//-изд.Академия
педагогических наук РСФР, 1947г.