Автор: Полищук Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО Дубровская ДМШ
Населённый пункт: пгт. Ногинск-9, Богородский г.о., Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над вокально-хоровыми упражнениями в хоре
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДУБРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
преподавателя Полищук Н.Е.
«Работа над вокально-хоровыми упражнениями
в хоре»
пгт. Ногинск-9
Данная работа написана в результате моего труда с детскими хоровыми
коллективами
младшего,
среднего
и
старшего
возраста.
Она
рекомендована для работы преподавателям музыкальных школ и школ
искусств, которые работают с детскими хоровыми коллективами.
Вся система
вокально-хоровых
упражнений
предполагает
следующий объём и порядок расположения учебных задач. В начале на
несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого
дыхания (эти примеры мы уже рассматривали ранее),
звукообразования
(примерные
упражнения
прилагаются),
дикцию
(упражнения
прилагаются) в одноголосном пении.
Вокально-хоровые упражнения организуют и дисциплинируют детей,
способствуют образованию певческих навыков. На распевки и вокализы
на
каждом уроке
отводить по 10-15 минут,
ученики
поют стоя.
Упражнения
надо
тщательно
продумывать
заранее
и
давать
их
систематически. Это позволяет детям работать свободно, не следя за
нотным текстом, выполнять поставленную задачу.
Кантилена – основа пения. Приём обучения петь
legato способствует
закреплению дыхания, развитию широкого цепного дыхания. Плавность в
пении и
необходимость
следить
за скоростью и
одномоментностью
переходов – необходимость
для кантилены
в пении. Stakkato требует
большей
техничности
голоса,
при
опёртом
на
дыхании
звуке.
Чёткая
фиксация
на высоком положении звука и
чистое
интонирование
на
высокой
позиции. На уроках
должны
быть в работе
кантиленные
упражнения, на которых можно отрабатывать крещендо и диминуэндо,
всевозможные динамические оттенки. В работе над вокально-хоровыми
упражнениями
полезно
пробовать удлинять фразы на
дыхание. Дети
должны делать вывод – чем быстрее темп, тем голос должен быть легче,
меньше
работать
связками,
не
«грузить»
каждую
ноту,
а
только
«дотрагиваться»
до неё. Подвижность голоса
и есть
меньшая работа
связок, использование звучания ближе к фальцетному.
На работе с вокально-хоровыми упражнениями достигается успех
сглаживания и ровного звучания голоса во всём диапазоне. Сначала
желательно начать работу в хоре с упражнений с восходящей и
нисходящей мелодией, потом вводятся скачкообразные упражнения с
расширением интервалов.
В работе над вокально-хоровыми упражнениями следует идти очень
медленными шагами, не гнаться за количеством упражнений, а добиваться
качества в малом их количестве (пользы будет больше). Залог успеха при
работе
на
вокально-хоровых
упражнениях
–
«тише
едешь
-
дальше
будешь», но это не относится к разучиваемым песням – их нужно петь
много; в разных темпах, в разных характерах. Желательно опережать по
сложности песнями, тогда дети
будут
чувствовать,
насколько они
продвигаются вперёд в своём творчестве, это будет стимулировать их
профессиональный рост.
Многие педагоги обращаются к пению трезвучий, гамм, отрезков
звукоряда,
как
к
материалу,
облегчающему
процесс
приобретения
основных вокально-технических навыков.
Действительно, использование гамм, трезвучий, мажорного и минорного
звукорядов не лишены оснований. Во- первых, трезвучия и движения по
отдельным отрезкам звукоряда - наиболее типичные обороты встречаются
в вокальных, хоровых произведениях. Поэтому учащиеся должны уметь
правильно и чисто петь мажорный и минорный звукоряды, их отдельные
отрезки и ступени. Упражнения на этом музыкальном материале, развивая
ладовое чувство, способствуют лучшему усвоению песенного репертуара.
Во-вторых, они более удобны
в вокальном
отношении
(особенно пение
звукоряда в нисходящем направлении). Большие скачки, требующие резкой
перестройки голосового аппарата – трудны для исполнения на начальном
этапе обучения.
Основоположник вокальной школы Михаил Иванович Глинка, говоря о
необходимости
«уравнять
все
ноты»,
писал
о
значении
упражнений,
основанных
на
восходящих
и
нисходящих
звукорядах:
«Эти
гаммы
уравняют голос так, что при пении мотива ни одна нота не вскрикнет, а две
будут равны».
В-третьих, данный музыкальный материал, являющийся обычно простым
по
сравнению
с
произведением
даёт
возможность
чётко
выделять,
фиксировать ту, или иную техническую задачу и сосредотачивать на ней
внимание учащихся. Тем не менее, для младшего хора хороший результат
даёт специальный подбор вокально-хоровых упражнений в виде попевок
из народных песен. Например, всем известные украинская народная песня
«Василёк» и русская народная песня «Зайчик, ты зайчик» очень хорошо
поются каноном
а-капелла. Зная очень хорошо мелодию и слова этих
песенок, дети с интересом поют их
без
сопровождения и как бы
в
игровой форме
справляются
с
трудностями
пения
канона
.
Задача
хормейстера
с
помощью упражнений выработать вокально-технические
навыки, а именно:
добиваться хорошей кантилены, петь фразами, следить
за дыханием, поработать над тем или иным техническим приёмом в хоре.
На начальном этапе освоения вокально-технических навыков, большую
пользу
приносят
специальные
вокализы
И.
Вилинской.
Например,
пользуясь
Вокализом
№2
на
развитие
звонкости
голоса,
приближения
звука, уже со второго полугодия дети приобретают навык пения на один
слог две ноты, начинают держать крепкую диафрагму, чётко пропевая
каждую ноту, а чувство лада (1 часть-мажор, 2 часть – минор) усваивается
легче чем
в отдельных упражнениях. Но перед разучиванием
этого
вокализа
с
младшим
хором
желательно
провести
подготовительную
работу: в медленном темпе, на двух соседних нотах первой октавы (ре-ми)
пропевать какой-нибудь слог.
Очень полезный Вокализ №3 на гибкость звуковедения, где в процессе
пения
идёт
незаметное
выравнивание
звуков
грудного
и
головного
регистров. Параллельно может идти работа над нюансами, динамикой и
цепным дыханием.
Но на начальном этапе занятий в хоре огромное место занимают
вокально-хоровые упражнения с очень разносторонними поставленными
задачами. В процессе выработки у учеников вокально-хоровых навыков
весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений можно
разделить на два вида: специальные
и
упражнения
на разучиваемом
материале.
1.Специальные упражнения. Они строятся в соответствии с
уровнем певческого развития детей и степенью их овладения вокально-
хоровыми навыками по принципу:
от простого к сложному. Например;
упражнение на дыхание: на нотах, поднимающихся по полутонам вести
счёт (маленькие дети считают от одного до пяти, а более старшие от одного
до восьми или десяти) на одном дыхании. Систематическое пение этого
упражнения
помогает
детям
развивать
хороший
краткий
вдох
и
на
плавный выдох распределять свои силы до конца счёта чисел.
Первая задача вокально-хоровых
упражнений - плавность
голосоведения. Очень интересные вокально-хоровые упражнения собраны
С. Милявским в книге « Распевание на уроках в младшем хоре». Преследуя
первую
задачу на плавность голосоведения интересны практикуемые
упражнения.
Упражнение№1.Цель:
обучение
детей
быстрому,
незаметному вдоху и вокализации гласного звука «у». Упражнение №2
учит простейшему связному и отрывистому пению. В упражнении №3
гласные петь открытым звуком, приближать «а» к «о». Упражнение №4 –
пропевая
одни
гласные
найти
правильную
певческую
форму
гласного
звука «и», который стоит на сильной доле такта.
Вторая задача - развитие протяжённости дыхания. Работа над
кантиленой и дикцией - решается на упражнении№1- гласные поются
плавно, согласные произносятся
чётко и ясно. Добиваться активности
кончика языка при пении, активного смыкания и размыкания губ, хорошей
артикуляции. Упражнение №2 – петь округлённо, собранно и связно с
ощущением
носового
резонатора.
По
возможности
петь
всю
фразу
на
одном
дыхании.
Упражнение
№3
–
добиваться
лёгкого
пения
с
динамическим усилением к верху. Слоги произносить собранно и легко.
Упражнение
№4
–
цель
этого
упражнения
–
слоги
следует
распевать
плавно, распевно, с применением лёгкой атаки на слог «ля» к твёрдой на
слог «да». Артикуляция свободная и активная. При этом надо следить во
время пения, чтобы не было лишних движений нижней челюсти, так как
артикуляция должна происходить здесь за счёт активности языка.
Третья задача - выработка подвижности голоса. Во всех упражнениях
необходимо
следить
за
подвижностью
исполнения,
за
динамической
гибкостью, кантиленой и отчётливым произношением слогов. Например:
упражнения №1, №2, №3. Очень полезны на уроках вокально-хоровые
упражнения на элементарные навыки многоголосия. Это упражнения №1,
№2.
2.
в
окально-хоровые упражнения на разучиваемом репертуаре.
Упражнения помогают преодолеть конкретные трудности в том или ином
произведении. В отличие от специальных упражнений, упражнения этого
вида не могут быть в такой же мере систематизированы, однако и они
строятся
на
определённой
принципиальной
основе.
Известно,
что
песенный
репертуар
подбирается
соответственно
певческому
развитию
детей и степени их владения вокально-техническими навыками. Навыки,
приобретённые на упражнениях, но не закреплённые и не используемые
полностью
в
используемом
репертуаре,
превращают
технику
хорового
пения в самоцель. Иная картина наблюдается и
в том, что учитель,
проанализировав заранее произведение, видит, что есть наиболее сложные
моменты, намечает план их преодоления, выделяет отдельные такты или
музыкальную
фразу
в
качестве
попевки.
Например:
«Мелодия»
А.
Рубинштейна (2 часть) – хроматический ход мелодии.
Для лучшего понимания задачи вокально-хорового упражнения хорошо
его выписать на доске в тональности удобной в вокальном отношении, с
наименьшим количеством знаков альтерации, а затем идти по секвенции
вверх или вниз. Например, очень хорошие упражнения на навыки пения
многоголосия А. Тюрпку. Его упражнение №1 помогает учить слышать
соседние партии. Упражнение № 2 помогает учить детей
навыкам петь
подвижно,
легко,
слышать
и
чувствовать
ход
терций.
С
помощью
упражнения
№3
у
детей
развивается
чувство
звуковысотности
интервалов, беглость звучания, артикуляция при пении слога «ми».
Вокально-техническая
работа постоянно ведётся в единстве с
воспитанием навыков ансамбля, строя в унисонном хоре. Далее вокально-
хоровые навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются в пении
на два голоса, каноны помогают на начальном этапе многоголосного пения.
Например, упражнение Л. Бетховена « Давайте все вместе гамму петь до
мажор» (С-dur), а впоследствии и трёхголосные упражнения, и каноны
развивают
гармонический
слух
у
поющих.
Все
или
большинство
вокально-хоровых
упражнений
вырабатывают
навыки
и
умения
и
являются
необходимым
средством
передачи
образного
содержания
произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения.
Значение гласных и согласных, дикция и артикуляция при пении.
Почему в распевках применяются конкретные слоги?
Вырабатывая полную слитность унисона, приходиться следить за
точностью пропевания гласных звуков, так как хороший унисон – это
верность интонирования
на чистое пропевание гласного
звука, в
его
сочетании с чётким произношением согласного звука.
В практике нужно знакомить детей со свойствами гласных и согласных
звуков, дать понятие о более трудных слогах для пения. Все гласные всегда
для голоса удобны, а из числа согласных звуков наиболее удобны для пения
«л», «д», «м», «н».
Очень детям нравиться музыкальное правило как нужно петь гласные
звуки.
Н. И. Журавленко «Песенка про гласные»
Для пения гласные звуки важны
И напевны и нежны.
Летят как птицы в синеву
А-Э-И-О-У
Крикливо и громко не надо их петь
Горло может заболеть
Ушки держи начеку
А-Э-И-О-У
Согласная «л» помогает лёгкой атаке звука. Удобный и лёгкий для пения
звук «ля».
«Ля» в пении следует произносить так: «л» - твёрдо, «а» -
мягко. Согласная «д»- облегчает твёрдую атаку звука. Например, на одном
дыхании, на одной ноте петь слоги «да-дэ-ди-до-ду». «Тупые» согласные
«т», «п», «б» в сочетании с гласными полезны для выработки
чёткой
атаки звука.
Носовые «м» и «н» облегчают находить хороший резонатор. Пропевая
часто упражнения на слоги с «м» и «н», учащиеся чище поют закрытым
ртом.
Шипящие согласные – трудные для пения. Из всего этого делается
вывод: согласные звуки в произношении – это чёткость и краткость.
Умение петь вместе, ритмически одновременно произносить слова,
гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь,
чётко
выявлять
метрическую
структуру
произведения
–
является
важнейшим
качеством
хоровых
певцов,
так
как
в
ритмичности
заключается и тот порядок, без которого не может быть решена ни одна
творческая задача. Развитие ритмического чутья
начинается
с первого
урока, с момента работы хора. Начиная с разучиваний вокально-хоровых
упражнений, перед разучиванием песен, сразу желательно приучать детей
чётко оттачивать
метр, ритм
и
проговаривать
текст разучиваемого
упражнения
в
более
подвижном темпе, чем
будет
темп
самого
упражнения.
Например,
упражнение-
песенка
«Жили-были».
Во
время
проговаривания текста добиваться
хорошего ансамбля, одновременного
взятия дыхания в нужном темпе, атаки и снятия звука. Слаженность хора
познаётся
во
вступлении
после
паузы.
Всё
это
добивается
при
тщательной работе на вокально-хоровых упражнениях.
Это мы рассматривали в основном работу с вокально-хоровыми
упражнениями в младшем и среднем хорах, а работа со старшим хором
на вокально-хоровых упражнениях постепенно усложняется. Немного
рассмотрим её. Средний, старший хоры – это переход
от
начального
обучения пению к овладению более сложной исполнительской техникой,
совершенствование полученных вокально-хоровых навыков, серьёзная и
систематическая работа по обучению детей хоровой грамотности,
владение разными видами многоголосия, пение «а капелла». Особое
значение в работе с хором имеют специальные упражнения, которые
позволяют
сконцентрировать внимание
поющих
на
определённых
вокально-хоровых задачах и достигнуть оптимального звучания голоса.
Обычно такие упражнения поются в начале урока. Главное помнить,
что одна из главных задач распевания - настроиться на серьезную
совместную хоровую работу. Поэтому и для учащихся старшего хора все
упражнения должны быть на уроке разнообразны, их не должно быть
много, но они должны быть много раз пропеты. Из урока в урок
нужно работать с одними и теми же упражнениями для того, чтобы
дети уже не следили за мелодией, а выполняли на ее фоне другие,
разные, поставленные педагогом задачи.
Репертуар упражнений нужно менять, но не часто.
Для старших учащихся очень полезен Вокализ №6 на подвижность
голоса, где дети в темпе Allegretto поют триоли, выделяя f и p.
Вокализ №12 на беглость голоса и гибкость звуковедения, очень развивает
голоса учеников в техническом плане, здесь в подвижном темпе поются
шестнадцатые. Нужно назвать и пропеть каждую ноту на её высоте. Этот
Вокализ очень хорошее подспорье в пении шестнадцатых нот в быстром
темпе.
Например:
«Азбука»
В.
Моцарта,
«Аврора»
Г.
Доницетти.
Без
работы с Вокализом №12 не получиться хороших ходов мелодии в этих
произведениях.
Вокально-хоровые упражнения для развития гармонического слуха
детей нужно начинать с устного анализа направления движения
голосов.
Первая задача в 2-хголосном звучании научиться слышать мелодию
нижнего
или
верхнего
голоса. Например,
упражнение № 20. Это
упражнение можно провести в качестве игры (дети с закрытыми
глазами
слушают
упражнения
и
показывают
рукой
направление
движения мелодии сопрано или альта), потом поют это упражнение
сольфеджио.
Упражнение № 21 – играем гармонические интервалы, а потом дети
повторяют звуки. Лучше начинать с пения ч-5, б-6, м-6, б-7, м-7, ч-8.
Интервалы играем для детей в удобной тесситуре.
Упражнение № 2 - с наиболее интонационно устойчивым интервалом-
квинта.
При
исполнении
следим
не
только
за
чистотой
звучания
интервалов, но и за хорошей свободной артикуляцией слогов.
Упражнение № 3 . В упражнение учимся не только чисто интонировать
свою партию, но и подстраивать её к звучанию другой партии. Полезно
упражнения
петь разными
штрихами
и
разными
ритмическими
вариантами.
Упражнение
№
4-
учит
детей
петь
параллельными
терциями
гаммаобразное движение мелодии.
Упражнение № 5- пение гаммы каноном.
Упражнения двухголосные полезны тем, что очень помогают учащимся
чувствовать себя свободно в своей партии в произведениях, слышать
соседние голоса, но не переходить со своей партии в другую. Работая
над
двухголосными
вокально-хоровыми
упражнениями, постоянно
нужно менять местами партии, чтобы сопрано могло петь партию альта
и наоборот. Это хорошая база для выравнивания звука в хоре.
При пении любых
вокально-хоровых
упражнений
всегда нужно
обращать
внимание
певцов
на
качество
их
звукообразования,
звуковедения,
на
свободу
исполнения,
на
красоту
своего
голоса
и
активность дыхания.
Если
руководитель
хора
постоянно работает
с
вокально-хоровыми
упражнениями и ставит определённые задачи, добиваясь чистоты их
выполнения, тогда хор хорошо звучит и имеет свою красоту звука.
Многолетний опыт работы с детскими коллективами показывает, что
вокально-хоровые
упражнения
на
уроке – большое
подспорье в
развитии вокально-технических возможностей учащихся. Благодаря этим
упражнениям
у
детей
расширяется
диапазон
звучания
голоса,
приобретается умение грамотно владеть дыханием во время пения.
Примеры вокально-хоровых упражнений прилагаются.
Прилагаемая литература:
«Уроки пения»- Н. И. Журавленко
«Поёт хоровая школа «Подлипки» - составитель Б. Толочков
И. Вилинская- « Вокализы»
Е. Альбова и Н. Шерементьева «Вокально-хоровые упражнения»
«Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы»- С.
Миловский
«Золотая
библиотека
педагогического
репертуара»-
составители
и
редакторы Б. И. Куликов и Н. В. Аверина